Zastava Koral – популярный автомобиль, впоследствии признанный одним из худших
Советский Союз и Чехословакия всегда играли «первую скрипку» в транспортном производстве. Несмотря на это, каждая страна бывшего соцлагеря стремилась иметь свою автомобильную марку. Были они у поляков и румын. Не осталась в стороне и многонациональная Югославия. Производимая в ней продукция в 80-х пользовалась спросом сразу на трех континентах.
В отличие от чехов, которые имели базовые предприятия, югославам пришлось воспользоваться иностранным опытом. Местные чиновники пошли путем, которым воспользовались ранее поляки, а позже – Советский Союз. Они решили создать совместное предприятие по производству лицензированной копии разных моделей итальянского FIAT. В первой половине 50-х прошли подготовительные работы, заключение двухсторонних договоров, переориентировка и постройка новых мощностей в городе Крагуевац.
В середине десятилетия стартовал выпуск автомобилей – полной копии 127-й модели. Позже к ней присоединилась и 128-я. Ориентированным рынком сбыта югославской техники, начавшей сходить с конвейера в 1955 году, стали члены СЭВ и другие государства Восточной Европы. Со временем производственные мощности предприятия выросли в огромный промышленный конгломерат.
Новое предприятие было названо в духе времени - Crvena Zastava. Впрочем, ничего удивительного, в те времена в социалистической среде красное было в тренде. Впрочем, на конечное название автомобильных моделей это не сказалось. Чтобы не вызывать неприятных ощущений у заказчиков из капиталистических стран, автомобили именовались просто Zastava. На европейский рынок они также поступали под маркой Yugo или Innocenti Koral.
Модель, которая стала одной из самых массовых и популярных, появилась в конце 1978 года. Все дело было в том, что на замену устаревшей Zastava 750 нужна была более современная компактная модель. Она получила рабочий индекс 102, а основой для нее стал FIAT 127. Но, если внутренность сохранили, то кузов установили оригинальной конструкции.
Первая экспериментальная техника, сошедшая с заводского конвейера, была подарена престарелому лидеру страны Иосипу Броз Тито. В следующем году продолжились эксперименты с разными моделями силовых установок. Среди десяти изготовленных в 1979 году прототипов, самым перспективным признали автомобиль с оригинальным итальянским двигателем. Серийное производство было начато год спустя, когда Тито у руля страны сменил Цвиетин Миятович.
Выбранный в качестве основного двигатель от FIAT-127 повлиял на конечный индекс модели. Название Zastava-102 не пришлось ко двору, поэтому создатели объявили конкурс на коммерческое имя для новинки. Победу одержало название Jugo. Добавленный к ней индекс «45» отражал мощность базового 900-кубового двигателя. К концу 1980 года успели собрать всего 36 экземпляров нового автомобиля, но уже в следующем объемы производства заметно выросли. Наращивание темпов выпуска шло год от года:
✅ 1981 – 9715 автомобилей
✅ 1982 – 14414 экземпляров
✅ 1983 – 22738 машин
Переломный момент в истории модели наступил в 1983 году. Тогда появилась модификация с более мощным, 55-сильным двигателем. В том же году впервые автомобиль отправился на экспорт в несоциалистические страны: Великобританию и Голландию. Поэтому пришлось провести маркетинговый ход, сменив в названии первую букву с «J» на «Y». Со временем география экспорта заметно увеличилась.
Экспансия американских просторов стартовала в 1985 году и продвигалась очень успешно. Чтобы задержаться на этом выгодном, но очень требовательном рынке, югославам пришлось изрядно «попотеть». Постоянно вносились изменения в базовую конструкцию экспортных моделей:
✅ улучшение внутренней отделки
✅ расширение комплектации
✅ более мощные двигатели
✅ иная конфигурация светотехники
Это вполне естественно, что рынок с возможностью получения валютных отчислений был в приоритете. Поэтому для внутренних покупателей оставались только две модификации с упомянутыми ранее силовыми установками. Напротив, для американских покупателей, со временем, появились новинки с более мощными двигателями (60 и 65 л. с.).
Пока автомобиль отправлялся на внутренний рынок или соседние страны, производители сильно не заморачивались. Был 45-сильный карбюраторный двигатель, дающий возможность развивать скорость до 135 км / ч или более мощный, 55-сильный, с максималкой в 145 км / ч.
Рынки капиталистических стран требовали не только более мощных, но и современных силовых установок. Сначала это была инжекторная подача топлива для американской версии двигателя объемом 1300 куб. см и мощностью 65 л. с. Немного позже появился Yugo GVX-EFI с таким же рабочим объемом, но уже электронной подачей топлива. Их разработала для компании западногерманская Bosch, применив конверторы Bosal.
К концу десятилетия югославские автомобили экспортируются во множество стран на трех континентах: Европе, а также Северной и Южной Америке. Несмотря на пик популярности, в компании решаются провести двойной ребрендинг. Название марки Zastava заменяет теперь всемирно известное наименование модели – Yugo. В свою очередь, его сменяют Koral и Skala. Это произошло в 1988 году, а следующие 3 года стали лучшими в отношении качества и количества в истории марки.
По внешнему виду югославская малолитражка являла собой 3-дверный хэтчбек, типичных для того времени угловатых форм. В конечном счете, ассортимент силовых установок, применяемых для автомобиля, достиг пяти разновидностей:
✅ 0,9-литровый с 4-ступенчатой КПП
✅ 1,1-литровый с 5-ступенчатой КПП
✅ 1,1-литровый с 4-ступенчатой КПП
✅ 1.3-литровый с 5-ступенчатой КПП
✅ 1,3-литровый (специально для рынка США) с 5-ступенчатой КПП
Во всех случаях это была «механика». Исключение составляли только самые мощные двигатели. К ним, в качестве альтернативы, предлагались также 3-ступенчатые автоматы. Их максимальная скорость колебалась от 135 до 155 км / ч.
В последние 3 года на стыке десятилетий появились лучшие по качеству автомобили. Даже спустя пару десятилетий эксплуатации они не имели следов ржавчины на кузове. Не было и проблем с обивкой салона или серьезных неисправностей в двигателе. Все это свидетельствовало о хорошем контроле качества выпускаемой продукции на заводе в те времена.
Пик производства (почти 200 тысяч автомобилей в год) пришелся на 1989 год. Тогда же появилась оригинальная модификация для европейского рынка – Cabrio (в Италии она получила название Innocenti Koral). Но популярность марки в США стала стремительно снижаться. За 7 лет продаж в эту страну поступило 141651 автомобиль югославского производства. Однако, политическая ситуация в мире привела к прекращению торговых отношений между странами.
Большой европейский передел границ и парад суверенитетов начала 90-х сильно затронул многонациональную страну. Вдруг все югославские республики, входившие в федерацию, захотели дальше развиваться самостоятельно. Мирно разделить территорию не удалось и на много лет страна окунулась в гражданскую войну. Одним из ее последствий стало нарушение поставок комплектующих из других республик (теперь – независимых государств). Кроме того, на остатки страны были наложены санкции. Бомбардировка Сербии силами НАТО принесла заводу дополнительные проблемы.
В эти годы выпуск автомобилей являлся случайным, а комплектация – хаотичной. Доходило даже до сидений в салоне, имеющих различную цветовую окраску. По сравнению в 1989 годом, производство снизилось в 10-15 раз. Полностью завершено оно было в 2005 году. За все годы производства было выпущено более 794,4 тысячи автомобилей.
Самое интересное произошло два года спустя. Американский Time назвал GV 1985 года одним из худших в истории. Наверное, это и не удивительно. Ведь Zastava Koral в свое время была единственным представителем из социалистического лагеря на рынке США.
В декабре 2007 года власти Сербской республики официально заявили о предстоящей продаже Zastava. Последний, выпущенный в ноябре 2008 года, автомобиль этой марки был торжественно препровожден в заводской музей. Так была завершена история югославской малолитражки.
В отличие от чехов, которые имели базовые предприятия, югославам пришлось воспользоваться иностранным опытом. Местные чиновники пошли путем, которым воспользовались ранее поляки, а позже – Советский Союз. Они решили создать совместное предприятие по производству лицензированной копии разных моделей итальянского FIAT. В первой половине 50-х прошли подготовительные работы, заключение двухсторонних договоров, переориентировка и постройка новых мощностей в городе Крагуевац.
Модель «1100» 1954 года – одна из первых разработок компании. Фото: youtube.com
В середине десятилетия стартовал выпуск автомобилей – полной копии 127-й модели. Позже к ней присоединилась и 128-я. Ориентированным рынком сбыта югославской техники, начавшей сходить с конвейера в 1955 году, стали члены СЭВ и другие государства Восточной Европы. Со временем производственные мощности предприятия выросли в огромный промышленный конгломерат.
Югославский бренд, получивший название Zastava
Новое предприятие было названо в духе времени - Crvena Zastava. Впрочем, ничего удивительного, в те времена в социалистической среде красное было в тренде. Впрочем, на конечное название автомобильных моделей это не сказалось. Чтобы не вызывать неприятных ощущений у заказчиков из капиталистических стран, автомобили именовались просто Zastava. На европейский рынок они также поступали под маркой Yugo или Innocenti Koral.
Самым мощным из линейки малолитражных автомобилей завода был Zastava Yugo. Правда, спустя 10 лет, вторую часть название заменили на более звучное Koral. Этот субкомпактный автомобиль пережил несколько кардинальных перемен в политической жизни страны. Его выпуск продолжался почти три десятилетия.
Модель, которая стала одной из самых массовых и популярных, появилась в конце 1978 года. Все дело было в том, что на замену устаревшей Zastava 750 нужна была более современная компактная модель. Она получила рабочий индекс 102, а основой для нее стал FIAT 127. Но, если внутренность сохранили, то кузов установили оригинальной конструкции.
Yugo Skala 128 1980 года. Фото: youtube.com
Первая экспериментальная техника, сошедшая с заводского конвейера, была подарена престарелому лидеру страны Иосипу Броз Тито. В следующем году продолжились эксперименты с разными моделями силовых установок. Среди десяти изготовленных в 1979 году прототипов, самым перспективным признали автомобиль с оригинальным итальянским двигателем. Серийное производство было начато год спустя, когда Тито у руля страны сменил Цвиетин Миятович.
Yugo / Koral приобретает популярность в разных странах
Выбранный в качестве основного двигатель от FIAT-127 повлиял на конечный индекс модели. Название Zastava-102 не пришлось ко двору, поэтому создатели объявили конкурс на коммерческое имя для новинки. Победу одержало название Jugo. Добавленный к ней индекс «45» отражал мощность базового 900-кубового двигателя. К концу 1980 года успели собрать всего 36 экземпляров нового автомобиля, но уже в следующем объемы производства заметно выросли. Наращивание темпов выпуска шло год от года:
✅ 1981 – 9715 автомобилей
✅ 1982 – 14414 экземпляров
✅ 1983 – 22738 машин
Переломный момент в истории модели наступил в 1983 году. Тогда появилась модификация с более мощным, 55-сильным двигателем. В том же году впервые автомобиль отправился на экспорт в несоциалистические страны: Великобританию и Голландию. Поэтому пришлось провести маркетинговый ход, сменив в названии первую букву с «J» на «Y». Со временем география экспорта заметно увеличилась.
Экспансия американских просторов стартовала в 1985 году и продвигалась очень успешно. Чтобы задержаться на этом выгодном, но очень требовательном рынке, югославам пришлось изрядно «попотеть». Постоянно вносились изменения в базовую конструкцию экспортных моделей:
✅ улучшение внутренней отделки
✅ расширение комплектации
✅ более мощные двигатели
✅ иная конфигурация светотехники
Это вполне естественно, что рынок с возможностью получения валютных отчислений был в приоритете. Поэтому для внутренних покупателей оставались только две модификации с упомянутыми ранее силовыми установками. Напротив, для американских покупателей, со временем, появились новинки с более мощными двигателями (60 и 65 л. с.).
Технические особенности и параметры Zastava Koral
Пока автомобиль отправлялся на внутренний рынок или соседние страны, производители сильно не заморачивались. Был 45-сильный карбюраторный двигатель, дающий возможность развивать скорость до 135 км / ч или более мощный, 55-сильный, с максималкой в 145 км / ч.
В 2-дверном салоне на задний ряд можно сесть только так. Фото: youtube.com
Рынки капиталистических стран требовали не только более мощных, но и современных силовых установок. Сначала это была инжекторная подача топлива для американской версии двигателя объемом 1300 куб. см и мощностью 65 л. с. Немного позже появился Yugo GVX-EFI с таким же рабочим объемом, но уже электронной подачей топлива. Их разработала для компании западногерманская Bosch, применив конверторы Bosal.
К концу десятилетия югославские автомобили экспортируются во множество стран на трех континентах: Европе, а также Северной и Южной Америке. Несмотря на пик популярности, в компании решаются провести двойной ребрендинг. Название марки Zastava заменяет теперь всемирно известное наименование модели – Yugo. В свою очередь, его сменяют Koral и Skala. Это произошло в 1988 году, а следующие 3 года стали лучшими в отношении качества и количества в истории марки.
По внешнему виду югославская малолитражка являла собой 3-дверный хэтчбек, типичных для того времени угловатых форм. В конечном счете, ассортимент силовых установок, применяемых для автомобиля, достиг пяти разновидностей:
✅ 0,9-литровый с 4-ступенчатой КПП
✅ 1,1-литровый с 5-ступенчатой КПП
✅ 1,1-литровый с 4-ступенчатой КПП
✅ 1.3-литровый с 5-ступенчатой КПП
✅ 1,3-литровый (специально для рынка США) с 5-ступенчатой КПП
Во всех случаях это была «механика». Исключение составляли только самые мощные двигатели. К ним, в качестве альтернативы, предлагались также 3-ступенчатые автоматы. Их максимальная скорость колебалась от 135 до 155 км / ч.
Война и другие проблемы, приведшие к завершению производства
В последние 3 года на стыке десятилетий появились лучшие по качеству автомобили. Даже спустя пару десятилетий эксплуатации они не имели следов ржавчины на кузове. Не было и проблем с обивкой салона или серьезных неисправностей в двигателе. Все это свидетельствовало о хорошем контроле качества выпускаемой продукции на заводе в те времена.
Под капотом у Zastava Koral. Фото: youtube.com
Пик производства (почти 200 тысяч автомобилей в год) пришелся на 1989 год. Тогда же появилась оригинальная модификация для европейского рынка – Cabrio (в Италии она получила название Innocenti Koral). Но популярность марки в США стала стремительно снижаться. За 7 лет продаж в эту страну поступило 141651 автомобиль югославского производства. Однако, политическая ситуация в мире привела к прекращению торговых отношений между странами.
Большой европейский передел границ и парад суверенитетов начала 90-х сильно затронул многонациональную страну. Вдруг все югославские республики, входившие в федерацию, захотели дальше развиваться самостоятельно. Мирно разделить территорию не удалось и на много лет страна окунулась в гражданскую войну. Одним из ее последствий стало нарушение поставок комплектующих из других республик (теперь – независимых государств). Кроме того, на остатки страны были наложены санкции. Бомбардировка Сербии силами НАТО принесла заводу дополнительные проблемы.
В эти годы выпуск автомобилей являлся случайным, а комплектация – хаотичной. Доходило даже до сидений в салоне, имеющих различную цветовую окраску. По сравнению в 1989 годом, производство снизилось в 10-15 раз. Полностью завершено оно было в 2005 году. За все годы производства было выпущено более 794,4 тысячи автомобилей.
Florida 1991 года для США, так и оставшаяся концепт-каром. Фото: youtube.com
Самое интересное произошло два года спустя. Американский Time назвал GV 1985 года одним из худших в истории. Наверное, это и не удивительно. Ведь Zastava Koral в свое время была единственным представителем из социалистического лагеря на рынке США.
В декабре 2007 года власти Сербской республики официально заявили о предстоящей продаже Zastava. Последний, выпущенный в ноябре 2008 года, автомобиль этой марки был торжественно препровожден в заводской музей. Так была завершена история югославской малолитражки.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...