
«Мовиль» и «Феран» – «легенды» советского антикора
Борьба с коррозией – насущная проблема автомобилистов, проживающих в регионах с суровым климатом и там, где нередки сильные температурные перепады. Жителям городов с их посыпанными противоледными реагентами улицами эта «беда» тоже хорошо знакома. Понятно, что мировой и российский маркетинг не спит и активно заполняет рыночную нишу «суперпрепаратами» типа «обработал и забыл». Однако борьба с ржавчиной активно велась и в советское время и была достаточно успешной в плане создания соответствующих средств. Другое дело, что они выпускались сравнительно небольшими партиями и «достать» их было не так просто.
В советские времена реальных способов остановить наступление коррозии почти что не было. В народе ходили байки о средствах, добытых якобы из секретных военных лабораторий. Даже имеющимся изредка в продаже продуктам типа «Мовиля» или «пушечного сала» зачастую приписывали свойства, которыми они не обладали.
Если с коррозией не бороться, она побеждает! Фото: YouTube.com
Состав любого антикора в СССР представлял собой наполнитель, производимый из нефтепродуктов (большая часть), и ингибитор. Все это действительно работает, можно сказать, идеально, но только при одном условии: если машина стоит на месте. В этом случае ингибитор надежно изолирует металл от атмосферного воздействия. Когда авто начинает двигаться, на слой антикора летят камни, песок, кузов подвергается тряске и вибрациям. Слой средства получает повреждения и влага добирается до кузова. При этом коррозия идет ускоренными темпами, т. к. между оставшимся антикором и металлом вода толком не испаряется.
Колесная арка одно из самых проблемных мест кузова советского легкового авто. Фото: YouTube.com
Борьба с ржавчиной будет более успешной, если сталь отполировать до зеркального блеска. Однако машину с солидным пробегом так отчистить нереально. Все равно найдутся укромные уголки, где ржавчина останется и начнет свое победное шествие. Более-менее реальных результатов можно добиться, использую мощный пескоструйный аппарат в спецкамере. Этого у обычного автовладельца, разумеется, нет.
О популярности препарата говорит тот факт, что долгое время так (уже и в России) называли любые антикоррозийные средства. Это напоминает историю с «Тосолом», которым кто-то до сих пор именует любой анифриз. А ведь все просто: речь идет о сокращенном названии торговой марки – «Технология органического синтеза». Ну и для лучшего звучания кто-то добавил в конце «ол». То же самое и с «Мовилем», который создали специалисты НИИ химии из Москвы («Мо») и Вильнюса («Виль»).
Однако советское «чудо» не совсем оправдало ожиданий. Быстро выяснилось: средство хорошо подходило для обработки открытых мест кузова – дверных проемов, лонжеронов, днища. Однако в арках, которые постоянно «бомбардировали» колеса камешками и песком, препарат держался плохо.
При правильной обработке колесных арок современным антикором подкрылки не нужны. Фото: YouTube.com
Он активно вымывался влагой, смешанной с солью. Стоит заметить: подкрылков, какие мы видим сегодня, тогда не было. Как утверждают современные производители, в продаваемый ими состав с таким же названием входят такие же ингредиенты, что и в прошлом. Тогда «Мовиль» производили из:
✅ олифы, формирующей пленку
✅ искусственного воска, известного под названием «церезин»
✅ петролатума (углеводородного продукта из нефти)
✅ уайт-спирита, игравшего роль растворителя
✅ ингибиторов зарубежного производства
Могли быть и еще какие-то добавки в незначительном количестве. Чтобы не заморачиваться мудреными названиями, можно охарактеризовать «Мовиль», как парафиновую свечу, растворенную в бензине, куда добавлена олифа, чтобы все это не стекало с поверхности металла. Когда средство нанесено на кузов, растворитель улетучивается и формируется полусухая корка.
Производителей сегодня достаточно много: одни соблюдают традиционную формулу советских времен, другие что-то добавляют, меняют пропорции. Но ясно одно: использовать этот тип антикора рекомендуется лишь для закрытых полостей кузова авто, а также обработки стыков, сварных швов. Днища и колесные арки сегодня промазывают иными средствами – мастиками, обладающими упругостью и устойчивостью к механическому воздействию. Просто во времена СССР у автолюбителей не было выбора и «Мовилем» мазали все подряд. Увы: многие пытаются это делать и сегодня!
Современный мовиль удивляет более чем доступной стоимостью. Средняя цена: 240 руб. Фото: ЯндексМаркет
Как расшифровывается название, «история умалчивает». Скорее всего, это связано с латинским «феррум», т. е. «железо». Антикор разработан в СССР в 1984 году «Союзбытхимом», точнее его Проектно-конструкторским Бюро из Вильнюса. Средство оказалось не так популярным, как «Мовиль», тем не менее, о нем рассказывал журнал «За рулем» (ноябрь 1984-й). Производством антикора занимались не только профильные организации химической промышленности, но и предприятия «оборонки»: например, Бийский Олеумный завод.
Состав наносится прямо на ржавчину – удалять необходимо разве что рыхлые «махровые» слои. Единственное требование: обрабатываемая поверхность должна быть сухой! Что происходит в процессе нанесения «Ферана» на металл? Благодаря ингибиторам, пропитанная ими ржа теряет химическую активность и превращается в некий механический наполнитель, который увеличивает прочность образуемой корки.
Один из современных «Феранов» для обработки колесных арок и днища. Средняя цена: 511 руб. Фото: ЯндексМаркет
Если таким составом обработать колесную арку, получался химический «подкрылок», устойчивый к солям и механическому воздействию. Ему уже не так страшны противоледные реагенты, камешки, песок. Но для упрочнения рекомендуется сверху закрыть корку битумной мастикой.
Сегодня даже пушечное сало умудряются запихнуть в аэрозольный баллончик. Средняя цена: 511 руб. Фото: ЯндексМаркет
А если начинает ржаветь окрашенная область кузова, «Феран» наносится на проблемное место, играя роль грунтовки, которую можно закрасить штатным цветом авто. Правда, есть оговорка: средство черного цвета и поэтому может вызвать потемнение светлого лакокрасочного покрытия. В любом случае состав наносится кистью и требует сушки в течение часа.
По словам пользователя, сумевшего раздобыть советский образец «Ферана», через 32 (!) года после обнаружения запакованного продукта он не потерял своих качеств, несмотря на предупреждающую надпись о сроке хранения в 1 год. Провели эксперимент по проверке советского продукта. В колесные арки поместили на магнитах две полоски поржавевшей стали толщиной 0,3 мм. Одну обработали «Фераном», другую – нет. Через полгода, весной, защищенная пластина осталась в первоначальном виде: срез показал, что ржавчина почернела, видимо, прореагировав с ингибиторами. Вторая полоска получила сквозные коррозийные отверстия.
Торговой марки «Феран» сегодня уже не встретишь, а что выпускают сегодня под названием «Мовиль», в обычных условиях не узнать. Остается только надеяться на совесть производителей (что крайне не рекомендуется), отзывы пользователей (только если это ваши хорошие знакомые) и «метод тыка». Но хочется верить, что есть еще компании, которые не только используют советские рецепты, но и улучшают их.
Процесс образования ржавчины и обработка кузова
В советские времена реальных способов остановить наступление коррозии почти что не было. В народе ходили байки о средствах, добытых якобы из секретных военных лабораторий. Даже имеющимся изредка в продаже продуктам типа «Мовиля» или «пушечного сала» зачастую приписывали свойства, которыми они не обладали.

Состав любого антикора в СССР представлял собой наполнитель, производимый из нефтепродуктов (большая часть), и ингибитор. Все это действительно работает, можно сказать, идеально, но только при одном условии: если машина стоит на месте. В этом случае ингибитор надежно изолирует металл от атмосферного воздействия. Когда авто начинает двигаться, на слой антикора летят камни, песок, кузов подвергается тряске и вибрациям. Слой средства получает повреждения и влага добирается до кузова. При этом коррозия идет ускоренными темпами, т. к. между оставшимся антикором и металлом вода толком не испаряется.

Борьба с ржавчиной будет более успешной, если сталь отполировать до зеркального блеска. Однако машину с солидным пробегом так отчистить нереально. Все равно найдутся укромные уголки, где ржавчина останется и начнет свое победное шествие. Более-менее реальных результатов можно добиться, использую мощный пескоструйный аппарат в спецкамере. Этого у обычного автовладельца, разумеется, нет.
«Мовиль»
О популярности препарата говорит тот факт, что долгое время так (уже и в России) называли любые антикоррозийные средства. Это напоминает историю с «Тосолом», которым кто-то до сих пор именует любой анифриз. А ведь все просто: речь идет о сокращенном названии торговой марки – «Технология органического синтеза». Ну и для лучшего звучания кто-то добавил в конце «ол». То же самое и с «Мовилем», который создали специалисты НИИ химии из Москвы («Мо») и Вильнюса («Виль»).
В Советском Союзе ничего подобного ранее не предлагалось. Периодика сравнивала «Мовиль» с голландским продуктом Tectyl, о «волшебных» свойствах которого в среде «продвинутых» автомобилистов ходили чуть ли не легенды.
Однако советское «чудо» не совсем оправдало ожиданий. Быстро выяснилось: средство хорошо подходило для обработки открытых мест кузова – дверных проемов, лонжеронов, днища. Однако в арках, которые постоянно «бомбардировали» колеса камешками и песком, препарат держался плохо.

Он активно вымывался влагой, смешанной с солью. Стоит заметить: подкрылков, какие мы видим сегодня, тогда не было. Как утверждают современные производители, в продаваемый ими состав с таким же названием входят такие же ингредиенты, что и в прошлом. Тогда «Мовиль» производили из:
✅ олифы, формирующей пленку
✅ искусственного воска, известного под названием «церезин»
✅ петролатума (углеводородного продукта из нефти)
✅ уайт-спирита, игравшего роль растворителя
✅ ингибиторов зарубежного производства
Могли быть и еще какие-то добавки в незначительном количестве. Чтобы не заморачиваться мудреными названиями, можно охарактеризовать «Мовиль», как парафиновую свечу, растворенную в бензине, куда добавлена олифа, чтобы все это не стекало с поверхности металла. Когда средство нанесено на кузов, растворитель улетучивается и формируется полусухая корка.
Как и где применять «Мовиль»
Производителей сегодня достаточно много: одни соблюдают традиционную формулу советских времен, другие что-то добавляют, меняют пропорции. Но ясно одно: использовать этот тип антикора рекомендуется лишь для закрытых полостей кузова авто, а также обработки стыков, сварных швов. Днища и колесные арки сегодня промазывают иными средствами – мастиками, обладающими упругостью и устойчивостью к механическому воздействию. Просто во времена СССР у автолюбителей не было выбора и «Мовилем» мазали все подряд. Увы: многие пытаются это делать и сегодня!

Если вы найдете в дедушкиных запасах советский «Мовиль», вряд ли он будет пригоден к применению, т. к. олифа со временем разлагается. А нынешние средства этой марки несовместимы с синтетическими продуктами.
«Феран»
Как расшифровывается название, «история умалчивает». Скорее всего, это связано с латинским «феррум», т. е. «железо». Антикор разработан в СССР в 1984 году «Союзбытхимом», точнее его Проектно-конструкторским Бюро из Вильнюса. Средство оказалось не так популярным, как «Мовиль», тем не менее, о нем рассказывал журнал «За рулем» (ноябрь 1984-й). Производством антикора занимались не только профильные организации химической промышленности, но и предприятия «оборонки»: например, Бийский Олеумный завод.
Состав «Ферана» с точки зрения физики и химии интересен. В основе состава – одна из разновидностей масляной краски или, скорее лака. Также имеются ингибиторы коррозии. После застывания средство, разбавляемое 651-м растворителем, образует жесткую корку.
Состав наносится прямо на ржавчину – удалять необходимо разве что рыхлые «махровые» слои. Единственное требование: обрабатываемая поверхность должна быть сухой! Что происходит в процессе нанесения «Ферана» на металл? Благодаря ингибиторам, пропитанная ими ржа теряет химическую активность и превращается в некий механический наполнитель, который увеличивает прочность образуемой корки.

Если таким составом обработать колесную арку, получался химический «подкрылок», устойчивый к солям и механическому воздействию. Ему уже не так страшны противоледные реагенты, камешки, песок. Но для упрочнения рекомендуется сверху закрыть корку битумной мастикой.

А если начинает ржаветь окрашенная область кузова, «Феран» наносится на проблемное место, играя роль грунтовки, которую можно закрасить штатным цветом авто. Правда, есть оговорка: средство черного цвета и поэтому может вызвать потемнение светлого лакокрасочного покрытия. В любом случае состав наносится кистью и требует сушки в течение часа.
Проверка
По словам пользователя, сумевшего раздобыть советский образец «Ферана», через 32 (!) года после обнаружения запакованного продукта он не потерял своих качеств, несмотря на предупреждающую надпись о сроке хранения в 1 год. Провели эксперимент по проверке советского продукта. В колесные арки поместили на магнитах две полоски поржавевшей стали толщиной 0,3 мм. Одну обработали «Фераном», другую – нет. Через полгода, весной, защищенная пластина осталась в первоначальном виде: срез показал, что ржавчина почернела, видимо, прореагировав с ингибиторами. Вторая полоска получила сквозные коррозийные отверстия.
Выводы
Торговой марки «Феран» сегодня уже не встретишь, а что выпускают сегодня под названием «Мовиль», в обычных условиях не узнать. Остается только надеяться на совесть производителей (что крайне не рекомендуется), отзывы пользователей (только если это ваши хорошие знакомые) и «метод тыка». Но хочется верить, что есть еще компании, которые не только используют советские рецепты, но и улучшают их.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...