Откуда взялась санитарная авиация РФ?
Первые воздушные суда (это были самолеты), которые стали оснащаться медицинским оборудованием, появились еще в 30-е. Но особый подъем произошел в 60-е, когда страна стала изготавливать вертолеты в производственных масштабах. В 90-е произошел спад по понятным причинам, сегодня санитарная авиация возрождается и довольно быстрыми темпами.

Изначально вопросы перевозки по воздуху больных, раненых находились в ведении субъектов России, каждый из которых решал проблемы самостоятельно. В 2016-м ситуация начала меняться: госбюджет выделил деньги на развитие отрасли. А в 2017 году появился единый оператор – НССА. Именно эта организация выполняет авиационные рейсы во всех регионах страны: дежурство осуществляется круглосуточно. Если где-то у НССА нет своих машин – их нанимают. К 2024-му в руководстве службы считают, что собственные вертолеты у них будут по всей территории России. До конца 2022-го организация получит 66 машин.
Авиапарк НССА
В санитарной службе РФ используют пару моделей винтокрылых машин: Ми-8 (АМТ, МТВ-1) и «Ансат». Название последней машины, сделанной в Казани, переводится с татарского, как «легкий», «простой».
Ми-8
Вертолет, разработанный в 60-е, используется в отдаленных регионах, где имеются труднодоступные зоны на большом расстоянии. Стоит заметить: Ми-8 – надежная машина, зарекомендовавшая себя с лучшей стороны на протяжении десятилетий. При оснащении вертолета дополнительным оборудованием, на борт можно поднять до 4-х тяжелобольных или 20 легких. Учитывая способность Ми-8 преодолевать длинные (дальность – 610 км при скорости до 250 км/ч) и сложные маршруты, в основном он используется в Сибири, Арктике (с 2020-го это Ми-8 АМТ) и на Дальнем Востоке.

Вертолет имеет множество модификаций, «заточенных» под конкретную страну.
Для Малайзии – машина с системой кондиционирования и баллонетами, позволяющими садиться на воду. Для Бразилии – вариант с повышенной защитой от лесных пожаров и т. д.
«Ансат»
Машина сделана по традиционной схеме: один винт основной и второй – сзади. Вертолет был разработан в 90-е, первый полет совершил в 1999-м, а в 2004-м получил летный сертификат. Воздушное судно впервые в ГА РФ оснащено цифровой системой управления вместо «классической» механики. Машина пилотируется как в автоматическом, так и ручном режиме при самых различных метеоусловиях.

Если сравнивать с Ми-8, «Ансат» имеет серьезное преимущество: он способен работать в городских условиях – может садиться на небольшие неподготовленные площадки.

Медицинский модуль вертолета позволяет провести необходимые срочные процедуры, дающие возможность уложиться в тот самый «золотой час», когда жизнь пациента зависит от скорости предоставления ему медицинской помощи.

Сегодня уже разработаны более совершенные модификации этого вертолета – в частности, «Ансат-М». Эта машина призвана устранить главный недостаток модели – малую дальность. Если предыдущий вариант машина преодолевал 505 км, то у новой версии этот параметр составляет уже 604 км при максимальной взлетной массе 3,8 т. Даже более того: опытный полет модифицированной машины состоялся еще в конце 2020-го. Тогда вертолет, благодаря применению усовершенствованной топливной системы, пролетел 800 км. Первый заказчик «Ансат-М» – компания «Полярные авиалинии».