Вьетнамский VinFast покоряет США и собирается в Россию
40 002

Вьетнамский VinFast покоряет США и собирается в Россию

Об уникальности вьетнамского автопрома говорит простой факт: еще 15 лет назад его, как такового, в стране не было, а сегодня некоторые модели автомобилей начинают продавать на американском рынке. И даже можно сказать небезуспешно. Имеется в виду не «дочка» какой-то крупной компании: VW, Toyota, Renault, а собственный бренд. Как вьетнамцы сумели подняться так высоко за сравнительно короткое время?


Первые попытки создания своего автопрома


Они датируются 50-ми годами. В бывшей французской колонии производить автомобили не умели – был только опыт их ремонта. Успехи большого соседа – Китая вдохновили вьетнамцев и они со всей страны собрали лучших ремонтников в одном месте – на базе мотоциклетного завода Z157, который позже переименовали в Chan Thang. В переводе означает «Победа» или «Триумф». Однако не получилось ни того ни другого: первая легковая машина, выпущенная в 1959 году, подозрительно смахивала на советский ГАЗ-21. Правда, кто-то видел в этой машине французский Renault Fregate, производившийся с 1951 по 1958 годы.

Вьетнамский VinFast покоряет США и собирается в РоссиюРазрабатывая свои машины, вьетнамцы брали за основу и советскую «Волгу» и Renault Fregate из Франции. Фото: YouTube.com

«Новинка» вьетнамского автопрома была показана самому товарищу Хо Ши Мину, который отнесся благосклонно к машине, выпущенной предприятием под руководством Нгуен Ман Кханга – как пишут вьетнамские источники, изобретателя, конструктора и инженера. Этот человек прославился выпуском совершенно непонятного автомобиля Quasar Unipower City Car – этакого стеклянного куба с движком объемом 1,1 л, АКП и шасси от Mini.

Для кого и для чего вьетнамцы построили этот «кубик», неизвестно. Фото: YouTube.com

Зачем и кому нужна была эта штуковина, которую упорно выпускали с 1967 по 1979 годы, непонятно. Больше попыток построить свой собственный автомобиль, Вьетнам до конца ХХ века не предпринимал, не считая освоенное производство французского Citroёn 2CV.

Citroёn 2CV: машинка не сходила с конвейера 43 года! Фото: YouTube.com

Но если говорить обобщенно, в то время вьетнамский автопром сильно походил на китайский или северокорейский. Брали уже готовые автомобили и на их базе пытались создать что-то свое. Просто меняли немного экстерьер, оставляя мотор и подвеску. Впрочем, и последние могли подвергнуться «комбинациям»: ничто не мешало вьетнамским самоучкам «присобачить» российский двигатель, например, к французской ходовой части и получить нечто, что спокойно разъезжало по дорогам многие десятилетия. Однако с 2000-х ситуация начала меняться и вьетнамские авто стали получать известность в мире.

VinFast


Фирма обязана своим появлением на свет Фам Нят Вонгу (или Выонгу), когда-то занимавшемся бизнесом, связанным с лапшой быстрого приготовления, а позже и недвижимостью. Будущий вьетнамский миллиардер получил московское образование и с 2017 года изначально строил свое собственное автомобильное дело, покупая чужие лицензии. Примером может служить Chevrolet Spark: права на его производство были приобретены у GM.

Chevrolet Spark выпускали не только в ЕС, но и Вьетнаме. Фото: YouTube.com

Однако богатый вьетнамец не собирался ограничиваться сотрудничеством с США. Чуть позже Вонг переключился на ФРГ и выпустил седан Vinfast Lux A2.0, сделанный на базе BMW 5-series. А у Vinfast Lux SA2.0 – та же платформа, что и у БМВ Х5, сходившего с конвейера до 2018 годах.

Над дизайном Vinfast Lux SA2.0 работали итальянцы. Фото: YouTube.com

На сегодня китайцы пока не могут начать продажи своих авто в США, если иметь в виду премиум-сегмент. А вот у вьетнамцев шансов гораздо больше, хоть это и может показаться кому-то странным.


Появлению империи Vinfast во Вьетнаме способствовало и стечение обстоятельств: GM посчитал рынок страны бесперспективным и с радостью продал свой завод в столице Вонгу. Последний развернулся не на шутку: среди партнеров – Bosch, AVL, Magna. Также было объявлено о сотрудничестве с Siemens в плане выпуска автобусов на электрической тяге. Партнеры из Южной Кореи пообещали помощь в налаживании производства литий-ионных аккумуляторов.

Что выпускает VinFast?


Первые прототипы серийных машин были представлены широкой публике на автошоу в Париже (2018 год). Изначально вьетнамцы предложили модели с бензиновыми силовыми агрегатами. В основе авто – платформы БМВ Х5 и 5-я серия. После Парижского автосалона компания подала заявку на регистрацию интеллектуальной собственности (дизайн) в РФ.

В практическом плане Вьетнам представил седан Lux A2.0 и кроссовер Lux SA2.0 (изначальная цена 4,79 млн. руб.). Оба оснащены двухлитровым четырехцилиндровым турбированным двигателем. Для седана предусмотрена мощность 174, внедорожника – 228 «лошадей». Основная часть трансмиссии – восьмидиапазонная АКПП от ZF.

Вьетнамский седан произвел фурор на выставке в Париже (2019 год). Фото: YouTube.com

Обе модели в базовой версии – заднеприводные, но для кроссовера предусмотрен вариант 4Х4. Также имеется версия «паркетника», оснащенная мотором от партнера VinFast – GM, развивающим 455 л. с. Для внутреннего рынка выпускается лицензионная копия Opel Carl – хэтчбек Fadil.

Переход на «электрички»


Любопытно: свои новые автомобили, а всего три модели, вьетнамская компания представила на выставке бытовой электроники (Лас-Вегас) зимой этого года. На рынок США планируется выйти с кроссоверами VF5-VF7. Известно, что дизайном этих машин занимались две фирмы из Италии – Torino Design и ателье Pininfarina. Серийное производство запланировано на 2023 год.

В конце 2021 года VinFast начала строить на родине предприятие по выпуску тяговых аккумуляторов. К началу 2023-го производитель планирует полностью перейти на электромобили.


VF8 и VF9


Это последние разработки вьетнамской компании. Первый представляет собой внедорожник среднего класса (длина 4,75 м) с парой электродвигателей, развивающих вместе 408 «лошадей». Энергию моторы получают от блока аккумуляторов емкостью почти 90 кВт/ч. Этого хватает на 510 км пути. Упрощенная версия имеет один двигатель мощностью 204 л. с. Стоимость VF8 на рынке ЕС – 43,5 тыс. евро.

Электрокар VF8 многие называют новой Tesla. Фото: YouTube.com

Вторая модель – полноразмерный внедорожник длиной 5,118 м с колесной базой в 3,150 м, что превышает аналогичный параметр Tesla X. VF9 производится только с парой электродвигателей и формулой трансмиссии 4Х4. Емкость АКБ в 106 кВт/ч обеспечивает минимальный пробег в 680 км. Из особенностей стоит отметить дисплей мультимедиа в 15,4 “, LED-оптику, автопилот III-го уровня. VF9 в Европе планируют продавать по цене 58,7 тыс. «зеленых».

Электрокар VF9 – сама солидность и мощь. Фото: YouTube.com

На обе модели вьетнамский производитель дает гарантию в десять лет или 200 тыс. км пробега. Для первых заказчиков, сделавших предоплату, предусмотрены скидки, бесплатные опции.


Крупный дисплей для авто серий FV – обязателен. Фото: YouTube.com

Представляет интерес позиция производителя в отношении аккумуляторов: их стоимость не входит в цену машины. Но: предлагается ежемесячная оплата аренды АКБ и его обслуживание, замена на новый при падении емкости менее 70 %.

VinFast и Россия


Здесь все туманно: ходили слухи о возможности запуска моделей электромобилей на калининградском «Автоторе». Однако после начала спецоперации на Украине интерес вьетнамских товарищей к российскому рынку как-то угас, по крайней мере, на официальном уровне. Но и от перспектив в отношении РФ, VinFast не отказывается: все в лучших восточных традициях – и «нашим» и «вашим».

На данный момент известно, что VinFast «собирается» продавать свои электрокары VF8 и VF9 в РФ с будущего года стоимостью от 3-х до 4,6 млн. руб. Однако с таким ценником без развитой дилерской сети, пробиться на один из крупнейших рынков Европы и Азии Вьетнаму будет очень непросто. Даже несмотря на благосклонный прием в Соединенных Штатах и ЕС.
А вы что думаете об успехах VinFast из Вьетнама?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....