Шумахер vs Вильнев: битва при «Сухом мешке»
3 929

Шумахер vs Вильнев: битва при «Сухом мешке»

Жак Вильнев – сын легендарного пилота Ferrari Жиля Вильнева, ворвался в мир Формулы-1 подобно комете. Фрэнк Вильямс обеспечил канадцу, только что завоевавшему титул в Индикаре, беспрецедентную тестовую программу, во время которой Жак показывал блестящие результаты. Но тесты – всего лишь тесты, поэтому наверняка поклонникам Формулы-1 было интересно увидеть как «лучший из Индикара» покажет себя в деле. Скептические настроения были не беспочвенными, ведь в 1992 году в аналогичной ситуации с треском провалилась другая заокеанская звезда – Майкл Андретти.


Но Жак впечатлял с первого же дня! Лишь технические проблемы помешали Вильневу сотворить сенсацию, победив в своем первом же гран-при Формулы-1. Жак с порога заявил о себе как о силе, с которой придется считаться. На фоне Хилла он смотрелся как сверхбыстрый, но недостаточно опытный гонщик.

Впрочем, борьба за титул между ними продолжалась до последней гонки. А вот с главным «хищником» Формулы-1 – Михаэлем Шумахером, Жак до поры до времени не пересекался. Дело в том, что немецкий ас перешел в Ferrari, которая еще только готовилась совершить прыжок вперед.

Вильнев и Шумахер: первый раз


Впервые Вильнев и Шумахер сошлись в очной дуэли на португальской трассе Эшторил. Жак тогда провел блестящий обгон по внешнему радиусу, чем наверняка расстроил будущего Красного Барона!

Шумахер vs Вильнев: битва при «Сухом мешке»На предпоследнем этапе, в Японии, Вильнева дисквалифицировали, что позволило Шумахеру выйти в лидеры Чемпионата. Фото: Youtube.com

Обгон считается одним из красивейших в летописи Формулы-1, и, отчасти, стал возможным благодаря тотальному преимуществу Williams над Ferrari. Но в следующем году маятник качнулся в сторону итальянской «конюшни»: Скудерия, впервые с 1990 года, построила конкурентоспособный болид.

Ferrari F310B


В 1996 году в произошло несколько событий, позволивших Скудерии претендовать на победы. Во-первых, в Маранелло перешел Михаэль Шумахер: после отставки Алена Проста, Найджела Мэнселла и гибели бразильского «волшебника» Айртона Сенны, безоговорочно сильнейшего пилота Формулы-1. Во-вторых, в Ferrari отказались от красиво звучащих и обожаемых тиффози, но тяжелых и прожорливых двигателей V12. О переходе на архитектуру V10 настаивал Джон Барнард, рассчитывая что «десятка» обеспечит сопоставимую производительность, требуя меньше топлива.

Ferrari F310B: вестник перемен для Маранелло, позволивший вернуться в борьбу за титул. Фото: Youtube.com

Еще одним преимуществом V10 стала аэродинамика. За счет уменьшения площади радиаторов системы охлаждения, Барнарду удалось снизить лобовое сопротивление. Мотор, разработанный Паоло Мартинелли, при содействии Озаму Гото, практически ни в чем не уступал чемпионскому мотору Renault. Для получения «абсолютного оружия» Ferrari оставалось навести порядок в отделах занимающихся шасси и аэродинамикой, пригласив на должность технического директора Росса Брауна.

Также итальянцы переманили к себе бывшего главного конструктора Benetton – Рори Бирна. Но плоды его творчества будут заметны позже, а пока шасси и аэропакет для итальянцев разрабатывал в своем английском офисе Джон Барнард.

Williams FW19 Renault


Последний подарок Эдриана Ньюи команде Фрэнка Вильямса, и последний болид из Дидкота (последующие Вильямсы будут выезжать из ворот фабрики в Гроуве). Ньюи еще в 1995 создал шедевр – шасси, ставшее одним из лучших в Формуле-1.

Williams FW19 Renault: последняя работа Эдриана Ньюи для Фрэнка Вильямса. Фото: Youtube.com

Лишь гениальный пилотаж Шумахера, вкупе с тотальным невезением первого номера Williams – Дэймона Хилла, позволил Михаэлю и Benetton B195 победить в личном зачете. Но уже в 96-м Williams FW18 не было равных! Дебютант Жак Вильнев и опытный Дэймон Хилл одержали 12 побед на двоих, заняв первые два места по итогам чемпионата.

В 1997-й Williams вступали с прежней концепцией шасси, и проверенным мотором Renault. Казалось бы – готов очередной победитель. Но были звоночки, позволявшие предположить о возможной потере Williams-Renault былого преимущества.

Гонка по граблям


Во-первых, ушел Эдриан Ньюи, отсутствие которого не могло не сказаться на эффективности доработок FW19 по ходу сезона. Его функции, частично, взял на себя аэродинамик Джефф Уиллис. При всем уважении – далеко не ровня Ньюи. Во-вторых, уволили Дэймона Хилла, после отставки Алена Проста ставшего одним из лучших «технарей» Ф1.

Как правило Ирвайн и Френтцен были далеко позади Шумахера и Вильнева. Фото: Youtube.com

Именно увольнение Хилла стало последней каплей, переполнившей терпение Ньюи. Существовал еще и третий фактор: грядущий уход Renault. Французы загодя предупредили, что по окончании 1997 года покинут Формулу-1. Соперники наверняка рассчитывали, что теперь Renault не будет особо вкладываться в развитие двигателя. Но на практике оказалось иначе.

Битва моторов: Галльский петух против Rosso corsa


В последнем, перед паузой, сезоном, французы создали новый двигатель – трехлитровая «десятка» не имела ничего общего с прежним мотором. Параметры Renault RS9 и RS9B:

✅ Количество цилиндров и конфигурация – V10 71°
✅ Рабочий объем – 3 литра
✅ Мощность RS09 – 740 лошадей, RS09B (квалификационный) – 775, при 17 000 об-мин.
✅ Масса – 121 кг

И, раз уж речь зашла о спецификациях, то вот аналогичные данные по итальянским силовым агрегатам, Ferrari 046-1B и 046-2:

✅ Количество цилиндров и конфигурация – V10 75°
✅ Рабочий объем – 3 литра
✅ Мощность 046-1 – 730 лошадей, 046-2 (квалификационный) – 760, при 17 000 об-мин.

Как видите, по цифрам невозможно отдать безоговорочно преимущество Renault. Но на практике, особенно в первой четверти сезона, Williams смотрелись получше. Ведь Renault RS9 обеспечивал традиционно лучшую эластичность, в сочетании с надежностью, экономичностью и производительностью, а итальянцам еще только предстояло научить свой il motore петь bel canto.

Игра была равна…


Удивительно, но по ходу сезона между первыми номерами Williams и Ferrari практически не было очных дуэлей! Сперва побеждали Вильямсы, потом Феррари, после чего они менялись местами, изредка позволяя победить гонщикам Benetton и McLaren...

Через несколько секунд Вильнев бросится в атаку! Фото: Youtube.com

Первым, действительно напряженным, стал Гран-при Европы. По иронии судьбы – последний этап чемпионата мира того года!
После дисквалификации Жака Вильнева на предыдущем этапе, в Японии, Михаэль Шумахер вышел в лидеры чемпионата, с преимуществом в одно очко (78 на 77).

При обоюдном сходе это означало что Шумахер станет Чемпионом мира. Сразу же поползли разговоры, о возможном повторении «Аделаиды». Напомним, что первый титул Михаэль завоевал после столкновения с Дэймоном Хиллом, приведшего к сходу обоих пилотов. Но Макс Мосли, президент ФИА, предупредил что за подобный проступок последует суровая кара. На всякий случай предупреждение касалось всех гонщиков: мало ли кто кому симпатизирует. Решающее сражение запланировали на 26 октября, в испанском местечке Херес-де-ла-Фронтера.

Битва при «Сухом мешке»


Голливудские сценаристы наверняка кусали локти, ведь даже им не могло прийти в голову то, что произошло в квалификации перед гран-при Европы! Сразу три пилота показали одинаковое, до тысячной доли секунды, время круга – впервые в Формуле-1. Согласно Спортивного регламента, в таком случае гонщики занимали места на стартовой решетке в том порядке, в каком показали свои результаты.

Таким образом, с «поула» стартовал Жак Вильнев, а Шумахер стал вторым. Но на старте гонки Михаэлю удалось опередить канадца. Шумахер уверенно лидировал, после двух пит-стопов, и казалось ничто не сможет поколебать позиций лидера Ferrari. 48-й круг: на выходе из пятого поворота (Сито Понс) Вильневу удалось разогнаться чуть лучше, и канадец не раздумывая ринулся в атаку!

Михаэль Шумахер «проспал» атаку Жака Вильнева. Фото: Youtube.com

На повторах отчетливо видно, что Шумахер не ожидал этого маневра. Первой, инстинктивной, реакцией Михаэля было отвернуть от летящего мимо него в гравий Williams. Второй – не дать канадцу опередить себя! Шумахер бросает Ferrari наперерез, но уже слишком поздно – Михаэль попадает передним правым колесом в боковой понтон FW17! Тем самым давая болиду Вильнева нужный импульс для прохождения поворота.

Теперь уже Ferrari Шумахера, сметенная болидом Williams, вылетает в гравий и Михаэлю не остается ничего, кроме как с тоской смотреть на проезжающего мимо Вильнева. Борьба закончена. Первая же очная дуэль, стала последней.

В итоге, Жаку Вильневу на поврежденной машине удалось финишировать третьим. Набрав 4 очка, Жак опередил Шумахера, и стал Чемпионом мира. Впрочем, это не имело значения, поскольку позже Михаэля Шумахера дисквалифицировали, лишив заработанных очков в личном зачете.

Так чье же «оружие» оказалось лучше?


В начале сезона Williams были быстрее, но постепенно, лишившиеся Эдриана и Дэймона подопечные Патрика Хэда начали терять преимущество. Если отвлечься от отсутствия очной борьбы на трассе «колесо в колесо», то к концу чемпионата по гоночной скорости болиды оказались приблизительно равны, с небольшим перевесом в сторону Williams.

Жак – Чемпион мира! Следом финиширует Герхард Бергер, в своем последней Гран-при. Фото: Youtube.com

Преимущество в аэродинамических характеристиках, и более производительные варианты квалификационных двигателей Renault, позволяли пилотам Williams для достижения нужной скорости прилагать меньше усилий. Но, к сожалению для болельщиков команды Williams, титул 1997 года станет последним в истории команды. А Михаэль и Ferrari… им предстоит завоевать шесть кубков конструкторов и пять титулов в личном зачете.
Как вы считаете, Шумахер умышленно пытался выбить Вильнева?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....