
Шумахер vs Вильнев: битва при «Сухом мешке»
Жак Вильнев – сын легендарного пилота Ferrari Жиля Вильнева, ворвался в мир Формулы-1 подобно комете. Фрэнк Вильямс обеспечил канадцу, только что завоевавшему титул в Индикаре, беспрецедентную тестовую программу, во время которой Жак показывал блестящие результаты. Но тесты – всего лишь тесты, поэтому наверняка поклонникам Формулы-1 было интересно увидеть как «лучший из Индикара» покажет себя в деле. Скептические настроения были не беспочвенными, ведь в 1992 году в аналогичной ситуации с треском провалилась другая заокеанская звезда – Майкл Андретти.
Но Жак впечатлял с первого же дня! Лишь технические проблемы помешали Вильневу сотворить сенсацию, победив в своем первом же гран-при Формулы-1. Жак с порога заявил о себе как о силе, с которой придется считаться. На фоне Хилла он смотрелся как сверхбыстрый, но недостаточно опытный гонщик.
Впрочем, борьба за титул между ними продолжалась до последней гонки. А вот с главным «хищником» Формулы-1 – Михаэлем Шумахером, Жак до поры до времени не пересекался. Дело в том, что немецкий ас перешел в Ferrari, которая еще только готовилась совершить прыжок вперед.
Впервые Вильнев и Шумахер сошлись в очной дуэли на португальской трассе Эшторил. Жак тогда провел блестящий обгон по внешнему радиусу, чем наверняка расстроил будущего Красного Барона!
На предпоследнем этапе, в Японии, Вильнева дисквалифицировали, что позволило Шумахеру выйти в лидеры Чемпионата. Фото: Youtube.com
Обгон считается одним из красивейших в летописи Формулы-1, и, отчасти, стал возможным благодаря тотальному преимуществу Williams над Ferrari. Но в следующем году маятник качнулся в сторону итальянской «конюшни»: Скудерия, впервые с 1990 года, построила конкурентоспособный болид.
В 1996 году в произошло несколько событий, позволивших Скудерии претендовать на победы. Во-первых, в Маранелло перешел Михаэль Шумахер: после отставки Алена Проста, Найджела Мэнселла и гибели бразильского «волшебника» Айртона Сенны, безоговорочно сильнейшего пилота Формулы-1. Во-вторых, в Ferrari отказались от красиво звучащих и обожаемых тиффози, но тяжелых и прожорливых двигателей V12. О переходе на архитектуру V10 настаивал Джон Барнард, рассчитывая что «десятка» обеспечит сопоставимую производительность, требуя меньше топлива.
Ferrari F310B: вестник перемен для Маранелло, позволивший вернуться в борьбу за титул. Фото: Youtube.com
Еще одним преимуществом V10 стала аэродинамика. За счет уменьшения площади радиаторов системы охлаждения, Барнарду удалось снизить лобовое сопротивление. Мотор, разработанный Паоло Мартинелли, при содействии Озаму Гото, практически ни в чем не уступал чемпионскому мотору Renault. Для получения «абсолютного оружия» Ferrari оставалось навести порядок в отделах занимающихся шасси и аэродинамикой, пригласив на должность технического директора Росса Брауна.
Также итальянцы переманили к себе бывшего главного конструктора Benetton – Рори Бирна. Но плоды его творчества будут заметны позже, а пока шасси и аэропакет для итальянцев разрабатывал в своем английском офисе Джон Барнард.
Последний подарок Эдриана Ньюи команде Фрэнка Вильямса, и последний болид из Дидкота (последующие Вильямсы будут выезжать из ворот фабрики в Гроуве). Ньюи еще в 1995 создал шедевр – шасси, ставшее одним из лучших в Формуле-1.
Williams FW19 Renault: последняя работа Эдриана Ньюи для Фрэнка Вильямса. Фото: Youtube.com
Лишь гениальный пилотаж Шумахера, вкупе с тотальным невезением первого номера Williams – Дэймона Хилла, позволил Михаэлю и Benetton B195 победить в личном зачете. Но уже в 96-м Williams FW18 не было равных! Дебютант Жак Вильнев и опытный Дэймон Хилл одержали 12 побед на двоих, заняв первые два места по итогам чемпионата.
В 1997-й Williams вступали с прежней концепцией шасси, и проверенным мотором Renault. Казалось бы – готов очередной победитель. Но были звоночки, позволявшие предположить о возможной потере Williams-Renault былого преимущества.
Во-первых, ушел Эдриан Ньюи, отсутствие которого не могло не сказаться на эффективности доработок FW19 по ходу сезона. Его функции, частично, взял на себя аэродинамик Джефф Уиллис. При всем уважении – далеко не ровня Ньюи. Во-вторых, уволили Дэймона Хилла, после отставки Алена Проста ставшего одним из лучших «технарей» Ф1.
Как правило Ирвайн и Френтцен были далеко позади Шумахера и Вильнева. Фото: Youtube.com
Именно увольнение Хилла стало последней каплей, переполнившей терпение Ньюи. Существовал еще и третий фактор: грядущий уход Renault. Французы загодя предупредили, что по окончании 1997 года покинут Формулу-1. Соперники наверняка рассчитывали, что теперь Renault не будет особо вкладываться в развитие двигателя. Но на практике оказалось иначе.
В последнем, перед паузой, сезоном, французы создали новый двигатель – трехлитровая «десятка» не имела ничего общего с прежним мотором. Параметры Renault RS9 и RS9B:
✅ Количество цилиндров и конфигурация – V10 71°
✅ Рабочий объем – 3 литра
✅ Мощность RS09 – 740 лошадей, RS09B (квалификационный) – 775, при 17 000 об-мин.
✅ Масса – 121 кг
И, раз уж речь зашла о спецификациях, то вот аналогичные данные по итальянским силовым агрегатам, Ferrari 046-1B и 046-2:
✅ Количество цилиндров и конфигурация – V10 75°
✅ Рабочий объем – 3 литра
✅ Мощность 046-1 – 730 лошадей, 046-2 (квалификационный) – 760, при 17 000 об-мин.
Как видите, по цифрам невозможно отдать безоговорочно преимущество Renault. Но на практике, особенно в первой четверти сезона, Williams смотрелись получше. Ведь Renault RS9 обеспечивал традиционно лучшую эластичность, в сочетании с надежностью, экономичностью и производительностью, а итальянцам еще только предстояло научить свой il motore петь bel canto.
Удивительно, но по ходу сезона между первыми номерами Williams и Ferrari практически не было очных дуэлей! Сперва побеждали Вильямсы, потом Феррари, после чего они менялись местами, изредка позволяя победить гонщикам Benetton и McLaren...
Через несколько секунд Вильнев бросится в атаку! Фото: Youtube.com
Первым, действительно напряженным, стал Гран-при Европы. По иронии судьбы – последний этап чемпионата мира того года!
После дисквалификации Жака Вильнева на предыдущем этапе, в Японии, Михаэль Шумахер вышел в лидеры чемпионата, с преимуществом в одно очко (78 на 77).
При обоюдном сходе это означало что Шумахер станет Чемпионом мира. Сразу же поползли разговоры, о возможном повторении «Аделаиды». Напомним, что первый титул Михаэль завоевал после столкновения с Дэймоном Хиллом, приведшего к сходу обоих пилотов. Но Макс Мосли, президент ФИА, предупредил что за подобный проступок последует суровая кара. На всякий случай предупреждение касалось всех гонщиков: мало ли кто кому симпатизирует. Решающее сражение запланировали на 26 октября, в испанском местечке Херес-де-ла-Фронтера.
Голливудские сценаристы наверняка кусали локти, ведь даже им не могло прийти в голову то, что произошло в квалификации перед гран-при Европы! Сразу три пилота показали одинаковое, до тысячной доли секунды, время круга – впервые в Формуле-1. Согласно Спортивного регламента, в таком случае гонщики занимали места на стартовой решетке в том порядке, в каком показали свои результаты.
Таким образом, с «поула» стартовал Жак Вильнев, а Шумахер стал вторым. Но на старте гонки Михаэлю удалось опередить канадца. Шумахер уверенно лидировал, после двух пит-стопов, и казалось ничто не сможет поколебать позиций лидера Ferrari. 48-й круг: на выходе из пятого поворота (Сито Понс) Вильневу удалось разогнаться чуть лучше, и канадец не раздумывая ринулся в атаку!
Михаэль Шумахер «проспал» атаку Жака Вильнева. Фото: Youtube.com
На повторах отчетливо видно, что Шумахер не ожидал этого маневра. Первой, инстинктивной, реакцией Михаэля было отвернуть от летящего мимо него в гравий Williams. Второй – не дать канадцу опередить себя! Шумахер бросает Ferrari наперерез, но уже слишком поздно – Михаэль попадает передним правым колесом в боковой понтон FW17! Тем самым давая болиду Вильнева нужный импульс для прохождения поворота.
Теперь уже Ferrari Шумахера, сметенная болидом Williams, вылетает в гравий и Михаэлю не остается ничего, кроме как с тоской смотреть на проезжающего мимо Вильнева. Борьба закончена. Первая же очная дуэль, стала последней.
В итоге, Жаку Вильневу на поврежденной машине удалось финишировать третьим. Набрав 4 очка, Жак опередил Шумахера, и стал Чемпионом мира. Впрочем, это не имело значения, поскольку позже Михаэля Шумахера дисквалифицировали, лишив заработанных очков в личном зачете.
В начале сезона Williams были быстрее, но постепенно, лишившиеся Эдриана и Дэймона подопечные Патрика Хэда начали терять преимущество. Если отвлечься от отсутствия очной борьбы на трассе «колесо в колесо», то к концу чемпионата по гоночной скорости болиды оказались приблизительно равны, с небольшим перевесом в сторону Williams.
Жак – Чемпион мира! Следом финиширует Герхард Бергер, в своем последней Гран-при. Фото: Youtube.com
Преимущество в аэродинамических характеристиках, и более производительные варианты квалификационных двигателей Renault, позволяли пилотам Williams для достижения нужной скорости прилагать меньше усилий. Но, к сожалению для болельщиков команды Williams, титул 1997 года станет последним в истории команды. А Михаэль и Ferrari… им предстоит завоевать шесть кубков конструкторов и пять титулов в личном зачете.
Но Жак впечатлял с первого же дня! Лишь технические проблемы помешали Вильневу сотворить сенсацию, победив в своем первом же гран-при Формулы-1. Жак с порога заявил о себе как о силе, с которой придется считаться. На фоне Хилла он смотрелся как сверхбыстрый, но недостаточно опытный гонщик.
Впрочем, борьба за титул между ними продолжалась до последней гонки. А вот с главным «хищником» Формулы-1 – Михаэлем Шумахером, Жак до поры до времени не пересекался. Дело в том, что немецкий ас перешел в Ferrari, которая еще только готовилась совершить прыжок вперед.
Вильнев и Шумахер: первый раз
Впервые Вильнев и Шумахер сошлись в очной дуэли на португальской трассе Эшторил. Жак тогда провел блестящий обгон по внешнему радиусу, чем наверняка расстроил будущего Красного Барона!

Обгон считается одним из красивейших в летописи Формулы-1, и, отчасти, стал возможным благодаря тотальному преимуществу Williams над Ferrari. Но в следующем году маятник качнулся в сторону итальянской «конюшни»: Скудерия, впервые с 1990 года, построила конкурентоспособный болид.
Ferrari F310B
В 1996 году в произошло несколько событий, позволивших Скудерии претендовать на победы. Во-первых, в Маранелло перешел Михаэль Шумахер: после отставки Алена Проста, Найджела Мэнселла и гибели бразильского «волшебника» Айртона Сенны, безоговорочно сильнейшего пилота Формулы-1. Во-вторых, в Ferrari отказались от красиво звучащих и обожаемых тиффози, но тяжелых и прожорливых двигателей V12. О переходе на архитектуру V10 настаивал Джон Барнард, рассчитывая что «десятка» обеспечит сопоставимую производительность, требуя меньше топлива.

Еще одним преимуществом V10 стала аэродинамика. За счет уменьшения площади радиаторов системы охлаждения, Барнарду удалось снизить лобовое сопротивление. Мотор, разработанный Паоло Мартинелли, при содействии Озаму Гото, практически ни в чем не уступал чемпионскому мотору Renault. Для получения «абсолютного оружия» Ferrari оставалось навести порядок в отделах занимающихся шасси и аэродинамикой, пригласив на должность технического директора Росса Брауна.
Также итальянцы переманили к себе бывшего главного конструктора Benetton – Рори Бирна. Но плоды его творчества будут заметны позже, а пока шасси и аэропакет для итальянцев разрабатывал в своем английском офисе Джон Барнард.
Williams FW19 Renault
Последний подарок Эдриана Ньюи команде Фрэнка Вильямса, и последний болид из Дидкота (последующие Вильямсы будут выезжать из ворот фабрики в Гроуве). Ньюи еще в 1995 создал шедевр – шасси, ставшее одним из лучших в Формуле-1.

Лишь гениальный пилотаж Шумахера, вкупе с тотальным невезением первого номера Williams – Дэймона Хилла, позволил Михаэлю и Benetton B195 победить в личном зачете. Но уже в 96-м Williams FW18 не было равных! Дебютант Жак Вильнев и опытный Дэймон Хилл одержали 12 побед на двоих, заняв первые два места по итогам чемпионата.
В 1997-й Williams вступали с прежней концепцией шасси, и проверенным мотором Renault. Казалось бы – готов очередной победитель. Но были звоночки, позволявшие предположить о возможной потере Williams-Renault былого преимущества.
Гонка по граблям
Во-первых, ушел Эдриан Ньюи, отсутствие которого не могло не сказаться на эффективности доработок FW19 по ходу сезона. Его функции, частично, взял на себя аэродинамик Джефф Уиллис. При всем уважении – далеко не ровня Ньюи. Во-вторых, уволили Дэймона Хилла, после отставки Алена Проста ставшего одним из лучших «технарей» Ф1.

Именно увольнение Хилла стало последней каплей, переполнившей терпение Ньюи. Существовал еще и третий фактор: грядущий уход Renault. Французы загодя предупредили, что по окончании 1997 года покинут Формулу-1. Соперники наверняка рассчитывали, что теперь Renault не будет особо вкладываться в развитие двигателя. Но на практике оказалось иначе.
Битва моторов: Галльский петух против Rosso corsa
В последнем, перед паузой, сезоном, французы создали новый двигатель – трехлитровая «десятка» не имела ничего общего с прежним мотором. Параметры Renault RS9 и RS9B:
✅ Количество цилиндров и конфигурация – V10 71°
✅ Рабочий объем – 3 литра
✅ Мощность RS09 – 740 лошадей, RS09B (квалификационный) – 775, при 17 000 об-мин.
✅ Масса – 121 кг
И, раз уж речь зашла о спецификациях, то вот аналогичные данные по итальянским силовым агрегатам, Ferrari 046-1B и 046-2:
✅ Количество цилиндров и конфигурация – V10 75°
✅ Рабочий объем – 3 литра
✅ Мощность 046-1 – 730 лошадей, 046-2 (квалификационный) – 760, при 17 000 об-мин.
Как видите, по цифрам невозможно отдать безоговорочно преимущество Renault. Но на практике, особенно в первой четверти сезона, Williams смотрелись получше. Ведь Renault RS9 обеспечивал традиционно лучшую эластичность, в сочетании с надежностью, экономичностью и производительностью, а итальянцам еще только предстояло научить свой il motore петь bel canto.
Игра была равна…
Удивительно, но по ходу сезона между первыми номерами Williams и Ferrari практически не было очных дуэлей! Сперва побеждали Вильямсы, потом Феррари, после чего они менялись местами, изредка позволяя победить гонщикам Benetton и McLaren...

Первым, действительно напряженным, стал Гран-при Европы. По иронии судьбы – последний этап чемпионата мира того года!
После дисквалификации Жака Вильнева на предыдущем этапе, в Японии, Михаэль Шумахер вышел в лидеры чемпионата, с преимуществом в одно очко (78 на 77).
При обоюдном сходе это означало что Шумахер станет Чемпионом мира. Сразу же поползли разговоры, о возможном повторении «Аделаиды». Напомним, что первый титул Михаэль завоевал после столкновения с Дэймоном Хиллом, приведшего к сходу обоих пилотов. Но Макс Мосли, президент ФИА, предупредил что за подобный проступок последует суровая кара. На всякий случай предупреждение касалось всех гонщиков: мало ли кто кому симпатизирует. Решающее сражение запланировали на 26 октября, в испанском местечке Херес-де-ла-Фронтера.
Битва при «Сухом мешке»
Голливудские сценаристы наверняка кусали локти, ведь даже им не могло прийти в голову то, что произошло в квалификации перед гран-при Европы! Сразу три пилота показали одинаковое, до тысячной доли секунды, время круга – впервые в Формуле-1. Согласно Спортивного регламента, в таком случае гонщики занимали места на стартовой решетке в том порядке, в каком показали свои результаты.
Таким образом, с «поула» стартовал Жак Вильнев, а Шумахер стал вторым. Но на старте гонки Михаэлю удалось опередить канадца. Шумахер уверенно лидировал, после двух пит-стопов, и казалось ничто не сможет поколебать позиций лидера Ferrari. 48-й круг: на выходе из пятого поворота (Сито Понс) Вильневу удалось разогнаться чуть лучше, и канадец не раздумывая ринулся в атаку!

На повторах отчетливо видно, что Шумахер не ожидал этого маневра. Первой, инстинктивной, реакцией Михаэля было отвернуть от летящего мимо него в гравий Williams. Второй – не дать канадцу опередить себя! Шумахер бросает Ferrari наперерез, но уже слишком поздно – Михаэль попадает передним правым колесом в боковой понтон FW17! Тем самым давая болиду Вильнева нужный импульс для прохождения поворота.
Теперь уже Ferrari Шумахера, сметенная болидом Williams, вылетает в гравий и Михаэлю не остается ничего, кроме как с тоской смотреть на проезжающего мимо Вильнева. Борьба закончена. Первая же очная дуэль, стала последней.
В итоге, Жаку Вильневу на поврежденной машине удалось финишировать третьим. Набрав 4 очка, Жак опередил Шумахера, и стал Чемпионом мира. Впрочем, это не имело значения, поскольку позже Михаэля Шумахера дисквалифицировали, лишив заработанных очков в личном зачете.
Так чье же «оружие» оказалось лучше?
В начале сезона Williams были быстрее, но постепенно, лишившиеся Эдриана и Дэймона подопечные Патрика Хэда начали терять преимущество. Если отвлечься от отсутствия очной борьбы на трассе «колесо в колесо», то к концу чемпионата по гоночной скорости болиды оказались приблизительно равны, с небольшим перевесом в сторону Williams.

Преимущество в аэродинамических характеристиках, и более производительные варианты квалификационных двигателей Renault, позволяли пилотам Williams для достижения нужной скорости прилагать меньше усилий. Но, к сожалению для болельщиков команды Williams, титул 1997 года станет последним в истории команды. А Михаэль и Ferrari… им предстоит завоевать шесть кубков конструкторов и пять титулов в личном зачете.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...