
Автомобили Юрия Гагарина – от ГАЗ-69 до Matra-Bonnet
Многим знакомы эти кадры: первый человек, побывавший в космосе, едет на роскошном лимузине по Москве и все улицы завалены цветами. Казалось бы: именно такая машина должна быть у самого популярного в то время человека на планете. Но факт есть факт: первым автомобилем, официально предоставленным в распоряжение Юрия Гагарина, был …ГАЗ-69 с личным водителем-сержантом. Да-да! Именно тот самый «козлик», принадлежавший одной из воинских авиационных частей. У нашего знаменитого соотечественника, первым полетевшим в космос, собственных автомобилей было не так много, а вот историй, связанных с их появлением и дальнейшей судьбой, гораздо больше. Есть и легенды. На чем же ездил Космонавт №1?
Насчет шестицилиндрового седана ЗИМ сразу же начинаются неясности: многие утверждали, что этот автомобиль Юрий Алексеевич приобрел до своего полета в космос. Рассказы очевидцев о цвете лимузина тоже различались. Однако попытки историков найти хоть-какие-то сведения о регистрации подобного транспортного средства в ГАИ на имя Гагарина не привели к положительному результату. К тому же сложно себе представить, что у недавно женившегося старшего лейтенанта были средства на приобретение, мягко говоря, недешевой машины.
Разве мог молодой советский офицер купить такое авто?. Фото: YouTube.com
Еще: у будущего Космонавта №1 на тот момент (до полета в космос) отсутствовало водительское удостоверение. Эту историю можно объяснить тем, что Гагарин, скорее всего, просто учился управлять автомобилем (автомобилями) подобного класса, принадлежащим одному из его знакомых.
Экзамен у теперь уже состоявшегося космонавта принимал инспектор ГАИ Амелин Н. И. По его словам, Гагарин сдавал на «права» без всякого «блата» и на общих основаниях.
Так выглядело водительское удостоверение и талон предупреждений в 1961-м. Фото: YouTube.com
Инспектор отметил, что Космонавт №1 рассказывал о действии знака, запрещающего остановку транспортного средства. Ответы экзаменуемого были четкими и «без запинки»: Юрий Алексеевич все объяснял, «как автомат», за что и получил «отлично».
После ГАЗ-69 (о его судьбе судить сложно – машина военная) Гагарину официально предоставили классический правительственный лимузин черного цвета, на котором он и ездил по служебным делам вплоть до трагической гибели в 1968 году. Это ГАЗ-13, который в стране производили вплоть до 1981-го в количестве примерно 140 экземпляров в год.
Первое служебное транспортное средство вернувшегося с орбиты космонавта. Фото: YouTube.com
По сравнению с «козликом», ГАЗ-13 – удивительная машина, за основу которой советские конструкторы почему-то выбрали Packard Clipper, который к началу 60-х уже морально устарел. Однако от этой машины советское транспортное средство унаследовало разве что стилистику, и то – частично. А вот движок объемом 5,52 л был оригинальной конструкции, хотя, по мнению экспертов, напоминал мотор от Chrysler. Советский силовой агрегат оснащался четырехкамерным карбюратором, в паре с которым развивал очень приличные по тем временам 195 л. с. В трансмиссию входил трехступенчатый «автомат» – КПП от «Форд».
ГАЗ-13 и сегодня можно встретить на улице!. Фото: YouTube.com
Но вернемся к легендам: по некоторым данным после возвращения Юрия Алексеевича с орбиты, «дорогой Леонид Ильич» (тогда он всего лишь курировал космическую программу) презентовал космонавту другую машину – кабриолет лазурного, цвета неба, оттенка.
Для официальных мероприятий Гагарину предоставлялся и ЗиЛ-111В. Фото: YouTube.com
Однако, о судьбе авто ничего неизвестно: вероятно, подарок был «условным» и остался где-то в кремлевских гаражах.
Это бежевая и черная модели ГАЗ-21. Первая из них получила характерный номер: 12-04 ЮАГ (но опять-таки: официально это не подтверждено), расшифровка которого понятна всем. Скорее всего, космонавт авто купил сам. Второе, салон которого был отделан материалами небесного цвета, ему подарил Совмин СССР. Здесь номер попроще – 78-78 МОД.
Красивые номера! Фото: YouTube.com
Эта машина, хоть и была собрана по спецзаказу, постоянно приносила проблемы Гагарину, т. е. ломалась. Когда Юрий Алексеевич приехал с выступлениями на ГАЗ, у него, естественно, спросили насчет машины, выпущенной заводом. Космонавт честно ответил, что проблемы есть. За одну ночь, пока Гагарин был с официальными визитами в этом городе, рабочие полностью перебрали авто. После этого случая Юрий Алексеевич ежегодно поздравлял заводчан с Днем машиностроителя. Очевидно, что транспортное средство проблем больше не приносило. На сегодняшний день автомобиль находится в г. Гагарине (Музей первого космонавта).
Многие автомобильные концерны мира просто мечтали подарить что-то из своих изделий самому популярному на то время человеку планеты. Заодно и прорекламировать свою продукцию (а почему бы нет?). Но не может же советский гражданин ездить на иностранном автомобиле! И все же исключение получилось. Речь идет о Matra-Bonnet Jet VS.
Настоящая мечта коллекционера. Фото: YouTube.com
Эту машину Юрий Алексеевич увидел во время своего зарубежного турне во Франции в 1965 году на выставке Mécanique Avion Traction (это авиакосмический концерн, решивший открыть автомобильное «подразделение» путем приобретения фирмы Rene Bonnet, выпускавшей спортивные авто).
Когда представители компании заметили повышенный интерес космонавта к своему автомобилю, немедленно организовали отправку Matra-Bonnet Jet VS в столицу Советского Союза свои ходом, с комплектом запчастей (!). По прибытии Космонавта №1 на Родину, во французском посольстве его ожидал подарок: спорт-кар лазурного цвета. Вроде бы все: пользуйся и радуйся – но не тут-то было!
Когда Юрий Алексеевич разглядывал в Париже приглянувшееся ему купе, то попал в кадр одного из журналистов с Балкан. Тот не преминул воспользоваться ситуацией и опубликовал статью, где заметил, что Гагарин больше интересуется автомобилями, нежели космонавтикой. Снимок попался на глаза главного советского идеолога Суслова.
Космонавту понравилась иномарка, что не могли не заметить фотокорреспонденты. Фото: YouTube.com
От его гнева Юрия Алексеевича спас Каманин Николай, командовавший первым отрядом космонавтов. Он заметил политику: машина была подарена Гагарину потому, что он увлекается быстрой ездой. Плюс, это было одобрено послом СССР во Франции Зориным, а также министрами Смирновым и Дементьевым.
Суслов был удовлетворен ответом, но Гагарин все же своей Matra-Bonnet Jet VS пользовался редко.
После гибели Юрия Алексеевича Валентину Гагарину посетил известный на то время коллекционер авто из Литвы Кястусис Индзюлас, возглавлявший общество поклонников ретро-машин. Именно ему и было реализовано спорт-купе Matra-Bonnet Jet VS, принадлежавшее «человеку планеты». Российский Музей космонавтики пытался (а может, и сегодня пытается?) уговорить коллекционера продать авто, но о том, увенчались попытки успехом или нет, неизвестно.
Скорее всего, Юрий Алексеевич в основном пользовался, «Волгой» 78-78 МОД, подаренной ему Совмином, реже – французским спорт-каром. Действительно, скромный парень!
ГАЗ-12
Насчет шестицилиндрового седана ЗИМ сразу же начинаются неясности: многие утверждали, что этот автомобиль Юрий Алексеевич приобрел до своего полета в космос. Рассказы очевидцев о цвете лимузина тоже различались. Однако попытки историков найти хоть-какие-то сведения о регистрации подобного транспортного средства в ГАИ на имя Гагарина не привели к положительному результату. К тому же сложно себе представить, что у недавно женившегося старшего лейтенанта были средства на приобретение, мягко говоря, недешевой машины.

Еще: у будущего Космонавта №1 на тот момент (до полета в космос) отсутствовало водительское удостоверение. Эту историю можно объяснить тем, что Гагарин, скорее всего, просто учился управлять автомобилем (автомобилями) подобного класса, принадлежащим одному из его знакомых.
Как получал права Юрий Алексеевич
Экзамен у теперь уже состоявшегося космонавта принимал инспектор ГАИ Амелин Н. И. По его словам, Гагарин сдавал на «права» без всякого «блата» и на общих основаниях.

Инспектор отметил, что Космонавт №1 рассказывал о действии знака, запрещающего остановку транспортного средства. Ответы экзаменуемого были четкими и «без запинки»: Юрий Алексеевич все объяснял, «как автомат», за что и получил «отлично».
«Козлик»,«Чайка» и ЗиЛ
После ГАЗ-69 (о его судьбе судить сложно – машина военная) Гагарину официально предоставили классический правительственный лимузин черного цвета, на котором он и ездил по служебным делам вплоть до трагической гибели в 1968 году. Это ГАЗ-13, который в стране производили вплоть до 1981-го в количестве примерно 140 экземпляров в год.

По сравнению с «козликом», ГАЗ-13 – удивительная машина, за основу которой советские конструкторы почему-то выбрали Packard Clipper, который к началу 60-х уже морально устарел. Однако от этой машины советское транспортное средство унаследовало разве что стилистику, и то – частично. А вот движок объемом 5,52 л был оригинальной конструкции, хотя, по мнению экспертов, напоминал мотор от Chrysler. Советский силовой агрегат оснащался четырехкамерным карбюратором, в паре с которым развивал очень приличные по тем временам 195 л. с. В трансмиссию входил трехступенчатый «автомат» – КПП от «Форд».

Все агрегаты размещались на раме Х-образной формы: в США подобную конструкцию использовали только на «Кадиллаках». А вакуумный усилитель тормозов являлся аналогом системы, устанавливаемой на «Крайслеры». Вот такая была сборная «солянка»!
Но вернемся к легендам: по некоторым данным после возвращения Юрия Алексеевича с орбиты, «дорогой Леонид Ильич» (тогда он всего лишь курировал космическую программу) презентовал космонавту другую машину – кабриолет лазурного, цвета неба, оттенка.

Однако, о судьбе авто ничего неизвестно: вероятно, подарок был «условным» и остался где-то в кремлевских гаражах.
Две «Волги»
Это бежевая и черная модели ГАЗ-21. Первая из них получила характерный номер: 12-04 ЮАГ (но опять-таки: официально это не подтверждено), расшифровка которого понятна всем. Скорее всего, космонавт авто купил сам. Второе, салон которого был отделан материалами небесного цвета, ему подарил Совмин СССР. Здесь номер попроще – 78-78 МОД.

Космонавт №1 обожал быструю езду и однажды протаранил старую «Победу», проехав на красный цвет. Когда «гаишник» начал выписывать протокол владельцу ГАЗ-М20, Гагарин возмутился, признал свою вину и оплатил расходы по восстановлению чужого транспортного средства. Таким «он парнем был»!
Эта машина, хоть и была собрана по спецзаказу, постоянно приносила проблемы Гагарину, т. е. ломалась. Когда Юрий Алексеевич приехал с выступлениями на ГАЗ, у него, естественно, спросили насчет машины, выпущенной заводом. Космонавт честно ответил, что проблемы есть. За одну ночь, пока Гагарин был с официальными визитами в этом городе, рабочие полностью перебрали авто. После этого случая Юрий Алексеевич ежегодно поздравлял заводчан с Днем машиностроителя. Очевидно, что транспортное средство проблем больше не приносило. На сегодняшний день автомобиль находится в г. Гагарине (Музей первого космонавта).
Matra-Bonnet Jet VS
Многие автомобильные концерны мира просто мечтали подарить что-то из своих изделий самому популярному на то время человеку планеты. Заодно и прорекламировать свою продукцию (а почему бы нет?). Но не может же советский гражданин ездить на иностранном автомобиле! И все же исключение получилось. Речь идет о Matra-Bonnet Jet VS.

Произведено примерно полторы тысяч единиц данной модели и сегодня ей активно интересуются любители ретро-техники со всего мира.
Эту машину Юрий Алексеевич увидел во время своего зарубежного турне во Франции в 1965 году на выставке Mécanique Avion Traction (это авиакосмический концерн, решивший открыть автомобильное «подразделение» путем приобретения фирмы Rene Bonnet, выпускавшей спортивные авто).
Когда представители компании заметили повышенный интерес космонавта к своему автомобилю, немедленно организовали отправку Matra-Bonnet Jet VS в столицу Советского Союза свои ходом, с комплектом запчастей (!). По прибытии Космонавта №1 на Родину, во французском посольстве его ожидал подарок: спорт-кар лазурного цвета. Вроде бы все: пользуйся и радуйся – но не тут-то было!
Matra-Bonnet Jet VS Гагарина и политика
Когда Юрий Алексеевич разглядывал в Париже приглянувшееся ему купе, то попал в кадр одного из журналистов с Балкан. Тот не преминул воспользоваться ситуацией и опубликовал статью, где заметил, что Гагарин больше интересуется автомобилями, нежели космонавтикой. Снимок попался на глаза главного советского идеолога Суслова.

От его гнева Юрия Алексеевича спас Каманин Николай, командовавший первым отрядом космонавтов. Он заметил политику: машина была подарена Гагарину потому, что он увлекается быстрой ездой. Плюс, это было одобрено послом СССР во Франции Зориным, а также министрами Смирновым и Дементьевым.
Кстати: а что странного в том, что космонавт (!) обожает скорость?
Суслов был удовлетворен ответом, но Гагарин все же своей Matra-Bonnet Jet VS пользовался редко.
Где сегодня Matra-Bonnet Jet VS?
После гибели Юрия Алексеевича Валентину Гагарину посетил известный на то время коллекционер авто из Литвы Кястусис Индзюлас, возглавлявший общество поклонников ретро-машин. Именно ему и было реализовано спорт-купе Matra-Bonnet Jet VS, принадлежавшее «человеку планеты». Российский Музей космонавтики пытался (а может, и сегодня пытается?) уговорить коллекционера продать авто, но о том, увенчались попытки успехом или нет, неизвестно.
Резюме
Скорее всего, Юрий Алексеевич в основном пользовался, «Волгой» 78-78 МОД, подаренной ему Совмином, реже – французским спорт-каром. Действительно, скромный парень!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...