Замена тормозных колодок - как не прогадать с выбором
Тормозные колодки – «конечные» детали системы. Именно они соприкасаются с дисками или барабанами и благодаря трению останавливают вращение колеса. Любой автовладелец этим элементам оказывает особое внимание: от них зависит безопасность поездки. Но как правильно выбрать запчасть, когда рынок буквально завален этим расходным материалом? Сначала стоит понять, как устроены колодки, из чего их делают.
Тормоза бывают дисковыми или барабанными. В первом случае деталь представляет собой пластину, изготовленную из металла, на которой закреплена специальным клеем фрикционная накладка. Как раз она и прижимается к диску. В барабанной системе колодка – серповидная запчасть. Здесь фрикционная накладка к металлической основе прикрепляется с помощью заклепок или специального термо- и влагостойкого клея. Первый вариант используется все реже. При торможении деталь, расположенная внутри барабана, прижимается к его стенкам. Помимо накладки и основы в конструкцию колодки могут входить:
В их составе - множество компонентов: металлы, смолы, добавки из керамики, волокна и многое другое. Каждый производитель использует свою смесь и собственные технологии, являющиеся коммерческой тайной. Но общая классификация для колодок все же существует. Какими они бывают?
Наполовину они сделаны из стали. Уверенно сопротивляются высоким температурам, влаге, но плохо функционируют при низких температурах и очень интенсивно воздействуют на диск. Полуметаллические колодки представляют собой образец сбалансированности между эффективностью работы и качеством при эксплуатации в обычных условиях. Если после поездки вы заметили серый налет на колесах – не стоит паниковать: для подобных накладок это нормальное явление, связанное с образованием оксида железа.
Здесь стали не более 20-30 %. Остальные компоненты органические. Иногда на изделиях подобного типа пишут Non-asbestos Organic (сокращенно NAO). Это значит «в изделии есть органика, но нет асбеста». По эксплуатационным свойствам они несколько хуже полуметаллических колодок, т. к. коэффициент трения незначительно падает при нагреве до 250-400 С°. Однако такой недостаток некритичен для, например, коммерческих легковых авто.
Самый современный и дорогой вариант колодок. Обладают высокой эффективностью при больших нагрузках. Изначально устанавливались только на спортивные машины. Но позже стали использовать и на обычных легковушках. Керамические накладки долговечны и почти не не делают углублений на дисках, при работе не образуют серый налет на колесах. При увлажнении эффективность немного снижается, если сравнивать с полуметаллическими колодками.
Характеризуются включением в состав волокон, смол, иных компонентов. Содержание металлов незначительно. Такие колодки мало не способствуют износу тормозного диска, но зато нещадно пылят.
На первом месте асбест. Для накладок это идеальный материал, обладающий отличным коэффициентом трения и неизменностью эксплуатационных качеств при высокой температуре. Однако в Евросоюзе посчитали асбест вредным и с середины 90-х перестали использовать в производстве колодок. Взамен применяют органику, синтетику, сульфиды металлов.
Но не только асбест, медь тоже «провинилась»! Автопроизводители требуют, чтобы поставщики колодок предоставляли изделия, в которых данный металл отсутствует. Первыми авто с такими фрикционными накладками стали Mercedes S-класса (2014 г.) и Audi A4 (2015 г.). Производство колодок без меди возглавил концерн Federal-Mogul. Используя собственные технологии компании удалось разработать изделия, по себестоимости не отличающиеся от стандартных накладок, но обладающие лучшими тормозными свойствами и меньшим износом. Последний параметр снизился на 60 %! Все идет к тому, что скоро тормозной диск и колодки будут заменяться одновременно.
Среди них три лидера: Federal-Mogul (крупнейший), Galfer, TMD Friction. Но завод отдельные колодки не интересуют: ему требуются тормоза «под ключ», совместимые с электроникой. Подобные запросы удовлетворяются через крупнейших производителей, таких, как TRW, CBI, ATE, Brembo. Возникает вопрос, на какие бренды смотреть рядовому покупателю в магазинах? Помимо вышеуказанных, это Bosch, Mintex, Nisshinbo, Wagner, Ferodo, Textar, LPR. Стоит это разобрать подробнее на конкретных примерах.
Производятся в Германии на протяжении века. Состав фрикционной смеси постоянно совершенствуется (много цветных металлов). Плюсы:
Минуса только два: изделия редко встречаются в продаже и стоят дорого.
Японский лидер по производству тормозных колодок, тоже со столетней историей. Изделия отличаются характерной конструкцией с диагональным пазом, гарантирующим плотное соприкосновение с диском, что минимизирует шумы, вибрации. Достоинства:
Из отрицательных сторон – большое количество подделок и высокая стоимость.
Немецкий производитель, покрывающий накладки специальным составом, защищающим изделие от грязи и коррозии. Технология позволила только увеличить эффективность торможения при нагревании. В составе накладки нет асбеста, изделие соответствует стандартам ЕС. Минус – высокая цена.
Самые безопасные в экологическом плане колодки. В составе накладки - 25 компонентов, среди которых почти нет металлов. основа сделана из чугуна. Поставляются для автопроизводителей Audi, Mercedes Benz.
Число заводов, выпускающих изделия для отечественного автопрома, не так велико. Однако доля продукции постепенно увеличивается. Среди наиболее известных стоит упомянуть «МарКон». Компания предлагает колодки для российских автомобилей ВАЗ. Ассортимент - более 500 моделей. Эксплуатационный ресурс - до 50 тыс. км пробега. Еще один производитель - KÖTL. Сотрудничает с ВАЗ, Nissan, Toyota. Компания «Поллад» (Тольятти) выпускает изделия для ВАЗ, УАЗ, машин на платформе VW. Примерная стоимость российских колодок - в диапазоне 400-1500 руб.
Первый вариант можно найти у дилера или в специализированной автоцентре. Стоит такая деталь очень дорого. А если хочется сэкономить? Контрактные колодки производятся на таких же конвейерах, что и оригинальные. Но отличия есть. Например, иной состав фрикционной смеси, плотность фиксации накладки к несущей пластине. В итоге срок службы по сравнению с оригиналом уменьшается. Тем не менее контрактные изделия раскупаются. Здесь главное – наличие штампа R90, указывающее на соответствие требованиям ЕС. Такие колодки можно покупать смело!
Конструкция
Тормоза бывают дисковыми или барабанными. В первом случае деталь представляет собой пластину, изготовленную из металла, на которой закреплена специальным клеем фрикционная накладка. Как раз она и прижимается к диску. В барабанной системе колодка – серповидная запчасть. Здесь фрикционная накладка к металлической основе прикрепляется с помощью заклепок или специального термо- и влагостойкого клея. Первый вариант используется все реже. При торможении деталь, расположенная внутри барабана, прижимается к его стенкам. Помимо накладки и основы в конструкцию колодки могут входить:
- ✅ пружины, фиксирующие запчасть в требуемом положении (иногда поставляются отдельно от нее)
- ✅ противоскрипные пластины, уменьшающие шумы при работе и отводящие тепло от суппорта (чтобы тормозная жидкость в рабочих цилиндрах не кипела)
- ✅ электронные датчики, подающие сигнал на панель прибора при критическом износе фрикционных накладок
В последнем случае на колодки могут устанавливать дешевую альтернативу – т. н. скрипуны. Это скобы, приклепанные параллельно накладке. Когда она стирается на 80-90%, механические индикаторы соприкасаются с диском, что сопровождается скрипом. Услышав его, водитель понимает: пришла пора менять колодки. Просто, дешево и сердито!
Как выбрать изделия по материалу изготовления накладок
В их составе - множество компонентов: металлы, смолы, добавки из керамики, волокна и многое другое. Каждый производитель использует свою смесь и собственные технологии, являющиеся коммерческой тайной. Но общая классификация для колодок все же существует. Какими они бывают?
Полуметаллические
Наполовину они сделаны из стали. Уверенно сопротивляются высоким температурам, влаге, но плохо функционируют при низких температурах и очень интенсивно воздействуют на диск. Полуметаллические колодки представляют собой образец сбалансированности между эффективностью работы и качеством при эксплуатации в обычных условиях. Если после поездки вы заметили серый налет на колесах – не стоит паниковать: для подобных накладок это нормальное явление, связанное с образованием оксида железа.
Низкометаллические
Здесь стали не более 20-30 %. Остальные компоненты органические. Иногда на изделиях подобного типа пишут Non-asbestos Organic (сокращенно NAO). Это значит «в изделии есть органика, но нет асбеста». По эксплуатационным свойствам они несколько хуже полуметаллических колодок, т. к. коэффициент трения незначительно падает при нагреве до 250-400 С°. Однако такой недостаток некритичен для, например, коммерческих легковых авто.
Керамические
Самый современный и дорогой вариант колодок. Обладают высокой эффективностью при больших нагрузках. Изначально устанавливались только на спортивные машины. Но позже стали использовать и на обычных легковушках. Керамические накладки долговечны и почти не не делают углублений на дисках, при работе не образуют серый налет на колесах. При увлажнении эффективность немного снижается, если сравнивать с полуметаллическими колодками.
Органические
Характеризуются включением в состав волокон, смол, иных компонентов. Содержание металлов незначительно. Такие колодки мало не способствуют износу тормозного диска, но зато нещадно пылят.
Какие компоненты колодок объявили вредными
На первом месте асбест. Для накладок это идеальный материал, обладающий отличным коэффициентом трения и неизменностью эксплуатационных качеств при высокой температуре. Однако в Евросоюзе посчитали асбест вредным и с середины 90-х перестали использовать в производстве колодок. Взамен применяют органику, синтетику, сульфиды металлов.
Но не только асбест, медь тоже «провинилась»! Автопроизводители требуют, чтобы поставщики колодок предоставляли изделия, в которых данный металл отсутствует. Первыми авто с такими фрикционными накладками стали Mercedes S-класса (2014 г.) и Audi A4 (2015 г.). Производство колодок без меди возглавил концерн Federal-Mogul. Используя собственные технологии компании удалось разработать изделия, по себестоимости не отличающиеся от стандартных накладок, но обладающие лучшими тормозными свойствами и меньшим износом. Последний параметр снизился на 60 %! Все идет к тому, что скоро тормозной диск и колодки будут заменяться одновременно.
Надежные поставщики
Среди них три лидера: Federal-Mogul (крупнейший), Galfer, TMD Friction. Но завод отдельные колодки не интересуют: ему требуются тормоза «под ключ», совместимые с электроникой. Подобные запросы удовлетворяются через крупнейших производителей, таких, как TRW, CBI, ATE, Brembo. Возникает вопрос, на какие бренды смотреть рядовому покупателю в магазинах? Помимо вышеуказанных, это Bosch, Mintex, Nisshinbo, Wagner, Ferodo, Textar, LPR. Стоит это разобрать подробнее на конкретных примерах.
ATE
Производятся в Германии на протяжении века. Состав фрикционной смеси постоянно совершенствуется (много цветных металлов). Плюсы:
- ✅ стойкость к коррозии
- ✅ продолжительный эксплуатационный ресурс
- ✅ не пылят и не скрипят
- ✅ защита от контрафакта
Минуса только два: изделия редко встречаются в продаже и стоят дорого.
Nisshinbo
Японский лидер по производству тормозных колодок, тоже со столетней историей. Изделия отличаются характерной конструкцией с диагональным пазом, гарантирующим плотное соприкосновение с диском, что минимизирует шумы, вибрации. Достоинства:
- ✅ не скрипят и не свистят
- ✅ устойчивы к высоким температурам
- ✅ широкий ассортимент моделей
Из отрицательных сторон – большое количество подделок и высокая стоимость.
Zimmermann
Немецкий производитель, покрывающий накладки специальным составом, защищающим изделие от грязи и коррозии. Технология позволила только увеличить эффективность торможения при нагревании. В составе накладки нет асбеста, изделие соответствует стандартам ЕС. Минус – высокая цена.
Ferodo
Самые безопасные в экологическом плане колодки. В составе накладки - 25 компонентов, среди которых почти нет металлов. основа сделана из чугуна. Поставляются для автопроизводителей Audi, Mercedes Benz.
Колодки от российских производителей
Число заводов, выпускающих изделия для отечественного автопрома, не так велико. Однако доля продукции постепенно увеличивается. Среди наиболее известных стоит упомянуть «МарКон». Компания предлагает колодки для российских автомобилей ВАЗ. Ассортимент - более 500 моделей. Эксплуатационный ресурс - до 50 тыс. км пробега. Еще один производитель - KÖTL. Сотрудничает с ВАЗ, Nissan, Toyota. Компания «Поллад» (Тольятти) выпускает изделия для ВАЗ, УАЗ, машин на платформе VW. Примерная стоимость российских колодок - в диапазоне 400-1500 руб.
Оригинальные или контрактные колодки?
Первый вариант можно найти у дилера или в специализированной автоцентре. Стоит такая деталь очень дорого. А если хочется сэкономить? Контрактные колодки производятся на таких же конвейерах, что и оригинальные. Но отличия есть. Например, иной состав фрикционной смеси, плотность фиксации накладки к несущей пластине. В итоге срок службы по сравнению с оригиналом уменьшается. Тем не менее контрактные изделия раскупаются. Здесь главное – наличие штампа R90, указывающее на соответствие требованиям ЕС. Такие колодки можно покупать смело!
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....