.d-md-none .d-lg-block bibimot

Любимые мопеды советских пацанов – «Рига»

Любимые мопеды советских пацанов – «Рига»
Мопеды появились в Советском Союзе достаточно поздно по сравнению с мотоциклами – только в середине 1950-х годов. Изначально это были простые велосипеды с моторами. Но благодаря низкой стоимости, такая техника быстро обрела популярность, особенно в сельской местности.


Самыми лучшими мопедами у советских пацанов всегда были «Риги» различных модификаций. В отличие от подобной техники Львовского мотозавода, на «Саркана звайгзне» выпускали более надежные и стильные модели.

Сегодня мы вспомним счастливое советское детство и юность и расскажем про все «Риги», от первой до последней.


Прежде чем начать, нужно понять отличие мопедов от мотовелосипедов. Первые могут быть как педальные, так и с кикстартерами. Что касается вторых – то это просто велосипеды с подвесными моторчиками. Современные модели с электро или кикстартерами, педальные версии давно уже не выпускаются.

«Рига-1»


Самый первый мопед рижского мотозавода «Саркана звайгзне» назывался «Spriditis», но серийным он не стал. Дело в том, что литовским конструкторам не удалось самостоятельно создать мопед, хотя двигатель на него ставился лицензионный – чешской фирмы Jawa. Модель «Spriditis» была выпущена в 1958 году.

Любимые мопеды советских пацанов – «Рига»«Рига-1» – стильный и красивый мопед. Фото: Youtube.com


Только в 1960 появилась опытная партия из 10 штук «Рига-1», которые прошли заводские и государственные испытания. В 1961 было выпущено уже 5 000 мопедов, а к 1965 году выпуск достиг 90 000 экземпляров.

«Рига-1» прославился на весь Советский Союз своей надежностью и беспроблемностью. Главное достоинство этой модели – двигатель Jawa. Основной недостаток – объем 50 кубических сантиметров, что требовало наличия водительских прав.

Мопеда «Рига-2» не существовало, зато был мотовелосипед «Гауя», который и считается этой самой моделью.

«Рига-3»


Мопед «Рига-3» создавали с учетом главного недостатка предыдущей модели – необходимости водительского удостоверения. От двигателя Jawa отказались, начали ставить мотор Ш-51 Шяуляйского завода «Вайрас» с рабочим объемом 49 см3. Первые партии оснащались силовыми агрегатами Ш-50.

Модель дебютировала в 1965 году и сразу раскупалась советскими гражданами, привыкшими к надежности рижской техники. Вот только по сравнению с чешским двигателем, мотор Ш-51 показал себя не слишком качественным.

Восстановить до идеала такой мопед сложно. Фото: Youtube.com


Основные отличия «Рига-3»:

  • ? Мотор мощнее
  • ? Вес меньше на 2 килограмма
  • ? Максимальная скорость 50 км/ч
  • ? Новые рама и сиденье
  • ? Другая форма бака, спиц и тормозных барабанов


Несмотря на падение качества, мопеды все равно высоко ценились советскими пацанами. Уровень их сборки был выше чем у техники Львовского мотозавода.

«Рига-4»


В 1968 году появилась четвертая модель рижского мопеда. Она получила ряд изменений технического плана. Например, трансформатор, новые шестерни КПП и так далее.

«Рига-5»


На два года раньше, в 1966, появилась модель «Рига-5». Это легкий мопед, который выпускался до 1975. Техника ближе к велосипедам, но имеет в своей конструкции некоторые черты, не свойственные им, например, задние тормоза колодочного типа.

Эта модель пришла на смену «Гауи», но она была более совершенной.


«Рига-4». Фото: Youtube.com


«Рига-6» выпущена в единственном экземпляре и в серию не пошла. На ее основе делали кроссовую малокубатурную технику для маленьких спортсменов.

«Рига-7»


Этот легкий мопед пришел на смену пятой версии. Вместо двигателя Д-5 на него устанавливали мотор Д-6. Внешне модель почти не отличается от предшественника. «Рига-7» стала последним легким мопедом, больше похожим на велосипед.

Кстати, малокубатурная техника без педалей называется правильно мокиком. Мопед – это агрегат с педалями, расшифровка в названии.

«Рига-11»


Новая версия «Риги» получилась стильной и современной. Она наконец избавилась от велосипедных черт. Почему 11? Предыдущие модификации были опытными или спортивными, это касается и следующих моделей, которые часто идут не подряд.

Изначально производитель планировал делать мопед с автоматическим сцеплением, но потом от этой идеи отказались.


«Рига-11» оказалась не очень надежной. Рама новой конструкции часто лопалась, расположение бензобака было неудачным, при движении в гору топливо могло не поступать в карбюратор, особенно если его было мало.

«Рига-11» похожа на велосипед. Фото: Youtube.com


«Рига-12»


Выпуская новую модель, производитель стремился избавиться от недостатков предыдущей, и это получилось. Раму усилили, бензобак разместили выше. Двигатель на «Ригу-12» ставили Ш-57. Привод все тот же педальный, но компоновка типично мопедная.

«Рига-13»


Модель начали выпускать в 1983 году. Этот мопед стал самым массовым в истории завода «Саркана звайгзне». Делали его до 1998 г.
Основное достоинство «Рига-13» - это низкая цена и простота конструкции.

«Рига-16»


Первый полноценный мокик. Наконец пропали педали, к огромной радости советских пацанов. Именно такие модели пользовались самым высоким спросом, а их владельцы – уважением всего двора. Это же почти настоящий мотоцикл!

«Рига-16» выпускалась с 1977 года. Сначала на них ставили двигатели S-58 и Ш-57, потом начали комплектовать мотором Ш-58.

«Рига-22»


В 1981 году на смену 16 модели пришла «Рига-22». Мокик получился более надежным за счет применения бесконтактного зажигания и новой КПП. Кстати, коробка передач на моделях первых лет выпуска не отличалась надежностью.

Заботливо отреставрированная «Рига-16». Фото: Youtube.com


После модернизации 1984 года КПП усилили, а двигатели Ш-62 и Ш-62М сменили на надежный V-50 с мощностью 1,8 л. с.

Воплощение мечты – «Рига-26 Мини»


Самым стильным мокиком в истории рижского мотозавода стал «Рига-26 Мини». Современный, сделанный по мотивам японской Honda Monkey, мопед поражал воображение советских подростков.

Несмотря на свои миниатюрные размеры, «Рига-26» весит около 50 кг. Модель можно было хранить дома на балконе, возить в багажнике легкового автомобиля.


«Рига-30» - это такой же мини-мокик, но усовершенствованный. У него пружинная задняя подвеска, а не жесткая. Дальнейшим развитием серии мини-мокиков стала «Стелла».

«Рига-30». Фото: Youtube.com


«Рига-Дельта»


Традиционную линейку мопедов рижского мотозавода продолжила модель «Дельта».
Мопед выпускался в нескольких модификациях.

Эта версия собиралась с 1986 года, оснащалась разными двигателями, от V-50 до V-50М. Этот мопед тоже пользовался высоким спросом и уважением советских пацанов. Достать «Дельту» было сложно – на всех их не хватало.

Кроме подростков, мопеды рижского завода «Саркана звайгзне» любили пенсионеры, живущие в сельской местности и городские рыболовы. Техника позволяла перемещаться на значительные расстояния и не зависеть от общественного транспорта. Права были не нужны, так что можно ездить даже под небольшим «градусом».

Цена на мопеды в СССР была небольшой – около 240-250 рублей. Интересно, что «Рига» и «Карпаты» стоили одинаково, серьезно отличаясь качеством.

Завод «Саркана звайгзне» давно обанкротился. После развала Советского Союза фирма пыталась продавать свою технику в Европу, но там все было занято, и двухтактные мопеды оказались никому не нужны.

«Рига-Дельта». Фото: Youtube.com


Ситуация усугубилась появлением потомка бывшего владельца завода, который отсудил половину предприятия, да так все и бросил.
Но мопеды ездят до сих пор, хотя их осталось немного...

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

Какой советский мопед был лучшим?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
От Карпаты-1 до модификации Спорт – обзор популярных мопедов СССРHarley-Davidson Freewheeler: для чего нужен этот трехколесный мотоцикл?