Pontiac GTO: самый громкий … «козел»
Все мы слышали про такие автомобили как: Dodge Challenger, Ford Gran Torino, Chevrolet Chevelle SS – машины с большой буквы и с большими моторами, по праву заслужившие место в Зале славы маслкаров. Это любопытное ответвление мирового автопрома, по сути, началось с автомобиля имеющего на решетке радиатора значок GTO, и носящего «имя» Pontiac.
Термин «muscle car» придумали для мощных, серийно выпускаемых альтернатив спортивным автомобилям, предназначенных в основном для дрэг-рейсинга. Проще говоря, маслкар – это высокопроизводительный, но доступный по цене автомобиль, «пуляющий со светофора как ракета», практически не способный к активному маневрированию.
В 1949 году Oldsmobile выпустила Rocket 88. Оснащенный двигателем V8 развивающим 135 лошадей, Rocket 88 можно назвать первым американским маслкаром.
При упоминании о маслкарах Rocket 88 часто упускают из виду из-за скромнорго внешнего вида, и сравнительно слабых характеристик. Тем не менее, Rocket выиграл 10 из 19 гонок в NASCAR сезона 1950 года, заняв место в истории автомобилестроения в качестве автомобиля, посеявшего первые семена грядущей революции маслкаров с вызывающим слоганом: «назначьте свидание с Ракетой».
Начало шестидесятых ознаменовало собой начало Золотого века как для маслкаров, так и для американской автомобильной промышленности. Жесткое соперничество между «Большой Четверкой» (General Motors, Ford, Chrysler и American Motors) на трассах NASCAR и «квотере» стимулировало эволюцию автомобилестроения в направлении: быстрее, громче, сильнее!
Сейчас это может показаться невероятным, но в шестидесятые, которые часто представляются как Золотая эра для помешанных на производительности инженеров Детройта, взгляды в General Motors были прямо противоположными. Дело в том, что после трагической аварии в Ле-Мане 1957 года, GM официально отказались от участия и поддержки автогоночных мероприятий.
Впрочем, неофициальные программы помощи командам, ранее связанных с General Motors, продолжались и после «джентльменского соглашения», заключенного с AMA.
Дальше других зашли в Pontiac, с подразделением Super Duty, созданным главой отделения Pontiac Банки Кнудсеном (сыном президента General Motors, генерала Уильяма Силиуса Кнудсена). «Спецотдел» позволил Pontiac доминировать в дрэг-рейсинге и NASCAR 1962 года, в то время как другие отделения GM оказались не у дел!
Например, за за 2250 «баксов» (при том, что базовая Catalina стоила 2725 долларов) Pontiac предлагал двигатель Super Duty V8, рабочим объемом 6,9 литра, оснащенный двумя четырехкамерными карбюраторами и развивавший 405 лошадей. Непосредственно на заводе можно было купить алюминиевые бамперы и внешние панели кузова, а также облегченные рамы с просверленными в лонжеронах отверстиями, получившие прозвище «швейцарский сыр». Но в 1963 году из центрального офиса концерна последовал недвусмысленный окрик: «прекратить безобразие». Руководство General Motors продолжало настаивать на запрете выпускать производительные автомобили в среднеразмерных кузовах, опасаясь возможного преследования Антимонопольной комиссии.
К счастью для Pontiac, Кнудсен пригласил на работу людей гораздо больше интересующихся тем что им сойдет с рук, чем тем, что написано в корпоративных правилах. С такими лихими парнями как Джон Делориан и Джим Вэнгерс, глава рекламного отдела, и сформировалась концепция GTO.
Базой для GTO стал Pontiac Tempest, нацеленный на покупателей считающих каждый цент, и ставшим «посадочной площадкой» для 389-го двигателя. По чистой случайности мотор имел общие точки крепления со стандартным двигателем Tempest! Чтобы убедить главного инженера Pontiac Пита Эстеса принять модель в производство, Делориану пришлось представить GTO как пакет опций для уже выпускавшегося Tempest LeMans, а не как отдельную модель. Такая «ловкость рук» позволила обмануть политику General Motors в отношении больших двигателей на небольших автомобилях, и в сочетании с агрессивным маркетинговым подходом Вэнгерса машина сразу стала хитом.
Предложение больших двигателей в автомобилях среднего размера привлекало любившую скорость молодежь, жаждавшей доступных автомобилей, способных побеждать на любительском дрэг-рейсинге. Конкуренты Pontiac, и в первую очередь Ford, еще не осознали потенциал такого маркетингового подхода, вместо этого сосредоточившись на комплектации Mustang относительно «маленькими» двигателями (Pony car). Впрочем, в руководстве Pontiac также не были уверены что «пакет GTO» окажется успешным, запланировав выпустить 5000 автомобилей.
Однако в 1964 году дилеры Pontiac реализовали 32 450 GTO, что заметно превышает первоначально запланированный объем выпуска! В следующем году продажи удвоились, а к 1966 году Pontiac GTO отправился в автономное плавание как самостоятельная модель. А «волна» поднятая GTO смела ограничения General Motors в отношении мощностных характеристик.
Американцы не меньше нашего любят давать машинам прозвища, а уж со столь «благозвучным» имечком – «джи-ти-оу», местные острословы мгновенно приклеили машине прозвище The Goat. Представьте что АвтоВАЗ выпустил бы машину с названием «КЗЛ», недолго бы ей ездить без «никнейма». Но у прозвища было и «второе дно». Во-первых, за рулем «неуправляемых ракет» побилось немало молодежи. А во-вторых, громкие, дымящие резиной и выхлопом Понтиаки воспринимались старшим поколением как посланники Люцифера.
А уж учитывая что козел – один из символов сатанизма, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять зловещий подтекст народного имени, которое категорически не нравилось руководству Pontiac! В итоге им пришлось запустить рекламную кампанию, демонстрирующую что под капотом GTO сидит вовсе не козел, а тигр!
Невозможно говорить о классических маслкарах, не упомянув о Pontiac GTO Judge 1969 года, оснащенного 6,5-литровым двигателем «Биг-блок» L74 Ram Air III с четырехкамерным карбюратором Rochester, и развивающим 366 лошадей. На самом деле Pontiac предлагали аж два варианта мотора: за дополнительные 332 доллара можно было получить вышеупомянутый Ram Air III, а за 390 «баксов» уже Ram Air IV, развивавший 375 лошадок. Один доллар за лошадь, сэр!
Подвеску «Судьи» модернизировали за счет добавления заднего стабилизатора поперечной устойчивости, такого же, как на Oldsmobile 442. Переднюю подвеску сделали чуть жестче. Результатом стало ощутимое уменьшение крена кузова в поворотах и снижение недостаточной поворачиваемости. Еще одним улучшением связанным с управляемостью, стало рулевое управление с переменным передаточным числом (да, в 1969 году!), за счет чего вместо четырех оборотов от упора до упора, требовалось три с половиной.
Разумеется по цифрам, GTO был далеко не таким производительным как семилитровый HEMI 426 или 7,4-литровый Chevrolet LS6. Так почему же Pontiac заявили что GTO – самый громкий маслкар? Ну, все дело в кнопке на приборной панели, c надписью: «exhaust mode».
Этой кнопкой открывались заслонки в глушителях, что, по заверениям рекламщиков, увеличивало отдачу двигателя. Что там оказалось насчет отдачи, особенно в сравнении с вышеупомянутыми HEMI и LS6 – неизвестно, но вот громкость выхлопа The Humbler (Скромник) увеличивал до неприличия! В рекламном ролике демонстрировалось как услышавшие «рычащий» GTO соперники «поджимают хвост», и тихонечко уползают в гараж. Кстати, раз уж речь зашла о конкурентах, вот их полный список (в 1970 году):
✅ AMC AMX и Rebel Machine
✅ Buick GSX
✅ Chevrolet Chevelle SS и Camaro
✅ Dodge Challenger RT, Charger и Super Bee
✅ Ford Torino Cobra
✅ Mercury Cougar Eliminator и Cyclone
✅ Oldsmobile 4-4-2
✅ Plymouth Road Runner, Hemi 'Cuda и GTX
✅ Pontiac Firebird Trans Am
Такую фичу, нарушавшую ограничения по громкости выхлопа в нескольких штатах, в руководстве General Motors восприняли как пощечину, и в очередной раз потребовали у руководства Pontiac, кстати, на тот момент отделение возглавлял Джон Делориан, «прекратить безобразие»! Говорите что «эмоциональный старт» от Mercedes-AMG и Porsche Sport Exhaust тоже изменяет громкость выхлопа нажатием кнопки? Ну-ну!
К сожалению на протяжении большей части конвейерной жизни Pontiac GTO оставался в тени конкурентов, таких как Chevrolet Chevelle, Oldsmobile 4-4-2, Dodge Charger и Plymouth Road Runner. А уж когда поклонники марки Pontiac получили в свои руки «жар птицу» – Firebird, GTO и вовсе быстро сошел со сцены.
В 1971 году дилерам Pontiac удалось реализовать 31 296 GTO, что не слишком впечатляет на фоне 109 225 проданных Firebird. В 1972 году модель сняли с производства, сохранив шильдик GTO в качестве опционного пакета сперва для Pontiac LeMans, а потом и вовсе для компактного Ventura. Поклонники марки до сих пор считают эту страницу позором марки Pontiac.
В 2003 Боб Лутц вернул GTO на дороги Америки, в виде перелицованного австралийского Holden Monaro, по иронии судьбы, модель заняла нишу ушедшего на покой Pontiac Firebird. Но внешне машина выглядела «никак», к тому же была австралийской и дорогой. В 2006 году модель сняли с продаж, а в 2010 General Motors закрыл отделение Pontiac.
Термин «muscle car» придумали для мощных, серийно выпускаемых альтернатив спортивным автомобилям, предназначенных в основном для дрэг-рейсинга. Проще говоря, маслкар – это высокопроизводительный, но доступный по цене автомобиль, «пуляющий со светофора как ракета», практически не способный к активному маневрированию.
Первый маслкар
В 1949 году Oldsmobile выпустила Rocket 88. Оснащенный двигателем V8 развивающим 135 лошадей, Rocket 88 можно назвать первым американским маслкаром.
Pontiac GTO, модель 1965 года. Первое поколение, рестайлинг. Фото: Youtube.com
При упоминании о маслкарах Rocket 88 часто упускают из виду из-за скромнорго внешнего вида, и сравнительно слабых характеристик. Тем не менее, Rocket выиграл 10 из 19 гонок в NASCAR сезона 1950 года, заняв место в истории автомобилестроения в качестве автомобиля, посеявшего первые семена грядущей революции маслкаров с вызывающим слоганом: «назначьте свидание с Ракетой».
Битва лошадиных сил
Начало шестидесятых ознаменовало собой начало Золотого века как для маслкаров, так и для американской автомобильной промышленности. Жесткое соперничество между «Большой Четверкой» (General Motors, Ford, Chrysler и American Motors) на трассах NASCAR и «квотере» стимулировало эволюцию автомобилестроения в направлении: быстрее, громче, сильнее!
Политика General Motors
Сейчас это может показаться невероятным, но в шестидесятые, которые часто представляются как Золотая эра для помешанных на производительности инженеров Детройта, взгляды в General Motors были прямо противоположными. Дело в том, что после трагической аварии в Ле-Мане 1957 года, GM официально отказались от участия и поддержки автогоночных мероприятий.
Pontiac GTO 1967 года. Между прочим, машина Ксандера Кейджа, из фильма «Три икса». Фото: Youtube.com
Впрочем, неофициальные программы помощи командам, ранее связанных с General Motors, продолжались и после «джентльменского соглашения», заключенного с AMA.
Дальше других зашли в Pontiac, с подразделением Super Duty, созданным главой отделения Pontiac Банки Кнудсеном (сыном президента General Motors, генерала Уильяма Силиуса Кнудсена). «Спецотдел» позволил Pontiac доминировать в дрэг-рейсинге и NASCAR 1962 года, в то время как другие отделения GM оказались не у дел!
Например, за за 2250 «баксов» (при том, что базовая Catalina стоила 2725 долларов) Pontiac предлагал двигатель Super Duty V8, рабочим объемом 6,9 литра, оснащенный двумя четырехкамерными карбюраторами и развивавший 405 лошадей. Непосредственно на заводе можно было купить алюминиевые бамперы и внешние панели кузова, а также облегченные рамы с просверленными в лонжеронах отверстиями, получившие прозвище «швейцарский сыр». Но в 1963 году из центрального офиса концерна последовал недвусмысленный окрик: «прекратить безобразие». Руководство General Motors продолжало настаивать на запрете выпускать производительные автомобили в среднеразмерных кузовах, опасаясь возможного преследования Антимонопольной комиссии.
Отказ от политики неучастия
К счастью для Pontiac, Кнудсен пригласил на работу людей гораздо больше интересующихся тем что им сойдет с рук, чем тем, что написано в корпоративных правилах. С такими лихими парнями как Джон Делориан и Джим Вэнгерс, глава рекламного отдела, и сформировалась концепция GTO.
Pontiac GTO 1969 года. Второе поколение. Фото: Youtube.com
Базой для GTO стал Pontiac Tempest, нацеленный на покупателей считающих каждый цент, и ставшим «посадочной площадкой» для 389-го двигателя. По чистой случайности мотор имел общие точки крепления со стандартным двигателем Tempest! Чтобы убедить главного инженера Pontiac Пита Эстеса принять модель в производство, Делориану пришлось представить GTO как пакет опций для уже выпускавшегося Tempest LeMans, а не как отдельную модель. Такая «ловкость рук» позволила обмануть политику General Motors в отношении больших двигателей на небольших автомобилях, и в сочетании с агрессивным маркетинговым подходом Вэнгерса машина сразу стала хитом.
Так приходит мирская слава
Предложение больших двигателей в автомобилях среднего размера привлекало любившую скорость молодежь, жаждавшей доступных автомобилей, способных побеждать на любительском дрэг-рейсинге. Конкуренты Pontiac, и в первую очередь Ford, еще не осознали потенциал такого маркетингового подхода, вместо этого сосредоточившись на комплектации Mustang относительно «маленькими» двигателями (Pony car). Впрочем, в руководстве Pontiac также не были уверены что «пакет GTO» окажется успешным, запланировав выпустить 5000 автомобилей.
Так выглядит салон Pontiac GTO 1970 года. Фото: Youtube.com
Однако в 1964 году дилеры Pontiac реализовали 32 450 GTO, что заметно превышает первоначально запланированный объем выпуска! В следующем году продажи удвоились, а к 1966 году Pontiac GTO отправился в автономное плавание как самостоятельная модель. А «волна» поднятая GTO смела ограничения General Motors в отношении мощностных характеристик.
А почему GTO – «козел»?
Американцы не меньше нашего любят давать машинам прозвища, а уж со столь «благозвучным» имечком – «джи-ти-оу», местные острословы мгновенно приклеили машине прозвище The Goat. Представьте что АвтоВАЗ выпустил бы машину с названием «КЗЛ», недолго бы ей ездить без «никнейма». Но у прозвища было и «второе дно». Во-первых, за рулем «неуправляемых ракет» побилось немало молодежи. А во-вторых, громкие, дымящие резиной и выхлопом Понтиаки воспринимались старшим поколением как посланники Люцифера.
Pontiac GTO 1970 года. Первый фейслифтинг, второго поколения. Фото: Youtube.com
А уж учитывая что козел – один из символов сатанизма, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять зловещий подтекст народного имени, которое категорически не нравилось руководству Pontiac! В итоге им пришлось запустить рекламную кампанию, демонстрирующую что под капотом GTO сидит вовсе не козел, а тигр!
Here Comes the Judge
Невозможно говорить о классических маслкарах, не упомянув о Pontiac GTO Judge 1969 года, оснащенного 6,5-литровым двигателем «Биг-блок» L74 Ram Air III с четырехкамерным карбюратором Rochester, и развивающим 366 лошадей. На самом деле Pontiac предлагали аж два варианта мотора: за дополнительные 332 доллара можно было получить вышеупомянутый Ram Air III, а за 390 «баксов» уже Ram Air IV, развивавший 375 лошадок. Один доллар за лошадь, сэр!
Внешне «Судья» отличался красивыми наклейками и спойлером. Фото: Youtube.com
Подвеску «Судьи» модернизировали за счет добавления заднего стабилизатора поперечной устойчивости, такого же, как на Oldsmobile 442. Переднюю подвеску сделали чуть жестче. Результатом стало ощутимое уменьшение крена кузова в поворотах и снижение недостаточной поворачиваемости. Еще одним улучшением связанным с управляемостью, стало рулевое управление с переменным передаточным числом (да, в 1969 году!), за счет чего вместо четырех оборотов от упора до упора, требовалось три с половиной.
The Humbler
Разумеется по цифрам, GTO был далеко не таким производительным как семилитровый HEMI 426 или 7,4-литровый Chevrolet LS6. Так почему же Pontiac заявили что GTO – самый громкий маслкар? Ну, все дело в кнопке на приборной панели, c надписью: «exhaust mode».
Этой кнопкой открывались заслонки в глушителях, что, по заверениям рекламщиков, увеличивало отдачу двигателя. Что там оказалось насчет отдачи, особенно в сравнении с вышеупомянутыми HEMI и LS6 – неизвестно, но вот громкость выхлопа The Humbler (Скромник) увеличивал до неприличия! В рекламном ролике демонстрировалось как услышавшие «рычащий» GTO соперники «поджимают хвост», и тихонечко уползают в гараж. Кстати, раз уж речь зашла о конкурентах, вот их полный список (в 1970 году):
✅ AMC AMX и Rebel Machine
✅ Buick GSX
✅ Chevrolet Chevelle SS и Camaro
✅ Dodge Challenger RT, Charger и Super Bee
✅ Ford Torino Cobra
✅ Mercury Cougar Eliminator и Cyclone
✅ Oldsmobile 4-4-2
✅ Plymouth Road Runner, Hemi 'Cuda и GTX
✅ Pontiac Firebird Trans Am
Такую фичу, нарушавшую ограничения по громкости выхлопа в нескольких штатах, в руководстве General Motors восприняли как пощечину, и в очередной раз потребовали у руководства Pontiac, кстати, на тот момент отделение возглавлял Джон Делориан, «прекратить безобразие»! Говорите что «эмоциональный старт» от Mercedes-AMG и Porsche Sport Exhaust тоже изменяет громкость выхлопа нажатием кнопки? Ну-ну!
Pontiac GTO 4-поколения (1974 год) считали «глупой шуткой» Понтиака. Фото: Youtube.com
К сожалению на протяжении большей части конвейерной жизни Pontiac GTO оставался в тени конкурентов, таких как Chevrolet Chevelle, Oldsmobile 4-4-2, Dodge Charger и Plymouth Road Runner. А уж когда поклонники марки Pontiac получили в свои руки «жар птицу» – Firebird, GTO и вовсе быстро сошел со сцены.
В 1971 году дилерам Pontiac удалось реализовать 31 296 GTO, что не слишком впечатляет на фоне 109 225 проданных Firebird. В 1972 году модель сняли с производства, сохранив шильдик GTO в качестве опционного пакета сперва для Pontiac LeMans, а потом и вовсе для компактного Ventura. Поклонники марки до сих пор считают эту страницу позором марки Pontiac.
В 2003 Боб Лутц вернул GTO на дороги Америки, в виде перелицованного австралийского Holden Monaro, по иронии судьбы, модель заняла нишу ушедшего на покой Pontiac Firebird. Но внешне машина выглядела «никак», к тому же была австралийской и дорогой. В 2006 году модель сняли с продаж, а в 2010 General Motors закрыл отделение Pontiac.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...