Орнитоптеры – полетим как птицы?
Когда человек вглядывается в небо и видит птиц в свободном полете, у него невольно возникает мысль: «А почему я так не умею?». Поэтому неудивительно, что попытки подняться в воздух с помощью машущих крыльев известны на протяжении всей истории нашей цивилизации. Начиная с фиаско мифического Икара, неудачи на этом поприще сопровождали человека постоянно. Даже в Средневековье у Леонардо да Винчи, предвидевшего вертолет, с машущим аппаратом ничего не получилось. Казалось бы, нужно поставить крест на этом деле – но нет! В ХХ веке стали появляться реальные результаты, да и в XXI идею не оставляют в покое.
К теории машущего полета приложил свою руку Циолковский, опубликовав еще в 1890-м году свой труд «К теории летания». Гений космонавтики изучал сложные движения птиц в атмосфере, научно обосновывая полет и возможность реализации фигур высшего пилотажа. Через 22 года русский летчик Нестеров проверил на практике изыскания ученого, совершив знаменитую «петлю».
Пока одни развивали теорию, другие создавали замысловатые конструкции и проводили первые опыты. Первая реальная удача улыбнулась советскому конструктору Черановскому Б. И., с 1921 по 1936 годы проводившему опыты с планерами-орнитоптерами. К 1937-му при участии ОСОАВИАХИМа ему удалось построить мускульный махолет БИЧ-18.
Это биплан с подвижными крыльями, приводимыми в действие педалями, которые крутил пилот. Пустая машина весила 72 кг. Аппарат сначала испытывался в роли планера. Первые взлеты он совершал с помощью резинового амортизатора на десятиметровую высоту. Длина «пройденного» пути составила 125 м. В дальнейшем пилот, поднявшись в воздух, совершил 6 взмахов. Аппарат пролетел уже 430 м – прогресс налицо!
Однако выяснилось: слишком толстые крылья не создавали тяги в ходе взмахов. Тогда их сделали гибкими, но нужного результата не добились и проект забросили.
В 50-е годы минувшего века установили: натренированный человек способен развить мощность до 1 кВт только с помощью мускулов. Через 30 минут она упадет вдвое: т. е. взлететь можно, но потом придется планировать.
До конца прошлого века у человечества не было легких и мощных двигателей, материалов, которые помогли бы орнитоптеру летать. Но сегодня ситуация иная и эксперименты с махолетами возобновились. В 2002-м американец ДЖ. Делоуриер построил аппарат с машущими крыльями, который успешно испытал в 2006-м. В 2010-м студенты из Торонто при участии аэрокосмического института построили аппарат Snowbird. По сути, это первая машина с машущими крыльями, способная уверенно лететь горизонтально при помощи мускульной силы человека.
Snowbird имеет размах крыльев 32 м при массе в 42 кг. Конструкция изготовлена из полимеров, а крылья – из бальсы. Последние приводятся в движение мускульной силой пилота через тросы. При этом совмещались силы аэродинамики и инерции. Махолет, поднятый в воздух посредством авто-буксировщика, пролетел 145 м за 19,3 сек. В общем-то недалеко ушли испытатели от советского БИЧ-18 тридцатых годов. Гораздо успешнее проходили эксперименты с орнитоптерами на беспилотной «основе».
Эта крошечная птичка вдохновила конструкторов и, понаблюдав за ее полетами, разработчики создали нечто похожее. В 2009-м специалисты из AeroVironment (США) сделали такой аппарат, способный не только летать, но и зависать и маневрировать. Энтузиасты из университета Делфта тоже пошли по этому пути и создали свою птичку – DelFly Explorer весом 20 г с крыльями в 280 мм. Аппарат безостановочно летает 9 мин.
Орнитоптер имеет контроллер, предупреждающий столкновение с преградами. Полностью скопировать полет живой птицы удалось инженерам из FlappingFlight.
Механическая игрушка уже могла изменять направление движения, высоту и скорость, используя только взмахи крыльев. Однако практическое применение подобных конструкций вызывает сомнение. Ну разве что военным пригодится для разведки, шпионажа.
А вот эта концепция от Airbus уже очень близка к практическому применению. Речь идет о законцовках крыла, которые наверняка многие видели. Например, у Boeing 777X они используются всего лишь для того, чтобы самолет помещался в ангар.
В данном же случае инженеры построили масштабную модель для изучения возможности использования подвижных законцовок. В качестве примера был взят альбатрос, имеющий наибольший размах крыльев среди птиц, о чем свидетельствует название проекта.
Аэродинамическое качество живой «конструкции» составляет 1:22. Это значит, что альбатрос способен пролететь при планировании 22 м, потеряв метр высоты. Узкие и жесткие крылья птицы «умеют» фиксироваться при помощи сухожилий, чтобы не тратить мышечные усилия на горизонтальный полет. Кончики крыльев при необходимости отклоняются в разные стороны, в ходе выполнения маневров или при порывах ветра. Это снижает нагрузку на «плоскость» и повышает устойчивость.
Построенная модель, похожая на самолет А321, имеет шарниры, позволяющие 25 % площади крыла двигаться. Если на обычный самолет резко воздействует ветер, его плоскости передают корпусу повышенную нагрузку, что требует усиления каркаса. А если кончики крыльев будут сгибаться, конструкцию можно значительно облегчить. Да, это сложнее, но экономия горючего, увеличение дальности, скорость, перевесят этот минус. В течение ближайших лет Airbus собирается перейти к испытаниям на полноразмерной модели.
Совершенствуя возможности перемещения по небу, человек смотрит не только на птиц – летать умеют и насекомые. Например, стрекоза – чрезвычайно маневренное существо. Почему бы не поучиться и у нее?
Это уже российская штуковина, имеющая длину в 3 м и столько же «комплектов» крыльев. Механизм, заставивший подняться конструкцию в небо, достаточно сложный. Однако факт: аппарат с электродвигателем летает и даже маневрирует.
Конечно, вряд ли создадут пассажирское воздушное судно с такими «махалками». Но вот альтернативой реактивным ранцам Serenity, учитывая его высокую маневренность, станет запросто. Казалось бы, для полета у птиц можно взять разве что крылья – и опять нет! Почему бы не взглянуть повнимательнее на …лапы? Именно так и поступили конструкторы из ЮАР.
Это интересный концепт, на электрической тяге, который в перспективе станет, по замыслу конструкторов, одноместным аэротакси, личным транспортом или дроном-грузовиком с дистанционным управлением.
Учитывая сложный рельеф Африки и плохие дороги, появление «конечностей» на летательном аппарат вполне понятно. «Ноги» помогают взлетать (обеспечивается наклон на 45°) и садиться; в полете они убираются. Технические данные Macrobat не такие и плохие: при полезной нагрузке в 150 кг он преодолеет 150 км, развивая скорость до 150 км/ч. Машина взлетает, используя вертикально расположенные двигатели, которые при горизонтальном полете поворачиваются продольно.
Человек упорно стремится извлечь максимальную пользу из всего, что его окружает. И природа – отличный образец для подражания. Другой вопрос, как этого добиться и стоит ли?
Начало
К теории машущего полета приложил свою руку Циолковский, опубликовав еще в 1890-м году свой труд «К теории летания». Гений космонавтики изучал сложные движения птиц в атмосфере, научно обосновывая полет и возможность реализации фигур высшего пилотажа. Через 22 года русский летчик Нестеров проверил на практике изыскания ученого, совершив знаменитую «петлю».
Пока одни развивали теорию, другие создавали замысловатые конструкции и проводили первые опыты. Первая реальная удача улыбнулась советскому конструктору Черановскому Б. И., с 1921 по 1936 годы проводившему опыты с планерами-орнитоптерами. К 1937-му при участии ОСОАВИАХИМа ему удалось построить мускульный махолет БИЧ-18.
Конструктор проверяет механизм. Фото: YouTube.com
Это биплан с подвижными крыльями, приводимыми в действие педалями, которые крутил пилот. Пустая машина весила 72 кг. Аппарат сначала испытывался в роли планера. Первые взлеты он совершал с помощью резинового амортизатора на десятиметровую высоту. Длина «пройденного» пути составила 125 м. В дальнейшем пилот, поднявшись в воздух, совершил 6 взмахов. Аппарат пролетел уже 430 м – прогресс налицо!
БИЧ-18 в полете. Фото: YouTube.com
Однако выяснилось: слишком толстые крылья не создавали тяги в ходе взмахов. Тогда их сделали гибкими, но нужного результата не добились и проект забросили.
Сегодня
В 50-е годы минувшего века установили: натренированный человек способен развить мощность до 1 кВт только с помощью мускулов. Через 30 минут она упадет вдвое: т. е. взлететь можно, но потом придется планировать.
У человека на грудные мышцы приходится 1 % от веса тела, у птицы – 17 %. Поэтому летать Homo sapiens не может, какие крылья к нему ни пристегивай.
До конца прошлого века у человечества не было легких и мощных двигателей, материалов, которые помогли бы орнитоптеру летать. Но сегодня ситуация иная и эксперименты с махолетами возобновились. В 2002-м американец ДЖ. Делоуриер построил аппарат с машущими крыльями, который успешно испытал в 2006-м. В 2010-м студенты из Торонто при участии аэрокосмического института построили аппарат Snowbird. По сути, это первая машина с машущими крыльями, способная уверенно лететь горизонтально при помощи мускульной силы человека.
Такими плоскостями долго не помашешь. Фото: YouTube.com
Snowbird имеет размах крыльев 32 м при массе в 42 кг. Конструкция изготовлена из полимеров, а крылья – из бальсы. Последние приводятся в движение мускульной силой пилота через тросы. При этом совмещались силы аэродинамики и инерции. Махолет, поднятый в воздух посредством авто-буксировщика, пролетел 145 м за 19,3 сек. В общем-то недалеко ушли испытатели от советского БИЧ-18 тридцатых годов. Гораздо успешнее проходили эксперименты с орнитоптерами на беспилотной «основе».
Колибри
Эта крошечная птичка вдохновила конструкторов и, понаблюдав за ее полетами, разработчики создали нечто похожее. В 2009-м специалисты из AeroVironment (США) сделали такой аппарат, способный не только летать, но и зависать и маневрировать. Энтузиасты из университета Делфта тоже пошли по этому пути и создали свою птичку – DelFly Explorer весом 20 г с крыльями в 280 мм. Аппарат безостановочно летает 9 мин.
Студенческая игрушка уверенно ориентируется в воздухе (2015 год). Фото: YouTube.com
Орнитоптер имеет контроллер, предупреждающий столкновение с преградами. Полностью скопировать полет живой птицы удалось инженерам из FlappingFlight.
Park Hawk 4 от FlappingFlight запускают в полет (2010 год). Фото: YouTube.com
Механическая игрушка уже могла изменять направление движения, высоту и скорость, используя только взмахи крыльев. Однако практическое применение подобных конструкций вызывает сомнение. Ну разве что военным пригодится для разведки, шпионажа.
AlbatrossOne
А вот эта концепция от Airbus уже очень близка к практическому применению. Речь идет о законцовках крыла, которые наверняка многие видели. Например, у Boeing 777X они используются всего лишь для того, чтобы самолет помещался в ангар.
Законцовки Boeing 777Х помогают умещаться в ангар. Фото: YouTube.com
В данном же случае инженеры построили масштабную модель для изучения возможности использования подвижных законцовок. В качестве примера был взят альбатрос, имеющий наибольший размах крыльев среди птиц, о чем свидетельствует название проекта.
Когда надо, птица «ломает» крылья. Фото: YouTube.com
Аэродинамическое качество живой «конструкции» составляет 1:22. Это значит, что альбатрос способен пролететь при планировании 22 м, потеряв метр высоты. Узкие и жесткие крылья птицы «умеют» фиксироваться при помощи сухожилий, чтобы не тратить мышечные усилия на горизонтальный полет. Кончики крыльев при необходимости отклоняются в разные стороны, в ходе выполнения маневров или при порывах ветра. Это снижает нагрузку на «плоскость» и повышает устойчивость.
AlbatrossOne в полете. Фото: YouTube.com
Построенная модель, похожая на самолет А321, имеет шарниры, позволяющие 25 % площади крыла двигаться. Если на обычный самолет резко воздействует ветер, его плоскости передают корпусу повышенную нагрузку, что требует усиления каркаса. А если кончики крыльев будут сгибаться, конструкцию можно значительно облегчить. Да, это сложнее, но экономия горючего, увеличение дальности, скорость, перевесят этот минус. В течение ближайших лет Airbus собирается перейти к испытаниям на полноразмерной модели.
Совершенствуя возможности перемещения по небу, человек смотрит не только на птиц – летать умеют и насекомые. Например, стрекоза – чрезвычайно маневренное существо. Почему бы не поучиться и у нее?
Serenity
Это уже российская штуковина, имеющая длину в 3 м и столько же «комплектов» крыльев. Механизм, заставивший подняться конструкцию в небо, достаточно сложный. Однако факт: аппарат с электродвигателем летает и даже маневрирует.
Простой конструкцию этого орнитоптера не назовешь. Фото: YouTube.com
Конечно, вряд ли создадут пассажирское воздушное судно с такими «махалками». Но вот альтернативой реактивным ранцам Serenity, учитывая его высокую маневренность, станет запросто. Казалось бы, для полета у птиц можно взять разве что крылья – и опять нет! Почему бы не взглянуть повнимательнее на …лапы? Именно так и поступили конструкторы из ЮАР.
Macrobat
Это интересный концепт, на электрической тяге, который в перспективе станет, по замыслу конструкторов, одноместным аэротакси, личным транспортом или дроном-грузовиком с дистанционным управлением.
«Птичка» из ЮАР. Фото: YouTube.com
Учитывая сложный рельеф Африки и плохие дороги, появление «конечностей» на летательном аппарат вполне понятно. «Ноги» помогают взлетать (обеспечивается наклон на 45°) и садиться; в полете они убираются. Технические данные Macrobat не такие и плохие: при полезной нагрузке в 150 кг он преодолеет 150 км, развивая скорость до 150 км/ч. Машина взлетает, используя вертикально расположенные двигатели, которые при горизонтальном полете поворачиваются продольно.
Резюме
Человек упорно стремится извлечь максимальную пользу из всего, что его окружает. И природа – отличный образец для подражания. Другой вопрос, как этого добиться и стоит ли?
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....