
Суперкатамаран СССР, который так и не попал в серию
В Советском Союзе часто выпускали интересные и оригинальные транспортные средства. Главной особенностью моделей 1930-1950-х годов было то, что даже единичные прототипы часто эксплуатировались. Это давало возможность не только увидеть эффективность нестандартных конструкций и решений, но и поднимало престиж СССР в мировом масштабе.
Перед началом Великой Отечественной войны, в период с 1939 по 1941 годы, из Сочи в Сухуми курсировало необычное пассажирское судно. Это был уникальный глиссирующий катамаран на 150 мест – плавсредство, как будто сошедшее со страниц фантастических романов и не имеющее аналогов в мире.
Советские инженеры еще в 1920-х годах задумывались об эффекте глиссирования. Суда такого типа имели ряд преимуществ. Они были скоростными и экономичными, хотя построить плавсредство большого размера долгое время не получалось.
Согранились только старые архивные фото катамарана-глиссера. Фото: Youtube.com
Работы начались с компактных моделей разных конструкций. Постепенно стало понятно, что крупное пассажирское судно можно построить, используя концепцию глиссера.
Первые испытания показали, что классические глиссеры больших размеров не подходят из-за неустойчивости на высокой волне. Главный руководитель проекта, инженер Гартвиг, решил использовать катамараны – специфические двухлодочные конструкции. Они позволяли добиться максимальной устойчивости, при этом выйти на глиссирование получалось быстрее из-за более высокой посадки судна в воде.
Чтобы подтвердить свою гипотезу, Гартвинг построил 12-местный катамаран, получивший название «Автодор-13». Испытание доказали, что корабль можно в теории увеличить до 10 раз и больше. При этом нашлось немало скептиков, утверждавших, что маломерное судно – это одно, и схема не сработает на крупных плавсредствах.
Работы над катамараном были начаты в 1931 году. После испытаний «Автодор-13», конструкторы начали создавать крупногабаритное судно. Уже в 1934 году в прессе сообщали об ОСГА-25 «Экспресс», хотя в то время не было даже масштабной модели. Про уникальное судно писали в журналах «За рулем» и «Техника – Молодежи».
Подготовка к спуску на воду. Фото: Youtube.com
В 1937 году макет ОСГА-25 «Экспресс» демонстрировался в «советском» павильоне на Международной выставке в Париже. Справедливости ради, стоит отметить, что французские инженеры не верили в возможность реализации проекта на практике.
Производственные мощности ОСГА не позволяли собрать полноразмерный катамаран – пришлось «переезжать» на московский авиазавод №1 вместе со всем инженерным составом. Непосредственные работы по постройке судна начались в 1937 году.
Катамаран постарались максимально усилить – это же пассажирская модель, несущая величие СССР перед туристами. Ниже ватерлинии корпуса лодок обшили текстолитом, армированным стальной сеткой. Дополнительно материал было решено укрепить листами из нержавеющей стали, отполированной в зеркало.
Сверху над ватерлинией корпус глиссера обшили бакелитом – как лодки, так и основной отсек. Из этого же материала выполнены все настилы.
Основными силовыми агрегатами для ОСГА-25 «Экспресс» стали четыре ГМ-34. Эти моторы создавались специально для водных судов на основе авиационных АМ-34. Общая мощность, передаваемая на винты, составляла по одним данным 2 100, а по другим – 3 000 л. с.
ОСГА-25 «Экспресс» вид сверху. Фото: Youtube.com
Каждый двигатель развивал 750 л. с. Возможно, что при передаче на гребной винт часть мощности терялась, хотя, маловероятно. Такая силовая установка обеспечивала максимальную скорость до 96 км/ч или до 86 км/ч при полной пассажирозагрузке. Гребные винты изготавливали из бронзового сплава.
Интересно, что для заднего хода основные двигатели не использовались. Для упрощения конструкции, они работали только в одном режиме. Для заднего хода устанавливали два мотора ГАЗ-М1, развивающих по 50 л. с. При необходимости, дополнительные силовые агрегаты можно было использовать в качестве «пускачей» для основных двигателей.
Конструкторы постарались сделать ОСГА-25 «Экспресс» максимально удобным для экипажа из 12 человек и 150 пассажиров. Машинные отделения, расположенные в двух лодках, были тщательно шумоизолированы.
Рулевая рубка находилась на самом верху судна, обеспечивая круговой обзор команде. Пассажиры размещались как на отсеках лодок, так и в настройке. Даже над машинными отделениями, благодаря 100-мм шумоизоляции, люди могли разговаривать, не повышая голоса на ходу судна.
Даже самые дешевые места, размещенные в лодках, давали немыслимый для конца 1930-х годов уровень комфорта. Там стояли мягкие диваны с пневмоподушками из натурального каучука и подлокотниками. Функционировала система вентиляции.
Кают-салон с буфетом. Фото: Youtube.com
Самыми комфортными считались каюты в надстройке. Для почетных пассажиров было отведено место в кают-салоне. Там же был расположен роскошный буфет. Каждый пассажир получал отдельное вращающееся кресло, сейчас такие называются «капитанскими». Дизайн был футуристическим, как будто на космическом корабле.
Интересно, что изготовление ОСГА-25 «Экспресс» производилось не на верфи, а на авиационном заводе. Из-за этого пришлось делить катамаран на секции, которые потом собирались на месте спуска на воду.
В конце 1938 года глиссер был готов. Его специально полностью собрали на авиационном заводе, чтобы продемонстрировать приемной комиссии. Потом ОСГА-25 «Экспресс» демонтировали на секции и отправили по железной дороге в Сочи.
Прибывший на место агрегат собрали на подготовленном для этого эллинге. Специально для спуска судна на воду построили слип.
До конца лета 1939 года ОСГА-25 «Экспресс» проходил ряд заводских испытаний. Ходовые тесты проводились в сентябре, а в октябре катамаран был принят на баланс сочинского пароходства.
Глиссер, готовый к рейсу. Фото: Youtube.com
Во время испытаний судно прошло более 2 200 км. Полная загрузка глиссера достигала 12 тонн. При перевозке пассажиров рекомендовалось не превышать отметку в 70 км/ч, чтобы обеспечить максимальный уровень комфорта.
Первый рейс ОСГА-25 «Экспресс» совершил в апреле 1940 года. Катамаран был под завязку загружен пассажирами и отправился из Сочи в Сухуми. Маршрут был преодолен за 2,5 часа, как и предполагалось. Пассажиры оказались довольны.
В течении 1940 года глиссер-катамаран регулярно совершал рейсы. Так как ОСГА-25 «Экспресс» привлекал вызывал внимание советских граждан, начальство сочинского пароходства приняло решение организовать экскурсии. Они пользовались неизменным спросом. За навигацию 1940 года уникальный катамаран-глиссер перевез почти 20 тысяч пассажиров.
После начала Великой Отечественной войны ОСГА-25 «Экспресс» был отправлен в Туапсе и выведен из эксплуатации. В дальнейшем все основные двигатели с плавсредства сняли, установив их на более нужные в то время торпедные катеры.
Такой планировалась следующая модель. Фото: Youtube.com
До 1942 года катамаран простоял без движения. Когда началась битва за Туапсе, ОСГА-25 «Экспресс» был уничтожен советскими военными.
До Великой Отечественной войны планировалось развивать перспективное направление по выпуску пассажирских глиссеров-катамаранов. Но начало боевых действий смешало все планы. После окончания ВОВ пришлось заново отстраивать страну и было не до пассажирских катамаранов.
Когда ситуация нормализовалась, глиссеры уже устарели – советские конструкторы начали разрабатывать подобные суда на подводных крыльях.
Перед началом Великой Отечественной войны, в период с 1939 по 1941 годы, из Сочи в Сухуми курсировало необычное пассажирское судно. Это был уникальный глиссирующий катамаран на 150 мест – плавсредство, как будто сошедшее со страниц фантастических романов и не имеющее аналогов в мире.
Предпосылки к появлению
Советские инженеры еще в 1920-х годах задумывались об эффекте глиссирования. Суда такого типа имели ряд преимуществ. Они были скоростными и экономичными, хотя построить плавсредство большого размера долгое время не получалось.

Работы начались с компактных моделей разных конструкций. Постепенно стало понятно, что крупное пассажирское судно можно построить, используя концепцию глиссера.
К концу 1920-х годов наработки позволили замахнуться на стоместное плавсредство. Судно должно было стать мореходным, а использовать его планировали для перевозки отдыхающих или туристических прогулок.
Первые испытания показали, что классические глиссеры больших размеров не подходят из-за неустойчивости на высокой волне. Главный руководитель проекта, инженер Гартвиг, решил использовать катамараны – специфические двухлодочные конструкции. Они позволяли добиться максимальной устойчивости, при этом выйти на глиссирование получалось быстрее из-за более высокой посадки судна в воде.
Чтобы подтвердить свою гипотезу, Гартвинг построил 12-местный катамаран, получивший название «Автодор-13». Испытание доказали, что корабль можно в теории увеличить до 10 раз и больше. При этом нашлось немало скептиков, утверждавших, что маломерное судно – это одно, и схема не сработает на крупных плавсредствах.
Особенности конструкции
Работы над катамараном были начаты в 1931 году. После испытаний «Автодор-13», конструкторы начали создавать крупногабаритное судно. Уже в 1934 году в прессе сообщали об ОСГА-25 «Экспресс», хотя в то время не было даже масштабной модели. Про уникальное судно писали в журналах «За рулем» и «Техника – Молодежи».

В 1937 году макет ОСГА-25 «Экспресс» демонстрировался в «советском» павильоне на Международной выставке в Париже. Справедливости ради, стоит отметить, что французские инженеры не верили в возможность реализации проекта на практике.
Производственные мощности ОСГА не позволяли собрать полноразмерный катамаран – пришлось «переезжать» на московский авиазавод №1 вместе со всем инженерным составом. Непосредственные работы по постройке судна начались в 1937 году.
Каркасы лодок катамарана сварили из стальных труб для придания необходимой прочности. Все элементы для поддержания внешней обшивки сделали из дерева двух сортов – сосны и ясеня, соединенных бакелитовым клеем.
Катамаран постарались максимально усилить – это же пассажирская модель, несущая величие СССР перед туристами. Ниже ватерлинии корпуса лодок обшили текстолитом, армированным стальной сеткой. Дополнительно материал было решено укрепить листами из нержавеющей стали, отполированной в зеркало.
Сверху над ватерлинией корпус глиссера обшили бакелитом – как лодки, так и основной отсек. Из этого же материала выполнены все настилы.
Двигатели
Основными силовыми агрегатами для ОСГА-25 «Экспресс» стали четыре ГМ-34. Эти моторы создавались специально для водных судов на основе авиационных АМ-34. Общая мощность, передаваемая на винты, составляла по одним данным 2 100, а по другим – 3 000 л. с.

Каждый двигатель развивал 750 л. с. Возможно, что при передаче на гребной винт часть мощности терялась, хотя, маловероятно. Такая силовая установка обеспечивала максимальную скорость до 96 км/ч или до 86 км/ч при полной пассажирозагрузке. Гребные винты изготавливали из бронзового сплава.
Интересно, что для заднего хода основные двигатели не использовались. Для упрощения конструкции, они работали только в одном режиме. Для заднего хода устанавливали два мотора ГАЗ-М1, развивающих по 50 л. с. При необходимости, дополнительные силовые агрегаты можно было использовать в качестве «пускачей» для основных двигателей.
Уровень комфорта
Конструкторы постарались сделать ОСГА-25 «Экспресс» максимально удобным для экипажа из 12 человек и 150 пассажиров. Машинные отделения, расположенные в двух лодках, были тщательно шумоизолированы.
Рулевая рубка находилась на самом верху судна, обеспечивая круговой обзор команде. Пассажиры размещались как на отсеках лодок, так и в настройке. Даже над машинными отделениями, благодаря 100-мм шумоизоляции, люди могли разговаривать, не повышая голоса на ходу судна.
Даже самые дешевые места, размещенные в лодках, давали немыслимый для конца 1930-х годов уровень комфорта. Там стояли мягкие диваны с пневмоподушками из натурального каучука и подлокотниками. Функционировала система вентиляции.

Самыми комфортными считались каюты в надстройке. Для почетных пассажиров было отведено место в кают-салоне. Там же был расположен роскошный буфет. Каждый пассажир получал отдельное вращающееся кресло, сейчас такие называются «капитанскими». Дизайн был футуристическим, как будто на космическом корабле.
Интересно, что изготовление ОСГА-25 «Экспресс» производилось не на верфи, а на авиационном заводе. Из-за этого пришлось делить катамаран на секции, которые потом собирались на месте спуска на воду.
Испытания модели
В конце 1938 года глиссер был готов. Его специально полностью собрали на авиационном заводе, чтобы продемонстрировать приемной комиссии. Потом ОСГА-25 «Экспресс» демонтировали на секции и отправили по железной дороге в Сочи.
Прибывший на место агрегат собрали на подготовленном для этого эллинге. Специально для спуска судна на воду построили слип.
До конца лета 1939 года ОСГА-25 «Экспресс» проходил ряд заводских испытаний. Ходовые тесты проводились в сентябре, а в октябре катамаран был принят на баланс сочинского пароходства.

Во время испытаний судно прошло более 2 200 км. Полная загрузка глиссера достигала 12 тонн. При перевозке пассажиров рекомендовалось не превышать отметку в 70 км/ч, чтобы обеспечить максимальный уровень комфорта.
Эксплуатация и судьба
Первый рейс ОСГА-25 «Экспресс» совершил в апреле 1940 года. Катамаран был под завязку загружен пассажирами и отправился из Сочи в Сухуми. Маршрут был преодолен за 2,5 часа, как и предполагалось. Пассажиры оказались довольны.
В течении 1940 года глиссер-катамаран регулярно совершал рейсы. Так как ОСГА-25 «Экспресс» привлекал вызывал внимание советских граждан, начальство сочинского пароходства приняло решение организовать экскурсии. Они пользовались неизменным спросом. За навигацию 1940 года уникальный катамаран-глиссер перевез почти 20 тысяч пассажиров.
После начала Великой Отечественной войны ОСГА-25 «Экспресс» был отправлен в Туапсе и выведен из эксплуатации. В дальнейшем все основные двигатели с плавсредства сняли, установив их на более нужные в то время торпедные катеры.

До 1942 года катамаран простоял без движения. Когда началась битва за Туапсе, ОСГА-25 «Экспресс» был уничтожен советскими военными.
До Великой Отечественной войны планировалось развивать перспективное направление по выпуску пассажирских глиссеров-катамаранов. Но начало боевых действий смешало все планы. После окончания ВОВ пришлось заново отстраивать страну и было не до пассажирских катамаранов.
Когда ситуация нормализовалась, глиссеры уже устарели – советские конструкторы начали разрабатывать подобные суда на подводных крыльях.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...