Газ-52/53 - незаменимый «трудяга» народного хозяйства
6 735

Газ-52/53 - незаменимый «трудяга» народного хозяйства

Грузовики ГАЗ и ЗиЛ тесно связаны с советскими стройками, колхозами и прочими отраслями народного хозяйства. Да что там, до 2000 года «Газоны» и «Зилки» однозначно превалировали над всякими грузовичками иностранного производства!


Да и сейчас, нет-нет, да промелькнет на улице знакомый с детства самосвал или бортовой автомобиль с голубой, синей или оливковой кабиной.
Про ЗиЛ-130 мы расскажем в одной из наших последующих статей, а сегодня все внимание будет уделено «Газончику» – честному трудяге советских, российских и СНГ-овских строек – ГАЗ-52/53.

История появления


Разработка нового семейства среднетоннажных грузовиков на Горьковском автомобильном заводе началась еще в конце 1950-х годов.

Тогда инженеры и конструкторы работали над целым поколением ГАЗ:

  • ? 52
  • ? 56
  • ? 62
  • ? 66


ГАЗ-52 был главным автомобилем в семействе, он должен был заменить на конвейере 51-ую модель, устаревшую к тому времени как технически, так и внешне.

Газ-52/53 - незаменимый «трудяга» народного хозяйстваШасси ГАЗ-52. Фото: Youtube.com


При разработке грузовика ставилась конкретная задача – сделать развозной автомобиль для города и села. Ни о каком использовании ГАЗ-52 для междугородних перевозок не могло быть и речи, если только в силу производственной необходимости.

Машина с грузоподъемностью 2,5 тонны должна была быть:

  • ? Маневренной
  • ? Проходимой
  • ? Отличаться плавностью хода


Уже в 1954 году появился первый ГАЗ-51 с новой кабиной и оперением, но модель тогда в серию не пошла – не успели подготовиться.
Обновленный грузовик развивал скорость всего 70 км/ч, как и старая версия. Это не устраивало Министерство автомобильного транспорта. Горьковскому заводу поручили в строчном порядке доработать машину, или запустить в серию ГАЗ-52.

Первоначально инженеры пошли простым путем – установили на старый двигатель карбюратор от легкового автомобиля ЗиМ, что позволило увеличить мощность с 70 до 90 л. с. Соответственно, увеличилась и максимальная скорость машины.


Вот только серьезно возрос и расход топлива, а это было неприемлемо, несмотря на то, что считается, будто в СССР бензин никто не жалел.
В итоге предложено решение устанавливать на грузовики новые двигатели с форкамерно-факельным зажиганием. Мотор позволил увеличить мощность с 70 до 85 л. с., при приемлемом расходе и возможности использовать 66 бензин. Вот только сложным этот двигатель оказался в производстве и от него в итоге отказались.

ГАЗ-52Г, в серию он не пошел. Фото: Youtube.com


В результате всех доработок, было решено оставить мотор от ГАЗ-51А, форсировав его до 75 л. с. Это шестицилиндровый двигатель с рабочим объемом 3,5 литра.


Получается, что ГАЗ-52 – это просто доработанная 51-ая модель, с новой кабиной и форсированным мотором.

Рождение ГАЗ-53


Изначально грузовик с повышенной грузоподъемностью не планировалось делать новым семейством. Но понадобились автомобили до 4 тонн, поэтому была разработана модель ГАЗ-52Г.

Испытания показали, что машина не способна перевозить такие грузы:

  • ? Мощности двигателя не хватало
  • ? Максимальная скорость передвижения снижалась
  • ? Рама трескалась на плохих дорогах


От серийного производства ГАЗ-52Г отказались, зато эти наработки послужили базой для создания новой модели грузовика. Он получил двигатель ГАЗ-13 – V8 от на 115 л. с. Пришлось усиливать раму, подвеску, устанавливать новые шины, поработать с трансмиссией. В итоге получился ГАЗ-53.

ГАЗ-52-03. Фото: Youtube.com


Грузовики первое время оснащались моторами модели 51А, только с 1964 года на них начали массово ставить двигатели ЗМЗ-53 с рабочим объемом 4,25 литра и мощностью 115 л. с.

Как от ГАЗ-52 чуть было не отказались



Все автомобили Горьковского завода быстро поделись по грузоподъемности:

  • ? ГАЗ-51А – 2,5 тонны
  • ? Модификация 53Ф перевозила 3 т.
  • ? 53А брал на борт 4 т.


Для 52 модели вроде как места и не оставалось в гамме, но она смогла удержаться. Дело в том, что шестицилиндрового двигателя было недостаточно для трехтонки ГАЗ-53Ф. Исходя из ситуации, модель заменили на 52-03 с грузоподъемностью 2,5 тонны. Случилось это в 1966 году.

ГАЗ-53А. Получил знак качества, между прочим! Фото: Youtube.com


Такое решение позволило отказаться и от ГАЗ-51А, которому теперь тоже не оставалось места в производственной гамме, новая модель превосходила его по всем параметрам. Но в итоге старый грузовик пережил модификацию 52-03 на один год. В 1975 г. ГАЗ-51А ушел на покой, его заменили на модель 52-04.

Модернизации семейства ГАЗ-52/53


Многие помнят юркие голубые «Газоны», которые прочно ассоциируются с детством. А ведь такой цвет у ГАЗ-52/53 появился только в 1978 году! Связано это с политическими мотивами – дескать, грузовики гражданские, нечего их красить в темно-оливковый цвет! СССР должен ассоциироваться с чем-то радостным, типа ясного голубого неба!

В этом же году на крышах кабин грузовиков ГАЗ-52/53 появляется выштамповка.

Модернизация 1983 года серьезно разделила автомобили одного семейства. ГАЗ-53 стал прочнее, мощнее, способный перевозить больше груза. Для этого двигатель усовершенствовали, а узлы усилили.


Что касается ГАЗ-52, то там все с точностью до наоборот – они получили задний мост от «старичка» 51А.

Такая вот подметально-моечная машина на шасси ГАЗ-53. Фото: Youtube.com


Изменения по годам:

  • ? 1984 – упрощенные бамперы и новая облицовка
  • ? 1986 – другая оптика (это не касается модели ГАЗ-52), большие зеркала
  • ? 1989 – снятие с производства короткобазных 52-ых модификаций


В 1993 году выпуск ГАЗ-52/53 был полностью прекращен. В этом году им на смену пришло семейство четвертого поколения – 3306/07/09.
Некоторые знатоки утверждают, что ГАЗ-52 все же сумел продержаться на конвейере до 1995 года, в качестве модификаций 3306 и 33061. Но это спорное утверждение, так как от старенькой 52 там только шасси.

Цены на ГАЗ-52/53 сейчас


В России до сих пор в продаже встречаются ГАЗ-52, модификаций 53 раза в три больше. В принципе, все это соответствует количеству выпущенных грузовиков.

ГАЗ-52-04. Фото: Youtube.com


Цены на эти автомобили практически не отличаются – от 60 000 рублей, хотя ГАЗ-52 можно найти больше именно по низкой планке. Самая высокая стоимость на машины таких модификаций – это около 350 000 р.

Покупать грузовик сейчас – идея так себе. С обслуживанием и ремонтом проблем особых не будет, но аппетит советских двигателей впечатляет. Шестицилиндровый мотор легко переваливает за 20 литров в городе и за 25 на плохой дороге. V8 на ГАЗ-53 в этом плане еще хуже – от 25 до 40 л.

Есть вариант установить дизельный двигатель Д-240 или Д-245, тогда расход будет до 20 литров солярки.

Зачем нужен ГАЗ-52/53 сейчас?


Кому можно посоветовать старый советский грузовик в настоящее время? Скорее тому, кто с тоской вспоминает детство или юность! Для работы эти машины не очень годятся из-за высокого расхода топлива и малой грузоподъемности.

А вот для большого хозяйства, где автомобилю придется выезжать на короткие дистанции пару раз в неделю, он подойдет. На ГАЗ-52/53 можно ездить по лесным и полевым дорогам, не боясь застрять, ведь эта техника делалась именно с расчетом на сельскую местность.

Кстати, так как вряд ли в личном подсобном хозяйстве или фермеру придется возить грузы более 2 тонн, рекомендуется брать ГАЗ-52. Этот автомобиль экономичнее, да и тяга у него на низах лучше, проходимость выше.


Главное при покупке смотреть, чтобы под капотом не оказался V8 от 53-ей модели – такое бывает у двух грузовиков из трех. Найти «родной» ГАЗ-52 сложно, в основном продаются некие сборные солянки из нескольких моделей.

Мусоровоз на шасси ГАЗ-53. Фото: Youtube.com


Но для души в принципе неважно, какую именно модификацию выбрать – главное, чтобы грузовик был в хорошем состоянии. Если удастся сохранить еще лет 50, то ваши внуки заработают на таком автомобиле, продав его коллекционерам.
Какой грузовик лучше – ГАЗ-52 или ГАЗ-53?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас