Moto Guzzi 1000R «показывает зубы»
5 473

Moto Guzzi 1000R «показывает зубы»

Давным-давно, в США, в городе Филадельфия, жил-был человек по имени Джон Виттнер. Получив образование инженера-механика в Лихайском университете, (среди выпускников которого числятся такие «монстры» автомира как Ли Якокка и Роджер Пенске) Джон попал во Вьетнам. Война меняет людей и их отношение к жизни, вот и мировоззрение Виттера изменилось. Вернувшись, Джон решил стать врачом, то есть человеком помогающим людям. Есть такая поговорка: талантливый человек, талантлив во всем. В нашем случае новое «увлечение» инженера-механика привело к открытию частной практики на главной улице Филадельфии, и позволило доктору Виттнеру стать председателем консультативного совета больницы Брин-Мор.


Но пока руки доктора Джона ставили пломбы и боролись с кариесом, мыслями он был в гараже, рядом со своим Харлеем. Доктору Джону хотелось собрать такой двигатель, который за счет прецизионной подгонки деталей и тонкой настройки позволит победить на какой нибудь местной гонке. Например на дрэг-стрипе, дирт-треке или даже на шоссейной трассе. Наверное мечты так и остались бы мечтами, если бы в один прекрасный день Док не купил Moto Guzzi Le Mans. Эта покупка навсегда изменит жизнь Джона Виттнера.

Moto Guzzi


Для фанатов итальянских мотоциклов адрес «Манделло-дель-Ларио, улица Пароди, дом 57» является едва ли не Меккой, ведь именно здесь в марте 1921 года Джорджио Пароди и Карло Гуцци основали завод по производству мотоциклов. Moto Guzzi – один из старейших производителей мотоциклов в Европе, и в этом году отмечает столетие с момента основания.

Moto Guzzi 1000R «показывает зубы»Доктор Донн один из соучастников создания супербайка Moto Guzzi 1000R. Фото: Youtube.com

С самого начала итальянская марка активно участвовали в гонках: в 1935 Стэнли Вудс принес Moto Guzzi первую победу на Isle of Man Tourist Trophy, а уже в 1949 году Бруно Руффо подарил победу в чемпионате мира по мотогонкам в классе 250 см3 – первом послевоенном чемпионате! Выиграв все, что можно, с середины пятидесятых итальянцы перешли в следующий класс – 350 см3, завоевав там пять титулов подряд! К концу десятилетия в копилке Moto Guzzi насчитывалось 8 побед в Чемпионате мира и 11 побед в Турист Трофи, на острове Мэн. К середине шестидесятых произошло два важных события. Во-первых, Moto Guzzi, Mondial и Gilera подписали «пакт воздержания», отказавшись от участия в Чемпионате мира. А во-вторых, компанию накрыл жесточайший финансовый кризис, в результате которого контроль над заводом перешел государству.

Moto Guzzi Le Mans 850 III изменила жизнь Доктора Джона, и завода Манделло-дель-Ларио. Фото: Youtube.com

В этот период Джулио Каркано разработал «воздушный» V-Twin 90° объемом 700 «кубиков», развивавший 50 лошадей. Мотор, обеспечивший будущее марки. Вот такое сокровище в 1973 году приобрел аргентинский иммигрант Алехандро де Томазо! И уже в 1975 дебютирует новая модель – Le Mans 850, первый байк эпохи де Томазо и будущая покупка доктора Джона Виттнера.

Dr. John's Moto Guzzi


Джон Виттнер, на всякий случай напомним – инженер-механик по первому образованию, высоко оценил конструкцию двигателя и шасси Moto Guzzi:

Я купил мотоцикл с единственной целью – собрать команду из друзей, чтобы участвовать в гонках на выносливость. Я знал, что моторы Moto Guzzi необычайно надежны и экономичны: идеальное оружие для подобных соревнований.


Вы не поверите, но в 1984 году команда доктора Джона с первой попытки выиграла чемпионат США по гонкам на выносливость в классе Amateur Lightweight GP! Говорят что победить легче, чем удержать завоеванное, наверное также считал и сам доктор Джон. В 1985 году Виттнер полностью сосредоточился на мотогонках, продав стоматологическую практику.

С этим байком команда Dr. John's Moto Guzzi доминировала в гонках на выносливость. Фото: Youtube.com

В результате команда Dr. John's Moto Guzzi вновь выиграла титул чемпиона США в гонках на выносливость. Но в 1986 году финансовое положение Виттнера пошатнулось:

В моих карманах – ни гроша. Когда вы решаете участвовать в соревнованиях, то тратите на гонки все «до копейки», и в конце концов за это приходится расплачиваться. Впрочем, я ни о чем не жалею, ведь я знал на что шел.


Почти полностью разорившись, Виттнер пошел ва-банк. Купив на последние деньги билет в один конец – в Италию, доктор Джон «разбил лагерь» у порога кабинета босса Moto Guzzi Алехандро де Томазо в его отеле в Модене.

Я поехал с намерением пробыть там две недели, но в результате не возвращался домой в течение двух месяцев! Однажды я вскочил среди ночи, внезапно вспомнив что оставил машину на платной стоянке в аэропорту. Последующее ее извлечение обошлось в кругленькую сумму!


Очевидно что де Томазо увидел в Виттнере человека, который сможет изменить «пенсионерский» имидж Moto Guzzi, и они ударили по рукам.

Новая надежда


Когда доктор Джон вернулся в США, у него с собой была куча визитных карточек, на которых он значился как «консультант Moto Guzzi по инженерному развитию в Северной Америке». Плюс – обещанный бюджет для старта заводской кампании Moto Guzzi в классе «Pro Twins»! Правда средства от Moto Guzzi, которая продавала в США менее 500 мотоциклов в год, поступали медленно, а первая гонка нового сезона наоборот – стремительно приближалась. В конце концов Виттнер не выдержал, и отправил телеграмму Алехандро де Томазо в Италию, после чего получил чек на нужную сумму. До старта 200-мильной гонки в Дайтоне оставалось всего 5 недель...

Moto Guzzi доктора Джона с хребтовой рамой для Battle of the Twins. Фото: Youtube.com

Впрочем, сам гоночный прототип класса «Pro Twins», с хребтовой рамой, Джон Виттнер разработал еще перед своим визитом в Италию:

Я люблю хребтовые рамы, а байк Moto Guzzi просто умолял о такой. Я обдумывал эту конструкцию месяцами, да даже годами! Существует миллион вариантов рам, и я, должно быть, нарисовал не менее 500 000 из возможных.


Что-ж, концепция рамы у Доктора Джона была, но для конкуренции в «Pro Twins» нужен был мотор, способный одолеть Ducati и Harley Davidson. Ведь не только ради денег доктор Джон Виттнер два месяца «терроризировал» Алехандро де Томасо. Еще одной причиной стал двигатель «от Тодеро». Вот его технические характеристики:

✅ Конфигурация – V-Twin, с углом развала цилиндров 90°
✅ Рабочий объем – 999 см3
✅ Мощность – 115 лошадиных сил, при 9300 об-мин.
✅ Карбюраторы – два 41,5-мм Mikuni
✅ Клапанный механизм – SOHC, с 4-клапанами на цилиндр

Daytona категории «Pro Twins» сохранила традиционную карданную передачу, что крайне необычно для супербайка. В те годы подобными «изысками» увлекались разве что в BMW, с мотоциклами «серии К», но, разумеется, не для гонок.

Двигатель от Тодеро


Умберто Тодеро – помощник легендарного Джулио Каркано, разработал двигатель 8V в 1986 году. Укомплектованный глушителями и настроенный на соблюдение экологических нормативов, двигатель рабочим объемом 992 см3 развивал 92 лошадиные силы, при 7400 об/мин. Но в ходе «гонки за оборотами» доктор Джон модернизировал мотор, укоротив ход поршня, попутно доведя объем движка до 999 см3.

Главными соперниками Moto Guzzi Доктора Джона были Ducati 851. Фото: Youtube.com

Для достижения подобной конфигурации, Виттнер использовал коленвал от байка Moto Guzzi V7 Sport, в сочетании с шатунами Carrillo и поршнями Ross. Чугунные гильзы были «выпилены», после чего стенки цилиндров обработали составом Gilnisil – никель-кремниевым композитом. По сути, широко известным «никасилом».

То, что доктор прописал


В такой конфигурации мощность возросла до 115 лошадей, при 9300 об-мин, но это было только начало! С 1989 года на мотоциклах Джона Виттнера появился электронный впрыск топлива Magneti Marelli, с двумя 52-миллиметровыми дроссельными заслонками Weber, распредвалами Crane, поршнями Wiseco и доработанной формой камеры сгорания. Результат – 128 лошадей, при 9500 об-мин, но самое главное – ломовой крутящий момент!

На Moto Guzzi нужно включать на одну передачу выше, чем обычно. Вы можете разогнать движок до 10 000 об-мин, до «красной зоны», но он отлично тянет уже с 6000 оборотов, поэтому переключаться можно на 8000 или 8500 об-мин.


Остальное уже история: в 1987 году в руках гонщика Дага Браунека мотоцикл Moto Guzzi Daytona команды Dr. John's Guzzi, прервал гегемонию Ducati и Harley-Davidson в американской серии «Pro Twins»! Выиграв титул чемпиона AMA Championship, Daytona Доктора Джона стала самым успешным байком Moto Guzzi с тех пор, как итальянский завод покинул гонки Гран-при в 1957 году.

Виттнер (справа) и Браунек позируют на фоне чемпионского Moto Guzzi. Фото: Youtube.com

Но дальнейший форсировка за счет роста оборотов привела к проблемам с надежностью: мотоциклы Moto Guzzi преследовали технические сходы! Оказавшись неконкурентоспособным, Виттнер ушел из гонок и переехал в Италию, где работал над развитием дорожного Daytona 1000. Но это уже другая история…
Как вы относитесь к гоночной карьере доктора Джона Виттнера?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....