
Советский мотоцикл ТИЗ-АМ-600 – его создали на основе английской модели
Думая о советских мотоциклах, граждане России и других стран СНГ обычно вспоминают ИЖ «Планету/Юпитер», «Восход», «Минск», «Урал», реже «Днепр». Еще JAWA часто мелькает в разговорах о байках из СССР, иногда CZ. Хотя эти две модели выпускались в Чехословакии, они стали советскими, так как поставлялись к нам огромными партиями.
Мотопром СССР, как принято считать, является копией немецких байков. Дескать, после окончания Великой Отечественной войны из Германии вывезли несколько заводов по выпуску двухколесной техники.
Если не вдаваться в подробности, то примерно так оно и было. Только ни о каких заводах не может быть и речи – разве что о частично разбитых станках и минимуме технической документации. Бывшие владельцы постарались максимально уничтожить производство, чтобы врагу не досталось.
Знаменитый М-72. Фото: Youtube.com
Пришлось разбирать мотоциклы, вывезенные из Германии, ремонтировать станки, додумывать и изготавливать детали и узлы в соответствии с возможностями. Чем все это закончилось, знают многие опытные байкеры. Они же подскажут, что одним из первых массовых мотоциклов был М-72 – тяжелый «косясыч», ставший прародителем «Уралов» и «Днепров».
Только М-72 разработали еще в конце 1930-х, а выпускать его серийно начали с 1941 года. Да, он был скопирован с BMW R71, но никогда не изготавливался на немецком оборудовании.
BMW R71. Фото: Youtube.com
Были в СССР и более ранние тяжелые военные мотоциклы с коляской, они же выпускались и в виде «одиночек». Речь идет, например, об ТИЗ-АМ-600, модели, серийное производство которой было начато еще в 1935 году.
Первая половина 1930-х годов для СССР стала знаковой – страна активно строилась, появлялись новые заводы и фабрики. Для ответственных работников нужна была техника, способная сокращать расстояния между пунктами назначения. Автомобилей на всех не хватало, поэтому развивали мотопроизводство.
В 1934 году было принято решение перепрофилировать инструментальный завод в Таганроге под выпуск двухколесной техники. Туда перевезли оборудование из Харькова, где делали мотоциклы ХМЗ-1М. Кстати, эта модель собиралась там всего три года, за это время выпущено около 300 экземпляров.
Как показало дальнейшее развитие ситуации, смысла в переносе мотопроизводства не было. Хотя в Таганроге в итоге наладили выпуск двухколесной техники, это не средние, а тяжелые модели.
Мотоциклы делали как с колясками, так и без. Фото: Youtube.com
Причина проста – армии нужны были именно мощные мотоциклы, способные относительно быстро передвигаться по бездорожью с коляской, пулеметом и большим боезапасом. Такой современный аналог тачанок, хотя отказываться от конницы в Красной Армии не планировали.
Военным однозначно нужен был тяжелый мотоцикл, по аналогии с моделями, популярными в Германии и Великобритании. Вопрос поставили ребром в 1931 году. Несмотря на позицию старых кавалеристов, уверенных в том, что конница должна превалировать на полях сражений, было решено наладить выпуск мотоциклов.
Новый мотоцикл предполагалось сделать четырехтактным, с двигателем на 500-600 см3. В качестве образца был предсказуемо выбран BSA-500. Только руководство Московского велозавода категорически отказалось работать над новым байком, утверждая, что у них нет времени и возможности его разрабатывать. Действительно, предприятие было под завязку загружено своей продукцией, которой требовалось все больше.
Основной заказчик – Красная Армия. Фото: Youtube.com
В 1935 году Серго Орджоникидзе, занимающий пост Наркома тяжпрома, поручил разработать тяжелый военный мотоцикл Таганрогскому заводу, где только начали осваивать двигатели для модели ХМЗ-1М.
Задание было дано четкое – до конца 1935 года постараться выпустить 250 байков. Сроки поджимали – чертежи и всю техническую документацию закупили в апреле. Что касается английских BSA-500, то они прибыли в Таганрог в конце сентября. Соответственно, выпустить 250 своих байков до конца года было просто нереально.
Рассмотрев прибывшие английские BSA-500, конструкторы приняли решение их полностью не копировать. Причин для этого было несколько.
Требовалось:
✅ Упростить конструкцию
✅ Укрепить раму
✅ Поставить новые колеса и вилку
✅ Полностью локализовать производство
К началу 1936 года все работы были завершены, а первую партию из пяти мотоциклов изготовили в апреле. Их продемонстрировали публике на первомайских праздниках. К концу месяца байки успели пройти государственные испытания, после чего их показали приемной комиссии.
Тщательно отреставрированный мотоцикл. Фото: Youtube.com
Серийное производство наладили быстро – первая партия, состоящая из 200 мотоциклов, была готова к октябрю. В то же время на Таганрогском заводе сделали коляску.
Военная техника должна быть надежной. Именно под таким девизом разработали мотоцикл. Например, при создании трубчатой рамы самые нагруженные участки изготавливались методом ковки. Вилка параллелограммная, с пружиной.
Тут можно рассмотреть особенности двигателя. Фото: Youtube.com
Двигатель получил объем в 595 см3 – он развивал 16,5 л. с. После ряда доработок, силовой агрегат удалось форсировать до 18 л. с.
Коробка передач – четырехступенчатая, привод – цепной, как от двигателя к КПП, так и от этого агрегата к колесу. Скорость мотоцикла без коляски впечатляла – до 95 км/ч.
Советская техника до середины 1950-х годов, как правило, изготавливалась по образцу и подобию лучших зарубежных моделей. Это были не копии, а версии «по мотивам», с учетом суровой советской действительности, как по части дорог, так и производственных возможностей.
Задня подвеска была жесткой, так что за комфорт отвечали только пружины на седле. Фото: Youtube.com
В процессе эксплуатации модели постоянно дорабатывались. Часто даже экземпляры из разных партий отличались друг от друга. Тогда все эти изменения фиксировались только во внутризаводской документации, а в инструкциях не отображались.
Отличия моделей разных партий:
✅ Крылья
✅ Головки цилиндров встречались как из чугуна, так и из алюминия
✅ Электрооборудование
✅ Картер двигателя
✅ Крышки газораспределения
Это только то, что удалось выяснить реставраторам. К сожалению, большая часть заводской технической документации уничтожена во время войны.
Почти все мотоциклы ТИЗ АМ-600 отправлялась на службу в Красную Армию. Байки использовались во время Советско-финляндской войны, где показали свою эффективность. Красноармейцы на мотоциклах действовали быстрее конницы и не зависели от усталости лошадей. Хотя, техника не годилась для эксплуатации в лесах.
Еще один результат кропотливой реставрации. Фото: Youtube.com
Специально для ТИЗ АМ-600 разработали поворотную колясочную турель – там был пулемет. Еще до начала Советско-финляндской войны байк регулярно участвовали в парадах.
Для армии выпускали и мотоциклы-одиночки, которые получали пулеметные турели особой конструкции, размещаемые на руле. По бокам модели имелись специальные патронные ящики для боеприпасов.
Большинство ТИЗ АМ-600 были уничтожены во время Великой Отечественной войны. Сейчас эти мотоциклы ценятся у коллекционеров, так как купить их сложно.
Мотопром СССР, как принято считать, является копией немецких байков. Дескать, после окончания Великой Отечественной войны из Германии вывезли несколько заводов по выпуску двухколесной техники.
Если не вдаваться в подробности, то примерно так оно и было. Только ни о каких заводах не может быть и речи – разве что о частично разбитых станках и минимуме технической документации. Бывшие владельцы постарались максимально уничтожить производство, чтобы врагу не досталось.

Пришлось разбирать мотоциклы, вывезенные из Германии, ремонтировать станки, додумывать и изготавливать детали и узлы в соответствии с возможностями. Чем все это закончилось, знают многие опытные байкеры. Они же подскажут, что одним из первых массовых мотоциклов был М-72 – тяжелый «косясыч», ставший прародителем «Уралов» и «Днепров».
Только М-72 разработали еще в конце 1930-х, а выпускать его серийно начали с 1941 года. Да, он был скопирован с BMW R71, но никогда не изготавливался на немецком оборудовании.

Были в СССР и более ранние тяжелые военные мотоциклы с коляской, они же выпускались и в виде «одиночек». Речь идет, например, об ТИЗ-АМ-600, модели, серийное производство которой было начато еще в 1935 году.
Организация выпуска средних мотоциклов
Первая половина 1930-х годов для СССР стала знаковой – страна активно строилась, появлялись новые заводы и фабрики. Для ответственных работников нужна была техника, способная сокращать расстояния между пунктами назначения. Автомобилей на всех не хватало, поэтому развивали мотопроизводство.
В 1934 году было принято решение перепрофилировать инструментальный завод в Таганроге под выпуск двухколесной техники. Туда перевезли оборудование из Харькова, где делали мотоциклы ХМЗ-1М. Кстати, эта модель собиралась там всего три года, за это время выпущено около 300 экземпляров.
Часть персонала перевели из Харькова, других инженеров собирали по всей стране. В основном, в Таганрог ехали молодые специалисты, только окончившие высшие учебные заведения и еще не успевшие «осесть» на одном месте.
Как показало дальнейшее развитие ситуации, смысла в переносе мотопроизводства не было. Хотя в Таганроге в итоге наладили выпуск двухколесной техники, это не средние, а тяжелые модели.

Причина проста – армии нужны были именно мощные мотоциклы, способные относительно быстро передвигаться по бездорожью с коляской, пулеметом и большим боезапасом. Такой современный аналог тачанок, хотя отказываться от конницы в Красной Армии не планировали.
Выбор модели для производства
Военным однозначно нужен был тяжелый мотоцикл, по аналогии с моделями, популярными в Германии и Великобритании. Вопрос поставили ребром в 1931 году. Несмотря на позицию старых кавалеристов, уверенных в том, что конница должна превалировать на полях сражений, было решено наладить выпуск мотоциклов.
Предприятием, ответственным за тяжелые байки, был назначен Московский велосипедный завод. Его строили с помощью английского BSA, оборудование тоже закупалось этого бренда.
Новый мотоцикл предполагалось сделать четырехтактным, с двигателем на 500-600 см3. В качестве образца был предсказуемо выбран BSA-500. Только руководство Московского велозавода категорически отказалось работать над новым байком, утверждая, что у них нет времени и возможности его разрабатывать. Действительно, предприятие было под завязку загружено своей продукцией, которой требовалось все больше.

В 1935 году Серго Орджоникидзе, занимающий пост Наркома тяжпрома, поручил разработать тяжелый военный мотоцикл Таганрогскому заводу, где только начали осваивать двигатели для модели ХМЗ-1М.
Задание было дано четкое – до конца 1935 года постараться выпустить 250 байков. Сроки поджимали – чертежи и всю техническую документацию закупили в апреле. Что касается английских BSA-500, то они прибыли в Таганрог в конце сентября. Соответственно, выпустить 250 своих байков до конца года было просто нереально.
Разработка ТИЗ АМ-600
Рассмотрев прибывшие английские BSA-500, конструкторы приняли решение их полностью не копировать. Причин для этого было несколько.
Требовалось:
✅ Упростить конструкцию
✅ Укрепить раму
✅ Поставить новые колеса и вилку
✅ Полностью локализовать производство
К началу 1936 года все работы были завершены, а первую партию из пяти мотоциклов изготовили в апреле. Их продемонстрировали публике на первомайских праздниках. К концу месяца байки успели пройти государственные испытания, после чего их показали приемной комиссии.

Серийное производство наладили быстро – первая партия, состоящая из 200 мотоциклов, была готова к октябрю. В то же время на Таганрогском заводе сделали коляску.
ТТХ
Военная техника должна быть надежной. Именно под таким девизом разработали мотоцикл. Например, при создании трубчатой рамы самые нагруженные участки изготавливались методом ковки. Вилка параллелограммная, с пружиной.

Двигатель получил объем в 595 см3 – он развивал 16,5 л. с. После ряда доработок, силовой агрегат удалось форсировать до 18 л. с.
Коробка передач – четырехступенчатая, привод – цепной, как от двигателя к КПП, так и от этого агрегата к колесу. Скорость мотоцикла без коляски впечатляла – до 95 км/ч.
Доработки модели
Советская техника до середины 1950-х годов, как правило, изготавливалась по образцу и подобию лучших зарубежных моделей. Это были не копии, а версии «по мотивам», с учетом суровой советской действительности, как по части дорог, так и производственных возможностей.

В процессе эксплуатации модели постоянно дорабатывались. Часто даже экземпляры из разных партий отличались друг от друга. Тогда все эти изменения фиксировались только во внутризаводской документации, а в инструкциях не отображались.
Отличия моделей разных партий:
✅ Крылья
✅ Головки цилиндров встречались как из чугуна, так и из алюминия
✅ Электрооборудование
✅ Картер двигателя
✅ Крышки газораспределения
Это только то, что удалось выяснить реставраторам. К сожалению, большая часть заводской технической документации уничтожена во время войны.
Военная карьера
Почти все мотоциклы ТИЗ АМ-600 отправлялась на службу в Красную Армию. Байки использовались во время Советско-финляндской войны, где показали свою эффективность. Красноармейцы на мотоциклах действовали быстрее конницы и не зависели от усталости лошадей. Хотя, техника не годилась для эксплуатации в лесах.

Специально для ТИЗ АМ-600 разработали поворотную колясочную турель – там был пулемет. Еще до начала Советско-финляндской войны байк регулярно участвовали в парадах.
Для армии выпускали и мотоциклы-одиночки, которые получали пулеметные турели особой конструкции, размещаемые на руле. По бокам модели имелись специальные патронные ящики для боеприпасов.
Большинство ТИЗ АМ-600 были уничтожены во время Великой Отечественной войны. Сейчас эти мотоциклы ценятся у коллекционеров, так как купить их сложно.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Полиция России взяла на вооружение «распиленные» Lada Niva Kub
Удлиненные фургоны уже участвуют в патрулировании улиц. Первые машины поступили в две области РФ....

Нижегородский тягач получит российский двигатель вместо китайского
Наш мотор развивает 3000 Н*м крутящего момента. Его мощность на 150 л. с. больше, чем у китайского ДВС....

Исторический момент – первый импортозамещенный МС-21 собран
До серийного производства остался лишь один шаг. Также появилась информация касательно степени прохождения испытаний и сертификации лайнеров SJ-100 и...

Крупнейший в мире гидроплан совершил свой первый полет
Он прошел с пассажирами на борту в рамках первого этапа летных испытаний Viceroy Seaglider. Более подробно об этом читайте в нашем материале....

Завод Toyota в Шушарах вернется к работе: уже набирают сотрудников
Спустя три года простоя грядет расконсервация. Что там будут выпускать, пока неизвестно....

Почему заработал конвейер BMW в Калининграде
Официальный представитель BMW в России уже выступил с заявлением....

Как и зачем строили Северомуйский тоннель на БАМе
На этот грандиозный проект ушло 26 лет. Но в наши дни одного Северомуйского тоннеля на БАМе стало недостаточно......

В России появился новый отечественный трактор – он пойдет в серию
Внешне техника до боли напоминает Т-150. Только она куда мощнее и современнее....

«ДСТ-Урал» впервые вывел из цеха новый трактор FT-7
Гусеничная техника создана для сельскохозяйственных работ. На борту – дизель ЯМЗ-652....

Мощность нового дизельного двигателя для УАЗа Патриота рассекретили – мнения водителей
Уже никто не скрывает, что мотор от китайского концерна JAC. Обещают до 20% дизельных «Патриков» в линейке....

Самая экономичная модель АВТОВАЗ возвращается в продажу
Запас хода на полных баках достигает отметки в 1000 км. Еще ожидается не менее интересная модификация всеми известной «Весты»....

«Китайцев» уже не берут – когда ждать «нормальные» бренды?
В последнее время все чаще встречаются новости о том, что тот или иной автобренд планирует возвращаться на российских рынок. К примеру, одним из первых об этом...

ГАЗ «Садко 9» выпускают серийно – произведена первая партия
Выпущенные автомобили будут переданы компаниям, занимающимся производством модификационных надстроек. На этих площадках осуществляется монтаж и сертификация...

«Ленинград» и «Сталинград» еще не построены, а уже подорожали на треть
Атомные ледоколы обойдутся еще дороже, чем год назад. На сроки сдачи это не повлияет....

Экономия на дизеле – попытка сохранить средства превратилась в финансовую ловушку
Российские автолюбители предпочитают бензиновые легковые машины. Дизель для них – это однозначная прерогатива грузового транспорта. Там никто не спорит, что...

Электросамокатчики «приехали» – выходят важные изменения в ПДД
Нововведение не назовешь точечным. Охвачено множество вопросов и проблем, связанных с этим типом транспорта. Пешеходам и водителям ТС однозначно будет теперь...