ГАЗ-СГ-1 «Победа-Спорт» – заводские самоделки, созданные для гоночных рекордов
Советское автомобилестроение стремительно развивалось в 1930-х годах. Тогда страна уже успела оправиться от ужасов Гражданской войны и увеличивала благосостояние своих граждан.
Особенно много интересных моделей мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей было подготовлено к 1940-му году. Начало Великой Отечественной войны поставило крест на перспективных моделях. Большую часть автомобилей пришлось отправить в армию, включая легковушки и мотоциклы.
Только в 1943 году, когда уже стало ясно, что победа однозначно будет за Советским Союзом, конструкторы начали разрабатывать гражданские машины. После окончания войны страна перестраивалась, развивался спорт, в том числе и автомобильный. Советский Союз должен был побеждать другие государства на мирном поприще.
Ближе к концу 1940-х годов перед СССР стал вопрос по приобретению или изготовлению спортивных автомобилей. Сначала в стране проходили специфические внутрисоветские состязания – по мастерству вождения, экономии горючего и так далее.
Для этого хватало серийных автомобилей, но нужно было выходить на международную арену. С этим возникли проблемы.
Для советских спортсменов были доступны только несколько автомобилей:
✅ ЗИС
✅ ЗИМ
✅ «Победа»
✅ «Москвич»
На этих моделях полноценно участвовать в соревнованиях сложно, поэтому практиковалась покупка машин зарубежного производства.
Такая ситуация сохранялась до лета 1948 года. Тогда пилот Соколов проходил заезд на автомобиле, изготовленном Auto Union AG. Эта модель была рассчитана на скорость до 400 км/ч. При наборе 300 км/ч, машина потеряла управление и врезалась в зрителей.
После этого советское правительство приняло решение запретить покупку иностранных автомобилей и мотоциклов для участия в соревнованиях. Возможно, что авария была расценена как специально спланированная диверсия. Хотя, скорее всего, зарубежные модели просто признали ненадежными, плюс Сталин требовал выпускать свои спортивные автомобили.
Самой современной и передовой легковой машиной второй половины 1940-х годов считалась ГАЗ М-20 «Победа». Модель была аэродинамически выверена, оснащалась мощным двигателем и по размерам не такая массивная, как ЗИС или ЗИМ. С «Москвичом» ГАЗ М-20 вообще сравнивать сложно – эти автомобили разных классов.
Несколько «Побед» получили советские спортивные команды, например, клуба «Торпедо» и московского таксопарка. Автомобили участвовали в соревнованиях и модернизировались собственными силами.
Таксисты облегчили модель, убрав бамперы. Для улучшения аэродинамики, ГАЗ М-20 получил огромный съемный обтекатель на капот. Колесные арки сзади закрыли специально вырезанными для этого листами.
Спортивный клуб «Торпедо» поработал над своим автомобилем более основательно. Чтобы повысить аэродинамические свойства, штатную крышу опустили. Жесткость кузова увеличили, убрав задние двери. Автомобиль превратился в каплевидное купе.
Вместе с самоделками, создавались спортивные модели и на Горьковском заводе. Там имелись все условия для изготовления подобных авто, но предприятие было занято выпуском и разработкой серийных моделей, в первую очередь, грузовых.
После прихода на ГАЗ главного конструктора Алексея Смолина, ситуация в корне изменилась. Этот человек был настоящим изобретателем, причем с именем и рядом инновационных разработок, вроде самолетов, аэросаней, глиссирующего катера и даже вездехода, способного передвигаться по воде.
Взявшись переделывать «Победу», Смолин подошел к этому делу с конструкторским размахом. Проанализировав самоделки московского таксопарка и «Торпедо», кузов автомобиля был переделан в настоящую каплевидную ракету. Чтобы уменьшить вес, все новые элементы сделали из дюралюминия.
Учитывая, что гонки были больше похожи на современные ралли, конструктор принял решение полностью закрыть днище поддоном – чтобы ничего не оборвать во время прохождения дистанции. Все колеса наполовину скрывали щитки. На переднем бампере выделялся вырез, закрытый прутьями – своеобразная радиаторная решетка.
Стандартный «победовский» мотор серьезно переработали для спортивного автомобиля. Горьковский завод имел необходимую техническую базу для этого. В результате силовой агрегат получил увеличенный до 2,5 литра рабочий объем. Напомним, что у обычного ГАЗ М-20 данный параметр равнялся 2,1 л.
Шасси осталось без принципиальных изменений, разве что стоит отметить новый кардан из двух частей. Коробку передач решили не трогать, хотя детали для нее подбирались только самые качественные.
Благодаря использованию дюралюминия, вес автомобиля удалось снизить до 1 200 кг. Это на 260 килограмм меньше, чем у серийной «Победы».
Уникальность ГАЗ-СГ-1 не только в «космической» внешности. Это первый советский спортивный автомобиль, собранный не в единственном числе. Всего было изготовлено 5 экземпляров. Каждый автомобиль чем-то отличался от предыдущего. Да и спортсмены традиционно дорабатывали машины в соответствии со своими предпочтениями и условиями эксплуатации.
Некоторые конструкторы даже считают ГАЗ-СГ-1 «Победа-Спорт» серийным автомобилем, но это не так. Достаточно посмотреть на машину, чтобы понять – даже в заводских условиях у Горьковского предприятия получились самоделки, причем выполненные далеко не идеально.
В 1951 году ГАЗ-СГ-1 «Победа-Спорт» получил новый двигатель от НАМИ. При объеме в 2,5 литра, он развивал уже 94 л. с. Максимальная скорость при этом увеличилась ненамного – с 162 до 164 км/ч, зато с места автомобиль начал разгоняться шустрее.
С нового силового агрегата удалось «снять» целых 106 л. с., а максимальная скорость увеличилась до 178 км/ч. Есть сведения, что конструкторы ГАЗ испытывали моторы с турбинами, форкамерно-факельные двигатели, но никакой технической документации, подтверждающей это, не сохранилось.
ГАЗ-СГ-1 «Победа-Спорт» оказался отличным автомобилем для гонок. Но его судьба оказалась несчастливой – машины успели поучаствовать только в нескольких соревнованиях. В 1951 году был принят закон о запрете любых серьезных изменений по кузову автомобилей.
Спортивные машины должны были выглядеть как серийные модели. Это помогало их популяризировать за границей и поднимать продажи там же. Конечно, в Советском Союзе автомобили все равно покупали бы, но стране была нужна валюта.
От ГАЗ-СГ-1 «Победа-Спорт» пришлось отказаться. Это решение повлияло и на дальнейшее развитие автоспорта на Горьковском автомобильном заводе. До 1953 года еще какие-то проекты в этой области появлялись. Но после ухода энтузиастов, в том числе и Липгарта, работы были прекращены окончательно.
ГАЗ-СГ-1 «Победа-Спорт» так и не стала покорителем спортивного Олимпа. Но эта модель навеки вписана в историю советского автомобилестроения.
Особенно много интересных моделей мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей было подготовлено к 1940-му году. Начало Великой Отечественной войны поставило крест на перспективных моделях. Большую часть автомобилей пришлось отправить в армию, включая легковушки и мотоциклы.
Только в 1943 году, когда уже стало ясно, что победа однозначно будет за Советским Союзом, конструкторы начали разрабатывать гражданские машины. После окончания войны страна перестраивалась, развивался спорт, в том числе и автомобильный. Советский Союз должен был побеждать другие государства на мирном поприще.
Развитие отрасли
Ближе к концу 1940-х годов перед СССР стал вопрос по приобретению или изготовлению спортивных автомобилей. Сначала в стране проходили специфические внутрисоветские состязания – по мастерству вождения, экономии горючего и так далее.
Серийный ГАЗ М-20. Фото: Youtube.com
Для этого хватало серийных автомобилей, но нужно было выходить на международную арену. С этим возникли проблемы.
Для советских спортсменов были доступны только несколько автомобилей:
✅ ЗИС
✅ ЗИМ
✅ «Победа»
✅ «Москвич»
На этих моделях полноценно участвовать в соревнованиях сложно, поэтому практиковалась покупка машин зарубежного производства.
Такая ситуация сохранялась до лета 1948 года. Тогда пилот Соколов проходил заезд на автомобиле, изготовленном Auto Union AG. Эта модель была рассчитана на скорость до 400 км/ч. При наборе 300 км/ч, машина потеряла управление и врезалась в зрителей.
Спортивный автомобиль от Auto Union AG. Фото: Youtube.com
После этого советское правительство приняло решение запретить покупку иностранных автомобилей и мотоциклов для участия в соревнованиях. Возможно, что авария была расценена как специально спланированная диверсия. Хотя, скорее всего, зарубежные модели просто признали ненадежными, плюс Сталин требовал выпускать свои спортивные автомобили.
Самоделки
Самой современной и передовой легковой машиной второй половины 1940-х годов считалась ГАЗ М-20 «Победа». Модель была аэродинамически выверена, оснащалась мощным двигателем и по размерам не такая массивная, как ЗИС или ЗИМ. С «Москвичом» ГАЗ М-20 вообще сравнивать сложно – эти автомобили разных классов.
Несколько «Побед» получили советские спортивные команды, например, клуба «Торпедо» и московского таксопарка. Автомобили участвовали в соревнованиях и модернизировались собственными силами.
Автомобиль был похож на ракету. Фото: Youtube.com
Таксисты облегчили модель, убрав бамперы. Для улучшения аэродинамики, ГАЗ М-20 получил огромный съемный обтекатель на капот. Колесные арки сзади закрыли специально вырезанными для этого листами.
Двигатель модернизировали минимально – по мере сил и технических возможностей таксопарка. Даже такие усовершенствования позволили добиться более высоких параметров, чем у штатной «Победы».
Спортивный клуб «Торпедо» поработал над своим автомобилем более основательно. Чтобы повысить аэродинамические свойства, штатную крышу опустили. Жесткость кузова увеличили, убрав задние двери. Автомобиль превратился в каплевидное купе.
Рождение заводской легенды
Вместе с самоделками, создавались спортивные модели и на Горьковском заводе. Там имелись все условия для изготовления подобных авто, но предприятие было занято выпуском и разработкой серийных моделей, в первую очередь, грузовых.
После прихода на ГАЗ главного конструктора Алексея Смолина, ситуация в корне изменилась. Этот человек был настоящим изобретателем, причем с именем и рядом инновационных разработок, вроде самолетов, аэросаней, глиссирующего катера и даже вездехода, способного передвигаться по воде.
Взявшись переделывать «Победу», Смолин подошел к этому делу с конструкторским размахом. Проанализировав самоделки московского таксопарка и «Торпедо», кузов автомобиля был переделан в настоящую каплевидную ракету. Чтобы уменьшить вес, все новые элементы сделали из дюралюминия.
Одна из немногих гонок, в которой участвовали уникальные советские спорткары. Фото: Youtube.com
Учитывая, что гонки были больше похожи на современные ралли, конструктор принял решение полностью закрыть днище поддоном – чтобы ничего не оборвать во время прохождения дистанции. Все колеса наполовину скрывали щитки. На переднем бампере выделялся вырез, закрытый прутьями – своеобразная радиаторная решетка.
Технические особенности
Стандартный «победовский» мотор серьезно переработали для спортивного автомобиля. Горьковский завод имел необходимую техническую базу для этого. В результате силовой агрегат получил увеличенный до 2,5 литра рабочий объем. Напомним, что у обычного ГАЗ М-20 данный параметр равнялся 2,1 л.
Мощность двигателя возросла с 52 до 75 л. с. Чтобы добиться этого, пришлось установить два карбюратора. Максимальная скорость автомобиля доходила до 162 км/ч.
Шасси осталось без принципиальных изменений, разве что стоит отметить новый кардан из двух частей. Коробку передач решили не трогать, хотя детали для нее подбирались только самые качественные.
Благодаря использованию дюралюминия, вес автомобиля удалось снизить до 1 200 кг. Это на 260 килограмм меньше, чем у серийной «Победы».
Уникальность ГАЗ-СГ-1 не только в «космической» внешности. Это первый советский спортивный автомобиль, собранный не в единственном числе. Всего было изготовлено 5 экземпляров. Каждый автомобиль чем-то отличался от предыдущего. Да и спортсмены традиционно дорабатывали машины в соответствии со своими предпочтениями и условиями эксплуатации.
Единственный экземпляр с открытым кузовом. Фото: Youtube.com
Некоторые конструкторы даже считают ГАЗ-СГ-1 «Победа-Спорт» серийным автомобилем, но это не так. Достаточно посмотреть на машину, чтобы понять – даже в заводских условиях у Горьковского предприятия получились самоделки, причем выполненные далеко не идеально.
Самые мощные образцы
В 1951 году ГАЗ-СГ-1 «Победа-Спорт» получил новый двигатель от НАМИ. При объеме в 2,5 литра, он развивал уже 94 л. с. Максимальная скорость при этом увеличилась ненамного – с 162 до 164 км/ч, зато с места автомобиль начал разгоняться шустрее.
Гонщики требовали у Горьковского завода еще более быстрых спортивных машин. Это уже был вопрос престижа страны, поэтому пришлось постараться. В том же 1951 году они сделали верхнеклапанный двигатель с рабочим объемом в 2,5 литра.
С нового силового агрегата удалось «снять» целых 106 л. с., а максимальная скорость увеличилась до 178 км/ч. Есть сведения, что конструкторы ГАЗ испытывали моторы с турбинами, форкамерно-факельные двигатели, но никакой технической документации, подтверждающей это, не сохранилось.
Конец эпохи
ГАЗ-СГ-1 «Победа-Спорт» оказался отличным автомобилем для гонок. Но его судьба оказалась несчастливой – машины успели поучаствовать только в нескольких соревнованиях. В 1951 году был принят закон о запрете любых серьезных изменений по кузову автомобилей.
Один из доработанных двигателей. Фото: Youtube.com
Спортивные машины должны были выглядеть как серийные модели. Это помогало их популяризировать за границей и поднимать продажи там же. Конечно, в Советском Союзе автомобили все равно покупали бы, но стране была нужна валюта.
От ГАЗ-СГ-1 «Победа-Спорт» пришлось отказаться. Это решение повлияло и на дальнейшее развитие автоспорта на Горьковском автомобильном заводе. До 1953 года еще какие-то проекты в этой области появлялись. Но после ухода энтузиастов, в том числе и Липгарта, работы были прекращены окончательно.
ГАЗ-СГ-1 «Победа-Спорт» так и не стала покорителем спортивного Олимпа. Но эта модель навеки вписана в историю советского автомобилестроения.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....