Peugeot 405 T16 Pikes Peak: горный король
Peugeot – один из немногих производителей, способных похвастаться столь впечатляющим послужным списком в автоспорте. На счету «львов» победы в 500 миль Индианаполиса, 24-х часовых гонках в Ле-Мане… а знаете ли вы, что двигатель Peugeot первым разогнал автомобиль до скорости свыше 400 км/ч на кольце Ла-Сартэ? Это было до появления шикан, с прототипом WM P88 оснащенным 900-сильным битурбо V6 3.0 разработки Peugeot.
Не менее впечатляющая карьера у «Львов» и в чемпионате мира по ралли. Знаменитый 205 T16 стал символом поздней «Группы Б», завоевав два титула среди марок. После запрета этой безумной категории Peugeot отправились в пустыню, заработав две победы в марафоне «Париж-Дакар». Французы не знали себе равных, везде, кроме Америки.
Peugeot Talbot Sport понимали, что короткообразный 205-й уступает Audi в скоростных поворотах. Удлинение существующего шасси исправило ситуацию, но все равно – управляемость оставляла желать лучшего, а лобовое сопротивление – меньшего.
Но, разумеется главной причиной смены модели послужил дебют Peugeot 405. Продвижение модели на мировом рынке подразумевало победы на «Дакаре» и «Пайкс-Пик», ведь лучшего пиара сложно было придумать. Технические характеристики модели T16 Grand Raid впечатляли:
✅ Двигатель – XU9T
✅ Конфигурация – 4 цилиндра, 16 клапанов, турбокомпрессор Garret
✅ Рабочий объем – 1.9 литра
✅ Мощность – 400 лошадей, при 7500 об/мин
✅ Крутящий момент – 490 Нм, при 4000 об/мин
✅ Снаряженная масса автомобиля – 880 килограмм
Осенью 1987 года Peugeot 405 T16GR выехал на первые тесты. Заводской пилот Ари Ватанен отметил, что увеличенная длина и улучшенная аэродинамика превратили автомобиль в идеальное оружие для покорения Пайкс-Пик. Правда для начала Peugeot собирались победить в ралли-рейде Париж-Дакар.
Французы принесли с собой несметное количество человеческих и финансовых ресурсов, изменив первоначальную философию романтической авантюры, задуманной Тьерри Сабином. В 1988 году Peugeot рассчитывали повторить прошлогодний успех с новой моделью. Все что к уверенной победе Ари Ватанена, но произошла невероятная, до сих пор неразгаданная, история. В ночь с 17 на 18 января, Peugeot 405 T16 Grand Raid таинственным образом исчез!
Незадолго до старта этапа, машину видели выезжающей из «Закрытого парка», но никто не обратил на это ни малейшего внимания, посчитав что это механики выполняют рутинную проверку. Но рано утром в Бамако, столице Мали, Жану Тодту сообщили, что машина похищена, и будет возвращена только после выкупа в размере 25 миллионов франков!
Тодт платить отказался, и ринулся на поиски… В итоге брошенную машину нашли в поле, без бензина. Ватанен вышел на старт, и несмотря на получасовое опоздание прилетел на финиш восьмым! После чего был дисквалифицирован – за превышение допустимого опоздания. Победителем «Париж-Дакар» 1988 года стал Юха Канккунен, выступавший на «старом» Peugeot 205T16: многомиллионная рекламная кампания затрещала по швам! Но у французов оставался шанс победить на главной горной гонке планеты.
Трасса Пайкс-Пик имеет длину около 20 километров и включает в себя 156 поворотов. Старт дается на высоте 1440 метров над уровнем моря, а финиширует на высоте 4302 метра.
Снижение плотности воздуха и уровня кислорода означает, что двигатель автомобиля теряет 10% мощности с каждой 1000 метров высоты над уровнем моря. Таким образом, учитывая тот факт что трасса имеет 3 километра подъема между стартом и финишем, мотор теряет от 30% до 35% «лошадей».
Заявленная мощность нового двигателя XU9T достигала 650 лошадиных сил на старте, и снижалась до 550 л. с. на финише, из-за «набора высоты». К слову, Ари Ватанен позже заявлял, что движок Peugeot выдавал 800 лошадей.
Победив в 1987 году, Audi – единственные конкуренты Peugeot, на Пайкс-Пик не приехали. Немцы переключились на кольцевые гонки, имевшие больший телевизионный охват.
Несмотря на отсутствие соперников, французы выставили три экипажа, сохранив команду, выступавшую в январе на Париж-Дакар. Peugeot приехала покорять «гору» с чемпионами мира по ралли Ари Ватаненом и Юхой Канккуненом, а также с четырехкратным победителем 24-часа Ле-Мана Анри Пескароло. Доводка автомобилей и сама гонка щедро финансировалась Peugeot, выделившей бюджет в 1 миллион долларов!
Ватанен исполнил главную роль и не разочаровал, превзойдя прошлогодний рекорд Вальтера Рерля на несколько десятых секунды, проехав за 10: 47,220. Рекорд оставался непревзойденным до 1994 года!
Победа в Америке, несомненно добавила авторитета Peugeot. Вот только французы мало что поимели с триумфа, поскольку лишь формально присутствовали на рынке США. Три-четыре тысячи машин в год, для такого гиганта как Peugeot – капля в море! Главным рынком «Львов» была Европа, где в то время с ума сходили от ралли-рейда «Париж-Дакар».
Ради победы французы были готовы на все! Бюджет команды составлял 6 миллионов долларов: больше, чем тратила команда Формулы-1 Ligier за весь сезон! В качестве гонщиков наняли асов пустыни, побеждавших на «Дакаре» прежде: финна Ари Ватанена, и бельгийца Жаки Икса. Дирижировал «гоночным оркестром» Жан Тодт. Человек, прославившийся титулами Peugeot в ралли, и любовью к командным приказам.
Гонщики вступили в беспощадную борьбу с пролога. Ватанен атаковал с самого старта, и… через 300 метров «сделал уши», то есть – перевернул машину! Ничего страшного, но работы механиком финн добавил: прогнувшаяся крыша, разбитое лобовое стекло, оторванная дверь… и потеря времени! В лидеры гонк вышел Жаки Икс.
В пустыне Тенере преимущество мудрого бельгийца достигло трех минут, что приводило финского чемпиона в бешенство. Прежде мало кто осмеливался бросить вызов Ватанену, и вдруг – как черт из табакерки, появился этот «старый» бельгиец! Больше всего Ари злило то, что соперник побеждает не за счет агрессивного пилотажа, а за счет спокойной и размеренной езды.
Пытаясь отыграться, «летучий финн» мчал по трассе во весь опор! И на каждый бивуак приводил вдребезги убитую машину, в то время как бельгиец приезжал «без единой царапины». Спокойный, как сфинкс Икс, отрывался все дальше, а Ватанен гнал все быстрее и быстрее. Подстегивая друг друга, дуэлянты оторвались от шедшего третьим Патрика Тамбэ на три часа!
Соперничество двух «львов» достигло эпического, иррационального уровня! Болельщики затаили дыхание следя за триллером в пустыне, ожидая кто «упадет» первым. Им оказался руководитель команды Peugeot – Жан Тодт.
Обеспокоенный что в результате «гонки на выживание» команда может потерять победу, Тодт принимает решение определить победителя самостоятельно. Но как сделать выбор, и в пользу кого?
Ватанен – свой для Peugeot, после аварии в Аргентине вновь вынужденный научиться ходить, и после чудесного возвращения даривший команде радость побед по всему миру. А Жаки Икс – новичок, пусть и титулованный. Но с самого Парижа бельгиец едет безупречно, не допускает ошибок и хладнокровно контролирует «летучего финна»!
Тодт ходит взад-вперед, засунув руки в карманы, не зная, как поступить. Вдруг, его пальцы натыкаются на монетку в 10 франков и Жана осеняет: пусть выбор сделает судьба! Ватанен выбрал орла, Икс – решку. Тодт подбрасывает монету, она падает на песок. Все вокруг с замиранием сердца смотрят на песок, ожидая оглашение приговора. Выпал орел: удача в тот день покровительствовала финну.
Но «лотерея» не решила проблему и не прекратила бойню! На предпоследнем этапе, Ватанен заблудился, и наметившееся было преимущество над Иксом превратилось в 20-секундное отставание. После этого отношения между двумя великими гонщиками испортились окончательно! Ари обвинял напарника в невыполнении приказов команды, на что Икс спокойно отвечал, что ехал медленно, иначе оторвался бы еще сильнее:
Наступил последний день ралли-рейда. Участникам предстояло преодолеть 40 километров по пляжу Плайя-де-М'Боро. Все шло к победе Икса, но… не доехав 200 метров до клетчатого флага бельгиец остановился! Неужели сход?
Нет – Икс дождался и пропустил Ватанена, выполнив уговор. Ари победил, и одновременно с этим потерпел поражение. Столь необычный финиш не остался без внимания прессы и руководства автоспортивной федерации. После гонки президент FISA жестко прошелся по Peugeot и Тодту:
Это решение дискредитирует Peugeot и Дакар, потому что автогонки – это спорт для настоящих мужиков, а не для брендов и коммерческих интересов.
Тодт признал, что решение: «немного исказило результат гонки, но интересы команды превыше интересов спорта». Победа в Дакаре стала тринадцатой для Peugeot: три «Дакара», два «Пайкс-Пик», два «Фараона», «Тунис», «Атлас» и «Баха Арагон». Выиграв все что можно, французы решили переключиться на гонки спортпрототипов. Но это уже другая история.
Не менее впечатляющая карьера у «Львов» и в чемпионате мира по ралли. Знаменитый 205 T16 стал символом поздней «Группы Б», завоевав два титула среди марок. После запрета этой безумной категории Peugeot отправились в пустыню, заработав две победы в марафоне «Париж-Дакар». Французы не знали себе равных, везде, кроме Америки.
Рождение легенды
Peugeot Talbot Sport понимали, что короткообразный 205-й уступает Audi в скоростных поворотах. Удлинение существующего шасси исправило ситуацию, но все равно – управляемость оставляла желать лучшего, а лобовое сопротивление – меньшего.
Ари Ватанен атакует! Фото: Youtube.com
Но, разумеется главной причиной смены модели послужил дебют Peugeot 405. Продвижение модели на мировом рынке подразумевало победы на «Дакаре» и «Пайкс-Пик», ведь лучшего пиара сложно было придумать. Технические характеристики модели T16 Grand Raid впечатляли:
✅ Двигатель – XU9T
✅ Конфигурация – 4 цилиндра, 16 клапанов, турбокомпрессор Garret
✅ Рабочий объем – 1.9 литра
✅ Мощность – 400 лошадей, при 7500 об/мин
✅ Крутящий момент – 490 Нм, при 4000 об/мин
✅ Снаряженная масса автомобиля – 880 килограмм
Осенью 1987 года Peugeot 405 T16GR выехал на первые тесты. Заводской пилот Ари Ватанен отметил, что увеличенная длина и улучшенная аэродинамика превратили автомобиль в идеальное оружие для покорения Пайкс-Пик. Правда для начала Peugeot собирались победить в ралли-рейде Париж-Дакар.
Битва в пустыне
Французы принесли с собой несметное количество человеческих и финансовых ресурсов, изменив первоначальную философию романтической авантюры, задуманной Тьерри Сабином. В 1988 году Peugeot рассчитывали повторить прошлогодний успех с новой моделью. Все что к уверенной победе Ари Ватанена, но произошла невероятная, до сих пор неразгаданная, история. В ночь с 17 на 18 января, Peugeot 405 T16 Grand Raid таинственным образом исчез!
Незадолго до старта этапа, машину видели выезжающей из «Закрытого парка», но никто не обратил на это ни малейшего внимания, посчитав что это механики выполняют рутинную проверку. Но рано утром в Бамако, столице Мали, Жану Тодту сообщили, что машина похищена, и будет возвращена только после выкупа в размере 25 миллионов франков!
Peugeot 405 T16 Pikes Peak. Фото: Youtube.com
Тодт платить отказался, и ринулся на поиски… В итоге брошенную машину нашли в поле, без бензина. Ватанен вышел на старт, и несмотря на получасовое опоздание прилетел на финиш восьмым! После чего был дисквалифицирован – за превышение допустимого опоздания. Победителем «Париж-Дакар» 1988 года стал Юха Канккунен, выступавший на «старом» Peugeot 205T16: многомиллионная рекламная кампания затрещала по швам! Но у французов оставался шанс победить на главной горной гонке планеты.
«Гонка в облаках»
Трасса Пайкс-Пик имеет длину около 20 километров и включает в себя 156 поворотов. Старт дается на высоте 1440 метров над уровнем моря, а финиширует на высоте 4302 метра.
Снижение плотности воздуха и уровня кислорода означает, что двигатель автомобиля теряет 10% мощности с каждой 1000 метров высоты над уровнем моря. Таким образом, учитывая тот факт что трасса имеет 3 километра подъема между стартом и финишем, мотор теряет от 30% до 35% «лошадей».
В 80-е на трассе Пайкс Пик слыхом не слыхивали о отбойниках! Фото: Youtube.com
Заявленная мощность нового двигателя XU9T достигала 650 лошадиных сил на старте, и снижалась до 550 л. с. на финише, из-за «набора высоты». К слову, Ари Ватанен позже заявлял, что движок Peugeot выдавал 800 лошадей.
Соперник «забыл» приехать
Победив в 1987 году, Audi – единственные конкуренты Peugeot, на Пайкс-Пик не приехали. Немцы переключились на кольцевые гонки, имевшие больший телевизионный охват.
Несмотря на отсутствие соперников, французы выставили три экипажа, сохранив команду, выступавшую в январе на Париж-Дакар. Peugeot приехала покорять «гору» с чемпионами мира по ралли Ари Ватаненом и Юхой Канккуненом, а также с четырехкратным победителем 24-часа Ле-Мана Анри Пескароло. Доводка автомобилей и сама гонка щедро финансировалась Peugeot, выделившей бюджет в 1 миллион долларов!
Ари Ватанен закрывается рукой от слепящего солнца. Фото: Youtube.com
Ватанен исполнил главную роль и не разочаровал, превзойдя прошлогодний рекорд Вальтера Рерля на несколько десятых секунды, проехав за 10: 47,220. Рекорд оставался непревзойденным до 1994 года!
Победа в Америке, несомненно добавила авторитета Peugeot. Вот только французы мало что поимели с триумфа, поскольку лишь формально присутствовали на рынке США. Три-четыре тысячи машин в год, для такого гиганта как Peugeot – капля в море! Главным рынком «Львов» была Европа, где в то время с ума сходили от ралли-рейда «Париж-Дакар».
«Заяц против черепахи»
Ради победы французы были готовы на все! Бюджет команды составлял 6 миллионов долларов: больше, чем тратила команда Формулы-1 Ligier за весь сезон! В качестве гонщиков наняли асов пустыни, побеждавших на «Дакаре» прежде: финна Ари Ватанена, и бельгийца Жаки Икса. Дирижировал «гоночным оркестром» Жан Тодт. Человек, прославившийся титулами Peugeot в ралли, и любовью к командным приказам.
Гонщики вступили в беспощадную борьбу с пролога. Ватанен атаковал с самого старта, и… через 300 метров «сделал уши», то есть – перевернул машину! Ничего страшного, но работы механиком финн добавил: прогнувшаяся крыша, разбитое лобовое стекло, оторванная дверь… и потеря времени! В лидеры гонк вышел Жаки Икс.
Два дуэлянта: Жаки Икс и Ари Ватанен. Фото: Youtube.com
В пустыне Тенере преимущество мудрого бельгийца достигло трех минут, что приводило финского чемпиона в бешенство. Прежде мало кто осмеливался бросить вызов Ватанену, и вдруг – как черт из табакерки, появился этот «старый» бельгиец! Больше всего Ари злило то, что соперник побеждает не за счет агрессивного пилотажа, а за счет спокойной и размеренной езды.
Пытаясь отыграться, «летучий финн» мчал по трассе во весь опор! И на каждый бивуак приводил вдребезги убитую машину, в то время как бельгиец приезжал «без единой царапины». Спокойный, как сфинкс Икс, отрывался все дальше, а Ватанен гнал все быстрее и быстрее. Подстегивая друг друга, дуэлянты оторвались от шедшего третьим Патрика Тамбэ на три часа!
Соперничество двух «львов» достигло эпического, иррационального уровня! Болельщики затаили дыхание следя за триллером в пустыне, ожидая кто «упадет» первым. Им оказался руководитель команды Peugeot – Жан Тодт.
Орел и решка
Обеспокоенный что в результате «гонки на выживание» команда может потерять победу, Тодт принимает решение определить победителя самостоятельно. Но как сделать выбор, и в пользу кого?
Ватанен – свой для Peugeot, после аварии в Аргентине вновь вынужденный научиться ходить, и после чудесного возвращения даривший команде радость побед по всему миру. А Жаки Икс – новичок, пусть и титулованный. Но с самого Парижа бельгиец едет безупречно, не допускает ошибок и хладнокровно контролирует «летучего финна»!
Жан Тодт и знаменитая монетка в 10 франков. Фото: Youtube.com
Тодт ходит взад-вперед, засунув руки в карманы, не зная, как поступить. Вдруг, его пальцы натыкаются на монетку в 10 франков и Жана осеняет: пусть выбор сделает судьба! Ватанен выбрал орла, Икс – решку. Тодт подбрасывает монету, она падает на песок. Все вокруг с замиранием сердца смотрят на песок, ожидая оглашение приговора. Выпал орел: удача в тот день покровительствовала финну.
Бой продолжается!
Но «лотерея» не решила проблему и не прекратила бойню! На предпоследнем этапе, Ватанен заблудился, и наметившееся было преимущество над Иксом превратилось в 20-секундное отставание. После этого отношения между двумя великими гонщиками испортились окончательно! Ари обвинял напарника в невыполнении приказов команды, на что Икс спокойно отвечал, что ехал медленно, иначе оторвался бы еще сильнее:
Ари убежден что я атаковал, но это неправда, уверяю вас. На выезде из деревни он заблудился и выбрал неверное направление. Я думал, что он быстро сориентировался, догнал меня и едет позади не обгоняя из-за пыли. У меня нет намерения идти против команды и Жана Тодта. Я собираюсь выполнить уговор.
Наступил последний день ралли-рейда. Участникам предстояло преодолеть 40 километров по пляжу Плайя-де-М'Боро. Все шло к победе Икса, но… не доехав 200 метров до клетчатого флага бельгиец остановился! Неужели сход?
Нет – Икс дождался и пропустил Ватанена, выполнив уговор. Ари победил, и одновременно с этим потерпел поражение. Столь необычный финиш не остался без внимания прессы и руководства автоспортивной федерации. После гонки президент FISA жестко прошелся по Peugeot и Тодту:
Это решение дискредитирует Peugeot и Дакар, потому что автогонки – это спорт для настоящих мужиков, а не для брендов и коммерческих интересов.
Если бы не запрет «Группы Б», Peugeot 405 T16 выиграл бы гораздо больше гонок! Фото: Youtube.com
Тодт признал, что решение: «немного исказило результат гонки, но интересы команды превыше интересов спорта». Победа в Дакаре стала тринадцатой для Peugeot: три «Дакара», два «Пайкс-Пик», два «Фараона», «Тунис», «Атлас» и «Баха Арагон». Выиграв все что можно, французы решили переключиться на гонки спортпрототипов. Но это уже другая история.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...