Премиальные «Москвичи» проекта 3-5, так и не ставшие серийными
Автомобили марки «Москвич» давно уже не выпускаются, но многие водители помнят их. Да и на дорогах, особенно в сельской местности, они еще иногда попадаются. Каждая такая встреча невольно вызывает добрую улыбку и воспоминания.
«Москвичи», начиная с середины 1970-х годов считались не очень ценными автомобилями – они находились где-то между «Запорожцами» и «Жигулями». Хотя, все равно в СССР любая машина была благом и даже ЗАЗ купить без знаменитых записей в очереди и заветных «открыток» получалось редко.
Только все могло быть иначе – в самом конце 1960-х годов завод АЗЛК разработал целую серию перспективных прототипов, известных под индексом 3-5. Они планировались не просто заменой классических «Москвичей», а иным классом. Новые автомобили должны были занять промежуточное место между «Жигулями», которых еще не выпустили, но уже планировали и «Волгой».
В 1960-х годах завод «Москвич», который тогда назывался МЗМА, благоденствовал. Это была «золотая эпоха» предприятия. Автомобили выпускались современные, причем настолько, что они пользовались высоким спросом даже в странах Западной Европы.
Сейчас это кажется невероятным, но в 1960-х годах больше 50 % автомобилей марки «Москвич» экспортировалось, несмотря на то, что Советскому Союзу машин не хватало. Но стране была нужна валюта, которую завод МЗМА зарабатывал.
В середине 1960-х на предприятии сделали новый двигатель с рабочим объемом 1,5 литра, предназначенный для модели Москвич-412. Этот автомобиль дебютировал в 1967 году.
Казалось, можно было почивать на лаврах, работать над новыми, перспективными моделями. Тем более, что прототипов конструкторское бюро сделало много и в разных типах кузовов.
Но внезапно, как гром среди ясного неба, грянула весть о том, что новый автомобильный завод на Волге, впоследствии названный АвтоВАЗом, станет главным советским предприятием по выпуску легковушек. Соответственно, основные финансовые потоки будут перенаправлены туда.
Повлиять на эту ситуацию можно было только одним способом – попытаться выпустить такие автомобили, которые затмили бы то, что сделают на Волжском автозаводе.
Советское правительство тем временем подписало договор с итальянцами из Fiat на выпуск перспективных легковушек. По классу машины была одинаковыми с «Москвичами», но превосходили самую современную 412 модель.
Чтобы выбить средства на освоение новых автомобилей, МЗМА решил ориентироваться на полноценный средний класс. В Европе такие машины были представлены моделями Ford Taunus и Opel Rekord, например.
Ключевой задачей МЗМА было создание новой машины, обладающей экономичностью стандартного «Москвича» и размерами, близкими к «Волге». Это должен был быть полноценный семейный автомобиль, рассчитанный на размещение пяти человек. Понятно, что в СССР и вшестером на «Запорожце» ездили, но тут имеется ввиду европейский уровень комфорта.
Опытное семейство автомобилей получило индекс 3-5. Эти цифры означали 1973-1975 годы – именно тогда эти модели хотели запустить в серийное производство. Машины собирались оснащать двигателями с рабочим объемом от 1,5 до 2,0 литра. Кстати, новые модели планировали комплектовать не только механическими, но и автоматическими коробками передач. Работы над автомобилями начали в 1967 году.
Первым прототипом стала машина, сделанная на основе 412 модели. Точнее, Москвич 3-5-2 напоминал этот серийный автомобиль. Длина прототипа увеличилась на 200 мм, а ширина – на 100 мм. Под капотом седана установили мотор с рабочим объемом 1,7 литра, развивающий 96 л. с.
Под прототипом трудились молодые конструкторы, в том числе И. А. Зайцев. Потом он вспоминал, что никто из начинающих инженеров не хотел делать банальный макет увеличенного Москвич-408 – сначала новую машину хотели сделать по его подобию.. Только главный конструктор МЗМА А. Андронов настаивал, чтобы автомобиль был именно таким. Он не верил, что молодые специалисты смогут сделать технически выверенную модель с нуля.
Зайцев так и не сработался с Андроновым и уволился с МЗМА, хотя, впоследствии вернулся. А прототип получился не совсем таким, как запланировал главный конструктор – увеличенная копия «Москвича», но не 408, а более современной 412 модели.
В том же 1970 году, когда был построен прототип 3-5-2, Волжский автозавод выпустил первые ВАЗ-2101. Сравнив их с опытной моделью уже АЗЛК, стало ясно – автомобиль не имеет будущего. Он устарел еще на стадии прототипа. Работы именно по этой модификации были прекращены.
Одновременно с прототипом 3-5-2, на заводе МЗМА/АЗЛК конструкторы собрали такой же автомобиль в кузове универсал. Эта модель стала бы находкой для советских семей, предпочитающих активный отдых на дачах и в деревнях.
Если сравнивать опытный АЗЛК с современными автомобилями, то его можно сопоставить с Фольксваген Пассат. Модель планировалась на замену универсалам Москвич-426/427.
Прототип был признан бесперспективным вместе с 3-5-2 в кузове седан. Для потомков сохранить его не удалось. А кузов долгое время находился на заводе, даже после развала Советского Союза.
Несмотря на то, что новые прототипы были признаны бесперспективными, конструкторы решили попробовать еще раз. Они немного поиграли с дизайном и выпустили Москвич 3-5-4. Это был все тот же седан 3-5-2, но с новой радиаторной решеткой и рядом измененных элементов в салоне.
Так как внешне это был все тот же Москвич-412, ничего удивительного в том, что эту модель тоже признали бесперспективной. На фоне ВАЗ-2101 она выглядела откровенно устаревшей.
Следующий проект завода АЗЛК получился более современным. Москвич 3-5-5 внешне выглядел чем-то средним между моделями 3-5-2 и 2140. Дизайн спорный – машина на любителя.
Есть мнение, что прототип 3-5-5 стал образцом для создания Москвич-2140. Глядя на завершенность облика серийной модели, в это можно легко поверить.
Предполагалось, что Москвич 3-5-5 будет оснащаться модернизированными двигателями, созданными на основе УЗАМ-412. Рабочий объем силовых агрегатов планировалось постепенно увеличивать до 2,0 литра.
Конструкторы изготовили два опытных образца Москвич 3-5-5. В серию они, к сожалению, так и не пошли – государство развивало бренд «Жигули». АЗЛК должен был работать по накатанной, снабжая автомобилями внутренний рынок. Смысла выпускать новые модели на московском заводе не было – машины покупали и так.
Самый последний автомобиль серии 3-5. Любители советского автопрома считают его уступающим по дизайну Москвич-2140.
Москвич 3-5-6 изготовлен в единственном экземпляре, который сохранился до наших дней. Под капотом двигатель с рабочим объемом 1,8 литра. Мощность мотора, благодаря использованию пары карбюраторов, удалось довести до 103 л. с.
Самое интересное – в паре с силовым агрегатом работала автоматическая коробка передач зарубежного производства. АКПП приобрели у компании Borg–Warner.
К сожалению, ни один из «Москвичей» 3-5 так и не стал серийным. Сверху было принято решение о нерациональности запуска производства автомобилей высшего класса. Это сулило затраты на переоборудование.
Вместо перспективных моделей автомобилей, которые были бы лучше «Жигулей» по уровню комфорта, на АЗЛК освоили Москвич-2140, но это уже совсем другая история.
«Москвичи», начиная с середины 1970-х годов считались не очень ценными автомобилями – они находились где-то между «Запорожцами» и «Жигулями». Хотя, все равно в СССР любая машина была благом и даже ЗАЗ купить без знаменитых записей в очереди и заветных «открыток» получалось редко.
Только все могло быть иначе – в самом конце 1960-х годов завод АЗЛК разработал целую серию перспективных прототипов, известных под индексом 3-5. Они планировались не просто заменой классических «Москвичей», а иным классом. Новые автомобили должны были занять промежуточное место между «Жигулями», которых еще не выпустили, но уже планировали и «Волгой».
«Довазовская» эпоха
В 1960-х годах завод «Москвич», который тогда назывался МЗМА, благоденствовал. Это была «золотая эпоха» предприятия. Автомобили выпускались современные, причем настолько, что они пользовались высоким спросом даже в странах Западной Европы.
Москвич-408 пользовался спросом и за границей. Фото: Youtube.com
Сейчас это кажется невероятным, но в 1960-х годах больше 50 % автомобилей марки «Москвич» экспортировалось, несмотря на то, что Советскому Союзу машин не хватало. Но стране была нужна валюта, которую завод МЗМА зарабатывал.
В середине 1960-х на предприятии сделали новый двигатель с рабочим объемом 1,5 литра, предназначенный для модели Москвич-412. Этот автомобиль дебютировал в 1967 году.
Казалось, можно было почивать на лаврах, работать над новыми, перспективными моделями. Тем более, что прототипов конструкторское бюро сделало много и в разных типах кузовов.
Но внезапно, как гром среди ясного неба, грянула весть о том, что новый автомобильный завод на Волге, впоследствии названный АвтоВАЗом, станет главным советским предприятием по выпуску легковушек. Соответственно, основные финансовые потоки будут перенаправлены туда.
ВАЗ-2101 выглядит более современным автомобилем. Фото: Youtube.com
Повлиять на эту ситуацию можно было только одним способом – попытаться выпустить такие автомобили, которые затмили бы то, что сделают на Волжском автозаводе.
Конкуренты
Советское правительство тем временем подписало договор с итальянцами из Fiat на выпуск перспективных легковушек. По классу машины была одинаковыми с «Москвичами», но превосходили самую современную 412 модель.
Чтобы выбить средства на освоение новых автомобилей, МЗМА решил ориентироваться на полноценный средний класс. В Европе такие машины были представлены моделями Ford Taunus и Opel Rekord, например.
Ключевой задачей МЗМА было создание новой машины, обладающей экономичностью стандартного «Москвича» и размерами, близкими к «Волге». Это должен был быть полноценный семейный автомобиль, рассчитанный на размещение пяти человек. Понятно, что в СССР и вшестером на «Запорожце» ездили, но тут имеется ввиду европейский уровень комфорта.
Перед конструкторами стояла задача выпустить автомобиль того же класса, что и Opel Rekord. Фото: Youtube.com
Опытное семейство автомобилей получило индекс 3-5. Эти цифры означали 1973-1975 годы – именно тогда эти модели хотели запустить в серийное производство. Машины собирались оснащать двигателями с рабочим объемом от 1,5 до 2,0 литра. Кстати, новые модели планировали комплектовать не только механическими, но и автоматическими коробками передач. Работы над автомобилями начали в 1967 году.
Москвич 3-5-2
Первым прототипом стала машина, сделанная на основе 412 модели. Точнее, Москвич 3-5-2 напоминал этот серийный автомобиль. Длина прототипа увеличилась на 200 мм, а ширина – на 100 мм. Под капотом седана установили мотор с рабочим объемом 1,7 литра, развивающий 96 л. с.
Под прототипом трудились молодые конструкторы, в том числе И. А. Зайцев. Потом он вспоминал, что никто из начинающих инженеров не хотел делать банальный макет увеличенного Москвич-408 – сначала новую машину хотели сделать по его подобию.. Только главный конструктор МЗМА А. Андронов настаивал, чтобы автомобиль был именно таким. Он не верил, что молодые специалисты смогут сделать технически выверенную модель с нуля.
Седан Москвич 3-5-2. Фото: Youtube.com
Зайцев так и не сработался с Андроновым и уволился с МЗМА, хотя, впоследствии вернулся. А прототип получился не совсем таким, как запланировал главный конструктор – увеличенная копия «Москвича», но не 408, а более современной 412 модели.
В том же 1970 году, когда был построен прототип 3-5-2, Волжский автозавод выпустил первые ВАЗ-2101. Сравнив их с опытной моделью уже АЗЛК, стало ясно – автомобиль не имеет будущего. Он устарел еще на стадии прототипа. Работы именно по этой модификации были прекращены.
Москвич 3-5-3
Одновременно с прототипом 3-5-2, на заводе МЗМА/АЗЛК конструкторы собрали такой же автомобиль в кузове универсал. Эта модель стала бы находкой для советских семей, предпочитающих активный отдых на дачах и в деревнях.
Если сравнивать опытный АЗЛК с современными автомобилями, то его можно сопоставить с Фольксваген Пассат. Модель планировалась на замену универсалам Москвич-426/427.
Универсал Москвич 3-5-3. Фото: Youtube.com
Прототип был признан бесперспективным вместе с 3-5-2 в кузове седан. Для потомков сохранить его не удалось. А кузов долгое время находился на заводе, даже после развала Советского Союза.
Москвич 3-5-4
Несмотря на то, что новые прототипы были признаны бесперспективными, конструкторы решили попробовать еще раз. Они немного поиграли с дизайном и выпустили Москвич 3-5-4. Это был все тот же седан 3-5-2, но с новой радиаторной решеткой и рядом измененных элементов в салоне.
Таким должен был стать новый автомобиль от московского завода. Фото: Youtube.com
Так как внешне это был все тот же Москвич-412, ничего удивительного в том, что эту модель тоже признали бесперспективной. На фоне ВАЗ-2101 она выглядела откровенно устаревшей.
Москвич 3-5-5
Следующий проект завода АЗЛК получился более современным. Москвич 3-5-5 внешне выглядел чем-то средним между моделями 3-5-2 и 2140. Дизайн спорный – машина на любителя.
Есть мнение, что прототип 3-5-5 стал образцом для создания Москвич-2140. Глядя на завершенность облика серийной модели, в это можно легко поверить.
Предполагалось, что Москвич 3-5-5 будет оснащаться модернизированными двигателями, созданными на основе УЗАМ-412. Рабочий объем силовых агрегатов планировалось постепенно увеличивать до 2,0 литра.
Внутри автомобиля было действительно просторно. Фото: Youtube.com
Конструкторы изготовили два опытных образца Москвич 3-5-5. В серию они, к сожалению, так и не пошли – государство развивало бренд «Жигули». АЗЛК должен был работать по накатанной, снабжая автомобилями внутренний рынок. Смысла выпускать новые модели на московском заводе не было – машины покупали и так.
Москвич 3-5-6
Самый последний автомобиль серии 3-5. Любители советского автопрома считают его уступающим по дизайну Москвич-2140.
Москвич 3-5-6 изготовлен в единственном экземпляре, который сохранился до наших дней. Под капотом двигатель с рабочим объемом 1,8 литра. Мощность мотора, благодаря использованию пары карбюраторов, удалось довести до 103 л. с.
Этот Москвич 3-5-6 сохранился в хорошем состоянии. Фото: Youtube.com
Самое интересное – в паре с силовым агрегатом работала автоматическая коробка передач зарубежного производства. АКПП приобрели у компании Borg–Warner.
К сожалению, ни один из «Москвичей» 3-5 так и не стал серийным. Сверху было принято решение о нерациональности запуска производства автомобилей высшего класса. Это сулило затраты на переоборудование.
Вместо перспективных моделей автомобилей, которые были бы лучше «Жигулей» по уровню комфорта, на АЗЛК освоили Москвич-2140, но это уже совсем другая история.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....