Суперкатамаран СССР, который так и не попал в серию
В Советском Союзе часто выпускали интересные и оригинальные транспортные средства. Главной особенностью моделей 1930-1950-х годов было то, что даже единичные прототипы часто эксплуатировались. Это давало возможность не только увидеть эффективность нестандартных конструкций и решений, но и поднимало престиж СССР в мировом масштабе.
Перед началом Великой Отечественной войны, в период с 1939 по 1941 годы, из Сочи в Сухуми курсировало необычное пассажирское судно. Это был уникальный глиссирующий катамаран на 150 мест – плавсредство, как будто сошедшее со страниц фантастических романов и не имеющее аналогов в мире.
Советские инженеры еще в 1920-х годах задумывались об эффекте глиссирования. Суда такого типа имели ряд преимуществ. Они были скоростными и экономичными, хотя построить плавсредство большого размера долгое время не получалось.
Работы начались с компактных моделей разных конструкций. Постепенно стало понятно, что крупное пассажирское судно можно построить, используя концепцию глиссера.
Первые испытания показали, что классические глиссеры больших размеров не подходят из-за неустойчивости на высокой волне. Главный руководитель проекта, инженер Гартвиг, решил использовать катамараны – специфические двухлодочные конструкции. Они позволяли добиться максимальной устойчивости, при этом выйти на глиссирование получалось быстрее из-за более высокой посадки судна в воде.
Чтобы подтвердить свою гипотезу, Гартвинг построил 12-местный катамаран, получивший название «Автодор-13». Испытание доказали, что корабль можно в теории увеличить до 10 раз и больше. При этом нашлось немало скептиков, утверждавших, что маломерное судно – это одно, и схема не сработает на крупных плавсредствах.
Работы над катамараном были начаты в 1931 году. После испытаний «Автодор-13», конструкторы начали создавать крупногабаритное судно. Уже в 1934 году в прессе сообщали об ОСГА-25 «Экспресс», хотя в то время не было даже масштабной модели. Про уникальное судно писали в журналах «За рулем» и «Техника – Молодежи».
В 1937 году макет ОСГА-25 «Экспресс» демонстрировался в «советском» павильоне на Международной выставке в Париже. Справедливости ради, стоит отметить, что французские инженеры не верили в возможность реализации проекта на практике.
Производственные мощности ОСГА не позволяли собрать полноразмерный катамаран – пришлось «переезжать» на московский авиазавод №1 вместе со всем инженерным составом. Непосредственные работы по постройке судна начались в 1937 году.
Катамаран постарались максимально усилить – это же пассажирская модель, несущая величие СССР перед туристами. Ниже ватерлинии корпуса лодок обшили текстолитом, армированным стальной сеткой. Дополнительно материал было решено укрепить листами из нержавеющей стали, отполированной в зеркало.
Сверху над ватерлинией корпус глиссера обшили бакелитом – как лодки, так и основной отсек. Из этого же материала выполнены все настилы.
Основными силовыми агрегатами для ОСГА-25 «Экспресс» стали четыре ГМ-34. Эти моторы создавались специально для водных судов на основе авиационных АМ-34. Общая мощность, передаваемая на винты, составляла по одним данным 2 100, а по другим – 3 000 л. с.
Каждый двигатель развивал 750 л. с. Возможно, что при передаче на гребной винт часть мощности терялась, хотя, маловероятно. Такая силовая установка обеспечивала максимальную скорость до 96 км/ч или до 86 км/ч при полной пассажирозагрузке. Гребные винты изготавливали из бронзового сплава.
Интересно, что для заднего хода основные двигатели не использовались. Для упрощения конструкции, они работали только в одном режиме. Для заднего хода устанавливали два мотора ГАЗ-М1, развивающих по 50 л. с. При необходимости, дополнительные силовые агрегаты можно было использовать в качестве «пускачей» для основных двигателей.
Конструкторы постарались сделать ОСГА-25 «Экспресс» максимально удобным для экипажа из 12 человек и 150 пассажиров. Машинные отделения, расположенные в двух лодках, были тщательно шумоизолированы.
Рулевая рубка находилась на самом верху судна, обеспечивая круговой обзор команде. Пассажиры размещались как на отсеках лодок, так и в настройке. Даже над машинными отделениями, благодаря 100-мм шумоизоляции, люди могли разговаривать, не повышая голоса на ходу судна.
Даже самые дешевые места, размещенные в лодках, давали немыслимый для конца 1930-х годов уровень комфорта. Там стояли мягкие диваны с пневмоподушками из натурального каучука и подлокотниками. Функционировала система вентиляции.
Самыми комфортными считались каюты в надстройке. Для почетных пассажиров было отведено место в кают-салоне. Там же был расположен роскошный буфет. Каждый пассажир получал отдельное вращающееся кресло, сейчас такие называются «капитанскими». Дизайн был футуристическим, как будто на космическом корабле.
Интересно, что изготовление ОСГА-25 «Экспресс» производилось не на верфи, а на авиационном заводе. Из-за этого пришлось делить катамаран на секции, которые потом собирались на месте спуска на воду.
В конце 1938 года глиссер был готов. Его специально полностью собрали на авиационном заводе, чтобы продемонстрировать приемной комиссии. Потом ОСГА-25 «Экспресс» демонтировали на секции и отправили по железной дороге в Сочи.
Прибывший на место агрегат собрали на подготовленном для этого эллинге. Специально для спуска судна на воду построили слип.
До конца лета 1939 года ОСГА-25 «Экспресс» проходил ряд заводских испытаний. Ходовые тесты проводились в сентябре, а в октябре катамаран был принят на баланс сочинского пароходства.
Во время испытаний судно прошло более 2 200 км. Полная загрузка глиссера достигала 12 тонн. При перевозке пассажиров рекомендовалось не превышать отметку в 70 км/ч, чтобы обеспечить максимальный уровень комфорта.
Первый рейс ОСГА-25 «Экспресс» совершил в апреле 1940 года. Катамаран был под завязку загружен пассажирами и отправился из Сочи в Сухуми. Маршрут был преодолен за 2,5 часа, как и предполагалось. Пассажиры оказались довольны.
В течении 1940 года глиссер-катамаран регулярно совершал рейсы. Так как ОСГА-25 «Экспресс» привлекал вызывал внимание советских граждан, начальство сочинского пароходства приняло решение организовать экскурсии. Они пользовались неизменным спросом. За навигацию 1940 года уникальный катамаран-глиссер перевез почти 20 тысяч пассажиров.
После начала Великой Отечественной войны ОСГА-25 «Экспресс» был отправлен в Туапсе и выведен из эксплуатации. В дальнейшем все основные двигатели с плавсредства сняли, установив их на более нужные в то время торпедные катеры.
До 1942 года катамаран простоял без движения. Когда началась битва за Туапсе, ОСГА-25 «Экспресс» был уничтожен советскими военными.
До Великой Отечественной войны планировалось развивать перспективное направление по выпуску пассажирских глиссеров-катамаранов. Но начало боевых действий смешало все планы. После окончания ВОВ пришлось заново отстраивать страну и было не до пассажирских катамаранов.
Когда ситуация нормализовалась, глиссеры уже устарели – советские конструкторы начали разрабатывать подобные суда на подводных крыльях.
Перед началом Великой Отечественной войны, в период с 1939 по 1941 годы, из Сочи в Сухуми курсировало необычное пассажирское судно. Это был уникальный глиссирующий катамаран на 150 мест – плавсредство, как будто сошедшее со страниц фантастических романов и не имеющее аналогов в мире.
Предпосылки к появлению
Советские инженеры еще в 1920-х годах задумывались об эффекте глиссирования. Суда такого типа имели ряд преимуществ. Они были скоростными и экономичными, хотя построить плавсредство большого размера долгое время не получалось.
Согранились только старые архивные фото катамарана-глиссера. Фото: Youtube.com
Работы начались с компактных моделей разных конструкций. Постепенно стало понятно, что крупное пассажирское судно можно построить, используя концепцию глиссера.
К концу 1920-х годов наработки позволили замахнуться на стоместное плавсредство. Судно должно было стать мореходным, а использовать его планировали для перевозки отдыхающих или туристических прогулок.
Первые испытания показали, что классические глиссеры больших размеров не подходят из-за неустойчивости на высокой волне. Главный руководитель проекта, инженер Гартвиг, решил использовать катамараны – специфические двухлодочные конструкции. Они позволяли добиться максимальной устойчивости, при этом выйти на глиссирование получалось быстрее из-за более высокой посадки судна в воде.
Чтобы подтвердить свою гипотезу, Гартвинг построил 12-местный катамаран, получивший название «Автодор-13». Испытание доказали, что корабль можно в теории увеличить до 10 раз и больше. При этом нашлось немало скептиков, утверждавших, что маломерное судно – это одно, и схема не сработает на крупных плавсредствах.
Особенности конструкции
Работы над катамараном были начаты в 1931 году. После испытаний «Автодор-13», конструкторы начали создавать крупногабаритное судно. Уже в 1934 году в прессе сообщали об ОСГА-25 «Экспресс», хотя в то время не было даже масштабной модели. Про уникальное судно писали в журналах «За рулем» и «Техника – Молодежи».
Подготовка к спуску на воду. Фото: Youtube.com
В 1937 году макет ОСГА-25 «Экспресс» демонстрировался в «советском» павильоне на Международной выставке в Париже. Справедливости ради, стоит отметить, что французские инженеры не верили в возможность реализации проекта на практике.
Производственные мощности ОСГА не позволяли собрать полноразмерный катамаран – пришлось «переезжать» на московский авиазавод №1 вместе со всем инженерным составом. Непосредственные работы по постройке судна начались в 1937 году.
Каркасы лодок катамарана сварили из стальных труб для придания необходимой прочности. Все элементы для поддержания внешней обшивки сделали из дерева двух сортов – сосны и ясеня, соединенных бакелитовым клеем.
Катамаран постарались максимально усилить – это же пассажирская модель, несущая величие СССР перед туристами. Ниже ватерлинии корпуса лодок обшили текстолитом, армированным стальной сеткой. Дополнительно материал было решено укрепить листами из нержавеющей стали, отполированной в зеркало.
Сверху над ватерлинией корпус глиссера обшили бакелитом – как лодки, так и основной отсек. Из этого же материала выполнены все настилы.
Двигатели
Основными силовыми агрегатами для ОСГА-25 «Экспресс» стали четыре ГМ-34. Эти моторы создавались специально для водных судов на основе авиационных АМ-34. Общая мощность, передаваемая на винты, составляла по одним данным 2 100, а по другим – 3 000 л. с.
ОСГА-25 «Экспресс» вид сверху. Фото: Youtube.com
Каждый двигатель развивал 750 л. с. Возможно, что при передаче на гребной винт часть мощности терялась, хотя, маловероятно. Такая силовая установка обеспечивала максимальную скорость до 96 км/ч или до 86 км/ч при полной пассажирозагрузке. Гребные винты изготавливали из бронзового сплава.
Интересно, что для заднего хода основные двигатели не использовались. Для упрощения конструкции, они работали только в одном режиме. Для заднего хода устанавливали два мотора ГАЗ-М1, развивающих по 50 л. с. При необходимости, дополнительные силовые агрегаты можно было использовать в качестве «пускачей» для основных двигателей.
Уровень комфорта
Конструкторы постарались сделать ОСГА-25 «Экспресс» максимально удобным для экипажа из 12 человек и 150 пассажиров. Машинные отделения, расположенные в двух лодках, были тщательно шумоизолированы.
Рулевая рубка находилась на самом верху судна, обеспечивая круговой обзор команде. Пассажиры размещались как на отсеках лодок, так и в настройке. Даже над машинными отделениями, благодаря 100-мм шумоизоляции, люди могли разговаривать, не повышая голоса на ходу судна.
Даже самые дешевые места, размещенные в лодках, давали немыслимый для конца 1930-х годов уровень комфорта. Там стояли мягкие диваны с пневмоподушками из натурального каучука и подлокотниками. Функционировала система вентиляции.
Кают-салон с буфетом. Фото: Youtube.com
Самыми комфортными считались каюты в надстройке. Для почетных пассажиров было отведено место в кают-салоне. Там же был расположен роскошный буфет. Каждый пассажир получал отдельное вращающееся кресло, сейчас такие называются «капитанскими». Дизайн был футуристическим, как будто на космическом корабле.
Интересно, что изготовление ОСГА-25 «Экспресс» производилось не на верфи, а на авиационном заводе. Из-за этого пришлось делить катамаран на секции, которые потом собирались на месте спуска на воду.
Испытания модели
В конце 1938 года глиссер был готов. Его специально полностью собрали на авиационном заводе, чтобы продемонстрировать приемной комиссии. Потом ОСГА-25 «Экспресс» демонтировали на секции и отправили по железной дороге в Сочи.
Прибывший на место агрегат собрали на подготовленном для этого эллинге. Специально для спуска судна на воду построили слип.
До конца лета 1939 года ОСГА-25 «Экспресс» проходил ряд заводских испытаний. Ходовые тесты проводились в сентябре, а в октябре катамаран был принят на баланс сочинского пароходства.
Глиссер, готовый к рейсу. Фото: Youtube.com
Во время испытаний судно прошло более 2 200 км. Полная загрузка глиссера достигала 12 тонн. При перевозке пассажиров рекомендовалось не превышать отметку в 70 км/ч, чтобы обеспечить максимальный уровень комфорта.
Эксплуатация и судьба
Первый рейс ОСГА-25 «Экспресс» совершил в апреле 1940 года. Катамаран был под завязку загружен пассажирами и отправился из Сочи в Сухуми. Маршрут был преодолен за 2,5 часа, как и предполагалось. Пассажиры оказались довольны.
В течении 1940 года глиссер-катамаран регулярно совершал рейсы. Так как ОСГА-25 «Экспресс» привлекал вызывал внимание советских граждан, начальство сочинского пароходства приняло решение организовать экскурсии. Они пользовались неизменным спросом. За навигацию 1940 года уникальный катамаран-глиссер перевез почти 20 тысяч пассажиров.
После начала Великой Отечественной войны ОСГА-25 «Экспресс» был отправлен в Туапсе и выведен из эксплуатации. В дальнейшем все основные двигатели с плавсредства сняли, установив их на более нужные в то время торпедные катеры.
Такой планировалась следующая модель. Фото: Youtube.com
До 1942 года катамаран простоял без движения. Когда началась битва за Туапсе, ОСГА-25 «Экспресс» был уничтожен советскими военными.
До Великой Отечественной войны планировалось развивать перспективное направление по выпуску пассажирских глиссеров-катамаранов. Но начало боевых действий смешало все планы. После окончания ВОВ пришлось заново отстраивать страну и было не до пассажирских катамаранов.
Когда ситуация нормализовалась, глиссеры уже устарели – советские конструкторы начали разрабатывать подобные суда на подводных крыльях.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Состоялся дебютный полет полностью отечественного вертолета
Это серийный образец отечественного Ка-32А11М, прошедший глубокую модернизацию. О том, какие комплексные улучшения получила модель и как прошел первый подъем в...
Европейские автопроизводители терпят убытки: «евро-Детройт» уже не за горами
С каждым годом европейским концернам все труднее производить и реализовывать новые автомобили. Главные причины в нашем новом материале....
Личный автомобиль Жириновского – что случилось с самым редким «Ё-мобилем»
«Ё-мобиль» был амбициозным проектом в российской истории автомобилестроения. Отечественная разработка должна была получить передовые технологии, не имеющие...
Беларус 82.3 – самая современная и доработанная версия легендарного трактора
Некогда популярный в СССР трактор в очередной раз обновился как внешне, так и технически. Рассказываем, что конкретно изменилось....
Maybach Exelero: роялю место не в кустах, а на капоте автомобиля
Как мы выбираем автомобили? Кто-то (в основном, женщины) глазами: лишь бы красивый. Другим нужен мотор или проходимость. Нас же зацепило имя. Майбах!...
ВАЗ-21109 или «Лада Консул» для российских чиновников
К концу 90-х АвтоВАЗ остался единственным полностью работоспособным профильным предприятием России. Поэтому именно его специалистам поручили сборку...
Обновленный Toyota 4Runner стал самым мощным в истории модели
На выбор доступно 9 комплектаций. Есть 2,4-литровый бензиновый турбомотор и гибридная силовая установка....
АвтоВАЗ поддержал резкое повышение утильсбора – вот что говорят наши водители
Опять в России грядет резкое подорожание зарубежных автомобилей. Зато отечественный производитель доволен....
Volvo 850 – привет из 90-х, способный еще послужить
Когда-то этот автомобиль поражал своей строгой и стремительной внешностью. Сейчас это классика, причем неплохо сохранившаяся....
Спасение Ауди 200 – весь процесс восстановления от начала до конца кратко
Российские водители считают, что восстанавливают старые автомобили только у нас и в других странах, некогда входящих в состав СССР. Дескать, делать это...
Многопрофильные джипы из ЮАР – URI Desert Runner/Mining Vehicle
Намибийско-южноафриканские джипы URI сначала появились как раллийная техника. Позже их специализация значительно расширилась, охватив целый ряд направлений....
Почему дорожают машины в России и что будет дальше
Рассказали об основных причинах подорожания машин в России. Через 5 лет стоимость новых авто может быть в 2 раза выше сегодняшних цен....
Обеспеченные китайцы все чаще выбирают Zeekr 009 Glory Edition
Он не только премиальный в плане оснащения и количества опций, но и быстрый. Мощность силовой установки 777 л. с., а разгон до «сотни» – 3,9 секунды...
Представлены обновленные версии моделей Skoda – Fabia, Kamiq и Scala
Автомобили получат большее количество опций, за которые придется заплатить около 8% от их стоимости. Так производитель хочет поднять продажи....
Что случится с машиной, если накачать 60 бар в колесо
Чем опасен автомобиль? Первой на ум приходит топливная система, в особенности если в машине используется газобаллонное оборудование. Кроме того далеко не все...
Citroen SM возвращается концептом в стиле ретро-футуризма
Правда, это не совсем Citroen. Однако, хуже от этого концептуальный автомобиль точно не стал....