Суперкатамаран СССР, который так и не попал в серию
В Советском Союзе часто выпускали интересные и оригинальные транспортные средства. Главной особенностью моделей 1930-1950-х годов было то, что даже единичные прототипы часто эксплуатировались. Это давало возможность не только увидеть эффективность нестандартных конструкций и решений, но и поднимало престиж СССР в мировом масштабе.
Перед началом Великой Отечественной войны, в период с 1939 по 1941 годы, из Сочи в Сухуми курсировало необычное пассажирское судно. Это был уникальный глиссирующий катамаран на 150 мест – плавсредство, как будто сошедшее со страниц фантастических романов и не имеющее аналогов в мире.
Советские инженеры еще в 1920-х годах задумывались об эффекте глиссирования. Суда такого типа имели ряд преимуществ. Они были скоростными и экономичными, хотя построить плавсредство большого размера долгое время не получалось.
Работы начались с компактных моделей разных конструкций. Постепенно стало понятно, что крупное пассажирское судно можно построить, используя концепцию глиссера.
Первые испытания показали, что классические глиссеры больших размеров не подходят из-за неустойчивости на высокой волне. Главный руководитель проекта, инженер Гартвиг, решил использовать катамараны – специфические двухлодочные конструкции. Они позволяли добиться максимальной устойчивости, при этом выйти на глиссирование получалось быстрее из-за более высокой посадки судна в воде.
Чтобы подтвердить свою гипотезу, Гартвинг построил 12-местный катамаран, получивший название «Автодор-13». Испытание доказали, что корабль можно в теории увеличить до 10 раз и больше. При этом нашлось немало скептиков, утверждавших, что маломерное судно – это одно, и схема не сработает на крупных плавсредствах.
Работы над катамараном были начаты в 1931 году. После испытаний «Автодор-13», конструкторы начали создавать крупногабаритное судно. Уже в 1934 году в прессе сообщали об ОСГА-25 «Экспресс», хотя в то время не было даже масштабной модели. Про уникальное судно писали в журналах «За рулем» и «Техника – Молодежи».
В 1937 году макет ОСГА-25 «Экспресс» демонстрировался в «советском» павильоне на Международной выставке в Париже. Справедливости ради, стоит отметить, что французские инженеры не верили в возможность реализации проекта на практике.
Производственные мощности ОСГА не позволяли собрать полноразмерный катамаран – пришлось «переезжать» на московский авиазавод №1 вместе со всем инженерным составом. Непосредственные работы по постройке судна начались в 1937 году.
Катамаран постарались максимально усилить – это же пассажирская модель, несущая величие СССР перед туристами. Ниже ватерлинии корпуса лодок обшили текстолитом, армированным стальной сеткой. Дополнительно материал было решено укрепить листами из нержавеющей стали, отполированной в зеркало.
Сверху над ватерлинией корпус глиссера обшили бакелитом – как лодки, так и основной отсек. Из этого же материала выполнены все настилы.
Основными силовыми агрегатами для ОСГА-25 «Экспресс» стали четыре ГМ-34. Эти моторы создавались специально для водных судов на основе авиационных АМ-34. Общая мощность, передаваемая на винты, составляла по одним данным 2 100, а по другим – 3 000 л. с.
Каждый двигатель развивал 750 л. с. Возможно, что при передаче на гребной винт часть мощности терялась, хотя, маловероятно. Такая силовая установка обеспечивала максимальную скорость до 96 км/ч или до 86 км/ч при полной пассажирозагрузке. Гребные винты изготавливали из бронзового сплава.
Интересно, что для заднего хода основные двигатели не использовались. Для упрощения конструкции, они работали только в одном режиме. Для заднего хода устанавливали два мотора ГАЗ-М1, развивающих по 50 л. с. При необходимости, дополнительные силовые агрегаты можно было использовать в качестве «пускачей» для основных двигателей.
Конструкторы постарались сделать ОСГА-25 «Экспресс» максимально удобным для экипажа из 12 человек и 150 пассажиров. Машинные отделения, расположенные в двух лодках, были тщательно шумоизолированы.
Рулевая рубка находилась на самом верху судна, обеспечивая круговой обзор команде. Пассажиры размещались как на отсеках лодок, так и в настройке. Даже над машинными отделениями, благодаря 100-мм шумоизоляции, люди могли разговаривать, не повышая голоса на ходу судна.
Даже самые дешевые места, размещенные в лодках, давали немыслимый для конца 1930-х годов уровень комфорта. Там стояли мягкие диваны с пневмоподушками из натурального каучука и подлокотниками. Функционировала система вентиляции.
Самыми комфортными считались каюты в надстройке. Для почетных пассажиров было отведено место в кают-салоне. Там же был расположен роскошный буфет. Каждый пассажир получал отдельное вращающееся кресло, сейчас такие называются «капитанскими». Дизайн был футуристическим, как будто на космическом корабле.
Интересно, что изготовление ОСГА-25 «Экспресс» производилось не на верфи, а на авиационном заводе. Из-за этого пришлось делить катамаран на секции, которые потом собирались на месте спуска на воду.
В конце 1938 года глиссер был готов. Его специально полностью собрали на авиационном заводе, чтобы продемонстрировать приемной комиссии. Потом ОСГА-25 «Экспресс» демонтировали на секции и отправили по железной дороге в Сочи.
Прибывший на место агрегат собрали на подготовленном для этого эллинге. Специально для спуска судна на воду построили слип.
До конца лета 1939 года ОСГА-25 «Экспресс» проходил ряд заводских испытаний. Ходовые тесты проводились в сентябре, а в октябре катамаран был принят на баланс сочинского пароходства.
Во время испытаний судно прошло более 2 200 км. Полная загрузка глиссера достигала 12 тонн. При перевозке пассажиров рекомендовалось не превышать отметку в 70 км/ч, чтобы обеспечить максимальный уровень комфорта.
Первый рейс ОСГА-25 «Экспресс» совершил в апреле 1940 года. Катамаран был под завязку загружен пассажирами и отправился из Сочи в Сухуми. Маршрут был преодолен за 2,5 часа, как и предполагалось. Пассажиры оказались довольны.
В течении 1940 года глиссер-катамаран регулярно совершал рейсы. Так как ОСГА-25 «Экспресс» привлекал вызывал внимание советских граждан, начальство сочинского пароходства приняло решение организовать экскурсии. Они пользовались неизменным спросом. За навигацию 1940 года уникальный катамаран-глиссер перевез почти 20 тысяч пассажиров.
После начала Великой Отечественной войны ОСГА-25 «Экспресс» был отправлен в Туапсе и выведен из эксплуатации. В дальнейшем все основные двигатели с плавсредства сняли, установив их на более нужные в то время торпедные катеры.
До 1942 года катамаран простоял без движения. Когда началась битва за Туапсе, ОСГА-25 «Экспресс» был уничтожен советскими военными.
До Великой Отечественной войны планировалось развивать перспективное направление по выпуску пассажирских глиссеров-катамаранов. Но начало боевых действий смешало все планы. После окончания ВОВ пришлось заново отстраивать страну и было не до пассажирских катамаранов.
Когда ситуация нормализовалась, глиссеры уже устарели – советские конструкторы начали разрабатывать подобные суда на подводных крыльях.
Перед началом Великой Отечественной войны, в период с 1939 по 1941 годы, из Сочи в Сухуми курсировало необычное пассажирское судно. Это был уникальный глиссирующий катамаран на 150 мест – плавсредство, как будто сошедшее со страниц фантастических романов и не имеющее аналогов в мире.
Предпосылки к появлению
Советские инженеры еще в 1920-х годах задумывались об эффекте глиссирования. Суда такого типа имели ряд преимуществ. Они были скоростными и экономичными, хотя построить плавсредство большого размера долгое время не получалось.
Согранились только старые архивные фото катамарана-глиссера. Фото: Youtube.com
Работы начались с компактных моделей разных конструкций. Постепенно стало понятно, что крупное пассажирское судно можно построить, используя концепцию глиссера.
К концу 1920-х годов наработки позволили замахнуться на стоместное плавсредство. Судно должно было стать мореходным, а использовать его планировали для перевозки отдыхающих или туристических прогулок.
Первые испытания показали, что классические глиссеры больших размеров не подходят из-за неустойчивости на высокой волне. Главный руководитель проекта, инженер Гартвиг, решил использовать катамараны – специфические двухлодочные конструкции. Они позволяли добиться максимальной устойчивости, при этом выйти на глиссирование получалось быстрее из-за более высокой посадки судна в воде.
Чтобы подтвердить свою гипотезу, Гартвинг построил 12-местный катамаран, получивший название «Автодор-13». Испытание доказали, что корабль можно в теории увеличить до 10 раз и больше. При этом нашлось немало скептиков, утверждавших, что маломерное судно – это одно, и схема не сработает на крупных плавсредствах.
Особенности конструкции
Работы над катамараном были начаты в 1931 году. После испытаний «Автодор-13», конструкторы начали создавать крупногабаритное судно. Уже в 1934 году в прессе сообщали об ОСГА-25 «Экспресс», хотя в то время не было даже масштабной модели. Про уникальное судно писали в журналах «За рулем» и «Техника – Молодежи».
Подготовка к спуску на воду. Фото: Youtube.com
В 1937 году макет ОСГА-25 «Экспресс» демонстрировался в «советском» павильоне на Международной выставке в Париже. Справедливости ради, стоит отметить, что французские инженеры не верили в возможность реализации проекта на практике.
Производственные мощности ОСГА не позволяли собрать полноразмерный катамаран – пришлось «переезжать» на московский авиазавод №1 вместе со всем инженерным составом. Непосредственные работы по постройке судна начались в 1937 году.
Каркасы лодок катамарана сварили из стальных труб для придания необходимой прочности. Все элементы для поддержания внешней обшивки сделали из дерева двух сортов – сосны и ясеня, соединенных бакелитовым клеем.
Катамаран постарались максимально усилить – это же пассажирская модель, несущая величие СССР перед туристами. Ниже ватерлинии корпуса лодок обшили текстолитом, армированным стальной сеткой. Дополнительно материал было решено укрепить листами из нержавеющей стали, отполированной в зеркало.
Сверху над ватерлинией корпус глиссера обшили бакелитом – как лодки, так и основной отсек. Из этого же материала выполнены все настилы.
Двигатели
Основными силовыми агрегатами для ОСГА-25 «Экспресс» стали четыре ГМ-34. Эти моторы создавались специально для водных судов на основе авиационных АМ-34. Общая мощность, передаваемая на винты, составляла по одним данным 2 100, а по другим – 3 000 л. с.
ОСГА-25 «Экспресс» вид сверху. Фото: Youtube.com
Каждый двигатель развивал 750 л. с. Возможно, что при передаче на гребной винт часть мощности терялась, хотя, маловероятно. Такая силовая установка обеспечивала максимальную скорость до 96 км/ч или до 86 км/ч при полной пассажирозагрузке. Гребные винты изготавливали из бронзового сплава.
Интересно, что для заднего хода основные двигатели не использовались. Для упрощения конструкции, они работали только в одном режиме. Для заднего хода устанавливали два мотора ГАЗ-М1, развивающих по 50 л. с. При необходимости, дополнительные силовые агрегаты можно было использовать в качестве «пускачей» для основных двигателей.
Уровень комфорта
Конструкторы постарались сделать ОСГА-25 «Экспресс» максимально удобным для экипажа из 12 человек и 150 пассажиров. Машинные отделения, расположенные в двух лодках, были тщательно шумоизолированы.
Рулевая рубка находилась на самом верху судна, обеспечивая круговой обзор команде. Пассажиры размещались как на отсеках лодок, так и в настройке. Даже над машинными отделениями, благодаря 100-мм шумоизоляции, люди могли разговаривать, не повышая голоса на ходу судна.
Даже самые дешевые места, размещенные в лодках, давали немыслимый для конца 1930-х годов уровень комфорта. Там стояли мягкие диваны с пневмоподушками из натурального каучука и подлокотниками. Функционировала система вентиляции.
Кают-салон с буфетом. Фото: Youtube.com
Самыми комфортными считались каюты в надстройке. Для почетных пассажиров было отведено место в кают-салоне. Там же был расположен роскошный буфет. Каждый пассажир получал отдельное вращающееся кресло, сейчас такие называются «капитанскими». Дизайн был футуристическим, как будто на космическом корабле.
Интересно, что изготовление ОСГА-25 «Экспресс» производилось не на верфи, а на авиационном заводе. Из-за этого пришлось делить катамаран на секции, которые потом собирались на месте спуска на воду.
Испытания модели
В конце 1938 года глиссер был готов. Его специально полностью собрали на авиационном заводе, чтобы продемонстрировать приемной комиссии. Потом ОСГА-25 «Экспресс» демонтировали на секции и отправили по железной дороге в Сочи.
Прибывший на место агрегат собрали на подготовленном для этого эллинге. Специально для спуска судна на воду построили слип.
До конца лета 1939 года ОСГА-25 «Экспресс» проходил ряд заводских испытаний. Ходовые тесты проводились в сентябре, а в октябре катамаран был принят на баланс сочинского пароходства.
Глиссер, готовый к рейсу. Фото: Youtube.com
Во время испытаний судно прошло более 2 200 км. Полная загрузка глиссера достигала 12 тонн. При перевозке пассажиров рекомендовалось не превышать отметку в 70 км/ч, чтобы обеспечить максимальный уровень комфорта.
Эксплуатация и судьба
Первый рейс ОСГА-25 «Экспресс» совершил в апреле 1940 года. Катамаран был под завязку загружен пассажирами и отправился из Сочи в Сухуми. Маршрут был преодолен за 2,5 часа, как и предполагалось. Пассажиры оказались довольны.
В течении 1940 года глиссер-катамаран регулярно совершал рейсы. Так как ОСГА-25 «Экспресс» привлекал вызывал внимание советских граждан, начальство сочинского пароходства приняло решение организовать экскурсии. Они пользовались неизменным спросом. За навигацию 1940 года уникальный катамаран-глиссер перевез почти 20 тысяч пассажиров.
После начала Великой Отечественной войны ОСГА-25 «Экспресс» был отправлен в Туапсе и выведен из эксплуатации. В дальнейшем все основные двигатели с плавсредства сняли, установив их на более нужные в то время торпедные катеры.
Такой планировалась следующая модель. Фото: Youtube.com
До 1942 года катамаран простоял без движения. Когда началась битва за Туапсе, ОСГА-25 «Экспресс» был уничтожен советскими военными.
До Великой Отечественной войны планировалось развивать перспективное направление по выпуску пассажирских глиссеров-катамаранов. Но начало боевых действий смешало все планы. После окончания ВОВ пришлось заново отстраивать страну и было не до пассажирских катамаранов.
Когда ситуация нормализовалась, глиссеры уже устарели – советские конструкторы начали разрабатывать подобные суда на подводных крыльях.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....