DAF TurboTwin и пустынная гонка
Во второй половине восьмидесятых в мире автогонок творилось нечто невообразимое! Моторы болидов Формулы-1 достигали уровня в полторы тысячи лошадей, раллийные монстры, де-факто, представляли собой ракеты наземного базирования… В мире грузовиков также был ломающий стереотипы агрегат: двухмоторный монстр-трак, летающий через пустыню со скоростью свыше 200 километров в час, и легко обгоняющий… раллийные болиды группы Б!
DAF TurboTwin не только один из самых знаменитых автомобилей когда-либо участвовавших в ралли-рейде Париж-Дакар, но и, пожалуй, самый безумный гоночный грузовик! Судите сами: два двигателя, две коробки передач и максималка под 240! Остановить DAF Turbo-Twin могла только поломка или авария… де Рой собирался победить в абсолютном зачете «Дакара», и если бы не страшная авария, Ян мог бы добиться триумфа…
Ян де Рой – владелец голландской автотранспортной компании и бывший кроссмен. Но, по собственному признанию, о участие в «Дакаре» на легковушке размышлял лишь пару дней, после чего выбрал более безопасный путь. Впервые на старт ралли-рейда Париж Дакар де Рой вышел в 1982 году, за рулем трехосного капотного грузовикаDAF 2800 NTT De Neus, что означает «Нос». И Яну сходу удалось финишировать третьим в категории грузовиков!
Пожалуй, стоит упомянуть, что в те годы побеждал не быстрейший, а тот, кто смог не потеряться на маршруте и не сломаться. Из двадцати двух участвовавших грузовиков, только девять сумели добраться до финиша, а победителем стал Жорж Груан, на Унимоге.
В 1983 году де Рой заявился на Дакар уже на двухосном бескапотном грузовике, получившем прозвище «Чемодан» из-за оригинальной окраски кузова. На этот раз Де Рой снова финишировал третьим, а победил вновь Груан!
В следующем году де Рой перевооружился. Прекрасно понимая что для привлечения внимания спонсоров нужен не только гоночный успех «в своем классе»: кто вообще в курсе, кто такой Груан? А широкая огласка в прессе, Де Рой создает гоночный грузовик DAF 3300 FAV 4x4 Dubbelekop, с двумя кабинами! По одной спереди и сзади, этакий тянитолкай или «котопес». Но на самом деле задняя кабина являлась бутафорией, и предназначалась исключительно для привлечения внимания телекамер. Что не бросалось в глаза, так это два двигателя – по одному под каждой кабиной.
Суммарная мощность силовой установки составляла 800 лошадиных сил, а максималка достигала 160 км/ч. Первый двухкабинный и двухмоторный грузовик сумел привлечь внимание спонсоров, но в гонке не финишировал из-за отказа ступичного подшипника. Однако полученные в пустыне опыт и деньги позволили де Рою построить на следующий год еще один двухмоторный монстр-трак, а прошлогодний использовать в качестве технички.
Де Рой назвал его Быком. Беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, почему грузовик заслужил это прозвище. Red Bull, существуй они в то время, были бы счастливы спонсировать столь безумный проект. Грузовик действительно выглядел как бычара готовый к атаке, и он был не только первым грузовиком с аэродинамическим кузовом, но и самым мощным автомобилем на «Дакаре» того года! Двигатель на передней оси выдавал 420 а на задней – 450 лошадиных сил.
– Карел Лопрайс
С первых этапов было понятно что DAF идет к победе, но, как это бывает на Дакаре, уверенным в результате можно быть только после финиша. В том году в пустыню приехали чешские Лиазы и Татры, и их водители с удивлением взирали на гоночного монстра и на парня, гонявшего на нем на полном газу! Но в результате – очередной сход. Победителем стал Пьер Лале, на Mercedes-Benz 1936 AK. Кстати, вот список победителей ралли-рейда «Париж-Дакар» в зачете грузовиков, в годы выступления двухмоторных ДАФов Яна де Роя:
✅ 1982 – Жорж Груан, Mercedes-Benz U1700 L
✅ 1983 – Жорж Груан, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1984 – Пьер Лале, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1985 – Карл-Фридрих Капито, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1986 – Джакомо Висмара, Mercedes-Benz U1300 L
✅ 1987 – Ян де Рой, DAF TurboTwin II
✅ 1988 – Карел Лопрайс, Tatra 815
Де Роя подвела скорость. На последнем этапе Ян повредил передний мост своего грузовика. Итог – очередной сход. А победителем стала команда отца и сына Капито, выступавшая на Mercedes-Benz. Кстати, сына звали Йост, и для поклонников Формулы-1 и ралли его имя – не пустой звук.
Через год все стало хуже «в шесть раз!» – де Рой привез новый специальный TurboTwin 3600, мощностью тысячу лошадей, и, наконец-то, победил! На финише Де Роя, и занявшего второе место Карела Лопрайса на Tatra, разделяла четырнадцатичасовая пропасть!
В впечатленные безумными конструкциями де Роя, DAF помог де Рою построить гоночный грузовик, которому не было равных. На самом деле грузовиков было два. Оба являлись логическим продолжением предыдущих моделей и обозначались X1 и X2. На первом ехал де Рой, вместе с Ивом Гейсенсом и Хьюго Дуйстерсом, а на втором Тео Ван де Риит.
В том году Де Рой и DAF построили чудовище! Каждый из двух двигателей имел объем 11,6 л и оснащался тремя турбокомпрессорами. Суммарно получилось 1220 лошадиных сил и чудовищный крутящий момент в 4700 Нм. Одиннадцатитонный монстр-трак развивал максималку 240 километров в час! Главным сдерживающим фактором стали шины, не выдерживающие длительной езды по раскаленным пескам пустыни. Как бы то ни было, скорости хватало чтобы сперва ехать бок о бок с Peugeot 405 Turbo 16 Ари Ватанена, а в итоге обогнать его! Видео с вертолета тогда обошло весь мир.
Позже Ватанен заявил, что «ехал около 210, ну может чуть-чуть быстрее», когда де Рой обогнал его как стоячего! На финише спецучастка Ари пришел в ярость, и, по слухам, в бешенстве колотил по рулю Peugeot 405T16 кулаком. Еще бы – действующий победитель Дакара, Чемпион мира по ралли, будущий победитель Пайкс-Пик… человек считавшийся быстрейшим на африканском континенте, проиграл очную дуэль… грузовику!
У ДАФа были все предпосылки, чтобы выиграть Дакар в абсолютном зачете, но случилась беда… На восьмом этапе DAF TurboTwin X2, второго экипажа, попал в аварию. На песчаной дюне грузовик, двигавшийся со скоростью 180 километров в час, взлетел в воздух и перевернулся. Последствия ужасали… у водителя Тео Ван де Риита были сильно повреждены ноги, у Кристиана Росса серьезные повреждения внутренних органов, а штурман Ван Левезиин скончался на месте. Оказалось, что ремни были закреплены к сиденью, а не к кабине или каркасу безопасности. Вырванное с болтами кресло, вместе с пристегнутым к нему Ван Левезиином, оказалось в сорока метрах от обломков автомобиля...
А что де Рой? Он узнал о трагедии только на финише восьмого этапа от журналистов, после чего заводская команда DAF немедленно снялась с гонки. Выступавший на Татре Карел Лопрайс выиграл, а Йиржи Москаль и Лиаз заняли второе место.
Статистика Париж-Дакар 1988 года зафиксировала страшный рекорд – шесть погибших. 10 января, в день крушения DAF TurboTwin X2, Range Rover столкнулся лоб в лоб с другим автомобилем в клубах пыли. Водитель Рене Бубе выжил, а штурман Патрик Канадо погиб на месте.
Шесть дней спустя, мотоциклист Жан-Клод Югер на BMW RT100 сильно разбился на участке Тимбукту-Бамако, и через два дня скончался в больнице. 17 января десятилетняя девочка из Мали попала под колеса Toyota, французского экипажа, и скончалась от полученных травм по дороге в больницу. В предпоследний день соревнований, в Мавритании, автомобиль съемочной группы насмерть сбил девушку, и в тот же день погиб журналист... 1988 год стал рекордным, в самом худшем смысле этого слова.
На следующий год организаторы запретили участие грузовиков. Вернуться им разрешили только в 1990 году, но технический регламент стал более строгим. Кроме всего прочего, ограничивали и максималку, на уровне 140 км/ч. Казалось, что шансов на то, что на старте «Дакара» появится очередной монстр-трак исчезли навсегда. Но не стоит расстраиваться, ведь есть такая «штука» как КАМАЗ Мастер…
DAF TurboTwin не только один из самых знаменитых автомобилей когда-либо участвовавших в ралли-рейде Париж-Дакар, но и, пожалуй, самый безумный гоночный грузовик! Судите сами: два двигателя, две коробки передач и максималка под 240! Остановить DAF Turbo-Twin могла только поломка или авария… де Рой собирался победить в абсолютном зачете «Дакара», и если бы не страшная авария, Ян мог бы добиться триумфа…
DAF De Neus
Ян де Рой – владелец голландской автотранспортной компании и бывший кроссмен. Но, по собственному признанию, о участие в «Дакаре» на легковушке размышлял лишь пару дней, после чего выбрал более безопасный путь. Впервые на старт ралли-рейда Париж Дакар де Рой вышел в 1982 году, за рулем трехосного капотного грузовикаDAF 2800 NTT De Neus, что означает «Нос». И Яну сходу удалось финишировать третьим в категории грузовиков!
«Носатый»DAF стал пробой сил для Яна де Роя. Фото: Youtube.com
Пожалуй, стоит упомянуть, что в те годы побеждал не быстрейший, а тот, кто смог не потеряться на маршруте и не сломаться. Из двадцати двух участвовавших грузовиков, только девять сумели добраться до финиша, а победителем стал Жорж Груан, на Унимоге.
DAF 3300 «De Koffer»
В 1983 году де Рой заявился на Дакар уже на двухосном бескапотном грузовике, получившем прозвище «Чемодан» из-за оригинальной окраски кузова. На этот раз Де Рой снова финишировал третьим, а победил вновь Груан!
1984: двухголовый монстр
В следующем году де Рой перевооружился. Прекрасно понимая что для привлечения внимания спонсоров нужен не только гоночный успех «в своем классе»: кто вообще в курсе, кто такой Груан? А широкая огласка в прессе, Де Рой создает гоночный грузовик DAF 3300 FAV 4x4 Dubbelekop, с двумя кабинами! По одной спереди и сзади, этакий тянитолкай или «котопес». Но на самом деле задняя кабина являлась бутафорией, и предназначалась исключительно для привлечения внимания телекамер. Что не бросалось в глаза, так это два двигателя – по одному под каждой кабиной.
Водитель мог выбирать из какой кабины управлять машиной. Шутка! Только из большой. Фото: Youtube.com
Суммарная мощность силовой установки составляла 800 лошадиных сил, а максималка достигала 160 км/ч. Первый двухкабинный и двухмоторный грузовик сумел привлечь внимание спонсоров, но в гонке не финишировал из-за отказа ступичного подшипника. Однако полученные в пустыне опыт и деньги позволили де Рою построить на следующий год еще один двухмоторный монстр-трак, а прошлогодний использовать в качестве технички.
1985: Король пустыни
Де Рой назвал его Быком. Беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, почему грузовик заслужил это прозвище. Red Bull, существуй они в то время, были бы счастливы спонсировать столь безумный проект. Грузовик действительно выглядел как бычара готовый к атаке, и он был не только первым грузовиком с аэродинамическим кузовом, но и самым мощным автомобилем на «Дакаре» того года! Двигатель на передней оси выдавал 420 а на задней – 450 лошадиных сил.
DAF выступает в собственной лиге. Во всем, что касается производительности и скорости мы не можем конкурировать с ними. DAF – специальный гоночный прототип, не имеющий ничего общего с серийным грузовиком. Два двигателя, тысяча лошадей и максималка за 200… Это грузовик прет как легковой автомобиль!
– Карел Лопрайс
С первых этапов было понятно что DAF идет к победе, но, как это бывает на Дакаре, уверенным в результате можно быть только после финиша. В том году в пустыню приехали чешские Лиазы и Татры, и их водители с удивлением взирали на гоночного монстра и на парня, гонявшего на нем на полном газу! Но в результате – очередной сход. Победителем стал Пьер Лале, на Mercedes-Benz 1936 AK. Кстати, вот список победителей ралли-рейда «Париж-Дакар» в зачете грузовиков, в годы выступления двухмоторных ДАФов Яна де Роя:
✅ 1982 – Жорж Груан, Mercedes-Benz U1700 L
✅ 1983 – Жорж Груан, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1984 – Пьер Лале, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1985 – Карл-Фридрих Капито, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1986 – Джакомо Висмара, Mercedes-Benz U1300 L
✅ 1987 – Ян де Рой, DAF TurboTwin II
✅ 1988 – Карел Лопрайс, Tatra 815
Де Роя подвела скорость. На последнем этапе Ян повредил передний мост своего грузовика. Итог – очередной сход. А победителем стала команда отца и сына Капито, выступавшая на Mercedes-Benz. Кстати, сына звали Йост, и для поклонников Формулы-1 и ралли его имя – не пустой звук.
DAF 3300, по прозвищу «Бык». Фото: Youtube.com
Через год все стало хуже «в шесть раз!» – де Рой привез новый специальный TurboTwin 3600, мощностью тысячу лошадей, и, наконец-то, победил! На финише Де Роя, и занявшего второе место Карела Лопрайса на Tatra, разделяла четырнадцатичасовая пропасть!
1988: роковая авария…
В впечатленные безумными конструкциями де Роя, DAF помог де Рою построить гоночный грузовик, которому не было равных. На самом деле грузовиков было два. Оба являлись логическим продолжением предыдущих моделей и обозначались X1 и X2. На первом ехал де Рой, вместе с Ивом Гейсенсом и Хьюго Дуйстерсом, а на втором Тео Ван де Риит.
Победитель «Париж-Дакар» 1987 года – DAF 3600 TurboTwin II. Фото: Youtube.com
В том году Де Рой и DAF построили чудовище! Каждый из двух двигателей имел объем 11,6 л и оснащался тремя турбокомпрессорами. Суммарно получилось 1220 лошадиных сил и чудовищный крутящий момент в 4700 Нм. Одиннадцатитонный монстр-трак развивал максималку 240 километров в час! Главным сдерживающим фактором стали шины, не выдерживающие длительной езды по раскаленным пескам пустыни. Как бы то ни было, скорости хватало чтобы сперва ехать бок о бок с Peugeot 405 Turbo 16 Ари Ватанена, а в итоге обогнать его! Видео с вертолета тогда обошло весь мир.
Позже Ватанен заявил, что «ехал около 210, ну может чуть-чуть быстрее», когда де Рой обогнал его как стоячего! На финише спецучастка Ари пришел в ярость, и, по слухам, в бешенстве колотил по рулю Peugeot 405T16 кулаком. Еще бы – действующий победитель Дакара, Чемпион мира по ралли, будущий победитель Пайкс-Пик… человек считавшийся быстрейшим на африканском континенте, проиграл очную дуэль… грузовику!
Через секунду де Рой «поддаст газу» и пройдет Peugeot 405 Ари Ватанена. Фото: Youtube.com
У ДАФа были все предпосылки, чтобы выиграть Дакар в абсолютном зачете, но случилась беда… На восьмом этапе DAF TurboTwin X2, второго экипажа, попал в аварию. На песчаной дюне грузовик, двигавшийся со скоростью 180 километров в час, взлетел в воздух и перевернулся. Последствия ужасали… у водителя Тео Ван де Риита были сильно повреждены ноги, у Кристиана Росса серьезные повреждения внутренних органов, а штурман Ван Левезиин скончался на месте. Оказалось, что ремни были закреплены к сиденью, а не к кабине или каркасу безопасности. Вырванное с болтами кресло, вместе с пристегнутым к нему Ван Левезиином, оказалось в сорока метрах от обломков автомобиля...
А что де Рой? Он узнал о трагедии только на финише восьмого этапа от журналистов, после чего заводская команда DAF немедленно снялась с гонки. Выступавший на Татре Карел Лопрайс выиграл, а Йиржи Москаль и Лиаз заняли второе место.
Пустыня смерти
Статистика Париж-Дакар 1988 года зафиксировала страшный рекорд – шесть погибших. 10 января, в день крушения DAF TurboTwin X2, Range Rover столкнулся лоб в лоб с другим автомобилем в клубах пыли. Водитель Рене Бубе выжил, а штурман Патрик Канадо погиб на месте.
DAF 95 TurboTwin X1: два мотора, шесть турбокомпрессоров и 1200 лошадей. Фото: Youtube.com
Шесть дней спустя, мотоциклист Жан-Клод Югер на BMW RT100 сильно разбился на участке Тимбукту-Бамако, и через два дня скончался в больнице. 17 января десятилетняя девочка из Мали попала под колеса Toyota, французского экипажа, и скончалась от полученных травм по дороге в больницу. В предпоследний день соревнований, в Мавритании, автомобиль съемочной группы насмерть сбил девушку, и в тот же день погиб журналист... 1988 год стал рекордным, в самом худшем смысле этого слова.
Никогда не говори «никогда»
На следующий год организаторы запретили участие грузовиков. Вернуться им разрешили только в 1990 году, но технический регламент стал более строгим. Кроме всего прочего, ограничивали и максималку, на уровне 140 км/ч. Казалось, что шансов на то, что на старте «Дакара» появится очередной монстр-трак исчезли навсегда. Но не стоит расстраиваться, ведь есть такая «штука» как КАМАЗ Мастер…
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...