Мотоцикл ПМЗ-А-750 – как советские инженеры BMW с Harley-Davidson совместили
Производство мотоциклов в Советском Союзе было налажено неплохо – их хватало всем желающим. По крайней мере, тех, которые выпускались непосредственно в СССР. Конечно, Jawa, CZ и Pannonia считались дефицитом, но они и не советские.
Мотоцикл был доступным транспортным средством, спасением для сельских жителей, которым не хватало автомобилей. Но это уже в 1960-х, когда двухколесная техника продавалась даже в деревенских магазинах. А до начала Великой Отечественной войны главный вопрос был в обеспечении мотоциклами Красной Армии.
Военным требовались тяжелые модели с колясками, хотя в конце 1920-х командиры делали ставку на конницу. Но даже тогда были люди, понимающие, что зарубежные армии не просто так комплектуют моторизированные части.
Сегодня разговор пойдет про редчайший довоенный мотоцикл ПМЗ-А-750. Он интересен хотя бы тем, что его называли советским Harley-Davidson.
Если разбираться, то модель уникальна тем, что это копия ходовки БМВ с двигателем, как у «Харлея». И при этом советская разработка – у ПМЗ-А-750 не было ни одной детали зарубежного производства. Напомним, что разговор идет о первой половине 1930-х годов!
Началось все с уникальных прототипов марки ИЖ, созданных в количестве 5 экземпляров. Это были мотоциклы разных классов, начиная от легкого с двигателем на 200 см3, заканчивая двумя тяжелыми байками с моторами по 1,2 литра.
К сожалению, почти все прототипы ИЖ, кроме одного, оказались невостребованными – в итоге было решено выпускать самый простой и дешевый байк – он получил название ИЖ-7. Впрочем, собрали их немного – чуть больше 100 штук.
Вот только для Красной Армии легкие мотоциклы были неактуальны. Военные требовали тяжелые модели, желательно с колясками, способные выполнять роль подвижной пулеметной точки, аналога конной тачанки.
Разрабатывал мотоциклы Петр Владимирович Можаров. Этот талантливый инженер в свое время был отправлен в Германию – изучать немецкие модели от разных производителей. Разбирался конструктор и в технике из США, особенно удачным он считал Harley-Davidson.
Изучив представленные образцы тяжелых мотоциклов, Можаров принял решение создать сразу несколько моделей. Согласно заданию, он должен был разработать и показать комиссии минимум два байка – тяжелый и средний. Последний предполагалось запустить для гражданского рынка.
Первым прототипом стал НАТИ-А-750. Шасси для этого мотоцикла сделали по образу и подобию немецкого BMW. А вот двигатель решили взять с другого конца света – от Harley-Davidson, конечно, тоже в качестве образца для подражания.
Средний мотоцикл назвали НАТИ-Б-375. Можаров явно не собирался уделять этой модели много внимания, понимая, что главное – это сделать байк для военных. В качестве шасси НАТИ-Б-375 получил ходовку от ленинградского Л-300. Двигатель создали на основе НАТИ-А-750, просто «располовинив» его.
Приемная комиссия посмотрела все модели, забраковала НАТИ-Б-375, посчитав, что нет смысла налаживать серийное производство среднего байка с мотором 375 см3, если можно просто выпускать уже готовый Л-300. Кстати, эта модель тоже была разработана Можаровым в свое время.
Зато «Советский Харлей» приемной комиссии понравился. Технические мастерские в Ижевске, где трудилась группа Можарова, получили задание собрать пять опытных моделей для ходовых испытаний.
Кажется, что «Советский Харлей» должен был выпускаться в Ижевске, раз именно там собирались опытные модификации. Вот только в этом городе решили делать средние мотоциклы. Как показало время, именно этим в Ижевске и занимались все последующие годы, кроме военных.
Напомним, что ИЖМАШ пережил развал СССР и долго выпускал средние мотоциклы. Последним с конвейера сошла модель ИЖ Планета-5 в 2008 году. С тех пор неоднократно шли разговоры о возрождении средних байков в России, но далее китайских опытных образцов дело не продвинулось.
Что касается тяжелых мотоциклов, то НАТИ-А-750 решили выпускать на Подольском механическом заводе. Это предприятие не имело никакого опыта в производстве двухколесной техники, а тем более нужных станков и оборудования.
Пришлось Можарову со своей командой налаживать полноценный выпуск на ПМЗ с нуля. Первый мотоцикл, собранный без участия смежных предприятий, был готов в начале 1934 года, хотя его требовалось еще дорабатывать.
ПМЗ-А-750 уже можно было назвать предсерийным. Мотоцикл оставалось только «отшлифовать» и запустить конвейер. Петр Можаров решил устроить себе отпуск и уехал в Крым. Там он погиб при невыясненных обстоятельствах. ПМЗ-А-750 запускали в серию уже без главного конструктора.
К началу лета 1934 года было собрано 10 первых мотоциклов. Их сразу отправили на военный полигон для испытаний. После доработок, ПМЗ-А-750 участвовал в мотопробеге из Ижевска в Москву через Горький.
Сам нарком тяжпрома Орджоникидзе одобрил модель, заявив, что Красной Армии нужно не менее 1,5 тысячи единиц таких. Эта задача была перевыполнена в три раза – с 1934 по 1939 годы на Подольском механическом заводе выпустили более 4,6 тыс. байков.
В качестве основы для ПМЗ-А-750 была использована дуплексная рама. Интересно расположение бензобака – он как бы вложен внутрь. Понимая, что для военного мотоцикла важен запас хода, конструкторы сделали резервуар для топлива с объемом 21 литр при среднем заявленном расходе в 6 л. на 100 км.
КПП устанавливалась трехступенчатая, переключались скорости вручную, специальным рычагом. Передача на заднее колесо – цепная.
Мощность двигателя изначально составляла 14 л. с., потом ее увеличили до 15-16 л. с. Без коляски мотоцикл мог разогнаться до 90-95 км/ч.
Задняя подвеска была типичной для моделей первой половины 1930-х – жесткая, то есть ее по факту и не было, как на велосипеде. Водителя и пассажира от вибраций спасали только подпружиненные сиденья. Передняя подвеска для современных мотоциклистов выглядит вообще странно – она была рессорная.
Впрочем, на спартанский уровень комфорта в Советском Союзе никому и в голову бы не пришлось жаловаться. Мотоциклы и автомобили в те годы были высшим достижением технического прогресса – они ехали – это уже считалось чудом, особенно для сельских жителей.
ПМЗ-А-750 поставлялись не только в армию – много байков попало на гражданскую службу и даже в руки населения. Дело в том, что военные продолжали свято верить в конницу и не спешили формировать мотоциклетные отряды в больших количествах.
К сожалению, без Петра Владимировича Можарова мотоцикл так и не доработали до идеала. Главным проблемным узлом стало зажигание. Мотоцикл часто капризничал и не желал заводиться.
Еще нарекания были на коробку передач, которая нередко не хотела переключаться. Развесовка ПМЗ-А-750 без коляски оставляла желать лучшего. Переднее колесо на скорости было подвержено вибрациям. Иногда руль из-за них вырывался из рук.
Впрочем, все это было несущественно для конца 1930-х. Прекратили производство ПМЗ-А-750 по более банальной причине – он обходился в два раза дороже, чем тот же ТИЗ-АМ-600, например.
Во время Советско-финляндской войны мотоциклы ПМЗ-А-750 участвовали в боевых действиях. Там нарекания на зажигание еще раз подтвердились. Военным не нужна была техника, которая заводилась по одному ей известному графику. Использовались «Советские Харлеи» и во время Великой Отечественной войны.
Сейчас ПМЗ-А-750 является редкой коллекционной моделью. Купить такой мотоцикл сложно и очень дорого, даже если найдется человек, который захочет с ним расстаться.
Мотоцикл был доступным транспортным средством, спасением для сельских жителей, которым не хватало автомобилей. Но это уже в 1960-х, когда двухколесная техника продавалась даже в деревенских магазинах. А до начала Великой Отечественной войны главный вопрос был в обеспечении мотоциклами Красной Армии.
Военным требовались тяжелые модели с колясками, хотя в конце 1920-х командиры делали ставку на конницу. Но даже тогда были люди, понимающие, что зарубежные армии не просто так комплектуют моторизированные части.
Мотоцикл красивый, получается, что он создавался не только для военных. Фото: Youtube.com
Сегодня разговор пойдет про редчайший довоенный мотоцикл ПМЗ-А-750. Он интересен хотя бы тем, что его называли советским Harley-Davidson.
Если разбираться, то модель уникальна тем, что это копия ходовки БМВ с двигателем, как у «Харлея». И при этом советская разработка – у ПМЗ-А-750 не было ни одной детали зарубежного производства. Напомним, что разговор идет о первой половине 1930-х годов!
Предпосылки к появлению
Началось все с уникальных прототипов марки ИЖ, созданных в количестве 5 экземпляров. Это были мотоциклы разных классов, начиная от легкого с двигателем на 200 см3, заканчивая двумя тяжелыми байками с моторами по 1,2 литра.
К сожалению, почти все прототипы ИЖ, кроме одного, оказались невостребованными – в итоге было решено выпускать самый простой и дешевый байк – он получил название ИЖ-7. Впрочем, собрали их немного – чуть больше 100 штук.
На коляску устанавливали пулемет. Фото: Youtube.com
Вот только для Красной Армии легкие мотоциклы были неактуальны. Военные требовали тяжелые модели, желательно с колясками, способные выполнять роль подвижной пулеметной точки, аналога конной тачанки.
Опытные экземпляры
Разрабатывал мотоциклы Петр Владимирович Можаров. Этот талантливый инженер в свое время был отправлен в Германию – изучать немецкие модели от разных производителей. Разбирался конструктор и в технике из США, особенно удачным он считал Harley-Davidson.
Изучив представленные образцы тяжелых мотоциклов, Можаров принял решение создать сразу несколько моделей. Согласно заданию, он должен был разработать и показать комиссии минимум два байка – тяжелый и средний. Последний предполагалось запустить для гражданского рынка.
Первым прототипом стал НАТИ-А-750. Шасси для этого мотоцикла сделали по образу и подобию немецкого BMW. А вот двигатель решили взять с другого конца света – от Harley-Davidson, конечно, тоже в качестве образца для подражания.
Гражданский мотоцикл-одиночка. Фото: Youtube.com
Средний мотоцикл назвали НАТИ-Б-375. Можаров явно не собирался уделять этой модели много внимания, понимая, что главное – это сделать байк для военных. В качестве шасси НАТИ-Б-375 получил ходовку от ленинградского Л-300. Двигатель создали на основе НАТИ-А-750, просто «располовинив» его.
Параллельно выпустили третий тяжелый мотоцикл, сделанный по образцу и подобию БМВ.
Приемная комиссия посмотрела все модели, забраковала НАТИ-Б-375, посчитав, что нет смысла налаживать серийное производство среднего байка с мотором 375 см3, если можно просто выпускать уже готовый Л-300. Кстати, эта модель тоже была разработана Можаровым в свое время.
Зато «Советский Харлей» приемной комиссии понравился. Технические мастерские в Ижевске, где трудилась группа Можарова, получили задание собрать пять опытных моделей для ходовых испытаний.
Почему ПМЗ, а не ИЖ?
Кажется, что «Советский Харлей» должен был выпускаться в Ижевске, раз именно там собирались опытные модификации. Вот только в этом городе решили делать средние мотоциклы. Как показало время, именно этим в Ижевске и занимались все последующие годы, кроме военных.
Жесткая задняя подвеска и одна из пружин пассажирского сиденья. Фото: Youtube.com
Напомним, что ИЖМАШ пережил развал СССР и долго выпускал средние мотоциклы. Последним с конвейера сошла модель ИЖ Планета-5 в 2008 году. С тех пор неоднократно шли разговоры о возрождении средних байков в России, но далее китайских опытных образцов дело не продвинулось.
Что касается тяжелых мотоциклов, то НАТИ-А-750 решили выпускать на Подольском механическом заводе. Это предприятие не имело никакого опыта в производстве двухколесной техники, а тем более нужных станков и оборудования.
Пришлось Можарову со своей командой налаживать полноценный выпуск на ПМЗ с нуля. Первый мотоцикл, собранный без участия смежных предприятий, был готов в начале 1934 года, хотя его требовалось еще дорабатывать.
ПМЗ-А-750 уже можно было назвать предсерийным. Мотоцикл оставалось только «отшлифовать» и запустить конвейер. Петр Можаров решил устроить себе отпуск и уехал в Крым. Там он погиб при невыясненных обстоятельствах. ПМЗ-А-750 запускали в серию уже без главного конструктора.
К началу лета 1934 года было собрано 10 первых мотоциклов. Их сразу отправили на военный полигон для испытаний. После доработок, ПМЗ-А-750 участвовал в мотопробеге из Ижевска в Москву через Горький.
Знаменитый двигатель от Harley-Davidson в советском исполнении. Фото: Youtube.com
Сам нарком тяжпрома Орджоникидзе одобрил модель, заявив, что Красной Армии нужно не менее 1,5 тысячи единиц таких. Эта задача была перевыполнена в три раза – с 1934 по 1939 годы на Подольском механическом заводе выпустили более 4,6 тыс. байков.
Технические особенности
В качестве основы для ПМЗ-А-750 была использована дуплексная рама. Интересно расположение бензобака – он как бы вложен внутрь. Понимая, что для военного мотоцикла важен запас хода, конструкторы сделали резервуар для топлива с объемом 21 литр при среднем заявленном расходе в 6 л. на 100 км.
КПП устанавливалась трехступенчатая, переключались скорости вручную, специальным рычагом. Передача на заднее колесо – цепная.
Мощность двигателя изначально составляла 14 л. с., потом ее увеличили до 15-16 л. с. Без коляски мотоцикл мог разогнаться до 90-95 км/ч.
Задняя подвеска была типичной для моделей первой половины 1930-х – жесткая, то есть ее по факту и не было, как на велосипеде. Водителя и пассажира от вибраций спасали только подпружиненные сиденья. Передняя подвеска для современных мотоциклистов выглядит вообще странно – она была рессорная.
Подрессоренная вилка выглядит именно так. Фото: Youtube.com
Впрочем, на спартанский уровень комфорта в Советском Союзе никому и в голову бы не пришлось жаловаться. Мотоциклы и автомобили в те годы были высшим достижением технического прогресса – они ехали – это уже считалось чудом, особенно для сельских жителей.
Карьера
ПМЗ-А-750 поставлялись не только в армию – много байков попало на гражданскую службу и даже в руки населения. Дело в том, что военные продолжали свято верить в конницу и не спешили формировать мотоциклетные отряды в больших количествах.
ПМЗ-А-750 эксплуатировали председатели колхозов и совхозов, модель даже несколько раз «засветилась» в кино. В фильме «Трактористы» им управляла девушка – актриса Ладынина.
К сожалению, без Петра Владимировича Можарова мотоцикл так и не доработали до идеала. Главным проблемным узлом стало зажигание. Мотоцикл часто капризничал и не желал заводиться.
Еще нарекания были на коробку передач, которая нередко не хотела переключаться. Развесовка ПМЗ-А-750 без коляски оставляла желать лучшего. Переднее колесо на скорости было подвержено вибрациям. Иногда руль из-за них вырывался из рук.
Рычаг КПП расположен слева. Фото: Youtube.com
Впрочем, все это было несущественно для конца 1930-х. Прекратили производство ПМЗ-А-750 по более банальной причине – он обходился в два раза дороже, чем тот же ТИЗ-АМ-600, например.
Во время Советско-финляндской войны мотоциклы ПМЗ-А-750 участвовали в боевых действиях. Там нарекания на зажигание еще раз подтвердились. Военным не нужна была техника, которая заводилась по одному ей известному графику. Использовались «Советские Харлеи» и во время Великой Отечественной войны.
Сейчас ПМЗ-А-750 является редкой коллекционной моделью. Купить такой мотоцикл сложно и очень дорого, даже если найдется человек, который захочет с ним расстаться.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...