Pontiac GTO: самый громкий … «козел» 
8 531

Pontiac GTO: самый громкий … «козел» 

Все мы слышали про такие автомобили как: Dodge Challenger, Ford Gran Torino, Chevrolet Chevelle SS – машины с большой буквы и с большими моторами, по праву заслужившие место в Зале славы маслкаров. Это любопытное ответвление мирового автопрома, по сути, началось с автомобиля имеющего на решетке радиатора значок GTO, и носящего «имя» Pontiac. 


Термин «muscle car» придумали для мощных, серийно выпускаемых альтернатив спортивным автомобилям, предназначенных в основном для дрэг-рейсинга. Проще говоря, маслкар – это высокопроизводительный, но доступный по цене автомобиль, «пуляющий со светофора как ракета», практически не способный к активному маневрированию. 

Первый маслкар


В 1949 году Oldsmobile выпустила Rocket 88. Оснащенный двигателем V8 развивающим 135 лошадей, Rocket 88 можно назвать первым американским маслкаром.

Pontiac GTO: самый громкий … «козел» Pontiac GTO, модель 1965 года. Первое поколение, рестайлинг. Фото: Youtube.com

При упоминании о маслкарах Rocket 88 часто упускают из виду из-за скромнорго внешнего вида, и сравнительно слабых характеристик. Тем не менее, Rocket выиграл 10 из 19 гонок в NASCAR сезона 1950 года, заняв место в истории автомобилестроения в качестве автомобиля, посеявшего первые семена грядущей революции маслкаров с вызывающим слоганом: «назначьте свидание с Ракетой». 

Битва лошадиных сил


Начало шестидесятых ознаменовало собой начало Золотого века как для маслкаров, так и для американской автомобильной промышленности. Жесткое соперничество между «Большой Четверкой» (General Motors, Ford, Chrysler и American Motors) на трассах NASCAR и «квотере» стимулировало эволюцию автомобилестроения в направлении: быстрее, громче, сильнее!

Политика General Motors


Сейчас это может показаться невероятным, но в шестидесятые, которые часто представляются как Золотая эра для помешанных на производительности инженеров Детройта, взгляды в General Motors были прямо противоположными. Дело в том, что после трагической аварии в Ле-Мане 1957 года, GM официально отказались от участия и поддержки автогоночных мероприятий.

Pontiac GTO 1967 года. Между прочим, машина Ксандера Кейджа, из фильма «Три икса». Фото: Youtube.com

Впрочем, неофициальные программы помощи командам, ранее связанных с General Motors, продолжались и после «джентльменского соглашения», заключенного с AMA. 
Дальше других зашли в Pontiac, с подразделением Super Duty, созданным главой отделения Pontiac Банки Кнудсеном (сыном президента General Motors, генерала Уильяма Силиуса Кнудсена). «Спецотдел» позволил Pontiac доминировать в дрэг-рейсинге и NASCAR 1962 года, в то время как другие отделения GM оказались не у дел! 

Например, за за 2250 «баксов» (при том, что базовая Catalina стоила 2725 долларов) Pontiac предлагал двигатель Super Duty V8, рабочим объемом 6,9 литра, оснащенный двумя четырехкамерными карбюраторами и развивавший 405 лошадей. Непосредственно на заводе можно было купить алюминиевые бамперы и внешние панели кузова, а также облегченные рамы с просверленными в лонжеронах отверстиями, получившие прозвище «швейцарский сыр». Но в 1963 году из центрального офиса концерна последовал недвусмысленный окрик: «прекратить безобразие». Руководство General Motors продолжало настаивать на запрете выпускать производительные автомобили в среднеразмерных кузовах, опасаясь возможного преследования Антимонопольной комиссии. 

Отказ от политики неучастия


К счастью для Pontiac, Кнудсен пригласил на работу людей гораздо больше интересующихся тем что им сойдет с рук, чем тем, что написано в корпоративных правилах. С такими лихими парнями как Джон Делориан и Джим Вэнгерс, глава рекламного отдела, и сформировалась концепция GTO.  

Pontiac GTO 1969 года. Второе поколение. Фото: Youtube.com

Базой для GTO стал Pontiac Tempest, нацеленный на покупателей считающих каждый цент, и ставшим «посадочной площадкой» для 389-го двигателя. По чистой случайности мотор имел общие точки крепления со стандартным двигателем Tempest! Чтобы убедить главного инженера Pontiac Пита Эстеса принять модель в производство, Делориану пришлось представить GTO как пакет опций для уже выпускавшегося Tempest LeMans, а не как отдельную модель. Такая «ловкость рук» позволила обмануть политику General Motors в отношении больших двигателей на небольших автомобилях, и в сочетании с агрессивным маркетинговым подходом Вэнгерса машина сразу стала хитом.

Так приходит мирская слава


Предложение больших двигателей в автомобилях среднего размера привлекало любившую скорость молодежь, жаждавшей доступных автомобилей, способных побеждать на любительском дрэг-рейсинге. Конкуренты Pontiac, и в первую очередь Ford, еще не осознали потенциал такого маркетингового подхода, вместо этого сосредоточившись на комплектации Mustang относительно «маленькими» двигателями (Pony car). Впрочем, в руководстве Pontiac также не были уверены что «пакет GTO» окажется успешным, запланировав выпустить 5000 автомобилей.

Так выглядит салон Pontiac GTO 1970 года. Фото: Youtube.com

Однако в 1964 году дилеры Pontiac реализовали 32 450 GTO, что заметно превышает первоначально запланированный объем выпуска! В следующем году продажи удвоились, а к 1966 году Pontiac GTO отправился в автономное плавание как самостоятельная модель. А «волна» поднятая GTO смела ограничения General Motors в отношении мощностных характеристик.

А почему GTO – «козел»?


Американцы не меньше нашего любят давать машинам прозвища, а уж со столь «благозвучным» имечком – «джи-ти-оу», местные острословы мгновенно приклеили машине прозвище The Goat. Представьте что АвтоВАЗ выпустил бы машину с названием «КЗЛ», недолго бы ей ездить без «никнейма». Но у прозвища было и «второе дно». Во-первых, за рулем «неуправляемых ракет» побилось немало молодежи. А во-вторых, громкие, дымящие резиной и выхлопом Понтиаки воспринимались старшим поколением как посланники Люцифера.

Pontiac GTO 1970 года. Первый фейслифтинг, второго поколения. Фото: Youtube.com

А уж учитывая что козел – один из символов сатанизма, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять зловещий подтекст народного имени, которое категорически не нравилось руководству Pontiac! В итоге им пришлось запустить рекламную кампанию, демонстрирующую что под капотом GTO сидит вовсе не козел, а тигр! 

Here Comes the Judge


Невозможно говорить о классических маслкарах, не упомянув о Pontiac GTO Judge 1969 года, оснащенного 6,5-литровым двигателем «Биг-блок» L74 Ram Air III с четырехкамерным карбюратором Rochester, и развивающим 366 лошадей. На самом деле Pontiac предлагали аж два варианта мотора: за дополнительные 332 доллара можно было получить вышеупомянутый Ram Air III, а за 390 «баксов» уже Ram Air IV, развивавший 375 лошадок. Один доллар за лошадь, сэр! 

Внешне «Судья» отличался красивыми наклейками и спойлером. Фото: Youtube.com

Подвеску «Судьи» модернизировали за счет добавления заднего стабилизатора поперечной устойчивости, такого же, как на Oldsmobile 442. Переднюю подвеску сделали чуть жестче. Результатом стало ощутимое уменьшение крена кузова в поворотах и снижение недостаточной поворачиваемости. Еще одним улучшением связанным с управляемостью, стало рулевое управление с переменным передаточным числом (да, в 1969 году!), за счет чего вместо четырех оборотов от упора до упора, требовалось три с половиной. 

The Humbler


Разумеется по цифрам, GTO был далеко не таким производительным как семилитровый HEMI 426 или 7,4-литровый Chevrolet LS6. Так почему же Pontiac заявили что GTO – самый громкий маслкар? Ну, все дело в кнопке на приборной панели, c надписью: «exhaust mode».

Этой кнопкой открывались заслонки в глушителях, что, по заверениям рекламщиков, увеличивало отдачу двигателя. Что там оказалось насчет отдачи, особенно в сравнении с вышеупомянутыми HEMI и LS6 – неизвестно, но вот громкость выхлопа The Humbler (Скромник) увеличивал до неприличия! В рекламном ролике демонстрировалось как услышавшие «рычащий» GTO соперники «поджимают хвост», и тихонечко уползают в гараж. Кстати, раз уж речь зашла о конкурентах, вот их полный список (в 1970 году):

✅ AMC AMX и Rebel Machine
✅ Buick GSX 
✅ Chevrolet Chevelle SS и Camaro
✅ Dodge Challenger RT, Charger и Super Bee
✅ Ford Torino Cobra
✅ Mercury Cougar Eliminator и Cyclone
✅ Oldsmobile 4-4-2
✅ Plymouth Road Runner, Hemi 'Cuda и GTX
✅ Pontiac Firebird Trans Am

Такую фичу, нарушавшую ограничения по громкости выхлопа в нескольких штатах, в руководстве General Motors восприняли как пощечину, и в очередной раз потребовали у руководства Pontiac, кстати, на тот момент отделение возглавлял Джон Делориан, «прекратить безобразие»! Говорите что «эмоциональный старт» от Mercedes-AMG и Porsche Sport Exhaust тоже изменяет громкость выхлопа нажатием кнопки? Ну-ну!

Pontiac GTO 4-поколения (1974 год) считали «глупой шуткой» Понтиака. Фото: Youtube.com

К сожалению на протяжении большей части конвейерной жизни Pontiac GTO оставался в тени конкурентов, таких как Chevrolet Chevelle, Oldsmobile 4-4-2, Dodge Charger и Plymouth Road Runner. А уж когда поклонники марки Pontiac получили в свои руки «жар птицу» – Firebird, GTO и вовсе быстро сошел со сцены.

В 1971 году дилерам Pontiac удалось реализовать 31 296 GTO, что не слишком впечатляет на фоне 109 225 проданных Firebird. В 1972 году модель сняли с производства, сохранив шильдик GTO в качестве опционного пакета сперва для Pontiac LeMans, а потом и вовсе для компактного Ventura. Поклонники марки до сих пор считают эту страницу позором марки Pontiac.

В 2003 Боб Лутц вернул GTO на дороги Америки, в виде перелицованного австралийского Holden Monaro, по иронии судьбы, модель заняла нишу ушедшего на покой Pontiac Firebird. Но внешне машина выглядела «никак», к тому же была австралийской и дорогой. В 2006 году модель сняли с продаж, а в 2010 General Motors закрыл отделение Pontiac.
А какой маслкар Золотой Эры выбрали бы вы?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....