
Неизвестная «Ока» – ЕлАЗ, электрокары, двигатели от «Запорожцев» и дизель
Малолитражных автомобилей в Советском Союзе было много, но никто даже «Запорожцы» так не называл. Все легковые машины считались полноценными даже ЗАЗ, особенно после прекращения производства 965-ой модели, того самого «Горбатого».
Только в 1988 году опять появилась полноценная малолитражка – ВАЗ-1111 «Ока». Автомобиль должен был стать общедоступным, но снискал славу малотиражного, хотя собрали их около 700 тысяч экземпляров.
Кроме серийной модели, как оказалось, «Ока» выпускалась и в других, малоизвестных версиях. Эти автомобили не стали на конвейер – помешал развал Советского Союза. А ведь были среди них интересные и перспективные модификации.
Когда ВАЗ-1111 «Оку» начали запускать в серийное производство, кому-то из чиновников пришла мысль создать новую малолитражную машину, но уже лучше приспособленную к советской действительности.
Сейчас этот автомобиль выглядит достаточно невзрачно. Фото: Youtube.com
Это должен был быть полноценный пятидверный автомобиль с двигателем собственной разработки. Вместо половинки мотора от ВАЗ-2108, модель получила силовой агрегат на 0,82 литра с мощностью 40 л. с.
ЕлАЗ-1121 планировали производить на тракторном заводе в Елабуге. Собственный двигатель должен был обеспечить компактному автомобилю динамику не хуже, чем у «Таврии», в идеале – как у ВАЗ-2108.
Чтобы упростить работы, было решено обратиться к итальянцам – концерну Fiat. Они с Советским Союзом давно наладили партнерские отношения – помогали строить и запускать АвтоВАЗ.
Так как своих наработок по двигателю не имелось, а ставить агрегат от «Запорожца» или «Таврии» не хотелось, было решено последовать по пути ВАЗ-2108. Напомним, что этот автомобиль помогали «доводить до ума» специалисты компании Porsche.
Удлиненная «Ока» с индексом 1121 Д. Фото: Youtube.com
Так как ЕлАЗ-1121 разрабатывали инженеры-конструкторы из Тольятти, они обратились к немцам, а те помогли с новым двигателем. Хотя, опытных образцов силовых агрегатов Porsche не сделали – просто подсказали.
В 1991 году ЕлАЗ-1121 должен был стать на конвейер. Только этого не произошло – Советский Союз доживал свои последние дни, а потом и вовсе развалился. До 1993 года специалисты еще пытались что-то сделать, но проект так и остался на стадии разработок.
Во второй половине 1980-х конструкторское бюро АвтоВАЗ работало над созданием электрических городских автомобилей. Ничего странного, что на эту роль выбрали «Оку».
Появление ВАЗ-1111Э совпало с развалом Советского Союза. Вместо того чтобы бросить перспективные разработки, специалисты из Тольятти решили переориентироваться на западные страны и предложить доступные городские электрокары им.
Уже в 1992 году опытная «Ока» ВАЗ-1111Э была заявлена на швейцарском ралли Tour de Sol. Это мероприятие примечательно тем, что в нем участвуют автомобили с электродвигателями. Никаких зарядок в пути не предусматривалось – только солнечные батареи.
Электрокар на шасси «Оки». Фото: Youtube.com
Российский автомобиль сразу завоевал второе место в швейцарском ралли, что подтолкнуло конструкторов АвтоВАЗ на дальнейшие работы. Они продолжались до 2001 года.
За это время конструкторы создали несколько десятков опытных образцов. Часть из них принимало участие в различных специализированных ралли для электрокаров. В этих гонках автомобили ВАЗ-1111Э неоднократно занимали призовые места, а однажды даже получили кубок Solar Cup Denmark.
Мало кто знает, но в 2007 году в США была сделана попытка создать свой автомобиль на базе ВАЗ-1111. Нет данных о том, кому в голову пришла такая странная идея, но фирма «Oka Auto USA» была создана в Неваде специально для этого проекта.
Есть мнение, что владелец компании – это человек, переехавший из СССР или России и прекрасно осведомленный о дешевизне ВАЗ-1111. Коммерческое название «Оки» для США было Oka NEV ZEV.
Вот что было под капотом электрокара, правда, российского производства. Фото: Youtube.com
Ничего особенного в конструкции автомобиля не применялось. По типу работы он напоминал известные всем советским гражданам тележки-электрокары, используемые на крупных рынках и заводах.
Естественно, что при такой малой мощности, скорость электрокара не впечатляла. Она составляла всего 40 км/ч при аналогичном запасе хода. Впрочем, в магазин съездить хватало, как и на работу и обратно, при условии передвижения в родном городе.
Стоимость Oka NEV ZEV составляла от 8 до 10 тысяч долларов. В России этот автомобиль с бензиновым двигателем в то время предлагали от 4 500 «американских рублей». Примерно в такую цену модель и обходилась ВАЗ-1111 фирме «Oka Auto USA». Разницу за покупку модели без двигателя «съедала» перевозка через океан. Сколько уходило на переоборудование – история умалчивает, но явно не более 2 тысяч долларов.
Фургончик на шасси «Оки». Фото: Youtube.com
Вряд ли проект Oka NEV ZEV стал коммерчески успешным. Неизвестно, сколько автомобилей удалось переоборудовать производителю, но про такие электрокары в США не знают даже местные автоэксперты.
Несмотря на небольшие габариты базовой «Оки», владельцы часто жаловались на недостаточную мощность «родного» мотора. В 2002 году компания «Астро-кар» из Набережных Челнов решила усовершенствовать ВАЗ-1111, внедрив ему под капот двигатель от «Таврии». Этот мотор известен под индексом МеМЗ-245 и имеет рабочий объем 1,1 литра.
Силовой агрегат дефорсировали под 80-ый бензин, ведь автомобиль был бюджетным. Мощность упала с 53 до 49 л. с.
Кузов пятидверной модификации. Фото: Youtube.com
Хотя по сути «Октатавры» были обычными переделками, производитель постарался оформить всю техническую документацию, так что автомобили можно было ставить на учет без проблем.
Производитель освоил не только карбюраторные, но и инжекторные модификации. Они получились более динамичными и экономичными.
В компании «Астро-кар» пытались сделать из «Оки» удлиненную версию, известную под именем «Алсу». Проводились работы по внедрению под капот моторов МеМЗ-2457 и МеМЗ-307, с объемом 1,2 и 1,3 литра соответственно. Только дальше прототипов и опытных экземпляров дело не пошло – в продажу такие автомобили не попали.
Это кажется нелепым, но на шасси ВАЗ-1111 собирались спортивные автомобили. Более того, один из них был даже не опытным, а мелкосерийным.
Благодаря короткой базе, проходимость у «Оки» впечатляет. Фото: Youtube.com
Для чего были нужны малолитражки в спорте? А как обучать молодых гонщиков? Несмотря на свои скромные размеры, «Ока» имела защитные дуги и спортивные сиденья с четырехточечными ремнями.
Конструкторам понравилось модернизировать «Оку». Они даже сделали на ее шасси полурамный грузовичок с индексом ЗМА-1901. Кроме бортового кузова сзади, машина получила дизельный моторчик Д18А на 0,7 литра.
Идея была хорошей, но эра легковых автомобилей на тяжелом топливе для России тогда еще не наступила, как и сейчас. Поэтому модель ЗМА-1901 осталась опытной.
Интересная грузовая версия ЗМА-1901. Фото: Youtube.com
А вот недорогие фургончики ВАЗ‐17013 «Тойма», оснащенные стандартными бензиновыми моторами, выпускались на постоянной основе, хоть и недолго.
ВАЗ-1111 «Ока» так и не стал автомобилем массовым, всеми любимым. Для этого он появился слишком поздно – в 1988 году, когда в СССР уже начали ввозить иномарки.
Если бы модель дебютировала лет на 10 раньше – она стала бы народной. Как не крути, а «Ока» технически совершеннее «Запорожца», который не страдал от недостатка спроса.
Только в 1988 году опять появилась полноценная малолитражка – ВАЗ-1111 «Ока». Автомобиль должен был стать общедоступным, но снискал славу малотиражного, хотя собрали их около 700 тысяч экземпляров.
Кроме серийной модели, как оказалось, «Ока» выпускалась и в других, малоизвестных версиях. Эти автомобили не стали на конвейер – помешал развал Советского Союза. А ведь были среди них интересные и перспективные модификации.
ЕлАЗ-1121
Когда ВАЗ-1111 «Оку» начали запускать в серийное производство, кому-то из чиновников пришла мысль создать новую малолитражную машину, но уже лучше приспособленную к советской действительности.

Это должен был быть полноценный пятидверный автомобиль с двигателем собственной разработки. Вместо половинки мотора от ВАЗ-2108, модель получила силовой агрегат на 0,82 литра с мощностью 40 л. с.
ЕлАЗ-1121 планировали производить на тракторном заводе в Елабуге. Собственный двигатель должен был обеспечить компактному автомобилю динамику не хуже, чем у «Таврии», в идеале – как у ВАЗ-2108.
Чтобы упростить работы, было решено обратиться к итальянцам – концерну Fiat. Они с Советским Союзом давно наладили партнерские отношения – помогали строить и запускать АвтоВАЗ.
Кстати, проект ЕлАЗ-1121 стал для Fiat выгоднее, чем для советской стороны. Есть мнение, что модель Punto появилась благодаря сотрудничеству.
Так как своих наработок по двигателю не имелось, а ставить агрегат от «Запорожца» или «Таврии» не хотелось, было решено последовать по пути ВАЗ-2108. Напомним, что этот автомобиль помогали «доводить до ума» специалисты компании Porsche.

Так как ЕлАЗ-1121 разрабатывали инженеры-конструкторы из Тольятти, они обратились к немцам, а те помогли с новым двигателем. Хотя, опытных образцов силовых агрегатов Porsche не сделали – просто подсказали.
В 1991 году ЕлАЗ-1121 должен был стать на конвейер. Только этого не произошло – Советский Союз доживал свои последние дни, а потом и вовсе развалился. До 1993 года специалисты еще пытались что-то сделать, но проект так и остался на стадии разработок.
Опытные электрокары на шасси «Оки»
Во второй половине 1980-х конструкторское бюро АвтоВАЗ работало над созданием электрических городских автомобилей. Ничего странного, что на эту роль выбрали «Оку».
Появление ВАЗ-1111Э совпало с развалом Советского Союза. Вместо того чтобы бросить перспективные разработки, специалисты из Тольятти решили переориентироваться на западные страны и предложить доступные городские электрокары им.
Уже в 1992 году опытная «Ока» ВАЗ-1111Э была заявлена на швейцарском ралли Tour de Sol. Это мероприятие примечательно тем, что в нем участвуют автомобили с электродвигателями. Никаких зарядок в пути не предусматривалось – только солнечные батареи.

Российский автомобиль сразу завоевал второе место в швейцарском ралли, что подтолкнуло конструкторов АвтоВАЗ на дальнейшие работы. Они продолжались до 2001 года.
За это время конструкторы создали несколько десятков опытных образцов. Часть из них принимало участие в различных специализированных ралли для электрокаров. В этих гонках автомобили ВАЗ-1111Э неоднократно занимали призовые места, а однажды даже получили кубок Solar Cup Denmark.
Американская «Ока»
Мало кто знает, но в 2007 году в США была сделана попытка создать свой автомобиль на базе ВАЗ-1111. Нет данных о том, кому в голову пришла такая странная идея, но фирма «Oka Auto USA» была создана в Неваде специально для этого проекта.
Есть мнение, что владелец компании – это человек, переехавший из СССР или России и прекрасно осведомленный о дешевизне ВАЗ-1111. Коммерческое название «Оки» для США было Oka NEV ZEV.

Ничего особенного в конструкции автомобиля не применялось. По типу работы он напоминал известные всем советским гражданам тележки-электрокары, используемые на крупных рынках и заводах.
Простой мотор развивал мощность в 11 л. с. Специальной батареи у машинки не имелось – она питалась от блока из нескольких стандартных аккумуляторов. Заряжать их можно было от обычной розетки.
Естественно, что при такой малой мощности, скорость электрокара не впечатляла. Она составляла всего 40 км/ч при аналогичном запасе хода. Впрочем, в магазин съездить хватало, как и на работу и обратно, при условии передвижения в родном городе.
Стоимость Oka NEV ZEV составляла от 8 до 10 тысяч долларов. В России этот автомобиль с бензиновым двигателем в то время предлагали от 4 500 «американских рублей». Примерно в такую цену модель и обходилась ВАЗ-1111 фирме «Oka Auto USA». Разницу за покупку модели без двигателя «съедала» перевозка через океан. Сколько уходило на переоборудование – история умалчивает, но явно не более 2 тысяч долларов.

Вряд ли проект Oka NEV ZEV стал коммерчески успешным. Неизвестно, сколько автомобилей удалось переоборудовать производителю, но про такие электрокары в США не знают даже местные автоэксперты.
«Окатавры»
Несмотря на небольшие габариты базовой «Оки», владельцы часто жаловались на недостаточную мощность «родного» мотора. В 2002 году компания «Астро-кар» из Набережных Челнов решила усовершенствовать ВАЗ-1111, внедрив ему под капот двигатель от «Таврии». Этот мотор известен под индексом МеМЗ-245 и имеет рабочий объем 1,1 литра.
Силовой агрегат дефорсировали под 80-ый бензин, ведь автомобиль был бюджетным. Мощность упала с 53 до 49 л. с.

Хотя по сути «Октатавры» были обычными переделками, производитель постарался оформить всю техническую документацию, так что автомобили можно было ставить на учет без проблем.
Серийные машины известны под именем Ока-Астро-11301. Хотя, выпускали их даже не партиями, а поштучно.
Производитель освоил не только карбюраторные, но и инжекторные модификации. Они получились более динамичными и экономичными.
В компании «Астро-кар» пытались сделать из «Оки» удлиненную версию, известную под именем «Алсу». Проводились работы по внедрению под капот моторов МеМЗ-2457 и МеМЗ-307, с объемом 1,2 и 1,3 литра соответственно. Только дальше прототипов и опытных экземпляров дело не пошло – в продажу такие автомобили не попали.
Гоночные версии «Оки»
Это кажется нелепым, но на шасси ВАЗ-1111 собирались спортивные автомобили. Более того, один из них был даже не опытным, а мелкосерийным.

Для чего были нужны малолитражки в спорте? А как обучать молодых гонщиков? Несмотря на свои скромные размеры, «Ока» имела защитные дуги и спортивные сиденья с четырехточечными ремнями.
Дизельные коммерческие модификации
Конструкторам понравилось модернизировать «Оку». Они даже сделали на ее шасси полурамный грузовичок с индексом ЗМА-1901. Кроме бортового кузова сзади, машина получила дизельный моторчик Д18А на 0,7 литра.
Идея была хорошей, но эра легковых автомобилей на тяжелом топливе для России тогда еще не наступила, как и сейчас. Поэтому модель ЗМА-1901 осталась опытной.

А вот недорогие фургончики ВАЗ‐17013 «Тойма», оснащенные стандартными бензиновыми моторами, выпускались на постоянной основе, хоть и недолго.
ВАЗ-1111 «Ока» так и не стал автомобилем массовым, всеми любимым. Для этого он появился слишком поздно – в 1988 году, когда в СССР уже начали ввозить иномарки.
Если бы модель дебютировала лет на 10 раньше – она стала бы народной. Как не крути, а «Ока» технически совершеннее «Запорожца», который не страдал от недостатка спроса.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...