«Арктика» – предшественник и последователи
5 861

«Арктика» – предшественник и последователи

Этот ледокол оставил свой след в корабельной истории, как первое надводное судно, побывавшее на крайней северной точке Земли. Речь идет об атомоходе «Арктика», начавшим проект 10520 и заложенном летом 1971 года на БСЗ – Балтийском судостроительном заводе. Строительством судна, с 1982 (после смерти Генсека) до 1986-го называвшегося «Леонид Брежнев», участвовало более 400 организаций и предприятий, включая НИИ атомной энергии. Уже через год после закладки корабль спустили на воду, а весной 1975-го он совершил свой первый рейс.


Конструкция


Пятипалубное судно имеет надстройку с таким же количеством ярусов. Корпус изготовлен из особо прочных легированных сортов стали, а там, где он подвергается наибольшему давлению извне, дополнительно обустроен т. н. ледовый пояс. Атомный реактор, вырабатывающий пар, размещен в самом центре корабля, в защищенном отсеке.

«Арктика» – предшественник и последователиЛедокол два раза переименовывали. Фото: YouTube.com

Для управления техсредствами силовой установки используется автоматический режим: необходимость несения вахт в машинном отделении отсутствует.


Общий контроль за работой реактора осуществляется из центрального поста. Управление ледоколом производится из ходовой рубки, расположенной поперек корабля. В длину это примерно 25 м, ширину – 5 м. Основные технические данные:

✅ длина, ширина, высота борта – 148, 30 и почти 17 м
✅ водоизмещение – 23460 т при осадке 11 м
✅ силовая установка – реактор мощностью 75 тыс. л. с., соединенный с тремя винтами с фиксированным шагом
✅ максимальная скорость – 38,5 км/ч
✅ продолжительность плавания – до 7,5 мес.
✅ количество членов экипажа – 150 моряков

Стоит заметить: уже тогда было понятно – для обеспечения по СМП более длительной навигации требуется ледокол помощнее.

Поход на Северный полюс


В конце лета 1977-го корабль вышел из Мурманска к Новой Земле и, достигнув моря Лаптевых, взял курс на «макушку» планеты. Уже менее чем через восемь суток плавания судно, пройдя 2528 миль, зафиксировало свое пребывание на Северном полюсе. Там поставили 10-метровый флагшток, на который было водружено алое полотнище СССР. Под лед моряки спустили стальную плитку с изображением государственного символа – герба страны и памятной надписью о пребывании ледокола на широте 90°.

В честь покорения судном Северного полюса выпускались почтовые марки и блоки. Фото: YouTube.com

Но это не единственное заметное достижение судна. Ранее, в 1975-м оно провело по СМП в сторону Америки дизельное судно «Адмирал Макаров». Через год был спасен ледокол «Ермак», не сумевший самостоятельно провести сухогруз «Капитан Мышевский». Позже история повторилась с такими же кораблями «Ленинград» и «Челюскин». В 1983-м атомоход участвовал в операции по прокладке пути во льдах для 57 (!) застрявших кораблей, включая «Ленин», также работавший на ядерном топливе. Для «Арктики» это время было поистине «звездным».

По мощности и габаритам «Арктика» превосходила ледокол «Ленин». Фото: YouTube.com

Однако «возраст берет свое» и в 2008-м атомоход поставили «на прикол». А в июле 2012-го его исключили из Регистра. Советская, а потом российская «Арктика», не заходя в порт приписки Мурманск, целый год (с 4 по 4 мая 1999-2000 годы) проработала в Северном Ледовитом океане, проведя 110 кораблей через льды по СМП. За это время судно прошло 50 тыс. миль без каких-либо существенных поломок. К 1999 году «Арктика» преодолела 1 млн. морских миль.

Одноименный последователь


В октябре минувшего года в Мурманске, откуда когда-то отправлялся на Северный Полюс предшественник современного судна, был подписан акт приема-передачи нового российского атомохода «Арктика». Ему дали точно такое же название, которое носил его знаменитый предшественник. Технические характеристики нового атомохода:

✅ длина, ширина, высота борта – 173,3, 34, 15,2 метра
✅ минимальная осадка – 8,55 м
✅ водоизмещение – 33,54 тыс. т
✅ длительность автономного плавания – более года
✅ толщина проламываемого льда – до 2,9 м
✅ количество членов экипажа – 75 моряков
✅ эксплуатационный ресурс – 40 лет

Основная особенность судна заключается в его «умении» менять осадку, что важно при работе на небольших глубинах, например, в устьях рек. Для этого применяются балластные цистерны. Новый корабль проекта 22220 заложили через пять лет после окончания эксплуатации старшего «тезки», в 2013-м. Строительство продвигалось туго: были нарушены связи с Украиной, поставлявшей различные агрегаты для ледоколов.

Последний атомоход СССР был заложен в 1989 году и его достроили через 18 (!) лет, на воду спустили в 2007-м. Изначально носивший имя «Урал», в эксплуатацию он вошел под названием «50 лет Победы».


«Арктику» тоже строили долго. Фото: YouTube.com

Ходовые испытания новой «Арктики» стартовали в конце 2019-го. Проверка осуществлялась в несколько этапов. Сначала в водах Финского залива, потом в Балтийском море. До сентября следующего хода испытаниям подвергались агрегаты и механизмы судна, которое даже угодило в шторм. В этом же месяце официально объявили о благополучном окончании проверок. Затем «Арктика», пересекая четыре моря, прибыла в Мурманск.

Здесь наблюдают за «самочувствием» ядерного реактора. Фото: YouTube.com

Капитан Олег Щапин, проверявший корабль на разных режимах, отметил, что настоящие ледовые испытания впереди. Просто не удалось найти подходящую льдину, а те что попадались, толщиной в метр, атомоход попросту «не замечал». Что касалось торосов, «Арктика» проходила сквозь них «не шелохнувшись», в отличие от судна «50 лет Победы», который испытывал этот же человек.

«Арктика» – самый «крутой» корабль на Севморпути. Фото: YouTube.com

Сегодня атомный ледокол трудится на просторах Северного Морского Пути, занимаясь проводкой судов. Так, в декабре прошлого года «Арктика», выйдя из Архангельска, провела корабли «Капитан Драницын», «Юрий Аршеневский», «Полар Кинг» и «Инженер Трубин». В январе 2022-го караван доставил на Чукотку в порт Певек 14 тыс. т грузов (в основном стройматериалы). С новым атомоходом два последних судна отправились обратно.

Другие ледоколы проекта 22220


«Сибирь» заложили в мае 2015-го, через пару с небольшим лет его спустили на воду. Корабль тоже имеет своего «двойника-тезку» в прошлом. Судно с таким же названием приняли в эксплуатацию в конце 1977 года, и оно тоже побывало на Северном полюсе в 1987-м. Сейчас корабль утилизирован.

Через 40 лет после начала работы советской «Сибири» на воду спустили новую, российскую. Фото: YouTube.com

Его последователь, заложенный в 2015-м, торжественно «встал в строй» 25.01.2022. Атомоход прибыл в Мурманск из Санкт-Петербурга, успев побывать (благополучно) в шторме. А уже в конце января вышел в первый рейс. «Брат» «Арктики» имеет следующие параметры:

✅ длина, ширина, высота борта – 173,3, 34 и 15,2 м
✅ водоизмещение – 33,54 т
✅ максимальная скорость – 34 узла
✅ минимальная осадка – 9,03 м
✅ мощность силовой установки на валах – 60 МВт
✅ число членов экипажа – 54 моряка

Заявленный производителем ресурс атомного ледокола «Сибирь» составляет не менее 40 лет. Еще один корабль из этого семейства – «Урал» планируется ввести в строй к концу текущего года. Согласно информации, полученной в апреле от А. Беспрозванных, заместителя главы Минпромторга, корабль построен «на 85 %».

Спуск на воду атомохода «Урал» (2019 год). Фото: YouTube.com

Четвертое судно серии 22220 «Якутия» заложено в мае 2020-го. Предполагается, что корабль передадут заказчику ближе к концу 2025-го. И еще один атомоход «Чукотка», находящийся на стадии строительства, будет сдан в эксплуатацию ориентировочно в течение 2026 года. Также продолжают собирать самый широкий и мощный в мире ледокол «Лидер». Согласно прогнозам Минпромторга санкционные риски в отношении находящихся на стапелях судов умеренные. Основная часть оборудования производится на российских смежных предприятиях и в компаниях, подчиненных «Росатому».
А вы что думаете о современных российских ледоколах?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....