Как ГАЗ-21 «Волга» стала такой, как мы ее знаем
«Волга» – это легендарный советский автомобиль. В СССР купить просто так его было невозможно. Стать владельцем легкового ГАЗ получалось только за особые заслуги перед Родиной. Хотя, иногда и простым советским гражданам везло – престижный автомобиль можно было выиграть в лотерею.
Самой известной «Волгой» в истории считается ГАЗ-21. Это первая модель в серии – она до сих пор популярна, привлекает массу внимания на дорогах и ценится у любителей отечественной ретро-техники.
Работы над ГАЗ-21 «Волга» начали в 1952 году. До того, как модель была утверждена, над ней работали два художника. У Джона Вильямса проект назывался «Звезда», а у Льва Еремеева – «Волга».
В 1953 году оба художника представили свои макеты. У Вильямса автомобиль выглядел более современным. Еремеев, лучше понимающий советские реалии и возможности Горьковского завода, предложил машину, которую можно было быстрее запустить в серийное производство.
Конструктором, ответственным за разработку ходовой модели «Волги» назначили Невзорова, а курировал проект Борисов. Весной 1954 года были готовы первые три опытных экземпляра будущей «Волги». Интересно, что два автомобиля получили автоматические коробки передач, а только один механическую.
Прототипы отправили на испытания вместе с моделями:
✅ ГАЗ «Победа»
✅ ЗИМ
✅ Несколько иномарок того же класса
Естественно, машины проверяли в условиях советской действительности, чего автомобили зарубежного производства вынести не смогли. Они уступали будущей «Волге» как по надежности, так и по проходимости.
В 1955 году Горьковский автомобильный завод выпустил несколько предсерийных ГАЗ-21 «Волга». Машины были отправлены в пробег Москва-Крым, после чего их передали в один из таксопарков.
В 1956 году ГАЗ выпустил партию из нескольких десятков «Волг». Все эти автомобили эксплуатировались в государственных учреждениях и дорабатывались по мере выявления недостатков.
Серийные «Волга» по факту появились в 1957 году. Тогда конструкторы всерьез планировали наладить производство автомобилей с автоматическими коробками передач.
Выпустив за два года около 700 экземпляров с АКПП, было решено отказаться от этого агрегата. В СССР просто не имелось возможности наладить выпуск специальных масел, да и ремонтировать «автоматы» могли разве что на заводе ГАЗ. Остальные ГАЗ-21 первой серии, которых собрали более 31 тысячи, получили МКПП.
Ранние «Волги» выпускались до 1958 года включительно. Отличить их визуально несложно – у них радиаторная решетка с тремя горизонтальными лучами и звездой посередине и фигурка оленя на капоте.
В конце 1958 года появились обновленные ГАЗ-21 «Волга». Автомобили модернизировали, заодно немного упростив. В этот раз модель получила «зубастую» решетку радиатора. Олень на капоте сохранился.
Первые два года автомобили ничем не отличались в техническом плане от версий первой серии. Кроме «зубастой» радиаторной решетки, они получили новые передние «поворотники» и видоизмененные бамперы.
Технические изменения «Волги» произошли в 1960 году. Автомобиль получил новую проводку, убрали централизованную систему смазки, а панель приборов сверху обшили замшей.
В 1962 году появляется последняя генерация ГАЗ-21 «Волга». Она была самой массовой и выпускалась 8 лет. Именно эти автомобили сейчас проще всего купить на б/у рынке.
Кстати, раз уж коснулись стоимости – за ГАЗ-21 «Волга» просят от 35 000 рублей, но это, как правило, «вросшие в землю» экземпляры. За то, что может передвигаться самостоятельно, придется выложить около 70 тысяч.
Максимальная стоимость зависит от владельца. Есть экземпляры, за которые просят больше 9 миллионов рублей. Хотя, если поискать, можно найти заботливо отреставрированный автомобиль и за 600 тысяч.
ГАЗ-21 «Волга» третьей серии упрощена внешне, лишилась ряда декоративных элементов, например, знаменитого оленя на капоте. Еще отличить автомобиль этой модификации сразу можно по радиаторной решетке с частыми вертикальными «зубьями».
ГАЗ-21 «Волга» выпускалась в нескольких модификациях:
✅ Базовая (Р)
✅ Экспортная (С)
✅ Улучшенная (УС)
✅ Для такси (ТС)
Кроме стандартных седанов, была версия в кузове универсал. Она редкая и имеет индекс ГАЗ-22.
Среди автомобилистов со стажем, помнящих советский автопром и когда-то, а может и сейчас, эксплуатирующих его, бытует легенда, что «Волга» – это копия американского Ford Mainline.
Если посмотреть на фото Форда, кажется, что он похож на ГАЗ-21. Но это миф. Начать нужно с того, что советская промышленность в те годы старалась идти в ногу со временем и копировала лучшие идеи мировой автомобильной моды.
Тогда США были законодателем стиля, поэтому ГАЗ-21 и получил такой дизайн кузова. В Америке существовало несколько моделей, внешне похожих на «Волгу». Да, художники и конструкторы Горьковского завод изучали автомобили иностранного производства, но это общепринятая мировая практика.
Что касается Ford Mainline, то с ним все намного проще. Неразумно считать, что горьковские художники и конструкторы могли выкрасть чертежи еще не запущенной в серийное производство модели. Первые прототипы ГАЗ-21 «Волга» появились в начале 1954 года, а Форд начали собирать только через несколько месяцев.
Технические особенности горьковского седана не имели ничего общего с американской моделью, не считая, что это тоже заднеприводный автомобиль. У отечественной «Волги» узлы и агрегаты частично унифицированы с «Победой» – это было нужно для скорейшего запуска машины в серию.
Если проанализировать автомобильный рынок б/у, можно увидеть, что за ГАЗ-21 первой и второй серий просят, как правило, дороже. В принципе, особых различий в конструкции «Волги» в зависимости от ее генерации нет. У коллекционеров просто традиционно ценятся редкие экземпляры.
Меньше в продаже ГАЗ-21 первой серии. Ничего странного в этом нет – они старые, да и выпущено таких автомобилей немного.
Считается, что ГАЗ-21 первой серии самые красивые. Это так – модель разрабатывалась с оглядкой на автопром США, она должна была получиться монументальной, нести величие советской страны в массы. Отсюда все эти декоративные детали, хром, звезда на радиаторной решетке и олень на капоте.
Для коллекционера ГАЗ-21 первой серии будет самым ценным приобретением. Если же машину планируется купить для себя – то нужно подумать. Содержать такую «Волгу» в оригинале сложно, а доставать детали – еще и дорого. Конечно, можно ставить запчасти от поздних генераций, но тогда это будет некая сборная солянка, а не «чистокровная» первая серия.
Автомобили второй версии тоже выпускались недолго – два года. Поэтому они ценятся почти на уровне с предыдущей модификацией. Из-за характерной «зубастой» радиаторной решетки, эта «Волга» смотрится агрессивно, но вместе с тем простовато.
ГАЗ-21 третьей серии ценятся меньше из-за распространенности. Коллекционеры, как правило, этой моделью не интересуются, особенно российские. Зато машина популярна для коммерческого использования – на свадьбах и фотосессиях.
ГАЗ-21 «Волга» – это знаковый автомобиль Горьковского завода. Пока еще эту легенду можно приобрести недорого, хотя, нужно понимать, что ретро-модель следует хранить в отапливаемом гараже и ухаживать за ней. На улице «Волга» за пару лет превратится в груду металлолома.
Самой известной «Волгой» в истории считается ГАЗ-21. Это первая модель в серии – она до сих пор популярна, привлекает массу внимания на дорогах и ценится у любителей отечественной ретро-техники.
История создания
Работы над ГАЗ-21 «Волга» начали в 1952 году. До того, как модель была утверждена, над ней работали два художника. У Джона Вильямса проект назывался «Звезда», а у Льва Еремеева – «Волга».
Изначально ГАЗ хотел модернизировать «Победу» Этот как раз опытный экземпляр. Фото: Youtube.com
В 1953 году оба художника представили свои макеты. У Вильямса автомобиль выглядел более современным. Еремеев, лучше понимающий советские реалии и возможности Горьковского завода, предложил машину, которую можно было быстрее запустить в серийное производство.
Джон Вильямс – это советский гражданин. Он участвовал в войне в Испании, а потом получил политическое убежище в СССР.
Конструктором, ответственным за разработку ходовой модели «Волги» назначили Невзорова, а курировал проект Борисов. Весной 1954 года были готовы первые три опытных экземпляра будущей «Волги». Интересно, что два автомобиля получили автоматические коробки передач, а только один механическую.
Прототипы отправили на испытания вместе с моделями:
✅ ГАЗ «Победа»
✅ ЗИМ
✅ Несколько иномарок того же класса
Естественно, машины проверяли в условиях советской действительности, чего автомобили зарубежного производства вынести не смогли. Они уступали будущей «Волге» как по надежности, так и по проходимости.
Салон лаконичен, но при этом элегантен. Фото: Youtube.com
В 1955 году Горьковский автомобильный завод выпустил несколько предсерийных ГАЗ-21 «Волга». Машины были отправлены в пробег Москва-Крым, после чего их передали в один из таксопарков.
В 1956 году ГАЗ выпустил партию из нескольких десятков «Волг». Все эти автомобили эксплуатировались в государственных учреждениях и дорабатывались по мере выявления недостатков.
Первая серия ГАЗ-21
Серийные «Волга» по факту появились в 1957 году. Тогда конструкторы всерьез планировали наладить производство автомобилей с автоматическими коробками передач.
Выпустив за два года около 700 экземпляров с АКПП, было решено отказаться от этого агрегата. В СССР просто не имелось возможности наладить выпуск специальных масел, да и ремонтировать «автоматы» могли разве что на заводе ГАЗ. Остальные ГАЗ-21 первой серии, которых собрали более 31 тысячи, получили МКПП.
Модель первого поколения. Фото: Youtube.com
Ранние «Волги» выпускались до 1958 года включительно. Отличить их визуально несложно – у них радиаторная решетка с тремя горизонтальными лучами и звездой посередине и фигурка оленя на капоте.
Вторая серия
В конце 1958 года появились обновленные ГАЗ-21 «Волга». Автомобили модернизировали, заодно немного упростив. В этот раз модель получила «зубастую» решетку радиатора. Олень на капоте сохранился.
Первые два года автомобили ничем не отличались в техническом плане от версий первой серии. Кроме «зубастой» радиаторной решетки, они получили новые передние «поворотники» и видоизмененные бамперы.
Модель второй серии. Фото: Youtube.com
Технические изменения «Волги» произошли в 1960 году. Автомобиль получил новую проводку, убрали централизованную систему смазки, а панель приборов сверху обшили замшей.
Третья серия
В 1962 году появляется последняя генерация ГАЗ-21 «Волга». Она была самой массовой и выпускалась 8 лет. Именно эти автомобили сейчас проще всего купить на б/у рынке.
Кстати, раз уж коснулись стоимости – за ГАЗ-21 «Волга» просят от 35 000 рублей, но это, как правило, «вросшие в землю» экземпляры. За то, что может передвигаться самостоятельно, придется выложить около 70 тысяч.
Максимальная стоимость зависит от владельца. Есть экземпляры, за которые просят больше 9 миллионов рублей. Хотя, если поискать, можно найти заботливо отреставрированный автомобиль и за 600 тысяч.
Самая массовая серия ГАЗ-21. Фото: Youtube.com
ГАЗ-21 «Волга» третьей серии упрощена внешне, лишилась ряда декоративных элементов, например, знаменитого оленя на капоте. Еще отличить автомобиль этой модификации сразу можно по радиаторной решетке с частыми вертикальными «зубьями».
ГАЗ-21 «Волга» выпускалась в нескольких модификациях:
✅ Базовая (Р)
✅ Экспортная (С)
✅ Улучшенная (УС)
✅ Для такси (ТС)
Кроме стандартных седанов, была версия в кузове универсал. Она редкая и имеет индекс ГАЗ-22.
Правда ли, что ГАЗ-21 был скопирован с Ford?
Среди автомобилистов со стажем, помнящих советский автопром и когда-то, а может и сейчас, эксплуатирующих его, бытует легенда, что «Волга» – это копия американского Ford Mainline.
Если посмотреть на фото Форда, кажется, что он похож на ГАЗ-21. Но это миф. Начать нужно с того, что советская промышленность в те годы старалась идти в ногу со временем и копировала лучшие идеи мировой автомобильной моды.
Ford Mainline. Фото: Youtube.com
Тогда США были законодателем стиля, поэтому ГАЗ-21 и получил такой дизайн кузова. В Америке существовало несколько моделей, внешне похожих на «Волгу». Да, художники и конструкторы Горьковского завод изучали автомобили иностранного производства, но это общепринятая мировая практика.
Что касается Ford Mainline, то с ним все намного проще. Неразумно считать, что горьковские художники и конструкторы могли выкрасть чертежи еще не запущенной в серийное производство модели. Первые прототипы ГАЗ-21 «Волга» появились в начале 1954 года, а Форд начали собирать только через несколько месяцев.
Технические особенности горьковского седана не имели ничего общего с американской моделью, не считая, что это тоже заднеприводный автомобиль. У отечественной «Волги» узлы и агрегаты частично унифицированы с «Победой» – это было нужно для скорейшего запуска машины в серию.
Какая модель ценится у коллекционеров?
Если проанализировать автомобильный рынок б/у, можно увидеть, что за ГАЗ-21 первой и второй серий просят, как правило, дороже. В принципе, особых различий в конструкции «Волги» в зависимости от ее генерации нет. У коллекционеров просто традиционно ценятся редкие экземпляры.
Универсал ГАЗ-22. Фото: Youtube.com
Меньше в продаже ГАЗ-21 первой серии. Ничего странного в этом нет – они старые, да и выпущено таких автомобилей немного.
Считается, что ГАЗ-21 первой серии самые красивые. Это так – модель разрабатывалась с оглядкой на автопром США, она должна была получиться монументальной, нести величие советской страны в массы. Отсюда все эти декоративные детали, хром, звезда на радиаторной решетке и олень на капоте.
Для коллекционера ГАЗ-21 первой серии будет самым ценным приобретением. Если же машину планируется купить для себя – то нужно подумать. Содержать такую «Волгу» в оригинале сложно, а доставать детали – еще и дорого. Конечно, можно ставить запчасти от поздних генераций, но тогда это будет некая сборная солянка, а не «чистокровная» первая серия.
ГАЗ-23 для КГБ с АКПП и двигателем V8. Фото: Youtube.com
Автомобили второй версии тоже выпускались недолго – два года. Поэтому они ценятся почти на уровне с предыдущей модификацией. Из-за характерной «зубастой» радиаторной решетки, эта «Волга» смотрится агрессивно, но вместе с тем простовато.
ГАЗ-21 третьей серии ценятся меньше из-за распространенности. Коллекционеры, как правило, этой моделью не интересуются, особенно российские. Зато машина популярна для коммерческого использования – на свадьбах и фотосессиях.
ГАЗ-21 «Волга» – это знаковый автомобиль Горьковского завода. Пока еще эту легенду можно приобрести недорого, хотя, нужно понимать, что ретро-модель следует хранить в отапливаемом гараже и ухаживать за ней. На улице «Волга» за пару лет превратится в груду металлолома.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...