Электропоезда «Иволга» с асинхронным приводом
Еще в советские времена конструкторы двигателей для электропоездов пришли к однозначному выводу. Опытным путем удалось установить заметное преимущество асинхронного привода над коллекторными. Результаты испытаний показали не только простоту их обслуживания, но и гораздо большую надежность. Поэтому уже в 70-х годах полученные выводы начали внедрять на практике.
Первым пробным шаром стала электричка ЭР9А-306. Эту 8-вагонную конструкцию начали собирать на Рижском вагоностроительном заводе в 1970 году. Силовую установку АТЭД для этого состава разработали специалисты ВНИИ электромеханики. Но первый опыт оказался неудачным. Причиной стала сложность работы конструкции, которая заключалась в одновременном функционале нескольких тяговых двигателей и преобразователя. Поэтому до серийного выпуска новой электрички так и не дошло.
Похожая судьба постигла и ЭТ2А, собранного на ТорВЗ. Ненадежность приводов стала препятствием на его пути к полноценной эксплуатации. В результате вагоны ЭТ2А решили попросту разукомплектовать. Параллельно с ним создавался асинхронный «Сокол-250», который, к сожалению, не прошел даже испытания.
Исправляться ситуация с чередой неудач стала только в начале десятых годов нынешнего тысячелетия. «Четвертую» модель ТорВЗ, наконец, признали полноценной. Она была разрешена к эксплуатации с 2012 года, став, по сути, первый российским поездом с АТЭД. Конечно, поезда с таким типом привода являлись довольно распространенным транспортом для метрополитенов. А вот в наземном железнодорожном сообщении состав из Торжка стал первооткрывателем. Однако финансовые сложности предприятия позволило собрать всего лишь 3 электропоезда данной серии.
Все началось в 2013 году. Тогда приняли решение о перепрофилировании Малого кольца Московской ж/д. Эту дорогу планировалось электрифицировать для пассажирских перевозок. Поэтому, естественно, встал вопрос о подвижном составе, для их выполнения. К будущим кандидатам предъявлялись следующие требования:
✅ соответствие внутригородским перевозкам по типу метрополитена
✅ бестамбурный салон с площадками для инвалидов
✅ широкие входные двери
✅ отличная динамика разгона и торможения
✅ просторные туалеты
Ни один из имеющихся в стране на тот момент составов не подходил по своим параметрам. Сначала внимание на себя обратили поезда семейства «Ласточка». Но их забраковали, по причине высокого количества импортных деталей и дороговизны производства. Стало понятно, что необходимо найти предприятие, готовое изготовить новый электропоезд, соответствующий повышенным требованиям.
Главный конструктор проекта И. Ермишкин ставил целью создание недорогого, максимально из отечественных деталей, универсального состава для местных и межрегиональных перевозок. Через несколько месяцев уже представили макет части головного вагона с начинкой кабины машиниста и пассажирским отсеком. Его показали нескольким группам профильных специалистов и даже отправили для участие в выставке на ВДНХ.
Параллельно проводились работы по созданию опытного образца. К концу года в Твери была готова новая 5-вагонная конструкция. Весной 2015 года состав, состоящий из двух головных и трех моторных промежуточных вагонов, отправился на испытания. В конце того же года появился второй подобный поезд, который имел вместо третьего моторного вагона один промежуточный.
В теории все выглядело очень гладко. Пройдя весь цикл сертификационных испытаний и получив заказ от Московской дороги, можно смело начинать серийное производство составов для использования на Малом кольце. Казалось, что в течение 2015 года все эти вопросы можно успешно решить. Но процесс сертификации растянулся еще более чем на год. Поэтому, на этом этапе, «Ласточка» обскакала (хотя, учитывая названия поездов, скорее подошло бы выражение облетела) конкурентов, став первым поездом, закупленным для МЖД.
Все же в середине 2016 года вопрос с сертификацией соответствия техрегламента Таможенного союза нового электропоезда «Иволга» решился положительно. Поэтому к концу года оба состава перекрасили в фирменные цвета московской дороги (малиново-красный, синий и белый), подготовив для использования в рамках Малого кольца МЖД.
После этого начался путь восхождения «Иволги» к славе. Через несколько месяцев поезд отметили золотым Знаком качества. В конце 2017 на повторном испытании он повысил его значение до платинового. Через полтора года успех удалось повторить. Все это проходило в рамках конкурса «Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века». Таким образом неоднократно было подтверждено высокое качество сборки и комплектации подвижного состава и его соответствие самым современным технических требованиям. Кстати, на момент получения второго «платинового» 7-вагонный состав оценивался в 700 млн. российских рублей.
Начатое в Твери серийное производство новых электропоездов обеспечило работой и 360 отечественных предприятий, изготавливающих комплектующие для него. А это более 15 тысяч российских рабочих. Такая ситуация и не удивительна, ведь только 10 % из комплектующих состава закупается за рубежом, остальное – местного производства.
Еще одним плюсом «Иволги» является ее многофункциональность. Состав, в зависимости от комплектации и сборки, может использоваться как городской или пригородный рельсовый транспорт. Изменив ее, получим «Иволгу» межрегионального сообщения. Их бестамбурная конструкция значительно облегчает посадку и высадку пассажиров даже при большом их количестве. Есть там и специальные зоны для:
✅ хранения багажа
✅ закрепления велосипедов
✅ размещения маломобильных пассажиров
✅ обеззараживания воздуха
✅ надписей шрифтом Брайля
Внутривагонные туалеты оснащены технически по высшему разряду: бесконтактный кран, сушилка и дозаторы для мыла. Предусмотрена конструкторами и возможность ведения в вагонах вендингового бизнеса. Кажется, «Иволга» стала законодателем новой моды для привычных нам электричек.
Это обеспечило ей множественные положительные оценки от различных экспертов. Например, отмечается, что вагоны нового поколения имеют приятный комфорт и дополнительные удобства для поездки любого, даже самого требовательного пассажира. Кстати, когда слово предоставили последним, они не поскупились на похвалу. Электричку назвали и аэродинамичной, и молодежной. Ведь в вагонах имеется Wi-Fi, а система пневмоподвешивания обеспечивает максимально тихий и приятный ход. Поэтому в конце 2019 года «Иволги» вышли и на маршруты МЦД.
В 2018 году предприятие решило усовершенствовать востребованный проект. Начались работы над поездом «Иволга-2.0». Он получил салон с другой конфигурацией поручней и измененной расцветкой сидений (черно-серо-красной вместо обычной синей). Изменилась и форма внутривагонных USB-розеток. Серийное производство начали уже в следующем году. К концу 2019 года успели собрать 15 семивагонных состава.
К 2020 году пришла пора задуматься об «Иволга-3.0». В нем останутся те же широкие (1,4 м) входные двери, расположенные ближе к центру вагона. Сохранятся и преумножатся достоинства прошлых моделей:
✅ большое количество удобных поручней
✅ обеспечение постоянного микроклимата в вагонах
✅ информационное табло и возможность подзарядки гаджетов
✅ крепления для инвалидных колясок
✅ пеленальные столики в просторных туалетах
Приемку третьей серии запланировали на лето 2022 года. Она прошла успешно, что позволит в скором времени начать серийный выпуск «3.0». Причем, если старые версии в прошлые годы доукомплектовывали, чтобы создать 11-вагонную компоновку, то «тройка» будет выпускаться в таком формате сразу. На сегодняшний день существует заказ на 35 новых составов с конструктивной скоростью 160 км / ч. За 6 лет производство всех версий «Иволги» достигло 40 составов с общим количеством вагонов 439 штук.
Первым пробным шаром стала электричка ЭР9А-306. Эту 8-вагонную конструкцию начали собирать на Рижском вагоностроительном заводе в 1970 году. Силовую установку АТЭД для этого состава разработали специалисты ВНИИ электромеханики. Но первый опыт оказался неудачным. Причиной стала сложность работы конструкции, которая заключалась в одновременном функционале нескольких тяговых двигателей и преобразователя. Поэтому до серийного выпуска новой электрички так и не дошло.
«Иволга-2.0» на МЦД. Фото: youtube.com
Похожая судьба постигла и ЭТ2А, собранного на ТорВЗ. Ненадежность приводов стала препятствием на его пути к полноценной эксплуатации. В результате вагоны ЭТ2А решили попросту разукомплектовать. Параллельно с ним создавался асинхронный «Сокол-250», который, к сожалению, не прошел даже испытания.
Исправляться ситуация с чередой неудач стала только в начале десятых годов нынешнего тысячелетия. «Четвертую» модель ТорВЗ, наконец, признали полноценной. Она была разрешена к эксплуатации с 2012 года, став, по сути, первый российским поездом с АТЭД. Конечно, поезда с таким типом привода являлись довольно распространенным транспортом для метрополитенов. А вот в наземном железнодорожном сообщении состав из Торжка стал первооткрывателем. Однако финансовые сложности предприятия позволило собрать всего лишь 3 электропоезда данной серии.
Появление «Иволги»
Все началось в 2013 году. Тогда приняли решение о перепрофилировании Малого кольца Московской ж/д. Эту дорогу планировалось электрифицировать для пассажирских перевозок. Поэтому, естественно, встал вопрос о подвижном составе, для их выполнения. К будущим кандидатам предъявлялись следующие требования:
✅ соответствие внутригородским перевозкам по типу метрополитена
✅ бестамбурный салон с площадками для инвалидов
✅ широкие входные двери
✅ отличная динамика разгона и торможения
✅ просторные туалеты
Ни один из имеющихся в стране на тот момент составов не подходил по своим параметрам. Сначала внимание на себя обратили поезда семейства «Ласточка». Но их забраковали, по причине высокого количества импортных деталей и дороговизны производства. Стало понятно, что необходимо найти предприятие, готовое изготовить новый электропоезд, соответствующий повышенным требованиям.
Еще в конце 2013 года специалисты Тверского вагоноремонтного попытались составить конкуренцию упомянутым «Ласточкам». Для этого задумали конструирование с прицелом на будущее производство абсолютно нового семейства городских и пригородных электричек. Они получили красивое русское наименование «Иволга».
Главный конструктор проекта И. Ермишкин ставил целью создание недорогого, максимально из отечественных деталей, универсального состава для местных и межрегиональных перевозок. Через несколько месяцев уже представили макет части головного вагона с начинкой кабины машиниста и пассажирским отсеком. Его показали нескольким группам профильных специалистов и даже отправили для участие в выставке на ВДНХ.
В каждом вагоне найдется место для нескольких велосипедов. Фото: youtube.com
Параллельно проводились работы по созданию опытного образца. К концу года в Твери была готова новая 5-вагонная конструкция. Весной 2015 года состав, состоящий из двух головных и трех моторных промежуточных вагонов, отправился на испытания. В конце того же года появился второй подобный поезд, который имел вместо третьего моторного вагона один промежуточный.
Проблемы с сертификацией и эксплуатация в Москве
В теории все выглядело очень гладко. Пройдя весь цикл сертификационных испытаний и получив заказ от Московской дороги, можно смело начинать серийное производство составов для использования на Малом кольце. Казалось, что в течение 2015 года все эти вопросы можно успешно решить. Но процесс сертификации растянулся еще более чем на год. Поэтому, на этом этапе, «Ласточка» обскакала (хотя, учитывая названия поездов, скорее подошло бы выражение облетела) конкурентов, став первым поездом, закупленным для МЖД.
Все же в середине 2016 года вопрос с сертификацией соответствия техрегламента Таможенного союза нового электропоезда «Иволга» решился положительно. Поэтому к концу года оба состава перекрасили в фирменные цвета московской дороги (малиново-красный, синий и белый), подготовив для использования в рамках Малого кольца МЖД.
Удобный салон с современным экраном и другими аксессуарами. Фото: youtube.com
После этого начался путь восхождения «Иволги» к славе. Через несколько месяцев поезд отметили золотым Знаком качества. В конце 2017 на повторном испытании он повысил его значение до платинового. Через полтора года успех удалось повторить. Все это проходило в рамках конкурса «Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века». Таким образом неоднократно было подтверждено высокое качество сборки и комплектации подвижного состава и его соответствие самым современным технических требованиям. Кстати, на момент получения второго «платинового» 7-вагонный состав оценивался в 700 млн. российских рублей.
Начатое в Твери серийное производство новых электропоездов обеспечило работой и 360 отечественных предприятий, изготавливающих комплектующие для него. А это более 15 тысяч российских рабочих. Такая ситуация и не удивительна, ведь только 10 % из комплектующих состава закупается за рубежом, остальное – местного производства.
Еще одним плюсом «Иволги» является ее многофункциональность. Состав, в зависимости от комплектации и сборки, может использоваться как городской или пригородный рельсовый транспорт. Изменив ее, получим «Иволгу» межрегионального сообщения. Их бестамбурная конструкция значительно облегчает посадку и высадку пассажиров даже при большом их количестве. Есть там и специальные зоны для:
✅ хранения багажа
✅ закрепления велосипедов
✅ размещения маломобильных пассажиров
✅ обеззараживания воздуха
✅ надписей шрифтом Брайля
Внутривагонные туалеты оснащены технически по высшему разряду: бесконтактный кран, сушилка и дозаторы для мыла. Предусмотрена конструкторами и возможность ведения в вагонах вендингового бизнеса. Кажется, «Иволга» стала законодателем новой моды для привычных нам электричек.
На пульте управления машиниста есть вся необходимая информация. Фото: youtube.com
Это обеспечило ей множественные положительные оценки от различных экспертов. Например, отмечается, что вагоны нового поколения имеют приятный комфорт и дополнительные удобства для поездки любого, даже самого требовательного пассажира. Кстати, когда слово предоставили последним, они не поскупились на похвалу. Электричку назвали и аэродинамичной, и молодежной. Ведь в вагонах имеется Wi-Fi, а система пневмоподвешивания обеспечивает максимально тихий и приятный ход. Поэтому в конце 2019 года «Иволги» вышли и на маршруты МЦД.
Проектирование и выпуск новых модификаций поездов
В 2018 году предприятие решило усовершенствовать востребованный проект. Начались работы над поездом «Иволга-2.0». Он получил салон с другой конфигурацией поручней и измененной расцветкой сидений (черно-серо-красной вместо обычной синей). Изменилась и форма внутривагонных USB-розеток. Серийное производство начали уже в следующем году. К концу 2019 года успели собрать 15 семивагонных состава.
«Иволга-3.0» скоро повезет своих пассажиров. Фото: youtube.com
К 2020 году пришла пора задуматься об «Иволга-3.0». В нем останутся те же широкие (1,4 м) входные двери, расположенные ближе к центру вагона. Сохранятся и преумножатся достоинства прошлых моделей:
✅ большое количество удобных поручней
✅ обеспечение постоянного микроклимата в вагонах
✅ информационное табло и возможность подзарядки гаджетов
✅ крепления для инвалидных колясок
✅ пеленальные столики в просторных туалетах
Приемку третьей серии запланировали на лето 2022 года. Она прошла успешно, что позволит в скором времени начать серийный выпуск «3.0». Причем, если старые версии в прошлые годы доукомплектовывали, чтобы создать 11-вагонную компоновку, то «тройка» будет выпускаться в таком формате сразу. На сегодняшний день существует заказ на 35 новых составов с конструктивной скоростью 160 км / ч. За 6 лет производство всех версий «Иволги» достигло 40 составов с общим количеством вагонов 439 штук.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....
Toyota готовит большое обновление культового внедорожника
Похоже, это будет полноценное следующее поколение. Кроме визуальных «отличий», анонсированы изменения и по технической части. Подробнее читайте в нашем...