Как ГАЗ-21 «Волга» стала такой, как мы ее знаем
«Волга» – это легендарный советский автомобиль. В СССР купить просто так его было невозможно. Стать владельцем легкового ГАЗ получалось только за особые заслуги перед Родиной. Хотя, иногда и простым советским гражданам везло – престижный автомобиль можно было выиграть в лотерею.
Самой известной «Волгой» в истории считается ГАЗ-21. Это первая модель в серии – она до сих пор популярна, привлекает массу внимания на дорогах и ценится у любителей отечественной ретро-техники.
Работы над ГАЗ-21 «Волга» начали в 1952 году. До того, как модель была утверждена, над ней работали два художника. У Джона Вильямса проект назывался «Звезда», а у Льва Еремеева – «Волга».
В 1953 году оба художника представили свои макеты. У Вильямса автомобиль выглядел более современным. Еремеев, лучше понимающий советские реалии и возможности Горьковского завода, предложил машину, которую можно было быстрее запустить в серийное производство.
Конструктором, ответственным за разработку ходовой модели «Волги» назначили Невзорова, а курировал проект Борисов. Весной 1954 года были готовы первые три опытных экземпляра будущей «Волги». Интересно, что два автомобиля получили автоматические коробки передач, а только один механическую.
Прототипы отправили на испытания вместе с моделями:
✅ ГАЗ «Победа»
✅ ЗИМ
✅ Несколько иномарок того же класса
Естественно, машины проверяли в условиях советской действительности, чего автомобили зарубежного производства вынести не смогли. Они уступали будущей «Волге» как по надежности, так и по проходимости.
В 1955 году Горьковский автомобильный завод выпустил несколько предсерийных ГАЗ-21 «Волга». Машины были отправлены в пробег Москва-Крым, после чего их передали в один из таксопарков.
В 1956 году ГАЗ выпустил партию из нескольких десятков «Волг». Все эти автомобили эксплуатировались в государственных учреждениях и дорабатывались по мере выявления недостатков.
Серийные «Волга» по факту появились в 1957 году. Тогда конструкторы всерьез планировали наладить производство автомобилей с автоматическими коробками передач.
Выпустив за два года около 700 экземпляров с АКПП, было решено отказаться от этого агрегата. В СССР просто не имелось возможности наладить выпуск специальных масел, да и ремонтировать «автоматы» могли разве что на заводе ГАЗ. Остальные ГАЗ-21 первой серии, которых собрали более 31 тысячи, получили МКПП.
Ранние «Волги» выпускались до 1958 года включительно. Отличить их визуально несложно – у них радиаторная решетка с тремя горизонтальными лучами и звездой посередине и фигурка оленя на капоте.
В конце 1958 года появились обновленные ГАЗ-21 «Волга». Автомобили модернизировали, заодно немного упростив. В этот раз модель получила «зубастую» решетку радиатора. Олень на капоте сохранился.
Первые два года автомобили ничем не отличались в техническом плане от версий первой серии. Кроме «зубастой» радиаторной решетки, они получили новые передние «поворотники» и видоизмененные бамперы.
Технические изменения «Волги» произошли в 1960 году. Автомобиль получил новую проводку, убрали централизованную систему смазки, а панель приборов сверху обшили замшей.
В 1962 году появляется последняя генерация ГАЗ-21 «Волга». Она была самой массовой и выпускалась 8 лет. Именно эти автомобили сейчас проще всего купить на б/у рынке.
Кстати, раз уж коснулись стоимости – за ГАЗ-21 «Волга» просят от 35 000 рублей, но это, как правило, «вросшие в землю» экземпляры. За то, что может передвигаться самостоятельно, придется выложить около 70 тысяч.
Максимальная стоимость зависит от владельца. Есть экземпляры, за которые просят больше 9 миллионов рублей. Хотя, если поискать, можно найти заботливо отреставрированный автомобиль и за 600 тысяч.
ГАЗ-21 «Волга» третьей серии упрощена внешне, лишилась ряда декоративных элементов, например, знаменитого оленя на капоте. Еще отличить автомобиль этой модификации сразу можно по радиаторной решетке с частыми вертикальными «зубьями».
ГАЗ-21 «Волга» выпускалась в нескольких модификациях:
✅ Базовая (Р)
✅ Экспортная (С)
✅ Улучшенная (УС)
✅ Для такси (ТС)
Кроме стандартных седанов, была версия в кузове универсал. Она редкая и имеет индекс ГАЗ-22.
Среди автомобилистов со стажем, помнящих советский автопром и когда-то, а может и сейчас, эксплуатирующих его, бытует легенда, что «Волга» – это копия американского Ford Mainline.
Если посмотреть на фото Форда, кажется, что он похож на ГАЗ-21. Но это миф. Начать нужно с того, что советская промышленность в те годы старалась идти в ногу со временем и копировала лучшие идеи мировой автомобильной моды.
Тогда США были законодателем стиля, поэтому ГАЗ-21 и получил такой дизайн кузова. В Америке существовало несколько моделей, внешне похожих на «Волгу». Да, художники и конструкторы Горьковского завод изучали автомобили иностранного производства, но это общепринятая мировая практика.
Что касается Ford Mainline, то с ним все намного проще. Неразумно считать, что горьковские художники и конструкторы могли выкрасть чертежи еще не запущенной в серийное производство модели. Первые прототипы ГАЗ-21 «Волга» появились в начале 1954 года, а Форд начали собирать только через несколько месяцев.
Технические особенности горьковского седана не имели ничего общего с американской моделью, не считая, что это тоже заднеприводный автомобиль. У отечественной «Волги» узлы и агрегаты частично унифицированы с «Победой» – это было нужно для скорейшего запуска машины в серию.
Если проанализировать автомобильный рынок б/у, можно увидеть, что за ГАЗ-21 первой и второй серий просят, как правило, дороже. В принципе, особых различий в конструкции «Волги» в зависимости от ее генерации нет. У коллекционеров просто традиционно ценятся редкие экземпляры.
Меньше в продаже ГАЗ-21 первой серии. Ничего странного в этом нет – они старые, да и выпущено таких автомобилей немного.
Считается, что ГАЗ-21 первой серии самые красивые. Это так – модель разрабатывалась с оглядкой на автопром США, она должна была получиться монументальной, нести величие советской страны в массы. Отсюда все эти декоративные детали, хром, звезда на радиаторной решетке и олень на капоте.
Для коллекционера ГАЗ-21 первой серии будет самым ценным приобретением. Если же машину планируется купить для себя – то нужно подумать. Содержать такую «Волгу» в оригинале сложно, а доставать детали – еще и дорого. Конечно, можно ставить запчасти от поздних генераций, но тогда это будет некая сборная солянка, а не «чистокровная» первая серия.
Автомобили второй версии тоже выпускались недолго – два года. Поэтому они ценятся почти на уровне с предыдущей модификацией. Из-за характерной «зубастой» радиаторной решетки, эта «Волга» смотрится агрессивно, но вместе с тем простовато.
ГАЗ-21 третьей серии ценятся меньше из-за распространенности. Коллекционеры, как правило, этой моделью не интересуются, особенно российские. Зато машина популярна для коммерческого использования – на свадьбах и фотосессиях.
ГАЗ-21 «Волга» – это знаковый автомобиль Горьковского завода. Пока еще эту легенду можно приобрести недорого, хотя, нужно понимать, что ретро-модель следует хранить в отапливаемом гараже и ухаживать за ней. На улице «Волга» за пару лет превратится в груду металлолома.
Самой известной «Волгой» в истории считается ГАЗ-21. Это первая модель в серии – она до сих пор популярна, привлекает массу внимания на дорогах и ценится у любителей отечественной ретро-техники.
История создания
Работы над ГАЗ-21 «Волга» начали в 1952 году. До того, как модель была утверждена, над ней работали два художника. У Джона Вильямса проект назывался «Звезда», а у Льва Еремеева – «Волга».
Изначально ГАЗ хотел модернизировать «Победу» Этот как раз опытный экземпляр. Фото: Youtube.com
В 1953 году оба художника представили свои макеты. У Вильямса автомобиль выглядел более современным. Еремеев, лучше понимающий советские реалии и возможности Горьковского завода, предложил машину, которую можно было быстрее запустить в серийное производство.
Джон Вильямс – это советский гражданин. Он участвовал в войне в Испании, а потом получил политическое убежище в СССР.
Конструктором, ответственным за разработку ходовой модели «Волги» назначили Невзорова, а курировал проект Борисов. Весной 1954 года были готовы первые три опытных экземпляра будущей «Волги». Интересно, что два автомобиля получили автоматические коробки передач, а только один механическую.
Прототипы отправили на испытания вместе с моделями:
✅ ГАЗ «Победа»
✅ ЗИМ
✅ Несколько иномарок того же класса
Естественно, машины проверяли в условиях советской действительности, чего автомобили зарубежного производства вынести не смогли. Они уступали будущей «Волге» как по надежности, так и по проходимости.
Салон лаконичен, но при этом элегантен. Фото: Youtube.com
В 1955 году Горьковский автомобильный завод выпустил несколько предсерийных ГАЗ-21 «Волга». Машины были отправлены в пробег Москва-Крым, после чего их передали в один из таксопарков.
В 1956 году ГАЗ выпустил партию из нескольких десятков «Волг». Все эти автомобили эксплуатировались в государственных учреждениях и дорабатывались по мере выявления недостатков.
Первая серия ГАЗ-21
Серийные «Волга» по факту появились в 1957 году. Тогда конструкторы всерьез планировали наладить производство автомобилей с автоматическими коробками передач.
Выпустив за два года около 700 экземпляров с АКПП, было решено отказаться от этого агрегата. В СССР просто не имелось возможности наладить выпуск специальных масел, да и ремонтировать «автоматы» могли разве что на заводе ГАЗ. Остальные ГАЗ-21 первой серии, которых собрали более 31 тысячи, получили МКПП.
Модель первого поколения. Фото: Youtube.com
Ранние «Волги» выпускались до 1958 года включительно. Отличить их визуально несложно – у них радиаторная решетка с тремя горизонтальными лучами и звездой посередине и фигурка оленя на капоте.
Вторая серия
В конце 1958 года появились обновленные ГАЗ-21 «Волга». Автомобили модернизировали, заодно немного упростив. В этот раз модель получила «зубастую» решетку радиатора. Олень на капоте сохранился.
Первые два года автомобили ничем не отличались в техническом плане от версий первой серии. Кроме «зубастой» радиаторной решетки, они получили новые передние «поворотники» и видоизмененные бамперы.
Модель второй серии. Фото: Youtube.com
Технические изменения «Волги» произошли в 1960 году. Автомобиль получил новую проводку, убрали централизованную систему смазки, а панель приборов сверху обшили замшей.
Третья серия
В 1962 году появляется последняя генерация ГАЗ-21 «Волга». Она была самой массовой и выпускалась 8 лет. Именно эти автомобили сейчас проще всего купить на б/у рынке.
Кстати, раз уж коснулись стоимости – за ГАЗ-21 «Волга» просят от 35 000 рублей, но это, как правило, «вросшие в землю» экземпляры. За то, что может передвигаться самостоятельно, придется выложить около 70 тысяч.
Максимальная стоимость зависит от владельца. Есть экземпляры, за которые просят больше 9 миллионов рублей. Хотя, если поискать, можно найти заботливо отреставрированный автомобиль и за 600 тысяч.
Самая массовая серия ГАЗ-21. Фото: Youtube.com
ГАЗ-21 «Волга» третьей серии упрощена внешне, лишилась ряда декоративных элементов, например, знаменитого оленя на капоте. Еще отличить автомобиль этой модификации сразу можно по радиаторной решетке с частыми вертикальными «зубьями».
ГАЗ-21 «Волга» выпускалась в нескольких модификациях:
✅ Базовая (Р)
✅ Экспортная (С)
✅ Улучшенная (УС)
✅ Для такси (ТС)
Кроме стандартных седанов, была версия в кузове универсал. Она редкая и имеет индекс ГАЗ-22.
Правда ли, что ГАЗ-21 был скопирован с Ford?
Среди автомобилистов со стажем, помнящих советский автопром и когда-то, а может и сейчас, эксплуатирующих его, бытует легенда, что «Волга» – это копия американского Ford Mainline.
Если посмотреть на фото Форда, кажется, что он похож на ГАЗ-21. Но это миф. Начать нужно с того, что советская промышленность в те годы старалась идти в ногу со временем и копировала лучшие идеи мировой автомобильной моды.
Ford Mainline. Фото: Youtube.com
Тогда США были законодателем стиля, поэтому ГАЗ-21 и получил такой дизайн кузова. В Америке существовало несколько моделей, внешне похожих на «Волгу». Да, художники и конструкторы Горьковского завод изучали автомобили иностранного производства, но это общепринятая мировая практика.
Что касается Ford Mainline, то с ним все намного проще. Неразумно считать, что горьковские художники и конструкторы могли выкрасть чертежи еще не запущенной в серийное производство модели. Первые прототипы ГАЗ-21 «Волга» появились в начале 1954 года, а Форд начали собирать только через несколько месяцев.
Технические особенности горьковского седана не имели ничего общего с американской моделью, не считая, что это тоже заднеприводный автомобиль. У отечественной «Волги» узлы и агрегаты частично унифицированы с «Победой» – это было нужно для скорейшего запуска машины в серию.
Какая модель ценится у коллекционеров?
Если проанализировать автомобильный рынок б/у, можно увидеть, что за ГАЗ-21 первой и второй серий просят, как правило, дороже. В принципе, особых различий в конструкции «Волги» в зависимости от ее генерации нет. У коллекционеров просто традиционно ценятся редкие экземпляры.
Универсал ГАЗ-22. Фото: Youtube.com
Меньше в продаже ГАЗ-21 первой серии. Ничего странного в этом нет – они старые, да и выпущено таких автомобилей немного.
Считается, что ГАЗ-21 первой серии самые красивые. Это так – модель разрабатывалась с оглядкой на автопром США, она должна была получиться монументальной, нести величие советской страны в массы. Отсюда все эти декоративные детали, хром, звезда на радиаторной решетке и олень на капоте.
Для коллекционера ГАЗ-21 первой серии будет самым ценным приобретением. Если же машину планируется купить для себя – то нужно подумать. Содержать такую «Волгу» в оригинале сложно, а доставать детали – еще и дорого. Конечно, можно ставить запчасти от поздних генераций, но тогда это будет некая сборная солянка, а не «чистокровная» первая серия.
ГАЗ-23 для КГБ с АКПП и двигателем V8. Фото: Youtube.com
Автомобили второй версии тоже выпускались недолго – два года. Поэтому они ценятся почти на уровне с предыдущей модификацией. Из-за характерной «зубастой» радиаторной решетки, эта «Волга» смотрится агрессивно, но вместе с тем простовато.
ГАЗ-21 третьей серии ценятся меньше из-за распространенности. Коллекционеры, как правило, этой моделью не интересуются, особенно российские. Зато машина популярна для коммерческого использования – на свадьбах и фотосессиях.
ГАЗ-21 «Волга» – это знаковый автомобиль Горьковского завода. Пока еще эту легенду можно приобрести недорого, хотя, нужно понимать, что ретро-модель следует хранить в отапливаемом гараже и ухаживать за ней. На улице «Волга» за пару лет превратится в груду металлолома.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...