
Советский мотоцикл ТИЗ-АМ-600 – его создали на основе английской модели
Думая о советских мотоциклах, граждане России и других стран СНГ обычно вспоминают ИЖ «Планету/Юпитер», «Восход», «Минск», «Урал», реже «Днепр». Еще JAWA часто мелькает в разговорах о байках из СССР, иногда CZ. Хотя эти две модели выпускались в Чехословакии, они стали советскими, так как поставлялись к нам огромными партиями.
Мотопром СССР, как принято считать, является копией немецких байков. Дескать, после окончания Великой Отечественной войны из Германии вывезли несколько заводов по выпуску двухколесной техники.
Если не вдаваться в подробности, то примерно так оно и было. Только ни о каких заводах не может быть и речи – разве что о частично разбитых станках и минимуме технической документации. Бывшие владельцы постарались максимально уничтожить производство, чтобы врагу не досталось.
Знаменитый М-72. Фото: Youtube.com
Пришлось разбирать мотоциклы, вывезенные из Германии, ремонтировать станки, додумывать и изготавливать детали и узлы в соответствии с возможностями. Чем все это закончилось, знают многие опытные байкеры. Они же подскажут, что одним из первых массовых мотоциклов был М-72 – тяжелый «косясыч», ставший прародителем «Уралов» и «Днепров».
Только М-72 разработали еще в конце 1930-х, а выпускать его серийно начали с 1941 года. Да, он был скопирован с BMW R71, но никогда не изготавливался на немецком оборудовании.
BMW R71. Фото: Youtube.com
Были в СССР и более ранние тяжелые военные мотоциклы с коляской, они же выпускались и в виде «одиночек». Речь идет, например, об ТИЗ-АМ-600, модели, серийное производство которой было начато еще в 1935 году.
Первая половина 1930-х годов для СССР стала знаковой – страна активно строилась, появлялись новые заводы и фабрики. Для ответственных работников нужна была техника, способная сокращать расстояния между пунктами назначения. Автомобилей на всех не хватало, поэтому развивали мотопроизводство.
В 1934 году было принято решение перепрофилировать инструментальный завод в Таганроге под выпуск двухколесной техники. Туда перевезли оборудование из Харькова, где делали мотоциклы ХМЗ-1М. Кстати, эта модель собиралась там всего три года, за это время выпущено около 300 экземпляров.
Как показало дальнейшее развитие ситуации, смысла в переносе мотопроизводства не было. Хотя в Таганроге в итоге наладили выпуск двухколесной техники, это не средние, а тяжелые модели.
Мотоциклы делали как с колясками, так и без. Фото: Youtube.com
Причина проста – армии нужны были именно мощные мотоциклы, способные относительно быстро передвигаться по бездорожью с коляской, пулеметом и большим боезапасом. Такой современный аналог тачанок, хотя отказываться от конницы в Красной Армии не планировали.
Военным однозначно нужен был тяжелый мотоцикл, по аналогии с моделями, популярными в Германии и Великобритании. Вопрос поставили ребром в 1931 году. Несмотря на позицию старых кавалеристов, уверенных в том, что конница должна превалировать на полях сражений, было решено наладить выпуск мотоциклов.
Новый мотоцикл предполагалось сделать четырехтактным, с двигателем на 500-600 см3. В качестве образца был предсказуемо выбран BSA-500. Только руководство Московского велозавода категорически отказалось работать над новым байком, утверждая, что у них нет времени и возможности его разрабатывать. Действительно, предприятие было под завязку загружено своей продукцией, которой требовалось все больше.
Основной заказчик – Красная Армия. Фото: Youtube.com
В 1935 году Серго Орджоникидзе, занимающий пост Наркома тяжпрома, поручил разработать тяжелый военный мотоцикл Таганрогскому заводу, где только начали осваивать двигатели для модели ХМЗ-1М.
Задание было дано четкое – до конца 1935 года постараться выпустить 250 байков. Сроки поджимали – чертежи и всю техническую документацию закупили в апреле. Что касается английских BSA-500, то они прибыли в Таганрог в конце сентября. Соответственно, выпустить 250 своих байков до конца года было просто нереально.
Рассмотрев прибывшие английские BSA-500, конструкторы приняли решение их полностью не копировать. Причин для этого было несколько.
Требовалось:
✅ Упростить конструкцию
✅ Укрепить раму
✅ Поставить новые колеса и вилку
✅ Полностью локализовать производство
К началу 1936 года все работы были завершены, а первую партию из пяти мотоциклов изготовили в апреле. Их продемонстрировали публике на первомайских праздниках. К концу месяца байки успели пройти государственные испытания, после чего их показали приемной комиссии.
Тщательно отреставрированный мотоцикл. Фото: Youtube.com
Серийное производство наладили быстро – первая партия, состоящая из 200 мотоциклов, была готова к октябрю. В то же время на Таганрогском заводе сделали коляску.
Военная техника должна быть надежной. Именно под таким девизом разработали мотоцикл. Например, при создании трубчатой рамы самые нагруженные участки изготавливались методом ковки. Вилка параллелограммная, с пружиной.
Тут можно рассмотреть особенности двигателя. Фото: Youtube.com
Двигатель получил объем в 595 см3 – он развивал 16,5 л. с. После ряда доработок, силовой агрегат удалось форсировать до 18 л. с.
Коробка передач – четырехступенчатая, привод – цепной, как от двигателя к КПП, так и от этого агрегата к колесу. Скорость мотоцикла без коляски впечатляла – до 95 км/ч.
Советская техника до середины 1950-х годов, как правило, изготавливалась по образцу и подобию лучших зарубежных моделей. Это были не копии, а версии «по мотивам», с учетом суровой советской действительности, как по части дорог, так и производственных возможностей.
Задня подвеска была жесткой, так что за комфорт отвечали только пружины на седле. Фото: Youtube.com
В процессе эксплуатации модели постоянно дорабатывались. Часто даже экземпляры из разных партий отличались друг от друга. Тогда все эти изменения фиксировались только во внутризаводской документации, а в инструкциях не отображались.
Отличия моделей разных партий:
✅ Крылья
✅ Головки цилиндров встречались как из чугуна, так и из алюминия
✅ Электрооборудование
✅ Картер двигателя
✅ Крышки газораспределения
Это только то, что удалось выяснить реставраторам. К сожалению, большая часть заводской технической документации уничтожена во время войны.
Почти все мотоциклы ТИЗ АМ-600 отправлялась на службу в Красную Армию. Байки использовались во время Советско-финляндской войны, где показали свою эффективность. Красноармейцы на мотоциклах действовали быстрее конницы и не зависели от усталости лошадей. Хотя, техника не годилась для эксплуатации в лесах.
Еще один результат кропотливой реставрации. Фото: Youtube.com
Специально для ТИЗ АМ-600 разработали поворотную колясочную турель – там был пулемет. Еще до начала Советско-финляндской войны байк регулярно участвовали в парадах.
Для армии выпускали и мотоциклы-одиночки, которые получали пулеметные турели особой конструкции, размещаемые на руле. По бокам модели имелись специальные патронные ящики для боеприпасов.
Большинство ТИЗ АМ-600 были уничтожены во время Великой Отечественной войны. Сейчас эти мотоциклы ценятся у коллекционеров, так как купить их сложно.
Мотопром СССР, как принято считать, является копией немецких байков. Дескать, после окончания Великой Отечественной войны из Германии вывезли несколько заводов по выпуску двухколесной техники.
Если не вдаваться в подробности, то примерно так оно и было. Только ни о каких заводах не может быть и речи – разве что о частично разбитых станках и минимуме технической документации. Бывшие владельцы постарались максимально уничтожить производство, чтобы врагу не досталось.

Пришлось разбирать мотоциклы, вывезенные из Германии, ремонтировать станки, додумывать и изготавливать детали и узлы в соответствии с возможностями. Чем все это закончилось, знают многие опытные байкеры. Они же подскажут, что одним из первых массовых мотоциклов был М-72 – тяжелый «косясыч», ставший прародителем «Уралов» и «Днепров».
Только М-72 разработали еще в конце 1930-х, а выпускать его серийно начали с 1941 года. Да, он был скопирован с BMW R71, но никогда не изготавливался на немецком оборудовании.

Были в СССР и более ранние тяжелые военные мотоциклы с коляской, они же выпускались и в виде «одиночек». Речь идет, например, об ТИЗ-АМ-600, модели, серийное производство которой было начато еще в 1935 году.
Организация выпуска средних мотоциклов
Первая половина 1930-х годов для СССР стала знаковой – страна активно строилась, появлялись новые заводы и фабрики. Для ответственных работников нужна была техника, способная сокращать расстояния между пунктами назначения. Автомобилей на всех не хватало, поэтому развивали мотопроизводство.
В 1934 году было принято решение перепрофилировать инструментальный завод в Таганроге под выпуск двухколесной техники. Туда перевезли оборудование из Харькова, где делали мотоциклы ХМЗ-1М. Кстати, эта модель собиралась там всего три года, за это время выпущено около 300 экземпляров.
Часть персонала перевели из Харькова, других инженеров собирали по всей стране. В основном, в Таганрог ехали молодые специалисты, только окончившие высшие учебные заведения и еще не успевшие «осесть» на одном месте.
Как показало дальнейшее развитие ситуации, смысла в переносе мотопроизводства не было. Хотя в Таганроге в итоге наладили выпуск двухколесной техники, это не средние, а тяжелые модели.

Причина проста – армии нужны были именно мощные мотоциклы, способные относительно быстро передвигаться по бездорожью с коляской, пулеметом и большим боезапасом. Такой современный аналог тачанок, хотя отказываться от конницы в Красной Армии не планировали.
Выбор модели для производства
Военным однозначно нужен был тяжелый мотоцикл, по аналогии с моделями, популярными в Германии и Великобритании. Вопрос поставили ребром в 1931 году. Несмотря на позицию старых кавалеристов, уверенных в том, что конница должна превалировать на полях сражений, было решено наладить выпуск мотоциклов.
Предприятием, ответственным за тяжелые байки, был назначен Московский велосипедный завод. Его строили с помощью английского BSA, оборудование тоже закупалось этого бренда.
Новый мотоцикл предполагалось сделать четырехтактным, с двигателем на 500-600 см3. В качестве образца был предсказуемо выбран BSA-500. Только руководство Московского велозавода категорически отказалось работать над новым байком, утверждая, что у них нет времени и возможности его разрабатывать. Действительно, предприятие было под завязку загружено своей продукцией, которой требовалось все больше.

В 1935 году Серго Орджоникидзе, занимающий пост Наркома тяжпрома, поручил разработать тяжелый военный мотоцикл Таганрогскому заводу, где только начали осваивать двигатели для модели ХМЗ-1М.
Задание было дано четкое – до конца 1935 года постараться выпустить 250 байков. Сроки поджимали – чертежи и всю техническую документацию закупили в апреле. Что касается английских BSA-500, то они прибыли в Таганрог в конце сентября. Соответственно, выпустить 250 своих байков до конца года было просто нереально.
Разработка ТИЗ АМ-600
Рассмотрев прибывшие английские BSA-500, конструкторы приняли решение их полностью не копировать. Причин для этого было несколько.
Требовалось:
✅ Упростить конструкцию
✅ Укрепить раму
✅ Поставить новые колеса и вилку
✅ Полностью локализовать производство
К началу 1936 года все работы были завершены, а первую партию из пяти мотоциклов изготовили в апреле. Их продемонстрировали публике на первомайских праздниках. К концу месяца байки успели пройти государственные испытания, после чего их показали приемной комиссии.

Серийное производство наладили быстро – первая партия, состоящая из 200 мотоциклов, была готова к октябрю. В то же время на Таганрогском заводе сделали коляску.
ТТХ
Военная техника должна быть надежной. Именно под таким девизом разработали мотоцикл. Например, при создании трубчатой рамы самые нагруженные участки изготавливались методом ковки. Вилка параллелограммная, с пружиной.

Двигатель получил объем в 595 см3 – он развивал 16,5 л. с. После ряда доработок, силовой агрегат удалось форсировать до 18 л. с.
Коробка передач – четырехступенчатая, привод – цепной, как от двигателя к КПП, так и от этого агрегата к колесу. Скорость мотоцикла без коляски впечатляла – до 95 км/ч.
Доработки модели
Советская техника до середины 1950-х годов, как правило, изготавливалась по образцу и подобию лучших зарубежных моделей. Это были не копии, а версии «по мотивам», с учетом суровой советской действительности, как по части дорог, так и производственных возможностей.

В процессе эксплуатации модели постоянно дорабатывались. Часто даже экземпляры из разных партий отличались друг от друга. Тогда все эти изменения фиксировались только во внутризаводской документации, а в инструкциях не отображались.
Отличия моделей разных партий:
✅ Крылья
✅ Головки цилиндров встречались как из чугуна, так и из алюминия
✅ Электрооборудование
✅ Картер двигателя
✅ Крышки газораспределения
Это только то, что удалось выяснить реставраторам. К сожалению, большая часть заводской технической документации уничтожена во время войны.
Военная карьера
Почти все мотоциклы ТИЗ АМ-600 отправлялась на службу в Красную Армию. Байки использовались во время Советско-финляндской войны, где показали свою эффективность. Красноармейцы на мотоциклах действовали быстрее конницы и не зависели от усталости лошадей. Хотя, техника не годилась для эксплуатации в лесах.

Специально для ТИЗ АМ-600 разработали поворотную колясочную турель – там был пулемет. Еще до начала Советско-финляндской войны байк регулярно участвовали в парадах.
Для армии выпускали и мотоциклы-одиночки, которые получали пулеметные турели особой конструкции, размещаемые на руле. По бокам модели имелись специальные патронные ящики для боеприпасов.
Большинство ТИЗ АМ-600 были уничтожены во время Великой Отечественной войны. Сейчас эти мотоциклы ценятся у коллекционеров, так как купить их сложно.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...