JAC Sunray – будет ли выгоден китайский бус для российского бизнеса?
16 584

JAC Sunray – будет ли выгоден китайский бус для российского бизнеса?

Более 10 лет назад на китайском предприятии JAC Motors был начат выпуск модели, получившей название Sunray. Это произошло в 2011 году, а имя автомобиля можно перевести как «Луч солнца». Что ж, на Востоке всегда любили выражаться красочно и с глубоким смыслом. Она имела ряд модификаций, среди которых грузовой цельнометаллический фургон и несколько вариантов пассажирских микроавтобусов.


Уже по традиции, недорогая китайская техника стала стремительно завоевывать рынки третьих стран и просторы СНГ. Перспективное семейство малотоннажных коммерческих автомобилей не просто вышло на зарубежные рынки. Была поставлена более глубокая задача – открытие филиалов по выпуску JAC Sunray в других странах.

JAC Sunray – будет ли выгоден китайский бус для российского бизнеса?Удобные сидения, но маленькое расстояние между ними. Фото: youtube.com

Такой устойчивый спрос на модель обусловлен ее универсальностью. Микроавтобусы и фургоны находят свое применение во всех сферах бизнеса: строительный, сельскохозяйственный, небольшие производственные предприятия и многое другое.

Микроавтобус с дизельным двигателем


Хотя некоторые справочники называют Sunray копией Mercedes-Benz Sprinter, на самом деле, все немного не так. Во внешнем облике заметно довольно большое сходство, даже в боковой темной полосе на уровне колес. А вот начинка у «китайца» совсем другая. С другой стороны, по форме передних фар микроавтобус чем-то напоминает старые модели нашей ГАЗели. Так или иначе, но бусик имеет собственный индекс - HFC5049.

На прямые обвинения в плагиате китайские автопроизводители приводят железные аргументы. По словам ответственных лиц предприятия, над внешним и внутренним видом микроавтобуса работали собственные специалисты. Интерьер обеспечил японский филиал JAC Motors, а над экстерьером потрудились в Италии. Конечно, проверить это невозможно. Только вот наши глаза, сравнивающие внешность Sunray и Sprinter, готовы убедить нас в обратном.

Модификаций несколько, объемы двигателей у них разнятся. Одинаковой остается лишь его природа. У всех без исключения JAC Sunray под капотом расположен дизельный двигатель с турбонаддувом.


К нему также прилагается 6-ступенчатая механическая коробка переключения передач. Ее на предприятии изготовили самостоятельно, снабдив индексом LC6T32. Кстати, дизель тоже свой – JAC HFC4DE1-1D. Иногда применялся также Cummins D19TDIE11. Они представлены в трех вариациях:

✅ 120-сильный, рабочим объемом 1,9 литра
✅ 2,7-литровый двигатель
✅ 153-сильный с объемом 2,8 литра

Правда, после открытия производства в Казахстане, из «дизельного» правила сделали исключение. С 2020 года автомобили, собираемые на казахском предприятии, комплектуются также 2-литровыми турбированными бензиновыми двигателями. Его мощность заметно выше – 190 л. с.

Как открылось производство микроавтобусов на территории СНГ


Если на территорию Казахстана, с которым у китайцев есть общие границы, они «зашли» четыре года назад, то в Беларусь – годом позже. На мощностях Брестского машиностроительного завода выпуск Sunray стартовал в 2019 году. Правда, белорусы остались в своем репертуаре. Им абсолютно не по нраву иностранные, тем более китайские, названия. Поэтому, автомобили, собранные в Беларуси, получили привычные для русского уха названия: МАЗ-3650 и МАЗ-281.

Силовой агрегат JAC HFC4DE1-1D. Фото: youtube.com

Первый из них это – китайский фургон в белорусской «фуфайке», а второй – пассажирский микроавтобус. Все они собираются из набора комплектующих, поставляемых из Китая. Несмотря на это, брестские машины имеют фирменную эмблему МАЗ и соответствующее название, о котором мы уже упоминали ранее. На этом различия с классическим китайским микроавтобусом JAC Sunray заканчиваются.

Еще на стыке 2016 / 2017 годов впервые была озвучена перспектива китайско-белорусского проекта. Он был взаимовыгодным. Китай расширял производство, а Беларусь задействовала простаивающие мощности. Ноябрь 2017-го стал определяющим в вопросе выбора места (Брест) и исходной модели (JAC Sunray).

По договору между двумя сторонами производимая здесь продукция выходит под местным брендом и реализовывается через свою клиентскую сеть. В перспективе, белорусская сторона рассматривает вариант расширенной локализации производства, с выпуском отдельных компонентов и целых узлов конструкции на территории Беларуси.

Силуэт зубра сзади ясно указывает на завод-изготовитель. Фото: youtube.com

Впервые готовую модель с «мазовской» эмблемой показали в конце мая на минской выставке «БАМАП-2019». С этого же времени начались поставки микроавтобусов для внутреннего рынка. Удивительно, но еще на месяц раньше китайско-белорусский автомобиль поступил на рынок соседней страны – Украины. Его цена на тот момент, учитывая все необходимые сборы, составляла примерно 32 тыс. евро (имеется в виду модификация «281040»). Несмотря на то, что в Беларуси за 9 лет до того уже пытались наладить выпуск МАЗ-181 и МАЗ-182, в местных СМИ китайская копия часто упоминается как «первый белорусский микроавтобус».

«Плюсы» и «минусы» JAC Sunray


Некоторые особо рьяные прогнозисты уверены, что этот микроавтобус «похоронит» ГАЗель, но, думаю, не все так однозначно. Конечно, новая для постсоветского рынка модель имеет свои преимущества:

✅ несущий кузов
✅ комплексная система безопасности
✅ более передовой дизайн
✅ низкая совокупная стоимость владения

Однако не стоит делать скоропалительных выводов. С отрицательными моментами у JAC Sunray тоже все в «порядке». И о них говорят не просто теоретические специалисты, а те, кто уже имел возможность посидеть за «баранкой этого пылесоса»:

«После того, как «бусик» столкнется с парой-тройкой хороших дождей, электроника начинает жутко глючить. И тогда вам не обойтись без помощи грамотного электрика. И это еще не все. Если перекладка проводов понадобится только со временем, то коробка уже снову «балует» вас гулом выжимного. Вот такое «китайское качество!».

«Если брать что-то у китайцев, то какой-то отдельный узел или техническую наработку. Но, если берешь целую конструкцию – то не избежать беды. Мне кажется, что JAC Sunray – это одноразовый китайский микроавтобус. После небольшого пробега и выхода из строя проводки, сцепления и КПП (тысяч так через 70), его можно спокойно сдавать в утиль. И покупать новый. Хотя, если за это время он себя уже окупил (стоит, вроде, не очень дорого), может оно и нормально. Кажется, многие перевозчики именно так и эксплуатируют те же ГАЗели – до полного ушатывания».

Скорая помощь на базе JAC Sunray. Фото: youtube.com

Для нашего и соседних рынков мощность двигателя искусственно снизили, чтобы добиться показателя меньше 150 л. с. Так поступили в «угоду» налоговым требованиям, которые для более низкой мощности намного мягче. Теперь дизели микроавтобусов, производимых в Казахстане и Беларуси имеют 149,5 л. с. при 3200 об / мин и объеме 2,8 л. Это довольно надежные и проверенные временем моторы, созданные по технологии Isuzu. Ранее они уже применялись на многих моделях грузовиков JAC. Максимальная скорость, из соображения безопасности, ограничена электроникой до 100 км / ч. Кузова будут выпускаться в стандартном и укороченном (с меньшим количеством посадочных мест) вариантах:

✅ длина – 6 м / 4,9 м
✅ высота – 2,8 м / 2,34 м
✅ колесная база – 3570 мм / 2800 мм

Имеется техническая возможность на шасси JAC Sunray монтировать различные надстройки, переоборудовать в промтоварный фургон. Также есть на его базе автомобили скорой помощи и электромобили.

Покорение российского рынка


Думаю, всем понятно, что открытие производства в Беларуси и Казахстане нацелены прежде всего не на внутренние рынки государств. Они довольно скромны, в то время как соседний, российский, выглядит гораздо перспективнее. Поэтому активность у обеих стран в этом вопросе очень заметна.

JAC Sunray уверенно движется вперёд. Фото: youtube.com

К примеру, белорусы уже представили микроавтобусы МАЗ с китайской начинкой на московской выставке. А с казахами и вовсе существует предварительная договоренность о поставках. Хотя в 2020 году руководство компании, получая ОТТС, заявляло о продажах на внутреннем рынке Казахстана, ситуация изменилась. Микроавтобусы, произведенные «СарыаркаАвтоПром», после сертификации, будут поставляться и в Россию. Уже сейчас в планах корпорации довести их количество до 500-1000 штук ежегодно.

Все идет к тому, что российский рынок будет постепенно насыщаться подобной техникой. Причем, скорее всего, из обеих соседних стран. Правда, пока нет информации о цене вопроса. Если в Казахстане она эквивалентна 2,2-2,5 млн. рублей, то чего ждать россиянам? И сможет ли JAC Sunray потеснить отечественные микроавтобусы? Вопросы остаются открытыми, а ответы на них даст только будущее.
По-вашему, кто победит в конкуренции: JAC Sunray или ГАЗель?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....