.d-md-none .d-lg-block bibimot

Грузопассажирские «Москвичи» начала 70-х

Грузопассажирские «Москвичи» начала 70-х
АЗЛК, несмотря на бесславный конец, в свое время, был очень успешным предприятием. Так уж сложилось, что столичный автомобильный гигант всегда имел названия, связанные с молодежью. Сначала это был «коммунистический интернационал молодежи» (КИМ). Позже – «ленинский комсомол» (АЗЛК). Причем, «комсомольское» название предприятие получило в 1968 году, на пике своего развития.


Вторая половина 60-х принесла «Москвичу» славу не только внутри страны, но и за ее пределами. Прежде всего этому поспособствовали грандиозные выступления автомобилей этой марки на международных соревнованиях по ралли. О бренде узнали в капстранах и многим захотелось получить недорогой, неприхотливый и надежный автомобиль. Так в эти времена появилась возможность экспорта «408-й» и «412-й» моделей в целый ряд стран капиталистического мира:

✅ Францию
✅ Бельгию
✅ Великобританию
✅ Скандинавские страны

Хороший спрос на «Москвичи» сохранялся и в дружественных государствах, таких как ГДР или Болгария. На фоне такого динамичного развития автомобильного предприятия планировались и проводились рейстайлинги старых моделей и конструирование новых. Каждая из производившихся в то время моделей АЗЛК имела целый ряд модификаций. Среди них особо выделялись грузопассажирские варианты кузова. Они существовали двух видов: пассажирский салон с увеличенным объемом багажного отделения (универсал) или с кузовом типа фургон.

Грузопассажирские «Москвичи» начала 70-хТак выглядела передняя часть «Москвич-427» после рестайлинга. Фото: youtube.com

Сегодня мы вспомним о четырех моделях «Москвичей» конца 60-х – начала 70-х годов. Все они имели грузопассажирские кузова и проектировались на базе основных моделей завода. Они имели минимальные отличия друг от друга и максимально унифицировались с «408-м» или «412-м».

Первый советский серийный универсал «Москвич-426»


В начале сентября 1964 года на заводе, который тогда именовался МЗМА, стартовал выпуск модели нового поколения – «Москвич-408». Параллельно, в течение года (1966/67) 4000 автомобилей этой модели изготовили на Ижевском заводе. Его не только с нетерпением ждали местные автолюбители, но и закупали многие иностранные дилеры. Лучше всего об этом расскажут цифры, показывающие количество экспортируемой продукции:

✅ 1965 год – 45 % от общего числа
✅ 1967 год – более половины выпущенных автомобилей
✅ 1969 год – две трети от общего производства (включая и «412-ю» модель)

Такая прекрасная динамика способствовала появлению множества модификаций. Так в год преодоления 50%-го рубежа автомобилей на экспорт, с конвейера московского завода сошел первый советский универсал. Им стал «Москвич-426». На следующий год завод получил привычную для нас аббревиатуру в названии – АЗЛК. Выпуск модели продолжался почти 10 лет.

Грузопассажирский автомобиль являлся очень востребованным вариантом как в сельской местности, так и у тех, кто часто занимался перевозкой мелких партий товаров.


Например, его быстро облюбовали торговцы цитрусовыми и другими фруктами. Отлично он подошел и для мелкой коммерции, которой в Союзе (как будто бы) не было.

«426-й» – первый универсал СССР. Фото: youtube.com

Конструкция автомобилей первых пяти лет выпуска имели заметное внешнее отличие сзади. Им являлась двустворчатая конструкция двери багажного отсека. Раскрывалась она по-книжному: вверх-вниз. Начиная с 1972 года ее заменили на цельную. Теперь широкая дверь открывалась вверх. Такое изменение произвели по просьбам пользователей, которые обращали внимание на неудобства при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Еще одной причиной таких перемен стал технологический момент: одинарная дверь проще изготавливалась и легче обслуживалась.

Унификация с базовым «408-м» была предельно максимальной. Это являлось основным правилом для налаживания бесперебойного массового производства сразу нескольких модификаций автомобиля. Основные различия находились в задней части:

✅ удлиненный кузов
✅ измененная конфигурация задней части автомобиля
✅ наличие пятой двери

В остальном наблюдалось поразительное единство: идентичный вид спереди, отделка салона и тот же 1,4-литровый двигатель под капотом. Учитывая конструктивные особенности, экипаж «426-го» имел 3 вариации:

✅ 5 пассажиров
✅ 4 пассажира и 100 кг груза
✅ 2 пассажира и 250 кг груза

Человеком, создавшим этот универсал был Ефим Мастбаум. Дополнительное кузовное пространство сзади (под багажом) конструктор предусмотрел для «запаски» и инструментального ящика. Кроме базовой, существовало большое количество вариантов сборки:

✅ медицинский автомобиль (426М)
✅ экспортный экземпляр (426Э)
✅ автомобиль с правосторонним рулем (426П)
✅ универсал-такси (426Т)
✅ южное исполнение салона (426Ю)

Модернизация серии, прошедшая в 1969 году, добавила ко всем базовым модификациям модели словосочетание «ИЭ». Правда, это абсолютно не сказалось на внешности автомобиля. «426-й» перестали выпускать в 1976 году, по причине схода с конвейера основной модели.

Фургон, унифицированный с «Москвич-408»


Параллельно развернулось производство еще одной модификации – грузового фургона. Его годы выпуска соответствуют двойнику-универсалу. Да и основные различия у них были заметны только в задней части.

Экспортный вариант «Москвич-433» начала 70-х. Фото: youtube.com

Для придания фургону грузового вида, двери второго ряда заваривались наглухо. Иногда использовался другой вариант изготовления с изначально трехдверным кузовом. Отсутствовали и задние окна. Их заменили стильные гофрированные металлические панели. Также поступили и с задним окном. Правда, на автомобилях более поздних выпусков заднее окно, в эстетических и практических целях, возвратили на место. Более интересная история развивалась с эволюцией фар и радиаторной решетки:

✅ до 1969 года – двухфарная конструкция
✅ экспортный вариант тех лет был четырехфарным
✅ после 1969 года – прямоугольные фары с мелким рисунком решетки
✅ 1971 и 1973 годы – рестайлинговые автомобили с крупным рисунком решетки

Автомобили с кузовом фургон также отправлялись на экспорт и изготавливались для дорог с левосторонним движением (руль справа). Отличиями «433-го» служили задние крылья цельной конструкции и глухая перегородка между пассажирским и грузовым отсеками. Правда, со временем, для обеспечения доступа к грузу из кабины водителя, ее заменили невысоким бортиком на уровне сидений.

Универсал и фургон на базе «Москвич-412»


Универсал «427-й» модели внешне невозможно было отличить от своего предшественника. В принципе, их выпуск также производился полностью синхронно. Поэтому, чтобы сказать кто сейчас стоит перед вами, пришлось бы поднять капот. После этого все становилось на свои места. Ведь вторую модель советского универсала снабдили более мощным двигателем от «412-го».

«434-й» с кузовом «панель-вагон». Фото: youtube.com

На базе универсала появился и обновленный фургон «Москвич-434». В его случае присутствовала та же особенность: полное внешнее соответствие «старшему брату». Единственное отличие также состояло в силовой установке. «Тридцать четвертого» компоновали уфимским УЗАМ-412:

✅ рабочий объем – 1478 куб. см
✅ мощность – 75 л. с.
✅ КПП – 4-ступенчатая «механика»

Среди вариантов модификации присутствовал тот же набор, что и у предшественника. Единственным отличием можно назвать тот факт, что правостороннюю версию фургона теперь иногда использовали как почтовый автомобиль. Это делалось из соображений безопасности почтальона, которому приходилось часто выходить из кабины и заходить в нее. В такой компоновке подобные действия производились в прямом соприкосновении с тротуаром.

За все годы выпуска на двух заводах было изготовлено более 40 тысяч различных фургонов «434-й» модели. Это было немного больше чем у предшественника (ок. 33 тысяч). Интересно, что финское налогообложение привело к тому, что экспортный вариант автомобилей для этой страны имел 3-дверный кузов.

«Москвич-2140», который появился в 1975 году. Фото: youtube.com

В 1975 году завод освоил новую «двадцать первую» серию автомобилей. Они тоже еще имели популярность у покупателей. Правда, в основном, из-за дефицита автомобилей в стране и прежней «москвичевской» славы. Марка проигрывала конкуренцию «Жигулям», а ее закат приближался. Сможет ли программа, предложенная столичным мэром Собяниным в этом году вернуть былую славу «Москвичу»? Ответ на этот вопрос даст будущее.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Как по-вашему, мог универсал «Москвич» конкурировать с ВАЗ-2102?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Автомобиль КИМ-10-50 – самый первый «Москвич»"Москвич-412" – позор или гордость советского автопрома?

Зачем японским поездам такой нос

Зачем японским поездам такой нос

Необычная конфигурации головного вагона поездов японской транспортной системы «Синкансэн» скопирована с обычной птицы. Для чего это было сделано и что...
  • 3 120