LK Lunar Lander — несбывшаяся мечта СССР о покорении Луны
В 60-х годах ХХ века кроме холодной войны между США и СССР шла еще одна – космическая. В ней те же самые участники противостояли друг другу в покорении космоса. Советский Союз дал Штатам неплохую фору, впервые в мире отправив на низкую околоземную орбиту сперва спутник Земли, а затем и человека. Следующим шагом должна была стать посадка на Луну, но в этом преуспели уже американцы. СССР все же создал ответ США в виде LK Lunar Lander – лунного аппарата, который так и не отправился на спутник Земли. Давайте разберемся, почему так вышло, и чем так интересен LK.
Лунный модуль LK получил куда более простое строение в сравнении с американским Apollo. Его конструкция включала герметичную кабину для размещения одного космонавта, двигательный отсек и ЛПА – лунный посадочный агрегат, который после завершения миссии должен был остаться на поверхности Луны. На орбите спутника предполагалось нахождение лунного корабля стыковке с 7К-ЛОК – орбитальным аппаратом, отвечающим за доставку ЛК до небесного тела и обратно на Землю по завершению задачи. Интересно то, что между ЛОК и ЛК не было шлюза, поэтому переход космонавта туда и обратно должен был осуществляться в скафандре прямо через открытый космос.
Малая масса лунного корабля обеспечивалась как небольшими размерами, так и малой толщиной корпуса. Фюзеляж аппарата был не сильно прочнее, чем жестяная банка, так как на него в штатной ситуации не должны были воздействовать большие нагрузки. Советский космонавт, которому могла выпасть честь стать первым человеком на Луне, пришлось бы пролететь несколько сотен тысяч километров буквально на консервной банке. Однако случиться этому было уже не суждено.
Частным случаем космической гонки между США и СССР было противостояние двух гениальных ученых, инженеров и конструкторов ракетно-космической техники – американского Вернера Фон Брауна и советского Сергея Королева. Изобретатель из США в конечном итоге разработал Saturn V, самую высокую, мощную и грузоподъемную ракету на момент создания. Она создавалась именно под программу Apollo, целью которой была реализация пилотируемой посадки на спутник Земли.
Ответом американской ракете Saturn V должно было стать советское изделие N1. Его разработкой занималось ОКБ-1 под личным кураторством Сергея Королева. Изначально ракета создавалась как сверхтяжелый носитель для вывода орбитальной станции на околоземную орбиту, а затем и для отправки межпланетных кораблей на Марс и Венеру. Однако со вступлением СССР в лунную гонку программа создания N1 была ускорена и перепрофилирована на доставку LK с человеком на Луну.
Ракета N1 имела нестандартную для тех лет конструкцию и монструозные размеры: 105,3 метра в высоту, 17 метров в диаметре, 5 ступеней и 2735 тонн стартовой массы. Для сравнения, американский Saturn V был диаметром всего 10 метров, имел 3 ступени, но был немного тяжелее – 2965 тонн на момент миссии Аполлон-16. Чем действительно поражала N1, это число двигателей в составе первой ступени – 30 штук. Всего на борту было установлено 42 двигательные установки.
К сожалению, несмотря на усилия лучших космических конструкторов Советского Союза, ракетный носитель N1 так и не смог выполнить свое главное предназначение. За все время было проведено четыре пуска, все они завершились неудачей на этапе работы первой ступени. Основной причиной стало большое количество одновременно работающих двигателей – как вы помните, их было сразу 30 штук. Тогда технологии не позволяли обеспечить нормальную работу такого числа движков.
Несмотря на неудачные запуски N1 с прототипами ЛК на борту, сам лунный корабль в космосе все-таки побывал, и даже не один раз. Его беспилотная версия с маркировкой Т2К трижды отправлялась на орбиту Земли. Для запусков использовалась ракета-носитель Союз-Л. Интересно, что литера «Л» означает «Лунная», хотя данная модель создавалась для вывода аппаратов лишь на земную орбиту.
[/img]К нашему времени сохранилось всего 5 лунных кораблей разной степени готовности. Фото: youtube.com[/center]
Все три раза лунный корабль показал себя с хорошей стороны и выполнял миссию без аварийных ситуаций. Не исключено, что, если бы ракета-носитель N1 прошла испытания, СССР бы одержал безоговорочную победу в лунной гонке. Однако в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Баз Олдрин в рамках миссии Аполлон-11 ступили на поверхность спутника Земли, чем ознаменовали победу США. Программа СССР продолжалась до начала 1970-х годов и была закрыта.
Так как в плане грузоподъемности советская ракета N1 сильно уступала американскому Saturn V – 95 тонн для отправки на низкую опорную орбиту против 140 тонн соответственно – лунный модуль LK менее громоздкий в сравнении с покорившим Луну Apollo. Вот лишь некоторые его отличия:
✅ всего лишь одно посадочное место против двоих, предусмотренных в модуле Аполлона
✅ на треть меньший вес и более чем в два раза меньшие габариты в сравнении с Apollo
✅ для захода на лунную орбиту и выхода с нее использовался один и тот же двигатель
✅ отсутствие стыковочного тоннеля, что доставляло космонавту хлопоты при перемещении
✅ возможность многократного перезапуска двигателя и в целом его универсальность
Были у ЛК и лунного модуля Apollo похожие технические решения. Оба корабля использовали свое шасси в качестве миниатюрного стартового комплекса. В результате оно оставалось на поверхности Луны, а остальная часть спускательного аппарата поднималась на лунную орбиту для стыковки с орбитальным модулем. Само собой, у ЛК такая возможность лишь предусматривалась, тогда как американский корабль отработал эту систему на практике и доказал ее полную жизнеспособность.
Конечно, решение отправлять единственного космонавта вместо двоих было весьма рискованным. Случись что с пилотом, никто не мог прийти ему на помощь, равно как и помочь в выполнении ряда задач при исследовании лунной поверхности. Однако у Советского Союза не было другого выбора, так как единственная ракета для полета на Луну имела весьма ограниченную грузоподъемность. По той же причине было решено отказаться от целого ряда систем, в том числе от стыковочного шлюза.
В 2022 году, спустя практически 50 лет с момента последней лунной миссии в лице Аполлон-17 в 1975 году, покорение Луны снова «вошло в моду». Наиболее амбициозные планы строит США – в стране намерены вновь отправить людей на земной спутник до середины столетия. Пока же лунные программы представлены запуском преимущественно зондов и в меньшей степени луноходов для исследования поверхности Луны, сбора грунта и выполнения разнообразных научных изысканий.
Кроме США интерес к естественному спутнику Земли сегодня проявляют такие страны, как Россия, Индия, Китай, Израиль, Южная Корея, Объединенные Арабские Эмираты и не только. Пока далеко не все пуски успешные, например, израильский и индийский аппараты уже разбивались о лунную поверхность. Однако нет сомнений в том, что «битва за Луну» будет продолжаться, и в процессе развития технологий к ней подключатся другие страны в борьбе за научные и политические очки.
Консервная банка для покорения Луны
Лунный модуль LK получил куда более простое строение в сравнении с американским Apollo. Его конструкция включала герметичную кабину для размещения одного космонавта, двигательный отсек и ЛПА – лунный посадочный агрегат, который после завершения миссии должен был остаться на поверхности Луны. На орбите спутника предполагалось нахождение лунного корабля стыковке с 7К-ЛОК – орбитальным аппаратом, отвечающим за доставку ЛК до небесного тела и обратно на Землю по завершению задачи. Интересно то, что между ЛОК и ЛК не было шлюза, поэтому переход космонавта туда и обратно должен был осуществляться в скафандре прямо через открытый космос.
Максимальная высота аппарата составляла 5,8 метра. Фото: youtube.com
Малая масса лунного корабля обеспечивалась как небольшими размерами, так и малой толщиной корпуса. Фюзеляж аппарата был не сильно прочнее, чем жестяная банка, так как на него в штатной ситуации не должны были воздействовать большие нагрузки. Советский космонавт, которому могла выпасть честь стать первым человеком на Луне, пришлось бы пролететь несколько сотен тысяч километров буквально на консервной банке. Однако случиться этому было уже не суждено.
Проблема доставки LK на спутник Земли
Частным случаем космической гонки между США и СССР было противостояние двух гениальных ученых, инженеров и конструкторов ракетно-космической техники – американского Вернера Фон Брауна и советского Сергея Королева. Изобретатель из США в конечном итоге разработал Saturn V, самую высокую, мощную и грузоподъемную ракету на момент создания. Она создавалась именно под программу Apollo, целью которой была реализация пилотируемой посадки на спутник Земли.
Проект ракеты N1 (Н1) был строго засекречен вплоть до 1989 года. Фото: youtube.com
Ответом американской ракете Saturn V должно было стать советское изделие N1. Его разработкой занималось ОКБ-1 под личным кураторством Сергея Королева. Изначально ракета создавалась как сверхтяжелый носитель для вывода орбитальной станции на околоземную орбиту, а затем и для отправки межпланетных кораблей на Марс и Венеру. Однако со вступлением СССР в лунную гонку программа создания N1 была ускорена и перепрофилирована на доставку LK с человеком на Луну.
Модель стыковки лунного корабля с орбитальным модулем. Фото: youtube.com
Ракета N1 имела нестандартную для тех лет конструкцию и монструозные размеры: 105,3 метра в высоту, 17 метров в диаметре, 5 ступеней и 2735 тонн стартовой массы. Для сравнения, американский Saturn V был диаметром всего 10 метров, имел 3 ступени, но был немного тяжелее – 2965 тонн на момент миссии Аполлон-16. Чем действительно поражала N1, это число двигателей в составе первой ступени – 30 штук. Всего на борту было установлено 42 двигательные установки.
Saturn V до сих пор остается самой тяжелой ракетой, которая когда-либо летала в космос. Фото: youtube.com
К сожалению, несмотря на усилия лучших космических конструкторов Советского Союза, ракетный носитель N1 так и не смог выполнить свое главное предназначение. За все время было проведено четыре пуска, все они завершились неудачей на этапе работы первой ступени. Основной причиной стало большое количество одновременно работающих двигателей – как вы помните, их было сразу 30 штук. Тогда технологии не позволяли обеспечить нормальную работу такого числа движков.
Были ли шансы на успешный полет ЛК?
Несмотря на неудачные запуски N1 с прототипами ЛК на борту, сам лунный корабль в космосе все-таки побывал, и даже не один раз. Его беспилотная версия с маркировкой Т2К трижды отправлялась на орбиту Земли. Для запусков использовалась ракета-носитель Союз-Л. Интересно, что литера «Л» означает «Лунная», хотя данная модель создавалась для вывода аппаратов лишь на земную орбиту.
[/img]К нашему времени сохранилось всего 5 лунных кораблей разной степени готовности. Фото: youtube.com[/center]
Все три раза лунный корабль показал себя с хорошей стороны и выполнял миссию без аварийных ситуаций. Не исключено, что, если бы ракета-носитель N1 прошла испытания, СССР бы одержал безоговорочную победу в лунной гонке. Однако в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Баз Олдрин в рамках миссии Аполлон-11 ступили на поверхность спутника Земли, чем ознаменовали победу США. Программа СССР продолжалась до начала 1970-х годов и была закрыта.
В чем отличия от лунного модуля Apollo?
Так как в плане грузоподъемности советская ракета N1 сильно уступала американскому Saturn V – 95 тонн для отправки на низкую опорную орбиту против 140 тонн соответственно – лунный модуль LK менее громоздкий в сравнении с покорившим Луну Apollo. Вот лишь некоторые его отличия:
✅ всего лишь одно посадочное место против двоих, предусмотренных в модуле Аполлона
✅ на треть меньший вес и более чем в два раза меньшие габариты в сравнении с Apollo
✅ для захода на лунную орбиту и выхода с нее использовался один и тот же двигатель
✅ отсутствие стыковочного тоннеля, что доставляло космонавту хлопоты при перемещении
✅ возможность многократного перезапуска двигателя и в целом его универсальность
Были у ЛК и лунного модуля Apollo похожие технические решения. Оба корабля использовали свое шасси в качестве миниатюрного стартового комплекса. В результате оно оставалось на поверхности Луны, а остальная часть спускательного аппарата поднималась на лунную орбиту для стыковки с орбитальным модулем. Само собой, у ЛК такая возможность лишь предусматривалась, тогда как американский корабль отработал эту систему на практике и доказал ее полную жизнеспособность.
наглядное сравнение советского ЛК и американского LM программы Apollo. Фото: youtube.com
Конечно, решение отправлять единственного космонавта вместо двоих было весьма рискованным. Случись что с пилотом, никто не мог прийти ему на помощь, равно как и помочь в выполнении ряда задач при исследовании лунной поверхности. Однако у Советского Союза не было другого выбора, так как единственная ракета для полета на Луну имела весьма ограниченную грузоподъемность. По той же причине было решено отказаться от целого ряда систем, в том числе от стыковочного шлюза.
Как дела с покорением Луны сегодня?
В 2022 году, спустя практически 50 лет с момента последней лунной миссии в лице Аполлон-17 в 1975 году, покорение Луны снова «вошло в моду». Наиболее амбициозные планы строит США – в стране намерены вновь отправить людей на земной спутник до середины столетия. Пока же лунные программы представлены запуском преимущественно зондов и в меньшей степени луноходов для исследования поверхности Луны, сбора грунта и выполнения разнообразных научных изысканий.
Подобные корабли уже стали историей, ведь модули, которые полетят к Луне вновь, будут куда более современными. Фото: youtube.com
Кроме США интерес к естественному спутнику Земли сегодня проявляют такие страны, как Россия, Индия, Китай, Израиль, Южная Корея, Объединенные Арабские Эмираты и не только. Пока далеко не все пуски успешные, например, израильский и индийский аппараты уже разбивались о лунную поверхность. Однако нет сомнений в том, что «битва за Луну» будет продолжаться, и в процессе развития технологий к ней подключатся другие страны в борьбе за научные и политические очки.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...