ИЖ-8 и другие довоенные модели завода
Многое в советской стране проводилось и успешно осуществлялось под четким руководством партии. А еще – приурочивалось к каким-либо важным событиям. Как раз подобным образом более 90 лет назад в нашей стране стартовало серийное производство мотоциклетной техники.
Конечно, попытки конструирования экспериментальных образцов мотоциклов предпринимались еще в царской России, во времена Первой мировой войны. Однако последующие политические, экономические перемены и нестабильность свели их на нет. Новая попытка была предпринята спустя десять лет, в конце 20-х.
В те времена страна, ведомая «лучшим вождем всех времен и народов», стремилась к индустриализации и улучшению экономического потенциала. А в этом вопросе нельзя было обойтись без различных машин и механизмов. И желательно чтобы они выпускались местными заводами, а не завозились из-за границы, ставя страну в зависимость от промышленников-капиталистов.
2-й Всероссийский мотопробег, запланированный на осень 1929 года, требовал наличия нескольких единиц двухколесной техники. Советские ответственные лица должны были найти предприятие, способное в короткие сроки освоить и осуществить выпуск нескольких экспериментальных моделей. Все они планировались в одном экземпляре и могли стать основой для дальнейшего серийного производства советских мотоциклов. Для осуществления будущих планов использовали мастерские «Мотосекции» в Ижевске.
Понятное дело, что речь не шла о разработке опытных образцов с нуля. В принципе, во многих странах существовала практика (она есть и сегодня) брать за основу образцы перспективной техники зарубежного производства. Так поступили и советские инженеры, взяв за основу некоторые модели немецкой компании DKW.
Идея возникла не на пустом месте. Ведь еще в 1927 году П. В. Можаров выдвинул идею о налаживании выпуска мотоциклов на мощностях ижевского предприятия. Проведя два месяца в Германии и побывав на восьми местных мотоциклетных заводах, он получил достаточно полезной информации. Поэтому именно ему было поручено важное задание – организовать производство советских мотоциклов. Перспективная мощность мотоцехов предполагалась на уровне 3,5-6 тысяч единиц техники ежегодно. 28 марта 1928 года стало началом этого проекта.
В августе того же года был организован первый мотопробег. В нем участвовали импортные мотоциклы. Целью было выявление той техники, которая может стать лучшим «донором» для будущих советских ИЖ. Он проходил от столицы страны до города Тифлис и обратно.
Все они стали участниками второго пробега, получившего название «Всесоюзный испытательный мотопробег». Он прошел в сентябре того же года, проследовав через города Нижний Новгород, Москву и Ленинград. Завершился он снова в столице. Все мотоциклы успешно преодолели 3300 км пути (в которые входила и поездка из Ижевска в Москву). Оригинальностью конструкции удивили первые две модели, имевшие 1,2-литровые двигатели, мощностью 24 л. с.:
✅ продольный коленвал
✅ штампованная рама
✅ передняя вилка по типу Неандера
✅ 3-ступенчатая КПП
Все же оптимальным для серийного производства был признан ИЖ-4. Он был самым легким из всех, а одной из его особенностей стал валовый привод на заднее колесо. Несмотря на такие благоприятные выводы, наладить производство помешали более важные заказы по основному профилю предприятия. Все чертежи и наработки передали в Трест массового производства. Можарову пришлось уехать вслед за ними в Ленинград. В следующем году там было организовано серийное производство первой советской модели «Тремасс-300».
К счастью, производство мотоциклов вернулось в Ижевск в 1932 году, с приездом сюда инженера Можарова. Это положило начало Ижевскому мотоциклетному заводу. Большое предприятие должно было, по идее столичных чиновников, стать базовым в стране для производства мотоциклетной техники. Для осуществления этих планов использовали территорию бывшей фабрики охотничьих ружей Березина.
Первоначально попытались наладить производство «НАТИ-А-750». До середины весны 1933 года успели собрать 4 опытных образца 15-сильной техники. Параллельно изготовили и несколько разработанных Можаровым «Л-300». Однако, в итоге, тяжелой модели предпочли легкую, которая получила индекс ИЖ-7. К сожалению, конечную конструкцию заметно «оптимизировали»:
✅ убран багажник
✅ сняты передние щитки
✅ поворотная манетка вместо ручки газа
✅ круглые подножки вместо плоских
В 1933 году началось серийное производство мотоциклов. Правда, «первый блин вышел комом». Все 12 выпущенных в тот год аппаратов вернулись обратно из-за проблем с системой зажигания. Проблемы устранили и на следующий год заводчане собрали уже 111 новых мотоциклов. ИЖ-7 имел следующие технические параметры:
✅ объем двигателя – 293 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ запас горючего – 12 л
✅ 3-ступенчатая механическая КПП
✅ масса – 119 кг
✅ максимальная скорость – 85 км / ч
Органы управления расположили классически: справа – передний тормоз, слева – ручка сцепления. Задний тормоз также был ножным, на привычной сегодня правой стороне. В общем, для того времени он был очень неплохим и надежным аппаратом. Выпуск ИЖ-7 продлился 5 лет, в течение которых собрали 6 тысяч мотоциклов этой модели. Но технический прогресс двигался дальше.
К концу 30-х ижевские мотоциклы начали свое участие в гонках. Поэтому на первое место вышли скоростные и мощностные характеристики техники. А с этим у «седьмой» модели было не все в порядке. Поэтому, совместно с известным мотогонщиком А. Иваненко, начались разработки более мощного ИЖ-8. Спортсмен внес более 200 предложений на конструктивные изменения, которые были обработаны местным КБ. В результате, новая модель стала заметно лучше предшественника:
✅ мощность – 8 л. с. (вместо 6 л. с.)
✅ максимальная скорость – 105 км / ч (против 85 км / ч)
✅ генератор и аккумулятор вместо магнето
Также новая модель получила крупную переднюю и съемную заднюю фары и удобный багажник. Теперь были в наличии амперметр, инструментальный ящик и переключатель света. Конечно, многое осталось от прежней модели: трансмиссия, цепная передача и 3-ступенчатая КПП. Кстати, она смазывалась автолом, подбираемым соответственно температурному режиму.
Мотоцикл очень хорошо показал себя в мотогонках. Так участвовавший в его разработках Иваненко в 1939 году установил рекорд скорости – 121,2 км / ч. ИЖ-8 полюбили в предвоенной стране, а позже – использовали как разведывательный транспорт во время войны. В 1938 году собрали 4840 мотоциклов, а на следующий год – 4300.
Инженеры завода продолжали совершенствоваться и в 1940 году появился ИЖ-9. Мощность двигателя этой модели увеличили до 9 л. с., внеся еще некоторые небольшие конструктивные изменения. Также ленинградцы «подарили» Ижевску мотоцикл «Л-8», обладавший 13,5-сильным «четырехтактником».
Чтобы сразу выйти на хорошие объемы выпуска, к нему приспособили ходовую от «девятой» модели. Новинка получила наименование ИЖ-12. Ее выпуск должен был стартовать летом 1941 года. Но в это время огромной стране, втянутой в многолетнюю кровопролитную войну, было уже не до новых разработок и выпуска гражданской продукции.
Конечно, попытки конструирования экспериментальных образцов мотоциклов предпринимались еще в царской России, во времена Первой мировой войны. Однако последующие политические, экономические перемены и нестабильность свели их на нет. Новая попытка была предпринята спустя десять лет, в конце 20-х.
Harley-Davidson, появившийся до Первой мировой.
В те времена страна, ведомая «лучшим вождем всех времен и народов», стремилась к индустриализации и улучшению экономического потенциала. А в этом вопросе нельзя было обойтись без различных машин и механизмов. И желательно чтобы они выпускались местными заводами, а не завозились из-за границы, ставя страну в зависимость от промышленников-капиталистов.
Всероссийские мотопробеги как полигон для будущих моделей
2-й Всероссийский мотопробег, запланированный на осень 1929 года, требовал наличия нескольких единиц двухколесной техники. Советские ответственные лица должны были найти предприятие, способное в короткие сроки освоить и осуществить выпуск нескольких экспериментальных моделей. Все они планировались в одном экземпляре и могли стать основой для дальнейшего серийного производства советских мотоциклов. Для осуществления будущих планов использовали мастерские «Мотосекции» в Ижевске.
Понятное дело, что речь не шла о разработке опытных образцов с нуля. В принципе, во многих странах существовала практика (она есть и сегодня) брать за основу образцы перспективной техники зарубежного производства. Так поступили и советские инженеры, взяв за основу некоторые модели немецкой компании DKW.
DKW-300, послуживший основой для многих других моделей.
Идея возникла не на пустом месте. Ведь еще в 1927 году П. В. Можаров выдвинул идею о налаживании выпуска мотоциклов на мощностях ижевского предприятия. Проведя два месяца в Германии и побывав на восьми местных мотоциклетных заводах, он получил достаточно полезной информации. Поэтому именно ему было поручено важное задание – организовать производство советских мотоциклов. Перспективная мощность мотоцехов предполагалась на уровне 3,5-6 тысяч единиц техники ежегодно. 28 марта 1928 года стало началом этого проекта.
В августе того же года был организован первый мотопробег. В нем участвовали импортные мотоциклы. Целью было выявление той техники, которая может стать лучшим «донором» для будущих советских ИЖ. Он проходил от столицы страны до города Тифлис и обратно.
С 1 января 1929 года мотоциклетный отдел завода получил юридическое подтверждение. Теперь, кроме Можарова, в состав предприятия входили 9 инженеров и 20 квалифицированных рабочих сборочной специфики. Весной изготовили первый экспериментальный ИЖ-3. Через полгода был готов ИЖ-1. На подходе в том момент находились «второй», «четвертый» и «пятый».
Все они стали участниками второго пробега, получившего название «Всесоюзный испытательный мотопробег». Он прошел в сентябре того же года, проследовав через города Нижний Новгород, Москву и Ленинград. Завершился он снова в столице. Все мотоциклы успешно преодолели 3300 км пути (в которые входила и поездка из Ижевска в Москву). Оригинальностью конструкции удивили первые две модели, имевшие 1,2-литровые двигатели, мощностью 24 л. с.:
✅ продольный коленвал
✅ штампованная рама
✅ передняя вилка по типу Неандера
✅ 3-ступенчатая КПП
Все же оптимальным для серийного производства был признан ИЖ-4. Он был самым легким из всех, а одной из его особенностей стал валовый привод на заднее колесо. Несмотря на такие благоприятные выводы, наладить производство помешали более важные заказы по основному профилю предприятия. Все чертежи и наработки передали в Трест массового производства. Можарову пришлось уехать вслед за ними в Ленинград. В следующем году там было организовано серийное производство первой советской модели «Тремасс-300».
Снова в Ижевске: появление ИЖ-7
К счастью, производство мотоциклов вернулось в Ижевск в 1932 году, с приездом сюда инженера Можарова. Это положило начало Ижевскому мотоциклетному заводу. Большое предприятие должно было, по идее столичных чиновников, стать базовым в стране для производства мотоциклетной техники. Для осуществления этих планов использовали территорию бывшей фабрики охотничьих ружей Березина.
ИЖ-7, выпускавшийся с 1933 по 1938 годы.
Первоначально попытались наладить производство «НАТИ-А-750». До середины весны 1933 года успели собрать 4 опытных образца 15-сильной техники. Параллельно изготовили и несколько разработанных Можаровым «Л-300». Однако, в итоге, тяжелой модели предпочли легкую, которая получила индекс ИЖ-7. К сожалению, конечную конструкцию заметно «оптимизировали»:
✅ убран багажник
✅ сняты передние щитки
✅ поворотная манетка вместо ручки газа
✅ круглые подножки вместо плоских
В 1933 году началось серийное производство мотоциклов. Правда, «первый блин вышел комом». Все 12 выпущенных в тот год аппаратов вернулись обратно из-за проблем с системой зажигания. Проблемы устранили и на следующий год заводчане собрали уже 111 новых мотоциклов. ИЖ-7 имел следующие технические параметры:
✅ объем двигателя – 293 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ запас горючего – 12 л
✅ 3-ступенчатая механическая КПП
✅ масса – 119 кг
✅ максимальная скорость – 85 км / ч
Органы управления расположили классически: справа – передний тормоз, слева – ручка сцепления. Задний тормоз также был ножным, на привычной сегодня правой стороне. В общем, для того времени он был очень неплохим и надежным аппаратом. Выпуск ИЖ-7 продлился 5 лет, в течение которых собрали 6 тысяч мотоциклов этой модели. Но технический прогресс двигался дальше.
ИЖ-8 – последняя модель 30-х
К концу 30-х ижевские мотоциклы начали свое участие в гонках. Поэтому на первое место вышли скоростные и мощностные характеристики техники. А с этим у «седьмой» модели было не все в порядке. Поэтому, совместно с известным мотогонщиком А. Иваненко, начались разработки более мощного ИЖ-8. Спортсмен внес более 200 предложений на конструктивные изменения, которые были обработаны местным КБ. В результате, новая модель стала заметно лучше предшественника:
✅ мощность – 8 л. с. (вместо 6 л. с.)
✅ максимальная скорость – 105 км / ч (против 85 км / ч)
✅ генератор и аккумулятор вместо магнето
Также новая модель получила крупную переднюю и съемную заднюю фары и удобный багажник. Теперь были в наличии амперметр, инструментальный ящик и переключатель света. Конечно, многое осталось от прежней модели: трансмиссия, цепная передача и 3-ступенчатая КПП. Кстати, она смазывалась автолом, подбираемым соответственно температурному режиму.
Более мощный двигатель ИЖ-8.
Мотоцикл очень хорошо показал себя в мотогонках. Так участвовавший в его разработках Иваненко в 1939 году установил рекорд скорости – 121,2 км / ч. ИЖ-8 полюбили в предвоенной стране, а позже – использовали как разведывательный транспорт во время войны. В 1938 году собрали 4840 мотоциклов, а на следующий год – 4300.
Последние предвоенные разработки ИЖ
Инженеры завода продолжали совершенствоваться и в 1940 году появился ИЖ-9. Мощность двигателя этой модели увеличили до 9 л. с., внеся еще некоторые небольшие конструктивные изменения. Также ленинградцы «подарили» Ижевску мотоцикл «Л-8», обладавший 13,5-сильным «четырехтактником».
Так выглядел бы ИЖ-12.
Чтобы сразу выйти на хорошие объемы выпуска, к нему приспособили ходовую от «девятой» модели. Новинка получила наименование ИЖ-12. Ее выпуск должен был стартовать летом 1941 года. Но в это время огромной стране, втянутой в многолетнюю кровопролитную войну, было уже не до новых разработок и выпуска гражданской продукции.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...