
Орнитоптеры – полетим как птицы?
Когда человек вглядывается в небо и видит птиц в свободном полете, у него невольно возникает мысль: «А почему я так не умею?». Поэтому неудивительно, что попытки подняться в воздух с помощью машущих крыльев известны на протяжении всей истории нашей цивилизации. Начиная с фиаско мифического Икара, неудачи на этом поприще сопровождали человека постоянно. Даже в Средневековье у Леонардо да Винчи, предвидевшего вертолет, с машущим аппаратом ничего не получилось. Казалось бы, нужно поставить крест на этом деле – но нет! В ХХ веке стали появляться реальные результаты, да и в XXI идею не оставляют в покое.
К теории машущего полета приложил свою руку Циолковский, опубликовав еще в 1890-м году свой труд «К теории летания». Гений космонавтики изучал сложные движения птиц в атмосфере, научно обосновывая полет и возможность реализации фигур высшего пилотажа. Через 22 года русский летчик Нестеров проверил на практике изыскания ученого, совершив знаменитую «петлю».
Пока одни развивали теорию, другие создавали замысловатые конструкции и проводили первые опыты. Первая реальная удача улыбнулась советскому конструктору Черановскому Б. И., с 1921 по 1936 годы проводившему опыты с планерами-орнитоптерами. К 1937-му при участии ОСОАВИАХИМа ему удалось построить мускульный махолет БИЧ-18.
Конструктор проверяет механизм. Фото: YouTube.com
Это биплан с подвижными крыльями, приводимыми в действие педалями, которые крутил пилот. Пустая машина весила 72 кг. Аппарат сначала испытывался в роли планера. Первые взлеты он совершал с помощью резинового амортизатора на десятиметровую высоту. Длина «пройденного» пути составила 125 м. В дальнейшем пилот, поднявшись в воздух, совершил 6 взмахов. Аппарат пролетел уже 430 м – прогресс налицо!
БИЧ-18 в полете. Фото: YouTube.com
Однако выяснилось: слишком толстые крылья не создавали тяги в ходе взмахов. Тогда их сделали гибкими, но нужного результата не добились и проект забросили.
В 50-е годы минувшего века установили: натренированный человек способен развить мощность до 1 кВт только с помощью мускулов. Через 30 минут она упадет вдвое: т. е. взлететь можно, но потом придется планировать.
До конца прошлого века у человечества не было легких и мощных двигателей, материалов, которые помогли бы орнитоптеру летать. Но сегодня ситуация иная и эксперименты с махолетами возобновились. В 2002-м американец ДЖ. Делоуриер построил аппарат с машущими крыльями, который успешно испытал в 2006-м. В 2010-м студенты из Торонто при участии аэрокосмического института построили аппарат Snowbird. По сути, это первая машина с машущими крыльями, способная уверенно лететь горизонтально при помощи мускульной силы человека.
Такими плоскостями долго не помашешь. Фото: YouTube.com
Snowbird имеет размах крыльев 32 м при массе в 42 кг. Конструкция изготовлена из полимеров, а крылья – из бальсы. Последние приводятся в движение мускульной силой пилота через тросы. При этом совмещались силы аэродинамики и инерции. Махолет, поднятый в воздух посредством авто-буксировщика, пролетел 145 м за 19,3 сек. В общем-то недалеко ушли испытатели от советского БИЧ-18 тридцатых годов. Гораздо успешнее проходили эксперименты с орнитоптерами на беспилотной «основе».
Эта крошечная птичка вдохновила конструкторов и, понаблюдав за ее полетами, разработчики создали нечто похожее. В 2009-м специалисты из AeroVironment (США) сделали такой аппарат, способный не только летать, но и зависать и маневрировать. Энтузиасты из университета Делфта тоже пошли по этому пути и создали свою птичку – DelFly Explorer весом 20 г с крыльями в 280 мм. Аппарат безостановочно летает 9 мин.
Студенческая игрушка уверенно ориентируется в воздухе (2015 год). Фото: YouTube.com
Орнитоптер имеет контроллер, предупреждающий столкновение с преградами. Полностью скопировать полет живой птицы удалось инженерам из FlappingFlight.
Park Hawk 4 от FlappingFlight запускают в полет (2010 год). Фото: YouTube.com
Механическая игрушка уже могла изменять направление движения, высоту и скорость, используя только взмахи крыльев. Однако практическое применение подобных конструкций вызывает сомнение. Ну разве что военным пригодится для разведки, шпионажа.
А вот эта концепция от Airbus уже очень близка к практическому применению. Речь идет о законцовках крыла, которые наверняка многие видели. Например, у Boeing 777X они используются всего лишь для того, чтобы самолет помещался в ангар.
Законцовки Boeing 777Х помогают умещаться в ангар. Фото: YouTube.com
В данном же случае инженеры построили масштабную модель для изучения возможности использования подвижных законцовок. В качестве примера был взят альбатрос, имеющий наибольший размах крыльев среди птиц, о чем свидетельствует название проекта.
Когда надо, птица «ломает» крылья. Фото: YouTube.com
Аэродинамическое качество живой «конструкции» составляет 1:22. Это значит, что альбатрос способен пролететь при планировании 22 м, потеряв метр высоты. Узкие и жесткие крылья птицы «умеют» фиксироваться при помощи сухожилий, чтобы не тратить мышечные усилия на горизонтальный полет. Кончики крыльев при необходимости отклоняются в разные стороны, в ходе выполнения маневров или при порывах ветра. Это снижает нагрузку на «плоскость» и повышает устойчивость.
AlbatrossOne в полете. Фото: YouTube.com
Построенная модель, похожая на самолет А321, имеет шарниры, позволяющие 25 % площади крыла двигаться. Если на обычный самолет резко воздействует ветер, его плоскости передают корпусу повышенную нагрузку, что требует усиления каркаса. А если кончики крыльев будут сгибаться, конструкцию можно значительно облегчить. Да, это сложнее, но экономия горючего, увеличение дальности, скорость, перевесят этот минус. В течение ближайших лет Airbus собирается перейти к испытаниям на полноразмерной модели.
Совершенствуя возможности перемещения по небу, человек смотрит не только на птиц – летать умеют и насекомые. Например, стрекоза – чрезвычайно маневренное существо. Почему бы не поучиться и у нее?
Это уже российская штуковина, имеющая длину в 3 м и столько же «комплектов» крыльев. Механизм, заставивший подняться конструкцию в небо, достаточно сложный. Однако факт: аппарат с электродвигателем летает и даже маневрирует.
Простой конструкцию этого орнитоптера не назовешь. Фото: YouTube.com
Конечно, вряд ли создадут пассажирское воздушное судно с такими «махалками». Но вот альтернативой реактивным ранцам Serenity, учитывая его высокую маневренность, станет запросто. Казалось бы, для полета у птиц можно взять разве что крылья – и опять нет! Почему бы не взглянуть повнимательнее на …лапы? Именно так и поступили конструкторы из ЮАР.
Это интересный концепт, на электрической тяге, который в перспективе станет, по замыслу конструкторов, одноместным аэротакси, личным транспортом или дроном-грузовиком с дистанционным управлением.
«Птичка» из ЮАР. Фото: YouTube.com
Учитывая сложный рельеф Африки и плохие дороги, появление «конечностей» на летательном аппарат вполне понятно. «Ноги» помогают взлетать (обеспечивается наклон на 45°) и садиться; в полете они убираются. Технические данные Macrobat не такие и плохие: при полезной нагрузке в 150 кг он преодолеет 150 км, развивая скорость до 150 км/ч. Машина взлетает, используя вертикально расположенные двигатели, которые при горизонтальном полете поворачиваются продольно.
Человек упорно стремится извлечь максимальную пользу из всего, что его окружает. И природа – отличный образец для подражания. Другой вопрос, как этого добиться и стоит ли?
Начало
К теории машущего полета приложил свою руку Циолковский, опубликовав еще в 1890-м году свой труд «К теории летания». Гений космонавтики изучал сложные движения птиц в атмосфере, научно обосновывая полет и возможность реализации фигур высшего пилотажа. Через 22 года русский летчик Нестеров проверил на практике изыскания ученого, совершив знаменитую «петлю».
Пока одни развивали теорию, другие создавали замысловатые конструкции и проводили первые опыты. Первая реальная удача улыбнулась советскому конструктору Черановскому Б. И., с 1921 по 1936 годы проводившему опыты с планерами-орнитоптерами. К 1937-му при участии ОСОАВИАХИМа ему удалось построить мускульный махолет БИЧ-18.

Это биплан с подвижными крыльями, приводимыми в действие педалями, которые крутил пилот. Пустая машина весила 72 кг. Аппарат сначала испытывался в роли планера. Первые взлеты он совершал с помощью резинового амортизатора на десятиметровую высоту. Длина «пройденного» пути составила 125 м. В дальнейшем пилот, поднявшись в воздух, совершил 6 взмахов. Аппарат пролетел уже 430 м – прогресс налицо!

Однако выяснилось: слишком толстые крылья не создавали тяги в ходе взмахов. Тогда их сделали гибкими, но нужного результата не добились и проект забросили.
Сегодня
В 50-е годы минувшего века установили: натренированный человек способен развить мощность до 1 кВт только с помощью мускулов. Через 30 минут она упадет вдвое: т. е. взлететь можно, но потом придется планировать.
У человека на грудные мышцы приходится 1 % от веса тела, у птицы – 17 %. Поэтому летать Homo sapiens не может, какие крылья к нему ни пристегивай.
До конца прошлого века у человечества не было легких и мощных двигателей, материалов, которые помогли бы орнитоптеру летать. Но сегодня ситуация иная и эксперименты с махолетами возобновились. В 2002-м американец ДЖ. Делоуриер построил аппарат с машущими крыльями, который успешно испытал в 2006-м. В 2010-м студенты из Торонто при участии аэрокосмического института построили аппарат Snowbird. По сути, это первая машина с машущими крыльями, способная уверенно лететь горизонтально при помощи мускульной силы человека.

Snowbird имеет размах крыльев 32 м при массе в 42 кг. Конструкция изготовлена из полимеров, а крылья – из бальсы. Последние приводятся в движение мускульной силой пилота через тросы. При этом совмещались силы аэродинамики и инерции. Махолет, поднятый в воздух посредством авто-буксировщика, пролетел 145 м за 19,3 сек. В общем-то недалеко ушли испытатели от советского БИЧ-18 тридцатых годов. Гораздо успешнее проходили эксперименты с орнитоптерами на беспилотной «основе».
Колибри
Эта крошечная птичка вдохновила конструкторов и, понаблюдав за ее полетами, разработчики создали нечто похожее. В 2009-м специалисты из AeroVironment (США) сделали такой аппарат, способный не только летать, но и зависать и маневрировать. Энтузиасты из университета Делфта тоже пошли по этому пути и создали свою птичку – DelFly Explorer весом 20 г с крыльями в 280 мм. Аппарат безостановочно летает 9 мин.

Орнитоптер имеет контроллер, предупреждающий столкновение с преградами. Полностью скопировать полет живой птицы удалось инженерам из FlappingFlight.

Механическая игрушка уже могла изменять направление движения, высоту и скорость, используя только взмахи крыльев. Однако практическое применение подобных конструкций вызывает сомнение. Ну разве что военным пригодится для разведки, шпионажа.
AlbatrossOne
А вот эта концепция от Airbus уже очень близка к практическому применению. Речь идет о законцовках крыла, которые наверняка многие видели. Например, у Boeing 777X они используются всего лишь для того, чтобы самолет помещался в ангар.

В данном же случае инженеры построили масштабную модель для изучения возможности использования подвижных законцовок. В качестве примера был взят альбатрос, имеющий наибольший размах крыльев среди птиц, о чем свидетельствует название проекта.

Аэродинамическое качество живой «конструкции» составляет 1:22. Это значит, что альбатрос способен пролететь при планировании 22 м, потеряв метр высоты. Узкие и жесткие крылья птицы «умеют» фиксироваться при помощи сухожилий, чтобы не тратить мышечные усилия на горизонтальный полет. Кончики крыльев при необходимости отклоняются в разные стороны, в ходе выполнения маневров или при порывах ветра. Это снижает нагрузку на «плоскость» и повышает устойчивость.

Построенная модель, похожая на самолет А321, имеет шарниры, позволяющие 25 % площади крыла двигаться. Если на обычный самолет резко воздействует ветер, его плоскости передают корпусу повышенную нагрузку, что требует усиления каркаса. А если кончики крыльев будут сгибаться, конструкцию можно значительно облегчить. Да, это сложнее, но экономия горючего, увеличение дальности, скорость, перевесят этот минус. В течение ближайших лет Airbus собирается перейти к испытаниям на полноразмерной модели.
Совершенствуя возможности перемещения по небу, человек смотрит не только на птиц – летать умеют и насекомые. Например, стрекоза – чрезвычайно маневренное существо. Почему бы не поучиться и у нее?
Serenity
Это уже российская штуковина, имеющая длину в 3 м и столько же «комплектов» крыльев. Механизм, заставивший подняться конструкцию в небо, достаточно сложный. Однако факт: аппарат с электродвигателем летает и даже маневрирует.

Конечно, вряд ли создадут пассажирское воздушное судно с такими «махалками». Но вот альтернативой реактивным ранцам Serenity, учитывая его высокую маневренность, станет запросто. Казалось бы, для полета у птиц можно взять разве что крылья – и опять нет! Почему бы не взглянуть повнимательнее на …лапы? Именно так и поступили конструкторы из ЮАР.
Macrobat
Это интересный концепт, на электрической тяге, который в перспективе станет, по замыслу конструкторов, одноместным аэротакси, личным транспортом или дроном-грузовиком с дистанционным управлением.

Учитывая сложный рельеф Африки и плохие дороги, появление «конечностей» на летательном аппарат вполне понятно. «Ноги» помогают взлетать (обеспечивается наклон на 45°) и садиться; в полете они убираются. Технические данные Macrobat не такие и плохие: при полезной нагрузке в 150 кг он преодолеет 150 км, развивая скорость до 150 км/ч. Машина взлетает, используя вертикально расположенные двигатели, которые при горизонтальном полете поворачиваются продольно.
Резюме
Человек упорно стремится извлечь максимальную пользу из всего, что его окружает. И природа – отличный образец для подражания. Другой вопрос, как этого добиться и стоит ли?
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...