
ИЖ-8 и другие довоенные модели завода
Многое в советской стране проводилось и успешно осуществлялось под четким руководством партии. А еще – приурочивалось к каким-либо важным событиям. Как раз подобным образом более 90 лет назад в нашей стране стартовало серийное производство мотоциклетной техники.
Конечно, попытки конструирования экспериментальных образцов мотоциклов предпринимались еще в царской России, во времена Первой мировой войны. Однако последующие политические, экономические перемены и нестабильность свели их на нет. Новая попытка была предпринята спустя десять лет, в конце 20-х.
Harley-Davidson, появившийся до Первой мировой.
В те времена страна, ведомая «лучшим вождем всех времен и народов», стремилась к индустриализации и улучшению экономического потенциала. А в этом вопросе нельзя было обойтись без различных машин и механизмов. И желательно чтобы они выпускались местными заводами, а не завозились из-за границы, ставя страну в зависимость от промышленников-капиталистов.
2-й Всероссийский мотопробег, запланированный на осень 1929 года, требовал наличия нескольких единиц двухколесной техники. Советские ответственные лица должны были найти предприятие, способное в короткие сроки освоить и осуществить выпуск нескольких экспериментальных моделей. Все они планировались в одном экземпляре и могли стать основой для дальнейшего серийного производства советских мотоциклов. Для осуществления будущих планов использовали мастерские «Мотосекции» в Ижевске.
Понятное дело, что речь не шла о разработке опытных образцов с нуля. В принципе, во многих странах существовала практика (она есть и сегодня) брать за основу образцы перспективной техники зарубежного производства. Так поступили и советские инженеры, взяв за основу некоторые модели немецкой компании DKW.
DKW-300, послуживший основой для многих других моделей.
Идея возникла не на пустом месте. Ведь еще в 1927 году П. В. Можаров выдвинул идею о налаживании выпуска мотоциклов на мощностях ижевского предприятия. Проведя два месяца в Германии и побывав на восьми местных мотоциклетных заводах, он получил достаточно полезной информации. Поэтому именно ему было поручено важное задание – организовать производство советских мотоциклов. Перспективная мощность мотоцехов предполагалась на уровне 3,5-6 тысяч единиц техники ежегодно. 28 марта 1928 года стало началом этого проекта.
В августе того же года был организован первый мотопробег. В нем участвовали импортные мотоциклы. Целью было выявление той техники, которая может стать лучшим «донором» для будущих советских ИЖ. Он проходил от столицы страны до города Тифлис и обратно.
Все они стали участниками второго пробега, получившего название «Всесоюзный испытательный мотопробег». Он прошел в сентябре того же года, проследовав через города Нижний Новгород, Москву и Ленинград. Завершился он снова в столице. Все мотоциклы успешно преодолели 3300 км пути (в которые входила и поездка из Ижевска в Москву). Оригинальностью конструкции удивили первые две модели, имевшие 1,2-литровые двигатели, мощностью 24 л. с.:
✅ продольный коленвал
✅ штампованная рама
✅ передняя вилка по типу Неандера
✅ 3-ступенчатая КПП
Все же оптимальным для серийного производства был признан ИЖ-4. Он был самым легким из всех, а одной из его особенностей стал валовый привод на заднее колесо. Несмотря на такие благоприятные выводы, наладить производство помешали более важные заказы по основному профилю предприятия. Все чертежи и наработки передали в Трест массового производства. Можарову пришлось уехать вслед за ними в Ленинград. В следующем году там было организовано серийное производство первой советской модели «Тремасс-300».
К счастью, производство мотоциклов вернулось в Ижевск в 1932 году, с приездом сюда инженера Можарова. Это положило начало Ижевскому мотоциклетному заводу. Большое предприятие должно было, по идее столичных чиновников, стать базовым в стране для производства мотоциклетной техники. Для осуществления этих планов использовали территорию бывшей фабрики охотничьих ружей Березина.
ИЖ-7, выпускавшийся с 1933 по 1938 годы.
Первоначально попытались наладить производство «НАТИ-А-750». До середины весны 1933 года успели собрать 4 опытных образца 15-сильной техники. Параллельно изготовили и несколько разработанных Можаровым «Л-300». Однако, в итоге, тяжелой модели предпочли легкую, которая получила индекс ИЖ-7. К сожалению, конечную конструкцию заметно «оптимизировали»:
✅ убран багажник
✅ сняты передние щитки
✅ поворотная манетка вместо ручки газа
✅ круглые подножки вместо плоских
В 1933 году началось серийное производство мотоциклов. Правда, «первый блин вышел комом». Все 12 выпущенных в тот год аппаратов вернулись обратно из-за проблем с системой зажигания. Проблемы устранили и на следующий год заводчане собрали уже 111 новых мотоциклов. ИЖ-7 имел следующие технические параметры:
✅ объем двигателя – 293 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ запас горючего – 12 л
✅ 3-ступенчатая механическая КПП
✅ масса – 119 кг
✅ максимальная скорость – 85 км / ч
Органы управления расположили классически: справа – передний тормоз, слева – ручка сцепления. Задний тормоз также был ножным, на привычной сегодня правой стороне. В общем, для того времени он был очень неплохим и надежным аппаратом. Выпуск ИЖ-7 продлился 5 лет, в течение которых собрали 6 тысяч мотоциклов этой модели. Но технический прогресс двигался дальше.
К концу 30-х ижевские мотоциклы начали свое участие в гонках. Поэтому на первое место вышли скоростные и мощностные характеристики техники. А с этим у «седьмой» модели было не все в порядке. Поэтому, совместно с известным мотогонщиком А. Иваненко, начались разработки более мощного ИЖ-8. Спортсмен внес более 200 предложений на конструктивные изменения, которые были обработаны местным КБ. В результате, новая модель стала заметно лучше предшественника:
✅ мощность – 8 л. с. (вместо 6 л. с.)
✅ максимальная скорость – 105 км / ч (против 85 км / ч)
✅ генератор и аккумулятор вместо магнето
Также новая модель получила крупную переднюю и съемную заднюю фары и удобный багажник. Теперь были в наличии амперметр, инструментальный ящик и переключатель света. Конечно, многое осталось от прежней модели: трансмиссия, цепная передача и 3-ступенчатая КПП. Кстати, она смазывалась автолом, подбираемым соответственно температурному режиму.
Более мощный двигатель ИЖ-8.
Мотоцикл очень хорошо показал себя в мотогонках. Так участвовавший в его разработках Иваненко в 1939 году установил рекорд скорости – 121,2 км / ч. ИЖ-8 полюбили в предвоенной стране, а позже – использовали как разведывательный транспорт во время войны. В 1938 году собрали 4840 мотоциклов, а на следующий год – 4300.
Инженеры завода продолжали совершенствоваться и в 1940 году появился ИЖ-9. Мощность двигателя этой модели увеличили до 9 л. с., внеся еще некоторые небольшие конструктивные изменения. Также ленинградцы «подарили» Ижевску мотоцикл «Л-8», обладавший 13,5-сильным «четырехтактником».
Так выглядел бы ИЖ-12.
Чтобы сразу выйти на хорошие объемы выпуска, к нему приспособили ходовую от «девятой» модели. Новинка получила наименование ИЖ-12. Ее выпуск должен был стартовать летом 1941 года. Но в это время огромной стране, втянутой в многолетнюю кровопролитную войну, было уже не до новых разработок и выпуска гражданской продукции.
Конечно, попытки конструирования экспериментальных образцов мотоциклов предпринимались еще в царской России, во времена Первой мировой войны. Однако последующие политические, экономические перемены и нестабильность свели их на нет. Новая попытка была предпринята спустя десять лет, в конце 20-х.

В те времена страна, ведомая «лучшим вождем всех времен и народов», стремилась к индустриализации и улучшению экономического потенциала. А в этом вопросе нельзя было обойтись без различных машин и механизмов. И желательно чтобы они выпускались местными заводами, а не завозились из-за границы, ставя страну в зависимость от промышленников-капиталистов.
Всероссийские мотопробеги как полигон для будущих моделей
2-й Всероссийский мотопробег, запланированный на осень 1929 года, требовал наличия нескольких единиц двухколесной техники. Советские ответственные лица должны были найти предприятие, способное в короткие сроки освоить и осуществить выпуск нескольких экспериментальных моделей. Все они планировались в одном экземпляре и могли стать основой для дальнейшего серийного производства советских мотоциклов. Для осуществления будущих планов использовали мастерские «Мотосекции» в Ижевске.
Понятное дело, что речь не шла о разработке опытных образцов с нуля. В принципе, во многих странах существовала практика (она есть и сегодня) брать за основу образцы перспективной техники зарубежного производства. Так поступили и советские инженеры, взяв за основу некоторые модели немецкой компании DKW.

Идея возникла не на пустом месте. Ведь еще в 1927 году П. В. Можаров выдвинул идею о налаживании выпуска мотоциклов на мощностях ижевского предприятия. Проведя два месяца в Германии и побывав на восьми местных мотоциклетных заводах, он получил достаточно полезной информации. Поэтому именно ему было поручено важное задание – организовать производство советских мотоциклов. Перспективная мощность мотоцехов предполагалась на уровне 3,5-6 тысяч единиц техники ежегодно. 28 марта 1928 года стало началом этого проекта.
В августе того же года был организован первый мотопробег. В нем участвовали импортные мотоциклы. Целью было выявление той техники, которая может стать лучшим «донором» для будущих советских ИЖ. Он проходил от столицы страны до города Тифлис и обратно.
С 1 января 1929 года мотоциклетный отдел завода получил юридическое подтверждение. Теперь, кроме Можарова, в состав предприятия входили 9 инженеров и 20 квалифицированных рабочих сборочной специфики. Весной изготовили первый экспериментальный ИЖ-3. Через полгода был готов ИЖ-1. На подходе в том момент находились «второй», «четвертый» и «пятый».
Все они стали участниками второго пробега, получившего название «Всесоюзный испытательный мотопробег». Он прошел в сентябре того же года, проследовав через города Нижний Новгород, Москву и Ленинград. Завершился он снова в столице. Все мотоциклы успешно преодолели 3300 км пути (в которые входила и поездка из Ижевска в Москву). Оригинальностью конструкции удивили первые две модели, имевшие 1,2-литровые двигатели, мощностью 24 л. с.:
✅ продольный коленвал
✅ штампованная рама
✅ передняя вилка по типу Неандера
✅ 3-ступенчатая КПП
Все же оптимальным для серийного производства был признан ИЖ-4. Он был самым легким из всех, а одной из его особенностей стал валовый привод на заднее колесо. Несмотря на такие благоприятные выводы, наладить производство помешали более важные заказы по основному профилю предприятия. Все чертежи и наработки передали в Трест массового производства. Можарову пришлось уехать вслед за ними в Ленинград. В следующем году там было организовано серийное производство первой советской модели «Тремасс-300».
Снова в Ижевске: появление ИЖ-7
К счастью, производство мотоциклов вернулось в Ижевск в 1932 году, с приездом сюда инженера Можарова. Это положило начало Ижевскому мотоциклетному заводу. Большое предприятие должно было, по идее столичных чиновников, стать базовым в стране для производства мотоциклетной техники. Для осуществления этих планов использовали территорию бывшей фабрики охотничьих ружей Березина.

Первоначально попытались наладить производство «НАТИ-А-750». До середины весны 1933 года успели собрать 4 опытных образца 15-сильной техники. Параллельно изготовили и несколько разработанных Можаровым «Л-300». Однако, в итоге, тяжелой модели предпочли легкую, которая получила индекс ИЖ-7. К сожалению, конечную конструкцию заметно «оптимизировали»:
✅ убран багажник
✅ сняты передние щитки
✅ поворотная манетка вместо ручки газа
✅ круглые подножки вместо плоских
В 1933 году началось серийное производство мотоциклов. Правда, «первый блин вышел комом». Все 12 выпущенных в тот год аппаратов вернулись обратно из-за проблем с системой зажигания. Проблемы устранили и на следующий год заводчане собрали уже 111 новых мотоциклов. ИЖ-7 имел следующие технические параметры:
✅ объем двигателя – 293 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ запас горючего – 12 л
✅ 3-ступенчатая механическая КПП
✅ масса – 119 кг
✅ максимальная скорость – 85 км / ч
Органы управления расположили классически: справа – передний тормоз, слева – ручка сцепления. Задний тормоз также был ножным, на привычной сегодня правой стороне. В общем, для того времени он был очень неплохим и надежным аппаратом. Выпуск ИЖ-7 продлился 5 лет, в течение которых собрали 6 тысяч мотоциклов этой модели. Но технический прогресс двигался дальше.
ИЖ-8 – последняя модель 30-х
К концу 30-х ижевские мотоциклы начали свое участие в гонках. Поэтому на первое место вышли скоростные и мощностные характеристики техники. А с этим у «седьмой» модели было не все в порядке. Поэтому, совместно с известным мотогонщиком А. Иваненко, начались разработки более мощного ИЖ-8. Спортсмен внес более 200 предложений на конструктивные изменения, которые были обработаны местным КБ. В результате, новая модель стала заметно лучше предшественника:
✅ мощность – 8 л. с. (вместо 6 л. с.)
✅ максимальная скорость – 105 км / ч (против 85 км / ч)
✅ генератор и аккумулятор вместо магнето
Также новая модель получила крупную переднюю и съемную заднюю фары и удобный багажник. Теперь были в наличии амперметр, инструментальный ящик и переключатель света. Конечно, многое осталось от прежней модели: трансмиссия, цепная передача и 3-ступенчатая КПП. Кстати, она смазывалась автолом, подбираемым соответственно температурному режиму.

Мотоцикл очень хорошо показал себя в мотогонках. Так участвовавший в его разработках Иваненко в 1939 году установил рекорд скорости – 121,2 км / ч. ИЖ-8 полюбили в предвоенной стране, а позже – использовали как разведывательный транспорт во время войны. В 1938 году собрали 4840 мотоциклов, а на следующий год – 4300.
Последние предвоенные разработки ИЖ
Инженеры завода продолжали совершенствоваться и в 1940 году появился ИЖ-9. Мощность двигателя этой модели увеличили до 9 л. с., внеся еще некоторые небольшие конструктивные изменения. Также ленинградцы «подарили» Ижевску мотоцикл «Л-8», обладавший 13,5-сильным «четырехтактником».

Чтобы сразу выйти на хорошие объемы выпуска, к нему приспособили ходовую от «девятой» модели. Новинка получила наименование ИЖ-12. Ее выпуск должен был стартовать летом 1941 года. Но в это время огромной стране, втянутой в многолетнюю кровопролитную войну, было уже не до новых разработок и выпуска гражданской продукции.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...