Ил-18 – стальная «жемчужина» советской авиации
Только что, 9 сентября этого года от Объединенной Авиастроительной компании пришла печальная весть: на 70-м году жизни скончался Шамиль Мухтаров, являвшийся Главным конструктором Ил-18 и Ил-62. Первый из этих двух самолетов пресса называла «стальной жемчужиной советской авиации», а по классификации НАТО воздушное судно получило название «Простак». Довольно противоречивые наименования одного и того же самолета. Чем же он был примечателен?
Если заглянуть в источники, то в абсолютном большинстве из них указывается, что Ил-18 разработали и пустили в серию за чрезвычайно короткий срок – с 1956 по 1957-й. Спроектировали, а через год лайнер поднялся в небо: вот сегодня бы так! Но это не совсем верно, да и нереально, даже в то время за год построить и испытать полноценный новый самолет.
Мысль о создании, как сейчас говорят, дальнемагистрального воздушного судна с большим количеством пассажиров пришла в голову Ильюшину еще весной 1945-го, когда советский народ праздновал Победу. Тогда же и началось проектирование Ил-18, на который предполагалось установить четыре дизельных поршневых двигателя Чаромского АЧ-72. Новое воздушное судно должно было принимать на борт до 60 пассажиров и летать на расстояние до 5 тыс. км с крейсерской скоростью 450 км/ч на высоте 7,5 км. Предполагалось: лайнер будет эксплуатироваться совместно с парком уже имеющихся Ил-12 и Ли-2.
Внешний вид Ил-18 напоминал одну из версий четырехдвигательного Ил-12, однако новая машина имела более значительные габариты. Вновь создаваемый самолет получил такую же компоновку крыла, но с необычайно большим геометрическим удлинением и высокой нагрузкой: до 340 кг/кв. м. Такие конструкции в КБ ранее не создавали.
Для достижения высоких аэродинамических качеств, прочности, пришлось решить целый ряд сложных инженерных задач.
Летом того же 1945-го машину с дизельными моторами испытали. В итоге решили заменить АЧ-72 на бензиновые АШ-73ТК, оснащенные компрессорами ТК-19. Эти движки развивали 2400 л. с. Воздушное судно поднял в небо легендарный летчик-испытатель В. К. Коккинаки в августе 1946-го. Отзывы – только положительные.
Машина уверенно и спокойно взлетала, шла по горизонтали, садилась. По сравнению с Ли-2, Ил-12, шум в кабине был значительно ниже – можно спокойно разговаривать, а не орать. При этом самолет имел пятикратный (!) запас прочности, мог свободно перемещаться на трех, двух работающих двигателях.
Редкие полеты совершались до начала 50-х. Ил-18 успел побывать в роли буксировщика десантного планера. Также принимал участие в праздничных мероприятиях в Тушино. Со временем стало очевидно: поршневые моторы для гражданской авиации малоперспективны. Требуются машины с большей скоростью, дальностью, пассажировместимостью.
К середине 50-х появились новые авиадвигатели – газотурбинные. Они, в свою очередь, подразделялись на турбовинтовые и турбореактивные. Последние уже устанавливались на военных самолетах. Однако использование ТРД на гражданских судах тормозилось из-за отсутствия экономичной модели мотора. Тем нее менее, в 1956-м появился первый пассажирский лайнер с турбореактивной силовой установкой – Ту-104. По сути это переделанный бомбардировщик Ту-16.
Новый гражданский лайнер не очень нравился Аэрофлоту из-за большого расхода горючего. И предложение Ильюшина о продолжении работы над Ил-18 пришлось как нельзя кстати. Конструктора поддержали.
Самолет спроектировали и построили за год и в 1957-м он уже взлетел, а через два года после запуска в серию совершал регулярные рейсы.
По сравнению со своим конкурентом Ту-104 Ил-18 оказался более экономичным, садился практически во всех аэропортах страны, был относительно прост в обслуживании и менее шумным внутри. Летно-технические данные:
✅ длина, размах крыла – 35,9 и 37,42 м
✅ двигатели – 4 х АИ-20М по 4252 л. с.
✅ вес пустого (наибольший взлетный) – 35 т (64 т)
✅ полезная нагрузка – 15 т
✅ число пассажиров – до 122
✅ максимальная (крейсерская) скорость – 685 (625) км/ч
✅ высота – до 10 км
✅ дальность – до 6500 км
Парадокс: реактивный соперник турбовинтового лайнера перелетал страну медленнее, хотя его скорость была выше. Причина – в постоянных дозаправках и связанных с этим дополнительных посадках Ту-104. Ил-18 на это время не тратил, а спокойно бороздил небо со своей крейсерской скоростью.
У машины – прямое «старомодное» крыло. Даже у штурмовика Ил-2М оно немного стреловидное. Зато аэродинамические характеристики обеспечивали воздушному судну устойчивость при увеличенных углах атаки. В случае падения скорости до срыва (170-185 км/ч) лайнер клевал носом и снова уверенно летел. Нынешние лайнеры на такое не способны. Грамотная «подгонка» компенсации элеронов, рулей, применение сервокомпенсаторов и другой механики позволяли управлять махиной в 65 т вручную, без бустеров!
В ходе испытаний пробовали пару видов силовых установок: АИ-20 и НК-4. В итоге «на вооружение» приняли первый. Еще одно достоинство (по тем временам) Ил-18 – герметичный корпус-фюзеляж, где функционирует система наддува и кондиционирования воздуха, который полностью обновлялся за пару минут. Это обеспечивает комфортный микроклимат в салоне. Плюс, кресла с отклоняющимися спинками, да еще и со столиками! Для сегодняшних пассажиров это естественно, а в 50-е считалось роскошью.
За 28 лет, начиная с 1957 года, произвели 527 воздушных судов Ил-18. Он «пережил» выпущенных в то же время Ан-10 и Ту-104. Лайнер перестали использовать в 2002 году: по распоряжению Минтранса пассажирские перевозки на Ил-18 запретили. «Катализатором» стала катастрофа под г. Калязиным, случившаяся в 2001-м.
А что сейчас? В Вооруженных Силах РФ эксплуатируется шесть Ил-18Д (информация за 2020 год). Что касается гражданской авиации, известно: лайнеры этого типа имеются в северокорейской авиакомпании Air Koryo. Однако летают ли они в этой стране сегодня, неизвестно.
Предыстория с дизелями
Если заглянуть в источники, то в абсолютном большинстве из них указывается, что Ил-18 разработали и пустили в серию за чрезвычайно короткий срок – с 1956 по 1957-й. Спроектировали, а через год лайнер поднялся в небо: вот сегодня бы так! Но это не совсем верно, да и нереально, даже в то время за год построить и испытать полноценный новый самолет.
Ил-12 – дальний предок Ил-18 на приколе в Монино. Фото: YouTube.com
Мысль о создании, как сейчас говорят, дальнемагистрального воздушного судна с большим количеством пассажиров пришла в голову Ильюшину еще весной 1945-го, когда советский народ праздновал Победу. Тогда же и началось проектирование Ил-18, на который предполагалось установить четыре дизельных поршневых двигателя Чаромского АЧ-72. Новое воздушное судно должно было принимать на борт до 60 пассажиров и летать на расстояние до 5 тыс. км с крейсерской скоростью 450 км/ч на высоте 7,5 км. Предполагалось: лайнер будет эксплуатироваться совместно с парком уже имеющихся Ил-12 и Ли-2.
АЧ-72 устанавливают на Ил-12. Фото: YouTube.com
Внешний вид Ил-18 напоминал одну из версий четырехдвигательного Ил-12, однако новая машина имела более значительные габариты. Вновь создаваемый самолет получил такую же компоновку крыла, но с необычайно большим геометрическим удлинением и высокой нагрузкой: до 340 кг/кв. м. Такие конструкции в КБ ранее не создавали.
Макет Ил-18 образца 1946 года. Фото: YouTube.com
Для достижения высоких аэродинамических качеств, прочности, пришлось решить целый ряд сложных инженерных задач.
Салон Ил-12 просторным не назовешь. Фото: YouTube.com
Летом того же 1945-го машину с дизельными моторами испытали. В итоге решили заменить АЧ-72 на бензиновые АШ-73ТК, оснащенные компрессорами ТК-19. Эти движки развивали 2400 л. с. Воздушное судно поднял в небо легендарный летчик-испытатель В. К. Коккинаки в августе 1946-го. Отзывы – только положительные.
Ил-18 с поршневыми движками. Фото: YouTube.com
Машина уверенно и спокойно взлетала, шла по горизонтали, садилась. По сравнению с Ли-2, Ил-12, шум в кабине был значительно ниже – можно спокойно разговаривать, а не орать. При этом самолет имел пятикратный (!) запас прочности, мог свободно перемещаться на трех, двух работающих двигателях.
18 августа 1946-го в День авиации, самолет показали Сталину. Спустя некоторое время он вызвал Ильюшина и спросил, сколько человек перевозит его лайнер. Тот ответил, что 75. На это Верховный заметил: катастрофа самолета – «трагедия для государства» и порекомендовал не заниматься больше этим, как сейчас говорят, проектом.
Ил-12 на параде в Тушино (1952 год). Фото: YouTube.com
Редкие полеты совершались до начала 50-х. Ил-18 успел побывать в роли буксировщика десантного планера. Также принимал участие в праздничных мероприятиях в Тушино. Со временем стало очевидно: поршневые моторы для гражданской авиации малоперспективны. Требуются машины с большей скоростью, дальностью, пассажировместимостью.
Второе «рождение» Ил-18
К середине 50-х появились новые авиадвигатели – газотурбинные. Они, в свою очередь, подразделялись на турбовинтовые и турбореактивные. Последние уже устанавливались на военных самолетах. Однако использование ТРД на гражданских судах тормозилось из-за отсутствия экономичной модели мотора. Тем нее менее, в 1956-м появился первый пассажирский лайнер с турбореактивной силовой установкой – Ту-104. По сути это переделанный бомбардировщик Ту-16.
Ту-104 – реактивный конкурент Ил-18. Фото: YouTube.com
Новый гражданский лайнер не очень нравился Аэрофлоту из-за большого расхода горючего. И предложение Ильюшина о продолжении работы над Ил-18 пришлось как нельзя кстати. Конструктора поддержали.
Особенности Ил-18
Самолет спроектировали и построили за год и в 1957-м он уже взлетел, а через два года после запуска в серию совершал регулярные рейсы.
Самолет получился красивым. Фото: YouTube.com
По сравнению со своим конкурентом Ту-104 Ил-18 оказался более экономичным, садился практически во всех аэропортах страны, был относительно прост в обслуживании и менее шумным внутри. Летно-технические данные:
✅ длина, размах крыла – 35,9 и 37,42 м
✅ двигатели – 4 х АИ-20М по 4252 л. с.
✅ вес пустого (наибольший взлетный) – 35 т (64 т)
✅ полезная нагрузка – 15 т
✅ число пассажиров – до 122
✅ максимальная (крейсерская) скорость – 685 (625) км/ч
✅ высота – до 10 км
✅ дальность – до 6500 км
Парадокс: реактивный соперник турбовинтового лайнера перелетал страну медленнее, хотя его скорость была выше. Причина – в постоянных дозаправках и связанных с этим дополнительных посадках Ту-104. Ил-18 на это время не тратил, а спокойно бороздил небо со своей крейсерской скоростью.
По международной методике American Trucking Associations стоимость тонно-мили этого советского самолета в полтора раза меньше, чем у зарубежных аналогов.
Конструктивные моменты
У машины – прямое «старомодное» крыло. Даже у штурмовика Ил-2М оно немного стреловидное. Зато аэродинамические характеристики обеспечивали воздушному судну устойчивость при увеличенных углах атаки. В случае падения скорости до срыва (170-185 км/ч) лайнер клевал носом и снова уверенно летел. Нынешние лайнеры на такое не способны. Грамотная «подгонка» компенсации элеронов, рулей, применение сервокомпенсаторов и другой механики позволяли управлять махиной в 65 т вручную, без бустеров!
Кабина пилотов в Ил-18. Фото: YouTube.com
В ходе испытаний пробовали пару видов силовых установок: АИ-20 и НК-4. В итоге «на вооружение» приняли первый. Еще одно достоинство (по тем временам) Ил-18 – герметичный корпус-фюзеляж, где функционирует система наддува и кондиционирования воздуха, который полностью обновлялся за пару минут. Это обеспечивает комфортный микроклимат в салоне. Плюс, кресла с отклоняющимися спинками, да еще и со столиками! Для сегодняшних пассажиров это естественно, а в 50-е считалось роскошью.
Первый в мире женский экипаж Ил-18 (командир Л. Уланова). Фото: YouTube.com
С излишним шумом боролись очень оригинально, по-советски (или по-русски, кому как угодно). Просто там, где обстановка была наименее комфортной (в зоне винтов), расположили гардеробную и буфет. Самым желанными считались места в хвосте самолета, где было тише всего, а в первых моделях даже стоял диван.
Эксплуатация
За 28 лет, начиная с 1957 года, произвели 527 воздушных судов Ил-18. Он «пережил» выпущенных в то же время Ан-10 и Ту-104. Лайнер перестали использовать в 2002 году: по распоряжению Минтранса пассажирские перевозки на Ил-18 запретили. «Катализатором» стала катастрофа под г. Калязиным, случившаяся в 2001-м.
Самолет считался надежным, но чудес не бывает и справедливости ради стоит сказать, что катастрофы, аварии не обошли стороной и это воздушное судно. Всего потеряно примерно 100 единиц техники (из 527 – а это немало!). Основное количество катастроф пришлось на период с 1959-й по 1977-й, после чего лайнер подвергся серьезной модернизации. Ил-18 десять раз пытались угнать, из-за чего погибло 3 человека.
Ил-18 в КНДР. Фото: YouTube.com
А что сейчас? В Вооруженных Силах РФ эксплуатируется шесть Ил-18Д (информация за 2020 год). Что касается гражданской авиации, известно: лайнеры этого типа имеются в северокорейской авиакомпании Air Koryo. Однако летают ли они в этой стране сегодня, неизвестно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...