ИЖ-8 и другие довоенные модели завода
Многое в советской стране проводилось и успешно осуществлялось под четким руководством партии. А еще – приурочивалось к каким-либо важным событиям. Как раз подобным образом более 90 лет назад в нашей стране стартовало серийное производство мотоциклетной техники.
Конечно, попытки конструирования экспериментальных образцов мотоциклов предпринимались еще в царской России, во времена Первой мировой войны. Однако последующие политические, экономические перемены и нестабильность свели их на нет. Новая попытка была предпринята спустя десять лет, в конце 20-х.
В те времена страна, ведомая «лучшим вождем всех времен и народов», стремилась к индустриализации и улучшению экономического потенциала. А в этом вопросе нельзя было обойтись без различных машин и механизмов. И желательно чтобы они выпускались местными заводами, а не завозились из-за границы, ставя страну в зависимость от промышленников-капиталистов.
2-й Всероссийский мотопробег, запланированный на осень 1929 года, требовал наличия нескольких единиц двухколесной техники. Советские ответственные лица должны были найти предприятие, способное в короткие сроки освоить и осуществить выпуск нескольких экспериментальных моделей. Все они планировались в одном экземпляре и могли стать основой для дальнейшего серийного производства советских мотоциклов. Для осуществления будущих планов использовали мастерские «Мотосекции» в Ижевске.
Понятное дело, что речь не шла о разработке опытных образцов с нуля. В принципе, во многих странах существовала практика (она есть и сегодня) брать за основу образцы перспективной техники зарубежного производства. Так поступили и советские инженеры, взяв за основу некоторые модели немецкой компании DKW.
Идея возникла не на пустом месте. Ведь еще в 1927 году П. В. Можаров выдвинул идею о налаживании выпуска мотоциклов на мощностях ижевского предприятия. Проведя два месяца в Германии и побывав на восьми местных мотоциклетных заводах, он получил достаточно полезной информации. Поэтому именно ему было поручено важное задание – организовать производство советских мотоциклов. Перспективная мощность мотоцехов предполагалась на уровне 3,5-6 тысяч единиц техники ежегодно. 28 марта 1928 года стало началом этого проекта.
В августе того же года был организован первый мотопробег. В нем участвовали импортные мотоциклы. Целью было выявление той техники, которая может стать лучшим «донором» для будущих советских ИЖ. Он проходил от столицы страны до города Тифлис и обратно.
Все они стали участниками второго пробега, получившего название «Всесоюзный испытательный мотопробег». Он прошел в сентябре того же года, проследовав через города Нижний Новгород, Москву и Ленинград. Завершился он снова в столице. Все мотоциклы успешно преодолели 3300 км пути (в которые входила и поездка из Ижевска в Москву). Оригинальностью конструкции удивили первые две модели, имевшие 1,2-литровые двигатели, мощностью 24 л. с.:
✅ продольный коленвал
✅ штампованная рама
✅ передняя вилка по типу Неандера
✅ 3-ступенчатая КПП
Все же оптимальным для серийного производства был признан ИЖ-4. Он был самым легким из всех, а одной из его особенностей стал валовый привод на заднее колесо. Несмотря на такие благоприятные выводы, наладить производство помешали более важные заказы по основному профилю предприятия. Все чертежи и наработки передали в Трест массового производства. Можарову пришлось уехать вслед за ними в Ленинград. В следующем году там было организовано серийное производство первой советской модели «Тремасс-300».
К счастью, производство мотоциклов вернулось в Ижевск в 1932 году, с приездом сюда инженера Можарова. Это положило начало Ижевскому мотоциклетному заводу. Большое предприятие должно было, по идее столичных чиновников, стать базовым в стране для производства мотоциклетной техники. Для осуществления этих планов использовали территорию бывшей фабрики охотничьих ружей Березина.
Первоначально попытались наладить производство «НАТИ-А-750». До середины весны 1933 года успели собрать 4 опытных образца 15-сильной техники. Параллельно изготовили и несколько разработанных Можаровым «Л-300». Однако, в итоге, тяжелой модели предпочли легкую, которая получила индекс ИЖ-7. К сожалению, конечную конструкцию заметно «оптимизировали»:
✅ убран багажник
✅ сняты передние щитки
✅ поворотная манетка вместо ручки газа
✅ круглые подножки вместо плоских
В 1933 году началось серийное производство мотоциклов. Правда, «первый блин вышел комом». Все 12 выпущенных в тот год аппаратов вернулись обратно из-за проблем с системой зажигания. Проблемы устранили и на следующий год заводчане собрали уже 111 новых мотоциклов. ИЖ-7 имел следующие технические параметры:
✅ объем двигателя – 293 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ запас горючего – 12 л
✅ 3-ступенчатая механическая КПП
✅ масса – 119 кг
✅ максимальная скорость – 85 км / ч
Органы управления расположили классически: справа – передний тормоз, слева – ручка сцепления. Задний тормоз также был ножным, на привычной сегодня правой стороне. В общем, для того времени он был очень неплохим и надежным аппаратом. Выпуск ИЖ-7 продлился 5 лет, в течение которых собрали 6 тысяч мотоциклов этой модели. Но технический прогресс двигался дальше.
К концу 30-х ижевские мотоциклы начали свое участие в гонках. Поэтому на первое место вышли скоростные и мощностные характеристики техники. А с этим у «седьмой» модели было не все в порядке. Поэтому, совместно с известным мотогонщиком А. Иваненко, начались разработки более мощного ИЖ-8. Спортсмен внес более 200 предложений на конструктивные изменения, которые были обработаны местным КБ. В результате, новая модель стала заметно лучше предшественника:
✅ мощность – 8 л. с. (вместо 6 л. с.)
✅ максимальная скорость – 105 км / ч (против 85 км / ч)
✅ генератор и аккумулятор вместо магнето
Также новая модель получила крупную переднюю и съемную заднюю фары и удобный багажник. Теперь были в наличии амперметр, инструментальный ящик и переключатель света. Конечно, многое осталось от прежней модели: трансмиссия, цепная передача и 3-ступенчатая КПП. Кстати, она смазывалась автолом, подбираемым соответственно температурному режиму.
Мотоцикл очень хорошо показал себя в мотогонках. Так участвовавший в его разработках Иваненко в 1939 году установил рекорд скорости – 121,2 км / ч. ИЖ-8 полюбили в предвоенной стране, а позже – использовали как разведывательный транспорт во время войны. В 1938 году собрали 4840 мотоциклов, а на следующий год – 4300.
Инженеры завода продолжали совершенствоваться и в 1940 году появился ИЖ-9. Мощность двигателя этой модели увеличили до 9 л. с., внеся еще некоторые небольшие конструктивные изменения. Также ленинградцы «подарили» Ижевску мотоцикл «Л-8», обладавший 13,5-сильным «четырехтактником».
Чтобы сразу выйти на хорошие объемы выпуска, к нему приспособили ходовую от «девятой» модели. Новинка получила наименование ИЖ-12. Ее выпуск должен был стартовать летом 1941 года. Но в это время огромной стране, втянутой в многолетнюю кровопролитную войну, было уже не до новых разработок и выпуска гражданской продукции.
Конечно, попытки конструирования экспериментальных образцов мотоциклов предпринимались еще в царской России, во времена Первой мировой войны. Однако последующие политические, экономические перемены и нестабильность свели их на нет. Новая попытка была предпринята спустя десять лет, в конце 20-х.
Harley-Davidson, появившийся до Первой мировой.
В те времена страна, ведомая «лучшим вождем всех времен и народов», стремилась к индустриализации и улучшению экономического потенциала. А в этом вопросе нельзя было обойтись без различных машин и механизмов. И желательно чтобы они выпускались местными заводами, а не завозились из-за границы, ставя страну в зависимость от промышленников-капиталистов.
Всероссийские мотопробеги как полигон для будущих моделей
2-й Всероссийский мотопробег, запланированный на осень 1929 года, требовал наличия нескольких единиц двухколесной техники. Советские ответственные лица должны были найти предприятие, способное в короткие сроки освоить и осуществить выпуск нескольких экспериментальных моделей. Все они планировались в одном экземпляре и могли стать основой для дальнейшего серийного производства советских мотоциклов. Для осуществления будущих планов использовали мастерские «Мотосекции» в Ижевске.
Понятное дело, что речь не шла о разработке опытных образцов с нуля. В принципе, во многих странах существовала практика (она есть и сегодня) брать за основу образцы перспективной техники зарубежного производства. Так поступили и советские инженеры, взяв за основу некоторые модели немецкой компании DKW.
DKW-300, послуживший основой для многих других моделей.
Идея возникла не на пустом месте. Ведь еще в 1927 году П. В. Можаров выдвинул идею о налаживании выпуска мотоциклов на мощностях ижевского предприятия. Проведя два месяца в Германии и побывав на восьми местных мотоциклетных заводах, он получил достаточно полезной информации. Поэтому именно ему было поручено важное задание – организовать производство советских мотоциклов. Перспективная мощность мотоцехов предполагалась на уровне 3,5-6 тысяч единиц техники ежегодно. 28 марта 1928 года стало началом этого проекта.
В августе того же года был организован первый мотопробег. В нем участвовали импортные мотоциклы. Целью было выявление той техники, которая может стать лучшим «донором» для будущих советских ИЖ. Он проходил от столицы страны до города Тифлис и обратно.
С 1 января 1929 года мотоциклетный отдел завода получил юридическое подтверждение. Теперь, кроме Можарова, в состав предприятия входили 9 инженеров и 20 квалифицированных рабочих сборочной специфики. Весной изготовили первый экспериментальный ИЖ-3. Через полгода был готов ИЖ-1. На подходе в том момент находились «второй», «четвертый» и «пятый».
Все они стали участниками второго пробега, получившего название «Всесоюзный испытательный мотопробег». Он прошел в сентябре того же года, проследовав через города Нижний Новгород, Москву и Ленинград. Завершился он снова в столице. Все мотоциклы успешно преодолели 3300 км пути (в которые входила и поездка из Ижевска в Москву). Оригинальностью конструкции удивили первые две модели, имевшие 1,2-литровые двигатели, мощностью 24 л. с.:
✅ продольный коленвал
✅ штампованная рама
✅ передняя вилка по типу Неандера
✅ 3-ступенчатая КПП
Все же оптимальным для серийного производства был признан ИЖ-4. Он был самым легким из всех, а одной из его особенностей стал валовый привод на заднее колесо. Несмотря на такие благоприятные выводы, наладить производство помешали более важные заказы по основному профилю предприятия. Все чертежи и наработки передали в Трест массового производства. Можарову пришлось уехать вслед за ними в Ленинград. В следующем году там было организовано серийное производство первой советской модели «Тремасс-300».
Снова в Ижевске: появление ИЖ-7
К счастью, производство мотоциклов вернулось в Ижевск в 1932 году, с приездом сюда инженера Можарова. Это положило начало Ижевскому мотоциклетному заводу. Большое предприятие должно было, по идее столичных чиновников, стать базовым в стране для производства мотоциклетной техники. Для осуществления этих планов использовали территорию бывшей фабрики охотничьих ружей Березина.
ИЖ-7, выпускавшийся с 1933 по 1938 годы.
Первоначально попытались наладить производство «НАТИ-А-750». До середины весны 1933 года успели собрать 4 опытных образца 15-сильной техники. Параллельно изготовили и несколько разработанных Можаровым «Л-300». Однако, в итоге, тяжелой модели предпочли легкую, которая получила индекс ИЖ-7. К сожалению, конечную конструкцию заметно «оптимизировали»:
✅ убран багажник
✅ сняты передние щитки
✅ поворотная манетка вместо ручки газа
✅ круглые подножки вместо плоских
В 1933 году началось серийное производство мотоциклов. Правда, «первый блин вышел комом». Все 12 выпущенных в тот год аппаратов вернулись обратно из-за проблем с системой зажигания. Проблемы устранили и на следующий год заводчане собрали уже 111 новых мотоциклов. ИЖ-7 имел следующие технические параметры:
✅ объем двигателя – 293 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ запас горючего – 12 л
✅ 3-ступенчатая механическая КПП
✅ масса – 119 кг
✅ максимальная скорость – 85 км / ч
Органы управления расположили классически: справа – передний тормоз, слева – ручка сцепления. Задний тормоз также был ножным, на привычной сегодня правой стороне. В общем, для того времени он был очень неплохим и надежным аппаратом. Выпуск ИЖ-7 продлился 5 лет, в течение которых собрали 6 тысяч мотоциклов этой модели. Но технический прогресс двигался дальше.
ИЖ-8 – последняя модель 30-х
К концу 30-х ижевские мотоциклы начали свое участие в гонках. Поэтому на первое место вышли скоростные и мощностные характеристики техники. А с этим у «седьмой» модели было не все в порядке. Поэтому, совместно с известным мотогонщиком А. Иваненко, начались разработки более мощного ИЖ-8. Спортсмен внес более 200 предложений на конструктивные изменения, которые были обработаны местным КБ. В результате, новая модель стала заметно лучше предшественника:
✅ мощность – 8 л. с. (вместо 6 л. с.)
✅ максимальная скорость – 105 км / ч (против 85 км / ч)
✅ генератор и аккумулятор вместо магнето
Также новая модель получила крупную переднюю и съемную заднюю фары и удобный багажник. Теперь были в наличии амперметр, инструментальный ящик и переключатель света. Конечно, многое осталось от прежней модели: трансмиссия, цепная передача и 3-ступенчатая КПП. Кстати, она смазывалась автолом, подбираемым соответственно температурному режиму.
Более мощный двигатель ИЖ-8.
Мотоцикл очень хорошо показал себя в мотогонках. Так участвовавший в его разработках Иваненко в 1939 году установил рекорд скорости – 121,2 км / ч. ИЖ-8 полюбили в предвоенной стране, а позже – использовали как разведывательный транспорт во время войны. В 1938 году собрали 4840 мотоциклов, а на следующий год – 4300.
Последние предвоенные разработки ИЖ
Инженеры завода продолжали совершенствоваться и в 1940 году появился ИЖ-9. Мощность двигателя этой модели увеличили до 9 л. с., внеся еще некоторые небольшие конструктивные изменения. Также ленинградцы «подарили» Ижевску мотоцикл «Л-8», обладавший 13,5-сильным «четырехтактником».
Так выглядел бы ИЖ-12.
Чтобы сразу выйти на хорошие объемы выпуска, к нему приспособили ходовую от «девятой» модели. Новинка получила наименование ИЖ-12. Ее выпуск должен был стартовать летом 1941 года. Но в это время огромной стране, втянутой в многолетнюю кровопролитную войну, было уже не до новых разработок и выпуска гражданской продукции.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....