DAF TurboTwin и пустынная гонка
5 125

DAF TurboTwin и пустынная гонка

Во второй половине восьмидесятых в мире автогонок творилось нечто невообразимое! Моторы болидов Формулы-1 достигали уровня в полторы тысячи лошадей, раллийные монстры, де-факто, представляли собой ракеты наземного базирования… В мире грузовиков также был ломающий стереотипы агрегат: двухмоторный монстр-трак, летающий через пустыню со скоростью свыше 200 километров в час, и легко обгоняющий… раллийные болиды группы Б!


DAF TurboTwin не только один из самых знаменитых автомобилей когда-либо участвовавших в ралли-рейде Париж-Дакар, но и, пожалуй, самый безумный гоночный грузовик! Судите сами: два двигателя, две коробки передач и максималка под 240! Остановить DAF Turbo-Twin могла только поломка или авария… де Рой собирался победить в абсолютном зачете «Дакара», и если бы не страшная авария, Ян мог бы добиться триумфа…

DAF De Neus


Ян де Рой – владелец голландской автотранспортной компании и бывший кроссмен. Но, по собственному признанию, о участие в «Дакаре» на легковушке размышлял лишь пару дней, после чего выбрал более безопасный путь. Впервые на старт ралли-рейда Париж Дакар де Рой вышел в 1982 году, за рулем трехосного капотного грузовикаDAF 2800 NTT De Neus, что означает «Нос». И Яну сходу удалось финишировать третьим в категории грузовиков!

DAF TurboTwin и пустынная гонка«Носатый»DAF стал пробой сил для Яна де Роя. Фото: Youtube.com

Пожалуй, стоит упомянуть, что в те годы побеждал не быстрейший, а тот, кто смог не потеряться на маршруте и не сломаться. Из двадцати двух участвовавших грузовиков, только девять сумели добраться до финиша, а победителем стал Жорж Груан, на Унимоге.

DAF 3300 «De Koffer»


В 1983 году де Рой заявился на Дакар уже на двухосном бескапотном грузовике, получившем прозвище «Чемодан» из-за оригинальной окраски кузова. На этот раз Де Рой снова финишировал третьим, а победил вновь Груан!

1984: двухголовый монстр


В следующем году де Рой перевооружился. Прекрасно понимая что для привлечения внимания спонсоров нужен не только гоночный успех «в своем классе»: кто вообще в курсе, кто такой Груан? А широкая огласка в прессе, Де Рой создает гоночный грузовик DAF 3300 FAV 4x4 Dubbelekop, с двумя кабинами! По одной спереди и сзади, этакий тянитолкай или «котопес». Но на самом деле задняя кабина являлась бутафорией, и предназначалась исключительно для привлечения внимания телекамер. Что не бросалось в глаза, так это два двигателя – по одному под каждой кабиной.

Водитель мог выбирать из какой кабины управлять машиной. Шутка! Только из большой. Фото: Youtube.com

Суммарная мощность силовой установки составляла 800 лошадиных сил, а максималка достигала 160 км/ч. Первый двухкабинный и двухмоторный грузовик сумел привлечь внимание спонсоров, но в гонке не финишировал из-за отказа ступичного подшипника. Однако полученные в пустыне опыт и деньги позволили де Рою построить на следующий год еще один двухмоторный монстр-трак, а прошлогодний использовать в качестве технички.

1985: Король пустыни


Де Рой назвал его Быком. Беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, почему грузовик заслужил это прозвище. Red Bull, существуй они в то время, были бы счастливы спонсировать столь безумный проект. Грузовик действительно выглядел как бычара готовый к атаке, и он был не только первым грузовиком с аэродинамическим кузовом, но и самым мощным автомобилем на «Дакаре» того года! Двигатель на передней оси выдавал 420 а на задней – 450 лошадиных сил.

DAF выступает в собственной лиге. Во всем, что касается производительности и скорости мы не можем конкурировать с ними. DAF – специальный гоночный прототип, не имеющий ничего общего с серийным грузовиком. Два двигателя, тысяча лошадей и максималка за 200… Это грузовик прет как легковой автомобиль!

– Карел Лопрайс

С первых этапов было понятно что DAF идет к победе, но, как это бывает на Дакаре, уверенным в результате можно быть только после финиша. В том году в пустыню приехали чешские Лиазы и Татры, и их водители с удивлением взирали на гоночного монстра и на парня, гонявшего на нем на полном газу! Но в результате – очередной сход. Победителем стал Пьер Лале, на Mercedes-Benz 1936 AK. Кстати, вот список победителей ралли-рейда «Париж-Дакар» в зачете грузовиков, в годы выступления двухмоторных ДАФов Яна де Роя:

✅ 1982 – Жорж Груан, Mercedes-Benz U1700 L
✅ 1983 – Жорж Груан, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1984 – Пьер Лале, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1985 – Карл-Фридрих Капито, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1986 – Джакомо Висмара, Mercedes-Benz U1300 L
✅ 1987 – Ян де Рой, DAF TurboTwin II
✅ 1988 – Карел Лопрайс, Tatra 815

Де Роя подвела скорость. На последнем этапе Ян повредил передний мост своего грузовика. Итог – очередной сход. А победителем стала команда отца и сына Капито, выступавшая на Mercedes-Benz. Кстати, сына звали Йост, и для поклонников Формулы-1 и ралли его имя – не пустой звук.

DAF 3300, по прозвищу «Бык». Фото: Youtube.com


Через год все стало хуже «в шесть раз!» – де Рой привез новый специальный TurboTwin 3600, мощностью тысячу лошадей, и, наконец-то, победил! На финише Де Роя, и занявшего второе место Карела Лопрайса на Tatra, разделяла четырнадцатичасовая пропасть!

1988: роковая авария…


В впечатленные безумными конструкциями де Роя, DAF помог де Рою построить гоночный грузовик, которому не было равных. На самом деле грузовиков было два. Оба являлись логическим продолжением предыдущих моделей и обозначались X1 и X2. На первом ехал де Рой, вместе с Ивом Гейсенсом и Хьюго Дуйстерсом, а на втором Тео Ван де Риит.

Победитель «Париж-Дакар» 1987 года – DAF 3600 TurboTwin II. Фото: Youtube.com

В том году Де Рой и DAF построили чудовище! Каждый из двух двигателей имел объем 11,6 л и оснащался тремя турбокомпрессорами. Суммарно получилось 1220 лошадиных сил и чудовищный крутящий момент в 4700 Нм. Одиннадцатитонный монстр-трак развивал максималку 240 километров в час! Главным сдерживающим фактором стали шины, не выдерживающие длительной езды по раскаленным пескам пустыни. Как бы то ни было, скорости хватало чтобы сперва ехать бок о бок с Peugeot 405 Turbo 16 Ари Ватанена, а в итоге обогнать его! Видео с вертолета тогда обошло весь мир.

Позже Ватанен заявил, что «ехал около 210, ну может чуть-чуть быстрее», когда де Рой обогнал его как стоячего! На финише спецучастка Ари пришел в ярость, и, по слухам, в бешенстве колотил по рулю Peugeot 405T16 кулаком. Еще бы – действующий победитель Дакара, Чемпион мира по ралли, будущий победитель Пайкс-Пик… человек считавшийся быстрейшим на африканском континенте, проиграл очную дуэль… грузовику!

Через секунду де Рой «поддаст газу» и пройдет Peugeot 405 Ари Ватанена. Фото: Youtube.com

У ДАФа были все предпосылки, чтобы выиграть Дакар в абсолютном зачете, но случилась беда… На восьмом этапе DAF TurboTwin X2, второго экипажа, попал в аварию. На песчаной дюне грузовик, двигавшийся со скоростью 180 километров в час, взлетел в воздух и перевернулся. Последствия ужасали… у водителя Тео Ван де Риита были сильно повреждены ноги, у Кристиана Росса серьезные повреждения внутренних органов, а штурман Ван Левезиин скончался на месте. Оказалось, что ремни были закреплены к сиденью, а не к кабине или каркасу безопасности. Вырванное с болтами кресло, вместе с пристегнутым к нему Ван Левезиином, оказалось в сорока метрах от обломков автомобиля...

А что де Рой? Он узнал о трагедии только на финише восьмого этапа от журналистов, после чего заводская команда DAF немедленно снялась с гонки. Выступавший на Татре Карел Лопрайс выиграл, а Йиржи Москаль и Лиаз заняли второе место.

Пустыня смерти


Статистика Париж-Дакар 1988 года зафиксировала страшный рекорд – шесть погибших. 10 января, в день крушения DAF TurboTwin X2, Range Rover столкнулся лоб в лоб с другим автомобилем в клубах пыли. Водитель Рене Бубе выжил, а штурман Патрик Канадо погиб на месте.

DAF 95 TurboTwin X1: два мотора, шесть турбокомпрессоров и 1200 лошадей. Фото: Youtube.com

Шесть дней спустя, мотоциклист Жан-Клод Югер на BMW RT100 сильно разбился на участке Тимбукту-Бамако, и через два дня скончался в больнице. 17 января десятилетняя девочка из Мали попала под колеса Toyota, французского экипажа, и скончалась от полученных травм по дороге в больницу. В предпоследний день соревнований, в Мавритании, автомобиль съемочной группы насмерть сбил девушку, и в тот же день погиб журналист... 1988 год стал рекордным, в самом худшем смысле этого слова.

Никогда не говори «никогда»


На следующий год организаторы запретили участие грузовиков. Вернуться им разрешили только в 1990 году, но технический регламент стал более строгим. Кроме всего прочего, ограничивали и максималку, на уровне 140 км/ч. Казалось, что шансов на то, что на старте «Дакара» появится очередной монстр-трак исчезли навсегда. Но не стоит расстраиваться, ведь есть такая «штука» как КАМАЗ Мастер…
Как вы считаете, стоило ли разрешать участие «безумной» техники в гонках?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....