Ездить на велосипеде с большим передним и маленьким задним колесом было крайне неудобно. Это связано с тем, что основная масса «байкера» приходилась на переднюю часть конструкции. Поэтому любая кочка сильно подбрасывала велосипедиста, которому приходилось как-то поддерживать свое равновесие, чтобы не вывалиться из седла.

Через какое-то время конструкторам пришла в голову идею вообще убрать «лишнее» заднее колесо, а заодно и руль. Так появился первый уницикл. Однако ездить на нем было сложно: требовалась соответствующая сноровка, которая имелась, например, у циркачей. Поэтому катание на одноколесной машине превратилось в настоящее представление, на которое приходили смотреть за деньги.

Постепенно внешний вид уницикла менялся: колесо стали делать меньше, на некоторых конструкциях появилось что-то вроде руля. При этом управление «байком» стало проще, и езда на нем уже не требовала цирковой сноровки. Дальнейшее совершенствование заключалось в помещении "байкера" во внутрь конструкции.

При этом в движение уницикл приводился, как и велосипед, посредством физической силы человека.
Плюс двигатель
Идея оснастить уницикл силовым агрегатом выглядит вполне логично. Если можно ездить на мотоцикле с двумя колесами, то почему бы не попробовать одно из них убрать? Причем сделано это было очень оригинально: человек располагался не снаружи транспортного средства, а внутри! Первые «колеса с моторчиками» появились более ста лет назад и эксперименты в этом направлении не перестают удивлять публику. Подобные конструкции стали называть моноциклами, которые в 20-30-х годах считались очень перспективными разработками.

Проектов было много, и они пользовались популярностью: в журналах появлялись даже картинки с «автобусами будущего» на одном колесе.
Изобретатели
Наиболее часто в прессе того времени (30-е годы) попадается фамилия Герда. Это изобретатель из Швейцарии, который с удовольствием демонстрировал свое детище публике в плане его практического применения. По информации (подтверждений нет) некоторых источников, Герд сумел на моноцикле добраться до Испании.

Конструктор из Великобритании Дж. Первес в 1932 году удивил публику, продемонстрировав зрителям свое творение, названное им «Диносферой». Здесь изобретатель запросто решил проблему устойчивости моноцикла, увеличив ширину колеса.

При этом внутри смогли поместиться уже два, а то и три человека: получилось этакое «такси». Однако управлять им было весьма проблематично: со временем появились конструкции, где устанавливали руль и оснащали их тормозной системой.

Для одноместных моноциклов предусматривались дополнительные опорные колеса. Отдельно стоит упомянуть детские «байки»: они тоже пользовались популярностью.

Однако изобретателям и этого показалось мало: почему бы не поставить на конструкцию более мощный двигатель?
Моноцикл с мотором от самолета
Речь идет о детище американца профессора Э.Дж. Кристи, запатентованного в 1923 году. Об изобретении подробно рассказывает журнал Popular Science Monthly. По уверению конструктора, на своем колесе он сможет на обычной автомобильной магистрали развить скорость от 400 до 650 км/ч, что звучит довольно фантастично даже сегодня. По конструкции эта штуковина напоминает велосипед высотой примерно четыре метра. Только у него одно колесо с удлиненной ступицей. «Водитель» сидит внутри, а по бокам от него расположены гироскопы весом по 225 кг каждый, для поддержания равновесия.

В движение моноцикл приводит авиационный мотор мощностью 250 «лошадей», расположенный внизу (такие устанавливались на самолеты Curtiss OX-5). Отбор мощности производится через кардан, муфту и трехскоростную (!) трансмиссию. Очень интересен способ решения проблемы управления конструкцией: изобретатель просто смещает центр тяжести, сдвигая гироскопы. Однако никакой информации об успешном (или не очень) испытании этого устройства нет. Не исключено, что у Кристи просто случился внезапный приступ здравого смысла. О судьбе уникального транспортного средства тоже ничего неизвестно.
Современные моноциклы
Идея одного колеса с мотором не дает покоя изобретателям, и они продолжают изыскание в этом направлении. Правда, что-то нового придумать пока не удается и поэтому конструкторы предпочитают использовать «классический» вариант. Имеется в виду схема, когда «байкер» находится внутри транспортного средства.
«Колесо Маклина»
Это изобретение можно считать одним из наиболее успешных в «своем классе». Американцу Керри Маклину удалось создать практическую конструкцию, оснащенную силовым агрегатом, развивающим 40 лошадиных сил. Моноцикл мог передвигаться со скоростью почти 100 миль в час! Конструктор не остановился на достигнутом и заявил, что собирается создать моноцикл, оснащенный двигателем от Buick (модели будут называться McLean V8 Rocket Roadster, а также McLean V8). Конструктор не указал мощность, но можно предположить, что будущий агрегат укомплектуют мотором в 325-370 «лошадей».

Изобретатель даже пытался поставить производство конструкций на коммерческую основу. Но получилось у него это или нет, неясно. Впрочем, любой желающий мог купить творение Маклина за 8,5 тыс. долларов.
Отказ от «классики»
Современные конструкторы предлагают варианты моделей и по новой схеме, когда байкер сидит на колесе, а не внутри него. Примером может служить творение компании Ryno Motors, созданное Крисом Хоффманом и продемонстрированного широкой публике в 2010 году. Изобретатель назвал свою конструкцию «самобалансирующимся скутером». Все сделано в самых лучших современных традициях: концепт массой 57 кг оснастили электрическим двигателем. Одной зарядки хватает на 48 км пути. Для удобства эксплуатации предусмотрена система мониторинга, которая выдает байкеру информацию о количестве оставшейся энергии. Для заряда аккумулятора на 100 % достаточно 1,5 часа. Максимальная скорость – 40 км/ч.

Конечно, эксплуатационные данные не впечатляют, но для езды по городу этого вполне достаточно. К тому же, есть свои плюсы: например, простота управления, которому можно научиться буквально за несколько минут. Поворачивать моноцикл помогает обычный мотоциклетный руль, снабженной ручкой тормоза и кнопкой, отвечающей за изменение числа оборотов двигателя. Есть и дополнительные «удобства»: для ускорения достаточно наклонить корпус вперед, торможения – назад. Следить за устойчивостью конструкции помогают специальные датчики. Можно уверенно сказать: техника компактная и обладает высокой маневренностью, если сравнивать с традиционным мотоциклом и, тем более, автомобилем.
Стоимость
Ну а здесь – как всегда, грусть. Официально Ryno Motors в 2010 году объявила о выпуске ограниченной серии моноциклов в количестве 50-ти единиц техники. Цена одного экземпляра, каждый из которых собирается вручную, составляет 25 тыс. долларов. При запуске в серийное производство стоимость моноцикла должна снизиться до 3,5 тыс. «зеленых». Однако компания по только ей известным причинах начинать массовый выпуск «самобалансирующегося скутера» не спешит.
Что в итоге?
Моноцикл – странное транспортное средство. Однако интерес к нему не угасает более 100 лет! Вполне возможно, что скоро мы увидим и другие оригинальные инженерные решения, связанные с одним-единственным колесом.