Первый серийный мотоцикл в СССР – Л-300 «Красный Октябрь»
Считается, что первые советские мотоциклы были тяжелыми моделями с колясками. Их скопировали с немецких БМВ перед самым началом Великой Отечественной войны и производили специально для Красной Армии.
Если разговор идет об М-72 – прародителе «Днепров» и «Уралов», то эта история действительно имеет место. Только первые серийные оппозитные мотоциклы появились в 1941 году. А до этого советская промышленность успешно освоила выпуск двухколесной техники.
Конечно, разговор не идет о сотнях тысяч единиц мотоциклов – в 1930-х Советский Союз только начинал работать в этой сфере. Но модель Л-300, которую собирали с 1930 по 1939 годы, можно назвать крупносерийной. За все время производства, этих мотоциклов собрали почти 19 000 штук.
Модель можно назвать прародителем послевоенных ИЖ, и причин на то несколько. Во-первых, Л-300 и опытные байки, произведенные на Ижевском оружейном заводе, сконструировал Петр Можаров. То есть, его можно назвать «отцом» раннего советского мотоциклостроения.
Во-вторых, Л-300 и послевоенный ИЖ-350 были созданы по образу и подобию немецких DKW. Серийная модель Ижевского машиностроительного завода вообще считается копией NZ-350. Ее даже собирали на немецком оборудовании, вывезенном из Германии в качестве репараций.
Но начиналось все еще во второй половине 1920-х годов, когда в Советском Союзе не было ни одного серийного мотоцикла.
СССР еще на заре существования старался идти собственным путем развития. В середине 1920-х годов, когда члены Высшего Совета Народного Хозяйства решили построить несколько заводов по производству мотоциклов, планировалось наладить выпуск оригинальных моделей.
Идея, конечно, хорошая, только в стране не было материально-технической базы для этого, да и специалистов тоже. В Советском Союзе был один успешный опыт создания собственных моделей – это пять прототипов ИЖ Петра Можарова и его конструкторской группы.
Ружейно-пулеметный трест рекомендовал начать выпуск велосипедов в Ижевске. Узнав об этом, Петр Можаров предложил делать мотоциклы – сказалось его личное увлечение. Идея инженера понравилась – так в СССР началась эпоха двухколесной техники с двигателями внутреннего сгорания.
Можаров со своей командой, после создания опытных моделей ИЖ, был отправлен в Ленинград – налаживать серийное производство средних мотоциклов. Конечно, жалко бросать такие модели, как ИЖ-1/2, больше похожих на тяжелые «Харлеи» с двигателями 1,2 литра. Но решение по запуску самых простых мотоциклов принимал лично товарищ Сталин – он понимал, что стране нужны недорогие байки.
Производство первого советского серийного мотоцикла решили наладить не в Ижевске – в стране были другие заводы, более подходящие для этого. Первым производителем должен был стать ленинградский «Промет», входящий в трест ТРЕМАСС.
Выбрав в качестве образца для подражания немецкий DKW Luxus 300, группа специалистов приступила к работе. Тогда Можаров уже трудился в НАМИ, но курировал выпуск первого советского мотоцикла и был председателем приемной комиссии.
В октябре 1930 года завод «Промет» собрал 25 байков, названных ТРЕМАСС-300. После испытаний Можаров вынес свой вердикт – мотоциклы нуждаются в доработке. Занялись этим на заводе «Красный Октябрь».
Летом 1931 года в СССР проходил третий Всесоюзный пробег советских байков.
В нем участвовали:
✅ По три байка от «Промет» и «Красный Октябрь»
✅ Четыре модели иностранного производства
✅ Шесть ХМЗ-1М
Протяженность маршрута составила более 4,6 тысячи км. Лучше всего зарекомендовали себя мотоциклы завода «Красный Октябрь», получившие название Л-300. Буква в индексе означала «Ленинград».
Всесоюзные мотопробеги в то время курировал Автодор – это Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог, существовавшее с 1927 по 1935 годы. По названию ясно, что члены сей почтенной организации должны быть водителями. Только в те годы машин на руках гражданского населения практически не было.
Предпосылки к появлению первого серийного мотоцикла заинтересовали членов Автодора. Организация заключила договор с заводом «Красный Октябрь» на 4 тысячи экземпляров Л-300.
Документальных подтверждений этому нет, но, скорее всего, завод «Красный Октябрь» выполнил свои обязательства. Тем более, что мотоциклов Л-300 за годы производства выпустили почти 19 тысяч экземпляров.
Модель получила в народе прозвище «Октябренок». Часть мотоциклов было отправлено в Красную Армию, где такую технику только начали тестировать. Мало кто из военных тогда думал, что байки смогут заменить конницу. Но Л-300 пришелся по нраву разведчикам и связистам, да и некоторые командиры с удовольствием пересели на «железную лошадь».
Красноармейцы полюбили Л-300 за их надежность и легкость. Во время боевых действий против японцев в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол, стало ясно, что армии нужны тяжелые мотоциклы с колясками. Легкие и средние модели годились только для разведки и связи.
В гражданской жизни Л-300 использовались в основном руководящими работниками низшего звена и энтузиастами. В Советском Союзе начал стремительными темпами развиваться мотоспорт. Условия сложились для этого благоприятные – появился же первый серийный байк.
Например, 3 мая 1933 года был побит скоростной рекорд СССР для мототехники отечественного производства. Победителем стал инженер завода «Красный Октябрь» Бекман. На Л-300 он разогнался до 80 км/ч, пройдя километровую дистанцию за 45 секунд.
Интересно, что во второй половине 1930-х годов, когда появились другие серийные мотоциклы, все они участвовали в соревнованиях. Полноценным соперником Л-300 мог считаться только ИЖ-7, но по скорости эти две модели успешно конкурировали с тяжелыми ТИЗ-АМ-600 и ПМЗ А-750.
Мотоцикл Л-300 оснащался двухтактным двигателем с рабочим объемом 293 см3. Мощность ранних модификаций 6 л. с, потом ее повысили до 6,5 л. с.
Максимальная скорость модели, что было доказано на соревнованиях, составляла 80 км/ч. Средний расход бензина – 4,5 литра. Но это при крейсерской скорости 40 км/ч. Объем бензобака 14 литров, то есть средний запас хода составлял около 300 км.
Коробка передач была трехступенчатая, переключалась она ручным рычагом. Мотоцикл весил 125 кг.
Выпуск Л-300 был прекращен в 1939 году. В преддверии боевых действий модель объявили бесперспективной, решив все силы бросить на массовый выпуск тяжелых байков с колясками.
После начала Великой Отечественной войны большинство Л-300 отправили в армию. Там они почти все и пропали.
Сейчас найти такой мотоцикл сложно, за единичные экземпляры, иногда всплывающие на рынке, коллекционеры устраивают настоящие битвы.
Если разговор идет об М-72 – прародителе «Днепров» и «Уралов», то эта история действительно имеет место. Только первые серийные оппозитные мотоциклы появились в 1941 году. А до этого советская промышленность успешно освоила выпуск двухколесной техники.
Конечно, разговор не идет о сотнях тысяч единиц мотоциклов – в 1930-х Советский Союз только начинал работать в этой сфере. Но модель Л-300, которую собирали с 1930 по 1939 годы, можно назвать крупносерийной. За все время производства, этих мотоциклов собрали почти 19 000 штук.
Мотоцикл Л-300 1937 года выпуска. Фото: Youtube.com
Модель можно назвать прародителем послевоенных ИЖ, и причин на то несколько. Во-первых, Л-300 и опытные байки, произведенные на Ижевском оружейном заводе, сконструировал Петр Можаров. То есть, его можно назвать «отцом» раннего советского мотоциклостроения.
Во-вторых, Л-300 и послевоенный ИЖ-350 были созданы по образу и подобию немецких DKW. Серийная модель Ижевского машиностроительного завода вообще считается копией NZ-350. Ее даже собирали на немецком оборудовании, вывезенном из Германии в качестве репараций.
Но начиналось все еще во второй половине 1920-х годов, когда в Советском Союзе не было ни одного серийного мотоцикла.
Свои модели или копии
СССР еще на заре существования старался идти собственным путем развития. В середине 1920-х годов, когда члены Высшего Совета Народного Хозяйства решили построить несколько заводов по производству мотоциклов, планировалось наладить выпуск оригинальных моделей.
Никакой приборной панели, как и самих приборов, тут не предусмотрено. Фото: Youtube.com
Идея, конечно, хорошая, только в стране не было материально-технической базы для этого, да и специалистов тоже. В Советском Союзе был один успешный опыт создания собственных моделей – это пять прототипов ИЖ Петра Можарова и его конструкторской группы.
У главного инженера был опыт – он в 1927 году, вместе с Адамовичем, ездил в Германию для изучения немецких мотоциклов. Кстати, такая нетипичная для СССР ситуация сложилась можно сказать, случайно.
Ружейно-пулеметный трест рекомендовал начать выпуск велосипедов в Ижевске. Узнав об этом, Петр Можаров предложил делать мотоциклы – сказалось его личное увлечение. Идея инженера понравилась – так в СССР началась эпоха двухколесной техники с двигателями внутреннего сгорания.
Можаров со своей командой, после создания опытных моделей ИЖ, был отправлен в Ленинград – налаживать серийное производство средних мотоциклов. Конечно, жалко бросать такие модели, как ИЖ-1/2, больше похожих на тяжелые «Харлеи» с двигателями 1,2 литра. Но решение по запуску самых простых мотоциклов принимал лично товарищ Сталин – он понимал, что стране нужны недорогие байки.
Опытные модели и мотопробег
Производство первого советского серийного мотоцикла решили наладить не в Ижевске – в стране были другие заводы, более подходящие для этого. Первым производителем должен был стать ленинградский «Промет», входящий в трест ТРЕМАСС.
Двигатель развивал мощность от 6 до 6,5 л. с. в зависимости от модификации. Фото: Youtube.com
Выбрав в качестве образца для подражания немецкий DKW Luxus 300, группа специалистов приступила к работе. Тогда Можаров уже трудился в НАМИ, но курировал выпуск первого советского мотоцикла и был председателем приемной комиссии.
В октябре 1930 года завод «Промет» собрал 25 байков, названных ТРЕМАСС-300. После испытаний Можаров вынес свой вердикт – мотоциклы нуждаются в доработке. Занялись этим на заводе «Красный Октябрь».
Летом 1931 года в СССР проходил третий Всесоюзный пробег советских байков.
В нем участвовали:
✅ По три байка от «Промет» и «Красный Октябрь»
✅ Четыре модели иностранного производства
✅ Шесть ХМЗ-1М
Протяженность маршрута составила более 4,6 тысячи км. Лучше всего зарекомендовали себя мотоциклы завода «Красный Октябрь», получившие название Л-300. Буква в индексе означала «Ленинград».
Как модель стала крупносерийной
Всесоюзные мотопробеги в то время курировал Автодор – это Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог, существовавшее с 1927 по 1935 годы. По названию ясно, что члены сей почтенной организации должны быть водителями. Только в те годы машин на руках гражданского населения практически не было.
Выдавали такие мотоциклы и милиции. Фото: Youtube.com
Предпосылки к появлению первого серийного мотоцикла заинтересовали членов Автодора. Организация заключила договор с заводом «Красный Октябрь» на 4 тысячи экземпляров Л-300.
Члены Автодора настолько хотели «стать на колеса», что даже посодействовали выдаче предприятию аванса в 1 млн. рублей. Именно эта финансовая поддержка помогла быстро модернизировать производство.
Документальных подтверждений этому нет, но, скорее всего, завод «Красный Октябрь» выполнил свои обязательства. Тем более, что мотоциклов Л-300 за годы производства выпустили почти 19 тысяч экземпляров.
Карьера
Модель получила в народе прозвище «Октябренок». Часть мотоциклов было отправлено в Красную Армию, где такую технику только начали тестировать. Мало кто из военных тогда думал, что байки смогут заменить конницу. Но Л-300 пришелся по нраву разведчикам и связистам, да и некоторые командиры с удовольствием пересели на «железную лошадь».
Красноармейцы полюбили Л-300 за их надежность и легкость. Во время боевых действий против японцев в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол, стало ясно, что армии нужны тяжелые мотоциклы с колясками. Легкие и средние модели годились только для разведки и связи.
Что интересно – модель одноместная. Фото: Youtube.com
В гражданской жизни Л-300 использовались в основном руководящими работниками низшего звена и энтузиастами. В Советском Союзе начал стремительными темпами развиваться мотоспорт. Условия сложились для этого благоприятные – появился же первый серийный байк.
Например, 3 мая 1933 года был побит скоростной рекорд СССР для мототехники отечественного производства. Победителем стал инженер завода «Красный Октябрь» Бекман. На Л-300 он разогнался до 80 км/ч, пройдя километровую дистанцию за 45 секунд.
В 1936 году появилось новое спортивное направление – прыжки на мотоцикле с трамплина. И вновь это был Л-300, причем без каких-либо доработок.
Интересно, что во второй половине 1930-х годов, когда появились другие серийные мотоциклы, все они участвовали в соревнованиях. Полноценным соперником Л-300 мог считаться только ИЖ-7, но по скорости эти две модели успешно конкурировали с тяжелыми ТИЗ-АМ-600 и ПМЗ А-750.
Технические характеристики
Мотоцикл Л-300 оснащался двухтактным двигателем с рабочим объемом 293 см3. Мощность ранних модификаций 6 л. с, потом ее повысили до 6,5 л. с.
Максимальная скорость модели, что было доказано на соревнованиях, составляла 80 км/ч. Средний расход бензина – 4,5 литра. Но это при крейсерской скорости 40 км/ч. Объем бензобака 14 литров, то есть средний запас хода составлял около 300 км.
Особенно умиляет труба клаксона. Фото: Youtube.com
Коробка передач была трехступенчатая, переключалась она ручным рычагом. Мотоцикл весил 125 кг.
Выпуск Л-300 был прекращен в 1939 году. В преддверии боевых действий модель объявили бесперспективной, решив все силы бросить на массовый выпуск тяжелых байков с колясками.
После начала Великой Отечественной войны большинство Л-300 отправили в армию. Там они почти все и пропали.
Сейчас найти такой мотоцикл сложно, за единичные экземпляры, иногда всплывающие на рынке, коллекционеры устраивают настоящие битвы.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...