JAC Sunray – будет ли выгоден китайский бус для российского бизнеса?
Более 10 лет назад на китайском предприятии JAC Motors был начат выпуск модели, получившей название Sunray. Это произошло в 2011 году, а имя автомобиля можно перевести как «Луч солнца». Что ж, на Востоке всегда любили выражаться красочно и с глубоким смыслом. Она имела ряд модификаций, среди которых грузовой цельнометаллический фургон и несколько вариантов пассажирских микроавтобусов.
Уже по традиции, недорогая китайская техника стала стремительно завоевывать рынки третьих стран и просторы СНГ. Перспективное семейство малотоннажных коммерческих автомобилей не просто вышло на зарубежные рынки. Была поставлена более глубокая задача – открытие филиалов по выпуску JAC Sunray в других странах.
Такой устойчивый спрос на модель обусловлен ее универсальностью. Микроавтобусы и фургоны находят свое применение во всех сферах бизнеса: строительный, сельскохозяйственный, небольшие производственные предприятия и многое другое.
Хотя некоторые справочники называют Sunray копией Mercedes-Benz Sprinter, на самом деле, все немного не так. Во внешнем облике заметно довольно большое сходство, даже в боковой темной полосе на уровне колес. А вот начинка у «китайца» совсем другая. С другой стороны, по форме передних фар микроавтобус чем-то напоминает старые модели нашей ГАЗели. Так или иначе, но бусик имеет собственный индекс - HFC5049.
На прямые обвинения в плагиате китайские автопроизводители приводят железные аргументы. По словам ответственных лиц предприятия, над внешним и внутренним видом микроавтобуса работали собственные специалисты. Интерьер обеспечил японский филиал JAC Motors, а над экстерьером потрудились в Италии. Конечно, проверить это невозможно. Только вот наши глаза, сравнивающие внешность Sunray и Sprinter, готовы убедить нас в обратном.
К нему также прилагается 6-ступенчатая механическая коробка переключения передач. Ее на предприятии изготовили самостоятельно, снабдив индексом LC6T32. Кстати, дизель тоже свой – JAC HFC4DE1-1D. Иногда применялся также Cummins D19TDIE11. Они представлены в трех вариациях:
✅ 120-сильный, рабочим объемом 1,9 литра
✅ 2,7-литровый двигатель
✅ 153-сильный с объемом 2,8 литра
Правда, после открытия производства в Казахстане, из «дизельного» правила сделали исключение. С 2020 года автомобили, собираемые на казахском предприятии, комплектуются также 2-литровыми турбированными бензиновыми двигателями. Его мощность заметно выше – 190 л. с.
Если на территорию Казахстана, с которым у китайцев есть общие границы, они «зашли» четыре года назад, то в Беларусь – годом позже. На мощностях Брестского машиностроительного завода выпуск Sunray стартовал в 2019 году. Правда, белорусы остались в своем репертуаре. Им абсолютно не по нраву иностранные, тем более китайские, названия. Поэтому, автомобили, собранные в Беларуси, получили привычные для русского уха названия: МАЗ-3650 и МАЗ-281.
Первый из них это – китайский фургон в белорусской «фуфайке», а второй – пассажирский микроавтобус. Все они собираются из набора комплектующих, поставляемых из Китая. Несмотря на это, брестские машины имеют фирменную эмблему МАЗ и соответствующее название, о котором мы уже упоминали ранее. На этом различия с классическим китайским микроавтобусом JAC Sunray заканчиваются.
Еще на стыке 2016 / 2017 годов впервые была озвучена перспектива китайско-белорусского проекта. Он был взаимовыгодным. Китай расширял производство, а Беларусь задействовала простаивающие мощности. Ноябрь 2017-го стал определяющим в вопросе выбора места (Брест) и исходной модели (JAC Sunray).
По договору между двумя сторонами производимая здесь продукция выходит под местным брендом и реализовывается через свою клиентскую сеть. В перспективе, белорусская сторона рассматривает вариант расширенной локализации производства, с выпуском отдельных компонентов и целых узлов конструкции на территории Беларуси.
Впервые готовую модель с «мазовской» эмблемой показали в конце мая на минской выставке «БАМАП-2019». С этого же времени начались поставки микроавтобусов для внутреннего рынка. Удивительно, но еще на месяц раньше китайско-белорусский автомобиль поступил на рынок соседней страны – Украины. Его цена на тот момент, учитывая все необходимые сборы, составляла примерно 32 тыс. евро (имеется в виду модификация «281040»). Несмотря на то, что в Беларуси за 9 лет до того уже пытались наладить выпуск МАЗ-181 и МАЗ-182, в местных СМИ китайская копия часто упоминается как «первый белорусский микроавтобус».
Некоторые особо рьяные прогнозисты уверены, что этот микроавтобус «похоронит» ГАЗель, но, думаю, не все так однозначно. Конечно, новая для постсоветского рынка модель имеет свои преимущества:
✅ несущий кузов
✅ комплексная система безопасности
✅ более передовой дизайн
✅ низкая совокупная стоимость владения
Однако не стоит делать скоропалительных выводов. С отрицательными моментами у JAC Sunray тоже все в «порядке». И о них говорят не просто теоретические специалисты, а те, кто уже имел возможность посидеть за «баранкой этого пылесоса»:
«После того, как «бусик» столкнется с парой-тройкой хороших дождей, электроника начинает жутко глючить. И тогда вам не обойтись без помощи грамотного электрика. И это еще не все. Если перекладка проводов понадобится только со временем, то коробка уже снову «балует» вас гулом выжимного. Вот такое «китайское качество!».
«Если брать что-то у китайцев, то какой-то отдельный узел или техническую наработку. Но, если берешь целую конструкцию – то не избежать беды. Мне кажется, что JAC Sunray – это одноразовый китайский микроавтобус. После небольшого пробега и выхода из строя проводки, сцепления и КПП (тысяч так через 70), его можно спокойно сдавать в утиль. И покупать новый. Хотя, если за это время он себя уже окупил (стоит, вроде, не очень дорого), может оно и нормально. Кажется, многие перевозчики именно так и эксплуатируют те же ГАЗели – до полного ушатывания».
Для нашего и соседних рынков мощность двигателя искусственно снизили, чтобы добиться показателя меньше 150 л. с. Так поступили в «угоду» налоговым требованиям, которые для более низкой мощности намного мягче. Теперь дизели микроавтобусов, производимых в Казахстане и Беларуси имеют 149,5 л. с. при 3200 об / мин и объеме 2,8 л. Это довольно надежные и проверенные временем моторы, созданные по технологии Isuzu. Ранее они уже применялись на многих моделях грузовиков JAC. Максимальная скорость, из соображения безопасности, ограничена электроникой до 100 км / ч. Кузова будут выпускаться в стандартном и укороченном (с меньшим количеством посадочных мест) вариантах:
✅ длина – 6 м / 4,9 м
✅ высота – 2,8 м / 2,34 м
✅ колесная база – 3570 мм / 2800 мм
Имеется техническая возможность на шасси JAC Sunray монтировать различные надстройки, переоборудовать в промтоварный фургон. Также есть на его базе автомобили скорой помощи и электромобили.
Думаю, всем понятно, что открытие производства в Беларуси и Казахстане нацелены прежде всего не на внутренние рынки государств. Они довольно скромны, в то время как соседний, российский, выглядит гораздо перспективнее. Поэтому активность у обеих стран в этом вопросе очень заметна.
К примеру, белорусы уже представили микроавтобусы МАЗ с китайской начинкой на московской выставке. А с казахами и вовсе существует предварительная договоренность о поставках. Хотя в 2020 году руководство компании, получая ОТТС, заявляло о продажах на внутреннем рынке Казахстана, ситуация изменилась. Микроавтобусы, произведенные «СарыаркаАвтоПром», после сертификации, будут поставляться и в Россию. Уже сейчас в планах корпорации довести их количество до 500-1000 штук ежегодно.
Все идет к тому, что российский рынок будет постепенно насыщаться подобной техникой. Причем, скорее всего, из обеих соседних стран. Правда, пока нет информации о цене вопроса. Если в Казахстане она эквивалентна 2,2-2,5 млн. рублей, то чего ждать россиянам? И сможет ли JAC Sunray потеснить отечественные микроавтобусы? Вопросы остаются открытыми, а ответы на них даст только будущее.
Уже по традиции, недорогая китайская техника стала стремительно завоевывать рынки третьих стран и просторы СНГ. Перспективное семейство малотоннажных коммерческих автомобилей не просто вышло на зарубежные рынки. Была поставлена более глубокая задача – открытие филиалов по выпуску JAC Sunray в других странах.
Удобные сидения, но маленькое расстояние между ними. Фото: youtube.com
Такой устойчивый спрос на модель обусловлен ее универсальностью. Микроавтобусы и фургоны находят свое применение во всех сферах бизнеса: строительный, сельскохозяйственный, небольшие производственные предприятия и многое другое.
Микроавтобус с дизельным двигателем
Хотя некоторые справочники называют Sunray копией Mercedes-Benz Sprinter, на самом деле, все немного не так. Во внешнем облике заметно довольно большое сходство, даже в боковой темной полосе на уровне колес. А вот начинка у «китайца» совсем другая. С другой стороны, по форме передних фар микроавтобус чем-то напоминает старые модели нашей ГАЗели. Так или иначе, но бусик имеет собственный индекс - HFC5049.
На прямые обвинения в плагиате китайские автопроизводители приводят железные аргументы. По словам ответственных лиц предприятия, над внешним и внутренним видом микроавтобуса работали собственные специалисты. Интерьер обеспечил японский филиал JAC Motors, а над экстерьером потрудились в Италии. Конечно, проверить это невозможно. Только вот наши глаза, сравнивающие внешность Sunray и Sprinter, готовы убедить нас в обратном.
Модификаций несколько, объемы двигателей у них разнятся. Одинаковой остается лишь его природа. У всех без исключения JAC Sunray под капотом расположен дизельный двигатель с турбонаддувом.
К нему также прилагается 6-ступенчатая механическая коробка переключения передач. Ее на предприятии изготовили самостоятельно, снабдив индексом LC6T32. Кстати, дизель тоже свой – JAC HFC4DE1-1D. Иногда применялся также Cummins D19TDIE11. Они представлены в трех вариациях:
✅ 120-сильный, рабочим объемом 1,9 литра
✅ 2,7-литровый двигатель
✅ 153-сильный с объемом 2,8 литра
Правда, после открытия производства в Казахстане, из «дизельного» правила сделали исключение. С 2020 года автомобили, собираемые на казахском предприятии, комплектуются также 2-литровыми турбированными бензиновыми двигателями. Его мощность заметно выше – 190 л. с.
Как открылось производство микроавтобусов на территории СНГ
Если на территорию Казахстана, с которым у китайцев есть общие границы, они «зашли» четыре года назад, то в Беларусь – годом позже. На мощностях Брестского машиностроительного завода выпуск Sunray стартовал в 2019 году. Правда, белорусы остались в своем репертуаре. Им абсолютно не по нраву иностранные, тем более китайские, названия. Поэтому, автомобили, собранные в Беларуси, получили привычные для русского уха названия: МАЗ-3650 и МАЗ-281.
Силовой агрегат JAC HFC4DE1-1D. Фото: youtube.com
Первый из них это – китайский фургон в белорусской «фуфайке», а второй – пассажирский микроавтобус. Все они собираются из набора комплектующих, поставляемых из Китая. Несмотря на это, брестские машины имеют фирменную эмблему МАЗ и соответствующее название, о котором мы уже упоминали ранее. На этом различия с классическим китайским микроавтобусом JAC Sunray заканчиваются.
Еще на стыке 2016 / 2017 годов впервые была озвучена перспектива китайско-белорусского проекта. Он был взаимовыгодным. Китай расширял производство, а Беларусь задействовала простаивающие мощности. Ноябрь 2017-го стал определяющим в вопросе выбора места (Брест) и исходной модели (JAC Sunray).
По договору между двумя сторонами производимая здесь продукция выходит под местным брендом и реализовывается через свою клиентскую сеть. В перспективе, белорусская сторона рассматривает вариант расширенной локализации производства, с выпуском отдельных компонентов и целых узлов конструкции на территории Беларуси.
Силуэт зубра сзади ясно указывает на завод-изготовитель. Фото: youtube.com
Впервые готовую модель с «мазовской» эмблемой показали в конце мая на минской выставке «БАМАП-2019». С этого же времени начались поставки микроавтобусов для внутреннего рынка. Удивительно, но еще на месяц раньше китайско-белорусский автомобиль поступил на рынок соседней страны – Украины. Его цена на тот момент, учитывая все необходимые сборы, составляла примерно 32 тыс. евро (имеется в виду модификация «281040»). Несмотря на то, что в Беларуси за 9 лет до того уже пытались наладить выпуск МАЗ-181 и МАЗ-182, в местных СМИ китайская копия часто упоминается как «первый белорусский микроавтобус».
«Плюсы» и «минусы» JAC Sunray
Некоторые особо рьяные прогнозисты уверены, что этот микроавтобус «похоронит» ГАЗель, но, думаю, не все так однозначно. Конечно, новая для постсоветского рынка модель имеет свои преимущества:
✅ несущий кузов
✅ комплексная система безопасности
✅ более передовой дизайн
✅ низкая совокупная стоимость владения
Однако не стоит делать скоропалительных выводов. С отрицательными моментами у JAC Sunray тоже все в «порядке». И о них говорят не просто теоретические специалисты, а те, кто уже имел возможность посидеть за «баранкой этого пылесоса»:
«После того, как «бусик» столкнется с парой-тройкой хороших дождей, электроника начинает жутко глючить. И тогда вам не обойтись без помощи грамотного электрика. И это еще не все. Если перекладка проводов понадобится только со временем, то коробка уже снову «балует» вас гулом выжимного. Вот такое «китайское качество!».
«Если брать что-то у китайцев, то какой-то отдельный узел или техническую наработку. Но, если берешь целую конструкцию – то не избежать беды. Мне кажется, что JAC Sunray – это одноразовый китайский микроавтобус. После небольшого пробега и выхода из строя проводки, сцепления и КПП (тысяч так через 70), его можно спокойно сдавать в утиль. И покупать новый. Хотя, если за это время он себя уже окупил (стоит, вроде, не очень дорого), может оно и нормально. Кажется, многие перевозчики именно так и эксплуатируют те же ГАЗели – до полного ушатывания».
Скорая помощь на базе JAC Sunray. Фото: youtube.com
Для нашего и соседних рынков мощность двигателя искусственно снизили, чтобы добиться показателя меньше 150 л. с. Так поступили в «угоду» налоговым требованиям, которые для более низкой мощности намного мягче. Теперь дизели микроавтобусов, производимых в Казахстане и Беларуси имеют 149,5 л. с. при 3200 об / мин и объеме 2,8 л. Это довольно надежные и проверенные временем моторы, созданные по технологии Isuzu. Ранее они уже применялись на многих моделях грузовиков JAC. Максимальная скорость, из соображения безопасности, ограничена электроникой до 100 км / ч. Кузова будут выпускаться в стандартном и укороченном (с меньшим количеством посадочных мест) вариантах:
✅ длина – 6 м / 4,9 м
✅ высота – 2,8 м / 2,34 м
✅ колесная база – 3570 мм / 2800 мм
Имеется техническая возможность на шасси JAC Sunray монтировать различные надстройки, переоборудовать в промтоварный фургон. Также есть на его базе автомобили скорой помощи и электромобили.
Покорение российского рынка
Думаю, всем понятно, что открытие производства в Беларуси и Казахстане нацелены прежде всего не на внутренние рынки государств. Они довольно скромны, в то время как соседний, российский, выглядит гораздо перспективнее. Поэтому активность у обеих стран в этом вопросе очень заметна.
JAC Sunray уверенно движется вперёд. Фото: youtube.com
К примеру, белорусы уже представили микроавтобусы МАЗ с китайской начинкой на московской выставке. А с казахами и вовсе существует предварительная договоренность о поставках. Хотя в 2020 году руководство компании, получая ОТТС, заявляло о продажах на внутреннем рынке Казахстана, ситуация изменилась. Микроавтобусы, произведенные «СарыаркаАвтоПром», после сертификации, будут поставляться и в Россию. Уже сейчас в планах корпорации довести их количество до 500-1000 штук ежегодно.
Все идет к тому, что российский рынок будет постепенно насыщаться подобной техникой. Причем, скорее всего, из обеих соседних стран. Правда, пока нет информации о цене вопроса. Если в Казахстане она эквивалентна 2,2-2,5 млн. рублей, то чего ждать россиянам? И сможет ли JAC Sunray потеснить отечественные микроавтобусы? Вопросы остаются открытыми, а ответы на них даст только будущее.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...