Дельтаплан – круче, чем автомобиль?
Казалось бы, о чем еще писать на автомобильном портале, как не о машинах. Но мои более смелые коллеги уже выходят за рамки привычных стереотипов – на сайте вы можете найти статьи про самокаты, яхты, самолеты и даже реактивные ранцы! Мне тоже захотелось расширить горизонты.
Поэтому моя сегодняшняя статья – про дельтапланы. Тем более, некоторые черты, роднящие их с автомобилями, иногда присутствуют.
Опять же, многие автомобилисты – люди активные, а дельтапланеризм – замечательное хобби. Для занятия которым, скорее всего, понадобится автомобиль. Как вам такая привязка к автотематике?
Летательный аппарат тяжелее воздуха, конструкция которого представляет собой три трубы, соединенные в передней точке, с натянутой между ними плотной, но легкой синтетической тканью. При взгляде сверху дельтаплан напоминает развернутый веер. Крайние трубы образуют угол 90-150°, центральная труба расположена по продольной оси аппарата.
Снизу к центральной трубе в точке центра масс крепится подвесная система пилота. В передней части расположена треугольная «трапеция», с основанием внизу (те, кто еще помнит школьный курс геометрии, сейчас поперхнулись ибо не забыли, что трапеция – это четырехугольник). Она служит точкой опоры для пилота в полете. Вся эта конструкция, для прочности, дополнительно оснащена трубчатыми и тросовыми растяжками.
Управление производится путем смещения положения тела относительно центра масс.
Аэродинамическое качество современных дельтапланов может достигать 17 единиц. То есть, стартуя с точки, расположенной в 100 метрах над поверхностью, дельтаплан может пролететь до 1700 метров. На практике, опытные дельтапланеристы, используя помощь восходящих потоков, способны улететь куда дальше.
Те, кто не очень углубленно знаком с историей воздухоплавания, но все же знают, кто такие братья Монгольфье и братья Райт, возможно, предположат, что истоки дельтаплана находятся как раз где-то в промежутке между этими двумя фамилиями. И отчасти окажутся правы. Потому что на рубеже 1880-90х годов другие неугомонные братья, по фамилии Лилиенталь, придумывали прообраз нынешнего дельтаплана. Вдохновившись идеями Леонардо (не черепахи) и разобрав на запчасти несколько птиц, они сконструировали нечто, что позволяло слегка почувствовать радость полета. Старший брат Отто даже успешно испытывал свои изобретения. Ровно до тех пор, пока удача от него не отвернулась. В 1896 году он разбился, что положило конец всем экспериментам.
Впрочем, планер Отто Лилиенталя был именно что прообразом дельтаплана. Примерно, как обезьяна стала прообразом человека (да не оскорбятся чувства верующих!). Что-то похожее есть, но общего мало.
Это слова Карла Либкнехта, 10 раз справедливые, но сказанные им по другому поводу. Как видим, мысли знакового немецкого коммуниста простирались несколько шире идей соединения пролетариев всех стран.
Если же говорить непосредственно о дельтаплане, то его появлению мы обязаны… космической программе NASA.
В 50-х годах прошлого века американец Френсис Рогалло изобрел крыло, которое он, повинуясь какой-то странной логике, назвал «крылом Рогалло». И еще неизвестно, как сложилась бы судьба этого изобретения, если бы NASA не объявило конкурс для поиска оптимального средства приземления своих космических игрушек.
Френсис заявился на этот конкурс и даже вызвал некий интерес к своему проекту. Треугольный трубчатый каркас, с натянутой на него тканевой обшивкой был легок и в сложенном виде занимал мало места. То, что надо для космоса!
Впрочем, дальше экспериментов дело не пошло, а предпочтение в результате отдали традиционному парашюту. Но принцип действия «крыла Рогалло» был напечатан в одном научном журнале, тем самым приобретя известность. Идея ушла в народ.
Одним из тех, кто прочитал умный журнал, был некий Том Перселл, инженер. Из алюминиевых труб он собрал каркас, натянул на него крыло, под которым приладил подвеску для пилота. Этот агрегат и получил название «дельтаплан». Объяснение такому имени простое – своей треугольной формой крыло напоминало греческую букву «дельта».
К 70-м годам дельтапланы приобрели широкую популярность в разных странах. В 1974 году Международная Авиационная Федерация официально объявила о появлении нового вида спорта – дельтапланеризма.
Как ни странно, в Советский Союз «тлетворная буржуйская забава» проникла очень быстро и была принята с энтузиазмом. Первый полет состоялся в 1972 году, уже через несколько лет по стране были десятки дельтапланерных клубов, а в 1983-м Валерий Леонтьев, верхом на коне, в горах близ Алма-Аты, проникновенно пел нетленное: «Уже зовет меня в полет мой дельтаплан, мой дельтаплан». А над ним, как ворон парил дельтапланерист. С этого момента про дельтапланы в СССР не знал только глухой.
Секретом популярности нового спорта стало то, что построить свой дельтаплан по чертежам можно было самостоятельно в любом гараже. А чертежи можно было найти, например, в журнале «Техника молодежи». К тому же, для полетов необязательно было забираться в горы – достаточно было даже небольшого холма, чтобы оторваться от земли и почувствовать себя немножко птицей.
Разумеется, по мере развития дельтапланеризма, техническое оснащение тоже эволюционировало. Появлялись новые материалы, проводились аэродинамические исследования, совершенствовалась конструкция.
Сейчас уже никто не строит дельтапланы из подручных материалов (ну, может, только самые маргинальные и отбитые энтузиасты). Разные модели различаются по своему назначению и, как следствие, по конструкции. Условно их можно на такие группы:
Если же отталкиваться от конструкции, то дельтапланы бывают мачтовые, безмачтовые, жесткокрылые. Впрочем, спортивная индустрия неустанно работает – техника постоянно совершенствуется и примеряет новые идеи и решения.
Помните, в начале статьи был спойлер о сходстве дельтаплана и автомобиля? Это я имел в виду мотодельтаплан.
Среди дельтапланеристов попадались умные, но ленивые люди, которые задавались вопросом: а обязательно ли тащиться в гору с огромным веером на спине, чтобы потом чуть-чуть полетать?
Кто-то придумал, что можно использовать лебедку с длинным тросом. Кто-то, поразмыслив, прицепил дельтаплан на буксир к автомобилю. А кто-то решил прицепить автомобиль к дельтаплану. Не буквально конечно. Компактное и легкое шасси, небольшой двигатель, толкающий винт. Все это сверху накрывается дельтапланом – и voila, готов новый летательный аппарат! На таком можно взлетать с любой горизонтальной площадки, можно катать пассажиров за деньги, можно стерхов направлять на путь истинный.
Клубы, где обучают полетам на дельтаплане есть во многих городах России. Единого стандарта обучения нет, в каждой школе – свои методики и секреты. Поэтому и сроки подготовки – от нескольких дней до нескольких месяцев.
Дельтапланеризм – достаточно простой в освоении вид спорта. С другой стороны, он весьма требователен, прежде всего, к физической форме спортсмена. Не нужно забывать, что дельтаплан весит 30-50 кг, а с ним еще нужно забраться на возвышенность, чтобы полететь. В некоторых клубах для взлета используют специальную лебедку, но все равно – побегать придется.
Любое хобби стоит денег. А хобби, связанное с небом, как правило – больших денег. Дельтаплан – это не самолет и не вертолет, но тоже требует определенного бюджета. Обучение, оборудование, экипировка – «входной билет» может стоить сотни тысяч рублей. А потом ведь захочется полетать в разных местах. А это поездки, расходы. Зато как расширяются горизонты! Новые люди, новые места, новые впечатления! Это того стоит.
Поэтому моя сегодняшняя статья – про дельтапланы. Тем более, некоторые черты, роднящие их с автомобилями, иногда присутствуют.
Опять же, многие автомобилисты – люди активные, а дельтапланеризм – замечательное хобби. Для занятия которым, скорее всего, понадобится автомобиль. Как вам такая привязка к автотематике?
Что такое дельтаплан?
Летательный аппарат тяжелее воздуха, конструкция которого представляет собой три трубы, соединенные в передней точке, с натянутой между ними плотной, но легкой синтетической тканью. При взгляде сверху дельтаплан напоминает развернутый веер. Крайние трубы образуют угол 90-150°, центральная труба расположена по продольной оси аппарата.
Конструкция дельтаплана проста и элегантна. Фото: youtube.com
Снизу к центральной трубе в точке центра масс крепится подвесная система пилота. В передней части расположена треугольная «трапеция», с основанием внизу (те, кто еще помнит школьный курс геометрии, сейчас поперхнулись ибо не забыли, что трапеция – это четырехугольник). Она служит точкой опоры для пилота в полете. Вся эта конструкция, для прочности, дополнительно оснащена трубчатыми и тросовыми растяжками.
Ощущение птичьего полета - максимальное! Фото: youtube.com
Управление производится путем смещения положения тела относительно центра масс.
Аэродинамическое качество современных дельтапланов может достигать 17 единиц. То есть, стартуя с точки, расположенной в 100 метрах над поверхностью, дельтаплан может пролететь до 1700 метров. На практике, опытные дельтапланеристы, используя помощь восходящих потоков, способны улететь куда дальше.
История
Те, кто не очень углубленно знаком с историей воздухоплавания, но все же знают, кто такие братья Монгольфье и братья Райт, возможно, предположат, что истоки дельтаплана находятся как раз где-то в промежутке между этими двумя фамилиями. И отчасти окажутся правы. Потому что на рубеже 1880-90х годов другие неугомонные братья, по фамилии Лилиенталь, придумывали прообраз нынешнего дельтаплана. Вдохновившись идеями Леонардо (не черепахи) и разобрав на запчасти несколько птиц, они сконструировали нечто, что позволяло слегка почувствовать радость полета. Старший брат Отто даже успешно испытывал свои изобретения. Ровно до тех пор, пока удача от него не отвернулась. В 1896 году он разбился, что положило конец всем экспериментам.
Впрочем, планер Отто Лилиенталя был именно что прообразом дельтаплана. Примерно, как обезьяна стала прообразом человека (да не оскорбятся чувства верующих!). Что-то похожее есть, но общего мало.
«Каждый раз, придумывая что-то новое, человек не знает, что получится из его изобретения, какие блага и беды оно принесет миру».
Это слова Карла Либкнехта, 10 раз справедливые, но сказанные им по другому поводу. Как видим, мысли знакового немецкого коммуниста простирались несколько шире идей соединения пролетариев всех стран.
Если же говорить непосредственно о дельтаплане, то его появлению мы обязаны… космической программе NASA.
В 50-х годах прошлого века американец Френсис Рогалло изобрел крыло, которое он, повинуясь какой-то странной логике, назвал «крылом Рогалло». И еще неизвестно, как сложилась бы судьба этого изобретения, если бы NASA не объявило конкурс для поиска оптимального средства приземления своих космических игрушек.
А могли бы космические корабли на Землю возвращать. Фото: youtube.com
Френсис заявился на этот конкурс и даже вызвал некий интерес к своему проекту. Треугольный трубчатый каркас, с натянутой на него тканевой обшивкой был легок и в сложенном виде занимал мало места. То, что надо для космоса!
Впрочем, дальше экспериментов дело не пошло, а предпочтение в результате отдали традиционному парашюту. Но принцип действия «крыла Рогалло» был напечатан в одном научном журнале, тем самым приобретя известность. Идея ушла в народ.
Дельтаплан способен летать и далеко, и высоко. Мировой рекорд высоты (без мотора) превышает 4000 метров! Фото: youtube.com
Одним из тех, кто прочитал умный журнал, был некий Том Перселл, инженер. Из алюминиевых труб он собрал каркас, натянул на него крыло, под которым приладил подвеску для пилота. Этот агрегат и получил название «дельтаплан». Объяснение такому имени простое – своей треугольной формой крыло напоминало греческую букву «дельта».
Для того, чтобы взлететь без посторонней помощи - придется побегать! Фото: youtube.com
К 70-м годам дельтапланы приобрели широкую популярность в разных странах. В 1974 году Международная Авиационная Федерация официально объявила о появлении нового вида спорта – дельтапланеризма.
Как ни странно, в Советский Союз «тлетворная буржуйская забава» проникла очень быстро и была принята с энтузиазмом. Первый полет состоялся в 1972 году, уже через несколько лет по стране были десятки дельтапланерных клубов, а в 1983-м Валерий Леонтьев, верхом на коне, в горах близ Алма-Аты, проникновенно пел нетленное: «Уже зовет меня в полет мой дельтаплан, мой дельтаплан». А над ним, как ворон парил дельтапланерист. С этого момента про дельтапланы в СССР не знал только глухой.
Дельтапланеризм - один из самых массовых видов авиационного спорта. Фото: youtube.com
Секретом популярности нового спорта стало то, что построить свой дельтаплан по чертежам можно было самостоятельно в любом гараже. А чертежи можно было найти, например, в журнале «Техника молодежи». К тому же, для полетов необязательно было забираться в горы – достаточно было даже небольшого холма, чтобы оторваться от земли и почувствовать себя немножко птицей.
Современный дельтаплан
Разумеется, по мере развития дельтапланеризма, техническое оснащение тоже эволюционировало. Появлялись новые материалы, проводились аэродинамические исследования, совершенствовалась конструкция.
Подвеска современного дельтаплана снабжена удобной "капсулой" и даже спасательным парашютом! Фото: youtube.com
Сейчас уже никто не строит дельтапланы из подручных материалов (ну, может, только самые маргинальные и отбитые энтузиасты). Разные модели различаются по своему назначению и, как следствие, по конструкции. Условно их можно на такие группы:
- ✪ Учебные. Легкие аппараты максимально простой конструкции. Предназначены, как можно догадаться, для первоначального обучения пилотов. Не слишком скоростные, не слишком маневренные, но зато безопасные.
- ✪ Переходные. Дельтапланы, предназначенные для опытных пилотов, имеющих значительный налет и навыки управления. Такие аппараты тяжелее, но развивают значительно большую скорость.
- ✪ Спортивные. Сложные по конструкции и требовательные к навыкам пилотирования дельтапланы. Предназначены для очень опытных спортсменов, обладающих специальными знаниями и умениями.
- ✪ Тандемные. Как видно из названия, эти дельтапланы предназначенны для двух пилотов – инструктора и пассажира.
Если же отталкиваться от конструкции, то дельтапланы бывают мачтовые, безмачтовые, жесткокрылые. Впрочем, спортивная индустрия неустанно работает – техника постоянно совершенствуется и примеряет новые идеи и решения.
Мотодельтаплан
Помните, в начале статьи был спойлер о сходстве дельтаплана и автомобиля? Это я имел в виду мотодельтаплан.
Среди дельтапланеристов попадались умные, но ленивые люди, которые задавались вопросом: а обязательно ли тащиться в гору с огромным веером на спине, чтобы потом чуть-чуть полетать?
Дельтаплан с мотором - почти летающий автомобиль. Фото: youtube.com
Кто-то придумал, что можно использовать лебедку с длинным тросом. Кто-то, поразмыслив, прицепил дельтаплан на буксир к автомобилю. А кто-то решил прицепить автомобиль к дельтаплану. Не буквально конечно. Компактное и легкое шасси, небольшой двигатель, толкающий винт. Все это сверху накрывается дельтапланом – и voila, готов новый летательный аппарат! На таком можно взлетать с любой горизонтальной площадки, можно катать пассажиров за деньги, можно стерхов направлять на путь истинный.
Как научиться?
Клубы, где обучают полетам на дельтаплане есть во многих городах России. Единого стандарта обучения нет, в каждой школе – свои методики и секреты. Поэтому и сроки подготовки – от нескольких дней до нескольких месяцев.
При обучении часто используют старт с помощью лебедки. Фото: youtube.com
Дельтапланеризм – достаточно простой в освоении вид спорта. С другой стороны, он весьма требователен, прежде всего, к физической форме спортсмена. Не нужно забывать, что дельтаплан весит 30-50 кг, а с ним еще нужно забраться на возвышенность, чтобы полететь. В некоторых клубах для взлета используют специальную лебедку, но все равно – побегать придется.
Дельтаплан начального обучения - конструкция проще некуда! Фото: youtube.com
Любое хобби стоит денег. А хобби, связанное с небом, как правило – больших денег. Дельтаплан – это не самолет и не вертолет, но тоже требует определенного бюджета. Обучение, оборудование, экипировка – «входной билет» может стоить сотни тысяч рублей. А потом ведь захочется полетать в разных местах. А это поездки, расходы. Зато как расширяются горизонты! Новые люди, новые места, новые впечатления! Это того стоит.
«Меж нами памяти туман,
Ты как во сне, ты как во сне.
Я верю, только дельтаплан
Поможет мне, поможет мне.
Наивно это и смешно,
Но так легко моим плечам.
К началу дня несет меня
Мой дельтаплан, мой дельтаплан.»
Ты как во сне, ты как во сне.
Я верю, только дельтаплан
Поможет мне, поможет мне.
Наивно это и смешно,
Но так легко моим плечам.
К началу дня несет меня
Мой дельтаплан, мой дельтаплан.»
- Юрий Самосудов
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....