Любимые мопеды советских пацанов – «Рига»
Мопеды появились в Советском Союзе достаточно поздно по сравнению с мотоциклами – только в середине 1950-х годов. Изначально это были простые велосипеды с моторами. Но благодаря низкой стоимости, такая техника быстро обрела популярность, особенно в сельской местности.
Самыми лучшими мопедами у советских пацанов всегда были «Риги» различных модификаций. В отличие от подобной техники Львовского мотозавода, на «Саркана звайгзне» выпускали более надежные и стильные модели.
Прежде чем начать, нужно понять отличие мопедов от мотовелосипедов. Первые могут быть как педальные, так и с кикстартерами. Что касается вторых – то это просто велосипеды с подвесными моторчиками. Современные модели с электро или кикстартерами, педальные версии давно уже не выпускаются.
Самый первый мопед рижского мотозавода «Саркана звайгзне» назывался «Spriditis», но серийным он не стал. Дело в том, что литовским конструкторам не удалось самостоятельно создать мопед, хотя двигатель на него ставился лицензионный – чешской фирмы Jawa. Модель «Spriditis» была выпущена в 1958 году.
Только в 1960 появилась опытная партия из 10 штук «Рига-1», которые прошли заводские и государственные испытания. В 1961 было выпущено уже 5 000 мопедов, а к 1965 году выпуск достиг 90 000 экземпляров.
«Рига-1» прославился на весь Советский Союз своей надежностью и беспроблемностью. Главное достоинство этой модели – двигатель Jawa. Основной недостаток – объем 50 кубических сантиметров, что требовало наличия водительских прав.
Мопеда «Рига-2» не существовало, зато был мотовелосипед «Гауя», который и считается этой самой моделью.
Мопед «Рига-3» создавали с учетом главного недостатка предыдущей модели – необходимости водительского удостоверения. От двигателя Jawa отказались, начали ставить мотор Ш-51 Шяуляйского завода «Вайрас» с рабочим объемом 49 см3. Первые партии оснащались силовыми агрегатами Ш-50.
Модель дебютировала в 1965 году и сразу раскупалась советскими гражданами, привыкшими к надежности рижской техники. Вот только по сравнению с чешским двигателем, мотор Ш-51 показал себя не слишком качественным.
Основные отличия «Рига-3»:
Несмотря на падение качества, мопеды все равно высоко ценились советскими пацанами. Уровень их сборки был выше чем у техники Львовского мотозавода.
В 1968 году появилась четвертая модель рижского мопеда. Она получила ряд изменений технического плана. Например, трансформатор, новые шестерни КПП и так далее.
На два года раньше, в 1966, появилась модель «Рига-5». Это легкий мопед, который выпускался до 1975. Техника ближе к велосипедам, но имеет в своей конструкции некоторые черты, не свойственные им, например, задние тормоза колодочного типа.
«Рига-6» выпущена в единственном экземпляре и в серию не пошла. На ее основе делали кроссовую малокубатурную технику для маленьких спортсменов.
Этот легкий мопед пришел на смену пятой версии. Вместо двигателя Д-5 на него устанавливали мотор Д-6. Внешне модель почти не отличается от предшественника. «Рига-7» стала последним легким мопедом, больше похожим на велосипед.
Кстати, малокубатурная техника без педалей называется правильно мокиком. Мопед – это агрегат с педалями, расшифровка в названии.
Новая версия «Риги» получилась стильной и современной. Она наконец избавилась от велосипедных черт. Почему 11? Предыдущие модификации были опытными или спортивными, это касается и следующих моделей, которые часто идут не подряд.
«Рига-11» оказалась не очень надежной. Рама новой конструкции часто лопалась, расположение бензобака было неудачным, при движении в гору топливо могло не поступать в карбюратор, особенно если его было мало.
Выпуская новую модель, производитель стремился избавиться от недостатков предыдущей, и это получилось. Раму усилили, бензобак разместили выше. Двигатель на «Ригу-12» ставили Ш-57. Привод все тот же педальный, но компоновка типично мопедная.
Модель начали выпускать в 1983 году. Этот мопед стал самым массовым в истории завода «Саркана звайгзне». Делали его до 1998 г.
Основное достоинство «Рига-13» - это низкая цена и простота конструкции.
Первый полноценный мокик. Наконец пропали педали, к огромной радости советских пацанов. Именно такие модели пользовались самым высоким спросом, а их владельцы – уважением всего двора. Это же почти настоящий мотоцикл!
«Рига-16» выпускалась с 1977 года. Сначала на них ставили двигатели S-58 и Ш-57, потом начали комплектовать мотором Ш-58.
В 1981 году на смену 16 модели пришла «Рига-22». Мокик получился более надежным за счет применения бесконтактного зажигания и новой КПП. Кстати, коробка передач на моделях первых лет выпуска не отличалась надежностью.
После модернизации 1984 года КПП усилили, а двигатели Ш-62 и Ш-62М сменили на надежный V-50 с мощностью 1,8 л. с.
Самым стильным мокиком в истории рижского мотозавода стал «Рига-26 Мини». Современный, сделанный по мотивам японской Honda Monkey, мопед поражал воображение советских подростков.
«Рига-30» - это такой же мини-мокик, но усовершенствованный. У него пружинная задняя подвеска, а не жесткая. Дальнейшим развитием серии мини-мокиков стала «Стелла».
Традиционную линейку мопедов рижского мотозавода продолжила модель «Дельта».
Мопед выпускался в нескольких модификациях.
Эта версия собиралась с 1986 года, оснащалась разными двигателями, от V-50 до V-50М. Этот мопед тоже пользовался высоким спросом и уважением советских пацанов. Достать «Дельту» было сложно – на всех их не хватало.
Кроме подростков, мопеды рижского завода «Саркана звайгзне» любили пенсионеры, живущие в сельской местности и городские рыболовы. Техника позволяла перемещаться на значительные расстояния и не зависеть от общественного транспорта. Права были не нужны, так что можно ездить даже под небольшим «градусом».
Цена на мопеды в СССР была небольшой – около 240-250 рублей. Интересно, что «Рига» и «Карпаты» стоили одинаково, серьезно отличаясь качеством.
Завод «Саркана звайгзне» давно обанкротился. После развала Советского Союза фирма пыталась продавать свою технику в Европу, но там все было занято, и двухтактные мопеды оказались никому не нужны.
Ситуация усугубилась появлением потомка бывшего владельца завода, который отсудил половину предприятия, да так все и бросил.
Но мопеды ездят до сих пор, хотя их осталось немного...
Самыми лучшими мопедами у советских пацанов всегда были «Риги» различных модификаций. В отличие от подобной техники Львовского мотозавода, на «Саркана звайгзне» выпускали более надежные и стильные модели.
Сегодня мы вспомним счастливое советское детство и юность и расскажем про все «Риги», от первой до последней.
Прежде чем начать, нужно понять отличие мопедов от мотовелосипедов. Первые могут быть как педальные, так и с кикстартерами. Что касается вторых – то это просто велосипеды с подвесными моторчиками. Современные модели с электро или кикстартерами, педальные версии давно уже не выпускаются.
«Рига-1»
Самый первый мопед рижского мотозавода «Саркана звайгзне» назывался «Spriditis», но серийным он не стал. Дело в том, что литовским конструкторам не удалось самостоятельно создать мопед, хотя двигатель на него ставился лицензионный – чешской фирмы Jawa. Модель «Spriditis» была выпущена в 1958 году.
«Рига-1» – стильный и красивый мопед. Фото: Youtube.com
Только в 1960 появилась опытная партия из 10 штук «Рига-1», которые прошли заводские и государственные испытания. В 1961 было выпущено уже 5 000 мопедов, а к 1965 году выпуск достиг 90 000 экземпляров.
«Рига-1» прославился на весь Советский Союз своей надежностью и беспроблемностью. Главное достоинство этой модели – двигатель Jawa. Основной недостаток – объем 50 кубических сантиметров, что требовало наличия водительских прав.
Мопеда «Рига-2» не существовало, зато был мотовелосипед «Гауя», который и считается этой самой моделью.
«Рига-3»
Мопед «Рига-3» создавали с учетом главного недостатка предыдущей модели – необходимости водительского удостоверения. От двигателя Jawa отказались, начали ставить мотор Ш-51 Шяуляйского завода «Вайрас» с рабочим объемом 49 см3. Первые партии оснащались силовыми агрегатами Ш-50.
Модель дебютировала в 1965 году и сразу раскупалась советскими гражданами, привыкшими к надежности рижской техники. Вот только по сравнению с чешским двигателем, мотор Ш-51 показал себя не слишком качественным.
Восстановить до идеала такой мопед сложно. Фото: Youtube.com
Основные отличия «Рига-3»:
- ? Мотор мощнее
- ? Вес меньше на 2 килограмма
- ? Максимальная скорость 50 км/ч
- ? Новые рама и сиденье
- ? Другая форма бака, спиц и тормозных барабанов
Несмотря на падение качества, мопеды все равно высоко ценились советскими пацанами. Уровень их сборки был выше чем у техники Львовского мотозавода.
«Рига-4»
В 1968 году появилась четвертая модель рижского мопеда. Она получила ряд изменений технического плана. Например, трансформатор, новые шестерни КПП и так далее.
«Рига-5»
На два года раньше, в 1966, появилась модель «Рига-5». Это легкий мопед, который выпускался до 1975. Техника ближе к велосипедам, но имеет в своей конструкции некоторые черты, не свойственные им, например, задние тормоза колодочного типа.
Эта модель пришла на смену «Гауи», но она была более совершенной.
«Рига-4». Фото: Youtube.com
«Рига-6» выпущена в единственном экземпляре и в серию не пошла. На ее основе делали кроссовую малокубатурную технику для маленьких спортсменов.
«Рига-7»
Этот легкий мопед пришел на смену пятой версии. Вместо двигателя Д-5 на него устанавливали мотор Д-6. Внешне модель почти не отличается от предшественника. «Рига-7» стала последним легким мопедом, больше похожим на велосипед.
Кстати, малокубатурная техника без педалей называется правильно мокиком. Мопед – это агрегат с педалями, расшифровка в названии.
«Рига-11»
Новая версия «Риги» получилась стильной и современной. Она наконец избавилась от велосипедных черт. Почему 11? Предыдущие модификации были опытными или спортивными, это касается и следующих моделей, которые часто идут не подряд.
Изначально производитель планировал делать мопед с автоматическим сцеплением, но потом от этой идеи отказались.
«Рига-11» оказалась не очень надежной. Рама новой конструкции часто лопалась, расположение бензобака было неудачным, при движении в гору топливо могло не поступать в карбюратор, особенно если его было мало.
«Рига-11» похожа на велосипед. Фото: Youtube.com
«Рига-12»
Выпуская новую модель, производитель стремился избавиться от недостатков предыдущей, и это получилось. Раму усилили, бензобак разместили выше. Двигатель на «Ригу-12» ставили Ш-57. Привод все тот же педальный, но компоновка типично мопедная.
«Рига-13»
Модель начали выпускать в 1983 году. Этот мопед стал самым массовым в истории завода «Саркана звайгзне». Делали его до 1998 г.
Основное достоинство «Рига-13» - это низкая цена и простота конструкции.
«Рига-16»
Первый полноценный мокик. Наконец пропали педали, к огромной радости советских пацанов. Именно такие модели пользовались самым высоким спросом, а их владельцы – уважением всего двора. Это же почти настоящий мотоцикл!
«Рига-16» выпускалась с 1977 года. Сначала на них ставили двигатели S-58 и Ш-57, потом начали комплектовать мотором Ш-58.
«Рига-22»
В 1981 году на смену 16 модели пришла «Рига-22». Мокик получился более надежным за счет применения бесконтактного зажигания и новой КПП. Кстати, коробка передач на моделях первых лет выпуска не отличалась надежностью.
Заботливо отреставрированная «Рига-16». Фото: Youtube.com
После модернизации 1984 года КПП усилили, а двигатели Ш-62 и Ш-62М сменили на надежный V-50 с мощностью 1,8 л. с.
Воплощение мечты – «Рига-26 Мини»
Самым стильным мокиком в истории рижского мотозавода стал «Рига-26 Мини». Современный, сделанный по мотивам японской Honda Monkey, мопед поражал воображение советских подростков.
Несмотря на свои миниатюрные размеры, «Рига-26» весит около 50 кг. Модель можно было хранить дома на балконе, возить в багажнике легкового автомобиля.
«Рига-30» - это такой же мини-мокик, но усовершенствованный. У него пружинная задняя подвеска, а не жесткая. Дальнейшим развитием серии мини-мокиков стала «Стелла».
«Рига-30». Фото: Youtube.com
«Рига-Дельта»
Традиционную линейку мопедов рижского мотозавода продолжила модель «Дельта».
Мопед выпускался в нескольких модификациях.
Эта версия собиралась с 1986 года, оснащалась разными двигателями, от V-50 до V-50М. Этот мопед тоже пользовался высоким спросом и уважением советских пацанов. Достать «Дельту» было сложно – на всех их не хватало.
Кроме подростков, мопеды рижского завода «Саркана звайгзне» любили пенсионеры, живущие в сельской местности и городские рыболовы. Техника позволяла перемещаться на значительные расстояния и не зависеть от общественного транспорта. Права были не нужны, так что можно ездить даже под небольшим «градусом».
Цена на мопеды в СССР была небольшой – около 240-250 рублей. Интересно, что «Рига» и «Карпаты» стоили одинаково, серьезно отличаясь качеством.
Завод «Саркана звайгзне» давно обанкротился. После развала Советского Союза фирма пыталась продавать свою технику в Европу, но там все было занято, и двухтактные мопеды оказались никому не нужны.
«Рига-Дельта». Фото: Youtube.com
Ситуация усугубилась появлением потомка бывшего владельца завода, который отсудил половину предприятия, да так все и бросил.
Но мопеды ездят до сих пор, хотя их осталось немного...
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....