«Подарочные» автомобили Фиделя Кастро
7 667

«Подарочные» автомобили Фиделя Кастро

Анахроничные американские автомобили образца 50-х. Единственная в мире белоснежная «Чайка» медицинского назначения в кузове универсал. Жигулевская классика, растянутая до вида лимузина и используемая в качестве таксомотора. Одним словом, добро пожаловать в автомобильную Кубу!


Это островное государство служит наилучшим образцом того, что может сделать политика с экономикой. Новый 1959 год начался на «острове Свободы» с кардинальных внутриполитических перемен. В первый же его день местный диктатор Батиста был отстранен от власти силовым методом. Она перешла в руки молодых и амбициозных братьев Кастро и Че Гевара. Последний не был кубинцем, но очень многое сделал для того, чтобы впоследствии небольшой латиноамериканский остров получил в социалистических кругах именно такое название.

«Подарочные» автомобили Фиделя КастроOldsmobile Custom Cruiser – пример того, как в отделке кузова не жалели никеля. Фото: youtube.com

Не менее революционным стык десятилетий был и в автомобильном мире. Дизайнеры последних лет очень плотно внедрили в оформление внешности каждой новой модели максимум «байкерской» атрибутики. Да, казалось, чем сильнее сверкал никель бамперов, окантовок, зеркал и других самых немыслимых мест кузова, тем современнее и круче выглядел его обладатель. Немало подобных автомобилей самым легальным образом попали на Кубу во время правления Фульхенсио Батисты. Некоторая стабильность сохранялась и в самом начале правления Фиделя Кастро и компании.

Американцы приняли революционные перемены на соседнем острове с опаской, но не спешили сразу же «сжигать мосты». Фидель даже успел побывать с официальным визитом в США и выступить с трибуны ООН. Но, это был его последний подобный вояж. Со свойственной ему прямотой и дерзостью, он встал в жесткую оппозицию по отношению к огромной стране. А когда он прямо потребовал от Советского Союза во время «карибского кризиса» совершить ядерную атаку территории США, то стал самым заклятым врагом американского народа на всю оставшуюся жизнь.

Кстати, во время своего единственного визита в Америку, новый кубинский лидер пользовался военным джипом Wyllys M38A. Это произошло, так сказать, на прощание, потому что очень скоро Куба получила максимально жесткую экономическую блокаду. Теперь здесь могли рассчитывать только на автомобили, произведенные в СССР и других социалистических странах. И… беречь то американское, что осталось с 50-х. В виду вышесказанного, гараж первого лица Кубы, о котором мы расскажем сегодня, являлся довольно специфичным.

И за рулем армейского джипа, и за рычагами танка


Для того, чтобы отвезти его на выступление в ООН, за Ф. Кастро приехал лимузин Cadillac Fleetwood. Это автомобиль представительского класса, серия которого начала выпускаться еще в довоенные 30-е. На нем же возили кубинца по улицам Нью-Йорка и на другие официальные мероприятия. Но, роскошная жизнь закончилась очень быстро.

Cadillac Fleetwood, на таком Кастро возили по Нью-Йорку. Фото: youtube.com

Стремительное ухудшение отношений между США и Кубой, привело к тому, что в конфликте самое активное участие принял Советский Союз. На мятежный остров доставили множество советского тактического вооружения, в том числе, и с ядерными зарядами. Но, американцев тоже нельзя назвать мягкими и пушистыми, если бы не превентивные советские меры, все закончилось бы североамериканской интервенцией, захватом Кубы и насильственной сменой власти. В это время молодого Кастро видели управляющим легендарным советским Т-34 и самоходной СУ-100.

Кризис миновал, но жесткие мировые санкции в отношении Кубы, сохранились на долгие десятилетия. Они включали в себя и запрет импорта автомобильной техники, как на государственном, так и на частном уровне. Это определило состав автомобильного парка страны в целом, и ее руководства, в частности.


Спустя десятилетия, когда наступило незначительное потепление, для иностранных туристов было в диковинку, что на «острове Свободы» автомобильное время застыло на уровне 50-х. Огромные старые американские автомобили тех лет, старательно поддерживаемые на ходу их владельцами. Их ремонт и обслуживание, что называется, «по-кубински» (когда родные бамперы или другие аксессуары заменялись доступными «волговскими», а колеса – «жигулевскими»).

Военный джип – для военного лидера


Чтобы подчеркнуть тот факт, что Куба постоянно находится под угрозой военного столкновения, Кастро почти не снимал военной формы. Под стать ей был и автомобиль лидера 60-х – советский ГАЗ-69. Этот неприхотливый внедорожник глава государства использовал для ежедневных нужд.

Любимый джип Фиделя ГАЗ-69. Фото: youtube.com

В условиях кубинского бездорожья в отдаленных районах страны, сложно найти лучший автомобиль (из доступных на тот момент для опальной Кубы). Однако, просматривался здесь и политический момент. Позиционируя себя как «лидера из народа», Фидель хотел и одеждой, и транспортом, которым пользовался, постоянно показывать, что он – свой. Автомобиль, выпущенный тиражом более 600 тысяч и экспортируемый в 56 стран мира, стал визитной карточкой президента социалистической Кубы. Экзотика так понравилась руководителю 8-миллионной страны, что он начал катать на своем ГАЗ-69 иностранных официальных гостей:

✅ лояльных американских журналистов
✅ личного приятеля кубинского президента Уго Чавеса
✅ высокопоставленных чиновников из соцстран

Не избежала эта традиция и нового советского лидера, не равнодушного к автомобилям – Леонида Ильича Брежнева. А тот, в свою очередь, делал кубинскому коллеге дорогие четырехколесные подарки.

Советские правительственные автомобили – на службе у кубинской революции


Думаю, всем понятно, что экзотика – хорошо, но иногда нужен и комфорт. Тем более, для первого лица государства. «Первой ласточкой» стал советский подарок хрущевских времен – ЗИЛ-111. Его преподнесли Кастро во время визита в Советский Союз, состоявшегося за год до отстранения Хрущева от власти.

ЗИЛ-111Д с 220-сильным мотором. Фото: youtube.com

Автомобиль представительского класса, выпуск которого стартовал в 1959 году, сильно напоминал американский Packard. Он имел 200-сильный двигатель. Чуть позже, уже в брежневские времена, советская сторона презентовала кубинцу обновленный ЗИЛ-111Д с форсированным, 220-сильным мотором.

Еще одна преемственность транспортных подарков Кастро от первых лиц советского государства прослеживается на примере автомобилей «Чайка». Кабриолет ГАЗ-13 с велюровым салоном и отделкой панели «деревом» неоднократно служил кубинскому лидеру во время визитов в Советский Союз. Позже Хрущев подарил ему такой автомобиль.

Не захотел отставать и следующий советский лидер. Брежнев подарил Фиделю модернизированный ГАЗ-14 на автоматике и с встроенным телефоном. Это произошло уже на рубеже 70-80-х годов. Кстати, автомобиль и сегодня находится в строю, выполняя роль туристического такси в кубинской столице.

«Наши» и другие иномарки Фиделя Кастро


Кроме советской представительской техники, имелся в гараже первого лица Кубы и чехословацкий автомобиль для высокопоставленных лиц. Tatra T603 выпускалась в ЧССР в первые два десятилетия правления Кастро. Хотя она и не была такой роскошной, как наши автомобили, но имела ряд своих преимуществ.

Необычная внешность Tatra T603. Фото: youtube.com

Заднее расположение двигателя помогло достичь немыслимой для переднеприводных моделей аэродинамики. За стильность и элегантность Tatra 603 в 1959 году получила «Золотую ленту» на висбаденской выставке. Она стала единственной моделью в гараже Кастро не в кузове кабриолет. Поэтому чехи установили в салоне специальный мощный кондиционер.

Что ж, пора перейти к настоящим иномаркам президентского гаража. В начале 70-х это был экономичный и компактный Alfa Romeo 1750. Итальянский автомобиль бордового цвета по умолчанию служил машиной сопровождения для президентской охраны. Иногда Фиделю хотелось лично убедиться, чего же империалисты лишали его и его народа все эти десятилетия. Тогда он сам садился за руль скоростной иномарки.

Mercedes-Benz S-Class W126 – последний автомобиль кубинского лидера. Фото: youtube.com

К концу своего полувекового правления кубинский лидер накопил прекрасную коллекцию «подарочных» авто. Последней изюминкой в ней стал Mercedes-Benz S-Class W126. В 80-х наступило явное потепление в отношениях Запада и Востока. Поэтому и появилась возможность обзавестись таким бронированным седаном. Правда, его подарили совсем не западные немцы, а одиозный иракский правитель Саддам Хусейн. Этим автомобилем легендарный кубинец пользовался до своих последних дней.
Какой автомобиль Кастро вы считаете лучшим?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....