
Моноцикл: когда из двух колес одно лишнее
Читатель наверняка не раз видел картинки, на которых изображают первые велосипеды: этакая конструкция с огромным передним колесом и задним маленьким. Такие «машины» называли «пенни-фартинг». Именно они и стали прародителями унициклов и моноциклов (многие считают эти слова синонимами). Но каким образом?
Ездить на велосипеде с большим передним и маленьким задним колесом было крайне неудобно. Это связано с тем, что основная масса «байкера» приходилась на переднюю часть конструкции. Поэтому любая кочка сильно подбрасывала велосипедиста, которому приходилось как-то поддерживать свое равновесие, чтобы не вывалиться из седла.
На таком велосипеде заднее колесо «мешалось». Фото: YouTube.com
Через какое-то время конструкторам пришла в голову идею вообще убрать «лишнее» заднее колесо, а заодно и руль. Так появился первый уницикл. Однако ездить на нем было сложно: требовалась соответствующая сноровка, которая имелась, например, у циркачей. Поэтому катание на одноколесной машине превратилось в настоящее представление, на которое приходили смотреть за деньги.
Для цирка уницикл – самое то! Фото: YouTube.com
Постепенно внешний вид уницикла менялся: колесо стали делать меньше, на некоторых конструкциях появилось что-то вроде руля. При этом управление «байком» стало проще, и езда на нем уже не требовала цирковой сноровки. Дальнейшее совершенствование заключалось в помещении "байкера" во внутрь конструкции.
Конструкции были разнообразными, но принцип действия одинаковый. Фото: YouTube.com
При этом в движение уницикл приводился, как и велосипед, посредством физической силы человека.
Идея оснастить уницикл силовым агрегатом выглядит вполне логично. Если можно ездить на мотоцикле с двумя колесами, то почему бы не попробовать одно из них убрать? Причем сделано это было очень оригинально: человек располагался не снаружи транспортного средства, а внутри! Первые «колеса с моторчиками» появились более ста лет назад и эксперименты в этом направлении не перестают удивлять публику. Подобные конструкции стали называть моноциклами, которые в 20-30-х годах считались очень перспективными разработками.
Чем не рекламная картинка? Сел и поехал! Фото: YouTube.com
Проектов было много, и они пользовались популярностью: в журналах появлялись даже картинки с «автобусами будущего» на одном колесе.
Наиболее часто в прессе того времени (30-е годы) попадается фамилия Герда. Это изобретатель из Швейцарии, который с удовольствием демонстрировал свое детище публике в плане его практического применения. По информации (подтверждений нет) некоторых источников, Герд сумел на моноцикле добраться до Испании.
Герд за баранкой своего детища. Фото: YouTube.com
Конструктор из Великобритании Дж. Первес в 1932 году удивил публику, продемонстрировав зрителям свое творение, названное им «Диносферой». Здесь изобретатель запросто решил проблему устойчивости моноцикла, увеличив ширину колеса.
Моноцикл для двоих. Фото: YouTube.com
При этом внутри смогли поместиться уже два, а то и три человека: получилось этакое «такси». Однако управлять им было весьма проблематично: со временем появились конструкции, где устанавливали руль и оснащали их тормозной системой.
Для управления нужно прилагать серьезные усилия. Фото: YouTube.com
Для одноместных моноциклов предусматривались дополнительные опорные колеса. Отдельно стоит упомянуть детские «байки»: они тоже пользовались популярностью.
Детям моноцикл нравился. Фото: YouTube.com
Однако изобретателям и этого показалось мало: почему бы не поставить на конструкцию более мощный двигатель?
Речь идет о детище американца профессора Э.Дж. Кристи, запатентованного в 1923 году. Об изобретении подробно рассказывает журнал Popular Science Monthly. По уверению конструктора, на своем колесе он сможет на обычной автомобильной магистрали развить скорость от 400 до 650 км/ч, что звучит довольно фантастично даже сегодня. По конструкции эта штуковина напоминает велосипед высотой примерно четыре метра. Только у него одно колесо с удлиненной ступицей. «Водитель» сидит внутри, а по бокам от него расположены гироскопы весом по 225 кг каждый, для поддержания равновесия.
Так ездила эта штука или нет? Фото: YouTube.com
В движение моноцикл приводит авиационный мотор мощностью 250 «лошадей», расположенный внизу (такие устанавливались на самолеты Curtiss OX-5). Отбор мощности производится через кардан, муфту и трехскоростную (!) трансмиссию. Очень интересен способ решения проблемы управления конструкцией: изобретатель просто смещает центр тяжести, сдвигая гироскопы. Однако никакой информации об успешном (или не очень) испытании этого устройства нет. Не исключено, что у Кристи просто случился внезапный приступ здравого смысла. О судьбе уникального транспортного средства тоже ничего неизвестно.
Идея одного колеса с мотором не дает покоя изобретателям, и они продолжают изыскание в этом направлении. Правда, что-то нового придумать пока не удается и поэтому конструкторы предпочитают использовать «классический» вариант. Имеется в виду схема, когда «байкер» находится внутри транспортного средства.
Это изобретение можно считать одним из наиболее успешных в «своем классе». Американцу Керри Маклину удалось создать практическую конструкцию, оснащенную силовым агрегатом, развивающим 40 лошадиных сил. Моноцикл мог передвигаться со скоростью почти 100 миль в час! Конструктор не остановился на достигнутом и заявил, что собирается создать моноцикл, оснащенный двигателем от Buick (модели будут называться McLean V8 Rocket Roadster, а также McLean V8). Конструктор не указал мощность, но можно предположить, что будущий агрегат укомплектуют мотором в 325-370 «лошадей».
Маклин хотел сделать бизнес на моноциклах. Фото: YouTube.com
Изобретатель даже пытался поставить производство конструкций на коммерческую основу. Но получилось у него это или нет, неясно. Впрочем, любой желающий мог купить творение Маклина за 8,5 тыс. долларов.
Современные конструкторы предлагают варианты моделей и по новой схеме, когда байкер сидит на колесе, а не внутри него. Примером может служить творение компании Ryno Motors, созданное Крисом Хоффманом и продемонстрированного широкой публике в 2010 году. Изобретатель назвал свою конструкцию «самобалансирующимся скутером». Все сделано в самых лучших современных традициях: концепт массой 57 кг оснастили электрическим двигателем. Одной зарядки хватает на 48 км пути. Для удобства эксплуатации предусмотрена система мониторинга, которая выдает байкеру информацию о количестве оставшейся энергии. Для заряда аккумулятора на 100 % достаточно 1,5 часа. Максимальная скорость – 40 км/ч.
Маневренное и компактное транспортное средство. Фото: YouTube.com
Конечно, эксплуатационные данные не впечатляют, но для езды по городу этого вполне достаточно. К тому же, есть свои плюсы: например, простота управления, которому можно научиться буквально за несколько минут. Поворачивать моноцикл помогает обычный мотоциклетный руль, снабженной ручкой тормоза и кнопкой, отвечающей за изменение числа оборотов двигателя. Есть и дополнительные «удобства»: для ускорения достаточно наклонить корпус вперед, торможения – назад. Следить за устойчивостью конструкции помогают специальные датчики. Можно уверенно сказать: техника компактная и обладает высокой маневренностью, если сравнивать с традиционным мотоциклом и, тем более, автомобилем.
Ну а здесь – как всегда, грусть. Официально Ryno Motors в 2010 году объявила о выпуске ограниченной серии моноциклов в количестве 50-ти единиц техники. Цена одного экземпляра, каждый из которых собирается вручную, составляет 25 тыс. долларов. При запуске в серийное производство стоимость моноцикла должна снизиться до 3,5 тыс. «зеленых». Однако компания по только ей известным причинах начинать массовый выпуск «самобалансирующегося скутера» не спешит.
Моноцикл – странное транспортное средство. Однако интерес к нему не угасает более 100 лет! Вполне возможно, что скоро мы увидим и другие оригинальные инженерные решения, связанные с одним-единственным колесом.
Ездить на велосипеде с большим передним и маленьким задним колесом было крайне неудобно. Это связано с тем, что основная масса «байкера» приходилась на переднюю часть конструкции. Поэтому любая кочка сильно подбрасывала велосипедиста, которому приходилось как-то поддерживать свое равновесие, чтобы не вывалиться из седла.

Через какое-то время конструкторам пришла в голову идею вообще убрать «лишнее» заднее колесо, а заодно и руль. Так появился первый уницикл. Однако ездить на нем было сложно: требовалась соответствующая сноровка, которая имелась, например, у циркачей. Поэтому катание на одноколесной машине превратилось в настоящее представление, на которое приходили смотреть за деньги.

Постепенно внешний вид уницикла менялся: колесо стали делать меньше, на некоторых конструкциях появилось что-то вроде руля. При этом управление «байком» стало проще, и езда на нем уже не требовала цирковой сноровки. Дальнейшее совершенствование заключалось в помещении "байкера" во внутрь конструкции.

При этом в движение уницикл приводился, как и велосипед, посредством физической силы человека.
Плюс двигатель
Идея оснастить уницикл силовым агрегатом выглядит вполне логично. Если можно ездить на мотоцикле с двумя колесами, то почему бы не попробовать одно из них убрать? Причем сделано это было очень оригинально: человек располагался не снаружи транспортного средства, а внутри! Первые «колеса с моторчиками» появились более ста лет назад и эксперименты в этом направлении не перестают удивлять публику. Подобные конструкции стали называть моноциклами, которые в 20-30-х годах считались очень перспективными разработками.

Проектов было много, и они пользовались популярностью: в журналах появлялись даже картинки с «автобусами будущего» на одном колесе.
Изобретатели
Наиболее часто в прессе того времени (30-е годы) попадается фамилия Герда. Это изобретатель из Швейцарии, который с удовольствием демонстрировал свое детище публике в плане его практического применения. По информации (подтверждений нет) некоторых источников, Герд сумел на моноцикле добраться до Испании.

Конструктор из Великобритании Дж. Первес в 1932 году удивил публику, продемонстрировав зрителям свое творение, названное им «Диносферой». Здесь изобретатель запросто решил проблему устойчивости моноцикла, увеличив ширину колеса.

При этом внутри смогли поместиться уже два, а то и три человека: получилось этакое «такси». Однако управлять им было весьма проблематично: со временем появились конструкции, где устанавливали руль и оснащали их тормозной системой.

Для одноместных моноциклов предусматривались дополнительные опорные колеса. Отдельно стоит упомянуть детские «байки»: они тоже пользовались популярностью.

Однако изобретателям и этого показалось мало: почему бы не поставить на конструкцию более мощный двигатель?
Моноцикл с мотором от самолета
Речь идет о детище американца профессора Э.Дж. Кристи, запатентованного в 1923 году. Об изобретении подробно рассказывает журнал Popular Science Monthly. По уверению конструктора, на своем колесе он сможет на обычной автомобильной магистрали развить скорость от 400 до 650 км/ч, что звучит довольно фантастично даже сегодня. По конструкции эта штуковина напоминает велосипед высотой примерно четыре метра. Только у него одно колесо с удлиненной ступицей. «Водитель» сидит внутри, а по бокам от него расположены гироскопы весом по 225 кг каждый, для поддержания равновесия.

В движение моноцикл приводит авиационный мотор мощностью 250 «лошадей», расположенный внизу (такие устанавливались на самолеты Curtiss OX-5). Отбор мощности производится через кардан, муфту и трехскоростную (!) трансмиссию. Очень интересен способ решения проблемы управления конструкцией: изобретатель просто смещает центр тяжести, сдвигая гироскопы. Однако никакой информации об успешном (или не очень) испытании этого устройства нет. Не исключено, что у Кристи просто случился внезапный приступ здравого смысла. О судьбе уникального транспортного средства тоже ничего неизвестно.
Современные моноциклы
Идея одного колеса с мотором не дает покоя изобретателям, и они продолжают изыскание в этом направлении. Правда, что-то нового придумать пока не удается и поэтому конструкторы предпочитают использовать «классический» вариант. Имеется в виду схема, когда «байкер» находится внутри транспортного средства.
«Колесо Маклина»
Это изобретение можно считать одним из наиболее успешных в «своем классе». Американцу Керри Маклину удалось создать практическую конструкцию, оснащенную силовым агрегатом, развивающим 40 лошадиных сил. Моноцикл мог передвигаться со скоростью почти 100 миль в час! Конструктор не остановился на достигнутом и заявил, что собирается создать моноцикл, оснащенный двигателем от Buick (модели будут называться McLean V8 Rocket Roadster, а также McLean V8). Конструктор не указал мощность, но можно предположить, что будущий агрегат укомплектуют мотором в 325-370 «лошадей».

Изобретатель даже пытался поставить производство конструкций на коммерческую основу. Но получилось у него это или нет, неясно. Впрочем, любой желающий мог купить творение Маклина за 8,5 тыс. долларов.
Отказ от «классики»
Современные конструкторы предлагают варианты моделей и по новой схеме, когда байкер сидит на колесе, а не внутри него. Примером может служить творение компании Ryno Motors, созданное Крисом Хоффманом и продемонстрированного широкой публике в 2010 году. Изобретатель назвал свою конструкцию «самобалансирующимся скутером». Все сделано в самых лучших современных традициях: концепт массой 57 кг оснастили электрическим двигателем. Одной зарядки хватает на 48 км пути. Для удобства эксплуатации предусмотрена система мониторинга, которая выдает байкеру информацию о количестве оставшейся энергии. Для заряда аккумулятора на 100 % достаточно 1,5 часа. Максимальная скорость – 40 км/ч.

Конечно, эксплуатационные данные не впечатляют, но для езды по городу этого вполне достаточно. К тому же, есть свои плюсы: например, простота управления, которому можно научиться буквально за несколько минут. Поворачивать моноцикл помогает обычный мотоциклетный руль, снабженной ручкой тормоза и кнопкой, отвечающей за изменение числа оборотов двигателя. Есть и дополнительные «удобства»: для ускорения достаточно наклонить корпус вперед, торможения – назад. Следить за устойчивостью конструкции помогают специальные датчики. Можно уверенно сказать: техника компактная и обладает высокой маневренностью, если сравнивать с традиционным мотоциклом и, тем более, автомобилем.
Стоимость
Ну а здесь – как всегда, грусть. Официально Ryno Motors в 2010 году объявила о выпуске ограниченной серии моноциклов в количестве 50-ти единиц техники. Цена одного экземпляра, каждый из которых собирается вручную, составляет 25 тыс. долларов. При запуске в серийное производство стоимость моноцикла должна снизиться до 3,5 тыс. «зеленых». Однако компания по только ей известным причинах начинать массовый выпуск «самобалансирующегося скутера» не спешит.
Что в итоге?
Моноцикл – странное транспортное средство. Однако интерес к нему не угасает более 100 лет! Вполне возможно, что скоро мы увидим и другие оригинальные инженерные решения, связанные с одним-единственным колесом.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...