Как обнаружить неисправность
Если вы часто выезжаете за пределы магистралей и передвигаетесь по неровной грунтовке, стук, свидетельствующий об износе детали быстро «вылезет наружу». Иное дело – спокойная езда по гладкому асфальту. В этом случае постоянного стука не будет – он проявляется время от времени и с чем связан, не сразу понятно. Определить «виновницу» можно на скорости 90-100 км/ч: авто станет раскачивать (как будто из-за ветра), управляемость ухудшится: создается впечатление, что дорога скользкая. При меньшей скорости все нормально. Но когда наконечник подойдет к последней стадии износа, появятся конкретные признаки:
- ✪ биение и вибрация, повышенное усилие при вращении руля
- ✪ большой его люфт
- ✪ частое глухое постукивание на поворотах и при проезде неровностей
Проверка состояния наконечника
Загоните машину на смотровую яму или воспользуйтесь подъемником. Осмотрите узел и в первую очередь пыльники. Если чехол порван, значит, в наконечник попадала грязь, влага, которые и вызвали преждевременный износ детали. Если пыльники целы, тестирование проводится по-иному. Поставьте авто на домкрат, подстрахуйтесь подставками. Далее:
- ? Возьмитесь за колесо в районе «3» и «9» часов, покачайте, чтобы проверить люфт – его наличие говорит о необходимости замены наконечника (при условии нормального состояния ступичного подшипника)
- ? Другой способ – ухватитесь за рулевую тягу ближе к колесу и попытайтесь раскачать ее, люфт укажет на износ наконечника
- ? Третий метод подразумевает демонтаж запчасти – если палец шарнира свободно болтается в посадочном месте, покупайте новую деталь
- ? Также можно попросить помощника сесть в авто и покрутить рулем – под машиной посмотрите на ход запчасти с целью выявления люфта
Если рулевые наконечник вовремя не заменить
Может сложиться чрезвычайно опасная ситуация. В худшем случае палец вырвет из посадочного места. Тогда машина станет абсолютно неуправляемой. Если все произойдет на высокой скорости – вероятность ДТП максимальна. Невнимание к состоянию наконечников вызывает и технические проблемы:
- ✪ нарушаются развал и схождение (углы установки колес)
- ✪ покрышки изнашиваются неравномерно и быстро
- ✪ на рулевую рейку повышается нагрузка, что выводит ее из строя раньше времени
Выбор новых рулевых наконечников
Рынок предлагает обширный ассортимент этих деталей. Сразу стоит сказать: менять необходимо пару наконечников: левый и правый. Иначе после износа и замены второго придется снова делать развал-схождение, что стоит денег. Какие наконечники пользуются наибольшей популярностью среди российских автовладельцев?
Lemforder
Производство – Германия. Деталь отличается высоким качеством, устойчивостью к коррозии. В комплект продажи входит гайка, хомут. Владельцы авто, установившие данный рулевой наконечник, утверждают, что деталь от этого производителя «ходит» дольше, чем «конвейерская». Срок службы Lemforder достигает 200 тыс. км.
Наконечник Lemforder в упаковке. Средняя стоимость модели 10249 02: 1413 руб. Фото: YouTube com.
MOOG
Страна происхождения бренда – США. Деталь изготавливается из стали, закаленной при помощи высокочастотного индукционного нагрева. Такая технология увеличивает ресурс и прочность. Для изготовления вкладыша применено углеволокно, что уменьшило радиальное смещение почти наполовину. Наконечники покрыты цинк-ламельным составом, предохраняющим от коррозии. В подшипниках – особая синтетическая смазка. Гарантия на изделие – 75 тыс. км пробега.
TRW
Немецкая компания, выпускающая рулевые наконечники, в которых риск вырывания пальца из посадочного места сведен к минимуму. Также производитель усилил защиту изделия от попадания внутрь пыли, влаги и грязи: чехол обжат парой металлических колец, присутствует дополнительный буртик. Торец пальца имеет отверстие под шестигранник, что облегчает демонтаж детали (можно даже обойтись и без съемника). Производителем заявлен эксплуатационный ресурс от 40 до 70 тыс. км пробега.
CTR
Южнокорейская фирма предлагает наконечники, соответствующие стандарту ISO 9001/9002. Деталь отличается высоким качеством чехла наконечника: у резины полностью отсутствует характерный неприятный запах. При этом пыльник вклеен в специальный паз. Дополняет герметичность металлическое кольцо, покрытое антикоррозийным составом и надежно прижатое к кулаку. Гарантия на изделие – до 40 тыс. км пробега.
RTS
Испанская компания, изготавливающая рулевые наконечники, предназначенные для эксплуатации на любых дорогах. Производство оснащено роботизированным оборудованием, контролируемым компьютерной многоступенчатой системой. Детали подвергаются тестированию в условиях предельных нагрузок при высоких и низких температурах. Наконечники сертифицированы по ISO9000, заявленный производителем ресурс – 50 тыс. км пробега.
Наконечник TRW RTS в упаковке для Reno Duster. Средняя стоимость: 850 руб. Фото: YouTube. com.
NK (Nordjysk Kobling)
Датская компания, выпускающая наконечники, сделанные из прочной стали и покрытые антикоррозийным составом. Пыльник изготовлен из резины, устойчивой к агрессивной среде. Для обеспечения герметичности чехол помещен в специальный паз. В комплекте поставки идет фланцевая гайки, сделанная из металла повышенной прочности. Запчасть сертифицирована согласно стандарта ISO 9001. Производитель гарантирует минимальный ресурс изделия в 40 тыс. км пробега. Пользователи отмечают надежность пыльников, но на рынке встречается множество подделок под данный бренд.
Наконечник NK для BMW 1 и 3 серий. Средняя стоимость: 1085 руб. Фото: ЯндексМаркет.
Как увеличить ресурс рулевых наконечников
Чтобы продлить срок службы этих деталей, достаточно придерживаться несложных правил, связанных с эксплуатацией автомобиля:
- ✪ не крутите без надобности руль на неподвижной машине
- ✪ объезжайте любые серьезные препятствия, неровности, ямки на дорожной поверхности, не заскакивайте на бордюр, одновременно выворачивая руль
- ✪ если дорога плохая, передвигайтесь по ней с небольшой скоростью
- ✪ каждые 15 тыс. км пробега осматривайте пыльники – при обнаружении разрывов меняйте
Если у вас стоит бюджетное изделие, вряд ли в нем будет достаточно смазки. Поэтому перед установкой рекомендуется снять чехол и при необходимости добавить внутрь ЛИТОЛ24 или иной подходящий состав.
Трудности при самостоятельной замене
Крайне не рекомендуется покупать дешевые, низкокачественные наконечники. Во-первых, их не хватит и на 20 тыс. км пробега, а во-вторых после замены снова придется делать развал-схождение, т. е. налицо дополнительные финансовые траты. Также не стоит «соблазняться» на недорогие восстановленные запчасти.
Проблемы обычно возникают при демонтаже старых наконечников, «намотавших» не один десяток тысяч километров. В таких случаях понадобится специальный съемник, который вряд ли есть у обычного автовладельца. Можно воспользоваться и монтажкой с молотком: но в случае отсутствия опыта есть риск повредить соседние детали.