Моноцикл: когда из двух колес одно лишнее
Читатель наверняка не раз видел картинки, на которых изображают первые велосипеды: этакая конструкция с огромным передним колесом и задним маленьким. Такие «машины» называли «пенни-фартинг». Именно они и стали прародителями унициклов и моноциклов (многие считают эти слова синонимами). Но каким образом?
Ездить на велосипеде с большим передним и маленьким задним колесом было крайне неудобно. Это связано с тем, что основная масса «байкера» приходилась на переднюю часть конструкции. Поэтому любая кочка сильно подбрасывала велосипедиста, которому приходилось как-то поддерживать свое равновесие, чтобы не вывалиться из седла.
Через какое-то время конструкторам пришла в голову идею вообще убрать «лишнее» заднее колесо, а заодно и руль. Так появился первый уницикл. Однако ездить на нем было сложно: требовалась соответствующая сноровка, которая имелась, например, у циркачей. Поэтому катание на одноколесной машине превратилось в настоящее представление, на которое приходили смотреть за деньги.
Постепенно внешний вид уницикла менялся: колесо стали делать меньше, на некоторых конструкциях появилось что-то вроде руля. При этом управление «байком» стало проще, и езда на нем уже не требовала цирковой сноровки. Дальнейшее совершенствование заключалось в помещении "байкера" во внутрь конструкции.
При этом в движение уницикл приводился, как и велосипед, посредством физической силы человека.
Идея оснастить уницикл силовым агрегатом выглядит вполне логично. Если можно ездить на мотоцикле с двумя колесами, то почему бы не попробовать одно из них убрать? Причем сделано это было очень оригинально: человек располагался не снаружи транспортного средства, а внутри! Первые «колеса с моторчиками» появились более ста лет назад и эксперименты в этом направлении не перестают удивлять публику. Подобные конструкции стали называть моноциклами, которые в 20-30-х годах считались очень перспективными разработками.
Проектов было много, и они пользовались популярностью: в журналах появлялись даже картинки с «автобусами будущего» на одном колесе.
Наиболее часто в прессе того времени (30-е годы) попадается фамилия Герда. Это изобретатель из Швейцарии, который с удовольствием демонстрировал свое детище публике в плане его практического применения. По информации (подтверждений нет) некоторых источников, Герд сумел на моноцикле добраться до Испании.
Конструктор из Великобритании Дж. Первес в 1932 году удивил публику, продемонстрировав зрителям свое творение, названное им «Диносферой». Здесь изобретатель запросто решил проблему устойчивости моноцикла, увеличив ширину колеса.
При этом внутри смогли поместиться уже два, а то и три человека: получилось этакое «такси». Однако управлять им было весьма проблематично: со временем появились конструкции, где устанавливали руль и оснащали их тормозной системой.
Для одноместных моноциклов предусматривались дополнительные опорные колеса. Отдельно стоит упомянуть детские «байки»: они тоже пользовались популярностью.
Однако изобретателям и этого показалось мало: почему бы не поставить на конструкцию более мощный двигатель?
Речь идет о детище американца профессора Э.Дж. Кристи, запатентованного в 1923 году. Об изобретении подробно рассказывает журнал Popular Science Monthly. По уверению конструктора, на своем колесе он сможет на обычной автомобильной магистрали развить скорость от 400 до 650 км/ч, что звучит довольно фантастично даже сегодня. По конструкции эта штуковина напоминает велосипед высотой примерно четыре метра. Только у него одно колесо с удлиненной ступицей. «Водитель» сидит внутри, а по бокам от него расположены гироскопы весом по 225 кг каждый, для поддержания равновесия.
В движение моноцикл приводит авиационный мотор мощностью 250 «лошадей», расположенный внизу (такие устанавливались на самолеты Curtiss OX-5). Отбор мощности производится через кардан, муфту и трехскоростную (!) трансмиссию. Очень интересен способ решения проблемы управления конструкцией: изобретатель просто смещает центр тяжести, сдвигая гироскопы. Однако никакой информации об успешном (или не очень) испытании этого устройства нет. Не исключено, что у Кристи просто случился внезапный приступ здравого смысла. О судьбе уникального транспортного средства тоже ничего неизвестно.
Идея одного колеса с мотором не дает покоя изобретателям, и они продолжают изыскание в этом направлении. Правда, что-то нового придумать пока не удается и поэтому конструкторы предпочитают использовать «классический» вариант. Имеется в виду схема, когда «байкер» находится внутри транспортного средства.
Это изобретение можно считать одним из наиболее успешных в «своем классе». Американцу Керри Маклину удалось создать практическую конструкцию, оснащенную силовым агрегатом, развивающим 40 лошадиных сил. Моноцикл мог передвигаться со скоростью почти 100 миль в час! Конструктор не остановился на достигнутом и заявил, что собирается создать моноцикл, оснащенный двигателем от Buick (модели будут называться McLean V8 Rocket Roadster, а также McLean V8). Конструктор не указал мощность, но можно предположить, что будущий агрегат укомплектуют мотором в 325-370 «лошадей».
Изобретатель даже пытался поставить производство конструкций на коммерческую основу. Но получилось у него это или нет, неясно. Впрочем, любой желающий мог купить творение Маклина за 8,5 тыс. долларов.
Современные конструкторы предлагают варианты моделей и по новой схеме, когда байкер сидит на колесе, а не внутри него. Примером может служить творение компании Ryno Motors, созданное Крисом Хоффманом и продемонстрированного широкой публике в 2010 году. Изобретатель назвал свою конструкцию «самобалансирующимся скутером». Все сделано в самых лучших современных традициях: концепт массой 57 кг оснастили электрическим двигателем. Одной зарядки хватает на 48 км пути. Для удобства эксплуатации предусмотрена система мониторинга, которая выдает байкеру информацию о количестве оставшейся энергии. Для заряда аккумулятора на 100 % достаточно 1,5 часа. Максимальная скорость – 40 км/ч.
Конечно, эксплуатационные данные не впечатляют, но для езды по городу этого вполне достаточно. К тому же, есть свои плюсы: например, простота управления, которому можно научиться буквально за несколько минут. Поворачивать моноцикл помогает обычный мотоциклетный руль, снабженной ручкой тормоза и кнопкой, отвечающей за изменение числа оборотов двигателя. Есть и дополнительные «удобства»: для ускорения достаточно наклонить корпус вперед, торможения – назад. Следить за устойчивостью конструкции помогают специальные датчики. Можно уверенно сказать: техника компактная и обладает высокой маневренностью, если сравнивать с традиционным мотоциклом и, тем более, автомобилем.
Ну а здесь – как всегда, грусть. Официально Ryno Motors в 2010 году объявила о выпуске ограниченной серии моноциклов в количестве 50-ти единиц техники. Цена одного экземпляра, каждый из которых собирается вручную, составляет 25 тыс. долларов. При запуске в серийное производство стоимость моноцикла должна снизиться до 3,5 тыс. «зеленых». Однако компания по только ей известным причинах начинать массовый выпуск «самобалансирующегося скутера» не спешит.
Моноцикл – странное транспортное средство. Однако интерес к нему не угасает более 100 лет! Вполне возможно, что скоро мы увидим и другие оригинальные инженерные решения, связанные с одним-единственным колесом.
Ездить на велосипеде с большим передним и маленьким задним колесом было крайне неудобно. Это связано с тем, что основная масса «байкера» приходилась на переднюю часть конструкции. Поэтому любая кочка сильно подбрасывала велосипедиста, которому приходилось как-то поддерживать свое равновесие, чтобы не вывалиться из седла.
На таком велосипеде заднее колесо «мешалось». Фото: YouTube.com
Через какое-то время конструкторам пришла в голову идею вообще убрать «лишнее» заднее колесо, а заодно и руль. Так появился первый уницикл. Однако ездить на нем было сложно: требовалась соответствующая сноровка, которая имелась, например, у циркачей. Поэтому катание на одноколесной машине превратилось в настоящее представление, на которое приходили смотреть за деньги.
Для цирка уницикл – самое то! Фото: YouTube.com
Постепенно внешний вид уницикла менялся: колесо стали делать меньше, на некоторых конструкциях появилось что-то вроде руля. При этом управление «байком» стало проще, и езда на нем уже не требовала цирковой сноровки. Дальнейшее совершенствование заключалось в помещении "байкера" во внутрь конструкции.
Конструкции были разнообразными, но принцип действия одинаковый. Фото: YouTube.com
При этом в движение уницикл приводился, как и велосипед, посредством физической силы человека.
Плюс двигатель
Идея оснастить уницикл силовым агрегатом выглядит вполне логично. Если можно ездить на мотоцикле с двумя колесами, то почему бы не попробовать одно из них убрать? Причем сделано это было очень оригинально: человек располагался не снаружи транспортного средства, а внутри! Первые «колеса с моторчиками» появились более ста лет назад и эксперименты в этом направлении не перестают удивлять публику. Подобные конструкции стали называть моноциклами, которые в 20-30-х годах считались очень перспективными разработками.
Чем не рекламная картинка? Сел и поехал! Фото: YouTube.com
Проектов было много, и они пользовались популярностью: в журналах появлялись даже картинки с «автобусами будущего» на одном колесе.
Изобретатели
Наиболее часто в прессе того времени (30-е годы) попадается фамилия Герда. Это изобретатель из Швейцарии, который с удовольствием демонстрировал свое детище публике в плане его практического применения. По информации (подтверждений нет) некоторых источников, Герд сумел на моноцикле добраться до Испании.
Герд за баранкой своего детища. Фото: YouTube.com
Конструктор из Великобритании Дж. Первес в 1932 году удивил публику, продемонстрировав зрителям свое творение, названное им «Диносферой». Здесь изобретатель запросто решил проблему устойчивости моноцикла, увеличив ширину колеса.
Моноцикл для двоих. Фото: YouTube.com
При этом внутри смогли поместиться уже два, а то и три человека: получилось этакое «такси». Однако управлять им было весьма проблематично: со временем появились конструкции, где устанавливали руль и оснащали их тормозной системой.
Для управления нужно прилагать серьезные усилия. Фото: YouTube.com
Для одноместных моноциклов предусматривались дополнительные опорные колеса. Отдельно стоит упомянуть детские «байки»: они тоже пользовались популярностью.
Детям моноцикл нравился. Фото: YouTube.com
Однако изобретателям и этого показалось мало: почему бы не поставить на конструкцию более мощный двигатель?
Моноцикл с мотором от самолета
Речь идет о детище американца профессора Э.Дж. Кристи, запатентованного в 1923 году. Об изобретении подробно рассказывает журнал Popular Science Monthly. По уверению конструктора, на своем колесе он сможет на обычной автомобильной магистрали развить скорость от 400 до 650 км/ч, что звучит довольно фантастично даже сегодня. По конструкции эта штуковина напоминает велосипед высотой примерно четыре метра. Только у него одно колесо с удлиненной ступицей. «Водитель» сидит внутри, а по бокам от него расположены гироскопы весом по 225 кг каждый, для поддержания равновесия.
Так ездила эта штука или нет? Фото: YouTube.com
В движение моноцикл приводит авиационный мотор мощностью 250 «лошадей», расположенный внизу (такие устанавливались на самолеты Curtiss OX-5). Отбор мощности производится через кардан, муфту и трехскоростную (!) трансмиссию. Очень интересен способ решения проблемы управления конструкцией: изобретатель просто смещает центр тяжести, сдвигая гироскопы. Однако никакой информации об успешном (или не очень) испытании этого устройства нет. Не исключено, что у Кристи просто случился внезапный приступ здравого смысла. О судьбе уникального транспортного средства тоже ничего неизвестно.
Современные моноциклы
Идея одного колеса с мотором не дает покоя изобретателям, и они продолжают изыскание в этом направлении. Правда, что-то нового придумать пока не удается и поэтому конструкторы предпочитают использовать «классический» вариант. Имеется в виду схема, когда «байкер» находится внутри транспортного средства.
«Колесо Маклина»
Это изобретение можно считать одним из наиболее успешных в «своем классе». Американцу Керри Маклину удалось создать практическую конструкцию, оснащенную силовым агрегатом, развивающим 40 лошадиных сил. Моноцикл мог передвигаться со скоростью почти 100 миль в час! Конструктор не остановился на достигнутом и заявил, что собирается создать моноцикл, оснащенный двигателем от Buick (модели будут называться McLean V8 Rocket Roadster, а также McLean V8). Конструктор не указал мощность, но можно предположить, что будущий агрегат укомплектуют мотором в 325-370 «лошадей».
Маклин хотел сделать бизнес на моноциклах. Фото: YouTube.com
Изобретатель даже пытался поставить производство конструкций на коммерческую основу. Но получилось у него это или нет, неясно. Впрочем, любой желающий мог купить творение Маклина за 8,5 тыс. долларов.
Отказ от «классики»
Современные конструкторы предлагают варианты моделей и по новой схеме, когда байкер сидит на колесе, а не внутри него. Примером может служить творение компании Ryno Motors, созданное Крисом Хоффманом и продемонстрированного широкой публике в 2010 году. Изобретатель назвал свою конструкцию «самобалансирующимся скутером». Все сделано в самых лучших современных традициях: концепт массой 57 кг оснастили электрическим двигателем. Одной зарядки хватает на 48 км пути. Для удобства эксплуатации предусмотрена система мониторинга, которая выдает байкеру информацию о количестве оставшейся энергии. Для заряда аккумулятора на 100 % достаточно 1,5 часа. Максимальная скорость – 40 км/ч.
Маневренное и компактное транспортное средство. Фото: YouTube.com
Конечно, эксплуатационные данные не впечатляют, но для езды по городу этого вполне достаточно. К тому же, есть свои плюсы: например, простота управления, которому можно научиться буквально за несколько минут. Поворачивать моноцикл помогает обычный мотоциклетный руль, снабженной ручкой тормоза и кнопкой, отвечающей за изменение числа оборотов двигателя. Есть и дополнительные «удобства»: для ускорения достаточно наклонить корпус вперед, торможения – назад. Следить за устойчивостью конструкции помогают специальные датчики. Можно уверенно сказать: техника компактная и обладает высокой маневренностью, если сравнивать с традиционным мотоциклом и, тем более, автомобилем.
Стоимость
Ну а здесь – как всегда, грусть. Официально Ryno Motors в 2010 году объявила о выпуске ограниченной серии моноциклов в количестве 50-ти единиц техники. Цена одного экземпляра, каждый из которых собирается вручную, составляет 25 тыс. долларов. При запуске в серийное производство стоимость моноцикла должна снизиться до 3,5 тыс. «зеленых». Однако компания по только ей известным причинах начинать массовый выпуск «самобалансирующегося скутера» не спешит.
Что в итоге?
Моноцикл – странное транспортное средство. Однако интерес к нему не угасает более 100 лет! Вполне возможно, что скоро мы увидим и другие оригинальные инженерные решения, связанные с одним-единственным колесом.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...