Газ-52/53 - незаменимый «трудяга» народного хозяйства
Грузовики ГАЗ и ЗиЛ тесно связаны с советскими стройками, колхозами и прочими отраслями народного хозяйства. Да что там, до 2000 года «Газоны» и «Зилки» однозначно превалировали над всякими грузовичками иностранного производства!
Да и сейчас, нет-нет, да промелькнет на улице знакомый с детства самосвал или бортовой автомобиль с голубой, синей или оливковой кабиной.
Про ЗиЛ-130 мы расскажем в одной из наших последующих статей, а сегодня все внимание будет уделено «Газончику» – честному трудяге советских, российских и СНГ-овских строек – ГАЗ-52/53.
Разработка нового семейства среднетоннажных грузовиков на Горьковском автомобильном заводе началась еще в конце 1950-х годов.
Тогда инженеры и конструкторы работали над целым поколением ГАЗ:
ГАЗ-52 был главным автомобилем в семействе, он должен был заменить на конвейере 51-ую модель, устаревшую к тому времени как технически, так и внешне.
При разработке грузовика ставилась конкретная задача – сделать развозной автомобиль для города и села. Ни о каком использовании ГАЗ-52 для междугородних перевозок не могло быть и речи, если только в силу производственной необходимости.
Машина с грузоподъемностью 2,5 тонны должна была быть:
Уже в 1954 году появился первый ГАЗ-51 с новой кабиной и оперением, но модель тогда в серию не пошла – не успели подготовиться.
Обновленный грузовик развивал скорость всего 70 км/ч, как и старая версия. Это не устраивало Министерство автомобильного транспорта. Горьковскому заводу поручили в строчном порядке доработать машину, или запустить в серию ГАЗ-52.
Вот только серьезно возрос и расход топлива, а это было неприемлемо, несмотря на то, что считается, будто в СССР бензин никто не жалел.
В итоге предложено решение устанавливать на грузовики новые двигатели с форкамерно-факельным зажиганием. Мотор позволил увеличить мощность с 70 до 85 л. с., при приемлемом расходе и возможности использовать 66 бензин. Вот только сложным этот двигатель оказался в производстве и от него в итоге отказались.
Получается, что ГАЗ-52 – это просто доработанная 51-ая модель, с новой кабиной и форсированным мотором.
Изначально грузовик с повышенной грузоподъемностью не планировалось делать новым семейством. Но понадобились автомобили до 4 тонн, поэтому была разработана модель ГАЗ-52Г.
Испытания показали, что машина не способна перевозить такие грузы:
От серийного производства ГАЗ-52Г отказались, зато эти наработки послужили базой для создания новой модели грузовика. Он получил двигатель ГАЗ-13 – V8 от на 115 л. с. Пришлось усиливать раму, подвеску, устанавливать новые шины, поработать с трансмиссией. В итоге получился ГАЗ-53.
Грузовики первое время оснащались моторами модели 51А, только с 1964 года на них начали массово ставить двигатели ЗМЗ-53 с рабочим объемом 4,25 литра и мощностью 115 л. с.
Все автомобили Горьковского завода быстро поделись по грузоподъемности:
Для 52 модели вроде как места и не оставалось в гамме, но она смогла удержаться. Дело в том, что шестицилиндрового двигателя было недостаточно для трехтонки ГАЗ-53Ф. Исходя из ситуации, модель заменили на 52-03 с грузоподъемностью 2,5 тонны. Случилось это в 1966 году.
Такое решение позволило отказаться и от ГАЗ-51А, которому теперь тоже не оставалось места в производственной гамме, новая модель превосходила его по всем параметрам. Но в итоге старый грузовик пережил модификацию 52-03 на один год. В 1975 г. ГАЗ-51А ушел на покой, его заменили на модель 52-04.
Многие помнят юркие голубые «Газоны», которые прочно ассоциируются с детством. А ведь такой цвет у ГАЗ-52/53 появился только в 1978 году! Связано это с политическими мотивами – дескать, грузовики гражданские, нечего их красить в темно-оливковый цвет! СССР должен ассоциироваться с чем-то радостным, типа ясного голубого неба!
В этом же году на крышах кабин грузовиков ГАЗ-52/53 появляется выштамповка.
Что касается ГАЗ-52, то там все с точностью до наоборот – они получили задний мост от «старичка» 51А.
Изменения по годам:
В 1993 году выпуск ГАЗ-52/53 был полностью прекращен. В этом году им на смену пришло семейство четвертого поколения – 3306/07/09.
Некоторые знатоки утверждают, что ГАЗ-52 все же сумел продержаться на конвейере до 1995 года, в качестве модификаций 3306 и 33061. Но это спорное утверждение, так как от старенькой 52 там только шасси.
В России до сих пор в продаже встречаются ГАЗ-52, модификаций 53 раза в три больше. В принципе, все это соответствует количеству выпущенных грузовиков.
Цены на эти автомобили практически не отличаются – от 60 000 рублей, хотя ГАЗ-52 можно найти больше именно по низкой планке. Самая высокая стоимость на машины таких модификаций – это около 350 000 р.
Покупать грузовик сейчас – идея так себе. С обслуживанием и ремонтом проблем особых не будет, но аппетит советских двигателей впечатляет. Шестицилиндровый мотор легко переваливает за 20 литров в городе и за 25 на плохой дороге. V8 на ГАЗ-53 в этом плане еще хуже – от 25 до 40 л.
Есть вариант установить дизельный двигатель Д-240 или Д-245, тогда расход будет до 20 литров солярки.
Кому можно посоветовать старый советский грузовик в настоящее время? Скорее тому, кто с тоской вспоминает детство или юность! Для работы эти машины не очень годятся из-за высокого расхода топлива и малой грузоподъемности.
А вот для большого хозяйства, где автомобилю придется выезжать на короткие дистанции пару раз в неделю, он подойдет. На ГАЗ-52/53 можно ездить по лесным и полевым дорогам, не боясь застрять, ведь эта техника делалась именно с расчетом на сельскую местность.
Главное при покупке смотреть, чтобы под капотом не оказался V8 от 53-ей модели – такое бывает у двух грузовиков из трех. Найти «родной» ГАЗ-52 сложно, в основном продаются некие сборные солянки из нескольких моделей.
Но для души в принципе неважно, какую именно модификацию выбрать – главное, чтобы грузовик был в хорошем состоянии. Если удастся сохранить еще лет 50, то ваши внуки заработают на таком автомобиле, продав его коллекционерам.
Да и сейчас, нет-нет, да промелькнет на улице знакомый с детства самосвал или бортовой автомобиль с голубой, синей или оливковой кабиной.
Про ЗиЛ-130 мы расскажем в одной из наших последующих статей, а сегодня все внимание будет уделено «Газончику» – честному трудяге советских, российских и СНГ-овских строек – ГАЗ-52/53.
История появления
Разработка нового семейства среднетоннажных грузовиков на Горьковском автомобильном заводе началась еще в конце 1950-х годов.
Тогда инженеры и конструкторы работали над целым поколением ГАЗ:
- ? 52
- ? 56
- ? 62
- ? 66
ГАЗ-52 был главным автомобилем в семействе, он должен был заменить на конвейере 51-ую модель, устаревшую к тому времени как технически, так и внешне.
Шасси ГАЗ-52. Фото: Youtube.com
При разработке грузовика ставилась конкретная задача – сделать развозной автомобиль для города и села. Ни о каком использовании ГАЗ-52 для междугородних перевозок не могло быть и речи, если только в силу производственной необходимости.
Машина с грузоподъемностью 2,5 тонны должна была быть:
- ? Маневренной
- ? Проходимой
- ? Отличаться плавностью хода
Уже в 1954 году появился первый ГАЗ-51 с новой кабиной и оперением, но модель тогда в серию не пошла – не успели подготовиться.
Обновленный грузовик развивал скорость всего 70 км/ч, как и старая версия. Это не устраивало Министерство автомобильного транспорта. Горьковскому заводу поручили в строчном порядке доработать машину, или запустить в серию ГАЗ-52.
Первоначально инженеры пошли простым путем – установили на старый двигатель карбюратор от легкового автомобиля ЗиМ, что позволило увеличить мощность с 70 до 90 л. с. Соответственно, увеличилась и максимальная скорость машины.
Вот только серьезно возрос и расход топлива, а это было неприемлемо, несмотря на то, что считается, будто в СССР бензин никто не жалел.
В итоге предложено решение устанавливать на грузовики новые двигатели с форкамерно-факельным зажиганием. Мотор позволил увеличить мощность с 70 до 85 л. с., при приемлемом расходе и возможности использовать 66 бензин. Вот только сложным этот двигатель оказался в производстве и от него в итоге отказались.
ГАЗ-52Г, в серию он не пошел. Фото: Youtube.com
В результате всех доработок, было решено оставить мотор от ГАЗ-51А, форсировав его до 75 л. с. Это шестицилиндровый двигатель с рабочим объемом 3,5 литра.
Получается, что ГАЗ-52 – это просто доработанная 51-ая модель, с новой кабиной и форсированным мотором.
Рождение ГАЗ-53
Изначально грузовик с повышенной грузоподъемностью не планировалось делать новым семейством. Но понадобились автомобили до 4 тонн, поэтому была разработана модель ГАЗ-52Г.
Испытания показали, что машина не способна перевозить такие грузы:
- ? Мощности двигателя не хватало
- ? Максимальная скорость передвижения снижалась
- ? Рама трескалась на плохих дорогах
От серийного производства ГАЗ-52Г отказались, зато эти наработки послужили базой для создания новой модели грузовика. Он получил двигатель ГАЗ-13 – V8 от на 115 л. с. Пришлось усиливать раму, подвеску, устанавливать новые шины, поработать с трансмиссией. В итоге получился ГАЗ-53.
ГАЗ-52-03. Фото: Youtube.com
Грузовики первое время оснащались моторами модели 51А, только с 1964 года на них начали массово ставить двигатели ЗМЗ-53 с рабочим объемом 4,25 литра и мощностью 115 л. с.
Как от ГАЗ-52 чуть было не отказались
Все автомобили Горьковского завода быстро поделись по грузоподъемности:
- ? ГАЗ-51А – 2,5 тонны
- ? Модификация 53Ф перевозила 3 т.
- ? 53А брал на борт 4 т.
Для 52 модели вроде как места и не оставалось в гамме, но она смогла удержаться. Дело в том, что шестицилиндрового двигателя было недостаточно для трехтонки ГАЗ-53Ф. Исходя из ситуации, модель заменили на 52-03 с грузоподъемностью 2,5 тонны. Случилось это в 1966 году.
ГАЗ-53А. Получил знак качества, между прочим! Фото: Youtube.com
Такое решение позволило отказаться и от ГАЗ-51А, которому теперь тоже не оставалось места в производственной гамме, новая модель превосходила его по всем параметрам. Но в итоге старый грузовик пережил модификацию 52-03 на один год. В 1975 г. ГАЗ-51А ушел на покой, его заменили на модель 52-04.
Модернизации семейства ГАЗ-52/53
Многие помнят юркие голубые «Газоны», которые прочно ассоциируются с детством. А ведь такой цвет у ГАЗ-52/53 появился только в 1978 году! Связано это с политическими мотивами – дескать, грузовики гражданские, нечего их красить в темно-оливковый цвет! СССР должен ассоциироваться с чем-то радостным, типа ясного голубого неба!
В этом же году на крышах кабин грузовиков ГАЗ-52/53 появляется выштамповка.
Модернизация 1983 года серьезно разделила автомобили одного семейства. ГАЗ-53 стал прочнее, мощнее, способный перевозить больше груза. Для этого двигатель усовершенствовали, а узлы усилили.
Что касается ГАЗ-52, то там все с точностью до наоборот – они получили задний мост от «старичка» 51А.
Такая вот подметально-моечная машина на шасси ГАЗ-53. Фото: Youtube.com
Изменения по годам:
- ? 1984 – упрощенные бамперы и новая облицовка
- ? 1986 – другая оптика (это не касается модели ГАЗ-52), большие зеркала
- ? 1989 – снятие с производства короткобазных 52-ых модификаций
В 1993 году выпуск ГАЗ-52/53 был полностью прекращен. В этом году им на смену пришло семейство четвертого поколения – 3306/07/09.
Некоторые знатоки утверждают, что ГАЗ-52 все же сумел продержаться на конвейере до 1995 года, в качестве модификаций 3306 и 33061. Но это спорное утверждение, так как от старенькой 52 там только шасси.
Цены на ГАЗ-52/53 сейчас
В России до сих пор в продаже встречаются ГАЗ-52, модификаций 53 раза в три больше. В принципе, все это соответствует количеству выпущенных грузовиков.
ГАЗ-52-04. Фото: Youtube.com
Цены на эти автомобили практически не отличаются – от 60 000 рублей, хотя ГАЗ-52 можно найти больше именно по низкой планке. Самая высокая стоимость на машины таких модификаций – это около 350 000 р.
Покупать грузовик сейчас – идея так себе. С обслуживанием и ремонтом проблем особых не будет, но аппетит советских двигателей впечатляет. Шестицилиндровый мотор легко переваливает за 20 литров в городе и за 25 на плохой дороге. V8 на ГАЗ-53 в этом плане еще хуже – от 25 до 40 л.
Есть вариант установить дизельный двигатель Д-240 или Д-245, тогда расход будет до 20 литров солярки.
Зачем нужен ГАЗ-52/53 сейчас?
Кому можно посоветовать старый советский грузовик в настоящее время? Скорее тому, кто с тоской вспоминает детство или юность! Для работы эти машины не очень годятся из-за высокого расхода топлива и малой грузоподъемности.
А вот для большого хозяйства, где автомобилю придется выезжать на короткие дистанции пару раз в неделю, он подойдет. На ГАЗ-52/53 можно ездить по лесным и полевым дорогам, не боясь застрять, ведь эта техника делалась именно с расчетом на сельскую местность.
Кстати, так как вряд ли в личном подсобном хозяйстве или фермеру придется возить грузы более 2 тонн, рекомендуется брать ГАЗ-52. Этот автомобиль экономичнее, да и тяга у него на низах лучше, проходимость выше.
Главное при покупке смотреть, чтобы под капотом не оказался V8 от 53-ей модели – такое бывает у двух грузовиков из трех. Найти «родной» ГАЗ-52 сложно, в основном продаются некие сборные солянки из нескольких моделей.
Мусоровоз на шасси ГАЗ-53. Фото: Youtube.com
Но для души в принципе неважно, какую именно модификацию выбрать – главное, чтобы грузовик был в хорошем состоянии. Если удастся сохранить еще лет 50, то ваши внуки заработают на таком автомобиле, продав его коллекционерам.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...