Дельтаплан – круче, чем автомобиль?
Казалось бы, о чем еще писать на автомобильном портале, как не о машинах. Но мои более смелые коллеги уже выходят за рамки привычных стереотипов – на сайте вы можете найти статьи про самокаты, яхты, самолеты и даже реактивные ранцы! Мне тоже захотелось расширить горизонты.
Поэтому моя сегодняшняя статья – про дельтапланы. Тем более, некоторые черты, роднящие их с автомобилями, иногда присутствуют.
Опять же, многие автомобилисты – люди активные, а дельтапланеризм – замечательное хобби. Для занятия которым, скорее всего, понадобится автомобиль. Как вам такая привязка к автотематике?
Летательный аппарат тяжелее воздуха, конструкция которого представляет собой три трубы, соединенные в передней точке, с натянутой между ними плотной, но легкой синтетической тканью. При взгляде сверху дельтаплан напоминает развернутый веер. Крайние трубы образуют угол 90-150°, центральная труба расположена по продольной оси аппарата.
Снизу к центральной трубе в точке центра масс крепится подвесная система пилота. В передней части расположена треугольная «трапеция», с основанием внизу (те, кто еще помнит школьный курс геометрии, сейчас поперхнулись ибо не забыли, что трапеция – это четырехугольник). Она служит точкой опоры для пилота в полете. Вся эта конструкция, для прочности, дополнительно оснащена трубчатыми и тросовыми растяжками.
Управление производится путем смещения положения тела относительно центра масс.
Аэродинамическое качество современных дельтапланов может достигать 17 единиц. То есть, стартуя с точки, расположенной в 100 метрах над поверхностью, дельтаплан может пролететь до 1700 метров. На практике, опытные дельтапланеристы, используя помощь восходящих потоков, способны улететь куда дальше.
Те, кто не очень углубленно знаком с историей воздухоплавания, но все же знают, кто такие братья Монгольфье и братья Райт, возможно, предположат, что истоки дельтаплана находятся как раз где-то в промежутке между этими двумя фамилиями. И отчасти окажутся правы. Потому что на рубеже 1880-90х годов другие неугомонные братья, по фамилии Лилиенталь, придумывали прообраз нынешнего дельтаплана. Вдохновившись идеями Леонардо (не черепахи) и разобрав на запчасти несколько птиц, они сконструировали нечто, что позволяло слегка почувствовать радость полета. Старший брат Отто даже успешно испытывал свои изобретения. Ровно до тех пор, пока удача от него не отвернулась. В 1896 году он разбился, что положило конец всем экспериментам.
Впрочем, планер Отто Лилиенталя был именно что прообразом дельтаплана. Примерно, как обезьяна стала прообразом человека (да не оскорбятся чувства верующих!). Что-то похожее есть, но общего мало.
Это слова Карла Либкнехта, 10 раз справедливые, но сказанные им по другому поводу. Как видим, мысли знакового немецкого коммуниста простирались несколько шире идей соединения пролетариев всех стран.
Если же говорить непосредственно о дельтаплане, то его появлению мы обязаны… космической программе NASA.
В 50-х годах прошлого века американец Френсис Рогалло изобрел крыло, которое он, повинуясь какой-то странной логике, назвал «крылом Рогалло». И еще неизвестно, как сложилась бы судьба этого изобретения, если бы NASA не объявило конкурс для поиска оптимального средства приземления своих космических игрушек.
Френсис заявился на этот конкурс и даже вызвал некий интерес к своему проекту. Треугольный трубчатый каркас, с натянутой на него тканевой обшивкой был легок и в сложенном виде занимал мало места. То, что надо для космоса!
Впрочем, дальше экспериментов дело не пошло, а предпочтение в результате отдали традиционному парашюту. Но принцип действия «крыла Рогалло» был напечатан в одном научном журнале, тем самым приобретя известность. Идея ушла в народ.
Одним из тех, кто прочитал умный журнал, был некий Том Перселл, инженер. Из алюминиевых труб он собрал каркас, натянул на него крыло, под которым приладил подвеску для пилота. Этот агрегат и получил название «дельтаплан». Объяснение такому имени простое – своей треугольной формой крыло напоминало греческую букву «дельта».
К 70-м годам дельтапланы приобрели широкую популярность в разных странах. В 1974 году Международная Авиационная Федерация официально объявила о появлении нового вида спорта – дельтапланеризма.
Как ни странно, в Советский Союз «тлетворная буржуйская забава» проникла очень быстро и была принята с энтузиазмом. Первый полет состоялся в 1972 году, уже через несколько лет по стране были десятки дельтапланерных клубов, а в 1983-м Валерий Леонтьев, верхом на коне, в горах близ Алма-Аты, проникновенно пел нетленное: «Уже зовет меня в полет мой дельтаплан, мой дельтаплан». А над ним, как ворон парил дельтапланерист. С этого момента про дельтапланы в СССР не знал только глухой.
Секретом популярности нового спорта стало то, что построить свой дельтаплан по чертежам можно было самостоятельно в любом гараже. А чертежи можно было найти, например, в журнале «Техника молодежи». К тому же, для полетов необязательно было забираться в горы – достаточно было даже небольшого холма, чтобы оторваться от земли и почувствовать себя немножко птицей.
Разумеется, по мере развития дельтапланеризма, техническое оснащение тоже эволюционировало. Появлялись новые материалы, проводились аэродинамические исследования, совершенствовалась конструкция.
Сейчас уже никто не строит дельтапланы из подручных материалов (ну, может, только самые маргинальные и отбитые энтузиасты). Разные модели различаются по своему назначению и, как следствие, по конструкции. Условно их можно на такие группы:
Если же отталкиваться от конструкции, то дельтапланы бывают мачтовые, безмачтовые, жесткокрылые. Впрочем, спортивная индустрия неустанно работает – техника постоянно совершенствуется и примеряет новые идеи и решения.
Помните, в начале статьи был спойлер о сходстве дельтаплана и автомобиля? Это я имел в виду мотодельтаплан.
Среди дельтапланеристов попадались умные, но ленивые люди, которые задавались вопросом: а обязательно ли тащиться в гору с огромным веером на спине, чтобы потом чуть-чуть полетать?
Кто-то придумал, что можно использовать лебедку с длинным тросом. Кто-то, поразмыслив, прицепил дельтаплан на буксир к автомобилю. А кто-то решил прицепить автомобиль к дельтаплану. Не буквально конечно. Компактное и легкое шасси, небольшой двигатель, толкающий винт. Все это сверху накрывается дельтапланом – и voila, готов новый летательный аппарат! На таком можно взлетать с любой горизонтальной площадки, можно катать пассажиров за деньги, можно стерхов направлять на путь истинный.
Клубы, где обучают полетам на дельтаплане есть во многих городах России. Единого стандарта обучения нет, в каждой школе – свои методики и секреты. Поэтому и сроки подготовки – от нескольких дней до нескольких месяцев.
Дельтапланеризм – достаточно простой в освоении вид спорта. С другой стороны, он весьма требователен, прежде всего, к физической форме спортсмена. Не нужно забывать, что дельтаплан весит 30-50 кг, а с ним еще нужно забраться на возвышенность, чтобы полететь. В некоторых клубах для взлета используют специальную лебедку, но все равно – побегать придется.
Любое хобби стоит денег. А хобби, связанное с небом, как правило – больших денег. Дельтаплан – это не самолет и не вертолет, но тоже требует определенного бюджета. Обучение, оборудование, экипировка – «входной билет» может стоить сотни тысяч рублей. А потом ведь захочется полетать в разных местах. А это поездки, расходы. Зато как расширяются горизонты! Новые люди, новые места, новые впечатления! Это того стоит.
Поэтому моя сегодняшняя статья – про дельтапланы. Тем более, некоторые черты, роднящие их с автомобилями, иногда присутствуют.
Опять же, многие автомобилисты – люди активные, а дельтапланеризм – замечательное хобби. Для занятия которым, скорее всего, понадобится автомобиль. Как вам такая привязка к автотематике?
Что такое дельтаплан?
Летательный аппарат тяжелее воздуха, конструкция которого представляет собой три трубы, соединенные в передней точке, с натянутой между ними плотной, но легкой синтетической тканью. При взгляде сверху дельтаплан напоминает развернутый веер. Крайние трубы образуют угол 90-150°, центральная труба расположена по продольной оси аппарата.
Конструкция дельтаплана проста и элегантна. Фото: youtube.com
Снизу к центральной трубе в точке центра масс крепится подвесная система пилота. В передней части расположена треугольная «трапеция», с основанием внизу (те, кто еще помнит школьный курс геометрии, сейчас поперхнулись ибо не забыли, что трапеция – это четырехугольник). Она служит точкой опоры для пилота в полете. Вся эта конструкция, для прочности, дополнительно оснащена трубчатыми и тросовыми растяжками.
Ощущение птичьего полета - максимальное! Фото: youtube.com
Управление производится путем смещения положения тела относительно центра масс.
Аэродинамическое качество современных дельтапланов может достигать 17 единиц. То есть, стартуя с точки, расположенной в 100 метрах над поверхностью, дельтаплан может пролететь до 1700 метров. На практике, опытные дельтапланеристы, используя помощь восходящих потоков, способны улететь куда дальше.
История
Те, кто не очень углубленно знаком с историей воздухоплавания, но все же знают, кто такие братья Монгольфье и братья Райт, возможно, предположат, что истоки дельтаплана находятся как раз где-то в промежутке между этими двумя фамилиями. И отчасти окажутся правы. Потому что на рубеже 1880-90х годов другие неугомонные братья, по фамилии Лилиенталь, придумывали прообраз нынешнего дельтаплана. Вдохновившись идеями Леонардо (не черепахи) и разобрав на запчасти несколько птиц, они сконструировали нечто, что позволяло слегка почувствовать радость полета. Старший брат Отто даже успешно испытывал свои изобретения. Ровно до тех пор, пока удача от него не отвернулась. В 1896 году он разбился, что положило конец всем экспериментам.
Впрочем, планер Отто Лилиенталя был именно что прообразом дельтаплана. Примерно, как обезьяна стала прообразом человека (да не оскорбятся чувства верующих!). Что-то похожее есть, но общего мало.
«Каждый раз, придумывая что-то новое, человек не знает, что получится из его изобретения, какие блага и беды оно принесет миру».
Это слова Карла Либкнехта, 10 раз справедливые, но сказанные им по другому поводу. Как видим, мысли знакового немецкого коммуниста простирались несколько шире идей соединения пролетариев всех стран.
Если же говорить непосредственно о дельтаплане, то его появлению мы обязаны… космической программе NASA.
В 50-х годах прошлого века американец Френсис Рогалло изобрел крыло, которое он, повинуясь какой-то странной логике, назвал «крылом Рогалло». И еще неизвестно, как сложилась бы судьба этого изобретения, если бы NASA не объявило конкурс для поиска оптимального средства приземления своих космических игрушек.
А могли бы космические корабли на Землю возвращать. Фото: youtube.com
Френсис заявился на этот конкурс и даже вызвал некий интерес к своему проекту. Треугольный трубчатый каркас, с натянутой на него тканевой обшивкой был легок и в сложенном виде занимал мало места. То, что надо для космоса!
Впрочем, дальше экспериментов дело не пошло, а предпочтение в результате отдали традиционному парашюту. Но принцип действия «крыла Рогалло» был напечатан в одном научном журнале, тем самым приобретя известность. Идея ушла в народ.
Дельтаплан способен летать и далеко, и высоко. Мировой рекорд высоты (без мотора) превышает 4000 метров! Фото: youtube.com
Одним из тех, кто прочитал умный журнал, был некий Том Перселл, инженер. Из алюминиевых труб он собрал каркас, натянул на него крыло, под которым приладил подвеску для пилота. Этот агрегат и получил название «дельтаплан». Объяснение такому имени простое – своей треугольной формой крыло напоминало греческую букву «дельта».
Для того, чтобы взлететь без посторонней помощи - придется побегать! Фото: youtube.com
К 70-м годам дельтапланы приобрели широкую популярность в разных странах. В 1974 году Международная Авиационная Федерация официально объявила о появлении нового вида спорта – дельтапланеризма.
Как ни странно, в Советский Союз «тлетворная буржуйская забава» проникла очень быстро и была принята с энтузиазмом. Первый полет состоялся в 1972 году, уже через несколько лет по стране были десятки дельтапланерных клубов, а в 1983-м Валерий Леонтьев, верхом на коне, в горах близ Алма-Аты, проникновенно пел нетленное: «Уже зовет меня в полет мой дельтаплан, мой дельтаплан». А над ним, как ворон парил дельтапланерист. С этого момента про дельтапланы в СССР не знал только глухой.
Дельтапланеризм - один из самых массовых видов авиационного спорта. Фото: youtube.com
Секретом популярности нового спорта стало то, что построить свой дельтаплан по чертежам можно было самостоятельно в любом гараже. А чертежи можно было найти, например, в журнале «Техника молодежи». К тому же, для полетов необязательно было забираться в горы – достаточно было даже небольшого холма, чтобы оторваться от земли и почувствовать себя немножко птицей.
Современный дельтаплан
Разумеется, по мере развития дельтапланеризма, техническое оснащение тоже эволюционировало. Появлялись новые материалы, проводились аэродинамические исследования, совершенствовалась конструкция.
Подвеска современного дельтаплана снабжена удобной "капсулой" и даже спасательным парашютом! Фото: youtube.com
Сейчас уже никто не строит дельтапланы из подручных материалов (ну, может, только самые маргинальные и отбитые энтузиасты). Разные модели различаются по своему назначению и, как следствие, по конструкции. Условно их можно на такие группы:
- ✪ Учебные. Легкие аппараты максимально простой конструкции. Предназначены, как можно догадаться, для первоначального обучения пилотов. Не слишком скоростные, не слишком маневренные, но зато безопасные.
- ✪ Переходные. Дельтапланы, предназначенные для опытных пилотов, имеющих значительный налет и навыки управления. Такие аппараты тяжелее, но развивают значительно большую скорость.
- ✪ Спортивные. Сложные по конструкции и требовательные к навыкам пилотирования дельтапланы. Предназначены для очень опытных спортсменов, обладающих специальными знаниями и умениями.
- ✪ Тандемные. Как видно из названия, эти дельтапланы предназначенны для двух пилотов – инструктора и пассажира.
Если же отталкиваться от конструкции, то дельтапланы бывают мачтовые, безмачтовые, жесткокрылые. Впрочем, спортивная индустрия неустанно работает – техника постоянно совершенствуется и примеряет новые идеи и решения.
Мотодельтаплан
Помните, в начале статьи был спойлер о сходстве дельтаплана и автомобиля? Это я имел в виду мотодельтаплан.
Среди дельтапланеристов попадались умные, но ленивые люди, которые задавались вопросом: а обязательно ли тащиться в гору с огромным веером на спине, чтобы потом чуть-чуть полетать?
Дельтаплан с мотором - почти летающий автомобиль. Фото: youtube.com
Кто-то придумал, что можно использовать лебедку с длинным тросом. Кто-то, поразмыслив, прицепил дельтаплан на буксир к автомобилю. А кто-то решил прицепить автомобиль к дельтаплану. Не буквально конечно. Компактное и легкое шасси, небольшой двигатель, толкающий винт. Все это сверху накрывается дельтапланом – и voila, готов новый летательный аппарат! На таком можно взлетать с любой горизонтальной площадки, можно катать пассажиров за деньги, можно стерхов направлять на путь истинный.
Как научиться?
Клубы, где обучают полетам на дельтаплане есть во многих городах России. Единого стандарта обучения нет, в каждой школе – свои методики и секреты. Поэтому и сроки подготовки – от нескольких дней до нескольких месяцев.
При обучении часто используют старт с помощью лебедки. Фото: youtube.com
Дельтапланеризм – достаточно простой в освоении вид спорта. С другой стороны, он весьма требователен, прежде всего, к физической форме спортсмена. Не нужно забывать, что дельтаплан весит 30-50 кг, а с ним еще нужно забраться на возвышенность, чтобы полететь. В некоторых клубах для взлета используют специальную лебедку, но все равно – побегать придется.
Дельтаплан начального обучения - конструкция проще некуда! Фото: youtube.com
Любое хобби стоит денег. А хобби, связанное с небом, как правило – больших денег. Дельтаплан – это не самолет и не вертолет, но тоже требует определенного бюджета. Обучение, оборудование, экипировка – «входной билет» может стоить сотни тысяч рублей. А потом ведь захочется полетать в разных местах. А это поездки, расходы. Зато как расширяются горизонты! Новые люди, новые места, новые впечатления! Это того стоит.
«Меж нами памяти туман,
Ты как во сне, ты как во сне.
Я верю, только дельтаплан
Поможет мне, поможет мне.
Наивно это и смешно,
Но так легко моим плечам.
К началу дня несет меня
Мой дельтаплан, мой дельтаплан.»
Ты как во сне, ты как во сне.
Я верю, только дельтаплан
Поможет мне, поможет мне.
Наивно это и смешно,
Но так легко моим плечам.
К началу дня несет меня
Мой дельтаплан, мой дельтаплан.»
- Юрий Самосудов
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...