
Ил-18 – стальная «жемчужина» советской авиации
Только что, 9 сентября этого года от Объединенной Авиастроительной компании пришла печальная весть: на 70-м году жизни скончался Шамиль Мухтаров, являвшийся Главным конструктором Ил-18 и Ил-62. Первый из этих двух самолетов пресса называла «стальной жемчужиной советской авиации», а по классификации НАТО воздушное судно получило название «Простак». Довольно противоречивые наименования одного и того же самолета. Чем же он был примечателен?
Если заглянуть в источники, то в абсолютном большинстве из них указывается, что Ил-18 разработали и пустили в серию за чрезвычайно короткий срок – с 1956 по 1957-й. Спроектировали, а через год лайнер поднялся в небо: вот сегодня бы так! Но это не совсем верно, да и нереально, даже в то время за год построить и испытать полноценный новый самолет.
Ил-12 – дальний предок Ил-18 на приколе в Монино. Фото: YouTube.com
Мысль о создании, как сейчас говорят, дальнемагистрального воздушного судна с большим количеством пассажиров пришла в голову Ильюшину еще весной 1945-го, когда советский народ праздновал Победу. Тогда же и началось проектирование Ил-18, на который предполагалось установить четыре дизельных поршневых двигателя Чаромского АЧ-72. Новое воздушное судно должно было принимать на борт до 60 пассажиров и летать на расстояние до 5 тыс. км с крейсерской скоростью 450 км/ч на высоте 7,5 км. Предполагалось: лайнер будет эксплуатироваться совместно с парком уже имеющихся Ил-12 и Ли-2.
АЧ-72 устанавливают на Ил-12. Фото: YouTube.com
Внешний вид Ил-18 напоминал одну из версий четырехдвигательного Ил-12, однако новая машина имела более значительные габариты. Вновь создаваемый самолет получил такую же компоновку крыла, но с необычайно большим геометрическим удлинением и высокой нагрузкой: до 340 кг/кв. м. Такие конструкции в КБ ранее не создавали.
Макет Ил-18 образца 1946 года. Фото: YouTube.com
Для достижения высоких аэродинамических качеств, прочности, пришлось решить целый ряд сложных инженерных задач.
Салон Ил-12 просторным не назовешь. Фото: YouTube.com
Летом того же 1945-го машину с дизельными моторами испытали. В итоге решили заменить АЧ-72 на бензиновые АШ-73ТК, оснащенные компрессорами ТК-19. Эти движки развивали 2400 л. с. Воздушное судно поднял в небо легендарный летчик-испытатель В. К. Коккинаки в августе 1946-го. Отзывы – только положительные.
Ил-18 с поршневыми движками. Фото: YouTube.com
Машина уверенно и спокойно взлетала, шла по горизонтали, садилась. По сравнению с Ли-2, Ил-12, шум в кабине был значительно ниже – можно спокойно разговаривать, а не орать. При этом самолет имел пятикратный (!) запас прочности, мог свободно перемещаться на трех, двух работающих двигателях.
Ил-12 на параде в Тушино (1952 год). Фото: YouTube.com
Редкие полеты совершались до начала 50-х. Ил-18 успел побывать в роли буксировщика десантного планера. Также принимал участие в праздничных мероприятиях в Тушино. Со временем стало очевидно: поршневые моторы для гражданской авиации малоперспективны. Требуются машины с большей скоростью, дальностью, пассажировместимостью.
К середине 50-х появились новые авиадвигатели – газотурбинные. Они, в свою очередь, подразделялись на турбовинтовые и турбореактивные. Последние уже устанавливались на военных самолетах. Однако использование ТРД на гражданских судах тормозилось из-за отсутствия экономичной модели мотора. Тем нее менее, в 1956-м появился первый пассажирский лайнер с турбореактивной силовой установкой – Ту-104. По сути это переделанный бомбардировщик Ту-16.
Ту-104 – реактивный конкурент Ил-18. Фото: YouTube.com
Новый гражданский лайнер не очень нравился Аэрофлоту из-за большого расхода горючего. И предложение Ильюшина о продолжении работы над Ил-18 пришлось как нельзя кстати. Конструктора поддержали.
Самолет спроектировали и построили за год и в 1957-м он уже взлетел, а через два года после запуска в серию совершал регулярные рейсы.
Самолет получился красивым. Фото: YouTube.com
По сравнению со своим конкурентом Ту-104 Ил-18 оказался более экономичным, садился практически во всех аэропортах страны, был относительно прост в обслуживании и менее шумным внутри. Летно-технические данные:
✅ длина, размах крыла – 35,9 и 37,42 м
✅ двигатели – 4 х АИ-20М по 4252 л. с.
✅ вес пустого (наибольший взлетный) – 35 т (64 т)
✅ полезная нагрузка – 15 т
✅ число пассажиров – до 122
✅ максимальная (крейсерская) скорость – 685 (625) км/ч
✅ высота – до 10 км
✅ дальность – до 6500 км
Парадокс: реактивный соперник турбовинтового лайнера перелетал страну медленнее, хотя его скорость была выше. Причина – в постоянных дозаправках и связанных с этим дополнительных посадках Ту-104. Ил-18 на это время не тратил, а спокойно бороздил небо со своей крейсерской скоростью.
У машины – прямое «старомодное» крыло. Даже у штурмовика Ил-2М оно немного стреловидное. Зато аэродинамические характеристики обеспечивали воздушному судну устойчивость при увеличенных углах атаки. В случае падения скорости до срыва (170-185 км/ч) лайнер клевал носом и снова уверенно летел. Нынешние лайнеры на такое не способны. Грамотная «подгонка» компенсации элеронов, рулей, применение сервокомпенсаторов и другой механики позволяли управлять махиной в 65 т вручную, без бустеров!
Кабина пилотов в Ил-18. Фото: YouTube.com
В ходе испытаний пробовали пару видов силовых установок: АИ-20 и НК-4. В итоге «на вооружение» приняли первый. Еще одно достоинство (по тем временам) Ил-18 – герметичный корпус-фюзеляж, где функционирует система наддува и кондиционирования воздуха, который полностью обновлялся за пару минут. Это обеспечивает комфортный микроклимат в салоне. Плюс, кресла с отклоняющимися спинками, да еще и со столиками! Для сегодняшних пассажиров это естественно, а в 50-е считалось роскошью.
Первый в мире женский экипаж Ил-18 (командир Л. Уланова). Фото: YouTube.com
За 28 лет, начиная с 1957 года, произвели 527 воздушных судов Ил-18. Он «пережил» выпущенных в то же время Ан-10 и Ту-104. Лайнер перестали использовать в 2002 году: по распоряжению Минтранса пассажирские перевозки на Ил-18 запретили. «Катализатором» стала катастрофа под г. Калязиным, случившаяся в 2001-м.
Ил-18 в КНДР. Фото: YouTube.com
А что сейчас? В Вооруженных Силах РФ эксплуатируется шесть Ил-18Д (информация за 2020 год). Что касается гражданской авиации, известно: лайнеры этого типа имеются в северокорейской авиакомпании Air Koryo. Однако летают ли они в этой стране сегодня, неизвестно.
Предыстория с дизелями
Если заглянуть в источники, то в абсолютном большинстве из них указывается, что Ил-18 разработали и пустили в серию за чрезвычайно короткий срок – с 1956 по 1957-й. Спроектировали, а через год лайнер поднялся в небо: вот сегодня бы так! Но это не совсем верно, да и нереально, даже в то время за год построить и испытать полноценный новый самолет.

Мысль о создании, как сейчас говорят, дальнемагистрального воздушного судна с большим количеством пассажиров пришла в голову Ильюшину еще весной 1945-го, когда советский народ праздновал Победу. Тогда же и началось проектирование Ил-18, на который предполагалось установить четыре дизельных поршневых двигателя Чаромского АЧ-72. Новое воздушное судно должно было принимать на борт до 60 пассажиров и летать на расстояние до 5 тыс. км с крейсерской скоростью 450 км/ч на высоте 7,5 км. Предполагалось: лайнер будет эксплуатироваться совместно с парком уже имеющихся Ил-12 и Ли-2.

Внешний вид Ил-18 напоминал одну из версий четырехдвигательного Ил-12, однако новая машина имела более значительные габариты. Вновь создаваемый самолет получил такую же компоновку крыла, но с необычайно большим геометрическим удлинением и высокой нагрузкой: до 340 кг/кв. м. Такие конструкции в КБ ранее не создавали.

Для достижения высоких аэродинамических качеств, прочности, пришлось решить целый ряд сложных инженерных задач.

Летом того же 1945-го машину с дизельными моторами испытали. В итоге решили заменить АЧ-72 на бензиновые АШ-73ТК, оснащенные компрессорами ТК-19. Эти движки развивали 2400 л. с. Воздушное судно поднял в небо легендарный летчик-испытатель В. К. Коккинаки в августе 1946-го. Отзывы – только положительные.

Машина уверенно и спокойно взлетала, шла по горизонтали, садилась. По сравнению с Ли-2, Ил-12, шум в кабине был значительно ниже – можно спокойно разговаривать, а не орать. При этом самолет имел пятикратный (!) запас прочности, мог свободно перемещаться на трех, двух работающих двигателях.
18 августа 1946-го в День авиации, самолет показали Сталину. Спустя некоторое время он вызвал Ильюшина и спросил, сколько человек перевозит его лайнер. Тот ответил, что 75. На это Верховный заметил: катастрофа самолета – «трагедия для государства» и порекомендовал не заниматься больше этим, как сейчас говорят, проектом.

Редкие полеты совершались до начала 50-х. Ил-18 успел побывать в роли буксировщика десантного планера. Также принимал участие в праздничных мероприятиях в Тушино. Со временем стало очевидно: поршневые моторы для гражданской авиации малоперспективны. Требуются машины с большей скоростью, дальностью, пассажировместимостью.
Второе «рождение» Ил-18
К середине 50-х появились новые авиадвигатели – газотурбинные. Они, в свою очередь, подразделялись на турбовинтовые и турбореактивные. Последние уже устанавливались на военных самолетах. Однако использование ТРД на гражданских судах тормозилось из-за отсутствия экономичной модели мотора. Тем нее менее, в 1956-м появился первый пассажирский лайнер с турбореактивной силовой установкой – Ту-104. По сути это переделанный бомбардировщик Ту-16.

Новый гражданский лайнер не очень нравился Аэрофлоту из-за большого расхода горючего. И предложение Ильюшина о продолжении работы над Ил-18 пришлось как нельзя кстати. Конструктора поддержали.
Особенности Ил-18
Самолет спроектировали и построили за год и в 1957-м он уже взлетел, а через два года после запуска в серию совершал регулярные рейсы.

По сравнению со своим конкурентом Ту-104 Ил-18 оказался более экономичным, садился практически во всех аэропортах страны, был относительно прост в обслуживании и менее шумным внутри. Летно-технические данные:
✅ длина, размах крыла – 35,9 и 37,42 м
✅ двигатели – 4 х АИ-20М по 4252 л. с.
✅ вес пустого (наибольший взлетный) – 35 т (64 т)
✅ полезная нагрузка – 15 т
✅ число пассажиров – до 122
✅ максимальная (крейсерская) скорость – 685 (625) км/ч
✅ высота – до 10 км
✅ дальность – до 6500 км
Парадокс: реактивный соперник турбовинтового лайнера перелетал страну медленнее, хотя его скорость была выше. Причина – в постоянных дозаправках и связанных с этим дополнительных посадках Ту-104. Ил-18 на это время не тратил, а спокойно бороздил небо со своей крейсерской скоростью.
По международной методике American Trucking Associations стоимость тонно-мили этого советского самолета в полтора раза меньше, чем у зарубежных аналогов.
Конструктивные моменты
У машины – прямое «старомодное» крыло. Даже у штурмовика Ил-2М оно немного стреловидное. Зато аэродинамические характеристики обеспечивали воздушному судну устойчивость при увеличенных углах атаки. В случае падения скорости до срыва (170-185 км/ч) лайнер клевал носом и снова уверенно летел. Нынешние лайнеры на такое не способны. Грамотная «подгонка» компенсации элеронов, рулей, применение сервокомпенсаторов и другой механики позволяли управлять махиной в 65 т вручную, без бустеров!

В ходе испытаний пробовали пару видов силовых установок: АИ-20 и НК-4. В итоге «на вооружение» приняли первый. Еще одно достоинство (по тем временам) Ил-18 – герметичный корпус-фюзеляж, где функционирует система наддува и кондиционирования воздуха, который полностью обновлялся за пару минут. Это обеспечивает комфортный микроклимат в салоне. Плюс, кресла с отклоняющимися спинками, да еще и со столиками! Для сегодняшних пассажиров это естественно, а в 50-е считалось роскошью.

С излишним шумом боролись очень оригинально, по-советски (или по-русски, кому как угодно). Просто там, где обстановка была наименее комфортной (в зоне винтов), расположили гардеробную и буфет. Самым желанными считались места в хвосте самолета, где было тише всего, а в первых моделях даже стоял диван.
Эксплуатация
За 28 лет, начиная с 1957 года, произвели 527 воздушных судов Ил-18. Он «пережил» выпущенных в то же время Ан-10 и Ту-104. Лайнер перестали использовать в 2002 году: по распоряжению Минтранса пассажирские перевозки на Ил-18 запретили. «Катализатором» стала катастрофа под г. Калязиным, случившаяся в 2001-м.
Самолет считался надежным, но чудес не бывает и справедливости ради стоит сказать, что катастрофы, аварии не обошли стороной и это воздушное судно. Всего потеряно примерно 100 единиц техники (из 527 – а это немало!). Основное количество катастроф пришлось на период с 1959-й по 1977-й, после чего лайнер подвергся серьезной модернизации. Ил-18 десять раз пытались угнать, из-за чего погибло 3 человека.

А что сейчас? В Вооруженных Силах РФ эксплуатируется шесть Ил-18Д (информация за 2020 год). Что касается гражданской авиации, известно: лайнеры этого типа имеются в северокорейской авиакомпании Air Koryo. Однако летают ли они в этой стране сегодня, неизвестно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...