Советские мотоциклы повышенной проходимости – серийной стала только одна модель
Мотоциклы производства СССР являлись универсальными. Сейчас такие называют классическими, но в СССР они были скорее сельскими, внедорожными.
На байках ездила добрая половина мужчин в советских деревнях. Мотоциклы доступны, они предлагались в нескольких ценовых категориях. Денег у среднестатистического сельского жителя в СССР хватало, но автомобиль купить было сложно. А вот двухколесная техника в продаже была – Восход и Иж, да и Явы частенько завозились.
Потребность во внедорожных мотоциклах в СССР имелась, но никому не приходило в голову налаживать их выпуск. Покупателей устраивали серийные модели, да в СССР как-то не привыкли подстраиваться под нужды клиентов.
Специальные версии, адаптированные к бездорожью, в Советском Союзе выпускали, но только для мотокросса. «Гражданским» эти модели не предназначались, их собирали мелкосерийно для кружков и спортивных секций.
В 1970-х годах в Европе и Японии вовсю делали специфические байки повышенной проходимости на широких и толстых шинах. В СССР решение выпускать подобную технику пришло в начале 1980-х.
Казалось бы, мотозаводы прислушались к охотникам, рыбакам, лесникам и агрономам, которым надоело самостоятельно дорабатывать Мински, Восходы и Ижи. Но нет, решение пришло сверху, от Министерства оборонной промышленности.
Военным потребовался легкий мотоцикл повышенной проходимости для ВДВ. Подобная техника в то время уже была освоена армией США, наши решили не отставать.
Есть мнение, что идея подана руководством Туламашзавода, которые как раз в то время собирались делать байки на широкопрофильных шинах.
К разработке внедорожных мотоциклов привлекли трех производителей:
Чтобы облегчить задачу, Министерство оборонной промышленности специально закупило партию широкопрофильных шин Bridgestone.
В итоге к 1983 году производители предоставили несколько моделей:
Самым необычным байком стал образец Тульского завода. Вообще, есть мнение, что этот производитель серьезно готовился к изготовлению серийных мотоциклов эндуро, как сейчас говорят. Остальные участвовали в конкурсе для «галочки».
ИЖМАШ подготовил два внедорожных мотоцикла на базе Иж Планета 3. Почему была выбрана именно эта модель, а не Юпитер? Дело в том, что более простая конструктивно Планета всегда отличалась надежностью.
Юпитер – это мотоцикл для трассы, он требовательней к настройкам и обслуживанию. А вот одноцилиндровая модель к началу 1980-х годов прослыла более надежной, особенно в сельской местности.
Конструкторы ИЖМАШ решили просто поставить на мотоцикл широкопрофильные шины. Второй байк с коляской, там все три шины были ШПШ-типа.
Опытные модели Иж на первых же испытания показали свою непригодность. Шины не подходили для байка весом 168 кг. Они были рассчитаны на 80-110 килограммов, не более того.
На испытаниях Иж Планету 3 сильно уводило в стороны. Клиренс понизился, соответственно, проходимость тоже. Максимальная скорость уменьшилась.
Кстати, после испытаний, в которых победила модель Тульского завода, конструкторы ИЖМАШ разработали еще одну опытную версию. Это Иж Триал, который был выполнен в единственном экземпляре Игорем Булатовым и его коллегами.
Интересно, что байк создавался практически с нуля, даже раму конструкторы заказали в экспериментальном цеху по своим чертежам. Двигатель было решено взять от Иж Планеты Спорт, предварительно дефорсировав его, чтобы увеличить тягу на низах.
Мотоцикл получился стильным и интересным, вибрацию одноцилиндрового мотора удалось сократить до минимума. Вот только завод не был заинтересован в производстве внедорожной модели. Проект никто финансировать не собирался, поэтому Иж Триал так и остался в единственном экземпляре.
Внедорожные ЗиД были представлены на испытаниях в трех экземплярах.
Восход ШПШ-1 на базе обычной модели 3М.
Его отличия:
Двигатель пришлось сдвинуть вправо из-за конструктивных особенностей.
Второй опытный образец не отличался от первого, только у него были другие глушители и спицованные колеса.
Самый лучшим являлся третий вариант мотоцикла – Восход ШПШ-3, созданный на базе моделей для мотобола по образцу и подобию японского(!) Suzuki Van-Van.
Лучшей версией среди ковровской техники ожидаемо стал третий вариант, но его даже не рассматривали в качестве серийной модели – оригинальная внешность и компоновка серьезно увеличивали стоимость.
Так как завод был не заинтересован в выпуске новой внедорожной версии, в итоге победила Тула от ТМЗ.
Кстати, ближе к середине 1990-х годов ЗиД вернулся к теме внедорожных байков на двух и трех колесах, но к советской технике эти модели не имеют отношения.
В итоге победил мотоцикл Тульского машиностроительного завода, получивший индекс ТМЗ 5.951/ 5.952. Эта модель больше известна под именем Тула.
Уникальность байка не только в том, что он был первым серийным «внедорожником». Эта модель создавалась с использованием узлов и агрегатов мотороллеров ТМЗ.
Вообще, внедорожный мотоцикл Тульский машиностроительный завод задумал раньше, чем этой техникой заинтересовалось Министерство оборонной промышленности. Как уже упоминалось выше, именно от руководства ТМЗ пошла эта идея – выпускать проходимые байки для армии.
Завод в начале 1980-х годов столкнулся с падением спроса на мотороллеры. Автомобили становились более доступными для советских граждан, поэтому мототехника постепенно перекочевала в сельскую местность. Для чего нужен скутер в деревне? Ездить от клуба в магазин? Вот и пришлось что-то другое придумывать.
Изначально охотники, лесники, туристы и рыбаки с восторгом встретили оригинальный мотоцикл, но он оказался «сырым» и недоработанным. Проходимость, конечно, неплохая, но вот качество сборки и электрооборудование требовало доработок.
Двигатель с объемом 200 см3 и мощностью 12,5 л. с. должен был обеспечить байк тягой на низах. Но по факту, длительное движение под нагрузкой приводило к перегреву мотороллерного мотора, не рассчитанного на такую эксплуатацию.
Вес в 126/129 кг тоже не способствовал отличной проходимости. Широкие шины гребли, но в грязи они быстро забивались и начинали проскальзывать.
Максимальная скорость мотоцикла Тула – 85 км/ч. Для грунтовок этого хватало, но не для трассы. Управляемость байка на широкопрофильных шинах тоже была далека от идеала.
Мотоцикл повышенной проходимости нуждался в доработках, сама идея неплохая. Но за все время выпуска, а собирали модель с 1984 по 1996 годы, никаких серьезных модернизаций так и не произошло.
Сейчас мотоциклы Тула встречаются в продаже на рынке б/у, просят за них от 15 000 рублей. Вариант в хорошем состоянии будет стоить не меньше 40 000.
Покупать такой байк для внедорожной эксплуатации не рекомендуется, слишком сложно искать запчасти, да и надежностью модель не отличается.
На байках ездила добрая половина мужчин в советских деревнях. Мотоциклы доступны, они предлагались в нескольких ценовых категориях. Денег у среднестатистического сельского жителя в СССР хватало, но автомобиль купить было сложно. А вот двухколесная техника в продаже была – Восход и Иж, да и Явы частенько завозились.
Потребность во внедорожных мотоциклах в СССР имелась, но никому не приходило в голову налаживать их выпуск. Покупателей устраивали серийные модели, да в СССР как-то не привыкли подстраиваться под нужды клиентов.
Как «родилась» идея внедорожного байка в СССР
Специальные версии, адаптированные к бездорожью, в Советском Союзе выпускали, но только для мотокросса. «Гражданским» эти модели не предназначались, их собирали мелкосерийно для кружков и спортивных секций.
Suzuki Van-Van – классика жанра. Фото: Youtube.com
В 1970-х годах в Европе и Японии вовсю делали специфические байки повышенной проходимости на широких и толстых шинах. В СССР решение выпускать подобную технику пришло в начале 1980-х.
Казалось бы, мотозаводы прислушались к охотникам, рыбакам, лесникам и агрономам, которым надоело самостоятельно дорабатывать Мински, Восходы и Ижи. Но нет, решение пришло сверху, от Министерства оборонной промышленности.
Военным потребовался легкий мотоцикл повышенной проходимости для ВДВ. Подобная техника в то время уже была освоена армией США, наши решили не отставать.
Есть мнение, что идея подана руководством Туламашзавода, которые как раз в то время собирались делать байки на широкопрофильных шинах.
К разработке внедорожных мотоциклов привлекли трех производителей:
- ? ЗиД, который Восходы выпускал
- ? ИЖМАШ
- ? Туламашзавод
Чтобы облегчить задачу, Министерство оборонной промышленности специально закупило партию широкопрофильных шин Bridgestone.
ИЖМАШ особо не заморачивался со своим мотоциклом. Фото: Youtube.com
В итоге к 1983 году производители предоставили несколько моделей:
- ? Иж Планета 3
- ? Восход-175
- ? ТМЗ Тула
Самым необычным байком стал образец Тульского завода. Вообще, есть мнение, что этот производитель серьезно готовился к изготовлению серийных мотоциклов эндуро, как сейчас говорят. Остальные участвовали в конкурсе для «галочки».
Модели Иж
ИЖМАШ подготовил два внедорожных мотоцикла на базе Иж Планета 3. Почему была выбрана именно эта модель, а не Юпитер? Дело в том, что более простая конструктивно Планета всегда отличалась надежностью.
Юпитер – это мотоцикл для трассы, он требовательней к настройкам и обслуживанию. А вот одноцилиндровая модель к началу 1980-х годов прослыла более надежной, особенно в сельской местности.
Конструкторы ИЖМАШ решили просто поставить на мотоцикл широкопрофильные шины. Второй байк с коляской, там все три шины были ШПШ-типа.
Опытный Восход получил даже выхлопную особой системы. Фото: Youtube.com
Опытные модели Иж на первых же испытания показали свою непригодность. Шины не подходили для байка весом 168 кг. Они были рассчитаны на 80-110 килограммов, не более того.
На испытаниях Иж Планету 3 сильно уводило в стороны. Клиренс понизился, соответственно, проходимость тоже. Максимальная скорость уменьшилась.
Кстати, после испытаний, в которых победила модель Тульского завода, конструкторы ИЖМАШ разработали еще одну опытную версию. Это Иж Триал, который был выполнен в единственном экземпляре Игорем Булатовым и его коллегами.
Интересно, что байк создавался практически с нуля, даже раму конструкторы заказали в экспериментальном цеху по своим чертежам. Двигатель было решено взять от Иж Планеты Спорт, предварительно дефорсировав его, чтобы увеличить тягу на низах.
Мотоцикл получился стильным и интересным, вибрацию одноцилиндрового мотора удалось сократить до минимума. Вот только завод не был заинтересован в производстве внедорожной модели. Проект никто финансировать не собирался, поэтому Иж Триал так и остался в единственном экземпляре.
Модели ЗиД
Внедорожные ЗиД были представлены на испытаниях в трех экземплярах.
Восход ШПШ-1 на базе обычной модели 3М.
Его отличия:
- ? Широкопрофильные шины
- ? Ступицы
- ? Новые оси колес и траверсы
- ? Доработка мотора с удлинением валов
Двигатель пришлось сдвинуть вправо из-за конструктивных особенностей.
Планировалась даже люксовая версия Тулы. Фото: Youtube.com
Второй опытный образец не отличался от первого, только у него были другие глушители и спицованные колеса.
Самый лучшим являлся третий вариант мотоцикла – Восход ШПШ-3, созданный на базе моделей для мотобола по образцу и подобию японского(!) Suzuki Van-Van.
Лучшей версией среди ковровской техники ожидаемо стал третий вариант, но его даже не рассматривали в качестве серийной модели – оригинальная внешность и компоновка серьезно увеличивали стоимость.
Так как завод был не заинтересован в выпуске новой внедорожной версии, в итоге победила Тула от ТМЗ.
Кстати, ближе к середине 1990-х годов ЗиД вернулся к теме внедорожных байков на двух и трех колесах, но к советской технике эти модели не имеют отношения.
Тула – уникальный бездорожный мотоцикл
В итоге победил мотоцикл Тульского машиностроительного завода, получивший индекс ТМЗ 5.951/ 5.952. Эта модель больше известна под именем Тула.
Уникальность байка не только в том, что он был первым серийным «внедорожником». Эта модель создавалась с использованием узлов и агрегатов мотороллеров ТМЗ.
Самый красивый и стильный внедорожный Восход. Фото: Youtube.com
Вообще, внедорожный мотоцикл Тульский машиностроительный завод задумал раньше, чем этой техникой заинтересовалось Министерство оборонной промышленности. Как уже упоминалось выше, именно от руководства ТМЗ пошла эта идея – выпускать проходимые байки для армии.
Завод в начале 1980-х годов столкнулся с падением спроса на мотороллеры. Автомобили становились более доступными для советских граждан, поэтому мототехника постепенно перекочевала в сельскую местность. Для чего нужен скутер в деревне? Ездить от клуба в магазин? Вот и пришлось что-то другое придумывать.
Изначально охотники, лесники, туристы и рыбаки с восторгом встретили оригинальный мотоцикл, но он оказался «сырым» и недоработанным. Проходимость, конечно, неплохая, но вот качество сборки и электрооборудование требовало доработок.
Двигатель с объемом 200 см3 и мощностью 12,5 л. с. должен был обеспечить байк тягой на низах. Но по факту, длительное движение под нагрузкой приводило к перегреву мотороллерного мотора, не рассчитанного на такую эксплуатацию.
Вес в 126/129 кг тоже не способствовал отличной проходимости. Широкие шины гребли, но в грязи они быстро забивались и начинали проскальзывать.
Максимальная скорость мотоцикла Тула – 85 км/ч. Для грунтовок этого хватало, но не для трассы. Управляемость байка на широкопрофильных шинах тоже была далека от идеала.
Это модификация «Тарзан» из 90-х с полным приводом. Фото: Youtube.com
Мотоцикл повышенной проходимости нуждался в доработках, сама идея неплохая. Но за все время выпуска, а собирали модель с 1984 по 1996 годы, никаких серьезных модернизаций так и не произошло.
Сейчас мотоциклы Тула встречаются в продаже на рынке б/у, просят за них от 15 000 рублей. Вариант в хорошем состоянии будет стоить не меньше 40 000.
Покупать такой байк для внедорожной эксплуатации не рекомендуется, слишком сложно искать запчасти, да и надежностью модель не отличается.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....