Moto Guzzi 1000R «показывает зубы»
Давным-давно, в США, в городе Филадельфия, жил-был человек по имени Джон Виттнер. Получив образование инженера-механика в Лихайском университете, (среди выпускников которого числятся такие «монстры» автомира как Ли Якокка и Роджер Пенске) Джон попал во Вьетнам. Война меняет людей и их отношение к жизни, вот и мировоззрение Виттера изменилось. Вернувшись, Джон решил стать врачом, то есть человеком помогающим людям. Есть такая поговорка: талантливый человек, талантлив во всем. В нашем случае новое «увлечение» инженера-механика привело к открытию частной практики на главной улице Филадельфии, и позволило доктору Виттнеру стать председателем консультативного совета больницы Брин-Мор.
Но пока руки доктора Джона ставили пломбы и боролись с кариесом, мыслями он был в гараже, рядом со своим Харлеем. Доктору Джону хотелось собрать такой двигатель, который за счет прецизионной подгонки деталей и тонкой настройки позволит победить на какой нибудь местной гонке. Например на дрэг-стрипе, дирт-треке или даже на шоссейной трассе. Наверное мечты так и остались бы мечтами, если бы в один прекрасный день Док не купил Moto Guzzi Le Mans. Эта покупка навсегда изменит жизнь Джона Виттнера.
Для фанатов итальянских мотоциклов адрес «Манделло-дель-Ларио, улица Пароди, дом 57» является едва ли не Меккой, ведь именно здесь в марте 1921 года Джорджио Пароди и Карло Гуцци основали завод по производству мотоциклов. Moto Guzzi – один из старейших производителей мотоциклов в Европе, и в этом году отмечает столетие с момента основания.
С самого начала итальянская марка активно участвовали в гонках: в 1935 Стэнли Вудс принес Moto Guzzi первую победу на Isle of Man Tourist Trophy, а уже в 1949 году Бруно Руффо подарил победу в чемпионате мира по мотогонкам в классе 250 см3 – первом послевоенном чемпионате! Выиграв все, что можно, с середины пятидесятых итальянцы перешли в следующий класс – 350 см3, завоевав там пять титулов подряд! К концу десятилетия в копилке Moto Guzzi насчитывалось 8 побед в Чемпионате мира и 11 побед в Турист Трофи, на острове Мэн. К середине шестидесятых произошло два важных события. Во-первых, Moto Guzzi, Mondial и Gilera подписали «пакт воздержания», отказавшись от участия в Чемпионате мира. А во-вторых, компанию накрыл жесточайший финансовый кризис, в результате которого контроль над заводом перешел государству.
В этот период Джулио Каркано разработал «воздушный» V-Twin 90° объемом 700 «кубиков», развивавший 50 лошадей. Мотор, обеспечивший будущее марки. Вот такое сокровище в 1973 году приобрел аргентинский иммигрант Алехандро де Томазо! И уже в 1975 дебютирует новая модель – Le Mans 850, первый байк эпохи де Томазо и будущая покупка доктора Джона Виттнера.
Джон Виттнер, на всякий случай напомним – инженер-механик по первому образованию, высоко оценил конструкцию двигателя и шасси Moto Guzzi:
Вы не поверите, но в 1984 году команда доктора Джона с первой попытки выиграла чемпионат США по гонкам на выносливость в классе Amateur Lightweight GP! Говорят что победить легче, чем удержать завоеванное, наверное также считал и сам доктор Джон. В 1985 году Виттнер полностью сосредоточился на мотогонках, продав стоматологическую практику.
В результате команда Dr. John's Moto Guzzi вновь выиграла титул чемпиона США в гонках на выносливость. Но в 1986 году финансовое положение Виттнера пошатнулось:
Почти полностью разорившись, Виттнер пошел ва-банк. Купив на последние деньги билет в один конец – в Италию, доктор Джон «разбил лагерь» у порога кабинета босса Moto Guzzi Алехандро де Томазо в его отеле в Модене.
Очевидно что де Томазо увидел в Виттнере человека, который сможет изменить «пенсионерский» имидж Moto Guzzi, и они ударили по рукам.
Когда доктор Джон вернулся в США, у него с собой была куча визитных карточек, на которых он значился как «консультант Moto Guzzi по инженерному развитию в Северной Америке». Плюс – обещанный бюджет для старта заводской кампании Moto Guzzi в классе «Pro Twins»! Правда средства от Moto Guzzi, которая продавала в США менее 500 мотоциклов в год, поступали медленно, а первая гонка нового сезона наоборот – стремительно приближалась. В конце концов Виттнер не выдержал, и отправил телеграмму Алехандро де Томазо в Италию, после чего получил чек на нужную сумму. До старта 200-мильной гонки в Дайтоне оставалось всего 5 недель...
Впрочем, сам гоночный прототип класса «Pro Twins», с хребтовой рамой, Джон Виттнер разработал еще перед своим визитом в Италию:
Что-ж, концепция рамы у Доктора Джона была, но для конкуренции в «Pro Twins» нужен был мотор, способный одолеть Ducati и Harley Davidson. Ведь не только ради денег доктор Джон Виттнер два месяца «терроризировал» Алехандро де Томасо. Еще одной причиной стал двигатель «от Тодеро». Вот его технические характеристики:
✅ Конфигурация – V-Twin, с углом развала цилиндров 90°
✅ Рабочий объем – 999 см3
✅ Мощность – 115 лошадиных сил, при 9300 об-мин.
✅ Карбюраторы – два 41,5-мм Mikuni
✅ Клапанный механизм – SOHC, с 4-клапанами на цилиндр
Daytona категории «Pro Twins» сохранила традиционную карданную передачу, что крайне необычно для супербайка. В те годы подобными «изысками» увлекались разве что в BMW, с мотоциклами «серии К», но, разумеется, не для гонок.
Умберто Тодеро – помощник легендарного Джулио Каркано, разработал двигатель 8V в 1986 году. Укомплектованный глушителями и настроенный на соблюдение экологических нормативов, двигатель рабочим объемом 992 см3 развивал 92 лошадиные силы, при 7400 об/мин. Но в ходе «гонки за оборотами» доктор Джон модернизировал мотор, укоротив ход поршня, попутно доведя объем движка до 999 см3.
Для достижения подобной конфигурации, Виттнер использовал коленвал от байка Moto Guzzi V7 Sport, в сочетании с шатунами Carrillo и поршнями Ross. Чугунные гильзы были «выпилены», после чего стенки цилиндров обработали составом Gilnisil – никель-кремниевым композитом. По сути, широко известным «никасилом».
В такой конфигурации мощность возросла до 115 лошадей, при 9300 об-мин, но это было только начало! С 1989 года на мотоциклах Джона Виттнера появился электронный впрыск топлива Magneti Marelli, с двумя 52-миллиметровыми дроссельными заслонками Weber, распредвалами Crane, поршнями Wiseco и доработанной формой камеры сгорания. Результат – 128 лошадей, при 9500 об-мин, но самое главное – ломовой крутящий момент!
Остальное уже история: в 1987 году в руках гонщика Дага Браунека мотоцикл Moto Guzzi Daytona команды Dr. John's Guzzi, прервал гегемонию Ducati и Harley-Davidson в американской серии «Pro Twins»! Выиграв титул чемпиона AMA Championship, Daytona Доктора Джона стала самым успешным байком Moto Guzzi с тех пор, как итальянский завод покинул гонки Гран-при в 1957 году.
Но дальнейший форсировка за счет роста оборотов привела к проблемам с надежностью: мотоциклы Moto Guzzi преследовали технические сходы! Оказавшись неконкурентоспособным, Виттнер ушел из гонок и переехал в Италию, где работал над развитием дорожного Daytona 1000. Но это уже другая история…
Но пока руки доктора Джона ставили пломбы и боролись с кариесом, мыслями он был в гараже, рядом со своим Харлеем. Доктору Джону хотелось собрать такой двигатель, который за счет прецизионной подгонки деталей и тонкой настройки позволит победить на какой нибудь местной гонке. Например на дрэг-стрипе, дирт-треке или даже на шоссейной трассе. Наверное мечты так и остались бы мечтами, если бы в один прекрасный день Док не купил Moto Guzzi Le Mans. Эта покупка навсегда изменит жизнь Джона Виттнера.
Moto Guzzi
Для фанатов итальянских мотоциклов адрес «Манделло-дель-Ларио, улица Пароди, дом 57» является едва ли не Меккой, ведь именно здесь в марте 1921 года Джорджио Пароди и Карло Гуцци основали завод по производству мотоциклов. Moto Guzzi – один из старейших производителей мотоциклов в Европе, и в этом году отмечает столетие с момента основания.
Доктор Донн один из соучастников создания супербайка Moto Guzzi 1000R. Фото: Youtube.com
С самого начала итальянская марка активно участвовали в гонках: в 1935 Стэнли Вудс принес Moto Guzzi первую победу на Isle of Man Tourist Trophy, а уже в 1949 году Бруно Руффо подарил победу в чемпионате мира по мотогонкам в классе 250 см3 – первом послевоенном чемпионате! Выиграв все, что можно, с середины пятидесятых итальянцы перешли в следующий класс – 350 см3, завоевав там пять титулов подряд! К концу десятилетия в копилке Moto Guzzi насчитывалось 8 побед в Чемпионате мира и 11 побед в Турист Трофи, на острове Мэн. К середине шестидесятых произошло два важных события. Во-первых, Moto Guzzi, Mondial и Gilera подписали «пакт воздержания», отказавшись от участия в Чемпионате мира. А во-вторых, компанию накрыл жесточайший финансовый кризис, в результате которого контроль над заводом перешел государству.
Moto Guzzi Le Mans 850 III изменила жизнь Доктора Джона, и завода Манделло-дель-Ларио. Фото: Youtube.com
В этот период Джулио Каркано разработал «воздушный» V-Twin 90° объемом 700 «кубиков», развивавший 50 лошадей. Мотор, обеспечивший будущее марки. Вот такое сокровище в 1973 году приобрел аргентинский иммигрант Алехандро де Томазо! И уже в 1975 дебютирует новая модель – Le Mans 850, первый байк эпохи де Томазо и будущая покупка доктора Джона Виттнера.
Dr. John's Moto Guzzi
Джон Виттнер, на всякий случай напомним – инженер-механик по первому образованию, высоко оценил конструкцию двигателя и шасси Moto Guzzi:
Я купил мотоцикл с единственной целью – собрать команду из друзей, чтобы участвовать в гонках на выносливость. Я знал, что моторы Moto Guzzi необычайно надежны и экономичны: идеальное оружие для подобных соревнований.
Вы не поверите, но в 1984 году команда доктора Джона с первой попытки выиграла чемпионат США по гонкам на выносливость в классе Amateur Lightweight GP! Говорят что победить легче, чем удержать завоеванное, наверное также считал и сам доктор Джон. В 1985 году Виттнер полностью сосредоточился на мотогонках, продав стоматологическую практику.
С этим байком команда Dr. John's Moto Guzzi доминировала в гонках на выносливость. Фото: Youtube.com
В результате команда Dr. John's Moto Guzzi вновь выиграла титул чемпиона США в гонках на выносливость. Но в 1986 году финансовое положение Виттнера пошатнулось:
В моих карманах – ни гроша. Когда вы решаете участвовать в соревнованиях, то тратите на гонки все «до копейки», и в конце концов за это приходится расплачиваться. Впрочем, я ни о чем не жалею, ведь я знал на что шел.
Почти полностью разорившись, Виттнер пошел ва-банк. Купив на последние деньги билет в один конец – в Италию, доктор Джон «разбил лагерь» у порога кабинета босса Moto Guzzi Алехандро де Томазо в его отеле в Модене.
Я поехал с намерением пробыть там две недели, но в результате не возвращался домой в течение двух месяцев! Однажды я вскочил среди ночи, внезапно вспомнив что оставил машину на платной стоянке в аэропорту. Последующее ее извлечение обошлось в кругленькую сумму!
Очевидно что де Томазо увидел в Виттнере человека, который сможет изменить «пенсионерский» имидж Moto Guzzi, и они ударили по рукам.
Новая надежда
Когда доктор Джон вернулся в США, у него с собой была куча визитных карточек, на которых он значился как «консультант Moto Guzzi по инженерному развитию в Северной Америке». Плюс – обещанный бюджет для старта заводской кампании Moto Guzzi в классе «Pro Twins»! Правда средства от Moto Guzzi, которая продавала в США менее 500 мотоциклов в год, поступали медленно, а первая гонка нового сезона наоборот – стремительно приближалась. В конце концов Виттнер не выдержал, и отправил телеграмму Алехандро де Томазо в Италию, после чего получил чек на нужную сумму. До старта 200-мильной гонки в Дайтоне оставалось всего 5 недель...
Moto Guzzi доктора Джона с хребтовой рамой для Battle of the Twins. Фото: Youtube.com
Впрочем, сам гоночный прототип класса «Pro Twins», с хребтовой рамой, Джон Виттнер разработал еще перед своим визитом в Италию:
Я люблю хребтовые рамы, а байк Moto Guzzi просто умолял о такой. Я обдумывал эту конструкцию месяцами, да даже годами! Существует миллион вариантов рам, и я, должно быть, нарисовал не менее 500 000 из возможных.
Что-ж, концепция рамы у Доктора Джона была, но для конкуренции в «Pro Twins» нужен был мотор, способный одолеть Ducati и Harley Davidson. Ведь не только ради денег доктор Джон Виттнер два месяца «терроризировал» Алехандро де Томасо. Еще одной причиной стал двигатель «от Тодеро». Вот его технические характеристики:
✅ Конфигурация – V-Twin, с углом развала цилиндров 90°
✅ Рабочий объем – 999 см3
✅ Мощность – 115 лошадиных сил, при 9300 об-мин.
✅ Карбюраторы – два 41,5-мм Mikuni
✅ Клапанный механизм – SOHC, с 4-клапанами на цилиндр
Daytona категории «Pro Twins» сохранила традиционную карданную передачу, что крайне необычно для супербайка. В те годы подобными «изысками» увлекались разве что в BMW, с мотоциклами «серии К», но, разумеется, не для гонок.
Двигатель от Тодеро
Умберто Тодеро – помощник легендарного Джулио Каркано, разработал двигатель 8V в 1986 году. Укомплектованный глушителями и настроенный на соблюдение экологических нормативов, двигатель рабочим объемом 992 см3 развивал 92 лошадиные силы, при 7400 об/мин. Но в ходе «гонки за оборотами» доктор Джон модернизировал мотор, укоротив ход поршня, попутно доведя объем движка до 999 см3.
Главными соперниками Moto Guzzi Доктора Джона были Ducati 851. Фото: Youtube.com
Для достижения подобной конфигурации, Виттнер использовал коленвал от байка Moto Guzzi V7 Sport, в сочетании с шатунами Carrillo и поршнями Ross. Чугунные гильзы были «выпилены», после чего стенки цилиндров обработали составом Gilnisil – никель-кремниевым композитом. По сути, широко известным «никасилом».
То, что доктор прописал
В такой конфигурации мощность возросла до 115 лошадей, при 9300 об-мин, но это было только начало! С 1989 года на мотоциклах Джона Виттнера появился электронный впрыск топлива Magneti Marelli, с двумя 52-миллиметровыми дроссельными заслонками Weber, распредвалами Crane, поршнями Wiseco и доработанной формой камеры сгорания. Результат – 128 лошадей, при 9500 об-мин, но самое главное – ломовой крутящий момент!
На Moto Guzzi нужно включать на одну передачу выше, чем обычно. Вы можете разогнать движок до 10 000 об-мин, до «красной зоны», но он отлично тянет уже с 6000 оборотов, поэтому переключаться можно на 8000 или 8500 об-мин.
Остальное уже история: в 1987 году в руках гонщика Дага Браунека мотоцикл Moto Guzzi Daytona команды Dr. John's Guzzi, прервал гегемонию Ducati и Harley-Davidson в американской серии «Pro Twins»! Выиграв титул чемпиона AMA Championship, Daytona Доктора Джона стала самым успешным байком Moto Guzzi с тех пор, как итальянский завод покинул гонки Гран-при в 1957 году.
Виттнер (справа) и Браунек позируют на фоне чемпионского Moto Guzzi. Фото: Youtube.com
Но дальнейший форсировка за счет роста оборотов привела к проблемам с надежностью: мотоциклы Moto Guzzi преследовали технические сходы! Оказавшись неконкурентоспособным, Виттнер ушел из гонок и переехал в Италию, где работал над развитием дорожного Daytona 1000. Но это уже другая история…
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....