Первый серийный мотоцикл в СССР – Л-300 «Красный Октябрь»
3 830

Первый серийный мотоцикл в СССР – Л-300 «Красный Октябрь»

Считается, что первые советские мотоциклы были тяжелыми моделями с колясками. Их скопировали с немецких БМВ перед самым началом Великой Отечественной войны и производили специально для Красной Армии.


Если разговор идет об М-72 – прародителе «Днепров» и «Уралов», то эта история действительно имеет место. Только первые серийные оппозитные мотоциклы появились в 1941 году. А до этого советская промышленность успешно освоила выпуск двухколесной техники.

Конечно, разговор не идет о сотнях тысяч единиц мотоциклов – в 1930-х Советский Союз только начинал работать в этой сфере. Но модель Л-300, которую собирали с 1930 по 1939 годы, можно назвать крупносерийной. За все время производства, этих мотоциклов собрали почти 19 000 штук.

Первый серийный мотоцикл в СССР – Л-300 «Красный Октябрь»Мотоцикл Л-300 1937 года выпуска. Фото: Youtube.com

Модель можно назвать прародителем послевоенных ИЖ, и причин на то несколько. Во-первых, Л-300 и опытные байки, произведенные на Ижевском оружейном заводе, сконструировал Петр Можаров. То есть, его можно назвать «отцом» раннего советского мотоциклостроения.

Во-вторых, Л-300 и послевоенный ИЖ-350 были созданы по образу и подобию немецких DKW. Серийная модель Ижевского машиностроительного завода вообще считается копией NZ-350. Ее даже собирали на немецком оборудовании, вывезенном из Германии в качестве репараций.

Но начиналось все еще во второй половине 1920-х годов, когда в Советском Союзе не было ни одного серийного мотоцикла.

Свои модели или копии


СССР еще на заре существования старался идти собственным путем развития. В середине 1920-х годов, когда члены Высшего Совета Народного Хозяйства решили построить несколько заводов по производству мотоциклов, планировалось наладить выпуск оригинальных моделей.

Никакой приборной панели, как и самих приборов, тут не предусмотрено. Фото: Youtube.com

Идея, конечно, хорошая, только в стране не было материально-технической базы для этого, да и специалистов тоже. В Советском Союзе был один успешный опыт создания собственных моделей – это пять прототипов ИЖ Петра Можарова и его конструкторской группы.

У главного инженера был опыт – он в 1927 году, вместе с Адамовичем, ездил в Германию для изучения немецких мотоциклов. Кстати, такая нетипичная для СССР ситуация сложилась можно сказать, случайно.

Ружейно-пулеметный трест рекомендовал начать выпуск велосипедов в Ижевске. Узнав об этом, Петр Можаров предложил делать мотоциклы – сказалось его личное увлечение. Идея инженера понравилась – так в СССР началась эпоха двухколесной техники с двигателями внутреннего сгорания.

Можаров со своей командой, после создания опытных моделей ИЖ, был отправлен в Ленинград – налаживать серийное производство средних мотоциклов. Конечно, жалко бросать такие модели, как ИЖ-1/2, больше похожих на тяжелые «Харлеи» с двигателями 1,2 литра. Но решение по запуску самых простых мотоциклов принимал лично товарищ Сталин – он понимал, что стране нужны недорогие байки.

Опытные модели и мотопробег


Производство первого советского серийного мотоцикла решили наладить не в Ижевске – в стране были другие заводы, более подходящие для этого. Первым производителем должен был стать ленинградский «Промет», входящий в трест ТРЕМАСС.

Двигатель развивал мощность от 6 до 6,5 л. с. в зависимости от модификации. Фото: Youtube.com

Выбрав в качестве образца для подражания немецкий DKW Luxus 300, группа специалистов приступила к работе. Тогда Можаров уже трудился в НАМИ, но курировал выпуск первого советского мотоцикла и был председателем приемной комиссии.

В октябре 1930 года завод «Промет» собрал 25 байков, названных ТРЕМАСС-300. После испытаний Можаров вынес свой вердикт – мотоциклы нуждаются в доработке. Занялись этим на заводе «Красный Октябрь».

Летом 1931 года в СССР проходил третий Всесоюзный пробег советских байков.

В нем участвовали:

✅ По три байка от «Промет» и «Красный Октябрь»
✅ Четыре модели иностранного производства
✅ Шесть ХМЗ-1М

Протяженность маршрута составила более 4,6 тысячи км. Лучше всего зарекомендовали себя мотоциклы завода «Красный Октябрь», получившие название Л-300. Буква в индексе означала «Ленинград».

Как модель стала крупносерийной


Всесоюзные мотопробеги в то время курировал Автодор – это Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог, существовавшее с 1927 по 1935 годы. По названию ясно, что члены сей почтенной организации должны быть водителями. Только в те годы машин на руках гражданского населения практически не было.

Выдавали такие мотоциклы и милиции. Фото: Youtube.com

Предпосылки к появлению первого серийного мотоцикла заинтересовали членов Автодора. Организация заключила договор с заводом «Красный Октябрь» на 4 тысячи экземпляров Л-300.

Члены Автодора настолько хотели «стать на колеса», что даже посодействовали выдаче предприятию аванса в 1 млн. рублей. Именно эта финансовая поддержка помогла быстро модернизировать производство.

Документальных подтверждений этому нет, но, скорее всего, завод «Красный Октябрь» выполнил свои обязательства. Тем более, что мотоциклов Л-300 за годы производства выпустили почти 19 тысяч экземпляров.

Карьера


Модель получила в народе прозвище «Октябренок». Часть мотоциклов было отправлено в Красную Армию, где такую технику только начали тестировать. Мало кто из военных тогда думал, что байки смогут заменить конницу. Но Л-300 пришелся по нраву разведчикам и связистам, да и некоторые командиры с удовольствием пересели на «железную лошадь».

Красноармейцы полюбили Л-300 за их надежность и легкость. Во время боевых действий против японцев в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол, стало ясно, что армии нужны тяжелые мотоциклы с колясками. Легкие и средние модели годились только для разведки и связи.

Что интересно – модель одноместная. Фото: Youtube.com

В гражданской жизни Л-300 использовались в основном руководящими работниками низшего звена и энтузиастами. В Советском Союзе начал стремительными темпами развиваться мотоспорт. Условия сложились для этого благоприятные – появился же первый серийный байк.

Например, 3 мая 1933 года был побит скоростной рекорд СССР для мототехники отечественного производства. Победителем стал инженер завода «Красный Октябрь» Бекман. На Л-300 он разогнался до 80 км/ч, пройдя километровую дистанцию за 45 секунд.

В 1936 году появилось новое спортивное направление – прыжки на мотоцикле с трамплина. И вновь это был Л-300, причем без каких-либо доработок.

Интересно, что во второй половине 1930-х годов, когда появились другие серийные мотоциклы, все они участвовали в соревнованиях. Полноценным соперником Л-300 мог считаться только ИЖ-7, но по скорости эти две модели успешно конкурировали с тяжелыми ТИЗ-АМ-600 и ПМЗ А-750.

Технические характеристики


Мотоцикл Л-300 оснащался двухтактным двигателем с рабочим объемом 293 см3. Мощность ранних модификаций 6 л. с, потом ее повысили до 6,5 л. с.

Максимальная скорость модели, что было доказано на соревнованиях, составляла 80 км/ч. Средний расход бензина – 4,5 литра. Но это при крейсерской скорости 40 км/ч. Объем бензобака 14 литров, то есть средний запас хода составлял около 300 км.

Особенно умиляет труба клаксона. Фото: Youtube.com

Коробка передач была трехступенчатая, переключалась она ручным рычагом. Мотоцикл весил 125 кг.

Выпуск Л-300 был прекращен в 1939 году. В преддверии боевых действий модель объявили бесперспективной, решив все силы бросить на массовый выпуск тяжелых байков с колясками.

После начала Великой Отечественной войны большинство Л-300 отправили в армию. Там они почти все и пропали.
Сейчас найти такой мотоцикл сложно, за единичные экземпляры, иногда всплывающие на рынке, коллекционеры устраивают настоящие битвы.
А вам понравился Л-300 «Красный Октябрь»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....