«Арктика» – предшественник и последователи
Этот ледокол оставил свой след в корабельной истории, как первое надводное судно, побывавшее на крайней северной точке Земли. Речь идет об атомоходе «Арктика», начавшим проект 10520 и заложенном летом 1971 года на БСЗ – Балтийском судостроительном заводе. Строительством судна, с 1982 (после смерти Генсека) до 1986-го называвшегося «Леонид Брежнев», участвовало более 400 организаций и предприятий, включая НИИ атомной энергии. Уже через год после закладки корабль спустили на воду, а весной 1975-го он совершил свой первый рейс.
Пятипалубное судно имеет надстройку с таким же количеством ярусов. Корпус изготовлен из особо прочных легированных сортов стали, а там, где он подвергается наибольшему давлению извне, дополнительно обустроен т. н. ледовый пояс. Атомный реактор, вырабатывающий пар, размещен в самом центре корабля, в защищенном отсеке.
Общий контроль за работой реактора осуществляется из центрального поста. Управление ледоколом производится из ходовой рубки, расположенной поперек корабля. В длину это примерно 25 м, ширину – 5 м. Основные технические данные:
✅ длина, ширина, высота борта – 148, 30 и почти 17 м
✅ водоизмещение – 23460 т при осадке 11 м
✅ силовая установка – реактор мощностью 75 тыс. л. с., соединенный с тремя винтами с фиксированным шагом
✅ максимальная скорость – 38,5 км/ч
✅ продолжительность плавания – до 7,5 мес.
✅ количество членов экипажа – 150 моряков
Стоит заметить: уже тогда было понятно – для обеспечения по СМП более длительной навигации требуется ледокол помощнее.
В конце лета 1977-го корабль вышел из Мурманска к Новой Земле и, достигнув моря Лаптевых, взял курс на «макушку» планеты. Уже менее чем через восемь суток плавания судно, пройдя 2528 миль, зафиксировало свое пребывание на Северном полюсе. Там поставили 10-метровый флагшток, на который было водружено алое полотнище СССР. Под лед моряки спустили стальную плитку с изображением государственного символа – герба страны и памятной надписью о пребывании ледокола на широте 90°.
Но это не единственное заметное достижение судна. Ранее, в 1975-м оно провело по СМП в сторону Америки дизельное судно «Адмирал Макаров». Через год был спасен ледокол «Ермак», не сумевший самостоятельно провести сухогруз «Капитан Мышевский». Позже история повторилась с такими же кораблями «Ленинград» и «Челюскин». В 1983-м атомоход участвовал в операции по прокладке пути во льдах для 57 (!) застрявших кораблей, включая «Ленин», также работавший на ядерном топливе. Для «Арктики» это время было поистине «звездным».
Однако «возраст берет свое» и в 2008-м атомоход поставили «на прикол». А в июле 2012-го его исключили из Регистра. Советская, а потом российская «Арктика», не заходя в порт приписки Мурманск, целый год (с 4 по 4 мая 1999-2000 годы) проработала в Северном Ледовитом океане, проведя 110 кораблей через льды по СМП. За это время судно прошло 50 тыс. миль без каких-либо существенных поломок. К 1999 году «Арктика» преодолела 1 млн. морских миль.
В октябре минувшего года в Мурманске, откуда когда-то отправлялся на Северный Полюс предшественник современного судна, был подписан акт приема-передачи нового российского атомохода «Арктика». Ему дали точно такое же название, которое носил его знаменитый предшественник. Технические характеристики нового атомохода:
✅ длина, ширина, высота борта – 173,3, 34, 15,2 метра
✅ минимальная осадка – 8,55 м
✅ водоизмещение – 33,54 тыс. т
✅ длительность автономного плавания – более года
✅ толщина проламываемого льда – до 2,9 м
✅ количество членов экипажа – 75 моряков
✅ эксплуатационный ресурс – 40 лет
Основная особенность судна заключается в его «умении» менять осадку, что важно при работе на небольших глубинах, например, в устьях рек. Для этого применяются балластные цистерны. Новый корабль проекта 22220 заложили через пять лет после окончания эксплуатации старшего «тезки», в 2013-м. Строительство продвигалось туго: были нарушены связи с Украиной, поставлявшей различные агрегаты для ледоколов.
Ходовые испытания новой «Арктики» стартовали в конце 2019-го. Проверка осуществлялась в несколько этапов. Сначала в водах Финского залива, потом в Балтийском море. До сентября следующего хода испытаниям подвергались агрегаты и механизмы судна, которое даже угодило в шторм. В этом же месяце официально объявили о благополучном окончании проверок. Затем «Арктика», пересекая четыре моря, прибыла в Мурманск.
Капитан Олег Щапин, проверявший корабль на разных режимах, отметил, что настоящие ледовые испытания впереди. Просто не удалось найти подходящую льдину, а те что попадались, толщиной в метр, атомоход попросту «не замечал». Что касалось торосов, «Арктика» проходила сквозь них «не шелохнувшись», в отличие от судна «50 лет Победы», который испытывал этот же человек.
Сегодня атомный ледокол трудится на просторах Северного Морского Пути, занимаясь проводкой судов. Так, в декабре прошлого года «Арктика», выйдя из Архангельска, провела корабли «Капитан Драницын», «Юрий Аршеневский», «Полар Кинг» и «Инженер Трубин». В январе 2022-го караван доставил на Чукотку в порт Певек 14 тыс. т грузов (в основном стройматериалы). С новым атомоходом два последних судна отправились обратно.
«Сибирь» заложили в мае 2015-го, через пару с небольшим лет его спустили на воду. Корабль тоже имеет своего «двойника-тезку» в прошлом. Судно с таким же названием приняли в эксплуатацию в конце 1977 года, и оно тоже побывало на Северном полюсе в 1987-м. Сейчас корабль утилизирован.
Его последователь, заложенный в 2015-м, торжественно «встал в строй» 25.01.2022. Атомоход прибыл в Мурманск из Санкт-Петербурга, успев побывать (благополучно) в шторме. А уже в конце января вышел в первый рейс. «Брат» «Арктики» имеет следующие параметры:
✅ длина, ширина, высота борта – 173,3, 34 и 15,2 м
✅ водоизмещение – 33,54 т
✅ максимальная скорость – 34 узла
✅ минимальная осадка – 9,03 м
✅ мощность силовой установки на валах – 60 МВт
✅ число членов экипажа – 54 моряка
Заявленный производителем ресурс атомного ледокола «Сибирь» составляет не менее 40 лет. Еще один корабль из этого семейства – «Урал» планируется ввести в строй к концу текущего года. Согласно информации, полученной в апреле от А. Беспрозванных, заместителя главы Минпромторга, корабль построен «на 85 %».
Четвертое судно серии 22220 «Якутия» заложено в мае 2020-го. Предполагается, что корабль передадут заказчику ближе к концу 2025-го. И еще один атомоход «Чукотка», находящийся на стадии строительства, будет сдан в эксплуатацию ориентировочно в течение 2026 года. Также продолжают собирать самый широкий и мощный в мире ледокол «Лидер». Согласно прогнозам Минпромторга санкционные риски в отношении находящихся на стапелях судов умеренные. Основная часть оборудования производится на российских смежных предприятиях и в компаниях, подчиненных «Росатому».
Конструкция
Пятипалубное судно имеет надстройку с таким же количеством ярусов. Корпус изготовлен из особо прочных легированных сортов стали, а там, где он подвергается наибольшему давлению извне, дополнительно обустроен т. н. ледовый пояс. Атомный реактор, вырабатывающий пар, размещен в самом центре корабля, в защищенном отсеке.
Ледокол два раза переименовывали. Фото: YouTube.com
Для управления техсредствами силовой установки используется автоматический режим: необходимость несения вахт в машинном отделении отсутствует.
Общий контроль за работой реактора осуществляется из центрального поста. Управление ледоколом производится из ходовой рубки, расположенной поперек корабля. В длину это примерно 25 м, ширину – 5 м. Основные технические данные:
✅ длина, ширина, высота борта – 148, 30 и почти 17 м
✅ водоизмещение – 23460 т при осадке 11 м
✅ силовая установка – реактор мощностью 75 тыс. л. с., соединенный с тремя винтами с фиксированным шагом
✅ максимальная скорость – 38,5 км/ч
✅ продолжительность плавания – до 7,5 мес.
✅ количество членов экипажа – 150 моряков
Стоит заметить: уже тогда было понятно – для обеспечения по СМП более длительной навигации требуется ледокол помощнее.
Поход на Северный полюс
В конце лета 1977-го корабль вышел из Мурманска к Новой Земле и, достигнув моря Лаптевых, взял курс на «макушку» планеты. Уже менее чем через восемь суток плавания судно, пройдя 2528 миль, зафиксировало свое пребывание на Северном полюсе. Там поставили 10-метровый флагшток, на который было водружено алое полотнище СССР. Под лед моряки спустили стальную плитку с изображением государственного символа – герба страны и памятной надписью о пребывании ледокола на широте 90°.
В честь покорения судном Северного полюса выпускались почтовые марки и блоки. Фото: YouTube.com
Но это не единственное заметное достижение судна. Ранее, в 1975-м оно провело по СМП в сторону Америки дизельное судно «Адмирал Макаров». Через год был спасен ледокол «Ермак», не сумевший самостоятельно провести сухогруз «Капитан Мышевский». Позже история повторилась с такими же кораблями «Ленинград» и «Челюскин». В 1983-м атомоход участвовал в операции по прокладке пути во льдах для 57 (!) застрявших кораблей, включая «Ленин», также работавший на ядерном топливе. Для «Арктики» это время было поистине «звездным».
По мощности и габаритам «Арктика» превосходила ледокол «Ленин». Фото: YouTube.com
Однако «возраст берет свое» и в 2008-м атомоход поставили «на прикол». А в июле 2012-го его исключили из Регистра. Советская, а потом российская «Арктика», не заходя в порт приписки Мурманск, целый год (с 4 по 4 мая 1999-2000 годы) проработала в Северном Ледовитом океане, проведя 110 кораблей через льды по СМП. За это время судно прошло 50 тыс. миль без каких-либо существенных поломок. К 1999 году «Арктика» преодолела 1 млн. морских миль.
Одноименный последователь
В октябре минувшего года в Мурманске, откуда когда-то отправлялся на Северный Полюс предшественник современного судна, был подписан акт приема-передачи нового российского атомохода «Арктика». Ему дали точно такое же название, которое носил его знаменитый предшественник. Технические характеристики нового атомохода:
✅ длина, ширина, высота борта – 173,3, 34, 15,2 метра
✅ минимальная осадка – 8,55 м
✅ водоизмещение – 33,54 тыс. т
✅ длительность автономного плавания – более года
✅ толщина проламываемого льда – до 2,9 м
✅ количество членов экипажа – 75 моряков
✅ эксплуатационный ресурс – 40 лет
Основная особенность судна заключается в его «умении» менять осадку, что важно при работе на небольших глубинах, например, в устьях рек. Для этого применяются балластные цистерны. Новый корабль проекта 22220 заложили через пять лет после окончания эксплуатации старшего «тезки», в 2013-м. Строительство продвигалось туго: были нарушены связи с Украиной, поставлявшей различные агрегаты для ледоколов.
Последний атомоход СССР был заложен в 1989 году и его достроили через 18 (!) лет, на воду спустили в 2007-м. Изначально носивший имя «Урал», в эксплуатацию он вошел под названием «50 лет Победы».
«Арктику» тоже строили долго. Фото: YouTube.com
Ходовые испытания новой «Арктики» стартовали в конце 2019-го. Проверка осуществлялась в несколько этапов. Сначала в водах Финского залива, потом в Балтийском море. До сентября следующего хода испытаниям подвергались агрегаты и механизмы судна, которое даже угодило в шторм. В этом же месяце официально объявили о благополучном окончании проверок. Затем «Арктика», пересекая четыре моря, прибыла в Мурманск.
Здесь наблюдают за «самочувствием» ядерного реактора. Фото: YouTube.com
Капитан Олег Щапин, проверявший корабль на разных режимах, отметил, что настоящие ледовые испытания впереди. Просто не удалось найти подходящую льдину, а те что попадались, толщиной в метр, атомоход попросту «не замечал». Что касалось торосов, «Арктика» проходила сквозь них «не шелохнувшись», в отличие от судна «50 лет Победы», который испытывал этот же человек.
«Арктика» – самый «крутой» корабль на Севморпути. Фото: YouTube.com
Сегодня атомный ледокол трудится на просторах Северного Морского Пути, занимаясь проводкой судов. Так, в декабре прошлого года «Арктика», выйдя из Архангельска, провела корабли «Капитан Драницын», «Юрий Аршеневский», «Полар Кинг» и «Инженер Трубин». В январе 2022-го караван доставил на Чукотку в порт Певек 14 тыс. т грузов (в основном стройматериалы). С новым атомоходом два последних судна отправились обратно.
Другие ледоколы проекта 22220
«Сибирь» заложили в мае 2015-го, через пару с небольшим лет его спустили на воду. Корабль тоже имеет своего «двойника-тезку» в прошлом. Судно с таким же названием приняли в эксплуатацию в конце 1977 года, и оно тоже побывало на Северном полюсе в 1987-м. Сейчас корабль утилизирован.
Через 40 лет после начала работы советской «Сибири» на воду спустили новую, российскую. Фото: YouTube.com
Его последователь, заложенный в 2015-м, торжественно «встал в строй» 25.01.2022. Атомоход прибыл в Мурманск из Санкт-Петербурга, успев побывать (благополучно) в шторме. А уже в конце января вышел в первый рейс. «Брат» «Арктики» имеет следующие параметры:
✅ длина, ширина, высота борта – 173,3, 34 и 15,2 м
✅ водоизмещение – 33,54 т
✅ максимальная скорость – 34 узла
✅ минимальная осадка – 9,03 м
✅ мощность силовой установки на валах – 60 МВт
✅ число членов экипажа – 54 моряка
Заявленный производителем ресурс атомного ледокола «Сибирь» составляет не менее 40 лет. Еще один корабль из этого семейства – «Урал» планируется ввести в строй к концу текущего года. Согласно информации, полученной в апреле от А. Беспрозванных, заместителя главы Минпромторга, корабль построен «на 85 %».
Спуск на воду атомохода «Урал» (2019 год). Фото: YouTube.com
Четвертое судно серии 22220 «Якутия» заложено в мае 2020-го. Предполагается, что корабль передадут заказчику ближе к концу 2025-го. И еще один атомоход «Чукотка», находящийся на стадии строительства, будет сдан в эксплуатацию ориентировочно в течение 2026 года. Также продолжают собирать самый широкий и мощный в мире ледокол «Лидер». Согласно прогнозам Минпромторга санкционные риски в отношении находящихся на стапелях судов умеренные. Основная часть оборудования производится на российских смежных предприятиях и в компаниях, подчиненных «Росатому».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....