Tatra 613 – для чехословацких чиновников и КГБ Советского Союза
Первый свой легковой автомобиль тогда еще австро-венгерская Tatra выпустила в далеком 1897 году. Хотя привычное во всем мире название автомобильной марки появилось только в 1917 году. Первая мировая приближалась к концу, а национальное самосознание чехов достигло наивысшей точки. Поэтому как имя для одного из самых старых в Европе автомобильных предприятий выбрали гордость тех мест – горную систему Татр. Интересно, что ею гордятся не только чехи, но и их соседи – словаки. Именно фрагменты этой системы расположены на гербе страны, цвета флага которой повторяют российские.
Автомобиль, появившийся 125 лет назад, одиозно назвали «Президент», а предприятие и дальше занималось выпуском уже чехословацкой техники. В 1934 году, стараниями талантливого конструктора Ганса Ледвинки, появилась Tatra 77. Она отличалась кузовом с прекрасной аэродинамикой и V8 с воздушным охлаждением, расположенным сзади. Новинка определила развитие и компоновку легковых моделей Tatra на долгие десятилетия.
Тем не менее большую часть модельного ряда Tatra составляли грузовики, которые во время войны служили вермахту, а после победы – чехословацким и советским войскам. Автозавод, переживший после войны процесс национализации, с 50-х годов вернулся к выпуску элитных легковых автомобилей.
Почти 20 лет, начиная с 1956-го, чехословацкое предприятие выпускало прекрасный представительский автомобиль – Tatra 603. Традиции «77-й» продолжились: двигатель был сзади, а дизайн – выше всяких похвал. Она попала и в дружественный Советский Союз, как служебный транспорт для верхушки руководства КГБ. Вот только все, даже очень хорошее имеет свойство устаревать. Поэтому в конце 60-х встал вопрос об обновлении модели. Были даже приглашены итальянские дизайнеры Carrozzeria Alfredo Vignale.
Проектные разработки новой модели пришлись на тяжелые времена «пражской весны» 1968 года. Неспокойная обстановка в стране, кризис власти и ввод иностранных вооруженных сил растянули процесс на несколько лет. Поэтому к производству «613-й» приступили только в 1974 году. Тогда же был прекращен и выпуск предыдущей модели Tatra.
Конечно, рядовые советские люди (тем более, жившие не в столице) вряд ли могли где-то увидеть такой автомобиль вживую. Да и выпуск любой техники, предназначенной для высших чинов, всегда был очень ограниченным. Из чуть более 9 тысяч произведенных Tatra 613, в нашу страну попало лишь полтысячи с небольшим.
Признаюсь, сам я впервые увидел Tatra 613 на страницах журнала «За рулем». Я узнал, что модель является правительственной в Чехословакии и очень удивился. Скромные размеры автомобиля не шли ни в какое сравнение с нашим ЗИЛ. Даже далеко не правительственная «Чайка» выглядела заметно внушительней и солидней. Впрочем, часто размер страны и амбиции ее руководителей определяют величину и облик транспорта из правительственного гаража.
Кстати, чехословацкая машина для высшего руководства мне совсем не понравилась. Особенно, задняя часть, похожая на женские джинсы со сниженной талией. Но визуальное восприятие часто очень обманчиво. Ведь именно такой дизайн придал автомобилю оптимальные показатели аэродинамики.
С моим личным впечатлением о необычном экстерьере согласны и многие другие. Авто сразу бросалось в глаза и запоминалось надолго. Хотя улавливалась какая-то схожесть с BMW, Citroen или Saab тех лет, но… Tatra 613 навсегда останется специфическим представителем авто для высшего класса времен социалистического блока. В общем, несмотря на некоторую необычность силуэта, Tatra 613 выглядит довольно цельно и гармонично.
Отсутствие внешней грандиозности автомобиля – не единственный факт, заставляющий усомниться в ее принадлежности к высшему классу. Есть и еще одна особенность. Это 4-ступенчатая механическая КПП. Виданное ли дело на правительственном авто, где автоматика подразумевается по умолчанию?! Что ж, вот такие вот чехи скромные ребята. Правда, в 90-х для новых модификаций добавили пятую передачу, а сам двигатель форсировали до 200 л. с.
В остальном, мы имеем дело с 4-дверным седаном, имеющим такое же количество посадочных мест. Классика продолжается в заднем приводе и бензиновом 3,5-литровом двигателе. Он выдавал мощность в 165 «лошадей» (по другим данным – 168 л. с.). При различных циклах езды мотор потреблял от 15 до 20 литров горючего на 100 км пути. Его запас обеспечивали два 72-литровых бака. А вот сам бензин можно было использовать только высокооктановый. Автомобиль высшего класса оснастили целым рядом узлов и деталей в двух экземплярах:
✅ карбюраторы
✅ бензобаки
✅ аккумуляторы
В то же время, распредвала имелось сразу четыре, плюс – принудительное воздушное охлаждение и бесконтактная система зажигания. Мощный движок, которому приходилось перевозить почти 2-тонный кузов, мог разгоняться до 190 км / ч.
Внутреннее убранство салона также не создавало впечатления грандиозности или помпезности. Добротная отделка соседствовала с довольно простенькой приборной панелью и обычным радиоприемником. Кондиционер у модели тоже не был предусмотрен. Были и другие конструктивные особенности:
✅ большие и удобные двери
✅ высокое торпедо, оборудованное круглыми циферблатами
✅ двухспицевый руль
✅ 2 пары фар круглой формы
✅ скошенная корма
✅ задняя рифленая оптика
✅ широкие бампера
✅ большие стекла
✅ длинный капот
Комфортную температуру в салоне в холодное время обеспечивали две независимые бензиновые печки. Одна из них располагалась по центру торпедо. Вторая находилась в том месте, где у других должен быть двигатель – под панелью багажного отделения.
Отличительная внешность и прекрасные ходовые качества сделали автомобиль этой модели очень подходящим для оперативной работы высокопоставленных сотрудников КГБ СССР. Так была закуплена небольшая партия Tatra 613, специально выкрашенных в черный хром. Ручная сборка каждого транспортного средства обеспечивала их надежность, что было очень важно в работе органов.
Поэтому, со временем, несколько подобных спецмашин появилось и в составе милицейских подразделений столицы и основных городов страны. Такие единичные экземпляры оборудовались милицейской символикой или красно-синими мигалками. Среди положительных моментов конструкции отмечались:
✅ хорошая управляемость
✅ мягкий ход
✅ реечный руль
✅ дисковые тормоза с гидровакуумным усилителем
На то время многое из этого являлось передовыми технологиями. В принципе, применяется и сегодня, несколько десятилетий спустя. Были у автомобиля и свои слабые места:
✅ отсутствие усилителя руля
✅ КПП, неудобно смещенная назад
✅ при попадании в колею автомобиль вел себя неуверенно
✅ бедноватая приборная панель
✅ отсутствие электрических стеклоподъемников
Tatra 613 собирали не более тысячи в год, ведь массовая продажа автомобиля изначально не предполагалась. Хотя она, благодаря быстрому разгону и мягкой езде, вполне подошла бы для длительного путешествия. После распада СССР и всего социалистического блока, такая возможность появилась. Автомобиль, который в родной стране использовали только высокопоставленные чиновники и спецслужбы, вдруг стал доступен всем желающим. Хотя его цена была выше, чем у «Волги» и даже «Чайки», желающие заполучить нестандартную технику нашлись.
Вот только главный рынок сбыта Tatra 613 исчез навсегда. В своей стране они тоже оказались не у дел. На заводе «схватились за соломинку», предложив более перспективную версию «613-4» с 200-сильным мотором. Но в 1996 году в истории модели подвели черту. Появившаяся после этого 234-сильная Tatra 700 стала бледной тенью былой славы. Изготовив за 3 года всего 62 автомобиля, руководство завода свернуло производство «легковушек», сосредоточившись на грузовиках. Похоже, Tatra 613 стала символом эпохи социализма, которая безвозвратно ушла.
Автомобиль, появившийся 125 лет назад, одиозно назвали «Президент», а предприятие и дальше занималось выпуском уже чехословацкой техники. В 1934 году, стараниями талантливого конструктора Ганса Ледвинки, появилась Tatra 77. Она отличалась кузовом с прекрасной аэродинамикой и V8 с воздушным охлаждением, расположенным сзади. Новинка определила развитие и компоновку легковых моделей Tatra на долгие десятилетия.
Необычный силуэт – это Tatra 613. Фото: youtube.com
Тем не менее большую часть модельного ряда Tatra составляли грузовики, которые во время войны служили вермахту, а после победы – чехословацким и советским войскам. Автозавод, переживший после войны процесс национализации, с 50-х годов вернулся к выпуску элитных легковых автомобилей.
Tatra 613 как преемник «шестьсот третьей»
Почти 20 лет, начиная с 1956-го, чехословацкое предприятие выпускало прекрасный представительский автомобиль – Tatra 603. Традиции «77-й» продолжились: двигатель был сзади, а дизайн – выше всяких похвал. Она попала и в дружественный Советский Союз, как служебный транспорт для верхушки руководства КГБ. Вот только все, даже очень хорошее имеет свойство устаревать. Поэтому в конце 60-х встал вопрос об обновлении модели. Были даже приглашены итальянские дизайнеры Carrozzeria Alfredo Vignale.
Получившаяся в результате Tatra 613 стала верным продолжателем заводских традиций, заложенных еще в 30-х Ледвинкой. Четвертая по счету модель высшего класса имела V8 с воздушным охлаждением и двигатель, расположенный сзади. Вернее, для достижения максимально возможной развесовки (45 / 55), двигатель установили почти над задней осью. По сути, это был компромисс между задним и средним расположением силового агрегата.
Проектные разработки новой модели пришлись на тяжелые времена «пражской весны» 1968 года. Неспокойная обстановка в стране, кризис власти и ввод иностранных вооруженных сил растянули процесс на несколько лет. Поэтому к производству «613-й» приступили только в 1974 году. Тогда же был прекращен и выпуск предыдущей модели Tatra.
Автомобиль с необычным, но запоминающимся силуэтом
Конечно, рядовые советские люди (тем более, жившие не в столице) вряд ли могли где-то увидеть такой автомобиль вживую. Да и выпуск любой техники, предназначенной для высших чинов, всегда был очень ограниченным. Из чуть более 9 тысяч произведенных Tatra 613, в нашу страну попало лишь полтысячи с небольшим.
Силовой агрегат, расположенный сзади. Фото: youtube.com
Признаюсь, сам я впервые увидел Tatra 613 на страницах журнала «За рулем». Я узнал, что модель является правительственной в Чехословакии и очень удивился. Скромные размеры автомобиля не шли ни в какое сравнение с нашим ЗИЛ. Даже далеко не правительственная «Чайка» выглядела заметно внушительней и солидней. Впрочем, часто размер страны и амбиции ее руководителей определяют величину и облик транспорта из правительственного гаража.
Кстати, чехословацкая машина для высшего руководства мне совсем не понравилась. Особенно, задняя часть, похожая на женские джинсы со сниженной талией. Но визуальное восприятие часто очень обманчиво. Ведь именно такой дизайн придал автомобилю оптимальные показатели аэродинамики.
Tatra 613 снаружи и внутри
С моим личным впечатлением о необычном экстерьере согласны и многие другие. Авто сразу бросалось в глаза и запоминалось надолго. Хотя улавливалась какая-то схожесть с BMW, Citroen или Saab тех лет, но… Tatra 613 навсегда останется специфическим представителем авто для высшего класса времен социалистического блока. В общем, несмотря на некоторую необычность силуэта, Tatra 613 выглядит довольно цельно и гармонично.
Вместительный багажник с запасной печкой под панелью. Фото: youtube.com
Отсутствие внешней грандиозности автомобиля – не единственный факт, заставляющий усомниться в ее принадлежности к высшему классу. Есть и еще одна особенность. Это 4-ступенчатая механическая КПП. Виданное ли дело на правительственном авто, где автоматика подразумевается по умолчанию?! Что ж, вот такие вот чехи скромные ребята. Правда, в 90-х для новых модификаций добавили пятую передачу, а сам двигатель форсировали до 200 л. с.
В остальном, мы имеем дело с 4-дверным седаном, имеющим такое же количество посадочных мест. Классика продолжается в заднем приводе и бензиновом 3,5-литровом двигателе. Он выдавал мощность в 165 «лошадей» (по другим данным – 168 л. с.). При различных циклах езды мотор потреблял от 15 до 20 литров горючего на 100 км пути. Его запас обеспечивали два 72-литровых бака. А вот сам бензин можно было использовать только высокооктановый. Автомобиль высшего класса оснастили целым рядом узлов и деталей в двух экземплярах:
✅ карбюраторы
✅ бензобаки
✅ аккумуляторы
В то же время, распредвала имелось сразу четыре, плюс – принудительное воздушное охлаждение и бесконтактная система зажигания. Мощный движок, которому приходилось перевозить почти 2-тонный кузов, мог разгоняться до 190 км / ч.
Внутреннее убранство салона также не создавало впечатления грандиозности или помпезности. Добротная отделка соседствовала с довольно простенькой приборной панелью и обычным радиоприемником. Кондиционер у модели тоже не был предусмотрен. Были и другие конструктивные особенности:
✅ большие и удобные двери
✅ высокое торпедо, оборудованное круглыми циферблатами
✅ двухспицевый руль
✅ 2 пары фар круглой формы
✅ скошенная корма
✅ задняя рифленая оптика
✅ широкие бампера
✅ большие стекла
✅ длинный капот
Комфортную температуру в салоне в холодное время обеспечивали две независимые бензиновые печки. Одна из них располагалась по центру торпедо. Вторая находилась в том месте, где у других должен быть двигатель – под панелью багажного отделения.
Автомобиль для КГБ и партфункционеров средней руки
Отличительная внешность и прекрасные ходовые качества сделали автомобиль этой модели очень подходящим для оперативной работы высокопоставленных сотрудников КГБ СССР. Так была закуплена небольшая партия Tatra 613, специально выкрашенных в черный хром. Ручная сборка каждого транспортного средства обеспечивала их надежность, что было очень важно в работе органов.
Специальная модификация Tatra 613. Фото: youtube.com
Поэтому, со временем, несколько подобных спецмашин появилось и в составе милицейских подразделений столицы и основных городов страны. Такие единичные экземпляры оборудовались милицейской символикой или красно-синими мигалками. Среди положительных моментов конструкции отмечались:
✅ хорошая управляемость
✅ мягкий ход
✅ реечный руль
✅ дисковые тормоза с гидровакуумным усилителем
На то время многое из этого являлось передовыми технологиями. В принципе, применяется и сегодня, несколько десятилетий спустя. Были у автомобиля и свои слабые места:
✅ отсутствие усилителя руля
✅ КПП, неудобно смещенная назад
✅ при попадании в колею автомобиль вел себя неуверенно
✅ бедноватая приборная панель
✅ отсутствие электрических стеклоподъемников
Tatra 613 собирали не более тысячи в год, ведь массовая продажа автомобиля изначально не предполагалась. Хотя она, благодаря быстрому разгону и мягкой езде, вполне подошла бы для длительного путешествия. После распада СССР и всего социалистического блока, такая возможность появилась. Автомобиль, который в родной стране использовали только высокопоставленные чиновники и спецслужбы, вдруг стал доступен всем желающим. Хотя его цена была выше, чем у «Волги» и даже «Чайки», желающие заполучить нестандартную технику нашлись.
Последняя «четвертая» версия автомобиля. Фото: youtube.com
Вот только главный рынок сбыта Tatra 613 исчез навсегда. В своей стране они тоже оказались не у дел. На заводе «схватились за соломинку», предложив более перспективную версию «613-4» с 200-сильным мотором. Но в 1996 году в истории модели подвели черту. Появившаяся после этого 234-сильная Tatra 700 стала бледной тенью былой славы. Изготовив за 3 года всего 62 автомобиля, руководство завода свернуло производство «легковушек», сосредоточившись на грузовиках. Похоже, Tatra 613 стала символом эпохи социализма, которая безвозвратно ушла.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...