
Замена тормозных колодок - как не прогадать с выбором
Тормозные колодки – «конечные» детали системы. Именно они соприкасаются с дисками или барабанами и благодаря трению останавливают вращение колеса. Любой автовладелец этим элементам оказывает особое внимание: от них зависит безопасность поездки. Но как правильно выбрать запчасть, когда рынок буквально завален этим расходным материалом? Сначала стоит понять, как устроены колодки, из чего их делают.
Тормоза бывают дисковыми или барабанными. В первом случае деталь представляет собой пластину, изготовленную из металла, на которой закреплена специальным клеем фрикционная накладка. Как раз она и прижимается к диску. В барабанной системе колодка – серповидная запчасть. Здесь фрикционная накладка к металлической основе прикрепляется с помощью заклепок или специального термо- и влагостойкого клея. Первый вариант используется все реже. При торможении деталь, расположенная внутри барабана, прижимается к его стенкам. Помимо накладки и основы в конструкцию колодки могут входить:
В их составе - множество компонентов: металлы, смолы, добавки из керамики, волокна и многое другое. Каждый производитель использует свою смесь и собственные технологии, являющиеся коммерческой тайной. Но общая классификация для колодок все же существует. Какими они бывают?
Наполовину они сделаны из стали. Уверенно сопротивляются высоким температурам, влаге, но плохо функционируют при низких температурах и очень интенсивно воздействуют на диск. Полуметаллические колодки представляют собой образец сбалансированности между эффективностью работы и качеством при эксплуатации в обычных условиях. Если после поездки вы заметили серый налет на колесах – не стоит паниковать: для подобных накладок это нормальное явление, связанное с образованием оксида железа.
Здесь стали не более 20-30 %. Остальные компоненты органические. Иногда на изделиях подобного типа пишут Non-asbestos Organic (сокращенно NAO). Это значит «в изделии есть органика, но нет асбеста». По эксплуатационным свойствам они несколько хуже полуметаллических колодок, т. к. коэффициент трения незначительно падает при нагреве до 250-400 С°. Однако такой недостаток некритичен для, например, коммерческих легковых авто.
Самый современный и дорогой вариант колодок. Обладают высокой эффективностью при больших нагрузках. Изначально устанавливались только на спортивные машины. Но позже стали использовать и на обычных легковушках. Керамические накладки долговечны и почти не не делают углублений на дисках, при работе не образуют серый налет на колесах. При увлажнении эффективность немного снижается, если сравнивать с полуметаллическими колодками.
Характеризуются включением в состав волокон, смол, иных компонентов. Содержание металлов незначительно. Такие колодки мало не способствуют износу тормозного диска, но зато нещадно пылят.
На первом месте асбест. Для накладок это идеальный материал, обладающий отличным коэффициентом трения и неизменностью эксплуатационных качеств при высокой температуре. Однако в Евросоюзе посчитали асбест вредным и с середины 90-х перестали использовать в производстве колодок. Взамен применяют органику, синтетику, сульфиды металлов.
Но не только асбест, медь тоже «провинилась»! Автопроизводители требуют, чтобы поставщики колодок предоставляли изделия, в которых данный металл отсутствует. Первыми авто с такими фрикционными накладками стали Mercedes S-класса (2014 г.) и Audi A4 (2015 г.). Производство колодок без меди возглавил концерн Federal-Mogul. Используя собственные технологии компании удалось разработать изделия, по себестоимости не отличающиеся от стандартных накладок, но обладающие лучшими тормозными свойствами и меньшим износом. Последний параметр снизился на 60 %! Все идет к тому, что скоро тормозной диск и колодки будут заменяться одновременно.
Среди них три лидера: Federal-Mogul (крупнейший), Galfer, TMD Friction. Но завод отдельные колодки не интересуют: ему требуются тормоза «под ключ», совместимые с электроникой. Подобные запросы удовлетворяются через крупнейших производителей, таких, как TRW, CBI, ATE, Brembo. Возникает вопрос, на какие бренды смотреть рядовому покупателю в магазинах? Помимо вышеуказанных, это Bosch, Mintex, Nisshinbo, Wagner, Ferodo, Textar, LPR. Стоит это разобрать подробнее на конкретных примерах.
Производятся в Германии на протяжении века. Состав фрикционной смеси постоянно совершенствуется (много цветных металлов). Плюсы:
Минуса только два: изделия редко встречаются в продаже и стоят дорого.
Японский лидер по производству тормозных колодок, тоже со столетней историей. Изделия отличаются характерной конструкцией с диагональным пазом, гарантирующим плотное соприкосновение с диском, что минимизирует шумы, вибрации. Достоинства:
Из отрицательных сторон – большое количество подделок и высокая стоимость.
Немецкий производитель, покрывающий накладки специальным составом, защищающим изделие от грязи и коррозии. Технология позволила только увеличить эффективность торможения при нагревании. В составе накладки нет асбеста, изделие соответствует стандартам ЕС. Минус – высокая цена.
Самые безопасные в экологическом плане колодки. В составе накладки - 25 компонентов, среди которых почти нет металлов. основа сделана из чугуна. Поставляются для автопроизводителей Audi, Mercedes Benz.
Число заводов, выпускающих изделия для отечественного автопрома, не так велико. Однако доля продукции постепенно увеличивается. Среди наиболее известных стоит упомянуть «МарКон». Компания предлагает колодки для российских автомобилей ВАЗ. Ассортимент - более 500 моделей. Эксплуатационный ресурс - до 50 тыс. км пробега. Еще один производитель - KÖTL. Сотрудничает с ВАЗ, Nissan, Toyota. Компания «Поллад» (Тольятти) выпускает изделия для ВАЗ, УАЗ, машин на платформе VW. Примерная стоимость российских колодок - в диапазоне 400-1500 руб.
Первый вариант можно найти у дилера или в специализированной автоцентре. Стоит такая деталь очень дорого. А если хочется сэкономить? Контрактные колодки производятся на таких же конвейерах, что и оригинальные. Но отличия есть. Например, иной состав фрикционной смеси, плотность фиксации накладки к несущей пластине. В итоге срок службы по сравнению с оригиналом уменьшается. Тем не менее контрактные изделия раскупаются. Здесь главное – наличие штампа R90, указывающее на соответствие требованиям ЕС. Такие колодки можно покупать смело!
Конструкция
Тормоза бывают дисковыми или барабанными. В первом случае деталь представляет собой пластину, изготовленную из металла, на которой закреплена специальным клеем фрикционная накладка. Как раз она и прижимается к диску. В барабанной системе колодка – серповидная запчасть. Здесь фрикционная накладка к металлической основе прикрепляется с помощью заклепок или специального термо- и влагостойкого клея. Первый вариант используется все реже. При торможении деталь, расположенная внутри барабана, прижимается к его стенкам. Помимо накладки и основы в конструкцию колодки могут входить:
- ✅ пружины, фиксирующие запчасть в требуемом положении (иногда поставляются отдельно от нее)
- ✅ противоскрипные пластины, уменьшающие шумы при работе и отводящие тепло от суппорта (чтобы тормозная жидкость в рабочих цилиндрах не кипела)
- ✅ электронные датчики, подающие сигнал на панель прибора при критическом износе фрикционных накладок
В последнем случае на колодки могут устанавливать дешевую альтернативу – т. н. скрипуны. Это скобы, приклепанные параллельно накладке. Когда она стирается на 80-90%, механические индикаторы соприкасаются с диском, что сопровождается скрипом. Услышав его, водитель понимает: пришла пора менять колодки. Просто, дешево и сердито!
Как выбрать изделия по материалу изготовления накладок
В их составе - множество компонентов: металлы, смолы, добавки из керамики, волокна и многое другое. Каждый производитель использует свою смесь и собственные технологии, являющиеся коммерческой тайной. Но общая классификация для колодок все же существует. Какими они бывают?
Полуметаллические
Наполовину они сделаны из стали. Уверенно сопротивляются высоким температурам, влаге, но плохо функционируют при низких температурах и очень интенсивно воздействуют на диск. Полуметаллические колодки представляют собой образец сбалансированности между эффективностью работы и качеством при эксплуатации в обычных условиях. Если после поездки вы заметили серый налет на колесах – не стоит паниковать: для подобных накладок это нормальное явление, связанное с образованием оксида железа.
Низкометаллические
Здесь стали не более 20-30 %. Остальные компоненты органические. Иногда на изделиях подобного типа пишут Non-asbestos Organic (сокращенно NAO). Это значит «в изделии есть органика, но нет асбеста». По эксплуатационным свойствам они несколько хуже полуметаллических колодок, т. к. коэффициент трения незначительно падает при нагреве до 250-400 С°. Однако такой недостаток некритичен для, например, коммерческих легковых авто.
Керамические
Самый современный и дорогой вариант колодок. Обладают высокой эффективностью при больших нагрузках. Изначально устанавливались только на спортивные машины. Но позже стали использовать и на обычных легковушках. Керамические накладки долговечны и почти не не делают углублений на дисках, при работе не образуют серый налет на колесах. При увлажнении эффективность немного снижается, если сравнивать с полуметаллическими колодками.
Органические
Характеризуются включением в состав волокон, смол, иных компонентов. Содержание металлов незначительно. Такие колодки мало не способствуют износу тормозного диска, но зато нещадно пылят.
Какие компоненты колодок объявили вредными
На первом месте асбест. Для накладок это идеальный материал, обладающий отличным коэффициентом трения и неизменностью эксплуатационных качеств при высокой температуре. Однако в Евросоюзе посчитали асбест вредным и с середины 90-х перестали использовать в производстве колодок. Взамен применяют органику, синтетику, сульфиды металлов.
Но не только асбест, медь тоже «провинилась»! Автопроизводители требуют, чтобы поставщики колодок предоставляли изделия, в которых данный металл отсутствует. Первыми авто с такими фрикционными накладками стали Mercedes S-класса (2014 г.) и Audi A4 (2015 г.). Производство колодок без меди возглавил концерн Federal-Mogul. Используя собственные технологии компании удалось разработать изделия, по себестоимости не отличающиеся от стандартных накладок, но обладающие лучшими тормозными свойствами и меньшим износом. Последний параметр снизился на 60 %! Все идет к тому, что скоро тормозной диск и колодки будут заменяться одновременно.
Надежные поставщики
Среди них три лидера: Federal-Mogul (крупнейший), Galfer, TMD Friction. Но завод отдельные колодки не интересуют: ему требуются тормоза «под ключ», совместимые с электроникой. Подобные запросы удовлетворяются через крупнейших производителей, таких, как TRW, CBI, ATE, Brembo. Возникает вопрос, на какие бренды смотреть рядовому покупателю в магазинах? Помимо вышеуказанных, это Bosch, Mintex, Nisshinbo, Wagner, Ferodo, Textar, LPR. Стоит это разобрать подробнее на конкретных примерах.
ATE
Производятся в Германии на протяжении века. Состав фрикционной смеси постоянно совершенствуется (много цветных металлов). Плюсы:
- ✅ стойкость к коррозии
- ✅ продолжительный эксплуатационный ресурс
- ✅ не пылят и не скрипят
- ✅ защита от контрафакта
Минуса только два: изделия редко встречаются в продаже и стоят дорого.
Nisshinbo
Японский лидер по производству тормозных колодок, тоже со столетней историей. Изделия отличаются характерной конструкцией с диагональным пазом, гарантирующим плотное соприкосновение с диском, что минимизирует шумы, вибрации. Достоинства:
- ✅ не скрипят и не свистят
- ✅ устойчивы к высоким температурам
- ✅ широкий ассортимент моделей
Из отрицательных сторон – большое количество подделок и высокая стоимость.
Zimmermann
Немецкий производитель, покрывающий накладки специальным составом, защищающим изделие от грязи и коррозии. Технология позволила только увеличить эффективность торможения при нагревании. В составе накладки нет асбеста, изделие соответствует стандартам ЕС. Минус – высокая цена.
Ferodo
Самые безопасные в экологическом плане колодки. В составе накладки - 25 компонентов, среди которых почти нет металлов. основа сделана из чугуна. Поставляются для автопроизводителей Audi, Mercedes Benz.
Колодки от российских производителей
Число заводов, выпускающих изделия для отечественного автопрома, не так велико. Однако доля продукции постепенно увеличивается. Среди наиболее известных стоит упомянуть «МарКон». Компания предлагает колодки для российских автомобилей ВАЗ. Ассортимент - более 500 моделей. Эксплуатационный ресурс - до 50 тыс. км пробега. Еще один производитель - KÖTL. Сотрудничает с ВАЗ, Nissan, Toyota. Компания «Поллад» (Тольятти) выпускает изделия для ВАЗ, УАЗ, машин на платформе VW. Примерная стоимость российских колодок - в диапазоне 400-1500 руб.
Оригинальные или контрактные колодки?
Первый вариант можно найти у дилера или в специализированной автоцентре. Стоит такая деталь очень дорого. А если хочется сэкономить? Контрактные колодки производятся на таких же конвейерах, что и оригинальные. Но отличия есть. Например, иной состав фрикционной смеси, плотность фиксации накладки к несущей пластине. В итоге срок службы по сравнению с оригиналом уменьшается. Тем не менее контрактные изделия раскупаются. Здесь главное – наличие штампа R90, указывающее на соответствие требованиям ЕС. Такие колодки можно покупать смело!
Рекомендуем для вас

Полиция России взяла на вооружение «распиленные» Lada Niva Kub
Удлиненные фургоны уже участвуют в патрулировании улиц. Первые машины поступили в две области РФ....

Нижегородский тягач получит российский двигатель вместо китайского
Наш мотор развивает 3000 Н*м крутящего момента. Его мощность на 150 л. с. больше, чем у китайского ДВС....

Исторический момент – первый импортозамещенный МС-21 собран
До серийного производства остался лишь один шаг. Также появилась информация касательно степени прохождения испытаний и сертификации лайнеров SJ-100 и...

Крупнейший в мире гидроплан совершил свой первый полет
Он прошел с пассажирами на борту в рамках первого этапа летных испытаний Viceroy Seaglider. Более подробно об этом читайте в нашем материале....

Завод Toyota в Шушарах вернется к работе: уже набирают сотрудников
Спустя три года простоя грядет расконсервация. Что там будут выпускать, пока неизвестно....

Почему заработал конвейер BMW в Калининграде
Официальный представитель BMW в России уже выступил с заявлением....

Как и зачем строили Северомуйский тоннель на БАМе
На этот грандиозный проект ушло 26 лет. Но в наши дни одного Северомуйского тоннеля на БАМе стало недостаточно......

В России появился новый отечественный трактор – он пойдет в серию
Внешне техника до боли напоминает Т-150. Только она куда мощнее и современнее....

«ДСТ-Урал» впервые вывел из цеха новый трактор FT-7
Гусеничная техника создана для сельскохозяйственных работ. На борту – дизель ЯМЗ-652....

Мощность нового дизельного двигателя для УАЗа Патриота рассекретили – мнения водителей
Уже никто не скрывает, что мотор от китайского концерна JAC. Обещают до 20% дизельных «Патриков» в линейке....

Самая экономичная модель АВТОВАЗ возвращается в продажу
Запас хода на полных баках достигает отметки в 1000 км. Еще ожидается не менее интересная модификация всеми известной «Весты»....

«Китайцев» уже не берут – когда ждать «нормальные» бренды?
В последнее время все чаще встречаются новости о том, что тот или иной автобренд планирует возвращаться на российских рынок. К примеру, одним из первых об этом...

ГАЗ «Садко 9» выпускают серийно – произведена первая партия
Выпущенные автомобили будут переданы компаниям, занимающимся производством модификационных надстроек. На этих площадках осуществляется монтаж и сертификация...

«Ленинград» и «Сталинград» еще не построены, а уже подорожали на треть
Атомные ледоколы обойдутся еще дороже, чем год назад. На сроки сдачи это не повлияет....

Экономия на дизеле – попытка сохранить средства превратилась в финансовую ловушку
Российские автолюбители предпочитают бензиновые легковые машины. Дизель для них – это однозначная прерогатива грузового транспорта. Там никто не спорит, что...

Электросамокатчики «приехали» – выходят важные изменения в ПДД
Нововведение не назовешь точечным. Охвачено множество вопросов и проблем, связанных с этим типом транспорта. Пешеходам и водителям ТС однозначно будет теперь...