
Как ГАЗ-21 «Волга» стала такой, как мы ее знаем
«Волга» – это легендарный советский автомобиль. В СССР купить просто так его было невозможно. Стать владельцем легкового ГАЗ получалось только за особые заслуги перед Родиной. Хотя, иногда и простым советским гражданам везло – престижный автомобиль можно было выиграть в лотерею.
Самой известной «Волгой» в истории считается ГАЗ-21. Это первая модель в серии – она до сих пор популярна, привлекает массу внимания на дорогах и ценится у любителей отечественной ретро-техники.
Работы над ГАЗ-21 «Волга» начали в 1952 году. До того, как модель была утверждена, над ней работали два художника. У Джона Вильямса проект назывался «Звезда», а у Льва Еремеева – «Волга».
Изначально ГАЗ хотел модернизировать «Победу» Этот как раз опытный экземпляр. Фото: Youtube.com
В 1953 году оба художника представили свои макеты. У Вильямса автомобиль выглядел более современным. Еремеев, лучше понимающий советские реалии и возможности Горьковского завода, предложил машину, которую можно было быстрее запустить в серийное производство.
Конструктором, ответственным за разработку ходовой модели «Волги» назначили Невзорова, а курировал проект Борисов. Весной 1954 года были готовы первые три опытных экземпляра будущей «Волги». Интересно, что два автомобиля получили автоматические коробки передач, а только один механическую.
Прототипы отправили на испытания вместе с моделями:
✅ ГАЗ «Победа»
✅ ЗИМ
✅ Несколько иномарок того же класса
Естественно, машины проверяли в условиях советской действительности, чего автомобили зарубежного производства вынести не смогли. Они уступали будущей «Волге» как по надежности, так и по проходимости.
Салон лаконичен, но при этом элегантен. Фото: Youtube.com
В 1955 году Горьковский автомобильный завод выпустил несколько предсерийных ГАЗ-21 «Волга». Машины были отправлены в пробег Москва-Крым, после чего их передали в один из таксопарков.
В 1956 году ГАЗ выпустил партию из нескольких десятков «Волг». Все эти автомобили эксплуатировались в государственных учреждениях и дорабатывались по мере выявления недостатков.
Серийные «Волга» по факту появились в 1957 году. Тогда конструкторы всерьез планировали наладить производство автомобилей с автоматическими коробками передач.
Выпустив за два года около 700 экземпляров с АКПП, было решено отказаться от этого агрегата. В СССР просто не имелось возможности наладить выпуск специальных масел, да и ремонтировать «автоматы» могли разве что на заводе ГАЗ. Остальные ГАЗ-21 первой серии, которых собрали более 31 тысячи, получили МКПП.
Модель первого поколения. Фото: Youtube.com
Ранние «Волги» выпускались до 1958 года включительно. Отличить их визуально несложно – у них радиаторная решетка с тремя горизонтальными лучами и звездой посередине и фигурка оленя на капоте.
В конце 1958 года появились обновленные ГАЗ-21 «Волга». Автомобили модернизировали, заодно немного упростив. В этот раз модель получила «зубастую» решетку радиатора. Олень на капоте сохранился.
Первые два года автомобили ничем не отличались в техническом плане от версий первой серии. Кроме «зубастой» радиаторной решетки, они получили новые передние «поворотники» и видоизмененные бамперы.
Модель второй серии. Фото: Youtube.com
Технические изменения «Волги» произошли в 1960 году. Автомобиль получил новую проводку, убрали централизованную систему смазки, а панель приборов сверху обшили замшей.
В 1962 году появляется последняя генерация ГАЗ-21 «Волга». Она была самой массовой и выпускалась 8 лет. Именно эти автомобили сейчас проще всего купить на б/у рынке.
Кстати, раз уж коснулись стоимости – за ГАЗ-21 «Волга» просят от 35 000 рублей, но это, как правило, «вросшие в землю» экземпляры. За то, что может передвигаться самостоятельно, придется выложить около 70 тысяч.
Максимальная стоимость зависит от владельца. Есть экземпляры, за которые просят больше 9 миллионов рублей. Хотя, если поискать, можно найти заботливо отреставрированный автомобиль и за 600 тысяч.
Самая массовая серия ГАЗ-21. Фото: Youtube.com
ГАЗ-21 «Волга» третьей серии упрощена внешне, лишилась ряда декоративных элементов, например, знаменитого оленя на капоте. Еще отличить автомобиль этой модификации сразу можно по радиаторной решетке с частыми вертикальными «зубьями».
ГАЗ-21 «Волга» выпускалась в нескольких модификациях:
✅ Базовая (Р)
✅ Экспортная (С)
✅ Улучшенная (УС)
✅ Для такси (ТС)
Кроме стандартных седанов, была версия в кузове универсал. Она редкая и имеет индекс ГАЗ-22.
Среди автомобилистов со стажем, помнящих советский автопром и когда-то, а может и сейчас, эксплуатирующих его, бытует легенда, что «Волга» – это копия американского Ford Mainline.
Если посмотреть на фото Форда, кажется, что он похож на ГАЗ-21. Но это миф. Начать нужно с того, что советская промышленность в те годы старалась идти в ногу со временем и копировала лучшие идеи мировой автомобильной моды.
Ford Mainline. Фото: Youtube.com
Тогда США были законодателем стиля, поэтому ГАЗ-21 и получил такой дизайн кузова. В Америке существовало несколько моделей, внешне похожих на «Волгу». Да, художники и конструкторы Горьковского завод изучали автомобили иностранного производства, но это общепринятая мировая практика.
Что касается Ford Mainline, то с ним все намного проще. Неразумно считать, что горьковские художники и конструкторы могли выкрасть чертежи еще не запущенной в серийное производство модели. Первые прототипы ГАЗ-21 «Волга» появились в начале 1954 года, а Форд начали собирать только через несколько месяцев.
Технические особенности горьковского седана не имели ничего общего с американской моделью, не считая, что это тоже заднеприводный автомобиль. У отечественной «Волги» узлы и агрегаты частично унифицированы с «Победой» – это было нужно для скорейшего запуска машины в серию.
Если проанализировать автомобильный рынок б/у, можно увидеть, что за ГАЗ-21 первой и второй серий просят, как правило, дороже. В принципе, особых различий в конструкции «Волги» в зависимости от ее генерации нет. У коллекционеров просто традиционно ценятся редкие экземпляры.
Универсал ГАЗ-22. Фото: Youtube.com
Меньше в продаже ГАЗ-21 первой серии. Ничего странного в этом нет – они старые, да и выпущено таких автомобилей немного.
Считается, что ГАЗ-21 первой серии самые красивые. Это так – модель разрабатывалась с оглядкой на автопром США, она должна была получиться монументальной, нести величие советской страны в массы. Отсюда все эти декоративные детали, хром, звезда на радиаторной решетке и олень на капоте.
Для коллекционера ГАЗ-21 первой серии будет самым ценным приобретением. Если же машину планируется купить для себя – то нужно подумать. Содержать такую «Волгу» в оригинале сложно, а доставать детали – еще и дорого. Конечно, можно ставить запчасти от поздних генераций, но тогда это будет некая сборная солянка, а не «чистокровная» первая серия.
ГАЗ-23 для КГБ с АКПП и двигателем V8. Фото: Youtube.com
Автомобили второй версии тоже выпускались недолго – два года. Поэтому они ценятся почти на уровне с предыдущей модификацией. Из-за характерной «зубастой» радиаторной решетки, эта «Волга» смотрится агрессивно, но вместе с тем простовато.
ГАЗ-21 третьей серии ценятся меньше из-за распространенности. Коллекционеры, как правило, этой моделью не интересуются, особенно российские. Зато машина популярна для коммерческого использования – на свадьбах и фотосессиях.
ГАЗ-21 «Волга» – это знаковый автомобиль Горьковского завода. Пока еще эту легенду можно приобрести недорого, хотя, нужно понимать, что ретро-модель следует хранить в отапливаемом гараже и ухаживать за ней. На улице «Волга» за пару лет превратится в груду металлолома.
Самой известной «Волгой» в истории считается ГАЗ-21. Это первая модель в серии – она до сих пор популярна, привлекает массу внимания на дорогах и ценится у любителей отечественной ретро-техники.
История создания
Работы над ГАЗ-21 «Волга» начали в 1952 году. До того, как модель была утверждена, над ней работали два художника. У Джона Вильямса проект назывался «Звезда», а у Льва Еремеева – «Волга».

В 1953 году оба художника представили свои макеты. У Вильямса автомобиль выглядел более современным. Еремеев, лучше понимающий советские реалии и возможности Горьковского завода, предложил машину, которую можно было быстрее запустить в серийное производство.
Джон Вильямс – это советский гражданин. Он участвовал в войне в Испании, а потом получил политическое убежище в СССР.
Конструктором, ответственным за разработку ходовой модели «Волги» назначили Невзорова, а курировал проект Борисов. Весной 1954 года были готовы первые три опытных экземпляра будущей «Волги». Интересно, что два автомобиля получили автоматические коробки передач, а только один механическую.
Прототипы отправили на испытания вместе с моделями:
✅ ГАЗ «Победа»
✅ ЗИМ
✅ Несколько иномарок того же класса
Естественно, машины проверяли в условиях советской действительности, чего автомобили зарубежного производства вынести не смогли. Они уступали будущей «Волге» как по надежности, так и по проходимости.

В 1955 году Горьковский автомобильный завод выпустил несколько предсерийных ГАЗ-21 «Волга». Машины были отправлены в пробег Москва-Крым, после чего их передали в один из таксопарков.
В 1956 году ГАЗ выпустил партию из нескольких десятков «Волг». Все эти автомобили эксплуатировались в государственных учреждениях и дорабатывались по мере выявления недостатков.
Первая серия ГАЗ-21
Серийные «Волга» по факту появились в 1957 году. Тогда конструкторы всерьез планировали наладить производство автомобилей с автоматическими коробками передач.
Выпустив за два года около 700 экземпляров с АКПП, было решено отказаться от этого агрегата. В СССР просто не имелось возможности наладить выпуск специальных масел, да и ремонтировать «автоматы» могли разве что на заводе ГАЗ. Остальные ГАЗ-21 первой серии, которых собрали более 31 тысячи, получили МКПП.

Ранние «Волги» выпускались до 1958 года включительно. Отличить их визуально несложно – у них радиаторная решетка с тремя горизонтальными лучами и звездой посередине и фигурка оленя на капоте.
Вторая серия
В конце 1958 года появились обновленные ГАЗ-21 «Волга». Автомобили модернизировали, заодно немного упростив. В этот раз модель получила «зубастую» решетку радиатора. Олень на капоте сохранился.
Первые два года автомобили ничем не отличались в техническом плане от версий первой серии. Кроме «зубастой» радиаторной решетки, они получили новые передние «поворотники» и видоизмененные бамперы.

Технические изменения «Волги» произошли в 1960 году. Автомобиль получил новую проводку, убрали централизованную систему смазки, а панель приборов сверху обшили замшей.
Третья серия
В 1962 году появляется последняя генерация ГАЗ-21 «Волга». Она была самой массовой и выпускалась 8 лет. Именно эти автомобили сейчас проще всего купить на б/у рынке.
Кстати, раз уж коснулись стоимости – за ГАЗ-21 «Волга» просят от 35 000 рублей, но это, как правило, «вросшие в землю» экземпляры. За то, что может передвигаться самостоятельно, придется выложить около 70 тысяч.
Максимальная стоимость зависит от владельца. Есть экземпляры, за которые просят больше 9 миллионов рублей. Хотя, если поискать, можно найти заботливо отреставрированный автомобиль и за 600 тысяч.

ГАЗ-21 «Волга» третьей серии упрощена внешне, лишилась ряда декоративных элементов, например, знаменитого оленя на капоте. Еще отличить автомобиль этой модификации сразу можно по радиаторной решетке с частыми вертикальными «зубьями».
ГАЗ-21 «Волга» выпускалась в нескольких модификациях:
✅ Базовая (Р)
✅ Экспортная (С)
✅ Улучшенная (УС)
✅ Для такси (ТС)
Кроме стандартных седанов, была версия в кузове универсал. Она редкая и имеет индекс ГАЗ-22.
Правда ли, что ГАЗ-21 был скопирован с Ford?
Среди автомобилистов со стажем, помнящих советский автопром и когда-то, а может и сейчас, эксплуатирующих его, бытует легенда, что «Волга» – это копия американского Ford Mainline.
Если посмотреть на фото Форда, кажется, что он похож на ГАЗ-21. Но это миф. Начать нужно с того, что советская промышленность в те годы старалась идти в ногу со временем и копировала лучшие идеи мировой автомобильной моды.

Тогда США были законодателем стиля, поэтому ГАЗ-21 и получил такой дизайн кузова. В Америке существовало несколько моделей, внешне похожих на «Волгу». Да, художники и конструкторы Горьковского завод изучали автомобили иностранного производства, но это общепринятая мировая практика.
Что касается Ford Mainline, то с ним все намного проще. Неразумно считать, что горьковские художники и конструкторы могли выкрасть чертежи еще не запущенной в серийное производство модели. Первые прототипы ГАЗ-21 «Волга» появились в начале 1954 года, а Форд начали собирать только через несколько месяцев.
Технические особенности горьковского седана не имели ничего общего с американской моделью, не считая, что это тоже заднеприводный автомобиль. У отечественной «Волги» узлы и агрегаты частично унифицированы с «Победой» – это было нужно для скорейшего запуска машины в серию.
Какая модель ценится у коллекционеров?
Если проанализировать автомобильный рынок б/у, можно увидеть, что за ГАЗ-21 первой и второй серий просят, как правило, дороже. В принципе, особых различий в конструкции «Волги» в зависимости от ее генерации нет. У коллекционеров просто традиционно ценятся редкие экземпляры.

Меньше в продаже ГАЗ-21 первой серии. Ничего странного в этом нет – они старые, да и выпущено таких автомобилей немного.
Считается, что ГАЗ-21 первой серии самые красивые. Это так – модель разрабатывалась с оглядкой на автопром США, она должна была получиться монументальной, нести величие советской страны в массы. Отсюда все эти декоративные детали, хром, звезда на радиаторной решетке и олень на капоте.
Для коллекционера ГАЗ-21 первой серии будет самым ценным приобретением. Если же машину планируется купить для себя – то нужно подумать. Содержать такую «Волгу» в оригинале сложно, а доставать детали – еще и дорого. Конечно, можно ставить запчасти от поздних генераций, но тогда это будет некая сборная солянка, а не «чистокровная» первая серия.

Автомобили второй версии тоже выпускались недолго – два года. Поэтому они ценятся почти на уровне с предыдущей модификацией. Из-за характерной «зубастой» радиаторной решетки, эта «Волга» смотрится агрессивно, но вместе с тем простовато.
ГАЗ-21 третьей серии ценятся меньше из-за распространенности. Коллекционеры, как правило, этой моделью не интересуются, особенно российские. Зато машина популярна для коммерческого использования – на свадьбах и фотосессиях.
ГАЗ-21 «Волга» – это знаковый автомобиль Горьковского завода. Пока еще эту легенду можно приобрести недорого, хотя, нужно понимать, что ретро-модель следует хранить в отапливаемом гараже и ухаживать за ней. На улице «Волга» за пару лет превратится в груду металлолома.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...