Peugeot 405 T16 Pikes Peak: горный король
Peugeot – один из немногих производителей, способных похвастаться столь впечатляющим послужным списком в автоспорте. На счету «львов» победы в 500 миль Индианаполиса, 24-х часовых гонках в Ле-Мане… а знаете ли вы, что двигатель Peugeot первым разогнал автомобиль до скорости свыше 400 км/ч на кольце Ла-Сартэ? Это было до появления шикан, с прототипом WM P88 оснащенным 900-сильным битурбо V6 3.0 разработки Peugeot.
Не менее впечатляющая карьера у «Львов» и в чемпионате мира по ралли. Знаменитый 205 T16 стал символом поздней «Группы Б», завоевав два титула среди марок. После запрета этой безумной категории Peugeot отправились в пустыню, заработав две победы в марафоне «Париж-Дакар». Французы не знали себе равных, везде, кроме Америки.
Peugeot Talbot Sport понимали, что короткообразный 205-й уступает Audi в скоростных поворотах. Удлинение существующего шасси исправило ситуацию, но все равно – управляемость оставляла желать лучшего, а лобовое сопротивление – меньшего.
Но, разумеется главной причиной смены модели послужил дебют Peugeot 405. Продвижение модели на мировом рынке подразумевало победы на «Дакаре» и «Пайкс-Пик», ведь лучшего пиара сложно было придумать. Технические характеристики модели T16 Grand Raid впечатляли:
✅ Двигатель – XU9T
✅ Конфигурация – 4 цилиндра, 16 клапанов, турбокомпрессор Garret
✅ Рабочий объем – 1.9 литра
✅ Мощность – 400 лошадей, при 7500 об/мин
✅ Крутящий момент – 490 Нм, при 4000 об/мин
✅ Снаряженная масса автомобиля – 880 килограмм
Осенью 1987 года Peugeot 405 T16GR выехал на первые тесты. Заводской пилот Ари Ватанен отметил, что увеличенная длина и улучшенная аэродинамика превратили автомобиль в идеальное оружие для покорения Пайкс-Пик. Правда для начала Peugeot собирались победить в ралли-рейде Париж-Дакар.
Французы принесли с собой несметное количество человеческих и финансовых ресурсов, изменив первоначальную философию романтической авантюры, задуманной Тьерри Сабином. В 1988 году Peugeot рассчитывали повторить прошлогодний успех с новой моделью. Все что к уверенной победе Ари Ватанена, но произошла невероятная, до сих пор неразгаданная, история. В ночь с 17 на 18 января, Peugeot 405 T16 Grand Raid таинственным образом исчез!
Незадолго до старта этапа, машину видели выезжающей из «Закрытого парка», но никто не обратил на это ни малейшего внимания, посчитав что это механики выполняют рутинную проверку. Но рано утром в Бамако, столице Мали, Жану Тодту сообщили, что машина похищена, и будет возвращена только после выкупа в размере 25 миллионов франков!
Тодт платить отказался, и ринулся на поиски… В итоге брошенную машину нашли в поле, без бензина. Ватанен вышел на старт, и несмотря на получасовое опоздание прилетел на финиш восьмым! После чего был дисквалифицирован – за превышение допустимого опоздания. Победителем «Париж-Дакар» 1988 года стал Юха Канккунен, выступавший на «старом» Peugeot 205T16: многомиллионная рекламная кампания затрещала по швам! Но у французов оставался шанс победить на главной горной гонке планеты.
Трасса Пайкс-Пик имеет длину около 20 километров и включает в себя 156 поворотов. Старт дается на высоте 1440 метров над уровнем моря, а финиширует на высоте 4302 метра.
Снижение плотности воздуха и уровня кислорода означает, что двигатель автомобиля теряет 10% мощности с каждой 1000 метров высоты над уровнем моря. Таким образом, учитывая тот факт что трасса имеет 3 километра подъема между стартом и финишем, мотор теряет от 30% до 35% «лошадей».
Заявленная мощность нового двигателя XU9T достигала 650 лошадиных сил на старте, и снижалась до 550 л. с. на финише, из-за «набора высоты». К слову, Ари Ватанен позже заявлял, что движок Peugeot выдавал 800 лошадей.
Победив в 1987 году, Audi – единственные конкуренты Peugeot, на Пайкс-Пик не приехали. Немцы переключились на кольцевые гонки, имевшие больший телевизионный охват.
Несмотря на отсутствие соперников, французы выставили три экипажа, сохранив команду, выступавшую в январе на Париж-Дакар. Peugeot приехала покорять «гору» с чемпионами мира по ралли Ари Ватаненом и Юхой Канккуненом, а также с четырехкратным победителем 24-часа Ле-Мана Анри Пескароло. Доводка автомобилей и сама гонка щедро финансировалась Peugeot, выделившей бюджет в 1 миллион долларов!
Ватанен исполнил главную роль и не разочаровал, превзойдя прошлогодний рекорд Вальтера Рерля на несколько десятых секунды, проехав за 10: 47,220. Рекорд оставался непревзойденным до 1994 года!
Победа в Америке, несомненно добавила авторитета Peugeot. Вот только французы мало что поимели с триумфа, поскольку лишь формально присутствовали на рынке США. Три-четыре тысячи машин в год, для такого гиганта как Peugeot – капля в море! Главным рынком «Львов» была Европа, где в то время с ума сходили от ралли-рейда «Париж-Дакар».
Ради победы французы были готовы на все! Бюджет команды составлял 6 миллионов долларов: больше, чем тратила команда Формулы-1 Ligier за весь сезон! В качестве гонщиков наняли асов пустыни, побеждавших на «Дакаре» прежде: финна Ари Ватанена, и бельгийца Жаки Икса. Дирижировал «гоночным оркестром» Жан Тодт. Человек, прославившийся титулами Peugeot в ралли, и любовью к командным приказам.
Гонщики вступили в беспощадную борьбу с пролога. Ватанен атаковал с самого старта, и… через 300 метров «сделал уши», то есть – перевернул машину! Ничего страшного, но работы механиком финн добавил: прогнувшаяся крыша, разбитое лобовое стекло, оторванная дверь… и потеря времени! В лидеры гонк вышел Жаки Икс.
В пустыне Тенере преимущество мудрого бельгийца достигло трех минут, что приводило финского чемпиона в бешенство. Прежде мало кто осмеливался бросить вызов Ватанену, и вдруг – как черт из табакерки, появился этот «старый» бельгиец! Больше всего Ари злило то, что соперник побеждает не за счет агрессивного пилотажа, а за счет спокойной и размеренной езды.
Пытаясь отыграться, «летучий финн» мчал по трассе во весь опор! И на каждый бивуак приводил вдребезги убитую машину, в то время как бельгиец приезжал «без единой царапины». Спокойный, как сфинкс Икс, отрывался все дальше, а Ватанен гнал все быстрее и быстрее. Подстегивая друг друга, дуэлянты оторвались от шедшего третьим Патрика Тамбэ на три часа!
Соперничество двух «львов» достигло эпического, иррационального уровня! Болельщики затаили дыхание следя за триллером в пустыне, ожидая кто «упадет» первым. Им оказался руководитель команды Peugeot – Жан Тодт.
Обеспокоенный что в результате «гонки на выживание» команда может потерять победу, Тодт принимает решение определить победителя самостоятельно. Но как сделать выбор, и в пользу кого?
Ватанен – свой для Peugeot, после аварии в Аргентине вновь вынужденный научиться ходить, и после чудесного возвращения даривший команде радость побед по всему миру. А Жаки Икс – новичок, пусть и титулованный. Но с самого Парижа бельгиец едет безупречно, не допускает ошибок и хладнокровно контролирует «летучего финна»!
Тодт ходит взад-вперед, засунув руки в карманы, не зная, как поступить. Вдруг, его пальцы натыкаются на монетку в 10 франков и Жана осеняет: пусть выбор сделает судьба! Ватанен выбрал орла, Икс – решку. Тодт подбрасывает монету, она падает на песок. Все вокруг с замиранием сердца смотрят на песок, ожидая оглашение приговора. Выпал орел: удача в тот день покровительствовала финну.
Но «лотерея» не решила проблему и не прекратила бойню! На предпоследнем этапе, Ватанен заблудился, и наметившееся было преимущество над Иксом превратилось в 20-секундное отставание. После этого отношения между двумя великими гонщиками испортились окончательно! Ари обвинял напарника в невыполнении приказов команды, на что Икс спокойно отвечал, что ехал медленно, иначе оторвался бы еще сильнее:
Наступил последний день ралли-рейда. Участникам предстояло преодолеть 40 километров по пляжу Плайя-де-М'Боро. Все шло к победе Икса, но… не доехав 200 метров до клетчатого флага бельгиец остановился! Неужели сход?
Нет – Икс дождался и пропустил Ватанена, выполнив уговор. Ари победил, и одновременно с этим потерпел поражение. Столь необычный финиш не остался без внимания прессы и руководства автоспортивной федерации. После гонки президент FISA жестко прошелся по Peugeot и Тодту:
Это решение дискредитирует Peugeot и Дакар, потому что автогонки – это спорт для настоящих мужиков, а не для брендов и коммерческих интересов.
Тодт признал, что решение: «немного исказило результат гонки, но интересы команды превыше интересов спорта». Победа в Дакаре стала тринадцатой для Peugeot: три «Дакара», два «Пайкс-Пик», два «Фараона», «Тунис», «Атлас» и «Баха Арагон». Выиграв все что можно, французы решили переключиться на гонки спортпрототипов. Но это уже другая история.
Не менее впечатляющая карьера у «Львов» и в чемпионате мира по ралли. Знаменитый 205 T16 стал символом поздней «Группы Б», завоевав два титула среди марок. После запрета этой безумной категории Peugeot отправились в пустыню, заработав две победы в марафоне «Париж-Дакар». Французы не знали себе равных, везде, кроме Америки.
Рождение легенды
Peugeot Talbot Sport понимали, что короткообразный 205-й уступает Audi в скоростных поворотах. Удлинение существующего шасси исправило ситуацию, но все равно – управляемость оставляла желать лучшего, а лобовое сопротивление – меньшего.
Ари Ватанен атакует! Фото: Youtube.com
Но, разумеется главной причиной смены модели послужил дебют Peugeot 405. Продвижение модели на мировом рынке подразумевало победы на «Дакаре» и «Пайкс-Пик», ведь лучшего пиара сложно было придумать. Технические характеристики модели T16 Grand Raid впечатляли:
✅ Двигатель – XU9T
✅ Конфигурация – 4 цилиндра, 16 клапанов, турбокомпрессор Garret
✅ Рабочий объем – 1.9 литра
✅ Мощность – 400 лошадей, при 7500 об/мин
✅ Крутящий момент – 490 Нм, при 4000 об/мин
✅ Снаряженная масса автомобиля – 880 килограмм
Осенью 1987 года Peugeot 405 T16GR выехал на первые тесты. Заводской пилот Ари Ватанен отметил, что увеличенная длина и улучшенная аэродинамика превратили автомобиль в идеальное оружие для покорения Пайкс-Пик. Правда для начала Peugeot собирались победить в ралли-рейде Париж-Дакар.
Битва в пустыне
Французы принесли с собой несметное количество человеческих и финансовых ресурсов, изменив первоначальную философию романтической авантюры, задуманной Тьерри Сабином. В 1988 году Peugeot рассчитывали повторить прошлогодний успех с новой моделью. Все что к уверенной победе Ари Ватанена, но произошла невероятная, до сих пор неразгаданная, история. В ночь с 17 на 18 января, Peugeot 405 T16 Grand Raid таинственным образом исчез!
Незадолго до старта этапа, машину видели выезжающей из «Закрытого парка», но никто не обратил на это ни малейшего внимания, посчитав что это механики выполняют рутинную проверку. Но рано утром в Бамако, столице Мали, Жану Тодту сообщили, что машина похищена, и будет возвращена только после выкупа в размере 25 миллионов франков!
Peugeot 405 T16 Pikes Peak. Фото: Youtube.com
Тодт платить отказался, и ринулся на поиски… В итоге брошенную машину нашли в поле, без бензина. Ватанен вышел на старт, и несмотря на получасовое опоздание прилетел на финиш восьмым! После чего был дисквалифицирован – за превышение допустимого опоздания. Победителем «Париж-Дакар» 1988 года стал Юха Канккунен, выступавший на «старом» Peugeot 205T16: многомиллионная рекламная кампания затрещала по швам! Но у французов оставался шанс победить на главной горной гонке планеты.
«Гонка в облаках»
Трасса Пайкс-Пик имеет длину около 20 километров и включает в себя 156 поворотов. Старт дается на высоте 1440 метров над уровнем моря, а финиширует на высоте 4302 метра.
Снижение плотности воздуха и уровня кислорода означает, что двигатель автомобиля теряет 10% мощности с каждой 1000 метров высоты над уровнем моря. Таким образом, учитывая тот факт что трасса имеет 3 километра подъема между стартом и финишем, мотор теряет от 30% до 35% «лошадей».
В 80-е на трассе Пайкс Пик слыхом не слыхивали о отбойниках! Фото: Youtube.com
Заявленная мощность нового двигателя XU9T достигала 650 лошадиных сил на старте, и снижалась до 550 л. с. на финише, из-за «набора высоты». К слову, Ари Ватанен позже заявлял, что движок Peugeot выдавал 800 лошадей.
Соперник «забыл» приехать
Победив в 1987 году, Audi – единственные конкуренты Peugeot, на Пайкс-Пик не приехали. Немцы переключились на кольцевые гонки, имевшие больший телевизионный охват.
Несмотря на отсутствие соперников, французы выставили три экипажа, сохранив команду, выступавшую в январе на Париж-Дакар. Peugeot приехала покорять «гору» с чемпионами мира по ралли Ари Ватаненом и Юхой Канккуненом, а также с четырехкратным победителем 24-часа Ле-Мана Анри Пескароло. Доводка автомобилей и сама гонка щедро финансировалась Peugeot, выделившей бюджет в 1 миллион долларов!
Ари Ватанен закрывается рукой от слепящего солнца. Фото: Youtube.com
Ватанен исполнил главную роль и не разочаровал, превзойдя прошлогодний рекорд Вальтера Рерля на несколько десятых секунды, проехав за 10: 47,220. Рекорд оставался непревзойденным до 1994 года!
Победа в Америке, несомненно добавила авторитета Peugeot. Вот только французы мало что поимели с триумфа, поскольку лишь формально присутствовали на рынке США. Три-четыре тысячи машин в год, для такого гиганта как Peugeot – капля в море! Главным рынком «Львов» была Европа, где в то время с ума сходили от ралли-рейда «Париж-Дакар».
«Заяц против черепахи»
Ради победы французы были готовы на все! Бюджет команды составлял 6 миллионов долларов: больше, чем тратила команда Формулы-1 Ligier за весь сезон! В качестве гонщиков наняли асов пустыни, побеждавших на «Дакаре» прежде: финна Ари Ватанена, и бельгийца Жаки Икса. Дирижировал «гоночным оркестром» Жан Тодт. Человек, прославившийся титулами Peugeot в ралли, и любовью к командным приказам.
Гонщики вступили в беспощадную борьбу с пролога. Ватанен атаковал с самого старта, и… через 300 метров «сделал уши», то есть – перевернул машину! Ничего страшного, но работы механиком финн добавил: прогнувшаяся крыша, разбитое лобовое стекло, оторванная дверь… и потеря времени! В лидеры гонк вышел Жаки Икс.
Два дуэлянта: Жаки Икс и Ари Ватанен. Фото: Youtube.com
В пустыне Тенере преимущество мудрого бельгийца достигло трех минут, что приводило финского чемпиона в бешенство. Прежде мало кто осмеливался бросить вызов Ватанену, и вдруг – как черт из табакерки, появился этот «старый» бельгиец! Больше всего Ари злило то, что соперник побеждает не за счет агрессивного пилотажа, а за счет спокойной и размеренной езды.
Пытаясь отыграться, «летучий финн» мчал по трассе во весь опор! И на каждый бивуак приводил вдребезги убитую машину, в то время как бельгиец приезжал «без единой царапины». Спокойный, как сфинкс Икс, отрывался все дальше, а Ватанен гнал все быстрее и быстрее. Подстегивая друг друга, дуэлянты оторвались от шедшего третьим Патрика Тамбэ на три часа!
Соперничество двух «львов» достигло эпического, иррационального уровня! Болельщики затаили дыхание следя за триллером в пустыне, ожидая кто «упадет» первым. Им оказался руководитель команды Peugeot – Жан Тодт.
Орел и решка
Обеспокоенный что в результате «гонки на выживание» команда может потерять победу, Тодт принимает решение определить победителя самостоятельно. Но как сделать выбор, и в пользу кого?
Ватанен – свой для Peugeot, после аварии в Аргентине вновь вынужденный научиться ходить, и после чудесного возвращения даривший команде радость побед по всему миру. А Жаки Икс – новичок, пусть и титулованный. Но с самого Парижа бельгиец едет безупречно, не допускает ошибок и хладнокровно контролирует «летучего финна»!
Жан Тодт и знаменитая монетка в 10 франков. Фото: Youtube.com
Тодт ходит взад-вперед, засунув руки в карманы, не зная, как поступить. Вдруг, его пальцы натыкаются на монетку в 10 франков и Жана осеняет: пусть выбор сделает судьба! Ватанен выбрал орла, Икс – решку. Тодт подбрасывает монету, она падает на песок. Все вокруг с замиранием сердца смотрят на песок, ожидая оглашение приговора. Выпал орел: удача в тот день покровительствовала финну.
Бой продолжается!
Но «лотерея» не решила проблему и не прекратила бойню! На предпоследнем этапе, Ватанен заблудился, и наметившееся было преимущество над Иксом превратилось в 20-секундное отставание. После этого отношения между двумя великими гонщиками испортились окончательно! Ари обвинял напарника в невыполнении приказов команды, на что Икс спокойно отвечал, что ехал медленно, иначе оторвался бы еще сильнее:
Ари убежден что я атаковал, но это неправда, уверяю вас. На выезде из деревни он заблудился и выбрал неверное направление. Я думал, что он быстро сориентировался, догнал меня и едет позади не обгоняя из-за пыли. У меня нет намерения идти против команды и Жана Тодта. Я собираюсь выполнить уговор.
Наступил последний день ралли-рейда. Участникам предстояло преодолеть 40 километров по пляжу Плайя-де-М'Боро. Все шло к победе Икса, но… не доехав 200 метров до клетчатого флага бельгиец остановился! Неужели сход?
Нет – Икс дождался и пропустил Ватанена, выполнив уговор. Ари победил, и одновременно с этим потерпел поражение. Столь необычный финиш не остался без внимания прессы и руководства автоспортивной федерации. После гонки президент FISA жестко прошелся по Peugeot и Тодту:
Это решение дискредитирует Peugeot и Дакар, потому что автогонки – это спорт для настоящих мужиков, а не для брендов и коммерческих интересов.
Если бы не запрет «Группы Б», Peugeot 405 T16 выиграл бы гораздо больше гонок! Фото: Youtube.com
Тодт признал, что решение: «немного исказило результат гонки, но интересы команды превыше интересов спорта». Победа в Дакаре стала тринадцатой для Peugeot: три «Дакара», два «Пайкс-Пик», два «Фараона», «Тунис», «Атлас» и «Баха Арагон». Выиграв все что можно, французы решили переключиться на гонки спортпрототипов. Но это уже другая история.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...