
Zastava Koral – популярный автомобиль, впоследствии признанный одним из худших
Советский Союз и Чехословакия всегда играли «первую скрипку» в транспортном производстве. Несмотря на это, каждая страна бывшего соцлагеря стремилась иметь свою автомобильную марку. Были они у поляков и румын. Не осталась в стороне и многонациональная Югославия. Производимая в ней продукция в 80-х пользовалась спросом сразу на трех континентах.
В отличие от чехов, которые имели базовые предприятия, югославам пришлось воспользоваться иностранным опытом. Местные чиновники пошли путем, которым воспользовались ранее поляки, а позже – Советский Союз. Они решили создать совместное предприятие по производству лицензированной копии разных моделей итальянского FIAT. В первой половине 50-х прошли подготовительные работы, заключение двухсторонних договоров, переориентировка и постройка новых мощностей в городе Крагуевац.
Модель «1100» 1954 года – одна из первых разработок компании. Фото: youtube.com
В середине десятилетия стартовал выпуск автомобилей – полной копии 127-й модели. Позже к ней присоединилась и 128-я. Ориентированным рынком сбыта югославской техники, начавшей сходить с конвейера в 1955 году, стали члены СЭВ и другие государства Восточной Европы. Со временем производственные мощности предприятия выросли в огромный промышленный конгломерат.
Новое предприятие было названо в духе времени - Crvena Zastava. Впрочем, ничего удивительного, в те времена в социалистической среде красное было в тренде. Впрочем, на конечное название автомобильных моделей это не сказалось. Чтобы не вызывать неприятных ощущений у заказчиков из капиталистических стран, автомобили именовались просто Zastava. На европейский рынок они также поступали под маркой Yugo или Innocenti Koral.
Модель, которая стала одной из самых массовых и популярных, появилась в конце 1978 года. Все дело было в том, что на замену устаревшей Zastava 750 нужна была более современная компактная модель. Она получила рабочий индекс 102, а основой для нее стал FIAT 127. Но, если внутренность сохранили, то кузов установили оригинальной конструкции.
Yugo Skala 128 1980 года. Фото: youtube.com
Первая экспериментальная техника, сошедшая с заводского конвейера, была подарена престарелому лидеру страны Иосипу Броз Тито. В следующем году продолжились эксперименты с разными моделями силовых установок. Среди десяти изготовленных в 1979 году прототипов, самым перспективным признали автомобиль с оригинальным итальянским двигателем. Серийное производство было начато год спустя, когда Тито у руля страны сменил Цвиетин Миятович.
Выбранный в качестве основного двигатель от FIAT-127 повлиял на конечный индекс модели. Название Zastava-102 не пришлось ко двору, поэтому создатели объявили конкурс на коммерческое имя для новинки. Победу одержало название Jugo. Добавленный к ней индекс «45» отражал мощность базового 900-кубового двигателя. К концу 1980 года успели собрать всего 36 экземпляров нового автомобиля, но уже в следующем объемы производства заметно выросли. Наращивание темпов выпуска шло год от года:
✅ 1981 – 9715 автомобилей
✅ 1982 – 14414 экземпляров
✅ 1983 – 22738 машин
Переломный момент в истории модели наступил в 1983 году. Тогда появилась модификация с более мощным, 55-сильным двигателем. В том же году впервые автомобиль отправился на экспорт в несоциалистические страны: Великобританию и Голландию. Поэтому пришлось провести маркетинговый ход, сменив в названии первую букву с «J» на «Y». Со временем география экспорта заметно увеличилась.
Экспансия американских просторов стартовала в 1985 году и продвигалась очень успешно. Чтобы задержаться на этом выгодном, но очень требовательном рынке, югославам пришлось изрядно «попотеть». Постоянно вносились изменения в базовую конструкцию экспортных моделей:
✅ улучшение внутренней отделки
✅ расширение комплектации
✅ более мощные двигатели
✅ иная конфигурация светотехники
Это вполне естественно, что рынок с возможностью получения валютных отчислений был в приоритете. Поэтому для внутренних покупателей оставались только две модификации с упомянутыми ранее силовыми установками. Напротив, для американских покупателей, со временем, появились новинки с более мощными двигателями (60 и 65 л. с.).
Пока автомобиль отправлялся на внутренний рынок или соседние страны, производители сильно не заморачивались. Был 45-сильный карбюраторный двигатель, дающий возможность развивать скорость до 135 км / ч или более мощный, 55-сильный, с максималкой в 145 км / ч.
В 2-дверном салоне на задний ряд можно сесть только так. Фото: youtube.com
Рынки капиталистических стран требовали не только более мощных, но и современных силовых установок. Сначала это была инжекторная подача топлива для американской версии двигателя объемом 1300 куб. см и мощностью 65 л. с. Немного позже появился Yugo GVX-EFI с таким же рабочим объемом, но уже электронной подачей топлива. Их разработала для компании западногерманская Bosch, применив конверторы Bosal.
К концу десятилетия югославские автомобили экспортируются во множество стран на трех континентах: Европе, а также Северной и Южной Америке. Несмотря на пик популярности, в компании решаются провести двойной ребрендинг. Название марки Zastava заменяет теперь всемирно известное наименование модели – Yugo. В свою очередь, его сменяют Koral и Skala. Это произошло в 1988 году, а следующие 3 года стали лучшими в отношении качества и количества в истории марки.
По внешнему виду югославская малолитражка являла собой 3-дверный хэтчбек, типичных для того времени угловатых форм. В конечном счете, ассортимент силовых установок, применяемых для автомобиля, достиг пяти разновидностей:
✅ 0,9-литровый с 4-ступенчатой КПП
✅ 1,1-литровый с 5-ступенчатой КПП
✅ 1,1-литровый с 4-ступенчатой КПП
✅ 1.3-литровый с 5-ступенчатой КПП
✅ 1,3-литровый (специально для рынка США) с 5-ступенчатой КПП
Во всех случаях это была «механика». Исключение составляли только самые мощные двигатели. К ним, в качестве альтернативы, предлагались также 3-ступенчатые автоматы. Их максимальная скорость колебалась от 135 до 155 км / ч.
В последние 3 года на стыке десятилетий появились лучшие по качеству автомобили. Даже спустя пару десятилетий эксплуатации они не имели следов ржавчины на кузове. Не было и проблем с обивкой салона или серьезных неисправностей в двигателе. Все это свидетельствовало о хорошем контроле качества выпускаемой продукции на заводе в те времена.
Под капотом у Zastava Koral. Фото: youtube.com
Пик производства (почти 200 тысяч автомобилей в год) пришелся на 1989 год. Тогда же появилась оригинальная модификация для европейского рынка – Cabrio (в Италии она получила название Innocenti Koral). Но популярность марки в США стала стремительно снижаться. За 7 лет продаж в эту страну поступило 141651 автомобиль югославского производства. Однако, политическая ситуация в мире привела к прекращению торговых отношений между странами.
Большой европейский передел границ и парад суверенитетов начала 90-х сильно затронул многонациональную страну. Вдруг все югославские республики, входившие в федерацию, захотели дальше развиваться самостоятельно. Мирно разделить территорию не удалось и на много лет страна окунулась в гражданскую войну. Одним из ее последствий стало нарушение поставок комплектующих из других республик (теперь – независимых государств). Кроме того, на остатки страны были наложены санкции. Бомбардировка Сербии силами НАТО принесла заводу дополнительные проблемы.
В эти годы выпуск автомобилей являлся случайным, а комплектация – хаотичной. Доходило даже до сидений в салоне, имеющих различную цветовую окраску. По сравнению в 1989 годом, производство снизилось в 10-15 раз. Полностью завершено оно было в 2005 году. За все годы производства было выпущено более 794,4 тысячи автомобилей.
Florida 1991 года для США, так и оставшаяся концепт-каром. Фото: youtube.com
Самое интересное произошло два года спустя. Американский Time назвал GV 1985 года одним из худших в истории. Наверное, это и не удивительно. Ведь Zastava Koral в свое время была единственным представителем из социалистического лагеря на рынке США.
В декабре 2007 года власти Сербской республики официально заявили о предстоящей продаже Zastava. Последний, выпущенный в ноябре 2008 года, автомобиль этой марки был торжественно препровожден в заводской музей. Так была завершена история югославской малолитражки.
В отличие от чехов, которые имели базовые предприятия, югославам пришлось воспользоваться иностранным опытом. Местные чиновники пошли путем, которым воспользовались ранее поляки, а позже – Советский Союз. Они решили создать совместное предприятие по производству лицензированной копии разных моделей итальянского FIAT. В первой половине 50-х прошли подготовительные работы, заключение двухсторонних договоров, переориентировка и постройка новых мощностей в городе Крагуевац.

В середине десятилетия стартовал выпуск автомобилей – полной копии 127-й модели. Позже к ней присоединилась и 128-я. Ориентированным рынком сбыта югославской техники, начавшей сходить с конвейера в 1955 году, стали члены СЭВ и другие государства Восточной Европы. Со временем производственные мощности предприятия выросли в огромный промышленный конгломерат.
Югославский бренд, получивший название Zastava
Новое предприятие было названо в духе времени - Crvena Zastava. Впрочем, ничего удивительного, в те времена в социалистической среде красное было в тренде. Впрочем, на конечное название автомобильных моделей это не сказалось. Чтобы не вызывать неприятных ощущений у заказчиков из капиталистических стран, автомобили именовались просто Zastava. На европейский рынок они также поступали под маркой Yugo или Innocenti Koral.
Самым мощным из линейки малолитражных автомобилей завода был Zastava Yugo. Правда, спустя 10 лет, вторую часть название заменили на более звучное Koral. Этот субкомпактный автомобиль пережил несколько кардинальных перемен в политической жизни страны. Его выпуск продолжался почти три десятилетия.
Модель, которая стала одной из самых массовых и популярных, появилась в конце 1978 года. Все дело было в том, что на замену устаревшей Zastava 750 нужна была более современная компактная модель. Она получила рабочий индекс 102, а основой для нее стал FIAT 127. Но, если внутренность сохранили, то кузов установили оригинальной конструкции.

Первая экспериментальная техника, сошедшая с заводского конвейера, была подарена престарелому лидеру страны Иосипу Броз Тито. В следующем году продолжились эксперименты с разными моделями силовых установок. Среди десяти изготовленных в 1979 году прототипов, самым перспективным признали автомобиль с оригинальным итальянским двигателем. Серийное производство было начато год спустя, когда Тито у руля страны сменил Цвиетин Миятович.
Yugo / Koral приобретает популярность в разных странах
Выбранный в качестве основного двигатель от FIAT-127 повлиял на конечный индекс модели. Название Zastava-102 не пришлось ко двору, поэтому создатели объявили конкурс на коммерческое имя для новинки. Победу одержало название Jugo. Добавленный к ней индекс «45» отражал мощность базового 900-кубового двигателя. К концу 1980 года успели собрать всего 36 экземпляров нового автомобиля, но уже в следующем объемы производства заметно выросли. Наращивание темпов выпуска шло год от года:
✅ 1981 – 9715 автомобилей
✅ 1982 – 14414 экземпляров
✅ 1983 – 22738 машин
Переломный момент в истории модели наступил в 1983 году. Тогда появилась модификация с более мощным, 55-сильным двигателем. В том же году впервые автомобиль отправился на экспорт в несоциалистические страны: Великобританию и Голландию. Поэтому пришлось провести маркетинговый ход, сменив в названии первую букву с «J» на «Y». Со временем география экспорта заметно увеличилась.
Экспансия американских просторов стартовала в 1985 году и продвигалась очень успешно. Чтобы задержаться на этом выгодном, но очень требовательном рынке, югославам пришлось изрядно «попотеть». Постоянно вносились изменения в базовую конструкцию экспортных моделей:
✅ улучшение внутренней отделки
✅ расширение комплектации
✅ более мощные двигатели
✅ иная конфигурация светотехники
Это вполне естественно, что рынок с возможностью получения валютных отчислений был в приоритете. Поэтому для внутренних покупателей оставались только две модификации с упомянутыми ранее силовыми установками. Напротив, для американских покупателей, со временем, появились новинки с более мощными двигателями (60 и 65 л. с.).
Технические особенности и параметры Zastava Koral
Пока автомобиль отправлялся на внутренний рынок или соседние страны, производители сильно не заморачивались. Был 45-сильный карбюраторный двигатель, дающий возможность развивать скорость до 135 км / ч или более мощный, 55-сильный, с максималкой в 145 км / ч.

Рынки капиталистических стран требовали не только более мощных, но и современных силовых установок. Сначала это была инжекторная подача топлива для американской версии двигателя объемом 1300 куб. см и мощностью 65 л. с. Немного позже появился Yugo GVX-EFI с таким же рабочим объемом, но уже электронной подачей топлива. Их разработала для компании западногерманская Bosch, применив конверторы Bosal.
К концу десятилетия югославские автомобили экспортируются во множество стран на трех континентах: Европе, а также Северной и Южной Америке. Несмотря на пик популярности, в компании решаются провести двойной ребрендинг. Название марки Zastava заменяет теперь всемирно известное наименование модели – Yugo. В свою очередь, его сменяют Koral и Skala. Это произошло в 1988 году, а следующие 3 года стали лучшими в отношении качества и количества в истории марки.
По внешнему виду югославская малолитражка являла собой 3-дверный хэтчбек, типичных для того времени угловатых форм. В конечном счете, ассортимент силовых установок, применяемых для автомобиля, достиг пяти разновидностей:
✅ 0,9-литровый с 4-ступенчатой КПП
✅ 1,1-литровый с 5-ступенчатой КПП
✅ 1,1-литровый с 4-ступенчатой КПП
✅ 1.3-литровый с 5-ступенчатой КПП
✅ 1,3-литровый (специально для рынка США) с 5-ступенчатой КПП
Во всех случаях это была «механика». Исключение составляли только самые мощные двигатели. К ним, в качестве альтернативы, предлагались также 3-ступенчатые автоматы. Их максимальная скорость колебалась от 135 до 155 км / ч.
Война и другие проблемы, приведшие к завершению производства
В последние 3 года на стыке десятилетий появились лучшие по качеству автомобили. Даже спустя пару десятилетий эксплуатации они не имели следов ржавчины на кузове. Не было и проблем с обивкой салона или серьезных неисправностей в двигателе. Все это свидетельствовало о хорошем контроле качества выпускаемой продукции на заводе в те времена.

Пик производства (почти 200 тысяч автомобилей в год) пришелся на 1989 год. Тогда же появилась оригинальная модификация для европейского рынка – Cabrio (в Италии она получила название Innocenti Koral). Но популярность марки в США стала стремительно снижаться. За 7 лет продаж в эту страну поступило 141651 автомобиль югославского производства. Однако, политическая ситуация в мире привела к прекращению торговых отношений между странами.
Большой европейский передел границ и парад суверенитетов начала 90-х сильно затронул многонациональную страну. Вдруг все югославские республики, входившие в федерацию, захотели дальше развиваться самостоятельно. Мирно разделить территорию не удалось и на много лет страна окунулась в гражданскую войну. Одним из ее последствий стало нарушение поставок комплектующих из других республик (теперь – независимых государств). Кроме того, на остатки страны были наложены санкции. Бомбардировка Сербии силами НАТО принесла заводу дополнительные проблемы.
В эти годы выпуск автомобилей являлся случайным, а комплектация – хаотичной. Доходило даже до сидений в салоне, имеющих различную цветовую окраску. По сравнению в 1989 годом, производство снизилось в 10-15 раз. Полностью завершено оно было в 2005 году. За все годы производства было выпущено более 794,4 тысячи автомобилей.

Самое интересное произошло два года спустя. Американский Time назвал GV 1985 года одним из худших в истории. Наверное, это и не удивительно. Ведь Zastava Koral в свое время была единственным представителем из социалистического лагеря на рынке США.
В декабре 2007 года власти Сербской республики официально заявили о предстоящей продаже Zastava. Последний, выпущенный в ноябре 2008 года, автомобиль этой марки был торжественно препровожден в заводской музей. Так была завершена история югославской малолитражки.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...