Внедорожники Москвич-2148/2150 и Иж-5/14 – им было суждено проиграть «Ниве»
Легковые внедорожные автомобили, которые, кстати, выпускаются до сих пор, можно разделить на две категории – военные и гражданские. Если с первыми все понятно, то на вторых нужно остановиться подробнее.
Самый популярный советский автомобиль повышенной проходимости, он же, кстати, и российский – это ВАЗ-2121 «Нива». Именно она стала первым в мире серийным кроссовером, при этом часто превосходя даже рамные внедорожники.
А ведь в 1970-х, когда над «Нивой» только начинали работать, у нее было два серьезных конкурента от заводов АЗЛК и ИжАвто. Это модели Москвич-2148/2150 и Иж-5/14 соответственно.
Как минимум, одна из машин от каждого из конкурентов не уступали опытным версиям «Нивы». А если бы АЗЛК и ИЖ получили средства на развитие своих проектов – кто знает, какой автомобиль занял бы место «Нивы».
Если разбираться в истории советского автомобилестроения, то получается, что главным производителем легковых машин повышенной проходимости изначально был Горьковский завод. Именно там выпускали ГАЗ-69, который лег в основу всех УАЗов, включая современный «Патриот».
Вторым старейшим автозаводом можно назвать «Москвич», как бы он там не назывался. Это только на первый взгляд кажется, что автомобили АЗЛК были неуклюжими и устаревшими – так сложилось после строительства АвтоВАЗа. Финансировать «Москвич» на разработку новых моделей перестали, а опытных прототипов у этого производителя хватало, начиная от спортивных купе, заканчивая минивэнами.
Были у Московского автомобильного завода и внедорожники. Первая модель появилась в 1957 году. Это опытный Москвич-415, созданный для замены ГАЗ-69.
Внешне автомобиль копировал Willys MB, а технически ее унифицировали с 410 моделью. Под капотом внедорожника разместили мотор от Москвич-402 на 35 л. с.
Первый прототип оказался недоработанным – военные его сразу забраковали. Он был недостаточно мощным, а по проходимости уступал ГАЗ-69.
В 1959 году специалисты МЗМА собрали пару доработанных внедорожников. Самые главные изменения – это новые коробка передач и двигатель с мощностью 45 л. с. Этого тоже оказалось мало – автомобили снова признали «сырыми» для конвейерного производства.
При этом, военные эксперты утверждали, что конструкция внедорожника удачная. Если его доработать, то он станет достойным соперником ГАЗ-69. Только для этого необходим как минимум мощный двигатель.
В 1960 году появились Москвич-415 последнего поколения. Мотор у него остался тот же, поэтому военные окончательно отказались от внедорожника.
В тот же год, когда армейцы забраковали модель 415, конструкторы МЗМА решили последовать их совету и создать автомобиль для села. Им стал Москвич-416, отличающийся цельнометаллическим кузовом.
Внутри новый внедорожник тоже изменился – вместо полноценного заднего дивана он получил откидные лавки по бокам. Соответственно, можно было как перевозить грузы, так и 6 человек вместе с водителем.
Государственная комиссия признала внедорожник достойным, но в серийном производстве отказала. Причина – не было смысла выпускать модель, уступающую ГАЗ-69, тем более, что мощностей у МЗМА для этого не хватало – стране нужны были «Москвичи», которые, кстати, активно продавали на экспорт.
Проекты по внедорожникам отложили на будущее. Вспомнили о них только через 10 лет.
В начале 1970-х годов Советскому Союзу срочно понадобились гражданские внедорожники. Требовались они в основном для сельской местности, хотя огромная армия туристов, охотников и рыбаков тоже не отказались бы от такой техники.
В первую очередь, гражданские внедорожники должны были быть комфортными и экономичными, чего УАЗы дать как-раз и не могли. Даже председатели колхозов ворчали, что «Козел» слишком уж жесткий.
Задачу по созданию гражданского внедорожника возложили на АвтоВАЗ, АЗЛК и ИжАвто. На первый взгляд, именно московский завод имел больше всего шансов стать победителем в этом соревновании.
Из закромов были извлечены технические документы по 415/416 моделям и АЗЛК подготовил два опытных автомобиля – Москвич-2148 и 2150. Первый опять создали с прицелом на военных – он был с открытым типом кузова и брезентом. Второй внедорожник предназначался для гражданского рынка.
Москвич-2148/2150 создавался на раме лонжеронного типа. Он был предназначен скорее для тружеников села, чем для изнеженных городских жителей. Боковые скамейки не отличались комфортом, да и передние кресла больше напоминали троллейбусные.
Задняя часть могла эффективно использоваться и для перевозки грузов. Рессорная подвеска и высокий дорожный просвет дарили проходимость по бездорожью, но негативно отражались на уровне комфорта.
Под капотом установили дефорсированный двигатель от Москвич-412. Его адаптировали под использование 76 бензина – чтобы не возникало проблем с заправками в сельской местности.
Конструкторы постарались сделать надежный внедорожник. Двигатель получил предпусковой подогреватель для запуска в холодное время года. Чтобы силовой агрегат не перегревался в жару, систему охлаждения модернизировали.
Подумали инженеры АЗЛК и о подключении дополнительного оборудования – Москвич-2148/2150 получил вал отбора мощности. Несмотря на тяжелую раму, внедорожник разгонялся до 120 км/ч на шоссе и мог буксировать прицеп до 850 кг.
К сожалению, московская модель так и не стала серийным. Она проиграла «Ниве», которая оказалась лучше приспособлена для гражданского рынка. Соответственно, ВАЗ-2121 подходил для экспорта – а это была одна из первоочередных задач.
Москвич-2148 до нашего времени не сохранился, а вот прототип 2150 сейчас является музейным экспонатом.
Основные отличия «Нивы» от внедорожника производства АЗЛК:
✅ Рамная конструкция шасси
✅ Рессорная подвеска всех колес
✅ Неразрезные мосты
✅ Полный привод с подключаемой передней осью
✅ Два топливных бака по 30 литров каждый
✅ Возможность заправляться 76-ым бензином
Получается, что на бездорожье Москвич-2150 был однозначно лучше ВАЗ-2121. Но в качестве универсального семейного автомобиля он подходил плохо. Советскому Союзу нужна была машина повышенной проходимости, а не облегченный УАЗ.
Ижевский автомобильный завод был вынужден разрабатывать свою модель с нуля. У них не было каких-то наработок, как у АЗЛК. Зато конструкторы сразу решились сделать автомобиль без рамы, с несущим кузовом. Так как инженеры ИжАвто не имели опыта, им помогли специалисты НАМИ.
Основные узлы решили взять от серийного Иж-412. Заднюю подвеску и раздаточную коробку разработали самостоятельно – под руководством главного конструктора ИжАвто Кондрашкина.
Внедорожник получился внешне неказистым, но основной задачей была проба сил. Иж-5 доказал, что автомобиль с несущим кузовом – это рабочая концепция, а инженеры Ижевского завода способны придумать что-то свое, оригинальное.
Новый внедорожник ИжАвто стал полноценным противником «Нивы». Несущий кузов разрабатывал дизайнер Савельев.
Интересно, что конструкторы из Ижевска уже собрали свой внедорожник и начали испытывать его, а АвтоВАЗ к тому времени успел сделать макет «Нивы» в масштабе 1 к 5. Только к 1974 году оба автомобиля встретились на Дмитровском полигоне.
В процессе испытаний оказалось, что ВАЗ-2121 «Нива» во всем превосходит Иж-14, начиная от дизайна, заканчивая проходимостью и экономичностью. Да и уровень комфорта был на порядок выше – ижевский внедорожник получился спартанским, скорее, военным. Вряд ли бы им заинтересовались в европейских странах.
Внедорожники АЗЛК и ИжАвто проиграли ВАЗ-2121 «Ниве». Главная причина – это непонимание кроссоверной концепции. Миру нужен был именно такой автомобиль, и ВАЗ-2121 «Нива» стал им, кстати, первым.
Самый популярный советский автомобиль повышенной проходимости, он же, кстати, и российский – это ВАЗ-2121 «Нива». Именно она стала первым в мире серийным кроссовером, при этом часто превосходя даже рамные внедорожники.
А ведь в 1970-х, когда над «Нивой» только начинали работать, у нее было два серьезных конкурента от заводов АЗЛК и ИжАвто. Это модели Москвич-2148/2150 и Иж-5/14 соответственно.
Одна из четырех опытных «Нив» 1973 года. Фото: Youtube.com
Как минимум, одна из машин от каждого из конкурентов не уступали опытным версиям «Нивы». А если бы АЗЛК и ИЖ получили средства на развитие своих проектов – кто знает, какой автомобиль занял бы место «Нивы».
Московские наработки по внедорожникам
Если разбираться в истории советского автомобилестроения, то получается, что главным производителем легковых машин повышенной проходимости изначально был Горьковский завод. Именно там выпускали ГАЗ-69, который лег в основу всех УАЗов, включая современный «Патриот».
Вторым старейшим автозаводом можно назвать «Москвич», как бы он там не назывался. Это только на первый взгляд кажется, что автомобили АЗЛК были неуклюжими и устаревшими – так сложилось после строительства АвтоВАЗа. Финансировать «Москвич» на разработку новых моделей перестали, а опытных прототипов у этого производителя хватало, начиная от спортивных купе, заканчивая минивэнами.
Были у Московского автомобильного завода и внедорожники. Первая модель появилась в 1957 году. Это опытный Москвич-415, созданный для замены ГАЗ-69.
Москвич-415, чудом дошедший до наших дней. Фото: Youtube.com
Внешне автомобиль копировал Willys MB, а технически ее унифицировали с 410 моделью. Под капотом внедорожника разместили мотор от Москвич-402 на 35 л. с.
Первый прототип оказался недоработанным – военные его сразу забраковали. Он был недостаточно мощным, а по проходимости уступал ГАЗ-69.
В 1959 году специалисты МЗМА собрали пару доработанных внедорожников. Самые главные изменения – это новые коробка передач и двигатель с мощностью 45 л. с. Этого тоже оказалось мало – автомобили снова признали «сырыми» для конвейерного производства.
При этом, военные эксперты утверждали, что конструкция внедорожника удачная. Если его доработать, то он станет достойным соперником ГАЗ-69. Только для этого необходим как минимум мощный двигатель.
В 1960 году появились Москвич-415 последнего поколения. Мотор у него остался тот же, поэтому военные окончательно отказались от внедорожника.
В тот же год, когда армейцы забраковали модель 415, конструкторы МЗМА решили последовать их совету и создать автомобиль для села. Им стал Москвич-416, отличающийся цельнометаллическим кузовом.
Внутри новый внедорожник тоже изменился – вместо полноценного заднего дивана он получил откидные лавки по бокам. Соответственно, можно было как перевозить грузы, так и 6 человек вместе с водителем.
Москвич-416. Фото: Youtube.com
Государственная комиссия признала внедорожник достойным, но в серийном производстве отказала. Причина – не было смысла выпускать модель, уступающую ГАЗ-69, тем более, что мощностей у МЗМА для этого не хватало – стране нужны были «Москвичи», которые, кстати, активно продавали на экспорт.
Проекты по внедорожникам отложили на будущее. Вспомнили о них только через 10 лет.
Москвич-2148/2150
В начале 1970-х годов Советскому Союзу срочно понадобились гражданские внедорожники. Требовались они в основном для сельской местности, хотя огромная армия туристов, охотников и рыбаков тоже не отказались бы от такой техники.
В первую очередь, гражданские внедорожники должны были быть комфортными и экономичными, чего УАЗы дать как-раз и не могли. Даже председатели колхозов ворчали, что «Козел» слишком уж жесткий.
Задачу по созданию гражданского внедорожника возложили на АвтоВАЗ, АЗЛК и ИжАвто. На первый взгляд, именно московский завод имел больше всего шансов стать победителем в этом соревновании.
Двигатель под капотом сохранившегося Москвич-2150. Фото: Youtube.com
Из закромов были извлечены технические документы по 415/416 моделям и АЗЛК подготовил два опытных автомобиля – Москвич-2148 и 2150. Первый опять создали с прицелом на военных – он был с открытым типом кузова и брезентом. Второй внедорожник предназначался для гражданского рынка.
Москвич-2148/2150 создавался на раме лонжеронного типа. Он был предназначен скорее для тружеников села, чем для изнеженных городских жителей. Боковые скамейки не отличались комфортом, да и передние кресла больше напоминали троллейбусные.
Задняя часть могла эффективно использоваться и для перевозки грузов. Рессорная подвеска и высокий дорожный просвет дарили проходимость по бездорожью, но негативно отражались на уровне комфорта.
Под капотом установили дефорсированный двигатель от Москвич-412. Его адаптировали под использование 76 бензина – чтобы не возникало проблем с заправками в сельской местности.
Конструкторы постарались сделать надежный внедорожник. Двигатель получил предпусковой подогреватель для запуска в холодное время года. Чтобы силовой агрегат не перегревался в жару, систему охлаждения модернизировали.
Подумали инженеры АЗЛК и о подключении дополнительного оборудования – Москвич-2148/2150 получил вал отбора мощности. Несмотря на тяжелую раму, внедорожник разгонялся до 120 км/ч на шоссе и мог буксировать прицеп до 850 кг.
Внешне Москвич-2150 больше похож на УАЗ. Фото: Youtube.com
К сожалению, московская модель так и не стала серийным. Она проиграла «Ниве», которая оказалась лучше приспособлена для гражданского рынка. Соответственно, ВАЗ-2121 подходил для экспорта – а это была одна из первоочередных задач.
Москвич-2148 до нашего времени не сохранился, а вот прототип 2150 сейчас является музейным экспонатом.
Основные отличия «Нивы» от внедорожника производства АЗЛК:
✅ Рамная конструкция шасси
✅ Рессорная подвеска всех колес
✅ Неразрезные мосты
✅ Полный привод с подключаемой передней осью
✅ Два топливных бака по 30 литров каждый
✅ Возможность заправляться 76-ым бензином
Получается, что на бездорожье Москвич-2150 был однозначно лучше ВАЗ-2121. Но в качестве универсального семейного автомобиля он подходил плохо. Советскому Союзу нужна была машина повышенной проходимости, а не облегченный УАЗ.
Иж-5
Ижевский автомобильный завод был вынужден разрабатывать свою модель с нуля. У них не было каких-то наработок, как у АЗЛК. Зато конструкторы сразу решились сделать автомобиль без рамы, с несущим кузовом. Так как инженеры ИжАвто не имели опыта, им помогли специалисты НАМИ.
Иж-5 был ходовым макетом, поэтому выглядел он довольно нелепо. Фото: Youtube.com
Основные узлы решили взять от серийного Иж-412. Заднюю подвеску и раздаточную коробку разработали самостоятельно – под руководством главного конструктора ИжАвто Кондрашкина.
Внедорожник получился внешне неказистым, но основной задачей была проба сил. Иж-5 доказал, что автомобиль с несущим кузовом – это рабочая концепция, а инженеры Ижевского завода способны придумать что-то свое, оригинальное.
Иж-14
Новый внедорожник ИжАвто стал полноценным противником «Нивы». Несущий кузов разрабатывал дизайнер Савельев.
Иж-14 выглядел более гармонично, но дизайн тоже на любителя. Фото: Youtube.com
Интересно, что конструкторы из Ижевска уже собрали свой внедорожник и начали испытывать его, а АвтоВАЗ к тому времени успел сделать макет «Нивы» в масштабе 1 к 5. Только к 1974 году оба автомобиля встретились на Дмитровском полигоне.
В процессе испытаний оказалось, что ВАЗ-2121 «Нива» во всем превосходит Иж-14, начиная от дизайна, заканчивая проходимостью и экономичностью. Да и уровень комфорта был на порядок выше – ижевский внедорожник получился спартанским, скорее, военным. Вряд ли бы им заинтересовались в европейских странах.
Внедорожники АЗЛК и ИжАвто проиграли ВАЗ-2121 «Ниве». Главная причина – это непонимание кроссоверной концепции. Миру нужен был именно такой автомобиль, и ВАЗ-2121 «Нива» стал им, кстати, первым.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...