Советские мотоциклы повышенной проходимости – серийной стала только одна модель
19 349

Советские мотоциклы повышенной проходимости – серийной стала только одна модель

Мотоциклы производства СССР являлись универсальными. Сейчас такие называют классическими, но в СССР они были скорее сельскими, внедорожными.


На байках ездила добрая половина мужчин в советских деревнях. Мотоциклы доступны, они предлагались в нескольких ценовых категориях. Денег у среднестатистического сельского жителя в СССР хватало, но автомобиль купить было сложно. А вот двухколесная техника в продаже была – Восход и Иж, да и Явы частенько завозились.

Потребность во внедорожных мотоциклах в СССР имелась, но никому не приходило в голову налаживать их выпуск. Покупателей устраивали серийные модели, да в СССР как-то не привыкли подстраиваться под нужды клиентов.

Как «родилась» идея внедорожного байка в СССР


Специальные версии, адаптированные к бездорожью, в Советском Союзе выпускали, но только для мотокросса. «Гражданским» эти модели не предназначались, их собирали мелкосерийно для кружков и спортивных секций.

Советские мотоциклы повышенной проходимости – серийной стала только одна модельSuzuki Van-Van – классика жанра. Фото: Youtube.com


В 1970-х годах в Европе и Японии вовсю делали специфические байки повышенной проходимости на широких и толстых шинах. В СССР решение выпускать подобную технику пришло в начале 1980-х.

Казалось бы, мотозаводы прислушались к охотникам, рыбакам, лесникам и агрономам, которым надоело самостоятельно дорабатывать Мински, Восходы и Ижи. Но нет, решение пришло сверху, от Министерства оборонной промышленности.

Военным потребовался легкий мотоцикл повышенной проходимости для ВДВ. Подобная техника в то время уже была освоена армией США, наши решили не отставать.

Есть мнение, что идея подана руководством Туламашзавода, которые как раз в то время собирались делать байки на широкопрофильных шинах.

К разработке внедорожных мотоциклов привлекли трех производителей:

  • ? ЗиД, который Восходы выпускал
  • ? ИЖМАШ
  • ? Туламашзавод


Чтобы облегчить задачу, Министерство оборонной промышленности специально закупило партию широкопрофильных шин Bridgestone.

ИЖМАШ особо не заморачивался со своим мотоциклом. Фото: Youtube.com


В итоге к 1983 году производители предоставили несколько моделей:

  • ? Иж Планета 3
  • ? Восход-175
  • ? ТМЗ Тула


Самым необычным байком стал образец Тульского завода. Вообще, есть мнение, что этот производитель серьезно готовился к изготовлению серийных мотоциклов эндуро, как сейчас говорят. Остальные участвовали в конкурсе для «галочки».

Модели Иж


ИЖМАШ подготовил два внедорожных мотоцикла на базе Иж Планета 3. Почему была выбрана именно эта модель, а не Юпитер? Дело в том, что более простая конструктивно Планета всегда отличалась надежностью.

Юпитер – это мотоцикл для трассы, он требовательней к настройкам и обслуживанию. А вот одноцилиндровая модель к началу 1980-х годов прослыла более надежной, особенно в сельской местности.

Конструкторы ИЖМАШ решили просто поставить на мотоцикл широкопрофильные шины. Второй байк с коляской, там все три шины были ШПШ-типа.

Опытный Восход получил даже выхлопную особой системы. Фото: Youtube.com


Опытные модели Иж на первых же испытания показали свою непригодность. Шины не подходили для байка весом 168 кг. Они были рассчитаны на 80-110 килограммов, не более того.

На испытаниях Иж Планету 3 сильно уводило в стороны. Клиренс понизился, соответственно, проходимость тоже. Максимальная скорость уменьшилась.

Кстати, после испытаний, в которых победила модель Тульского завода, конструкторы ИЖМАШ разработали еще одну опытную версию. Это Иж Триал, который был выполнен в единственном экземпляре Игорем Булатовым и его коллегами.

Интересно, что байк создавался практически с нуля, даже раму конструкторы заказали в экспериментальном цеху по своим чертежам. Двигатель было решено взять от Иж Планеты Спорт, предварительно дефорсировав его, чтобы увеличить тягу на низах.

Мотоцикл получился стильным и интересным, вибрацию одноцилиндрового мотора удалось сократить до минимума. Вот только завод не был заинтересован в производстве внедорожной модели. Проект никто финансировать не собирался, поэтому Иж Триал так и остался в единственном экземпляре.

Модели ЗиД


Внедорожные ЗиД были представлены на испытаниях в трех экземплярах.

Восход ШПШ-1 на базе обычной модели 3М.

Его отличия:

  • ? Широкопрофильные шины
  • ? Ступицы
  • ? Новые оси колес и траверсы
  • ? Доработка мотора с удлинением валов


Двигатель пришлось сдвинуть вправо из-за конструктивных особенностей.

Планировалась даже люксовая версия Тулы. Фото: Youtube.com


Второй опытный образец не отличался от первого, только у него были другие глушители и спицованные колеса.

Самый лучшим являлся третий вариант мотоцикла – Восход ШПШ-3, созданный на базе моделей для мотобола по образцу и подобию японского(!) Suzuki Van-Van.

Лучшей версией среди ковровской техники ожидаемо стал третий вариант, но его даже не рассматривали в качестве серийной модели – оригинальная внешность и компоновка серьезно увеличивали стоимость.

Так как завод был не заинтересован в выпуске новой внедорожной версии, в итоге победила Тула от ТМЗ.

Кстати, ближе к середине 1990-х годов ЗиД вернулся к теме внедорожных байков на двух и трех колесах, но к советской технике эти модели не имеют отношения.

Тула – уникальный бездорожный мотоцикл


В итоге победил мотоцикл Тульского машиностроительного завода, получивший индекс ТМЗ 5.951/ 5.952. Эта модель больше известна под именем Тула.

Уникальность байка не только в том, что он был первым серийным «внедорожником». Эта модель создавалась с использованием узлов и агрегатов мотороллеров ТМЗ.

Самый красивый и стильный внедорожный Восход. Фото: Youtube.com


Вообще, внедорожный мотоцикл Тульский машиностроительный завод задумал раньше, чем этой техникой заинтересовалось Министерство оборонной промышленности. Как уже упоминалось выше, именно от руководства ТМЗ пошла эта идея – выпускать проходимые байки для армии.

Завод в начале 1980-х годов столкнулся с падением спроса на мотороллеры. Автомобили становились более доступными для советских граждан, поэтому мототехника постепенно перекочевала в сельскую местность. Для чего нужен скутер в деревне? Ездить от клуба в магазин? Вот и пришлось что-то другое придумывать.

Изначально охотники, лесники, туристы и рыбаки с восторгом встретили оригинальный мотоцикл, но он оказался «сырым» и недоработанным. Проходимость, конечно, неплохая, но вот качество сборки и электрооборудование требовало доработок.

Двигатель с объемом 200 см3 и мощностью 12,5 л. с. должен был обеспечить байк тягой на низах. Но по факту, длительное движение под нагрузкой приводило к перегреву мотороллерного мотора, не рассчитанного на такую эксплуатацию.

Вес в 126/129 кг тоже не способствовал отличной проходимости. Широкие шины гребли, но в грязи они быстро забивались и начинали проскальзывать.

Максимальная скорость мотоцикла Тула – 85 км/ч. Для грунтовок этого хватало, но не для трассы. Управляемость байка на широкопрофильных шинах тоже была далека от идеала.

Это модификация «Тарзан» из 90-х с полным приводом. Фото: Youtube.com


Мотоцикл повышенной проходимости нуждался в доработках, сама идея неплохая. Но за все время выпуска, а собирали модель с 1984 по 1996 годы, никаких серьезных модернизаций так и не произошло.

Сейчас мотоциклы Тула встречаются в продаже на рынке б/у, просят за них от 15 000 рублей. Вариант в хорошем состоянии будет стоить не меньше 40 000.

Покупать такой байк для внедорожной эксплуатации не рекомендуется, слишком сложно искать запчасти, да и надежностью модель не отличается.
А вам нравится внедорожный мотоцикл Тула?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас