Внедорожники Москвич-2148/2150 и Иж-5/14 – им было суждено проиграть «Ниве»
Легковые внедорожные автомобили, которые, кстати, выпускаются до сих пор, можно разделить на две категории – военные и гражданские. Если с первыми все понятно, то на вторых нужно остановиться подробнее.
Самый популярный советский автомобиль повышенной проходимости, он же, кстати, и российский – это ВАЗ-2121 «Нива». Именно она стала первым в мире серийным кроссовером, при этом часто превосходя даже рамные внедорожники.
А ведь в 1970-х, когда над «Нивой» только начинали работать, у нее было два серьезных конкурента от заводов АЗЛК и ИжАвто. Это модели Москвич-2148/2150 и Иж-5/14 соответственно.
Как минимум, одна из машин от каждого из конкурентов не уступали опытным версиям «Нивы». А если бы АЗЛК и ИЖ получили средства на развитие своих проектов – кто знает, какой автомобиль занял бы место «Нивы».
Если разбираться в истории советского автомобилестроения, то получается, что главным производителем легковых машин повышенной проходимости изначально был Горьковский завод. Именно там выпускали ГАЗ-69, который лег в основу всех УАЗов, включая современный «Патриот».
Вторым старейшим автозаводом можно назвать «Москвич», как бы он там не назывался. Это только на первый взгляд кажется, что автомобили АЗЛК были неуклюжими и устаревшими – так сложилось после строительства АвтоВАЗа. Финансировать «Москвич» на разработку новых моделей перестали, а опытных прототипов у этого производителя хватало, начиная от спортивных купе, заканчивая минивэнами.
Были у Московского автомобильного завода и внедорожники. Первая модель появилась в 1957 году. Это опытный Москвич-415, созданный для замены ГАЗ-69.
Внешне автомобиль копировал Willys MB, а технически ее унифицировали с 410 моделью. Под капотом внедорожника разместили мотор от Москвич-402 на 35 л. с.
Первый прототип оказался недоработанным – военные его сразу забраковали. Он был недостаточно мощным, а по проходимости уступал ГАЗ-69.
В 1959 году специалисты МЗМА собрали пару доработанных внедорожников. Самые главные изменения – это новые коробка передач и двигатель с мощностью 45 л. с. Этого тоже оказалось мало – автомобили снова признали «сырыми» для конвейерного производства.
При этом, военные эксперты утверждали, что конструкция внедорожника удачная. Если его доработать, то он станет достойным соперником ГАЗ-69. Только для этого необходим как минимум мощный двигатель.
В 1960 году появились Москвич-415 последнего поколения. Мотор у него остался тот же, поэтому военные окончательно отказались от внедорожника.
В тот же год, когда армейцы забраковали модель 415, конструкторы МЗМА решили последовать их совету и создать автомобиль для села. Им стал Москвич-416, отличающийся цельнометаллическим кузовом.
Внутри новый внедорожник тоже изменился – вместо полноценного заднего дивана он получил откидные лавки по бокам. Соответственно, можно было как перевозить грузы, так и 6 человек вместе с водителем.
Государственная комиссия признала внедорожник достойным, но в серийном производстве отказала. Причина – не было смысла выпускать модель, уступающую ГАЗ-69, тем более, что мощностей у МЗМА для этого не хватало – стране нужны были «Москвичи», которые, кстати, активно продавали на экспорт.
Проекты по внедорожникам отложили на будущее. Вспомнили о них только через 10 лет.
В начале 1970-х годов Советскому Союзу срочно понадобились гражданские внедорожники. Требовались они в основном для сельской местности, хотя огромная армия туристов, охотников и рыбаков тоже не отказались бы от такой техники.
В первую очередь, гражданские внедорожники должны были быть комфортными и экономичными, чего УАЗы дать как-раз и не могли. Даже председатели колхозов ворчали, что «Козел» слишком уж жесткий.
Задачу по созданию гражданского внедорожника возложили на АвтоВАЗ, АЗЛК и ИжАвто. На первый взгляд, именно московский завод имел больше всего шансов стать победителем в этом соревновании.
Из закромов были извлечены технические документы по 415/416 моделям и АЗЛК подготовил два опытных автомобиля – Москвич-2148 и 2150. Первый опять создали с прицелом на военных – он был с открытым типом кузова и брезентом. Второй внедорожник предназначался для гражданского рынка.
Москвич-2148/2150 создавался на раме лонжеронного типа. Он был предназначен скорее для тружеников села, чем для изнеженных городских жителей. Боковые скамейки не отличались комфортом, да и передние кресла больше напоминали троллейбусные.
Задняя часть могла эффективно использоваться и для перевозки грузов. Рессорная подвеска и высокий дорожный просвет дарили проходимость по бездорожью, но негативно отражались на уровне комфорта.
Под капотом установили дефорсированный двигатель от Москвич-412. Его адаптировали под использование 76 бензина – чтобы не возникало проблем с заправками в сельской местности.
Конструкторы постарались сделать надежный внедорожник. Двигатель получил предпусковой подогреватель для запуска в холодное время года. Чтобы силовой агрегат не перегревался в жару, систему охлаждения модернизировали.
Подумали инженеры АЗЛК и о подключении дополнительного оборудования – Москвич-2148/2150 получил вал отбора мощности. Несмотря на тяжелую раму, внедорожник разгонялся до 120 км/ч на шоссе и мог буксировать прицеп до 850 кг.
К сожалению, московская модель так и не стала серийным. Она проиграла «Ниве», которая оказалась лучше приспособлена для гражданского рынка. Соответственно, ВАЗ-2121 подходил для экспорта – а это была одна из первоочередных задач.
Москвич-2148 до нашего времени не сохранился, а вот прототип 2150 сейчас является музейным экспонатом.
Основные отличия «Нивы» от внедорожника производства АЗЛК:
✅ Рамная конструкция шасси
✅ Рессорная подвеска всех колес
✅ Неразрезные мосты
✅ Полный привод с подключаемой передней осью
✅ Два топливных бака по 30 литров каждый
✅ Возможность заправляться 76-ым бензином
Получается, что на бездорожье Москвич-2150 был однозначно лучше ВАЗ-2121. Но в качестве универсального семейного автомобиля он подходил плохо. Советскому Союзу нужна была машина повышенной проходимости, а не облегченный УАЗ.
Ижевский автомобильный завод был вынужден разрабатывать свою модель с нуля. У них не было каких-то наработок, как у АЗЛК. Зато конструкторы сразу решились сделать автомобиль без рамы, с несущим кузовом. Так как инженеры ИжАвто не имели опыта, им помогли специалисты НАМИ.
Основные узлы решили взять от серийного Иж-412. Заднюю подвеску и раздаточную коробку разработали самостоятельно – под руководством главного конструктора ИжАвто Кондрашкина.
Внедорожник получился внешне неказистым, но основной задачей была проба сил. Иж-5 доказал, что автомобиль с несущим кузовом – это рабочая концепция, а инженеры Ижевского завода способны придумать что-то свое, оригинальное.
Новый внедорожник ИжАвто стал полноценным противником «Нивы». Несущий кузов разрабатывал дизайнер Савельев.
Интересно, что конструкторы из Ижевска уже собрали свой внедорожник и начали испытывать его, а АвтоВАЗ к тому времени успел сделать макет «Нивы» в масштабе 1 к 5. Только к 1974 году оба автомобиля встретились на Дмитровском полигоне.
В процессе испытаний оказалось, что ВАЗ-2121 «Нива» во всем превосходит Иж-14, начиная от дизайна, заканчивая проходимостью и экономичностью. Да и уровень комфорта был на порядок выше – ижевский внедорожник получился спартанским, скорее, военным. Вряд ли бы им заинтересовались в европейских странах.
Внедорожники АЗЛК и ИжАвто проиграли ВАЗ-2121 «Ниве». Главная причина – это непонимание кроссоверной концепции. Миру нужен был именно такой автомобиль, и ВАЗ-2121 «Нива» стал им, кстати, первым.
Самый популярный советский автомобиль повышенной проходимости, он же, кстати, и российский – это ВАЗ-2121 «Нива». Именно она стала первым в мире серийным кроссовером, при этом часто превосходя даже рамные внедорожники.
А ведь в 1970-х, когда над «Нивой» только начинали работать, у нее было два серьезных конкурента от заводов АЗЛК и ИжАвто. Это модели Москвич-2148/2150 и Иж-5/14 соответственно.
Одна из четырех опытных «Нив» 1973 года. Фото: Youtube.com
Как минимум, одна из машин от каждого из конкурентов не уступали опытным версиям «Нивы». А если бы АЗЛК и ИЖ получили средства на развитие своих проектов – кто знает, какой автомобиль занял бы место «Нивы».
Московские наработки по внедорожникам
Если разбираться в истории советского автомобилестроения, то получается, что главным производителем легковых машин повышенной проходимости изначально был Горьковский завод. Именно там выпускали ГАЗ-69, который лег в основу всех УАЗов, включая современный «Патриот».
Вторым старейшим автозаводом можно назвать «Москвич», как бы он там не назывался. Это только на первый взгляд кажется, что автомобили АЗЛК были неуклюжими и устаревшими – так сложилось после строительства АвтоВАЗа. Финансировать «Москвич» на разработку новых моделей перестали, а опытных прототипов у этого производителя хватало, начиная от спортивных купе, заканчивая минивэнами.
Были у Московского автомобильного завода и внедорожники. Первая модель появилась в 1957 году. Это опытный Москвич-415, созданный для замены ГАЗ-69.
Москвич-415, чудом дошедший до наших дней. Фото: Youtube.com
Внешне автомобиль копировал Willys MB, а технически ее унифицировали с 410 моделью. Под капотом внедорожника разместили мотор от Москвич-402 на 35 л. с.
Первый прототип оказался недоработанным – военные его сразу забраковали. Он был недостаточно мощным, а по проходимости уступал ГАЗ-69.
В 1959 году специалисты МЗМА собрали пару доработанных внедорожников. Самые главные изменения – это новые коробка передач и двигатель с мощностью 45 л. с. Этого тоже оказалось мало – автомобили снова признали «сырыми» для конвейерного производства.
При этом, военные эксперты утверждали, что конструкция внедорожника удачная. Если его доработать, то он станет достойным соперником ГАЗ-69. Только для этого необходим как минимум мощный двигатель.
В 1960 году появились Москвич-415 последнего поколения. Мотор у него остался тот же, поэтому военные окончательно отказались от внедорожника.
В тот же год, когда армейцы забраковали модель 415, конструкторы МЗМА решили последовать их совету и создать автомобиль для села. Им стал Москвич-416, отличающийся цельнометаллическим кузовом.
Внутри новый внедорожник тоже изменился – вместо полноценного заднего дивана он получил откидные лавки по бокам. Соответственно, можно было как перевозить грузы, так и 6 человек вместе с водителем.
Москвич-416. Фото: Youtube.com
Государственная комиссия признала внедорожник достойным, но в серийном производстве отказала. Причина – не было смысла выпускать модель, уступающую ГАЗ-69, тем более, что мощностей у МЗМА для этого не хватало – стране нужны были «Москвичи», которые, кстати, активно продавали на экспорт.
Проекты по внедорожникам отложили на будущее. Вспомнили о них только через 10 лет.
Москвич-2148/2150
В начале 1970-х годов Советскому Союзу срочно понадобились гражданские внедорожники. Требовались они в основном для сельской местности, хотя огромная армия туристов, охотников и рыбаков тоже не отказались бы от такой техники.
В первую очередь, гражданские внедорожники должны были быть комфортными и экономичными, чего УАЗы дать как-раз и не могли. Даже председатели колхозов ворчали, что «Козел» слишком уж жесткий.
Задачу по созданию гражданского внедорожника возложили на АвтоВАЗ, АЗЛК и ИжАвто. На первый взгляд, именно московский завод имел больше всего шансов стать победителем в этом соревновании.
Двигатель под капотом сохранившегося Москвич-2150. Фото: Youtube.com
Из закромов были извлечены технические документы по 415/416 моделям и АЗЛК подготовил два опытных автомобиля – Москвич-2148 и 2150. Первый опять создали с прицелом на военных – он был с открытым типом кузова и брезентом. Второй внедорожник предназначался для гражданского рынка.
Москвич-2148/2150 создавался на раме лонжеронного типа. Он был предназначен скорее для тружеников села, чем для изнеженных городских жителей. Боковые скамейки не отличались комфортом, да и передние кресла больше напоминали троллейбусные.
Задняя часть могла эффективно использоваться и для перевозки грузов. Рессорная подвеска и высокий дорожный просвет дарили проходимость по бездорожью, но негативно отражались на уровне комфорта.
Под капотом установили дефорсированный двигатель от Москвич-412. Его адаптировали под использование 76 бензина – чтобы не возникало проблем с заправками в сельской местности.
Конструкторы постарались сделать надежный внедорожник. Двигатель получил предпусковой подогреватель для запуска в холодное время года. Чтобы силовой агрегат не перегревался в жару, систему охлаждения модернизировали.
Подумали инженеры АЗЛК и о подключении дополнительного оборудования – Москвич-2148/2150 получил вал отбора мощности. Несмотря на тяжелую раму, внедорожник разгонялся до 120 км/ч на шоссе и мог буксировать прицеп до 850 кг.
Внешне Москвич-2150 больше похож на УАЗ. Фото: Youtube.com
К сожалению, московская модель так и не стала серийным. Она проиграла «Ниве», которая оказалась лучше приспособлена для гражданского рынка. Соответственно, ВАЗ-2121 подходил для экспорта – а это была одна из первоочередных задач.
Москвич-2148 до нашего времени не сохранился, а вот прототип 2150 сейчас является музейным экспонатом.
Основные отличия «Нивы» от внедорожника производства АЗЛК:
✅ Рамная конструкция шасси
✅ Рессорная подвеска всех колес
✅ Неразрезные мосты
✅ Полный привод с подключаемой передней осью
✅ Два топливных бака по 30 литров каждый
✅ Возможность заправляться 76-ым бензином
Получается, что на бездорожье Москвич-2150 был однозначно лучше ВАЗ-2121. Но в качестве универсального семейного автомобиля он подходил плохо. Советскому Союзу нужна была машина повышенной проходимости, а не облегченный УАЗ.
Иж-5
Ижевский автомобильный завод был вынужден разрабатывать свою модель с нуля. У них не было каких-то наработок, как у АЗЛК. Зато конструкторы сразу решились сделать автомобиль без рамы, с несущим кузовом. Так как инженеры ИжАвто не имели опыта, им помогли специалисты НАМИ.
Иж-5 был ходовым макетом, поэтому выглядел он довольно нелепо. Фото: Youtube.com
Основные узлы решили взять от серийного Иж-412. Заднюю подвеску и раздаточную коробку разработали самостоятельно – под руководством главного конструктора ИжАвто Кондрашкина.
Внедорожник получился внешне неказистым, но основной задачей была проба сил. Иж-5 доказал, что автомобиль с несущим кузовом – это рабочая концепция, а инженеры Ижевского завода способны придумать что-то свое, оригинальное.
Иж-14
Новый внедорожник ИжАвто стал полноценным противником «Нивы». Несущий кузов разрабатывал дизайнер Савельев.
Иж-14 выглядел более гармонично, но дизайн тоже на любителя. Фото: Youtube.com
Интересно, что конструкторы из Ижевска уже собрали свой внедорожник и начали испытывать его, а АвтоВАЗ к тому времени успел сделать макет «Нивы» в масштабе 1 к 5. Только к 1974 году оба автомобиля встретились на Дмитровском полигоне.
В процессе испытаний оказалось, что ВАЗ-2121 «Нива» во всем превосходит Иж-14, начиная от дизайна, заканчивая проходимостью и экономичностью. Да и уровень комфорта был на порядок выше – ижевский внедорожник получился спартанским, скорее, военным. Вряд ли бы им заинтересовались в европейских странах.
Внедорожники АЗЛК и ИжАвто проиграли ВАЗ-2121 «Ниве». Главная причина – это непонимание кроссоверной концепции. Миру нужен был именно такой автомобиль, и ВАЗ-2121 «Нива» стал им, кстати, первым.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...