
JAC Sunray – будет ли выгоден китайский бус для российского бизнеса?
Более 10 лет назад на китайском предприятии JAC Motors был начат выпуск модели, получившей название Sunray. Это произошло в 2011 году, а имя автомобиля можно перевести как «Луч солнца». Что ж, на Востоке всегда любили выражаться красочно и с глубоким смыслом. Она имела ряд модификаций, среди которых грузовой цельнометаллический фургон и несколько вариантов пассажирских микроавтобусов.
Уже по традиции, недорогая китайская техника стала стремительно завоевывать рынки третьих стран и просторы СНГ. Перспективное семейство малотоннажных коммерческих автомобилей не просто вышло на зарубежные рынки. Была поставлена более глубокая задача – открытие филиалов по выпуску JAC Sunray в других странах.
Удобные сидения, но маленькое расстояние между ними. Фото: youtube.com
Такой устойчивый спрос на модель обусловлен ее универсальностью. Микроавтобусы и фургоны находят свое применение во всех сферах бизнеса: строительный, сельскохозяйственный, небольшие производственные предприятия и многое другое.
Хотя некоторые справочники называют Sunray копией Mercedes-Benz Sprinter, на самом деле, все немного не так. Во внешнем облике заметно довольно большое сходство, даже в боковой темной полосе на уровне колес. А вот начинка у «китайца» совсем другая. С другой стороны, по форме передних фар микроавтобус чем-то напоминает старые модели нашей ГАЗели. Так или иначе, но бусик имеет собственный индекс - HFC5049.
На прямые обвинения в плагиате китайские автопроизводители приводят железные аргументы. По словам ответственных лиц предприятия, над внешним и внутренним видом микроавтобуса работали собственные специалисты. Интерьер обеспечил японский филиал JAC Motors, а над экстерьером потрудились в Италии. Конечно, проверить это невозможно. Только вот наши глаза, сравнивающие внешность Sunray и Sprinter, готовы убедить нас в обратном.
К нему также прилагается 6-ступенчатая механическая коробка переключения передач. Ее на предприятии изготовили самостоятельно, снабдив индексом LC6T32. Кстати, дизель тоже свой – JAC HFC4DE1-1D. Иногда применялся также Cummins D19TDIE11. Они представлены в трех вариациях:
✅ 120-сильный, рабочим объемом 1,9 литра
✅ 2,7-литровый двигатель
✅ 153-сильный с объемом 2,8 литра
Правда, после открытия производства в Казахстане, из «дизельного» правила сделали исключение. С 2020 года автомобили, собираемые на казахском предприятии, комплектуются также 2-литровыми турбированными бензиновыми двигателями. Его мощность заметно выше – 190 л. с.
Если на территорию Казахстана, с которым у китайцев есть общие границы, они «зашли» четыре года назад, то в Беларусь – годом позже. На мощностях Брестского машиностроительного завода выпуск Sunray стартовал в 2019 году. Правда, белорусы остались в своем репертуаре. Им абсолютно не по нраву иностранные, тем более китайские, названия. Поэтому, автомобили, собранные в Беларуси, получили привычные для русского уха названия: МАЗ-3650 и МАЗ-281.
Силовой агрегат JAC HFC4DE1-1D. Фото: youtube.com
Первый из них это – китайский фургон в белорусской «фуфайке», а второй – пассажирский микроавтобус. Все они собираются из набора комплектующих, поставляемых из Китая. Несмотря на это, брестские машины имеют фирменную эмблему МАЗ и соответствующее название, о котором мы уже упоминали ранее. На этом различия с классическим китайским микроавтобусом JAC Sunray заканчиваются.
Еще на стыке 2016 / 2017 годов впервые была озвучена перспектива китайско-белорусского проекта. Он был взаимовыгодным. Китай расширял производство, а Беларусь задействовала простаивающие мощности. Ноябрь 2017-го стал определяющим в вопросе выбора места (Брест) и исходной модели (JAC Sunray).
По договору между двумя сторонами производимая здесь продукция выходит под местным брендом и реализовывается через свою клиентскую сеть. В перспективе, белорусская сторона рассматривает вариант расширенной локализации производства, с выпуском отдельных компонентов и целых узлов конструкции на территории Беларуси.
Силуэт зубра сзади ясно указывает на завод-изготовитель. Фото: youtube.com
Впервые готовую модель с «мазовской» эмблемой показали в конце мая на минской выставке «БАМАП-2019». С этого же времени начались поставки микроавтобусов для внутреннего рынка. Удивительно, но еще на месяц раньше китайско-белорусский автомобиль поступил на рынок соседней страны – Украины. Его цена на тот момент, учитывая все необходимые сборы, составляла примерно 32 тыс. евро (имеется в виду модификация «281040»). Несмотря на то, что в Беларуси за 9 лет до того уже пытались наладить выпуск МАЗ-181 и МАЗ-182, в местных СМИ китайская копия часто упоминается как «первый белорусский микроавтобус».
Некоторые особо рьяные прогнозисты уверены, что этот микроавтобус «похоронит» ГАЗель, но, думаю, не все так однозначно. Конечно, новая для постсоветского рынка модель имеет свои преимущества:
✅ несущий кузов
✅ комплексная система безопасности
✅ более передовой дизайн
✅ низкая совокупная стоимость владения
Однако не стоит делать скоропалительных выводов. С отрицательными моментами у JAC Sunray тоже все в «порядке». И о них говорят не просто теоретические специалисты, а те, кто уже имел возможность посидеть за «баранкой этого пылесоса»:
«После того, как «бусик» столкнется с парой-тройкой хороших дождей, электроника начинает жутко глючить. И тогда вам не обойтись без помощи грамотного электрика. И это еще не все. Если перекладка проводов понадобится только со временем, то коробка уже снову «балует» вас гулом выжимного. Вот такое «китайское качество!».
«Если брать что-то у китайцев, то какой-то отдельный узел или техническую наработку. Но, если берешь целую конструкцию – то не избежать беды. Мне кажется, что JAC Sunray – это одноразовый китайский микроавтобус. После небольшого пробега и выхода из строя проводки, сцепления и КПП (тысяч так через 70), его можно спокойно сдавать в утиль. И покупать новый. Хотя, если за это время он себя уже окупил (стоит, вроде, не очень дорого), может оно и нормально. Кажется, многие перевозчики именно так и эксплуатируют те же ГАЗели – до полного ушатывания».
Скорая помощь на базе JAC Sunray. Фото: youtube.com
Для нашего и соседних рынков мощность двигателя искусственно снизили, чтобы добиться показателя меньше 150 л. с. Так поступили в «угоду» налоговым требованиям, которые для более низкой мощности намного мягче. Теперь дизели микроавтобусов, производимых в Казахстане и Беларуси имеют 149,5 л. с. при 3200 об / мин и объеме 2,8 л. Это довольно надежные и проверенные временем моторы, созданные по технологии Isuzu. Ранее они уже применялись на многих моделях грузовиков JAC. Максимальная скорость, из соображения безопасности, ограничена электроникой до 100 км / ч. Кузова будут выпускаться в стандартном и укороченном (с меньшим количеством посадочных мест) вариантах:
✅ длина – 6 м / 4,9 м
✅ высота – 2,8 м / 2,34 м
✅ колесная база – 3570 мм / 2800 мм
Имеется техническая возможность на шасси JAC Sunray монтировать различные надстройки, переоборудовать в промтоварный фургон. Также есть на его базе автомобили скорой помощи и электромобили.
Думаю, всем понятно, что открытие производства в Беларуси и Казахстане нацелены прежде всего не на внутренние рынки государств. Они довольно скромны, в то время как соседний, российский, выглядит гораздо перспективнее. Поэтому активность у обеих стран в этом вопросе очень заметна.
JAC Sunray уверенно движется вперёд. Фото: youtube.com
К примеру, белорусы уже представили микроавтобусы МАЗ с китайской начинкой на московской выставке. А с казахами и вовсе существует предварительная договоренность о поставках. Хотя в 2020 году руководство компании, получая ОТТС, заявляло о продажах на внутреннем рынке Казахстана, ситуация изменилась. Микроавтобусы, произведенные «СарыаркаАвтоПром», после сертификации, будут поставляться и в Россию. Уже сейчас в планах корпорации довести их количество до 500-1000 штук ежегодно.
Все идет к тому, что российский рынок будет постепенно насыщаться подобной техникой. Причем, скорее всего, из обеих соседних стран. Правда, пока нет информации о цене вопроса. Если в Казахстане она эквивалентна 2,2-2,5 млн. рублей, то чего ждать россиянам? И сможет ли JAC Sunray потеснить отечественные микроавтобусы? Вопросы остаются открытыми, а ответы на них даст только будущее.
Уже по традиции, недорогая китайская техника стала стремительно завоевывать рынки третьих стран и просторы СНГ. Перспективное семейство малотоннажных коммерческих автомобилей не просто вышло на зарубежные рынки. Была поставлена более глубокая задача – открытие филиалов по выпуску JAC Sunray в других странах.

Такой устойчивый спрос на модель обусловлен ее универсальностью. Микроавтобусы и фургоны находят свое применение во всех сферах бизнеса: строительный, сельскохозяйственный, небольшие производственные предприятия и многое другое.
Микроавтобус с дизельным двигателем
Хотя некоторые справочники называют Sunray копией Mercedes-Benz Sprinter, на самом деле, все немного не так. Во внешнем облике заметно довольно большое сходство, даже в боковой темной полосе на уровне колес. А вот начинка у «китайца» совсем другая. С другой стороны, по форме передних фар микроавтобус чем-то напоминает старые модели нашей ГАЗели. Так или иначе, но бусик имеет собственный индекс - HFC5049.
На прямые обвинения в плагиате китайские автопроизводители приводят железные аргументы. По словам ответственных лиц предприятия, над внешним и внутренним видом микроавтобуса работали собственные специалисты. Интерьер обеспечил японский филиал JAC Motors, а над экстерьером потрудились в Италии. Конечно, проверить это невозможно. Только вот наши глаза, сравнивающие внешность Sunray и Sprinter, готовы убедить нас в обратном.
Модификаций несколько, объемы двигателей у них разнятся. Одинаковой остается лишь его природа. У всех без исключения JAC Sunray под капотом расположен дизельный двигатель с турбонаддувом.
К нему также прилагается 6-ступенчатая механическая коробка переключения передач. Ее на предприятии изготовили самостоятельно, снабдив индексом LC6T32. Кстати, дизель тоже свой – JAC HFC4DE1-1D. Иногда применялся также Cummins D19TDIE11. Они представлены в трех вариациях:
✅ 120-сильный, рабочим объемом 1,9 литра
✅ 2,7-литровый двигатель
✅ 153-сильный с объемом 2,8 литра
Правда, после открытия производства в Казахстане, из «дизельного» правила сделали исключение. С 2020 года автомобили, собираемые на казахском предприятии, комплектуются также 2-литровыми турбированными бензиновыми двигателями. Его мощность заметно выше – 190 л. с.
Как открылось производство микроавтобусов на территории СНГ
Если на территорию Казахстана, с которым у китайцев есть общие границы, они «зашли» четыре года назад, то в Беларусь – годом позже. На мощностях Брестского машиностроительного завода выпуск Sunray стартовал в 2019 году. Правда, белорусы остались в своем репертуаре. Им абсолютно не по нраву иностранные, тем более китайские, названия. Поэтому, автомобили, собранные в Беларуси, получили привычные для русского уха названия: МАЗ-3650 и МАЗ-281.

Первый из них это – китайский фургон в белорусской «фуфайке», а второй – пассажирский микроавтобус. Все они собираются из набора комплектующих, поставляемых из Китая. Несмотря на это, брестские машины имеют фирменную эмблему МАЗ и соответствующее название, о котором мы уже упоминали ранее. На этом различия с классическим китайским микроавтобусом JAC Sunray заканчиваются.
Еще на стыке 2016 / 2017 годов впервые была озвучена перспектива китайско-белорусского проекта. Он был взаимовыгодным. Китай расширял производство, а Беларусь задействовала простаивающие мощности. Ноябрь 2017-го стал определяющим в вопросе выбора места (Брест) и исходной модели (JAC Sunray).
По договору между двумя сторонами производимая здесь продукция выходит под местным брендом и реализовывается через свою клиентскую сеть. В перспективе, белорусская сторона рассматривает вариант расширенной локализации производства, с выпуском отдельных компонентов и целых узлов конструкции на территории Беларуси.

Впервые готовую модель с «мазовской» эмблемой показали в конце мая на минской выставке «БАМАП-2019». С этого же времени начались поставки микроавтобусов для внутреннего рынка. Удивительно, но еще на месяц раньше китайско-белорусский автомобиль поступил на рынок соседней страны – Украины. Его цена на тот момент, учитывая все необходимые сборы, составляла примерно 32 тыс. евро (имеется в виду модификация «281040»). Несмотря на то, что в Беларуси за 9 лет до того уже пытались наладить выпуск МАЗ-181 и МАЗ-182, в местных СМИ китайская копия часто упоминается как «первый белорусский микроавтобус».
«Плюсы» и «минусы» JAC Sunray
Некоторые особо рьяные прогнозисты уверены, что этот микроавтобус «похоронит» ГАЗель, но, думаю, не все так однозначно. Конечно, новая для постсоветского рынка модель имеет свои преимущества:
✅ несущий кузов
✅ комплексная система безопасности
✅ более передовой дизайн
✅ низкая совокупная стоимость владения
Однако не стоит делать скоропалительных выводов. С отрицательными моментами у JAC Sunray тоже все в «порядке». И о них говорят не просто теоретические специалисты, а те, кто уже имел возможность посидеть за «баранкой этого пылесоса»:
«После того, как «бусик» столкнется с парой-тройкой хороших дождей, электроника начинает жутко глючить. И тогда вам не обойтись без помощи грамотного электрика. И это еще не все. Если перекладка проводов понадобится только со временем, то коробка уже снову «балует» вас гулом выжимного. Вот такое «китайское качество!».
«Если брать что-то у китайцев, то какой-то отдельный узел или техническую наработку. Но, если берешь целую конструкцию – то не избежать беды. Мне кажется, что JAC Sunray – это одноразовый китайский микроавтобус. После небольшого пробега и выхода из строя проводки, сцепления и КПП (тысяч так через 70), его можно спокойно сдавать в утиль. И покупать новый. Хотя, если за это время он себя уже окупил (стоит, вроде, не очень дорого), может оно и нормально. Кажется, многие перевозчики именно так и эксплуатируют те же ГАЗели – до полного ушатывания».

Для нашего и соседних рынков мощность двигателя искусственно снизили, чтобы добиться показателя меньше 150 л. с. Так поступили в «угоду» налоговым требованиям, которые для более низкой мощности намного мягче. Теперь дизели микроавтобусов, производимых в Казахстане и Беларуси имеют 149,5 л. с. при 3200 об / мин и объеме 2,8 л. Это довольно надежные и проверенные временем моторы, созданные по технологии Isuzu. Ранее они уже применялись на многих моделях грузовиков JAC. Максимальная скорость, из соображения безопасности, ограничена электроникой до 100 км / ч. Кузова будут выпускаться в стандартном и укороченном (с меньшим количеством посадочных мест) вариантах:
✅ длина – 6 м / 4,9 м
✅ высота – 2,8 м / 2,34 м
✅ колесная база – 3570 мм / 2800 мм
Имеется техническая возможность на шасси JAC Sunray монтировать различные надстройки, переоборудовать в промтоварный фургон. Также есть на его базе автомобили скорой помощи и электромобили.
Покорение российского рынка
Думаю, всем понятно, что открытие производства в Беларуси и Казахстане нацелены прежде всего не на внутренние рынки государств. Они довольно скромны, в то время как соседний, российский, выглядит гораздо перспективнее. Поэтому активность у обеих стран в этом вопросе очень заметна.

К примеру, белорусы уже представили микроавтобусы МАЗ с китайской начинкой на московской выставке. А с казахами и вовсе существует предварительная договоренность о поставках. Хотя в 2020 году руководство компании, получая ОТТС, заявляло о продажах на внутреннем рынке Казахстана, ситуация изменилась. Микроавтобусы, произведенные «СарыаркаАвтоПром», после сертификации, будут поставляться и в Россию. Уже сейчас в планах корпорации довести их количество до 500-1000 штук ежегодно.
Все идет к тому, что российский рынок будет постепенно насыщаться подобной техникой. Причем, скорее всего, из обеих соседних стран. Правда, пока нет информации о цене вопроса. Если в Казахстане она эквивалентна 2,2-2,5 млн. рублей, то чего ждать россиянам? И сможет ли JAC Sunray потеснить отечественные микроавтобусы? Вопросы остаются открытыми, а ответы на них даст только будущее.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....