
Первый серийный мотоцикл в СССР – Л-300 «Красный Октябрь»
Считается, что первые советские мотоциклы были тяжелыми моделями с колясками. Их скопировали с немецких БМВ перед самым началом Великой Отечественной войны и производили специально для Красной Армии.
Если разговор идет об М-72 – прародителе «Днепров» и «Уралов», то эта история действительно имеет место. Только первые серийные оппозитные мотоциклы появились в 1941 году. А до этого советская промышленность успешно освоила выпуск двухколесной техники.
Конечно, разговор не идет о сотнях тысяч единиц мотоциклов – в 1930-х Советский Союз только начинал работать в этой сфере. Но модель Л-300, которую собирали с 1930 по 1939 годы, можно назвать крупносерийной. За все время производства, этих мотоциклов собрали почти 19 000 штук.
Мотоцикл Л-300 1937 года выпуска. Фото: Youtube.com
Модель можно назвать прародителем послевоенных ИЖ, и причин на то несколько. Во-первых, Л-300 и опытные байки, произведенные на Ижевском оружейном заводе, сконструировал Петр Можаров. То есть, его можно назвать «отцом» раннего советского мотоциклостроения.
Во-вторых, Л-300 и послевоенный ИЖ-350 были созданы по образу и подобию немецких DKW. Серийная модель Ижевского машиностроительного завода вообще считается копией NZ-350. Ее даже собирали на немецком оборудовании, вывезенном из Германии в качестве репараций.
Но начиналось все еще во второй половине 1920-х годов, когда в Советском Союзе не было ни одного серийного мотоцикла.
СССР еще на заре существования старался идти собственным путем развития. В середине 1920-х годов, когда члены Высшего Совета Народного Хозяйства решили построить несколько заводов по производству мотоциклов, планировалось наладить выпуск оригинальных моделей.
Никакой приборной панели, как и самих приборов, тут не предусмотрено. Фото: Youtube.com
Идея, конечно, хорошая, только в стране не было материально-технической базы для этого, да и специалистов тоже. В Советском Союзе был один успешный опыт создания собственных моделей – это пять прототипов ИЖ Петра Можарова и его конструкторской группы.
Ружейно-пулеметный трест рекомендовал начать выпуск велосипедов в Ижевске. Узнав об этом, Петр Можаров предложил делать мотоциклы – сказалось его личное увлечение. Идея инженера понравилась – так в СССР началась эпоха двухколесной техники с двигателями внутреннего сгорания.
Можаров со своей командой, после создания опытных моделей ИЖ, был отправлен в Ленинград – налаживать серийное производство средних мотоциклов. Конечно, жалко бросать такие модели, как ИЖ-1/2, больше похожих на тяжелые «Харлеи» с двигателями 1,2 литра. Но решение по запуску самых простых мотоциклов принимал лично товарищ Сталин – он понимал, что стране нужны недорогие байки.
Производство первого советского серийного мотоцикла решили наладить не в Ижевске – в стране были другие заводы, более подходящие для этого. Первым производителем должен был стать ленинградский «Промет», входящий в трест ТРЕМАСС.
Двигатель развивал мощность от 6 до 6,5 л. с. в зависимости от модификации. Фото: Youtube.com
Выбрав в качестве образца для подражания немецкий DKW Luxus 300, группа специалистов приступила к работе. Тогда Можаров уже трудился в НАМИ, но курировал выпуск первого советского мотоцикла и был председателем приемной комиссии.
В октябре 1930 года завод «Промет» собрал 25 байков, названных ТРЕМАСС-300. После испытаний Можаров вынес свой вердикт – мотоциклы нуждаются в доработке. Занялись этим на заводе «Красный Октябрь».
Летом 1931 года в СССР проходил третий Всесоюзный пробег советских байков.
В нем участвовали:
✅ По три байка от «Промет» и «Красный Октябрь»
✅ Четыре модели иностранного производства
✅ Шесть ХМЗ-1М
Протяженность маршрута составила более 4,6 тысячи км. Лучше всего зарекомендовали себя мотоциклы завода «Красный Октябрь», получившие название Л-300. Буква в индексе означала «Ленинград».
Всесоюзные мотопробеги в то время курировал Автодор – это Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог, существовавшее с 1927 по 1935 годы. По названию ясно, что члены сей почтенной организации должны быть водителями. Только в те годы машин на руках гражданского населения практически не было.
Выдавали такие мотоциклы и милиции. Фото: Youtube.com
Предпосылки к появлению первого серийного мотоцикла заинтересовали членов Автодора. Организация заключила договор с заводом «Красный Октябрь» на 4 тысячи экземпляров Л-300.
Документальных подтверждений этому нет, но, скорее всего, завод «Красный Октябрь» выполнил свои обязательства. Тем более, что мотоциклов Л-300 за годы производства выпустили почти 19 тысяч экземпляров.
Модель получила в народе прозвище «Октябренок». Часть мотоциклов было отправлено в Красную Армию, где такую технику только начали тестировать. Мало кто из военных тогда думал, что байки смогут заменить конницу. Но Л-300 пришелся по нраву разведчикам и связистам, да и некоторые командиры с удовольствием пересели на «железную лошадь».
Красноармейцы полюбили Л-300 за их надежность и легкость. Во время боевых действий против японцев в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол, стало ясно, что армии нужны тяжелые мотоциклы с колясками. Легкие и средние модели годились только для разведки и связи.
Что интересно – модель одноместная. Фото: Youtube.com
В гражданской жизни Л-300 использовались в основном руководящими работниками низшего звена и энтузиастами. В Советском Союзе начал стремительными темпами развиваться мотоспорт. Условия сложились для этого благоприятные – появился же первый серийный байк.
Например, 3 мая 1933 года был побит скоростной рекорд СССР для мототехники отечественного производства. Победителем стал инженер завода «Красный Октябрь» Бекман. На Л-300 он разогнался до 80 км/ч, пройдя километровую дистанцию за 45 секунд.
Интересно, что во второй половине 1930-х годов, когда появились другие серийные мотоциклы, все они участвовали в соревнованиях. Полноценным соперником Л-300 мог считаться только ИЖ-7, но по скорости эти две модели успешно конкурировали с тяжелыми ТИЗ-АМ-600 и ПМЗ А-750.
Мотоцикл Л-300 оснащался двухтактным двигателем с рабочим объемом 293 см3. Мощность ранних модификаций 6 л. с, потом ее повысили до 6,5 л. с.
Максимальная скорость модели, что было доказано на соревнованиях, составляла 80 км/ч. Средний расход бензина – 4,5 литра. Но это при крейсерской скорости 40 км/ч. Объем бензобака 14 литров, то есть средний запас хода составлял около 300 км.
Особенно умиляет труба клаксона. Фото: Youtube.com
Коробка передач была трехступенчатая, переключалась она ручным рычагом. Мотоцикл весил 125 кг.
Выпуск Л-300 был прекращен в 1939 году. В преддверии боевых действий модель объявили бесперспективной, решив все силы бросить на массовый выпуск тяжелых байков с колясками.
После начала Великой Отечественной войны большинство Л-300 отправили в армию. Там они почти все и пропали.
Сейчас найти такой мотоцикл сложно, за единичные экземпляры, иногда всплывающие на рынке, коллекционеры устраивают настоящие битвы.
Если разговор идет об М-72 – прародителе «Днепров» и «Уралов», то эта история действительно имеет место. Только первые серийные оппозитные мотоциклы появились в 1941 году. А до этого советская промышленность успешно освоила выпуск двухколесной техники.
Конечно, разговор не идет о сотнях тысяч единиц мотоциклов – в 1930-х Советский Союз только начинал работать в этой сфере. Но модель Л-300, которую собирали с 1930 по 1939 годы, можно назвать крупносерийной. За все время производства, этих мотоциклов собрали почти 19 000 штук.

Модель можно назвать прародителем послевоенных ИЖ, и причин на то несколько. Во-первых, Л-300 и опытные байки, произведенные на Ижевском оружейном заводе, сконструировал Петр Можаров. То есть, его можно назвать «отцом» раннего советского мотоциклостроения.
Во-вторых, Л-300 и послевоенный ИЖ-350 были созданы по образу и подобию немецких DKW. Серийная модель Ижевского машиностроительного завода вообще считается копией NZ-350. Ее даже собирали на немецком оборудовании, вывезенном из Германии в качестве репараций.
Но начиналось все еще во второй половине 1920-х годов, когда в Советском Союзе не было ни одного серийного мотоцикла.
Свои модели или копии
СССР еще на заре существования старался идти собственным путем развития. В середине 1920-х годов, когда члены Высшего Совета Народного Хозяйства решили построить несколько заводов по производству мотоциклов, планировалось наладить выпуск оригинальных моделей.

Идея, конечно, хорошая, только в стране не было материально-технической базы для этого, да и специалистов тоже. В Советском Союзе был один успешный опыт создания собственных моделей – это пять прототипов ИЖ Петра Можарова и его конструкторской группы.
У главного инженера был опыт – он в 1927 году, вместе с Адамовичем, ездил в Германию для изучения немецких мотоциклов. Кстати, такая нетипичная для СССР ситуация сложилась можно сказать, случайно.
Ружейно-пулеметный трест рекомендовал начать выпуск велосипедов в Ижевске. Узнав об этом, Петр Можаров предложил делать мотоциклы – сказалось его личное увлечение. Идея инженера понравилась – так в СССР началась эпоха двухколесной техники с двигателями внутреннего сгорания.
Можаров со своей командой, после создания опытных моделей ИЖ, был отправлен в Ленинград – налаживать серийное производство средних мотоциклов. Конечно, жалко бросать такие модели, как ИЖ-1/2, больше похожих на тяжелые «Харлеи» с двигателями 1,2 литра. Но решение по запуску самых простых мотоциклов принимал лично товарищ Сталин – он понимал, что стране нужны недорогие байки.
Опытные модели и мотопробег
Производство первого советского серийного мотоцикла решили наладить не в Ижевске – в стране были другие заводы, более подходящие для этого. Первым производителем должен был стать ленинградский «Промет», входящий в трест ТРЕМАСС.

Выбрав в качестве образца для подражания немецкий DKW Luxus 300, группа специалистов приступила к работе. Тогда Можаров уже трудился в НАМИ, но курировал выпуск первого советского мотоцикла и был председателем приемной комиссии.
В октябре 1930 года завод «Промет» собрал 25 байков, названных ТРЕМАСС-300. После испытаний Можаров вынес свой вердикт – мотоциклы нуждаются в доработке. Занялись этим на заводе «Красный Октябрь».
Летом 1931 года в СССР проходил третий Всесоюзный пробег советских байков.
В нем участвовали:
✅ По три байка от «Промет» и «Красный Октябрь»
✅ Четыре модели иностранного производства
✅ Шесть ХМЗ-1М
Протяженность маршрута составила более 4,6 тысячи км. Лучше всего зарекомендовали себя мотоциклы завода «Красный Октябрь», получившие название Л-300. Буква в индексе означала «Ленинград».
Как модель стала крупносерийной
Всесоюзные мотопробеги в то время курировал Автодор – это Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог, существовавшее с 1927 по 1935 годы. По названию ясно, что члены сей почтенной организации должны быть водителями. Только в те годы машин на руках гражданского населения практически не было.

Предпосылки к появлению первого серийного мотоцикла заинтересовали членов Автодора. Организация заключила договор с заводом «Красный Октябрь» на 4 тысячи экземпляров Л-300.
Члены Автодора настолько хотели «стать на колеса», что даже посодействовали выдаче предприятию аванса в 1 млн. рублей. Именно эта финансовая поддержка помогла быстро модернизировать производство.
Документальных подтверждений этому нет, но, скорее всего, завод «Красный Октябрь» выполнил свои обязательства. Тем более, что мотоциклов Л-300 за годы производства выпустили почти 19 тысяч экземпляров.
Карьера
Модель получила в народе прозвище «Октябренок». Часть мотоциклов было отправлено в Красную Армию, где такую технику только начали тестировать. Мало кто из военных тогда думал, что байки смогут заменить конницу. Но Л-300 пришелся по нраву разведчикам и связистам, да и некоторые командиры с удовольствием пересели на «железную лошадь».
Красноармейцы полюбили Л-300 за их надежность и легкость. Во время боевых действий против японцев в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол, стало ясно, что армии нужны тяжелые мотоциклы с колясками. Легкие и средние модели годились только для разведки и связи.

В гражданской жизни Л-300 использовались в основном руководящими работниками низшего звена и энтузиастами. В Советском Союзе начал стремительными темпами развиваться мотоспорт. Условия сложились для этого благоприятные – появился же первый серийный байк.
Например, 3 мая 1933 года был побит скоростной рекорд СССР для мототехники отечественного производства. Победителем стал инженер завода «Красный Октябрь» Бекман. На Л-300 он разогнался до 80 км/ч, пройдя километровую дистанцию за 45 секунд.
В 1936 году появилось новое спортивное направление – прыжки на мотоцикле с трамплина. И вновь это был Л-300, причем без каких-либо доработок.
Интересно, что во второй половине 1930-х годов, когда появились другие серийные мотоциклы, все они участвовали в соревнованиях. Полноценным соперником Л-300 мог считаться только ИЖ-7, но по скорости эти две модели успешно конкурировали с тяжелыми ТИЗ-АМ-600 и ПМЗ А-750.
Технические характеристики
Мотоцикл Л-300 оснащался двухтактным двигателем с рабочим объемом 293 см3. Мощность ранних модификаций 6 л. с, потом ее повысили до 6,5 л. с.
Максимальная скорость модели, что было доказано на соревнованиях, составляла 80 км/ч. Средний расход бензина – 4,5 литра. Но это при крейсерской скорости 40 км/ч. Объем бензобака 14 литров, то есть средний запас хода составлял около 300 км.

Коробка передач была трехступенчатая, переключалась она ручным рычагом. Мотоцикл весил 125 кг.
Выпуск Л-300 был прекращен в 1939 году. В преддверии боевых действий модель объявили бесперспективной, решив все силы бросить на массовый выпуск тяжелых байков с колясками.
После начала Великой Отечественной войны большинство Л-300 отправили в армию. Там они почти все и пропали.
Сейчас найти такой мотоцикл сложно, за единичные экземпляры, иногда всплывающие на рынке, коллекционеры устраивают настоящие битвы.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Маленький «сверхмедленный» самолет бьет рекорды продаж
Речь о гибридно-электрической модели от Electra, которая должна поступить в эксплуатацию в 2028 году. Более подробно о причинах популярности воздушного судна и...

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

Гибридный дирижабль на воздушной подушке Z1 скоро поступит в эксплуатацию – появился первый заказчик
И даже два. Так что, учитывая тенденции последнего времени, скоро воздушное пространство пополнится десятками, а то и сотнями, таких огромных управляемых...

Чиновника «пересадили» с BMW на «Ауру» – мнение из первых уст
Раньше трудно было найти государственного служащего, перемещающегося на машине отечественного производства. Времена меняются, автопарк «изнашивается» и...

Испытания SJ-100 ускоряют – линию сборки модернизировали
Стало известно, сколько всего самолетов уже находится в работе. Некоторые экземпляры оказались в шаге от испытаний в воздухе....

Два уникальных грузовика ЗИЛ на бездорожье – инженеры против «самодельщиков»
В очередной раз не дают покоя авторам канала «Полигон-98» лавры советских инженеров. В новой поездке они решили проверить, какой грузовик ЗИЛ лучше – заводской...

Прорыв в небо: первый полет SJ-100 с ПД-8 и будущее МС-21
В мире гражданской авиации наметился важный поворот: Россия делает уверенные шаги в сторону полной импортозамещенности своих авиалайнеров. Видео на...

Samsung построит девять танкеров-челноков за 1,34 млрд долларов
Они займутся транспортировкой нефти в акватории Бразилии. Прямо сейчас строят еще три таких судна....

АВТОВАЗ начал производство самой доступной версии LADA Largus
Этот автомобиль пришел на смену LADA Largus в комплектации Classic Plus. Он называется Comfort и стоит на 5 тысяч рублей дороже....

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

В Британии создали двигатель, работающий на чистой меди
Он сможет использовать космический мусор в качестве топлива. Однако есть две большие проблемы....

Lada Iskra станет первой моделью АВТОВАЗ с системой iTPMS
Она проще и надежнее, чем dTPMS. Теперь российские машины станут немного безопаснее....

Такого успеха не ожидал никто: Denza N9 Black Warrior бьет рекорды продаж
Даже в самой BYD не думали, что будет такой спрос. Что именно привлекает покупателей в авто?...

Взлет и падение Русско-Балтийского завода
Автомобили «Руссо-Балт» получили широкую известность не только в России но и в Европе. Но из-за исторических событий первый российский автомобильный бренд...

Космонавты «примерили» корабль «Союз МС-27» перед стартом
Полетят два российских космонавта и один американский астронавт. На испытаниях также были их дублеры....

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....