Неизвестная «Ока» – ЕлАЗ, электрокары, двигатели от «Запорожцев» и дизель
Малолитражных автомобилей в Советском Союзе было много, но никто даже «Запорожцы» так не называл. Все легковые машины считались полноценными даже ЗАЗ, особенно после прекращения производства 965-ой модели, того самого «Горбатого».
Только в 1988 году опять появилась полноценная малолитражка – ВАЗ-1111 «Ока». Автомобиль должен был стать общедоступным, но снискал славу малотиражного, хотя собрали их около 700 тысяч экземпляров.
Кроме серийной модели, как оказалось, «Ока» выпускалась и в других, малоизвестных версиях. Эти автомобили не стали на конвейер – помешал развал Советского Союза. А ведь были среди них интересные и перспективные модификации.
Когда ВАЗ-1111 «Оку» начали запускать в серийное производство, кому-то из чиновников пришла мысль создать новую малолитражную машину, но уже лучше приспособленную к советской действительности.
Это должен был быть полноценный пятидверный автомобиль с двигателем собственной разработки. Вместо половинки мотора от ВАЗ-2108, модель получила силовой агрегат на 0,82 литра с мощностью 40 л. с.
ЕлАЗ-1121 планировали производить на тракторном заводе в Елабуге. Собственный двигатель должен был обеспечить компактному автомобилю динамику не хуже, чем у «Таврии», в идеале – как у ВАЗ-2108.
Чтобы упростить работы, было решено обратиться к итальянцам – концерну Fiat. Они с Советским Союзом давно наладили партнерские отношения – помогали строить и запускать АвтоВАЗ.
Так как своих наработок по двигателю не имелось, а ставить агрегат от «Запорожца» или «Таврии» не хотелось, было решено последовать по пути ВАЗ-2108. Напомним, что этот автомобиль помогали «доводить до ума» специалисты компании Porsche.
Так как ЕлАЗ-1121 разрабатывали инженеры-конструкторы из Тольятти, они обратились к немцам, а те помогли с новым двигателем. Хотя, опытных образцов силовых агрегатов Porsche не сделали – просто подсказали.
В 1991 году ЕлАЗ-1121 должен был стать на конвейер. Только этого не произошло – Советский Союз доживал свои последние дни, а потом и вовсе развалился. До 1993 года специалисты еще пытались что-то сделать, но проект так и остался на стадии разработок.
Во второй половине 1980-х конструкторское бюро АвтоВАЗ работало над созданием электрических городских автомобилей. Ничего странного, что на эту роль выбрали «Оку».
Появление ВАЗ-1111Э совпало с развалом Советского Союза. Вместо того чтобы бросить перспективные разработки, специалисты из Тольятти решили переориентироваться на западные страны и предложить доступные городские электрокары им.
Уже в 1992 году опытная «Ока» ВАЗ-1111Э была заявлена на швейцарском ралли Tour de Sol. Это мероприятие примечательно тем, что в нем участвуют автомобили с электродвигателями. Никаких зарядок в пути не предусматривалось – только солнечные батареи.
Российский автомобиль сразу завоевал второе место в швейцарском ралли, что подтолкнуло конструкторов АвтоВАЗ на дальнейшие работы. Они продолжались до 2001 года.
За это время конструкторы создали несколько десятков опытных образцов. Часть из них принимало участие в различных специализированных ралли для электрокаров. В этих гонках автомобили ВАЗ-1111Э неоднократно занимали призовые места, а однажды даже получили кубок Solar Cup Denmark.
Мало кто знает, но в 2007 году в США была сделана попытка создать свой автомобиль на базе ВАЗ-1111. Нет данных о том, кому в голову пришла такая странная идея, но фирма «Oka Auto USA» была создана в Неваде специально для этого проекта.
Есть мнение, что владелец компании – это человек, переехавший из СССР или России и прекрасно осведомленный о дешевизне ВАЗ-1111. Коммерческое название «Оки» для США было Oka NEV ZEV.
Ничего особенного в конструкции автомобиля не применялось. По типу работы он напоминал известные всем советским гражданам тележки-электрокары, используемые на крупных рынках и заводах.
Естественно, что при такой малой мощности, скорость электрокара не впечатляла. Она составляла всего 40 км/ч при аналогичном запасе хода. Впрочем, в магазин съездить хватало, как и на работу и обратно, при условии передвижения в родном городе.
Стоимость Oka NEV ZEV составляла от 8 до 10 тысяч долларов. В России этот автомобиль с бензиновым двигателем в то время предлагали от 4 500 «американских рублей». Примерно в такую цену модель и обходилась ВАЗ-1111 фирме «Oka Auto USA». Разницу за покупку модели без двигателя «съедала» перевозка через океан. Сколько уходило на переоборудование – история умалчивает, но явно не более 2 тысяч долларов.
Вряд ли проект Oka NEV ZEV стал коммерчески успешным. Неизвестно, сколько автомобилей удалось переоборудовать производителю, но про такие электрокары в США не знают даже местные автоэксперты.
Несмотря на небольшие габариты базовой «Оки», владельцы часто жаловались на недостаточную мощность «родного» мотора. В 2002 году компания «Астро-кар» из Набережных Челнов решила усовершенствовать ВАЗ-1111, внедрив ему под капот двигатель от «Таврии». Этот мотор известен под индексом МеМЗ-245 и имеет рабочий объем 1,1 литра.
Силовой агрегат дефорсировали под 80-ый бензин, ведь автомобиль был бюджетным. Мощность упала с 53 до 49 л. с.
Хотя по сути «Октатавры» были обычными переделками, производитель постарался оформить всю техническую документацию, так что автомобили можно было ставить на учет без проблем.
Производитель освоил не только карбюраторные, но и инжекторные модификации. Они получились более динамичными и экономичными.
В компании «Астро-кар» пытались сделать из «Оки» удлиненную версию, известную под именем «Алсу». Проводились работы по внедрению под капот моторов МеМЗ-2457 и МеМЗ-307, с объемом 1,2 и 1,3 литра соответственно. Только дальше прототипов и опытных экземпляров дело не пошло – в продажу такие автомобили не попали.
Это кажется нелепым, но на шасси ВАЗ-1111 собирались спортивные автомобили. Более того, один из них был даже не опытным, а мелкосерийным.
Для чего были нужны малолитражки в спорте? А как обучать молодых гонщиков? Несмотря на свои скромные размеры, «Ока» имела защитные дуги и спортивные сиденья с четырехточечными ремнями.
Конструкторам понравилось модернизировать «Оку». Они даже сделали на ее шасси полурамный грузовичок с индексом ЗМА-1901. Кроме бортового кузова сзади, машина получила дизельный моторчик Д18А на 0,7 литра.
Идея была хорошей, но эра легковых автомобилей на тяжелом топливе для России тогда еще не наступила, как и сейчас. Поэтому модель ЗМА-1901 осталась опытной.
А вот недорогие фургончики ВАЗ‐17013 «Тойма», оснащенные стандартными бензиновыми моторами, выпускались на постоянной основе, хоть и недолго.
ВАЗ-1111 «Ока» так и не стал автомобилем массовым, всеми любимым. Для этого он появился слишком поздно – в 1988 году, когда в СССР уже начали ввозить иномарки.
Если бы модель дебютировала лет на 10 раньше – она стала бы народной. Как не крути, а «Ока» технически совершеннее «Запорожца», который не страдал от недостатка спроса.
Только в 1988 году опять появилась полноценная малолитражка – ВАЗ-1111 «Ока». Автомобиль должен был стать общедоступным, но снискал славу малотиражного, хотя собрали их около 700 тысяч экземпляров.
Кроме серийной модели, как оказалось, «Ока» выпускалась и в других, малоизвестных версиях. Эти автомобили не стали на конвейер – помешал развал Советского Союза. А ведь были среди них интересные и перспективные модификации.
ЕлАЗ-1121
Когда ВАЗ-1111 «Оку» начали запускать в серийное производство, кому-то из чиновников пришла мысль создать новую малолитражную машину, но уже лучше приспособленную к советской действительности.
Сейчас этот автомобиль выглядит достаточно невзрачно. Фото: Youtube.com
Это должен был быть полноценный пятидверный автомобиль с двигателем собственной разработки. Вместо половинки мотора от ВАЗ-2108, модель получила силовой агрегат на 0,82 литра с мощностью 40 л. с.
ЕлАЗ-1121 планировали производить на тракторном заводе в Елабуге. Собственный двигатель должен был обеспечить компактному автомобилю динамику не хуже, чем у «Таврии», в идеале – как у ВАЗ-2108.
Чтобы упростить работы, было решено обратиться к итальянцам – концерну Fiat. Они с Советским Союзом давно наладили партнерские отношения – помогали строить и запускать АвтоВАЗ.
Кстати, проект ЕлАЗ-1121 стал для Fiat выгоднее, чем для советской стороны. Есть мнение, что модель Punto появилась благодаря сотрудничеству.
Так как своих наработок по двигателю не имелось, а ставить агрегат от «Запорожца» или «Таврии» не хотелось, было решено последовать по пути ВАЗ-2108. Напомним, что этот автомобиль помогали «доводить до ума» специалисты компании Porsche.
Удлиненная «Ока» с индексом 1121 Д. Фото: Youtube.com
Так как ЕлАЗ-1121 разрабатывали инженеры-конструкторы из Тольятти, они обратились к немцам, а те помогли с новым двигателем. Хотя, опытных образцов силовых агрегатов Porsche не сделали – просто подсказали.
В 1991 году ЕлАЗ-1121 должен был стать на конвейер. Только этого не произошло – Советский Союз доживал свои последние дни, а потом и вовсе развалился. До 1993 года специалисты еще пытались что-то сделать, но проект так и остался на стадии разработок.
Опытные электрокары на шасси «Оки»
Во второй половине 1980-х конструкторское бюро АвтоВАЗ работало над созданием электрических городских автомобилей. Ничего странного, что на эту роль выбрали «Оку».
Появление ВАЗ-1111Э совпало с развалом Советского Союза. Вместо того чтобы бросить перспективные разработки, специалисты из Тольятти решили переориентироваться на западные страны и предложить доступные городские электрокары им.
Уже в 1992 году опытная «Ока» ВАЗ-1111Э была заявлена на швейцарском ралли Tour de Sol. Это мероприятие примечательно тем, что в нем участвуют автомобили с электродвигателями. Никаких зарядок в пути не предусматривалось – только солнечные батареи.
Электрокар на шасси «Оки». Фото: Youtube.com
Российский автомобиль сразу завоевал второе место в швейцарском ралли, что подтолкнуло конструкторов АвтоВАЗ на дальнейшие работы. Они продолжались до 2001 года.
За это время конструкторы создали несколько десятков опытных образцов. Часть из них принимало участие в различных специализированных ралли для электрокаров. В этих гонках автомобили ВАЗ-1111Э неоднократно занимали призовые места, а однажды даже получили кубок Solar Cup Denmark.
Американская «Ока»
Мало кто знает, но в 2007 году в США была сделана попытка создать свой автомобиль на базе ВАЗ-1111. Нет данных о том, кому в голову пришла такая странная идея, но фирма «Oka Auto USA» была создана в Неваде специально для этого проекта.
Есть мнение, что владелец компании – это человек, переехавший из СССР или России и прекрасно осведомленный о дешевизне ВАЗ-1111. Коммерческое название «Оки» для США было Oka NEV ZEV.
Вот что было под капотом электрокара, правда, российского производства. Фото: Youtube.com
Ничего особенного в конструкции автомобиля не применялось. По типу работы он напоминал известные всем советским гражданам тележки-электрокары, используемые на крупных рынках и заводах.
Простой мотор развивал мощность в 11 л. с. Специальной батареи у машинки не имелось – она питалась от блока из нескольких стандартных аккумуляторов. Заряжать их можно было от обычной розетки.
Естественно, что при такой малой мощности, скорость электрокара не впечатляла. Она составляла всего 40 км/ч при аналогичном запасе хода. Впрочем, в магазин съездить хватало, как и на работу и обратно, при условии передвижения в родном городе.
Стоимость Oka NEV ZEV составляла от 8 до 10 тысяч долларов. В России этот автомобиль с бензиновым двигателем в то время предлагали от 4 500 «американских рублей». Примерно в такую цену модель и обходилась ВАЗ-1111 фирме «Oka Auto USA». Разницу за покупку модели без двигателя «съедала» перевозка через океан. Сколько уходило на переоборудование – история умалчивает, но явно не более 2 тысяч долларов.
Фургончик на шасси «Оки». Фото: Youtube.com
Вряд ли проект Oka NEV ZEV стал коммерчески успешным. Неизвестно, сколько автомобилей удалось переоборудовать производителю, но про такие электрокары в США не знают даже местные автоэксперты.
«Окатавры»
Несмотря на небольшие габариты базовой «Оки», владельцы часто жаловались на недостаточную мощность «родного» мотора. В 2002 году компания «Астро-кар» из Набережных Челнов решила усовершенствовать ВАЗ-1111, внедрив ему под капот двигатель от «Таврии». Этот мотор известен под индексом МеМЗ-245 и имеет рабочий объем 1,1 литра.
Силовой агрегат дефорсировали под 80-ый бензин, ведь автомобиль был бюджетным. Мощность упала с 53 до 49 л. с.
Кузов пятидверной модификации. Фото: Youtube.com
Хотя по сути «Октатавры» были обычными переделками, производитель постарался оформить всю техническую документацию, так что автомобили можно было ставить на учет без проблем.
Серийные машины известны под именем Ока-Астро-11301. Хотя, выпускали их даже не партиями, а поштучно.
Производитель освоил не только карбюраторные, но и инжекторные модификации. Они получились более динамичными и экономичными.
В компании «Астро-кар» пытались сделать из «Оки» удлиненную версию, известную под именем «Алсу». Проводились работы по внедрению под капот моторов МеМЗ-2457 и МеМЗ-307, с объемом 1,2 и 1,3 литра соответственно. Только дальше прототипов и опытных экземпляров дело не пошло – в продажу такие автомобили не попали.
Гоночные версии «Оки»
Это кажется нелепым, но на шасси ВАЗ-1111 собирались спортивные автомобили. Более того, один из них был даже не опытным, а мелкосерийным.
Благодаря короткой базе, проходимость у «Оки» впечатляет. Фото: Youtube.com
Для чего были нужны малолитражки в спорте? А как обучать молодых гонщиков? Несмотря на свои скромные размеры, «Ока» имела защитные дуги и спортивные сиденья с четырехточечными ремнями.
Дизельные коммерческие модификации
Конструкторам понравилось модернизировать «Оку». Они даже сделали на ее шасси полурамный грузовичок с индексом ЗМА-1901. Кроме бортового кузова сзади, машина получила дизельный моторчик Д18А на 0,7 литра.
Идея была хорошей, но эра легковых автомобилей на тяжелом топливе для России тогда еще не наступила, как и сейчас. Поэтому модель ЗМА-1901 осталась опытной.
Интересная грузовая версия ЗМА-1901. Фото: Youtube.com
А вот недорогие фургончики ВАЗ‐17013 «Тойма», оснащенные стандартными бензиновыми моторами, выпускались на постоянной основе, хоть и недолго.
ВАЗ-1111 «Ока» так и не стал автомобилем массовым, всеми любимым. Для этого он появился слишком поздно – в 1988 году, когда в СССР уже начали ввозить иномарки.
Если бы модель дебютировала лет на 10 раньше – она стала бы народной. Как не крути, а «Ока» технически совершеннее «Запорожца», который не страдал от недостатка спроса.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...