«Мовиль» и «Феран» – «легенды» советского антикора
3 041

«Мовиль» и «Феран» – «легенды» советского антикора

Борьба с коррозией – насущная проблема автомобилистов, проживающих в регионах с суровым климатом и там, где нередки сильные температурные перепады. Жителям городов с их посыпанными противоледными реагентами улицами эта «беда» тоже хорошо знакома. Понятно, что мировой и российский маркетинг не спит и активно заполняет рыночную нишу «суперпрепаратами» типа «обработал и забыл». Однако борьба с ржавчиной активно велась и в советское время и была достаточно успешной в плане создания соответствующих средств. Другое дело, что они выпускались сравнительно небольшими партиями и «достать» их было не так просто.


Процесс образования ржавчины и обработка кузова


В советские времена реальных способов остановить наступление коррозии почти что не было. В народе ходили байки о средствах, добытых якобы из секретных военных лабораторий. Даже имеющимся изредка в продаже продуктам типа «Мовиля» или «пушечного сала» зачастую приписывали свойства, которыми они не обладали.

«Мовиль» и «Феран» – «легенды» советского антикораЕсли с коррозией не бороться, она побеждает! Фото: YouTube.com

Состав любого антикора в СССР представлял собой наполнитель, производимый из нефтепродуктов (большая часть), и ингибитор. Все это действительно работает, можно сказать, идеально, но только при одном условии: если машина стоит на месте. В этом случае ингибитор надежно изолирует металл от атмосферного воздействия. Когда авто начинает двигаться, на слой антикора летят камни, песок, кузов подвергается тряске и вибрациям. Слой средства получает повреждения и влага добирается до кузова. При этом коррозия идет ускоренными темпами, т. к. между оставшимся антикором и металлом вода толком не испаряется.

Колесная арка одно из самых проблемных мест кузова советского легкового авто. Фото: YouTube.com

Борьба с ржавчиной будет более успешной, если сталь отполировать до зеркального блеска. Однако машину с солидным пробегом так отчистить нереально. Все равно найдутся укромные уголки, где ржавчина останется и начнет свое победное шествие. Более-менее реальных результатов можно добиться, использую мощный пескоструйный аппарат в спецкамере. Этого у обычного автовладельца, разумеется, нет.

«Мовиль»


О популярности препарата говорит тот факт, что долгое время так (уже и в России) называли любые антикоррозийные средства. Это напоминает историю с «Тосолом», которым кто-то до сих пор именует любой анифриз. А ведь все просто: речь идет о сокращенном названии торговой марки – «Технология органического синтеза». Ну и для лучшего звучания кто-то добавил в конце «ол». То же самое и с «Мовилем», который создали специалисты НИИ химии из Москвы («Мо») и Вильнюса («Виль»).

В Советском Союзе ничего подобного ранее не предлагалось. Периодика сравнивала «Мовиль» с голландским продуктом Tectyl, о «волшебных» свойствах которого в среде «продвинутых» автомобилистов ходили чуть ли не легенды.


Однако советское «чудо» не совсем оправдало ожиданий. Быстро выяснилось: средство хорошо подходило для обработки открытых мест кузова – дверных проемов, лонжеронов, днища. Однако в арках, которые постоянно «бомбардировали» колеса камешками и песком, препарат держался плохо.

При правильной обработке колесных арок современным антикором подкрылки не нужны. Фото: YouTube.com

Он активно вымывался влагой, смешанной с солью. Стоит заметить: подкрылков, какие мы видим сегодня, тогда не было. Как утверждают современные производители, в продаваемый ими состав с таким же названием входят такие же ингредиенты, что и в прошлом. Тогда «Мовиль» производили из:

✅ олифы, формирующей пленку
✅ искусственного воска, известного под названием «церезин»
✅ петролатума (углеводородного продукта из нефти)
✅ уайт-спирита, игравшего роль растворителя
✅ ингибиторов зарубежного производства

Могли быть и еще какие-то добавки в незначительном количестве. Чтобы не заморачиваться мудреными названиями, можно охарактеризовать «Мовиль», как парафиновую свечу, растворенную в бензине, куда добавлена олифа, чтобы все это не стекало с поверхности металла. Когда средство нанесено на кузов, растворитель улетучивается и формируется полусухая корка.

Как и где применять «Мовиль»


Производителей сегодня достаточно много: одни соблюдают традиционную формулу советских времен, другие что-то добавляют, меняют пропорции. Но ясно одно: использовать этот тип антикора рекомендуется лишь для закрытых полостей кузова авто, а также обработки стыков, сварных швов. Днища и колесные арки сегодня промазывают иными средствами – мастиками, обладающими упругостью и устойчивостью к механическому воздействию. Просто во времена СССР у автолюбителей не было выбора и «Мовилем» мазали все подряд. Увы: многие пытаются это делать и сегодня!

Современный мовиль удивляет более чем доступной стоимостью. Средняя цена: 240 руб. Фото: ЯндексМаркет

Если вы найдете в дедушкиных запасах советский «Мовиль», вряд ли он будет пригоден к применению, т. к. олифа со временем разлагается. А нынешние средства этой марки несовместимы с синтетическими продуктами.


«Феран»


Как расшифровывается название, «история умалчивает». Скорее всего, это связано с латинским «феррум», т. е. «железо». Антикор разработан в СССР в 1984 году «Союзбытхимом», точнее его Проектно-конструкторским Бюро из Вильнюса. Средство оказалось не так популярным, как «Мовиль», тем не менее, о нем рассказывал журнал «За рулем» (ноябрь 1984-й). Производством антикора занимались не только профильные организации химической промышленности, но и предприятия «оборонки»: например, Бийский Олеумный завод.

Состав «Ферана» с точки зрения физики и химии интересен. В основе состава – одна из разновидностей масляной краски или, скорее лака. Также имеются ингибиторы коррозии. После застывания средство, разбавляемое 651-м растворителем, образует жесткую корку.


Состав наносится прямо на ржавчину – удалять необходимо разве что рыхлые «махровые» слои. Единственное требование: обрабатываемая поверхность должна быть сухой! Что происходит в процессе нанесения «Ферана» на металл? Благодаря ингибиторам, пропитанная ими ржа теряет химическую активность и превращается в некий механический наполнитель, который увеличивает прочность образуемой корки.

Один из современных «Феранов» для обработки колесных арок и днища. Средняя цена: 511 руб. Фото: ЯндексМаркет

Если таким составом обработать колесную арку, получался химический «подкрылок», устойчивый к солям и механическому воздействию. Ему уже не так страшны противоледные реагенты, камешки, песок. Но для упрочнения рекомендуется сверху закрыть корку битумной мастикой.

Сегодня даже пушечное сало умудряются запихнуть в аэрозольный баллончик. Средняя цена: 511 руб. Фото: ЯндексМаркет

А если начинает ржаветь окрашенная область кузова, «Феран» наносится на проблемное место, играя роль грунтовки, которую можно закрасить штатным цветом авто. Правда, есть оговорка: средство черного цвета и поэтому может вызвать потемнение светлого лакокрасочного покрытия. В любом случае состав наносится кистью и требует сушки в течение часа.

Проверка


По словам пользователя, сумевшего раздобыть советский образец «Ферана», через 32 (!) года после обнаружения запакованного продукта он не потерял своих качеств, несмотря на предупреждающую надпись о сроке хранения в 1 год. Провели эксперимент по проверке советского продукта. В колесные арки поместили на магнитах две полоски поржавевшей стали толщиной 0,3 мм. Одну обработали «Фераном», другую – нет. Через полгода, весной, защищенная пластина осталась в первоначальном виде: срез показал, что ржавчина почернела, видимо, прореагировав с ингибиторами. Вторая полоска получила сквозные коррозийные отверстия.

Выводы


Торговой марки «Феран» сегодня уже не встретишь, а что выпускают сегодня под названием «Мовиль», в обычных условиях не узнать. Остается только надеяться на совесть производителей (что крайне не рекомендуется), отзывы пользователей (только если это ваши хорошие знакомые) и «метод тыка». Но хочется верить, что есть еще компании, которые не только используют советские рецепты, но и улучшают их.
А вы что думаете о советских антикорах?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....