
LK Lunar Lander — несбывшаяся мечта СССР о покорении Луны
В 60-х годах ХХ века кроме холодной войны между США и СССР шла еще одна – космическая. В ней те же самые участники противостояли друг другу в покорении космоса. Советский Союз дал Штатам неплохую фору, впервые в мире отправив на низкую околоземную орбиту сперва спутник Земли, а затем и человека. Следующим шагом должна была стать посадка на Луну, но в этом преуспели уже американцы. СССР все же создал ответ США в виде LK Lunar Lander – лунного аппарата, который так и не отправился на спутник Земли. Давайте разберемся, почему так вышло, и чем так интересен LK.
Лунный модуль LK получил куда более простое строение в сравнении с американским Apollo. Его конструкция включала герметичную кабину для размещения одного космонавта, двигательный отсек и ЛПА – лунный посадочный агрегат, который после завершения миссии должен был остаться на поверхности Луны. На орбите спутника предполагалось нахождение лунного корабля стыковке с 7К-ЛОК – орбитальным аппаратом, отвечающим за доставку ЛК до небесного тела и обратно на Землю по завершению задачи. Интересно то, что между ЛОК и ЛК не было шлюза, поэтому переход космонавта туда и обратно должен был осуществляться в скафандре прямо через открытый космос.
Максимальная высота аппарата составляла 5,8 метра. Фото: youtube.com
Малая масса лунного корабля обеспечивалась как небольшими размерами, так и малой толщиной корпуса. Фюзеляж аппарата был не сильно прочнее, чем жестяная банка, так как на него в штатной ситуации не должны были воздействовать большие нагрузки. Советский космонавт, которому могла выпасть честь стать первым человеком на Луне, пришлось бы пролететь несколько сотен тысяч километров буквально на консервной банке. Однако случиться этому было уже не суждено.
Частным случаем космической гонки между США и СССР было противостояние двух гениальных ученых, инженеров и конструкторов ракетно-космической техники – американского Вернера Фон Брауна и советского Сергея Королева. Изобретатель из США в конечном итоге разработал Saturn V, самую высокую, мощную и грузоподъемную ракету на момент создания. Она создавалась именно под программу Apollo, целью которой была реализация пилотируемой посадки на спутник Земли.
Проект ракеты N1 (Н1) был строго засекречен вплоть до 1989 года. Фото: youtube.com
Ответом американской ракете Saturn V должно было стать советское изделие N1. Его разработкой занималось ОКБ-1 под личным кураторством Сергея Королева. Изначально ракета создавалась как сверхтяжелый носитель для вывода орбитальной станции на околоземную орбиту, а затем и для отправки межпланетных кораблей на Марс и Венеру. Однако со вступлением СССР в лунную гонку программа создания N1 была ускорена и перепрофилирована на доставку LK с человеком на Луну.
Модель стыковки лунного корабля с орбитальным модулем. Фото: youtube.com
Ракета N1 имела нестандартную для тех лет конструкцию и монструозные размеры: 105,3 метра в высоту, 17 метров в диаметре, 5 ступеней и 2735 тонн стартовой массы. Для сравнения, американский Saturn V был диаметром всего 10 метров, имел 3 ступени, но был немного тяжелее – 2965 тонн на момент миссии Аполлон-16. Чем действительно поражала N1, это число двигателей в составе первой ступени – 30 штук. Всего на борту было установлено 42 двигательные установки.
Saturn V до сих пор остается самой тяжелой ракетой, которая когда-либо летала в космос. Фото: youtube.com
К сожалению, несмотря на усилия лучших космических конструкторов Советского Союза, ракетный носитель N1 так и не смог выполнить свое главное предназначение. За все время было проведено четыре пуска, все они завершились неудачей на этапе работы первой ступени. Основной причиной стало большое количество одновременно работающих двигателей – как вы помните, их было сразу 30 штук. Тогда технологии не позволяли обеспечить нормальную работу такого числа движков.
Несмотря на неудачные запуски N1 с прототипами ЛК на борту, сам лунный корабль в космосе все-таки побывал, и даже не один раз. Его беспилотная версия с маркировкой Т2К трижды отправлялась на орбиту Земли. Для запусков использовалась ракета-носитель Союз-Л. Интересно, что литера «Л» означает «Лунная», хотя данная модель создавалась для вывода аппаратов лишь на земную орбиту.
[/img]К нашему времени сохранилось всего 5 лунных кораблей разной степени готовности. Фото: youtube.com[/center]
Все три раза лунный корабль показал себя с хорошей стороны и выполнял миссию без аварийных ситуаций. Не исключено, что, если бы ракета-носитель N1 прошла испытания, СССР бы одержал безоговорочную победу в лунной гонке. Однако в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Баз Олдрин в рамках миссии Аполлон-11 ступили на поверхность спутника Земли, чем ознаменовали победу США. Программа СССР продолжалась до начала 1970-х годов и была закрыта.
Так как в плане грузоподъемности советская ракета N1 сильно уступала американскому Saturn V – 95 тонн для отправки на низкую опорную орбиту против 140 тонн соответственно – лунный модуль LK менее громоздкий в сравнении с покорившим Луну Apollo. Вот лишь некоторые его отличия:
✅ всего лишь одно посадочное место против двоих, предусмотренных в модуле Аполлона
✅ на треть меньший вес и более чем в два раза меньшие габариты в сравнении с Apollo
✅ для захода на лунную орбиту и выхода с нее использовался один и тот же двигатель
✅ отсутствие стыковочного тоннеля, что доставляло космонавту хлопоты при перемещении
✅ возможность многократного перезапуска двигателя и в целом его универсальность
Были у ЛК и лунного модуля Apollo похожие технические решения. Оба корабля использовали свое шасси в качестве миниатюрного стартового комплекса. В результате оно оставалось на поверхности Луны, а остальная часть спускательного аппарата поднималась на лунную орбиту для стыковки с орбитальным модулем. Само собой, у ЛК такая возможность лишь предусматривалась, тогда как американский корабль отработал эту систему на практике и доказал ее полную жизнеспособность.
наглядное сравнение советского ЛК и американского LM программы Apollo. Фото: youtube.com
Конечно, решение отправлять единственного космонавта вместо двоих было весьма рискованным. Случись что с пилотом, никто не мог прийти ему на помощь, равно как и помочь в выполнении ряда задач при исследовании лунной поверхности. Однако у Советского Союза не было другого выбора, так как единственная ракета для полета на Луну имела весьма ограниченную грузоподъемность. По той же причине было решено отказаться от целого ряда систем, в том числе от стыковочного шлюза.
В 2022 году, спустя практически 50 лет с момента последней лунной миссии в лице Аполлон-17 в 1975 году, покорение Луны снова «вошло в моду». Наиболее амбициозные планы строит США – в стране намерены вновь отправить людей на земной спутник до середины столетия. Пока же лунные программы представлены запуском преимущественно зондов и в меньшей степени луноходов для исследования поверхности Луны, сбора грунта и выполнения разнообразных научных изысканий.
Подобные корабли уже стали историей, ведь модули, которые полетят к Луне вновь, будут куда более современными. Фото: youtube.com
Кроме США интерес к естественному спутнику Земли сегодня проявляют такие страны, как Россия, Индия, Китай, Израиль, Южная Корея, Объединенные Арабские Эмираты и не только. Пока далеко не все пуски успешные, например, израильский и индийский аппараты уже разбивались о лунную поверхность. Однако нет сомнений в том, что «битва за Луну» будет продолжаться, и в процессе развития технологий к ней подключатся другие страны в борьбе за научные и политические очки.
Консервная банка для покорения Луны
Лунный модуль LK получил куда более простое строение в сравнении с американским Apollo. Его конструкция включала герметичную кабину для размещения одного космонавта, двигательный отсек и ЛПА – лунный посадочный агрегат, который после завершения миссии должен был остаться на поверхности Луны. На орбите спутника предполагалось нахождение лунного корабля стыковке с 7К-ЛОК – орбитальным аппаратом, отвечающим за доставку ЛК до небесного тела и обратно на Землю по завершению задачи. Интересно то, что между ЛОК и ЛК не было шлюза, поэтому переход космонавта туда и обратно должен был осуществляться в скафандре прямо через открытый космос.

Малая масса лунного корабля обеспечивалась как небольшими размерами, так и малой толщиной корпуса. Фюзеляж аппарата был не сильно прочнее, чем жестяная банка, так как на него в штатной ситуации не должны были воздействовать большие нагрузки. Советский космонавт, которому могла выпасть честь стать первым человеком на Луне, пришлось бы пролететь несколько сотен тысяч километров буквально на консервной банке. Однако случиться этому было уже не суждено.
Проблема доставки LK на спутник Земли
Частным случаем космической гонки между США и СССР было противостояние двух гениальных ученых, инженеров и конструкторов ракетно-космической техники – американского Вернера Фон Брауна и советского Сергея Королева. Изобретатель из США в конечном итоге разработал Saturn V, самую высокую, мощную и грузоподъемную ракету на момент создания. Она создавалась именно под программу Apollo, целью которой была реализация пилотируемой посадки на спутник Земли.

Ответом американской ракете Saturn V должно было стать советское изделие N1. Его разработкой занималось ОКБ-1 под личным кураторством Сергея Королева. Изначально ракета создавалась как сверхтяжелый носитель для вывода орбитальной станции на околоземную орбиту, а затем и для отправки межпланетных кораблей на Марс и Венеру. Однако со вступлением СССР в лунную гонку программа создания N1 была ускорена и перепрофилирована на доставку LK с человеком на Луну.

Ракета N1 имела нестандартную для тех лет конструкцию и монструозные размеры: 105,3 метра в высоту, 17 метров в диаметре, 5 ступеней и 2735 тонн стартовой массы. Для сравнения, американский Saturn V был диаметром всего 10 метров, имел 3 ступени, но был немного тяжелее – 2965 тонн на момент миссии Аполлон-16. Чем действительно поражала N1, это число двигателей в составе первой ступени – 30 штук. Всего на борту было установлено 42 двигательные установки.

К сожалению, несмотря на усилия лучших космических конструкторов Советского Союза, ракетный носитель N1 так и не смог выполнить свое главное предназначение. За все время было проведено четыре пуска, все они завершились неудачей на этапе работы первой ступени. Основной причиной стало большое количество одновременно работающих двигателей – как вы помните, их было сразу 30 штук. Тогда технологии не позволяли обеспечить нормальную работу такого числа движков.
Были ли шансы на успешный полет ЛК?
Несмотря на неудачные запуски N1 с прототипами ЛК на борту, сам лунный корабль в космосе все-таки побывал, и даже не один раз. Его беспилотная версия с маркировкой Т2К трижды отправлялась на орбиту Земли. Для запусков использовалась ракета-носитель Союз-Л. Интересно, что литера «Л» означает «Лунная», хотя данная модель создавалась для вывода аппаратов лишь на земную орбиту.

Все три раза лунный корабль показал себя с хорошей стороны и выполнял миссию без аварийных ситуаций. Не исключено, что, если бы ракета-носитель N1 прошла испытания, СССР бы одержал безоговорочную победу в лунной гонке. Однако в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Баз Олдрин в рамках миссии Аполлон-11 ступили на поверхность спутника Земли, чем ознаменовали победу США. Программа СССР продолжалась до начала 1970-х годов и была закрыта.
В чем отличия от лунного модуля Apollo?
Так как в плане грузоподъемности советская ракета N1 сильно уступала американскому Saturn V – 95 тонн для отправки на низкую опорную орбиту против 140 тонн соответственно – лунный модуль LK менее громоздкий в сравнении с покорившим Луну Apollo. Вот лишь некоторые его отличия:
✅ всего лишь одно посадочное место против двоих, предусмотренных в модуле Аполлона
✅ на треть меньший вес и более чем в два раза меньшие габариты в сравнении с Apollo
✅ для захода на лунную орбиту и выхода с нее использовался один и тот же двигатель
✅ отсутствие стыковочного тоннеля, что доставляло космонавту хлопоты при перемещении
✅ возможность многократного перезапуска двигателя и в целом его универсальность
Были у ЛК и лунного модуля Apollo похожие технические решения. Оба корабля использовали свое шасси в качестве миниатюрного стартового комплекса. В результате оно оставалось на поверхности Луны, а остальная часть спускательного аппарата поднималась на лунную орбиту для стыковки с орбитальным модулем. Само собой, у ЛК такая возможность лишь предусматривалась, тогда как американский корабль отработал эту систему на практике и доказал ее полную жизнеспособность.

Конечно, решение отправлять единственного космонавта вместо двоих было весьма рискованным. Случись что с пилотом, никто не мог прийти ему на помощь, равно как и помочь в выполнении ряда задач при исследовании лунной поверхности. Однако у Советского Союза не было другого выбора, так как единственная ракета для полета на Луну имела весьма ограниченную грузоподъемность. По той же причине было решено отказаться от целого ряда систем, в том числе от стыковочного шлюза.
Как дела с покорением Луны сегодня?
В 2022 году, спустя практически 50 лет с момента последней лунной миссии в лице Аполлон-17 в 1975 году, покорение Луны снова «вошло в моду». Наиболее амбициозные планы строит США – в стране намерены вновь отправить людей на земной спутник до середины столетия. Пока же лунные программы представлены запуском преимущественно зондов и в меньшей степени луноходов для исследования поверхности Луны, сбора грунта и выполнения разнообразных научных изысканий.

Кроме США интерес к естественному спутнику Земли сегодня проявляют такие страны, как Россия, Индия, Китай, Израиль, Южная Корея, Объединенные Арабские Эмираты и не только. Пока далеко не все пуски успешные, например, израильский и индийский аппараты уже разбивались о лунную поверхность. Однако нет сомнений в том, что «битва за Луну» будет продолжаться, и в процессе развития технологий к ней подключатся другие страны в борьбе за научные и политические очки.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...