Автомобили Юрия Гагарина – от ГАЗ-69 до Matra-Bonnet
Многим знакомы эти кадры: первый человек, побывавший в космосе, едет на роскошном лимузине по Москве и все улицы завалены цветами. Казалось бы: именно такая машина должна быть у самого популярного в то время человека на планете. Но факт есть факт: первым автомобилем, официально предоставленным в распоряжение Юрия Гагарина, был …ГАЗ-69 с личным водителем-сержантом. Да-да! Именно тот самый «козлик», принадлежавший одной из воинских авиационных частей. У нашего знаменитого соотечественника, первым полетевшим в космос, собственных автомобилей было не так много, а вот историй, связанных с их появлением и дальнейшей судьбой, гораздо больше. Есть и легенды. На чем же ездил Космонавт №1?
Насчет шестицилиндрового седана ЗИМ сразу же начинаются неясности: многие утверждали, что этот автомобиль Юрий Алексеевич приобрел до своего полета в космос. Рассказы очевидцев о цвете лимузина тоже различались. Однако попытки историков найти хоть-какие-то сведения о регистрации подобного транспортного средства в ГАИ на имя Гагарина не привели к положительному результату. К тому же сложно себе представить, что у недавно женившегося старшего лейтенанта были средства на приобретение, мягко говоря, недешевой машины.
Еще: у будущего Космонавта №1 на тот момент (до полета в космос) отсутствовало водительское удостоверение. Эту историю можно объяснить тем, что Гагарин, скорее всего, просто учился управлять автомобилем (автомобилями) подобного класса, принадлежащим одному из его знакомых.
Экзамен у теперь уже состоявшегося космонавта принимал инспектор ГАИ Амелин Н. И. По его словам, Гагарин сдавал на «права» без всякого «блата» и на общих основаниях.
Инспектор отметил, что Космонавт №1 рассказывал о действии знака, запрещающего остановку транспортного средства. Ответы экзаменуемого были четкими и «без запинки»: Юрий Алексеевич все объяснял, «как автомат», за что и получил «отлично».
После ГАЗ-69 (о его судьбе судить сложно – машина военная) Гагарину официально предоставили классический правительственный лимузин черного цвета, на котором он и ездил по служебным делам вплоть до трагической гибели в 1968 году. Это ГАЗ-13, который в стране производили вплоть до 1981-го в количестве примерно 140 экземпляров в год.
По сравнению с «козликом», ГАЗ-13 – удивительная машина, за основу которой советские конструкторы почему-то выбрали Packard Clipper, который к началу 60-х уже морально устарел. Однако от этой машины советское транспортное средство унаследовало разве что стилистику, и то – частично. А вот движок объемом 5,52 л был оригинальной конструкции, хотя, по мнению экспертов, напоминал мотор от Chrysler. Советский силовой агрегат оснащался четырехкамерным карбюратором, в паре с которым развивал очень приличные по тем временам 195 л. с. В трансмиссию входил трехступенчатый «автомат» – КПП от «Форд».
Но вернемся к легендам: по некоторым данным после возвращения Юрия Алексеевича с орбиты, «дорогой Леонид Ильич» (тогда он всего лишь курировал космическую программу) презентовал космонавту другую машину – кабриолет лазурного, цвета неба, оттенка.
Однако, о судьбе авто ничего неизвестно: вероятно, подарок был «условным» и остался где-то в кремлевских гаражах.
Это бежевая и черная модели ГАЗ-21. Первая из них получила характерный номер: 12-04 ЮАГ (но опять-таки: официально это не подтверждено), расшифровка которого понятна всем. Скорее всего, космонавт авто купил сам. Второе, салон которого был отделан материалами небесного цвета, ему подарил Совмин СССР. Здесь номер попроще – 78-78 МОД.
Эта машина, хоть и была собрана по спецзаказу, постоянно приносила проблемы Гагарину, т. е. ломалась. Когда Юрий Алексеевич приехал с выступлениями на ГАЗ, у него, естественно, спросили насчет машины, выпущенной заводом. Космонавт честно ответил, что проблемы есть. За одну ночь, пока Гагарин был с официальными визитами в этом городе, рабочие полностью перебрали авто. После этого случая Юрий Алексеевич ежегодно поздравлял заводчан с Днем машиностроителя. Очевидно, что транспортное средство проблем больше не приносило. На сегодняшний день автомобиль находится в г. Гагарине (Музей первого космонавта).
Многие автомобильные концерны мира просто мечтали подарить что-то из своих изделий самому популярному на то время человеку планеты. Заодно и прорекламировать свою продукцию (а почему бы нет?). Но не может же советский гражданин ездить на иностранном автомобиле! И все же исключение получилось. Речь идет о Matra-Bonnet Jet VS.
Эту машину Юрий Алексеевич увидел во время своего зарубежного турне во Франции в 1965 году на выставке Mécanique Avion Traction (это авиакосмический концерн, решивший открыть автомобильное «подразделение» путем приобретения фирмы Rene Bonnet, выпускавшей спортивные авто).
Когда представители компании заметили повышенный интерес космонавта к своему автомобилю, немедленно организовали отправку Matra-Bonnet Jet VS в столицу Советского Союза свои ходом, с комплектом запчастей (!). По прибытии Космонавта №1 на Родину, во французском посольстве его ожидал подарок: спорт-кар лазурного цвета. Вроде бы все: пользуйся и радуйся – но не тут-то было!
Когда Юрий Алексеевич разглядывал в Париже приглянувшееся ему купе, то попал в кадр одного из журналистов с Балкан. Тот не преминул воспользоваться ситуацией и опубликовал статью, где заметил, что Гагарин больше интересуется автомобилями, нежели космонавтикой. Снимок попался на глаза главного советского идеолога Суслова.
От его гнева Юрия Алексеевича спас Каманин Николай, командовавший первым отрядом космонавтов. Он заметил политику: машина была подарена Гагарину потому, что он увлекается быстрой ездой. Плюс, это было одобрено послом СССР во Франции Зориным, а также министрами Смирновым и Дементьевым.
Суслов был удовлетворен ответом, но Гагарин все же своей Matra-Bonnet Jet VS пользовался редко.
После гибели Юрия Алексеевича Валентину Гагарину посетил известный на то время коллекционер авто из Литвы Кястусис Индзюлас, возглавлявший общество поклонников ретро-машин. Именно ему и было реализовано спорт-купе Matra-Bonnet Jet VS, принадлежавшее «человеку планеты». Российский Музей космонавтики пытался (а может, и сегодня пытается?) уговорить коллекционера продать авто, но о том, увенчались попытки успехом или нет, неизвестно.
Скорее всего, Юрий Алексеевич в основном пользовался, «Волгой» 78-78 МОД, подаренной ему Совмином, реже – французским спорт-каром. Действительно, скромный парень!
ГАЗ-12
Насчет шестицилиндрового седана ЗИМ сразу же начинаются неясности: многие утверждали, что этот автомобиль Юрий Алексеевич приобрел до своего полета в космос. Рассказы очевидцев о цвете лимузина тоже различались. Однако попытки историков найти хоть-какие-то сведения о регистрации подобного транспортного средства в ГАИ на имя Гагарина не привели к положительному результату. К тому же сложно себе представить, что у недавно женившегося старшего лейтенанта были средства на приобретение, мягко говоря, недешевой машины.
Разве мог молодой советский офицер купить такое авто?. Фото: YouTube.com
Еще: у будущего Космонавта №1 на тот момент (до полета в космос) отсутствовало водительское удостоверение. Эту историю можно объяснить тем, что Гагарин, скорее всего, просто учился управлять автомобилем (автомобилями) подобного класса, принадлежащим одному из его знакомых.
Как получал права Юрий Алексеевич
Экзамен у теперь уже состоявшегося космонавта принимал инспектор ГАИ Амелин Н. И. По его словам, Гагарин сдавал на «права» без всякого «блата» и на общих основаниях.
Так выглядело водительское удостоверение и талон предупреждений в 1961-м. Фото: YouTube.com
Инспектор отметил, что Космонавт №1 рассказывал о действии знака, запрещающего остановку транспортного средства. Ответы экзаменуемого были четкими и «без запинки»: Юрий Алексеевич все объяснял, «как автомат», за что и получил «отлично».
«Козлик»,«Чайка» и ЗиЛ
После ГАЗ-69 (о его судьбе судить сложно – машина военная) Гагарину официально предоставили классический правительственный лимузин черного цвета, на котором он и ездил по служебным делам вплоть до трагической гибели в 1968 году. Это ГАЗ-13, который в стране производили вплоть до 1981-го в количестве примерно 140 экземпляров в год.
Первое служебное транспортное средство вернувшегося с орбиты космонавта. Фото: YouTube.com
По сравнению с «козликом», ГАЗ-13 – удивительная машина, за основу которой советские конструкторы почему-то выбрали Packard Clipper, который к началу 60-х уже морально устарел. Однако от этой машины советское транспортное средство унаследовало разве что стилистику, и то – частично. А вот движок объемом 5,52 л был оригинальной конструкции, хотя, по мнению экспертов, напоминал мотор от Chrysler. Советский силовой агрегат оснащался четырехкамерным карбюратором, в паре с которым развивал очень приличные по тем временам 195 л. с. В трансмиссию входил трехступенчатый «автомат» – КПП от «Форд».
ГАЗ-13 и сегодня можно встретить на улице!. Фото: YouTube.com
Все агрегаты размещались на раме Х-образной формы: в США подобную конструкцию использовали только на «Кадиллаках». А вакуумный усилитель тормозов являлся аналогом системы, устанавливаемой на «Крайслеры». Вот такая была сборная «солянка»!
Но вернемся к легендам: по некоторым данным после возвращения Юрия Алексеевича с орбиты, «дорогой Леонид Ильич» (тогда он всего лишь курировал космическую программу) презентовал космонавту другую машину – кабриолет лазурного, цвета неба, оттенка.
Для официальных мероприятий Гагарину предоставлялся и ЗиЛ-111В. Фото: YouTube.com
Однако, о судьбе авто ничего неизвестно: вероятно, подарок был «условным» и остался где-то в кремлевских гаражах.
Две «Волги»
Это бежевая и черная модели ГАЗ-21. Первая из них получила характерный номер: 12-04 ЮАГ (но опять-таки: официально это не подтверждено), расшифровка которого понятна всем. Скорее всего, космонавт авто купил сам. Второе, салон которого был отделан материалами небесного цвета, ему подарил Совмин СССР. Здесь номер попроще – 78-78 МОД.
Красивые номера! Фото: YouTube.com
Космонавт №1 обожал быструю езду и однажды протаранил старую «Победу», проехав на красный цвет. Когда «гаишник» начал выписывать протокол владельцу ГАЗ-М20, Гагарин возмутился, признал свою вину и оплатил расходы по восстановлению чужого транспортного средства. Таким «он парнем был»!
Эта машина, хоть и была собрана по спецзаказу, постоянно приносила проблемы Гагарину, т. е. ломалась. Когда Юрий Алексеевич приехал с выступлениями на ГАЗ, у него, естественно, спросили насчет машины, выпущенной заводом. Космонавт честно ответил, что проблемы есть. За одну ночь, пока Гагарин был с официальными визитами в этом городе, рабочие полностью перебрали авто. После этого случая Юрий Алексеевич ежегодно поздравлял заводчан с Днем машиностроителя. Очевидно, что транспортное средство проблем больше не приносило. На сегодняшний день автомобиль находится в г. Гагарине (Музей первого космонавта).
Matra-Bonnet Jet VS
Многие автомобильные концерны мира просто мечтали подарить что-то из своих изделий самому популярному на то время человеку планеты. Заодно и прорекламировать свою продукцию (а почему бы нет?). Но не может же советский гражданин ездить на иностранном автомобиле! И все же исключение получилось. Речь идет о Matra-Bonnet Jet VS.
Настоящая мечта коллекционера. Фото: YouTube.com
Произведено примерно полторы тысяч единиц данной модели и сегодня ей активно интересуются любители ретро-техники со всего мира.
Эту машину Юрий Алексеевич увидел во время своего зарубежного турне во Франции в 1965 году на выставке Mécanique Avion Traction (это авиакосмический концерн, решивший открыть автомобильное «подразделение» путем приобретения фирмы Rene Bonnet, выпускавшей спортивные авто).
Когда представители компании заметили повышенный интерес космонавта к своему автомобилю, немедленно организовали отправку Matra-Bonnet Jet VS в столицу Советского Союза свои ходом, с комплектом запчастей (!). По прибытии Космонавта №1 на Родину, во французском посольстве его ожидал подарок: спорт-кар лазурного цвета. Вроде бы все: пользуйся и радуйся – но не тут-то было!
Matra-Bonnet Jet VS Гагарина и политика
Когда Юрий Алексеевич разглядывал в Париже приглянувшееся ему купе, то попал в кадр одного из журналистов с Балкан. Тот не преминул воспользоваться ситуацией и опубликовал статью, где заметил, что Гагарин больше интересуется автомобилями, нежели космонавтикой. Снимок попался на глаза главного советского идеолога Суслова.
Космонавту понравилась иномарка, что не могли не заметить фотокорреспонденты. Фото: YouTube.com
От его гнева Юрия Алексеевича спас Каманин Николай, командовавший первым отрядом космонавтов. Он заметил политику: машина была подарена Гагарину потому, что он увлекается быстрой ездой. Плюс, это было одобрено послом СССР во Франции Зориным, а также министрами Смирновым и Дементьевым.
Кстати: а что странного в том, что космонавт (!) обожает скорость?
Суслов был удовлетворен ответом, но Гагарин все же своей Matra-Bonnet Jet VS пользовался редко.
Где сегодня Matra-Bonnet Jet VS?
После гибели Юрия Алексеевича Валентину Гагарину посетил известный на то время коллекционер авто из Литвы Кястусис Индзюлас, возглавлявший общество поклонников ретро-машин. Именно ему и было реализовано спорт-купе Matra-Bonnet Jet VS, принадлежавшее «человеку планеты». Российский Музей космонавтики пытался (а может, и сегодня пытается?) уговорить коллекционера продать авто, но о том, увенчались попытки успехом или нет, неизвестно.
Резюме
Скорее всего, Юрий Алексеевич в основном пользовался, «Волгой» 78-78 МОД, подаренной ему Совмином, реже – французским спорт-каром. Действительно, скромный парень!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...