«Мовиль» и «Феран» – «легенды» советского антикора
Борьба с коррозией – насущная проблема автомобилистов, проживающих в регионах с суровым климатом и там, где нередки сильные температурные перепады. Жителям городов с их посыпанными противоледными реагентами улицами эта «беда» тоже хорошо знакома. Понятно, что мировой и российский маркетинг не спит и активно заполняет рыночную нишу «суперпрепаратами» типа «обработал и забыл». Однако борьба с ржавчиной активно велась и в советское время и была достаточно успешной в плане создания соответствующих средств. Другое дело, что они выпускались сравнительно небольшими партиями и «достать» их было не так просто.
В советские времена реальных способов остановить наступление коррозии почти что не было. В народе ходили байки о средствах, добытых якобы из секретных военных лабораторий. Даже имеющимся изредка в продаже продуктам типа «Мовиля» или «пушечного сала» зачастую приписывали свойства, которыми они не обладали.
Состав любого антикора в СССР представлял собой наполнитель, производимый из нефтепродуктов (большая часть), и ингибитор. Все это действительно работает, можно сказать, идеально, но только при одном условии: если машина стоит на месте. В этом случае ингибитор надежно изолирует металл от атмосферного воздействия. Когда авто начинает двигаться, на слой антикора летят камни, песок, кузов подвергается тряске и вибрациям. Слой средства получает повреждения и влага добирается до кузова. При этом коррозия идет ускоренными темпами, т. к. между оставшимся антикором и металлом вода толком не испаряется.
Борьба с ржавчиной будет более успешной, если сталь отполировать до зеркального блеска. Однако машину с солидным пробегом так отчистить нереально. Все равно найдутся укромные уголки, где ржавчина останется и начнет свое победное шествие. Более-менее реальных результатов можно добиться, использую мощный пескоструйный аппарат в спецкамере. Этого у обычного автовладельца, разумеется, нет.
О популярности препарата говорит тот факт, что долгое время так (уже и в России) называли любые антикоррозийные средства. Это напоминает историю с «Тосолом», которым кто-то до сих пор именует любой анифриз. А ведь все просто: речь идет о сокращенном названии торговой марки – «Технология органического синтеза». Ну и для лучшего звучания кто-то добавил в конце «ол». То же самое и с «Мовилем», который создали специалисты НИИ химии из Москвы («Мо») и Вильнюса («Виль»).
Однако советское «чудо» не совсем оправдало ожиданий. Быстро выяснилось: средство хорошо подходило для обработки открытых мест кузова – дверных проемов, лонжеронов, днища. Однако в арках, которые постоянно «бомбардировали» колеса камешками и песком, препарат держался плохо.
Он активно вымывался влагой, смешанной с солью. Стоит заметить: подкрылков, какие мы видим сегодня, тогда не было. Как утверждают современные производители, в продаваемый ими состав с таким же названием входят такие же ингредиенты, что и в прошлом. Тогда «Мовиль» производили из:
✅ олифы, формирующей пленку
✅ искусственного воска, известного под названием «церезин»
✅ петролатума (углеводородного продукта из нефти)
✅ уайт-спирита, игравшего роль растворителя
✅ ингибиторов зарубежного производства
Могли быть и еще какие-то добавки в незначительном количестве. Чтобы не заморачиваться мудреными названиями, можно охарактеризовать «Мовиль», как парафиновую свечу, растворенную в бензине, куда добавлена олифа, чтобы все это не стекало с поверхности металла. Когда средство нанесено на кузов, растворитель улетучивается и формируется полусухая корка.
Производителей сегодня достаточно много: одни соблюдают традиционную формулу советских времен, другие что-то добавляют, меняют пропорции. Но ясно одно: использовать этот тип антикора рекомендуется лишь для закрытых полостей кузова авто, а также обработки стыков, сварных швов. Днища и колесные арки сегодня промазывают иными средствами – мастиками, обладающими упругостью и устойчивостью к механическому воздействию. Просто во времена СССР у автолюбителей не было выбора и «Мовилем» мазали все подряд. Увы: многие пытаются это делать и сегодня!
Как расшифровывается название, «история умалчивает». Скорее всего, это связано с латинским «феррум», т. е. «железо». Антикор разработан в СССР в 1984 году «Союзбытхимом», точнее его Проектно-конструкторским Бюро из Вильнюса. Средство оказалось не так популярным, как «Мовиль», тем не менее, о нем рассказывал журнал «За рулем» (ноябрь 1984-й). Производством антикора занимались не только профильные организации химической промышленности, но и предприятия «оборонки»: например, Бийский Олеумный завод.
Состав наносится прямо на ржавчину – удалять необходимо разве что рыхлые «махровые» слои. Единственное требование: обрабатываемая поверхность должна быть сухой! Что происходит в процессе нанесения «Ферана» на металл? Благодаря ингибиторам, пропитанная ими ржа теряет химическую активность и превращается в некий механический наполнитель, который увеличивает прочность образуемой корки.
Если таким составом обработать колесную арку, получался химический «подкрылок», устойчивый к солям и механическому воздействию. Ему уже не так страшны противоледные реагенты, камешки, песок. Но для упрочнения рекомендуется сверху закрыть корку битумной мастикой.
А если начинает ржаветь окрашенная область кузова, «Феран» наносится на проблемное место, играя роль грунтовки, которую можно закрасить штатным цветом авто. Правда, есть оговорка: средство черного цвета и поэтому может вызвать потемнение светлого лакокрасочного покрытия. В любом случае состав наносится кистью и требует сушки в течение часа.
По словам пользователя, сумевшего раздобыть советский образец «Ферана», через 32 (!) года после обнаружения запакованного продукта он не потерял своих качеств, несмотря на предупреждающую надпись о сроке хранения в 1 год. Провели эксперимент по проверке советского продукта. В колесные арки поместили на магнитах две полоски поржавевшей стали толщиной 0,3 мм. Одну обработали «Фераном», другую – нет. Через полгода, весной, защищенная пластина осталась в первоначальном виде: срез показал, что ржавчина почернела, видимо, прореагировав с ингибиторами. Вторая полоска получила сквозные коррозийные отверстия.
Торговой марки «Феран» сегодня уже не встретишь, а что выпускают сегодня под названием «Мовиль», в обычных условиях не узнать. Остается только надеяться на совесть производителей (что крайне не рекомендуется), отзывы пользователей (только если это ваши хорошие знакомые) и «метод тыка». Но хочется верить, что есть еще компании, которые не только используют советские рецепты, но и улучшают их.
Процесс образования ржавчины и обработка кузова
В советские времена реальных способов остановить наступление коррозии почти что не было. В народе ходили байки о средствах, добытых якобы из секретных военных лабораторий. Даже имеющимся изредка в продаже продуктам типа «Мовиля» или «пушечного сала» зачастую приписывали свойства, которыми они не обладали.
Если с коррозией не бороться, она побеждает! Фото: YouTube.com
Состав любого антикора в СССР представлял собой наполнитель, производимый из нефтепродуктов (большая часть), и ингибитор. Все это действительно работает, можно сказать, идеально, но только при одном условии: если машина стоит на месте. В этом случае ингибитор надежно изолирует металл от атмосферного воздействия. Когда авто начинает двигаться, на слой антикора летят камни, песок, кузов подвергается тряске и вибрациям. Слой средства получает повреждения и влага добирается до кузова. При этом коррозия идет ускоренными темпами, т. к. между оставшимся антикором и металлом вода толком не испаряется.
Колесная арка одно из самых проблемных мест кузова советского легкового авто. Фото: YouTube.com
Борьба с ржавчиной будет более успешной, если сталь отполировать до зеркального блеска. Однако машину с солидным пробегом так отчистить нереально. Все равно найдутся укромные уголки, где ржавчина останется и начнет свое победное шествие. Более-менее реальных результатов можно добиться, использую мощный пескоструйный аппарат в спецкамере. Этого у обычного автовладельца, разумеется, нет.
«Мовиль»
О популярности препарата говорит тот факт, что долгое время так (уже и в России) называли любые антикоррозийные средства. Это напоминает историю с «Тосолом», которым кто-то до сих пор именует любой анифриз. А ведь все просто: речь идет о сокращенном названии торговой марки – «Технология органического синтеза». Ну и для лучшего звучания кто-то добавил в конце «ол». То же самое и с «Мовилем», который создали специалисты НИИ химии из Москвы («Мо») и Вильнюса («Виль»).
В Советском Союзе ничего подобного ранее не предлагалось. Периодика сравнивала «Мовиль» с голландским продуктом Tectyl, о «волшебных» свойствах которого в среде «продвинутых» автомобилистов ходили чуть ли не легенды.
Однако советское «чудо» не совсем оправдало ожиданий. Быстро выяснилось: средство хорошо подходило для обработки открытых мест кузова – дверных проемов, лонжеронов, днища. Однако в арках, которые постоянно «бомбардировали» колеса камешками и песком, препарат держался плохо.
При правильной обработке колесных арок современным антикором подкрылки не нужны. Фото: YouTube.com
Он активно вымывался влагой, смешанной с солью. Стоит заметить: подкрылков, какие мы видим сегодня, тогда не было. Как утверждают современные производители, в продаваемый ими состав с таким же названием входят такие же ингредиенты, что и в прошлом. Тогда «Мовиль» производили из:
✅ олифы, формирующей пленку
✅ искусственного воска, известного под названием «церезин»
✅ петролатума (углеводородного продукта из нефти)
✅ уайт-спирита, игравшего роль растворителя
✅ ингибиторов зарубежного производства
Могли быть и еще какие-то добавки в незначительном количестве. Чтобы не заморачиваться мудреными названиями, можно охарактеризовать «Мовиль», как парафиновую свечу, растворенную в бензине, куда добавлена олифа, чтобы все это не стекало с поверхности металла. Когда средство нанесено на кузов, растворитель улетучивается и формируется полусухая корка.
Как и где применять «Мовиль»
Производителей сегодня достаточно много: одни соблюдают традиционную формулу советских времен, другие что-то добавляют, меняют пропорции. Но ясно одно: использовать этот тип антикора рекомендуется лишь для закрытых полостей кузова авто, а также обработки стыков, сварных швов. Днища и колесные арки сегодня промазывают иными средствами – мастиками, обладающими упругостью и устойчивостью к механическому воздействию. Просто во времена СССР у автолюбителей не было выбора и «Мовилем» мазали все подряд. Увы: многие пытаются это делать и сегодня!
Современный мовиль удивляет более чем доступной стоимостью. Средняя цена: 240 руб. Фото: ЯндексМаркет
Если вы найдете в дедушкиных запасах советский «Мовиль», вряд ли он будет пригоден к применению, т. к. олифа со временем разлагается. А нынешние средства этой марки несовместимы с синтетическими продуктами.
«Феран»
Как расшифровывается название, «история умалчивает». Скорее всего, это связано с латинским «феррум», т. е. «железо». Антикор разработан в СССР в 1984 году «Союзбытхимом», точнее его Проектно-конструкторским Бюро из Вильнюса. Средство оказалось не так популярным, как «Мовиль», тем не менее, о нем рассказывал журнал «За рулем» (ноябрь 1984-й). Производством антикора занимались не только профильные организации химической промышленности, но и предприятия «оборонки»: например, Бийский Олеумный завод.
Состав «Ферана» с точки зрения физики и химии интересен. В основе состава – одна из разновидностей масляной краски или, скорее лака. Также имеются ингибиторы коррозии. После застывания средство, разбавляемое 651-м растворителем, образует жесткую корку.
Состав наносится прямо на ржавчину – удалять необходимо разве что рыхлые «махровые» слои. Единственное требование: обрабатываемая поверхность должна быть сухой! Что происходит в процессе нанесения «Ферана» на металл? Благодаря ингибиторам, пропитанная ими ржа теряет химическую активность и превращается в некий механический наполнитель, который увеличивает прочность образуемой корки.
Один из современных «Феранов» для обработки колесных арок и днища. Средняя цена: 511 руб. Фото: ЯндексМаркет
Если таким составом обработать колесную арку, получался химический «подкрылок», устойчивый к солям и механическому воздействию. Ему уже не так страшны противоледные реагенты, камешки, песок. Но для упрочнения рекомендуется сверху закрыть корку битумной мастикой.
Сегодня даже пушечное сало умудряются запихнуть в аэрозольный баллончик. Средняя цена: 511 руб. Фото: ЯндексМаркет
А если начинает ржаветь окрашенная область кузова, «Феран» наносится на проблемное место, играя роль грунтовки, которую можно закрасить штатным цветом авто. Правда, есть оговорка: средство черного цвета и поэтому может вызвать потемнение светлого лакокрасочного покрытия. В любом случае состав наносится кистью и требует сушки в течение часа.
Проверка
По словам пользователя, сумевшего раздобыть советский образец «Ферана», через 32 (!) года после обнаружения запакованного продукта он не потерял своих качеств, несмотря на предупреждающую надпись о сроке хранения в 1 год. Провели эксперимент по проверке советского продукта. В колесные арки поместили на магнитах две полоски поржавевшей стали толщиной 0,3 мм. Одну обработали «Фераном», другую – нет. Через полгода, весной, защищенная пластина осталась в первоначальном виде: срез показал, что ржавчина почернела, видимо, прореагировав с ингибиторами. Вторая полоска получила сквозные коррозийные отверстия.
Выводы
Торговой марки «Феран» сегодня уже не встретишь, а что выпускают сегодня под названием «Мовиль», в обычных условиях не узнать. Остается только надеяться на совесть производителей (что крайне не рекомендуется), отзывы пользователей (только если это ваши хорошие знакомые) и «метод тыка». Но хочется верить, что есть еще компании, которые не только используют советские рецепты, но и улучшают их.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...