
Действующие атомоходы России – кто сегодня работает во льдах
В мире существует только один атомный ледокольный флот, принадлежащий Российской Федерации. Его задача – обеспечение функционирования главной транспортной арктической коммуникации РФ в высоких широтах – Северном морском пути (СМП). Он является выгодной альтернативой более длительному маршруту, связывающему Европу и азиатские страны через Суэц. В последнем случае судам нужно пройти свыше 12 тыс. морских миль в течение, как минимум, 37 суток. Путь через Арктику составляет менее 6 тыс. миль, затрачиваемое на переход время – 18 суток.
Прокладка пути для караванов по СМП – тяжелый труд. Фото: YouTube.com
Маршрут по СМП подразумевает проводку с помощью ледокола. Какие корабли в России сегодня занимаются этим непростым делом?
Это суда проекта 22220, оснащенные ядерным (кстати, его можно считать серийным) реактором «РИТМ-200», выдающим 81,5 тыс. «лошадей». Первым в 2015 году на стапелях Балтийского завода в «Северной Пальмире» заложили «Сибирь». Уже в 2017-м корабль спустили на воду. Двадцать второго января этого года судно прибыло в Мурманск, 25.01.2022 ледокол официально вошел в состав «Атомфлота».
Капитан «Сибири» показывает журналистам свое рабочее место. Фото: YouTube.com
Его предшественник – «тезка» был введен в эксплуатацию в 1977-м году и развивал 75 тыс. л. с. Это второе судно после советской «Арктики», достигшее Северного полюса. В 1993-м судно из-за поломки парогенератора законсервировали и подготовили к утилизации. Корабль, стоявший на приколе, использовали для отработки действий спецслужб в случае захвата атомохода террористами.
Новая и старая «Сибирь». Фото: YouTube.com
Сегодня это двухосадочное судно, способное пробивать путь на арктических широтах и мелководье в устьях сибирских рек. Технические параметры:
✅ длина, ширина, высота борта – 174, 34 и 15,2 метров соответственно
✅ силовая установка – 81,5 тыс. л. с. или 60 МВт
✅ водоизмещение – 33,54 тыс. т
✅ скорость по чистой воде – 22 узла
✅ количество членов экипажа – 54 моряка
Второй корабль-«двойник» этой серии носит название «Арктика» и официально введен в эксплуатацию 21.10.2020. Корабль строили долго – заложили в 2012-м, на воду спустили в 2016-м. Одна из причин – разрыв связей с Украиной, поставлявшей узлы и агрегаты к атомным ледоколам. Технические характеристики российского судна практически идентичны тем, что указаны для рассмотренной выше «Сибири». Разве что численность экипажа больше и составляет 74 человека.
«Арктика» – тоже новый российский атомный ледокол. Фото: YouTube.com
Остается добавить: автономность плавания по запасам продовольствия обоих ледоколов составляет полгода. Перезагрузка ядерного топлива осуществляется раз в семь лет. У современной «Арктики» тоже был советский предшественник с таким же названием, имевший более скромные параметры, но зато первым из надводных кораблей покорил Северный полюс.
Речь идет о кораблях, оснащенных реактором, благодаря которому суда развивают по полсотни тысяч сил. Первый из них заложили еще в 80-е. Изначально атомоход получил название «Урал», но в 1993-м за 2 года до юбилея, был переименован. В официальный реестр корабль включили в 2007-м.
Такие горы даже «50 лет Победы» не по «зубам». Фото: YouTube.com
Особенность судна в том, что оно предназначено не только для проводки по СМП караванов, но и осуществления ознакомительно-туристических круизов по Арктике. На «лайнере» имеется ресторан, бассейны, есть библиотека, тренажерный зал и иная «инфраструктура», необходимая отдыхающим. Основные технические данные:
✅ длина, ширина, высота борта – 159,6, 30, 17,2 м
✅ полное водоизмещение – 25 тыс. 840 т
✅ силовой агрегат – пара реакторов, обеспечивающих мощность 55 МВт или 75 тыс. «лошадей»
✅ максимальная скорость по свободной от льда воде – 21 узел
✅ число членов экипажа – 106 моряков
✅ количество пассажиров – до 128-ми
Судно проходит льды толщиной до 2,8 м. Атомоход берет на борт провизии, обеспечивающей автономное плавание в течение 7,5 месяцев. Перезагрузка топлива проходит раз в четыре года.
Утренняя зарядка для всех желающих! Фото: YouTube.com
Ледокол «Ямал» тоже изначально имел «социалистическое» имя – «Октябрьская революция» и был заложен в 80-е. На воду его спустили в 1989-м, а при вводе в эксплуатацию в 1992-м атомоход уже получил новое название. Этот корабль задумывался, как круизное судно и поэтому имеет все необходимое на борту: бассейны, сауны, спортзал, W-Fi и т. п. Даже своя больница есть.
Путешествие на Северный полюс из Мурманска сегодня обойдется от 2 млн. 639 тыс. руб. Фото: YouTube.com
Технические характеристики судна такие же, что и у «50 лет Победы». В преддверии XXI века атомоход побывал на Северном полюсе, став седьмым надводным кораблем на планете, достигшим ее высшей точки.
Первый из этих однореакторных кораблей построили по заказу СССР в Финляндии (Wärtsilä Helsinki Shipyard). Постройка корпуса подразумевала применение специальной стали советского производства, не теряющей эксплуатационных качеств при температуре -50°С. После спуска на воду корабль отбуксировали заказчику и монтаж реактора проходил на Балтийском заводе. В эксплуатацию судно проекта 10580 официально ввели в 1989-м.
«Таймыр» ломает лед. Фото: YouTube.com
Основная особенность корабля заключается в малой осадке, которая дает возможность вести караваны в устьях крупных рек. Главные технические данные:
✅ габариты – 151,8, 29,2 и 15,2 м
✅ полное водоизмещение – 20 000 т
✅ осадка – 8,1 м (например, у ледокола «Ленин» – 12 м)
✅ силовой агрегат – реактор, вращающий пару турбогенераторов мощностью по 18,4 МВт
✅ максимальная скорость – 18,5 узлов
✅ экипаж – 32 человека
Судно может взять на борт 82 пассажира. Максимальная толща льда, пробиваемая атомоходом, составляет 1,77 м. Предполагается, что «Таймыр» будет эксплуатироваться, как минимум, до 2025 года.
«Вайгач» тоже относится к проекту 10580 и строился на той же финской верфи «Вяртсиля». Реактор устанавливали на Балтийском заводе. Ввод в эксплуатацию состоялся в 1990-м. «Собрат» «Таймыра» сегодня в основном занимается проводкой караванов вдоль побережья Сибири.
«Вайгач» участвовал в спасательных операциях, высвобождая суда из ледового плена. Фото: YouTube.com
На смену мелкосидящим атомоходам должны прийти универсальные атомоходы проекта 22220, предназначенные для использования на мелководье и основных трассах СМП. Первый из них – «Арктика», уже успешно трудится на проводке судов по СМП.
Официально это ледокольно-транспортный корабль-лихтеровоз с ядерным реактором на борту. Судно разрабатывали аж с 1978 года. Заложили в 1984-м, в строй введи в 1988-м. В 2014-м проведено дооснащение.
«Севморпуть» – единственный в мире атомный грузовой кораболь. Фото: YouTube.com
Лихтеровоз занимается доставкой грузов в северные порты страны и способен пробивать льды толщиной до метра. На сегодня это единственное грузовое судно в мире, работающее на ядерном топливе.
Описанные выше ледоколы, несмотря на свои уникальные характеристики, не могут обеспечить круглогодичную эксплуатацию Севморпути. Это связано с ограничением по толщине льда – до трех метров. Поэтому сегодня реализуется новый проект 10510/ЛК-210Я под названием «Лидер». Дальневосточный завод «Звезда» уже строит головное судно, которое будет способно проламывать четырехметровый лед. Что же касается атомного гражданского (хотя на часть описанных судов возможна установка вооружения) флота РФ, сегодня он единственный в мире и большинство стран в этом плане отстали от России на много лет вперед.
Грузооборот по СМП при СССР составлял 6,5 млн. т грузов (1987 год). В 2019-м – 31,5 млн. т, 2020-м – 32,97 млн. т, в 2021-м – 34,85 млн. т. Рост очевиден, хотя не исключено, что в текущем году будет некоторый спад. Но нужно смотреть в будущее – прогнозы предполагают 100-130 млн. т к 2030-му!

Маршрут по СМП подразумевает проводку с помощью ледокола. Какие корабли в России сегодня занимаются этим непростым делом?
«Сибирь» и «Арктика»
Это суда проекта 22220, оснащенные ядерным (кстати, его можно считать серийным) реактором «РИТМ-200», выдающим 81,5 тыс. «лошадей». Первым в 2015 году на стапелях Балтийского завода в «Северной Пальмире» заложили «Сибирь». Уже в 2017-м корабль спустили на воду. Двадцать второго января этого года судно прибыло в Мурманск, 25.01.2022 ледокол официально вошел в состав «Атомфлота».

Его предшественник – «тезка» был введен в эксплуатацию в 1977-м году и развивал 75 тыс. л. с. Это второе судно после советской «Арктики», достигшее Северного полюса. В 1993-м судно из-за поломки парогенератора законсервировали и подготовили к утилизации. Корабль, стоявший на приколе, использовали для отработки действий спецслужб в случае захвата атомохода террористами.

Сегодня это двухосадочное судно, способное пробивать путь на арктических широтах и мелководье в устьях сибирских рек. Технические параметры:
✅ длина, ширина, высота борта – 174, 34 и 15,2 метров соответственно
✅ силовая установка – 81,5 тыс. л. с. или 60 МВт
✅ водоизмещение – 33,54 тыс. т
✅ скорость по чистой воде – 22 узла
✅ количество членов экипажа – 54 моряка
Атомоход преодолевает льды толщиной до 2,8 м и рассчитан, как минимум, на сорок лет эксплуатации.
Второй корабль-«двойник» этой серии носит название «Арктика» и официально введен в эксплуатацию 21.10.2020. Корабль строили долго – заложили в 2012-м, на воду спустили в 2016-м. Одна из причин – разрыв связей с Украиной, поставлявшей узлы и агрегаты к атомным ледоколам. Технические характеристики российского судна практически идентичны тем, что указаны для рассмотренной выше «Сибири». Разве что численность экипажа больше и составляет 74 человека.

Остается добавить: автономность плавания по запасам продовольствия обоих ледоколов составляет полгода. Перезагрузка ядерного топлива осуществляется раз в семь лет. У современной «Арктики» тоже был советский предшественник с таким же названием, имевший более скромные параметры, но зато первым из надводных кораблей покорил Северный полюс.
«50 лет Победы» и «Ямал»
Речь идет о кораблях, оснащенных реактором, благодаря которому суда развивают по полсотни тысяч сил. Первый из них заложили еще в 80-е. Изначально атомоход получил название «Урал», но в 1993-м за 2 года до юбилея, был переименован. В официальный реестр корабль включили в 2007-м.

Особенность судна в том, что оно предназначено не только для проводки по СМП караванов, но и осуществления ознакомительно-туристических круизов по Арктике. На «лайнере» имеется ресторан, бассейны, есть библиотека, тренажерный зал и иная «инфраструктура», необходимая отдыхающим. Основные технические данные:
✅ длина, ширина, высота борта – 159,6, 30, 17,2 м
✅ полное водоизмещение – 25 тыс. 840 т
✅ силовой агрегат – пара реакторов, обеспечивающих мощность 55 МВт или 75 тыс. «лошадей»
✅ максимальная скорость по свободной от льда воде – 21 узел
✅ число членов экипажа – 106 моряков
✅ количество пассажиров – до 128-ми
Судно проходит льды толщиной до 2,8 м. Атомоход берет на борт провизии, обеспечивающей автономное плавание в течение 7,5 месяцев. Перезагрузка топлива проходит раз в четыре года.

В 2017-м «50 лет Победы» установил мировой рекорд по самому быстрому достижению Северного Полюса, к которому он подошел через 79 часов после выхода из Мурманска.
Ледокол «Ямал» тоже изначально имел «социалистическое» имя – «Октябрьская революция» и был заложен в 80-е. На воду его спустили в 1989-м, а при вводе в эксплуатацию в 1992-м атомоход уже получил новое название. Этот корабль задумывался, как круизное судно и поэтому имеет все необходимое на борту: бассейны, сауны, спортзал, W-Fi и т. п. Даже своя больница есть.

Технические характеристики судна такие же, что и у «50 лет Победы». В преддверии XXI века атомоход побывал на Северном полюсе, став седьмым надводным кораблем на планете, достигшим ее высшей точки.
«Таймыр» и «Вайгач»
Первый из этих однореакторных кораблей построили по заказу СССР в Финляндии (Wärtsilä Helsinki Shipyard). Постройка корпуса подразумевала применение специальной стали советского производства, не теряющей эксплуатационных качеств при температуре -50°С. После спуска на воду корабль отбуксировали заказчику и монтаж реактора проходил на Балтийском заводе. В эксплуатацию судно проекта 10580 официально ввели в 1989-м.

Основная особенность корабля заключается в малой осадке, которая дает возможность вести караваны в устьях крупных рек. Главные технические данные:
✅ габариты – 151,8, 29,2 и 15,2 м
✅ полное водоизмещение – 20 000 т
✅ осадка – 8,1 м (например, у ледокола «Ленин» – 12 м)
✅ силовой агрегат – реактор, вращающий пару турбогенераторов мощностью по 18,4 МВт
✅ максимальная скорость – 18,5 узлов
✅ экипаж – 32 человека
Судно может взять на борт 82 пассажира. Максимальная толща льда, пробиваемая атомоходом, составляет 1,77 м. Предполагается, что «Таймыр» будет эксплуатироваться, как минимум, до 2025 года.
«Вайгач» тоже относится к проекту 10580 и строился на той же финской верфи «Вяртсиля». Реактор устанавливали на Балтийском заводе. Ввод в эксплуатацию состоялся в 1990-м. «Собрат» «Таймыра» сегодня в основном занимается проводкой караванов вдоль побережья Сибири.

На смену мелкосидящим атомоходам должны прийти универсальные атомоходы проекта 22220, предназначенные для использования на мелководье и основных трассах СМП. Первый из них – «Арктика», уже успешно трудится на проводке судов по СМП.
«Севморпуть»
Официально это ледокольно-транспортный корабль-лихтеровоз с ядерным реактором на борту. Судно разрабатывали аж с 1978 года. Заложили в 1984-м, в строй введи в 1988-м. В 2014-м проведено дооснащение.

Лихтеровоз занимается доставкой грузов в северные порты страны и способен пробивать льды толщиной до метра. На сегодня это единственное грузовое судно в мире, работающее на ядерном топливе.
О будущем
Описанные выше ледоколы, несмотря на свои уникальные характеристики, не могут обеспечить круглогодичную эксплуатацию Севморпути. Это связано с ограничением по толщине льда – до трех метров. Поэтому сегодня реализуется новый проект 10510/ЛК-210Я под названием «Лидер». Дальневосточный завод «Звезда» уже строит головное судно, которое будет способно проламывать четырехметровый лед. Что же касается атомного гражданского (хотя на часть описанных судов возможна установка вооружения) флота РФ, сегодня он единственный в мире и большинство стран в этом плане отстали от России на много лет вперед.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...