
Tatra 613 – для чехословацких чиновников и КГБ Советского Союза
Первый свой легковой автомобиль тогда еще австро-венгерская Tatra выпустила в далеком 1897 году. Хотя привычное во всем мире название автомобильной марки появилось только в 1917 году. Первая мировая приближалась к концу, а национальное самосознание чехов достигло наивысшей точки. Поэтому как имя для одного из самых старых в Европе автомобильных предприятий выбрали гордость тех мест – горную систему Татр. Интересно, что ею гордятся не только чехи, но и их соседи – словаки. Именно фрагменты этой системы расположены на гербе страны, цвета флага которой повторяют российские.
Автомобиль, появившийся 125 лет назад, одиозно назвали «Президент», а предприятие и дальше занималось выпуском уже чехословацкой техники. В 1934 году, стараниями талантливого конструктора Ганса Ледвинки, появилась Tatra 77. Она отличалась кузовом с прекрасной аэродинамикой и V8 с воздушным охлаждением, расположенным сзади. Новинка определила развитие и компоновку легковых моделей Tatra на долгие десятилетия.
Необычный силуэт – это Tatra 613. Фото: youtube.com
Тем не менее большую часть модельного ряда Tatra составляли грузовики, которые во время войны служили вермахту, а после победы – чехословацким и советским войскам. Автозавод, переживший после войны процесс национализации, с 50-х годов вернулся к выпуску элитных легковых автомобилей.
Почти 20 лет, начиная с 1956-го, чехословацкое предприятие выпускало прекрасный представительский автомобиль – Tatra 603. Традиции «77-й» продолжились: двигатель был сзади, а дизайн – выше всяких похвал. Она попала и в дружественный Советский Союз, как служебный транспорт для верхушки руководства КГБ. Вот только все, даже очень хорошее имеет свойство устаревать. Поэтому в конце 60-х встал вопрос об обновлении модели. Были даже приглашены итальянские дизайнеры Carrozzeria Alfredo Vignale.
Проектные разработки новой модели пришлись на тяжелые времена «пражской весны» 1968 года. Неспокойная обстановка в стране, кризис власти и ввод иностранных вооруженных сил растянули процесс на несколько лет. Поэтому к производству «613-й» приступили только в 1974 году. Тогда же был прекращен и выпуск предыдущей модели Tatra.
Конечно, рядовые советские люди (тем более, жившие не в столице) вряд ли могли где-то увидеть такой автомобиль вживую. Да и выпуск любой техники, предназначенной для высших чинов, всегда был очень ограниченным. Из чуть более 9 тысяч произведенных Tatra 613, в нашу страну попало лишь полтысячи с небольшим.
Силовой агрегат, расположенный сзади. Фото: youtube.com
Признаюсь, сам я впервые увидел Tatra 613 на страницах журнала «За рулем». Я узнал, что модель является правительственной в Чехословакии и очень удивился. Скромные размеры автомобиля не шли ни в какое сравнение с нашим ЗИЛ. Даже далеко не правительственная «Чайка» выглядела заметно внушительней и солидней. Впрочем, часто размер страны и амбиции ее руководителей определяют величину и облик транспорта из правительственного гаража.
Кстати, чехословацкая машина для высшего руководства мне совсем не понравилась. Особенно, задняя часть, похожая на женские джинсы со сниженной талией. Но визуальное восприятие часто очень обманчиво. Ведь именно такой дизайн придал автомобилю оптимальные показатели аэродинамики.
С моим личным впечатлением о необычном экстерьере согласны и многие другие. Авто сразу бросалось в глаза и запоминалось надолго. Хотя улавливалась какая-то схожесть с BMW, Citroen или Saab тех лет, но… Tatra 613 навсегда останется специфическим представителем авто для высшего класса времен социалистического блока. В общем, несмотря на некоторую необычность силуэта, Tatra 613 выглядит довольно цельно и гармонично.
Вместительный багажник с запасной печкой под панелью. Фото: youtube.com
Отсутствие внешней грандиозности автомобиля – не единственный факт, заставляющий усомниться в ее принадлежности к высшему классу. Есть и еще одна особенность. Это 4-ступенчатая механическая КПП. Виданное ли дело на правительственном авто, где автоматика подразумевается по умолчанию?! Что ж, вот такие вот чехи скромные ребята. Правда, в 90-х для новых модификаций добавили пятую передачу, а сам двигатель форсировали до 200 л. с.
В остальном, мы имеем дело с 4-дверным седаном, имеющим такое же количество посадочных мест. Классика продолжается в заднем приводе и бензиновом 3,5-литровом двигателе. Он выдавал мощность в 165 «лошадей» (по другим данным – 168 л. с.). При различных циклах езды мотор потреблял от 15 до 20 литров горючего на 100 км пути. Его запас обеспечивали два 72-литровых бака. А вот сам бензин можно было использовать только высокооктановый. Автомобиль высшего класса оснастили целым рядом узлов и деталей в двух экземплярах:
✅ карбюраторы
✅ бензобаки
✅ аккумуляторы
В то же время, распредвала имелось сразу четыре, плюс – принудительное воздушное охлаждение и бесконтактная система зажигания. Мощный движок, которому приходилось перевозить почти 2-тонный кузов, мог разгоняться до 190 км / ч.
Внутреннее убранство салона также не создавало впечатления грандиозности или помпезности. Добротная отделка соседствовала с довольно простенькой приборной панелью и обычным радиоприемником. Кондиционер у модели тоже не был предусмотрен. Были и другие конструктивные особенности:
✅ большие и удобные двери
✅ высокое торпедо, оборудованное круглыми циферблатами
✅ двухспицевый руль
✅ 2 пары фар круглой формы
✅ скошенная корма
✅ задняя рифленая оптика
✅ широкие бампера
✅ большие стекла
✅ длинный капот
Комфортную температуру в салоне в холодное время обеспечивали две независимые бензиновые печки. Одна из них располагалась по центру торпедо. Вторая находилась в том месте, где у других должен быть двигатель – под панелью багажного отделения.
Отличительная внешность и прекрасные ходовые качества сделали автомобиль этой модели очень подходящим для оперативной работы высокопоставленных сотрудников КГБ СССР. Так была закуплена небольшая партия Tatra 613, специально выкрашенных в черный хром. Ручная сборка каждого транспортного средства обеспечивала их надежность, что было очень важно в работе органов.
Специальная модификация Tatra 613. Фото: youtube.com
Поэтому, со временем, несколько подобных спецмашин появилось и в составе милицейских подразделений столицы и основных городов страны. Такие единичные экземпляры оборудовались милицейской символикой или красно-синими мигалками. Среди положительных моментов конструкции отмечались:
✅ хорошая управляемость
✅ мягкий ход
✅ реечный руль
✅ дисковые тормоза с гидровакуумным усилителем
На то время многое из этого являлось передовыми технологиями. В принципе, применяется и сегодня, несколько десятилетий спустя. Были у автомобиля и свои слабые места:
✅ отсутствие усилителя руля
✅ КПП, неудобно смещенная назад
✅ при попадании в колею автомобиль вел себя неуверенно
✅ бедноватая приборная панель
✅ отсутствие электрических стеклоподъемников
Tatra 613 собирали не более тысячи в год, ведь массовая продажа автомобиля изначально не предполагалась. Хотя она, благодаря быстрому разгону и мягкой езде, вполне подошла бы для длительного путешествия. После распада СССР и всего социалистического блока, такая возможность появилась. Автомобиль, который в родной стране использовали только высокопоставленные чиновники и спецслужбы, вдруг стал доступен всем желающим. Хотя его цена была выше, чем у «Волги» и даже «Чайки», желающие заполучить нестандартную технику нашлись.
Последняя «четвертая» версия автомобиля. Фото: youtube.com
Вот только главный рынок сбыта Tatra 613 исчез навсегда. В своей стране они тоже оказались не у дел. На заводе «схватились за соломинку», предложив более перспективную версию «613-4» с 200-сильным мотором. Но в 1996 году в истории модели подвели черту. Появившаяся после этого 234-сильная Tatra 700 стала бледной тенью былой славы. Изготовив за 3 года всего 62 автомобиля, руководство завода свернуло производство «легковушек», сосредоточившись на грузовиках. Похоже, Tatra 613 стала символом эпохи социализма, которая безвозвратно ушла.
Автомобиль, появившийся 125 лет назад, одиозно назвали «Президент», а предприятие и дальше занималось выпуском уже чехословацкой техники. В 1934 году, стараниями талантливого конструктора Ганса Ледвинки, появилась Tatra 77. Она отличалась кузовом с прекрасной аэродинамикой и V8 с воздушным охлаждением, расположенным сзади. Новинка определила развитие и компоновку легковых моделей Tatra на долгие десятилетия.

Тем не менее большую часть модельного ряда Tatra составляли грузовики, которые во время войны служили вермахту, а после победы – чехословацким и советским войскам. Автозавод, переживший после войны процесс национализации, с 50-х годов вернулся к выпуску элитных легковых автомобилей.
Tatra 613 как преемник «шестьсот третьей»
Почти 20 лет, начиная с 1956-го, чехословацкое предприятие выпускало прекрасный представительский автомобиль – Tatra 603. Традиции «77-й» продолжились: двигатель был сзади, а дизайн – выше всяких похвал. Она попала и в дружественный Советский Союз, как служебный транспорт для верхушки руководства КГБ. Вот только все, даже очень хорошее имеет свойство устаревать. Поэтому в конце 60-х встал вопрос об обновлении модели. Были даже приглашены итальянские дизайнеры Carrozzeria Alfredo Vignale.
Получившаяся в результате Tatra 613 стала верным продолжателем заводских традиций, заложенных еще в 30-х Ледвинкой. Четвертая по счету модель высшего класса имела V8 с воздушным охлаждением и двигатель, расположенный сзади. Вернее, для достижения максимально возможной развесовки (45 / 55), двигатель установили почти над задней осью. По сути, это был компромисс между задним и средним расположением силового агрегата.
Проектные разработки новой модели пришлись на тяжелые времена «пражской весны» 1968 года. Неспокойная обстановка в стране, кризис власти и ввод иностранных вооруженных сил растянули процесс на несколько лет. Поэтому к производству «613-й» приступили только в 1974 году. Тогда же был прекращен и выпуск предыдущей модели Tatra.
Автомобиль с необычным, но запоминающимся силуэтом
Конечно, рядовые советские люди (тем более, жившие не в столице) вряд ли могли где-то увидеть такой автомобиль вживую. Да и выпуск любой техники, предназначенной для высших чинов, всегда был очень ограниченным. Из чуть более 9 тысяч произведенных Tatra 613, в нашу страну попало лишь полтысячи с небольшим.

Признаюсь, сам я впервые увидел Tatra 613 на страницах журнала «За рулем». Я узнал, что модель является правительственной в Чехословакии и очень удивился. Скромные размеры автомобиля не шли ни в какое сравнение с нашим ЗИЛ. Даже далеко не правительственная «Чайка» выглядела заметно внушительней и солидней. Впрочем, часто размер страны и амбиции ее руководителей определяют величину и облик транспорта из правительственного гаража.
Кстати, чехословацкая машина для высшего руководства мне совсем не понравилась. Особенно, задняя часть, похожая на женские джинсы со сниженной талией. Но визуальное восприятие часто очень обманчиво. Ведь именно такой дизайн придал автомобилю оптимальные показатели аэродинамики.
Tatra 613 снаружи и внутри
С моим личным впечатлением о необычном экстерьере согласны и многие другие. Авто сразу бросалось в глаза и запоминалось надолго. Хотя улавливалась какая-то схожесть с BMW, Citroen или Saab тех лет, но… Tatra 613 навсегда останется специфическим представителем авто для высшего класса времен социалистического блока. В общем, несмотря на некоторую необычность силуэта, Tatra 613 выглядит довольно цельно и гармонично.

Отсутствие внешней грандиозности автомобиля – не единственный факт, заставляющий усомниться в ее принадлежности к высшему классу. Есть и еще одна особенность. Это 4-ступенчатая механическая КПП. Виданное ли дело на правительственном авто, где автоматика подразумевается по умолчанию?! Что ж, вот такие вот чехи скромные ребята. Правда, в 90-х для новых модификаций добавили пятую передачу, а сам двигатель форсировали до 200 л. с.
В остальном, мы имеем дело с 4-дверным седаном, имеющим такое же количество посадочных мест. Классика продолжается в заднем приводе и бензиновом 3,5-литровом двигателе. Он выдавал мощность в 165 «лошадей» (по другим данным – 168 л. с.). При различных циклах езды мотор потреблял от 15 до 20 литров горючего на 100 км пути. Его запас обеспечивали два 72-литровых бака. А вот сам бензин можно было использовать только высокооктановый. Автомобиль высшего класса оснастили целым рядом узлов и деталей в двух экземплярах:
✅ карбюраторы
✅ бензобаки
✅ аккумуляторы
В то же время, распредвала имелось сразу четыре, плюс – принудительное воздушное охлаждение и бесконтактная система зажигания. Мощный движок, которому приходилось перевозить почти 2-тонный кузов, мог разгоняться до 190 км / ч.
Внутреннее убранство салона также не создавало впечатления грандиозности или помпезности. Добротная отделка соседствовала с довольно простенькой приборной панелью и обычным радиоприемником. Кондиционер у модели тоже не был предусмотрен. Были и другие конструктивные особенности:
✅ большие и удобные двери
✅ высокое торпедо, оборудованное круглыми циферблатами
✅ двухспицевый руль
✅ 2 пары фар круглой формы
✅ скошенная корма
✅ задняя рифленая оптика
✅ широкие бампера
✅ большие стекла
✅ длинный капот
Комфортную температуру в салоне в холодное время обеспечивали две независимые бензиновые печки. Одна из них располагалась по центру торпедо. Вторая находилась в том месте, где у других должен быть двигатель – под панелью багажного отделения.
Автомобиль для КГБ и партфункционеров средней руки
Отличительная внешность и прекрасные ходовые качества сделали автомобиль этой модели очень подходящим для оперативной работы высокопоставленных сотрудников КГБ СССР. Так была закуплена небольшая партия Tatra 613, специально выкрашенных в черный хром. Ручная сборка каждого транспортного средства обеспечивала их надежность, что было очень важно в работе органов.

Поэтому, со временем, несколько подобных спецмашин появилось и в составе милицейских подразделений столицы и основных городов страны. Такие единичные экземпляры оборудовались милицейской символикой или красно-синими мигалками. Среди положительных моментов конструкции отмечались:
✅ хорошая управляемость
✅ мягкий ход
✅ реечный руль
✅ дисковые тормоза с гидровакуумным усилителем
На то время многое из этого являлось передовыми технологиями. В принципе, применяется и сегодня, несколько десятилетий спустя. Были у автомобиля и свои слабые места:
✅ отсутствие усилителя руля
✅ КПП, неудобно смещенная назад
✅ при попадании в колею автомобиль вел себя неуверенно
✅ бедноватая приборная панель
✅ отсутствие электрических стеклоподъемников
Tatra 613 собирали не более тысячи в год, ведь массовая продажа автомобиля изначально не предполагалась. Хотя она, благодаря быстрому разгону и мягкой езде, вполне подошла бы для длительного путешествия. После распада СССР и всего социалистического блока, такая возможность появилась. Автомобиль, который в родной стране использовали только высокопоставленные чиновники и спецслужбы, вдруг стал доступен всем желающим. Хотя его цена была выше, чем у «Волги» и даже «Чайки», желающие заполучить нестандартную технику нашлись.

Вот только главный рынок сбыта Tatra 613 исчез навсегда. В своей стране они тоже оказались не у дел. На заводе «схватились за соломинку», предложив более перспективную версию «613-4» с 200-сильным мотором. Но в 1996 году в истории модели подвели черту. Появившаяся после этого 234-сильная Tatra 700 стала бледной тенью былой славы. Изготовив за 3 года всего 62 автомобиля, руководство завода свернуло производство «легковушек», сосредоточившись на грузовиках. Похоже, Tatra 613 стала символом эпохи социализма, которая безвозвратно ушла.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

«Шатун» и не только: на площадке «Экспофорума» показали много интересной техники
Амфибийный болотоход стал одним из ключевых экспонатов. Что еще необычного было на форуме?...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

Isuzu Elf повышенной проходимости – японские технологии и российские доработки
Легкие грузовые автомобили Isuzu Elf выпускаются в Японии с 1959 года. Неплохо известна эта модель и в России, особенно в регионах, расположенных поближе к...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....