DAF TurboTwin и пустынная гонка
Во второй половине восьмидесятых в мире автогонок творилось нечто невообразимое! Моторы болидов Формулы-1 достигали уровня в полторы тысячи лошадей, раллийные монстры, де-факто, представляли собой ракеты наземного базирования… В мире грузовиков также был ломающий стереотипы агрегат: двухмоторный монстр-трак, летающий через пустыню со скоростью свыше 200 километров в час, и легко обгоняющий… раллийные болиды группы Б!
DAF TurboTwin не только один из самых знаменитых автомобилей когда-либо участвовавших в ралли-рейде Париж-Дакар, но и, пожалуй, самый безумный гоночный грузовик! Судите сами: два двигателя, две коробки передач и максималка под 240! Остановить DAF Turbo-Twin могла только поломка или авария… де Рой собирался победить в абсолютном зачете «Дакара», и если бы не страшная авария, Ян мог бы добиться триумфа…
Ян де Рой – владелец голландской автотранспортной компании и бывший кроссмен. Но, по собственному признанию, о участие в «Дакаре» на легковушке размышлял лишь пару дней, после чего выбрал более безопасный путь. Впервые на старт ралли-рейда Париж Дакар де Рой вышел в 1982 году, за рулем трехосного капотного грузовикаDAF 2800 NTT De Neus, что означает «Нос». И Яну сходу удалось финишировать третьим в категории грузовиков!
Пожалуй, стоит упомянуть, что в те годы побеждал не быстрейший, а тот, кто смог не потеряться на маршруте и не сломаться. Из двадцати двух участвовавших грузовиков, только девять сумели добраться до финиша, а победителем стал Жорж Груан, на Унимоге.
В 1983 году де Рой заявился на Дакар уже на двухосном бескапотном грузовике, получившем прозвище «Чемодан» из-за оригинальной окраски кузова. На этот раз Де Рой снова финишировал третьим, а победил вновь Груан!
В следующем году де Рой перевооружился. Прекрасно понимая что для привлечения внимания спонсоров нужен не только гоночный успех «в своем классе»: кто вообще в курсе, кто такой Груан? А широкая огласка в прессе, Де Рой создает гоночный грузовик DAF 3300 FAV 4x4 Dubbelekop, с двумя кабинами! По одной спереди и сзади, этакий тянитолкай или «котопес». Но на самом деле задняя кабина являлась бутафорией, и предназначалась исключительно для привлечения внимания телекамер. Что не бросалось в глаза, так это два двигателя – по одному под каждой кабиной.
Суммарная мощность силовой установки составляла 800 лошадиных сил, а максималка достигала 160 км/ч. Первый двухкабинный и двухмоторный грузовик сумел привлечь внимание спонсоров, но в гонке не финишировал из-за отказа ступичного подшипника. Однако полученные в пустыне опыт и деньги позволили де Рою построить на следующий год еще один двухмоторный монстр-трак, а прошлогодний использовать в качестве технички.
Де Рой назвал его Быком. Беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, почему грузовик заслужил это прозвище. Red Bull, существуй они в то время, были бы счастливы спонсировать столь безумный проект. Грузовик действительно выглядел как бычара готовый к атаке, и он был не только первым грузовиком с аэродинамическим кузовом, но и самым мощным автомобилем на «Дакаре» того года! Двигатель на передней оси выдавал 420 а на задней – 450 лошадиных сил.
– Карел Лопрайс
С первых этапов было понятно что DAF идет к победе, но, как это бывает на Дакаре, уверенным в результате можно быть только после финиша. В том году в пустыню приехали чешские Лиазы и Татры, и их водители с удивлением взирали на гоночного монстра и на парня, гонявшего на нем на полном газу! Но в результате – очередной сход. Победителем стал Пьер Лале, на Mercedes-Benz 1936 AK. Кстати, вот список победителей ралли-рейда «Париж-Дакар» в зачете грузовиков, в годы выступления двухмоторных ДАФов Яна де Роя:
✅ 1982 – Жорж Груан, Mercedes-Benz U1700 L
✅ 1983 – Жорж Груан, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1984 – Пьер Лале, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1985 – Карл-Фридрих Капито, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1986 – Джакомо Висмара, Mercedes-Benz U1300 L
✅ 1987 – Ян де Рой, DAF TurboTwin II
✅ 1988 – Карел Лопрайс, Tatra 815
Де Роя подвела скорость. На последнем этапе Ян повредил передний мост своего грузовика. Итог – очередной сход. А победителем стала команда отца и сына Капито, выступавшая на Mercedes-Benz. Кстати, сына звали Йост, и для поклонников Формулы-1 и ралли его имя – не пустой звук.
Через год все стало хуже «в шесть раз!» – де Рой привез новый специальный TurboTwin 3600, мощностью тысячу лошадей, и, наконец-то, победил! На финише Де Роя, и занявшего второе место Карела Лопрайса на Tatra, разделяла четырнадцатичасовая пропасть!
В впечатленные безумными конструкциями де Роя, DAF помог де Рою построить гоночный грузовик, которому не было равных. На самом деле грузовиков было два. Оба являлись логическим продолжением предыдущих моделей и обозначались X1 и X2. На первом ехал де Рой, вместе с Ивом Гейсенсом и Хьюго Дуйстерсом, а на втором Тео Ван де Риит.
В том году Де Рой и DAF построили чудовище! Каждый из двух двигателей имел объем 11,6 л и оснащался тремя турбокомпрессорами. Суммарно получилось 1220 лошадиных сил и чудовищный крутящий момент в 4700 Нм. Одиннадцатитонный монстр-трак развивал максималку 240 километров в час! Главным сдерживающим фактором стали шины, не выдерживающие длительной езды по раскаленным пескам пустыни. Как бы то ни было, скорости хватало чтобы сперва ехать бок о бок с Peugeot 405 Turbo 16 Ари Ватанена, а в итоге обогнать его! Видео с вертолета тогда обошло весь мир.
Позже Ватанен заявил, что «ехал около 210, ну может чуть-чуть быстрее», когда де Рой обогнал его как стоячего! На финише спецучастка Ари пришел в ярость, и, по слухам, в бешенстве колотил по рулю Peugeot 405T16 кулаком. Еще бы – действующий победитель Дакара, Чемпион мира по ралли, будущий победитель Пайкс-Пик… человек считавшийся быстрейшим на африканском континенте, проиграл очную дуэль… грузовику!
У ДАФа были все предпосылки, чтобы выиграть Дакар в абсолютном зачете, но случилась беда… На восьмом этапе DAF TurboTwin X2, второго экипажа, попал в аварию. На песчаной дюне грузовик, двигавшийся со скоростью 180 километров в час, взлетел в воздух и перевернулся. Последствия ужасали… у водителя Тео Ван де Риита были сильно повреждены ноги, у Кристиана Росса серьезные повреждения внутренних органов, а штурман Ван Левезиин скончался на месте. Оказалось, что ремни были закреплены к сиденью, а не к кабине или каркасу безопасности. Вырванное с болтами кресло, вместе с пристегнутым к нему Ван Левезиином, оказалось в сорока метрах от обломков автомобиля...
А что де Рой? Он узнал о трагедии только на финише восьмого этапа от журналистов, после чего заводская команда DAF немедленно снялась с гонки. Выступавший на Татре Карел Лопрайс выиграл, а Йиржи Москаль и Лиаз заняли второе место.
Статистика Париж-Дакар 1988 года зафиксировала страшный рекорд – шесть погибших. 10 января, в день крушения DAF TurboTwin X2, Range Rover столкнулся лоб в лоб с другим автомобилем в клубах пыли. Водитель Рене Бубе выжил, а штурман Патрик Канадо погиб на месте.
Шесть дней спустя, мотоциклист Жан-Клод Югер на BMW RT100 сильно разбился на участке Тимбукту-Бамако, и через два дня скончался в больнице. 17 января десятилетняя девочка из Мали попала под колеса Toyota, французского экипажа, и скончалась от полученных травм по дороге в больницу. В предпоследний день соревнований, в Мавритании, автомобиль съемочной группы насмерть сбил девушку, и в тот же день погиб журналист... 1988 год стал рекордным, в самом худшем смысле этого слова.
На следующий год организаторы запретили участие грузовиков. Вернуться им разрешили только в 1990 году, но технический регламент стал более строгим. Кроме всего прочего, ограничивали и максималку, на уровне 140 км/ч. Казалось, что шансов на то, что на старте «Дакара» появится очередной монстр-трак исчезли навсегда. Но не стоит расстраиваться, ведь есть такая «штука» как КАМАЗ Мастер…
DAF TurboTwin не только один из самых знаменитых автомобилей когда-либо участвовавших в ралли-рейде Париж-Дакар, но и, пожалуй, самый безумный гоночный грузовик! Судите сами: два двигателя, две коробки передач и максималка под 240! Остановить DAF Turbo-Twin могла только поломка или авария… де Рой собирался победить в абсолютном зачете «Дакара», и если бы не страшная авария, Ян мог бы добиться триумфа…
DAF De Neus
Ян де Рой – владелец голландской автотранспортной компании и бывший кроссмен. Но, по собственному признанию, о участие в «Дакаре» на легковушке размышлял лишь пару дней, после чего выбрал более безопасный путь. Впервые на старт ралли-рейда Париж Дакар де Рой вышел в 1982 году, за рулем трехосного капотного грузовикаDAF 2800 NTT De Neus, что означает «Нос». И Яну сходу удалось финишировать третьим в категории грузовиков!
«Носатый»DAF стал пробой сил для Яна де Роя. Фото: Youtube.com
Пожалуй, стоит упомянуть, что в те годы побеждал не быстрейший, а тот, кто смог не потеряться на маршруте и не сломаться. Из двадцати двух участвовавших грузовиков, только девять сумели добраться до финиша, а победителем стал Жорж Груан, на Унимоге.
DAF 3300 «De Koffer»
В 1983 году де Рой заявился на Дакар уже на двухосном бескапотном грузовике, получившем прозвище «Чемодан» из-за оригинальной окраски кузова. На этот раз Де Рой снова финишировал третьим, а победил вновь Груан!
1984: двухголовый монстр
В следующем году де Рой перевооружился. Прекрасно понимая что для привлечения внимания спонсоров нужен не только гоночный успех «в своем классе»: кто вообще в курсе, кто такой Груан? А широкая огласка в прессе, Де Рой создает гоночный грузовик DAF 3300 FAV 4x4 Dubbelekop, с двумя кабинами! По одной спереди и сзади, этакий тянитолкай или «котопес». Но на самом деле задняя кабина являлась бутафорией, и предназначалась исключительно для привлечения внимания телекамер. Что не бросалось в глаза, так это два двигателя – по одному под каждой кабиной.
Водитель мог выбирать из какой кабины управлять машиной. Шутка! Только из большой. Фото: Youtube.com
Суммарная мощность силовой установки составляла 800 лошадиных сил, а максималка достигала 160 км/ч. Первый двухкабинный и двухмоторный грузовик сумел привлечь внимание спонсоров, но в гонке не финишировал из-за отказа ступичного подшипника. Однако полученные в пустыне опыт и деньги позволили де Рою построить на следующий год еще один двухмоторный монстр-трак, а прошлогодний использовать в качестве технички.
1985: Король пустыни
Де Рой назвал его Быком. Беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, почему грузовик заслужил это прозвище. Red Bull, существуй они в то время, были бы счастливы спонсировать столь безумный проект. Грузовик действительно выглядел как бычара готовый к атаке, и он был не только первым грузовиком с аэродинамическим кузовом, но и самым мощным автомобилем на «Дакаре» того года! Двигатель на передней оси выдавал 420 а на задней – 450 лошадиных сил.
DAF выступает в собственной лиге. Во всем, что касается производительности и скорости мы не можем конкурировать с ними. DAF – специальный гоночный прототип, не имеющий ничего общего с серийным грузовиком. Два двигателя, тысяча лошадей и максималка за 200… Это грузовик прет как легковой автомобиль!
– Карел Лопрайс
С первых этапов было понятно что DAF идет к победе, но, как это бывает на Дакаре, уверенным в результате можно быть только после финиша. В том году в пустыню приехали чешские Лиазы и Татры, и их водители с удивлением взирали на гоночного монстра и на парня, гонявшего на нем на полном газу! Но в результате – очередной сход. Победителем стал Пьер Лале, на Mercedes-Benz 1936 AK. Кстати, вот список победителей ралли-рейда «Париж-Дакар» в зачете грузовиков, в годы выступления двухмоторных ДАФов Яна де Роя:
✅ 1982 – Жорж Груан, Mercedes-Benz U1700 L
✅ 1983 – Жорж Груан, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1984 – Пьер Лале, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1985 – Карл-Фридрих Капито, Mercedes-Benz 1936 AK
✅ 1986 – Джакомо Висмара, Mercedes-Benz U1300 L
✅ 1987 – Ян де Рой, DAF TurboTwin II
✅ 1988 – Карел Лопрайс, Tatra 815
Де Роя подвела скорость. На последнем этапе Ян повредил передний мост своего грузовика. Итог – очередной сход. А победителем стала команда отца и сына Капито, выступавшая на Mercedes-Benz. Кстати, сына звали Йост, и для поклонников Формулы-1 и ралли его имя – не пустой звук.
DAF 3300, по прозвищу «Бык». Фото: Youtube.com
Через год все стало хуже «в шесть раз!» – де Рой привез новый специальный TurboTwin 3600, мощностью тысячу лошадей, и, наконец-то, победил! На финише Де Роя, и занявшего второе место Карела Лопрайса на Tatra, разделяла четырнадцатичасовая пропасть!
1988: роковая авария…
В впечатленные безумными конструкциями де Роя, DAF помог де Рою построить гоночный грузовик, которому не было равных. На самом деле грузовиков было два. Оба являлись логическим продолжением предыдущих моделей и обозначались X1 и X2. На первом ехал де Рой, вместе с Ивом Гейсенсом и Хьюго Дуйстерсом, а на втором Тео Ван де Риит.
Победитель «Париж-Дакар» 1987 года – DAF 3600 TurboTwin II. Фото: Youtube.com
В том году Де Рой и DAF построили чудовище! Каждый из двух двигателей имел объем 11,6 л и оснащался тремя турбокомпрессорами. Суммарно получилось 1220 лошадиных сил и чудовищный крутящий момент в 4700 Нм. Одиннадцатитонный монстр-трак развивал максималку 240 километров в час! Главным сдерживающим фактором стали шины, не выдерживающие длительной езды по раскаленным пескам пустыни. Как бы то ни было, скорости хватало чтобы сперва ехать бок о бок с Peugeot 405 Turbo 16 Ари Ватанена, а в итоге обогнать его! Видео с вертолета тогда обошло весь мир.
Позже Ватанен заявил, что «ехал около 210, ну может чуть-чуть быстрее», когда де Рой обогнал его как стоячего! На финише спецучастка Ари пришел в ярость, и, по слухам, в бешенстве колотил по рулю Peugeot 405T16 кулаком. Еще бы – действующий победитель Дакара, Чемпион мира по ралли, будущий победитель Пайкс-Пик… человек считавшийся быстрейшим на африканском континенте, проиграл очную дуэль… грузовику!
Через секунду де Рой «поддаст газу» и пройдет Peugeot 405 Ари Ватанена. Фото: Youtube.com
У ДАФа были все предпосылки, чтобы выиграть Дакар в абсолютном зачете, но случилась беда… На восьмом этапе DAF TurboTwin X2, второго экипажа, попал в аварию. На песчаной дюне грузовик, двигавшийся со скоростью 180 километров в час, взлетел в воздух и перевернулся. Последствия ужасали… у водителя Тео Ван де Риита были сильно повреждены ноги, у Кристиана Росса серьезные повреждения внутренних органов, а штурман Ван Левезиин скончался на месте. Оказалось, что ремни были закреплены к сиденью, а не к кабине или каркасу безопасности. Вырванное с болтами кресло, вместе с пристегнутым к нему Ван Левезиином, оказалось в сорока метрах от обломков автомобиля...
А что де Рой? Он узнал о трагедии только на финише восьмого этапа от журналистов, после чего заводская команда DAF немедленно снялась с гонки. Выступавший на Татре Карел Лопрайс выиграл, а Йиржи Москаль и Лиаз заняли второе место.
Пустыня смерти
Статистика Париж-Дакар 1988 года зафиксировала страшный рекорд – шесть погибших. 10 января, в день крушения DAF TurboTwin X2, Range Rover столкнулся лоб в лоб с другим автомобилем в клубах пыли. Водитель Рене Бубе выжил, а штурман Патрик Канадо погиб на месте.
DAF 95 TurboTwin X1: два мотора, шесть турбокомпрессоров и 1200 лошадей. Фото: Youtube.com
Шесть дней спустя, мотоциклист Жан-Клод Югер на BMW RT100 сильно разбился на участке Тимбукту-Бамако, и через два дня скончался в больнице. 17 января десятилетняя девочка из Мали попала под колеса Toyota, французского экипажа, и скончалась от полученных травм по дороге в больницу. В предпоследний день соревнований, в Мавритании, автомобиль съемочной группы насмерть сбил девушку, и в тот же день погиб журналист... 1988 год стал рекордным, в самом худшем смысле этого слова.
Никогда не говори «никогда»
На следующий год организаторы запретили участие грузовиков. Вернуться им разрешили только в 1990 году, но технический регламент стал более строгим. Кроме всего прочего, ограничивали и максималку, на уровне 140 км/ч. Казалось, что шансов на то, что на старте «Дакара» появится очередной монстр-трак исчезли навсегда. Но не стоит расстраиваться, ведь есть такая «штука» как КАМАЗ Мастер…
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...