Суперкатамаран СССР, который так и не попал в серию
9 382

Суперкатамаран СССР, который так и не попал в серию

В Советском Союзе часто выпускали интересные и оригинальные транспортные средства. Главной особенностью моделей 1930-1950-х годов было то, что даже единичные прототипы часто эксплуатировались. Это давало возможность не только увидеть эффективность нестандартных конструкций и решений, но и поднимало престиж СССР в мировом масштабе.


Перед началом Великой Отечественной войны, в период с 1939 по 1941 годы, из Сочи в Сухуми курсировало необычное пассажирское судно. Это был уникальный глиссирующий катамаран на 150 мест – плавсредство, как будто сошедшее со страниц фантастических романов и не имеющее аналогов в мире.

Предпосылки к появлению


Советские инженеры еще в 1920-х годах задумывались об эффекте глиссирования. Суда такого типа имели ряд преимуществ. Они были скоростными и экономичными, хотя построить плавсредство большого размера долгое время не получалось.

Суперкатамаран СССР, который так и не попал в сериюСогранились только старые архивные фото катамарана-глиссера. Фото: Youtube.com

Работы начались с компактных моделей разных конструкций. Постепенно стало понятно, что крупное пассажирское судно можно построить, используя концепцию глиссера.

К концу 1920-х годов наработки позволили замахнуться на стоместное плавсредство. Судно должно было стать мореходным, а использовать его планировали для перевозки отдыхающих или туристических прогулок.


Первые испытания показали, что классические глиссеры больших размеров не подходят из-за неустойчивости на высокой волне. Главный руководитель проекта, инженер Гартвиг, решил использовать катамараны – специфические двухлодочные конструкции. Они позволяли добиться максимальной устойчивости, при этом выйти на глиссирование получалось быстрее из-за более высокой посадки судна в воде.

Чтобы подтвердить свою гипотезу, Гартвинг построил 12-местный катамаран, получивший название «Автодор-13». Испытание доказали, что корабль можно в теории увеличить до 10 раз и больше. При этом нашлось немало скептиков, утверждавших, что маломерное судно – это одно, и схема не сработает на крупных плавсредствах.

Особенности конструкции


Работы над катамараном были начаты в 1931 году. После испытаний «Автодор-13», конструкторы начали создавать крупногабаритное судно. Уже в 1934 году в прессе сообщали об ОСГА-25 «Экспресс», хотя в то время не было даже масштабной модели. Про уникальное судно писали в журналах «За рулем» и «Техника – Молодежи».

Подготовка к спуску на воду. Фото: Youtube.com

В 1937 году макет ОСГА-25 «Экспресс» демонстрировался в «советском» павильоне на Международной выставке в Париже. Справедливости ради, стоит отметить, что французские инженеры не верили в возможность реализации проекта на практике.

Производственные мощности ОСГА не позволяли собрать полноразмерный катамаран – пришлось «переезжать» на московский авиазавод №1 вместе со всем инженерным составом. Непосредственные работы по постройке судна начались в 1937 году.

Каркасы лодок катамарана сварили из стальных труб для придания необходимой прочности. Все элементы для поддержания внешней обшивки сделали из дерева двух сортов – сосны и ясеня, соединенных бакелитовым клеем.


Катамаран постарались максимально усилить – это же пассажирская модель, несущая величие СССР перед туристами. Ниже ватерлинии корпуса лодок обшили текстолитом, армированным стальной сеткой. Дополнительно материал было решено укрепить листами из нержавеющей стали, отполированной в зеркало.

Сверху над ватерлинией корпус глиссера обшили бакелитом – как лодки, так и основной отсек. Из этого же материала выполнены все настилы.

Двигатели


Основными силовыми агрегатами для ОСГА-25 «Экспресс» стали четыре ГМ-34. Эти моторы создавались специально для водных судов на основе авиационных АМ-34. Общая мощность, передаваемая на винты, составляла по одним данным 2 100, а по другим – 3 000 л. с.

ОСГА-25 «Экспресс» вид сверху. Фото: Youtube.com

Каждый двигатель развивал 750 л. с. Возможно, что при передаче на гребной винт часть мощности терялась, хотя, маловероятно. Такая силовая установка обеспечивала максимальную скорость до 96 км/ч или до 86 км/ч при полной пассажирозагрузке. Гребные винты изготавливали из бронзового сплава.

Интересно, что для заднего хода основные двигатели не использовались. Для упрощения конструкции, они работали только в одном режиме. Для заднего хода устанавливали два мотора ГАЗ-М1, развивающих по 50 л. с. При необходимости, дополнительные силовые агрегаты можно было использовать в качестве «пускачей» для основных двигателей.

Уровень комфорта


Конструкторы постарались сделать ОСГА-25 «Экспресс» максимально удобным для экипажа из 12 человек и 150 пассажиров. Машинные отделения, расположенные в двух лодках, были тщательно шумоизолированы.

Рулевая рубка находилась на самом верху судна, обеспечивая круговой обзор команде. Пассажиры размещались как на отсеках лодок, так и в настройке. Даже над машинными отделениями, благодаря 100-мм шумоизоляции, люди могли разговаривать, не повышая голоса на ходу судна.

Даже самые дешевые места, размещенные в лодках, давали немыслимый для конца 1930-х годов уровень комфорта. Там стояли мягкие диваны с пневмоподушками из натурального каучука и подлокотниками. Функционировала система вентиляции.

Кают-салон с буфетом. Фото: Youtube.com

Самыми комфортными считались каюты в надстройке. Для почетных пассажиров было отведено место в кают-салоне. Там же был расположен роскошный буфет. Каждый пассажир получал отдельное вращающееся кресло, сейчас такие называются «капитанскими». Дизайн был футуристическим, как будто на космическом корабле.

Интересно, что изготовление ОСГА-25 «Экспресс» производилось не на верфи, а на авиационном заводе. Из-за этого пришлось делить катамаран на секции, которые потом собирались на месте спуска на воду.

Испытания модели


В конце 1938 года глиссер был готов. Его специально полностью собрали на авиационном заводе, чтобы продемонстрировать приемной комиссии. Потом ОСГА-25 «Экспресс» демонтировали на секции и отправили по железной дороге в Сочи.

Прибывший на место агрегат собрали на подготовленном для этого эллинге. Специально для спуска судна на воду построили слип.
До конца лета 1939 года ОСГА-25 «Экспресс» проходил ряд заводских испытаний. Ходовые тесты проводились в сентябре, а в октябре катамаран был принят на баланс сочинского пароходства.

Глиссер, готовый к рейсу. Фото: Youtube.com

Во время испытаний судно прошло более 2 200 км. Полная загрузка глиссера достигала 12 тонн. При перевозке пассажиров рекомендовалось не превышать отметку в 70 км/ч, чтобы обеспечить максимальный уровень комфорта.

Эксплуатация и судьба


Первый рейс ОСГА-25 «Экспресс» совершил в апреле 1940 года. Катамаран был под завязку загружен пассажирами и отправился из Сочи в Сухуми. Маршрут был преодолен за 2,5 часа, как и предполагалось. Пассажиры оказались довольны.

В течении 1940 года глиссер-катамаран регулярно совершал рейсы. Так как ОСГА-25 «Экспресс» привлекал вызывал внимание советских граждан, начальство сочинского пароходства приняло решение организовать экскурсии. Они пользовались неизменным спросом. За навигацию 1940 года уникальный катамаран-глиссер перевез почти 20 тысяч пассажиров.

После начала Великой Отечественной войны ОСГА-25 «Экспресс» был отправлен в Туапсе и выведен из эксплуатации. В дальнейшем все основные двигатели с плавсредства сняли, установив их на более нужные в то время торпедные катеры.

Такой планировалась следующая модель. Фото: Youtube.com

До 1942 года катамаран простоял без движения. Когда началась битва за Туапсе, ОСГА-25 «Экспресс» был уничтожен советскими военными.

До Великой Отечественной войны планировалось развивать перспективное направление по выпуску пассажирских глиссеров-катамаранов. Но начало боевых действий смешало все планы. После окончания ВОВ пришлось заново отстраивать страну и было не до пассажирских катамаранов.

Когда ситуация нормализовалась, глиссеры уже устарели – советские конструкторы начали разрабатывать подобные суда на подводных крыльях.
А вам понравился ОСГА-25 «Экспресс»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....