ПД-35: два лучше чем четыре
Те, кто следит за российским авиастроением, наверняка наблюдают за испытаниями нового лайнера МС-21, оснащенного двигателями ПД-14. Очевидно: хоть и медленно, но дело продвигается вперед. Все это хорошо, однако возникает вопрос: а что будет дальше в плане создания новых авиационных силовых установок и нужны ли они вообще?
Решение о начале разработки «тяжелого» двигателя было принято еще в 2016-м. Новый агрегат необходим как для военных самолетов тактической авиации, так и гражданских дальнемагистральных лайнеров. Причина заключается в необходимости обеспечения большей топливной эффективности.
Звучит с первого взгляда странновато: как это более мощный двигатель может быть экономичнее слабого «собрата»? На деле все просто: часть российских самолетов оборудуется четырехдвигательной силовой установкой. Естественно: 2 мотора, хоть и большей мощности, потребляют меньше горючего, чем 4 слабых.
Программа принята на государственном уровне и ее общая стоимость оценивается в сумму не менее 180 млрд. руб. (64,3 млрд. руб. уже выделено). При этом сюда включены затраты на капитальное строительство (ранее не делалось). Это связано с тем, что пришлось организовывать новое производство, испытательную базу.
По сути, это масштабированный газогенератор уже работающего на среднемагистральном МС-21 ПД-14. К двигателю прибавили еще одну выходную ступень на компрессоре высокого давления. Их число будет равно 9+2. Разработкой установки занимаются российские организации «Сатурн» (НПО»), а также пермское «ОДК-Авиадвигатель». Основные характеристики ПД-35:
✅ взлетная тяга – 35 тонн
✅ длина – свыше 8 м
✅ масса – почти 8 т
✅ диаметр вентилятора – 3,1 м
Отдельно разрабатывается мотогондола и пилоны, посредством которых двигатель будет крепиться к крылу.
Ответственность за их разработку для ПД-35 лежит на ВИАМ. Этот институт ранее создал для ПД-14 свыше 20 инновационных сплавов. Однако, чтобы сделать «тяжелый» авиационный двигатель, конкурирующий с зарубежными аналогами, необходимо разработать материалы, способные выдерживать условия более высоких нагрузок и температур. И речь идет не только о металлах и их сплавах, но и о керамике, композитах.
Важнейший момент при создании ПД-35 – изготовление рабочих лопаток. Вентилятор авиатурбины – довольно уязвимая ее часть. В него попадает мусор, залетают птицы, что приводит к разрушению лопаток. А это чревато внезапной остановкой двигателя, а зачастую и пожаром.
Технология, используемая при изготовлении ПД-14, здесь не годится. В этом двигателе применены пустотелые титановые лопатки. Если их поставить на ПД-35, установка получится чрезмерно громоздкой. Выход из положения – использование композитных материалов, что позволит снизить массу всех лопаток до 30 %. В 2020-м НПО «Сатурн» представило такую лопатку, которая была успешно испытана на двигателе ПД-14.
На Западе технологию изготовления лопаток вентилятора из композитов осваивали в течение двадцати лет. На это были потрачены сотни миллиардов «зеленых», фунтов стерлингов, евро, но дело стоило того. Использование лопаток из инновационных материалов в «тяжелых» авиадвигателей снижает их массу сразу на несколько сотен кг. На сегодня «пластиковые» моторы умеют строить в трех странах мира: США, Франции и Англии. Россия, с большой долей вероятности, может занять четвертое место.
В 2019 году СПбГМТУ прошло интересное совещание, посвященное использованию 3D-печати при производстве авиамотора большой мощности. Институт имеет пару площадок, на которых отрабатываются технологии лазерной сварки. Если говорить проще, здесь занимаются вопросами выращивания отдельных деталей из композитных материалов. Подразумевается, что часть из них будет применена в новом российском авиадвигателе.
Один из вариантов – модифицированная версия Ил-96-400М (другое название Ил-496). Сегодня на этот широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер устанавливается четыре двигателя ПС-90А1. Однако самолет с такой компоновкой силовой установки значительно проигрывает своим «коллегам», имеющим два авиамотора. Причем, как по техническим, так и экономическим параметрам.
Еще одно предполагаемое «место» установки ПД-35. Первые две латинские буквы указывают на страны-участницы проекта: China и Russia. Договор подписан в 2014 году, когда российский президент посетил Пекин. Уже в 2016-м на аэрокосмическом салоне в китайском Чжухае был продемонстрирован макет CR929.
На сегодняшний момент полной ясности в этом вопросе нет. К тому же в июле текущего года появились сообщения о возможном сокращении участия России в проекте. Причиной стало намерение Китая заменить часть комплектующих из РФ на западные. Так что дальнейшая судьба проекта весьма туманна.
При чем тут газопровод? Оказывается, для перекачки голубого топлива используют выработавший ресурс авиационные двигатели. На данный момент это моторы от Rolls-Roys, в частности серии «Трент», устанавливаемые на такой гигант, как Airbus A-380.
В России в этом плане используют отработавшие свое ПС-90А. Из них получаются перекачивающие станции мощностью до 2,5 МВт. Также применяется двигатель НК-25Б, который стоит на Ту-22М. Из него делают газоперекачивающий агрегат НК-36СТ. Но для такого гиганта, как «Северный поток-1» они не подходят из-за недостатка мощности. Пока у нас не появится ПД-35, ставить на крупные газопроводы придется западные б/у движки (а ремонтируют их в Канаде или где-то там в ЕС). Так что у российской разработки есть и еще одна отдаленная перспектива.
В октябре прошлого года Ростех заявил, что начались испытания газогенератора двигателя на демонстраторе. Следующий этап – проверка конструкции в условиях, имитирующих функционирование агрегата в составе двигателя. В конце 2021-го Мишустин заявил о выделении на разработку ПД-35 еще 44,6 млрд. рублей. 18.08.2022 года Александр Иноземцев (генконструктор «ОДК-Авиадвигатель») рассказал, что в связи с «ограничением ресурсов» авиамотор соберут на 2-3 года позднее намеченных сроков. Демонстратор испытают только к 2024-му, т. к. сегодня все силы направлены на подготовку, масштабное производство ПС-90 и ПД-14.
Даже если что-то застопорится с китайцами, а по словам российского президента, это «очень сложные переговорщики», ПД-35 будут устанавливать на Ил-496 в двухдвигательной компоновке. А вернется ли КНР к полноценному сотрудничеству с РФ по созданию CR929 – сказать сложно. С другой стороны, 7 сентября этого года Слюсарь (гендиректор ОАК, входящей в Ростех) заявил, что «работы не останавливаются», но должны пройти «актуализацию».
Решение о начале разработки «тяжелого» двигателя было принято еще в 2016-м. Новый агрегат необходим как для военных самолетов тактической авиации, так и гражданских дальнемагистральных лайнеров. Причина заключается в необходимости обеспечения большей топливной эффективности.
Зачем нужен ПД-35
Звучит с первого взгляда странновато: как это более мощный двигатель может быть экономичнее слабого «собрата»? На деле все просто: часть российских самолетов оборудуется четырехдвигательной силовой установкой. Естественно: 2 мотора, хоть и большей мощности, потребляют меньше горючего, чем 4 слабых.
Четыре двигателя для дальнемагистрального самолета – дорого. Фото: YouTube.com
Программа принята на государственном уровне и ее общая стоимость оценивается в сумму не менее 180 млрд. руб. (64,3 млрд. руб. уже выделено). При этом сюда включены затраты на капитальное строительство (ранее не делалось). Это связано с тем, что пришлось организовывать новое производство, испытательную базу.
В перспективе планируется создать семейство двигателей тягой до 50 тонн.
Технические особенности ПД-35
По сути, это масштабированный газогенератор уже работающего на среднемагистральном МС-21 ПД-14. К двигателю прибавили еще одну выходную ступень на компрессоре высокого давления. Их число будет равно 9+2. Разработкой установки занимаются российские организации «Сатурн» (НПО»), а также пермское «ОДК-Авиадвигатель». Основные характеристики ПД-35:
✅ взлетная тяга – 35 тонн
✅ длина – свыше 8 м
✅ масса – почти 8 т
✅ диаметр вентилятора – 3,1 м
Отдельно разрабатывается мотогондола и пилоны, посредством которых двигатель будет крепиться к крылу.
Материалы
Ответственность за их разработку для ПД-35 лежит на ВИАМ. Этот институт ранее создал для ПД-14 свыше 20 инновационных сплавов. Однако, чтобы сделать «тяжелый» авиационный двигатель, конкурирующий с зарубежными аналогами, необходимо разработать материалы, способные выдерживать условия более высоких нагрузок и температур. И речь идет не только о металлах и их сплавах, но и о керамике, композитах.
В основе ПД-35 – ПД-14. Фото: YouTube.com
Специалисты признают: на разработку нового авиадвигателя уходит примерно в два раза больше времени, чем на самолет.
Важнейший момент при создании ПД-35 – изготовление рабочих лопаток. Вентилятор авиатурбины – довольно уязвимая ее часть. В него попадает мусор, залетают птицы, что приводит к разрушению лопаток. А это чревато внезапной остановкой двигателя, а зачастую и пожаром.
Вот во что превращаются лопатки при попадании в них посторонних предметов. Фото: YouTube.com
Технология, используемая при изготовлении ПД-14, здесь не годится. В этом двигателе применены пустотелые титановые лопатки. Если их поставить на ПД-35, установка получится чрезмерно громоздкой. Выход из положения – использование композитных материалов, что позволит снизить массу всех лопаток до 30 %. В 2020-м НПО «Сатурн» представило такую лопатку, которая была успешно испытана на двигателе ПД-14.
Материал лопаток имеет решающее значение! Фото: YouTube.com
На Западе технологию изготовления лопаток вентилятора из композитов осваивали в течение двадцати лет. На это были потрачены сотни миллиардов «зеленых», фунтов стерлингов, евро, но дело стоило того. Использование лопаток из инновационных материалов в «тяжелых» авиадвигателей снижает их массу сразу на несколько сотен кг. На сегодня «пластиковые» моторы умеют строить в трех странах мира: США, Франции и Англии. Россия, с большой долей вероятности, может занять четвертое место.
Другие технологии, применяемые при изготовлении ПД-35
В 2019 году СПбГМТУ прошло интересное совещание, посвященное использованию 3D-печати при производстве авиамотора большой мощности. Институт имеет пару площадок, на которых отрабатываются технологии лазерной сварки. Если говорить проще, здесь занимаются вопросами выращивания отдельных деталей из композитных материалов. Подразумевается, что часть из них будет применена в новом российском авиадвигателе.
На какие самолеты предполагается установить ПД-35
Один из вариантов – модифицированная версия Ил-96-400М (другое название Ил-496). Сегодня на этот широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер устанавливается четыре двигателя ПС-90А1. Однако самолет с такой компоновкой силовой установки значительно проигрывает своим «коллегам», имеющим два авиамотора. Причем, как по техническим, так и экономическим параметрам.
CR929
Еще одно предполагаемое «место» установки ПД-35. Первые две латинские буквы указывают на страны-участницы проекта: China и Russia. Договор подписан в 2014 году, когда российский президент посетил Пекин. Уже в 2016-м на аэрокосмическом салоне в китайском Чжухае был продемонстрирован макет CR929.
Модель и макет CR929 готовят к выставке. Фото: YouTube.com
Предполагалось, что первые образцы самолета, которые должны появиться в 2025-26 годах, будут оснащаться двигателями Rolls-Royce или General Electric. И только на последующих этапах (ориентировочно к 2030-му) произойдет переоборудование лайнеров под российские ПД-35. Также рассматривался вариант установки китайских моторов CJ-2000.
На сегодняшний момент полной ясности в этом вопросе нет. К тому же в июле текущего года появились сообщения о возможном сокращении участия России в проекте. Причиной стало намерение Китая заменить часть комплектующих из РФ на западные. Так что дальнейшая судьба проекта весьма туманна.
«Северный поток»
При чем тут газопровод? Оказывается, для перекачки голубого топлива используют выработавший ресурс авиационные двигатели. На данный момент это моторы от Rolls-Roys, в частности серии «Трент», устанавливаемые на такой гигант, как Airbus A-380.
Двигатели, выработавшие свой ресурс и снятые с этого гиганта, потом качают газ. Фото: YouTube.com
В России в этом плане используют отработавшие свое ПС-90А. Из них получаются перекачивающие станции мощностью до 2,5 МВт. Также применяется двигатель НК-25Б, который стоит на Ту-22М. Из него делают газоперекачивающий агрегат НК-36СТ. Но для такого гиганта, как «Северный поток-1» они не подходят из-за недостатка мощности. Пока у нас не появится ПД-35, ставить на крупные газопроводы придется западные б/у движки (а ремонтируют их в Канаде или где-то там в ЕС). Так что у российской разработки есть и еще одна отдаленная перспектива.
Как сегодня идут дела с ПД-35
В октябре прошлого года Ростех заявил, что начались испытания газогенератора двигателя на демонстраторе. Следующий этап – проверка конструкции в условиях, имитирующих функционирование агрегата в составе двигателя. В конце 2021-го Мишустин заявил о выделении на разработку ПД-35 еще 44,6 млрд. рублей. 18.08.2022 года Александр Иноземцев (генконструктор «ОДК-Авиадвигатель») рассказал, что в связи с «ограничением ресурсов» авиамотор соберут на 2-3 года позднее намеченных сроков. Демонстратор испытают только к 2024-му, т. к. сегодня все силы направлены на подготовку, масштабное производство ПС-90 и ПД-14.
Демонстратор ПД-35 готовят к испытаниям. Фото: YouTube.com
Даже если что-то застопорится с китайцами, а по словам российского президента, это «очень сложные переговорщики», ПД-35 будут устанавливать на Ил-496 в двухдвигательной компоновке. А вернется ли КНР к полноценному сотрудничеству с РФ по созданию CR929 – сказать сложно. С другой стороны, 7 сентября этого года Слюсарь (гендиректор ОАК, входящей в Ростех) заявил, что «работы не останавливаются», но должны пройти «актуализацию».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...