Советский мотоцикл ТИЗ-АМ-600 – его создали на основе английской модели
Думая о советских мотоциклах, граждане России и других стран СНГ обычно вспоминают ИЖ «Планету/Юпитер», «Восход», «Минск», «Урал», реже «Днепр». Еще JAWA часто мелькает в разговорах о байках из СССР, иногда CZ. Хотя эти две модели выпускались в Чехословакии, они стали советскими, так как поставлялись к нам огромными партиями.
Мотопром СССР, как принято считать, является копией немецких байков. Дескать, после окончания Великой Отечественной войны из Германии вывезли несколько заводов по выпуску двухколесной техники.
Если не вдаваться в подробности, то примерно так оно и было. Только ни о каких заводах не может быть и речи – разве что о частично разбитых станках и минимуме технической документации. Бывшие владельцы постарались максимально уничтожить производство, чтобы врагу не досталось.
Пришлось разбирать мотоциклы, вывезенные из Германии, ремонтировать станки, додумывать и изготавливать детали и узлы в соответствии с возможностями. Чем все это закончилось, знают многие опытные байкеры. Они же подскажут, что одним из первых массовых мотоциклов был М-72 – тяжелый «косясыч», ставший прародителем «Уралов» и «Днепров».
Только М-72 разработали еще в конце 1930-х, а выпускать его серийно начали с 1941 года. Да, он был скопирован с BMW R71, но никогда не изготавливался на немецком оборудовании.
Были в СССР и более ранние тяжелые военные мотоциклы с коляской, они же выпускались и в виде «одиночек». Речь идет, например, об ТИЗ-АМ-600, модели, серийное производство которой было начато еще в 1935 году.
Первая половина 1930-х годов для СССР стала знаковой – страна активно строилась, появлялись новые заводы и фабрики. Для ответственных работников нужна была техника, способная сокращать расстояния между пунктами назначения. Автомобилей на всех не хватало, поэтому развивали мотопроизводство.
В 1934 году было принято решение перепрофилировать инструментальный завод в Таганроге под выпуск двухколесной техники. Туда перевезли оборудование из Харькова, где делали мотоциклы ХМЗ-1М. Кстати, эта модель собиралась там всего три года, за это время выпущено около 300 экземпляров.
Как показало дальнейшее развитие ситуации, смысла в переносе мотопроизводства не было. Хотя в Таганроге в итоге наладили выпуск двухколесной техники, это не средние, а тяжелые модели.
Причина проста – армии нужны были именно мощные мотоциклы, способные относительно быстро передвигаться по бездорожью с коляской, пулеметом и большим боезапасом. Такой современный аналог тачанок, хотя отказываться от конницы в Красной Армии не планировали.
Военным однозначно нужен был тяжелый мотоцикл, по аналогии с моделями, популярными в Германии и Великобритании. Вопрос поставили ребром в 1931 году. Несмотря на позицию старых кавалеристов, уверенных в том, что конница должна превалировать на полях сражений, было решено наладить выпуск мотоциклов.
Новый мотоцикл предполагалось сделать четырехтактным, с двигателем на 500-600 см3. В качестве образца был предсказуемо выбран BSA-500. Только руководство Московского велозавода категорически отказалось работать над новым байком, утверждая, что у них нет времени и возможности его разрабатывать. Действительно, предприятие было под завязку загружено своей продукцией, которой требовалось все больше.
В 1935 году Серго Орджоникидзе, занимающий пост Наркома тяжпрома, поручил разработать тяжелый военный мотоцикл Таганрогскому заводу, где только начали осваивать двигатели для модели ХМЗ-1М.
Задание было дано четкое – до конца 1935 года постараться выпустить 250 байков. Сроки поджимали – чертежи и всю техническую документацию закупили в апреле. Что касается английских BSA-500, то они прибыли в Таганрог в конце сентября. Соответственно, выпустить 250 своих байков до конца года было просто нереально.
Рассмотрев прибывшие английские BSA-500, конструкторы приняли решение их полностью не копировать. Причин для этого было несколько.
Требовалось:
✅ Упростить конструкцию
✅ Укрепить раму
✅ Поставить новые колеса и вилку
✅ Полностью локализовать производство
К началу 1936 года все работы были завершены, а первую партию из пяти мотоциклов изготовили в апреле. Их продемонстрировали публике на первомайских праздниках. К концу месяца байки успели пройти государственные испытания, после чего их показали приемной комиссии.
Серийное производство наладили быстро – первая партия, состоящая из 200 мотоциклов, была готова к октябрю. В то же время на Таганрогском заводе сделали коляску.
Военная техника должна быть надежной. Именно под таким девизом разработали мотоцикл. Например, при создании трубчатой рамы самые нагруженные участки изготавливались методом ковки. Вилка параллелограммная, с пружиной.
Двигатель получил объем в 595 см3 – он развивал 16,5 л. с. После ряда доработок, силовой агрегат удалось форсировать до 18 л. с.
Коробка передач – четырехступенчатая, привод – цепной, как от двигателя к КПП, так и от этого агрегата к колесу. Скорость мотоцикла без коляски впечатляла – до 95 км/ч.
Советская техника до середины 1950-х годов, как правило, изготавливалась по образцу и подобию лучших зарубежных моделей. Это были не копии, а версии «по мотивам», с учетом суровой советской действительности, как по части дорог, так и производственных возможностей.
В процессе эксплуатации модели постоянно дорабатывались. Часто даже экземпляры из разных партий отличались друг от друга. Тогда все эти изменения фиксировались только во внутризаводской документации, а в инструкциях не отображались.
Отличия моделей разных партий:
✅ Крылья
✅ Головки цилиндров встречались как из чугуна, так и из алюминия
✅ Электрооборудование
✅ Картер двигателя
✅ Крышки газораспределения
Это только то, что удалось выяснить реставраторам. К сожалению, большая часть заводской технической документации уничтожена во время войны.
Почти все мотоциклы ТИЗ АМ-600 отправлялась на службу в Красную Армию. Байки использовались во время Советско-финляндской войны, где показали свою эффективность. Красноармейцы на мотоциклах действовали быстрее конницы и не зависели от усталости лошадей. Хотя, техника не годилась для эксплуатации в лесах.
Специально для ТИЗ АМ-600 разработали поворотную колясочную турель – там был пулемет. Еще до начала Советско-финляндской войны байк регулярно участвовали в парадах.
Для армии выпускали и мотоциклы-одиночки, которые получали пулеметные турели особой конструкции, размещаемые на руле. По бокам модели имелись специальные патронные ящики для боеприпасов.
Большинство ТИЗ АМ-600 были уничтожены во время Великой Отечественной войны. Сейчас эти мотоциклы ценятся у коллекционеров, так как купить их сложно.
Мотопром СССР, как принято считать, является копией немецких байков. Дескать, после окончания Великой Отечественной войны из Германии вывезли несколько заводов по выпуску двухколесной техники.
Если не вдаваться в подробности, то примерно так оно и было. Только ни о каких заводах не может быть и речи – разве что о частично разбитых станках и минимуме технической документации. Бывшие владельцы постарались максимально уничтожить производство, чтобы врагу не досталось.
Знаменитый М-72. Фото: Youtube.com
Пришлось разбирать мотоциклы, вывезенные из Германии, ремонтировать станки, додумывать и изготавливать детали и узлы в соответствии с возможностями. Чем все это закончилось, знают многие опытные байкеры. Они же подскажут, что одним из первых массовых мотоциклов был М-72 – тяжелый «косясыч», ставший прародителем «Уралов» и «Днепров».
Только М-72 разработали еще в конце 1930-х, а выпускать его серийно начали с 1941 года. Да, он был скопирован с BMW R71, но никогда не изготавливался на немецком оборудовании.
BMW R71. Фото: Youtube.com
Были в СССР и более ранние тяжелые военные мотоциклы с коляской, они же выпускались и в виде «одиночек». Речь идет, например, об ТИЗ-АМ-600, модели, серийное производство которой было начато еще в 1935 году.
Организация выпуска средних мотоциклов
Первая половина 1930-х годов для СССР стала знаковой – страна активно строилась, появлялись новые заводы и фабрики. Для ответственных работников нужна была техника, способная сокращать расстояния между пунктами назначения. Автомобилей на всех не хватало, поэтому развивали мотопроизводство.
В 1934 году было принято решение перепрофилировать инструментальный завод в Таганроге под выпуск двухколесной техники. Туда перевезли оборудование из Харькова, где делали мотоциклы ХМЗ-1М. Кстати, эта модель собиралась там всего три года, за это время выпущено около 300 экземпляров.
Часть персонала перевели из Харькова, других инженеров собирали по всей стране. В основном, в Таганрог ехали молодые специалисты, только окончившие высшие учебные заведения и еще не успевшие «осесть» на одном месте.
Как показало дальнейшее развитие ситуации, смысла в переносе мотопроизводства не было. Хотя в Таганроге в итоге наладили выпуск двухколесной техники, это не средние, а тяжелые модели.
Мотоциклы делали как с колясками, так и без. Фото: Youtube.com
Причина проста – армии нужны были именно мощные мотоциклы, способные относительно быстро передвигаться по бездорожью с коляской, пулеметом и большим боезапасом. Такой современный аналог тачанок, хотя отказываться от конницы в Красной Армии не планировали.
Выбор модели для производства
Военным однозначно нужен был тяжелый мотоцикл, по аналогии с моделями, популярными в Германии и Великобритании. Вопрос поставили ребром в 1931 году. Несмотря на позицию старых кавалеристов, уверенных в том, что конница должна превалировать на полях сражений, было решено наладить выпуск мотоциклов.
Предприятием, ответственным за тяжелые байки, был назначен Московский велосипедный завод. Его строили с помощью английского BSA, оборудование тоже закупалось этого бренда.
Новый мотоцикл предполагалось сделать четырехтактным, с двигателем на 500-600 см3. В качестве образца был предсказуемо выбран BSA-500. Только руководство Московского велозавода категорически отказалось работать над новым байком, утверждая, что у них нет времени и возможности его разрабатывать. Действительно, предприятие было под завязку загружено своей продукцией, которой требовалось все больше.
Основной заказчик – Красная Армия. Фото: Youtube.com
В 1935 году Серго Орджоникидзе, занимающий пост Наркома тяжпрома, поручил разработать тяжелый военный мотоцикл Таганрогскому заводу, где только начали осваивать двигатели для модели ХМЗ-1М.
Задание было дано четкое – до конца 1935 года постараться выпустить 250 байков. Сроки поджимали – чертежи и всю техническую документацию закупили в апреле. Что касается английских BSA-500, то они прибыли в Таганрог в конце сентября. Соответственно, выпустить 250 своих байков до конца года было просто нереально.
Разработка ТИЗ АМ-600
Рассмотрев прибывшие английские BSA-500, конструкторы приняли решение их полностью не копировать. Причин для этого было несколько.
Требовалось:
✅ Упростить конструкцию
✅ Укрепить раму
✅ Поставить новые колеса и вилку
✅ Полностью локализовать производство
К началу 1936 года все работы были завершены, а первую партию из пяти мотоциклов изготовили в апреле. Их продемонстрировали публике на первомайских праздниках. К концу месяца байки успели пройти государственные испытания, после чего их показали приемной комиссии.
Тщательно отреставрированный мотоцикл. Фото: Youtube.com
Серийное производство наладили быстро – первая партия, состоящая из 200 мотоциклов, была готова к октябрю. В то же время на Таганрогском заводе сделали коляску.
ТТХ
Военная техника должна быть надежной. Именно под таким девизом разработали мотоцикл. Например, при создании трубчатой рамы самые нагруженные участки изготавливались методом ковки. Вилка параллелограммная, с пружиной.
Тут можно рассмотреть особенности двигателя. Фото: Youtube.com
Двигатель получил объем в 595 см3 – он развивал 16,5 л. с. После ряда доработок, силовой агрегат удалось форсировать до 18 л. с.
Коробка передач – четырехступенчатая, привод – цепной, как от двигателя к КПП, так и от этого агрегата к колесу. Скорость мотоцикла без коляски впечатляла – до 95 км/ч.
Доработки модели
Советская техника до середины 1950-х годов, как правило, изготавливалась по образцу и подобию лучших зарубежных моделей. Это были не копии, а версии «по мотивам», с учетом суровой советской действительности, как по части дорог, так и производственных возможностей.
Задня подвеска была жесткой, так что за комфорт отвечали только пружины на седле. Фото: Youtube.com
В процессе эксплуатации модели постоянно дорабатывались. Часто даже экземпляры из разных партий отличались друг от друга. Тогда все эти изменения фиксировались только во внутризаводской документации, а в инструкциях не отображались.
Отличия моделей разных партий:
✅ Крылья
✅ Головки цилиндров встречались как из чугуна, так и из алюминия
✅ Электрооборудование
✅ Картер двигателя
✅ Крышки газораспределения
Это только то, что удалось выяснить реставраторам. К сожалению, большая часть заводской технической документации уничтожена во время войны.
Военная карьера
Почти все мотоциклы ТИЗ АМ-600 отправлялась на службу в Красную Армию. Байки использовались во время Советско-финляндской войны, где показали свою эффективность. Красноармейцы на мотоциклах действовали быстрее конницы и не зависели от усталости лошадей. Хотя, техника не годилась для эксплуатации в лесах.
Еще один результат кропотливой реставрации. Фото: Youtube.com
Специально для ТИЗ АМ-600 разработали поворотную колясочную турель – там был пулемет. Еще до начала Советско-финляндской войны байк регулярно участвовали в парадах.
Для армии выпускали и мотоциклы-одиночки, которые получали пулеметные турели особой конструкции, размещаемые на руле. По бокам модели имелись специальные патронные ящики для боеприпасов.
Большинство ТИЗ АМ-600 были уничтожены во время Великой Отечественной войны. Сейчас эти мотоциклы ценятся у коллекционеров, так как купить их сложно.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...