Ан-14 – «пчелка», которая так и не принесла «меда»
Советское гражданское авиастроение, начавшее особенно бурно развиваться в послевоенные годы, всегда стремилось к идеалу. И даже запуск в серию в предыдущем десятилетии такого на редкость удачного летательного аппарата, как АН-2, не остановило конструкторов в попытках создать нечто лучшее. Успех «кукурузника» только воодушевил КБ Антонова. При этом сам его глава лично взялся за разработку усовершенствованной модели, призванной заменить «Аннушку». Однако она летает до сих пор, а про ее «сменщика» Ан-14, получившего прозвище «Пчелка», почти ничего не известно.
Подобный летательный аппарат был задуман Антоновым еще до начала Великой Отечественной. В Германии, тогдашнем союзнике, даже закупили Fi-156. Война перечеркнула все планы, а в 1947 году появился Ан-2. Изначально он не очень-то понравился из-за большого лобового сопротивления биплана, которое не давало увеличить скорость. Новую машину Антонов начал разрабатывать по собственной инициативе. Опираясь на опыт минувшей войны, конструктор предложил военным «партизанский самолет», способный взлетать и садиться с минимально подготовленных площадок.
Антонов, как сейчас пишут, «попал в тренд»: в 1956-м ему выдали госзадание на разработку такого воздушного судна (аппарат нужно было представить к концу текущего года), включая его санитарную и сельскохозяйственную версии. Последние нужно было предъявить для госиспытаний к 1959-му.
Ан-14 поднялся в небо в марте 1957-го, т. е. раньше на полгода, чем было «приказано». Сначала выпустили три прототипа, а всего произвели 340 единиц техники. Сразу же после испытаний по стране поползли слухи, что новым судном смогут управлять даже трактористы и водители грузовиков.
По внешнему виду самолет действительно напоминал трудолюбивое насекомое: длинные крылья, короткое «тело», сдвоенные рули. Настоящая пчела! А вот НАТО отнеслось почему-то к скромному по размерам советскому аппарату более серьезно и нарекло его Clod – «Глыбой».
Если сравнивать с АН-2, «Пчелка» взлетала с полосы протяженностью 50-100 м (а то и меньше), в зависимости от силы и направления ветра. У «кукурузника» дистанция в два раза длиннее. Ан-14 свободно разворачивался на площадке диаметром 25 м. Большим плюсом является наличие у «Пчелки» пары двигателей. При выходе одного мотора из строя, оставшийся уверенно удерживал самолет в горизонтальном положении и даже был способен набирать высоту. Маневренность Ан-14 тоже была неплохой.
После успешного испытания первого прототипа приступили к разработке второго, а затем и третьего, учитывая обнаруженные недостатки. Предсерийный образец оснастили другими двигателями – АИ-14РФ с улучшенными винтами. Переработали оперение: стабилизатор выполнили в форме латинской V, килевые шайбы стали крупнее. Все это делалось с целью получения самолетом минимальных повреждений в случае жесткой посадки.
В 1960-м заказчику (Минобороны) передали отчет о продвижении проекта. В этом же году испытали третий прототип: все ожидаемые характеристики судна подтвердились. Но не совсем: ресурс АИ-14РФ не превышал 140 ч, хотя было заявлено 500 ч, что заказчика не удовлетворило. Технические данные Ан-14:
✅ размах крыльев – 22 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 2,6 т (3,45 т)
✅ силовой агрегат – пара двигателей по 300 л. с. (были более мощные версии)
✅ полезный груз – до 720 кг либо 9 пассажиров
✅ скорость – до 210 км/ч
✅ дальность – 470 км
✅ наибольшая высота – 5 км
✅ экипаж – один пилот
Тогда в следующем году разработчики решились на необычное испытание, которое могло послужить и хорошей рекламой. Летчику дали задание совершить посадку в 68 населенных пунктах, на расстоянии не более 300 м от ближайшей околицы. При этом у пилота совершенно не было информации о наличии пригодных посадок. На борт взяли журналистов. Испытание прошло успешно и было выполнено всего за три рейса. В ноябре 1961-го самолет подвергли государственной проверке. Комиссия рекомендовала КБ:
✅ усилить энерговооруженность судна
✅ оснастить двигатели реверсивными винтами
✅ рассмотреть возможность установки лыж для эксплуатации зимой и на воде
«Добро» на серийное производство дали, но при условии устранения отмеченных недостатков. АН-14 многократно дорабатывался: удлинили крыло, переработали носовую часть, поставили трехлопастные винты.
Но на все нужно время и масштабное производство «Пчелки» стартовало только в 1965-м. Изначально был намек на успех, и конструкторы предложили несколько модификаций самолета:
✅ АН-14А – «базовый» серийный вариант, производился до 1970 года
✅ Ан-14Б – проект с отсутствием подкосов крыльев
✅ Ан-14В – нереализованная версия с моторами ТГД-350 и 4-лопастными винтами
✅ Ан-14Л – разрабатываемая модель с двигателями «Астазу» (Франция)
✅ АН-14М – по сути прототип Ан-28, существовал в единственном экземпляре, с силовыми агрегатами ТВД-850
✅ Ан-14Ш – действующая лаборатория для испытания воздушной подушки вместо шасси, сконструирован на основе базового аппарата в 1980-м, летал с 1983-го
✅ Ан-714 – реальная версия вышерассмотренной модели, первый полет состоялся в 1970-м
✅ «Чайка» – проект (1963 год) сельскохозяйственного судна
Самолет Ан-28 разрабатывали с учетом опыта, накопленного при создании Ан-14. Правда, "двадцать восьмой" тоже особенного успеха не имел.
О первых успехах серийного АН-14А говорит курьезный случай (о котором рассказал Киржнер Ю.М., являвшийся главным инженером-испытателем КБ Антонова). По его словам, «Пчелку» показывали на выставке «Авиаэкспорта» в Москве представителям заграничной прессы. К советским летчикам подошел бизнесмен из Нидерландов, владевший скромной авиакомпанией, и заявил, что …забирает самолет. Оказалось: голландец оплатил покупку АН-14 и никак не может его получить. Сотрудник «Авиаэкспорта» запаниковал, выдав отговорку о некомплекте «Пчелки» – отсутствии ЗиП. Иностранец ответил, что «герр Антонов производит хорошие самолеты, а инструменты у вас плохие и вы можете раздать их в ближайшем колхозе». Вот такая была прямота!
Первая причина – слишком много прошло времени. К моменту запуска Ан-14 в серию уже появились и доказали свою «нужность» народному хозяйству вертолеты. Один только Ми-2 чего стоил! Вторая причина крылась в недоработанности двигателей, хотя сам самолет имел множество удачных конструкторских решений. Но факты – упрямая вещь: Ан-14 не мог даже догнать Ан-2, например, по грузоподъемности.
На первом этапе самолет успешно поставляли на Кубу, в ГДР, СФРЮ, НРБ, Монголию и даже Африку – Гвинею и Конго. Постепенно у заказчиков, как и конструкторов, интерес к этой машине упал. Даже выпускавшийся позже Ан-28 не снискал славы, хотя бы отдаленной, как у того же Ан-2. «Пчелку» пытались делать в Польше на заводе PZL, однако нагрянувшие 90-е нарушили все связи с российскими производителями. Последний «отголосок» Ан-14 – польский An-28RM, использовавшийся, как патрульная и поисково-спасательная машина.
Предыстория и «партизанский самолет»
Подобный летательный аппарат был задуман Антоновым еще до начала Великой Отечественной. В Германии, тогдашнем союзнике, даже закупили Fi-156. Война перечеркнула все планы, а в 1947 году появился Ан-2. Изначально он не очень-то понравился из-за большого лобового сопротивления биплана, которое не давало увеличить скорость. Новую машину Антонов начал разрабатывать по собственной инициативе. Опираясь на опыт минувшей войны, конструктор предложил военным «партизанский самолет», способный взлетать и садиться с минимально подготовленных площадок.
Генеральный конструктор мечтал оснастить народное хозяйство неприхотливой воздушной техникой, отличающейся надежностью и простотой управления. Он хотел сделать самолет, способный взлетать и садиться в поле, с лужайки около сельского дома, что решило бы «вечную» проблему плохих дорог в огромной стране. Имевшиеся на то время в СССР вертолеты были, мягко говоря, далеки от совершенства.
Антонов, как сейчас пишут, «попал в тренд»: в 1956-м ему выдали госзадание на разработку такого воздушного судна (аппарат нужно было представить к концу текущего года), включая его санитарную и сельскохозяйственную версии. Последние нужно было предъявить для госиспытаний к 1959-му.
Первый взлет и классификация по НАТО
Ан-14 поднялся в небо в марте 1957-го, т. е. раньше на полгода, чем было «приказано». Сначала выпустили три прототипа, а всего произвели 340 единиц техники. Сразу же после испытаний по стране поползли слухи, что новым судном смогут управлять даже трактористы и водители грузовиков.
Экипаж Ан-14 состоял из одного летчика. Фото: YouTube.com
По внешнему виду самолет действительно напоминал трудолюбивое насекомое: длинные крылья, короткое «тело», сдвоенные рули. Настоящая пчела! А вот НАТО отнеслось почему-то к скромному по размерам советскому аппарату более серьезно и нарекло его Clod – «Глыбой».
Уникальные особенности машины
Если сравнивать с АН-2, «Пчелка» взлетала с полосы протяженностью 50-100 м (а то и меньше), в зависимости от силы и направления ветра. У «кукурузника» дистанция в два раза длиннее. Ан-14 свободно разворачивался на площадке диаметром 25 м. Большим плюсом является наличие у «Пчелки» пары двигателей. При выходе одного мотора из строя, оставшийся уверенно удерживал самолет в горизонтальном положении и даже был способен набирать высоту. Маневренность Ан-14 тоже была неплохой.
Опытный летчик на «Пчелке» совершал «прыжок в небо»: машина на старте с выпущенными подкрылками удерживалась только тормозами. Когда их отпускали, на скорости в 70 км/ч летчик «брал ручку на себя». При встречном сильно ветре самолет буквально подпрыгивал, взмывая на 25 м вверх.
Сложности предсерийных моделей
После успешного испытания первого прототипа приступили к разработке второго, а затем и третьего, учитывая обнаруженные недостатки. Предсерийный образец оснастили другими двигателями – АИ-14РФ с улучшенными винтами. Переработали оперение: стабилизатор выполнили в форме латинской V, килевые шайбы стали крупнее. Все это делалось с целью получения самолетом минимальных повреждений в случае жесткой посадки.
Внутренняя начинка самолета могла изменяться в зависимости от предпочтений заказчика. Фото: YouTube.com
В 1960-м заказчику (Минобороны) передали отчет о продвижении проекта. В этом же году испытали третий прототип: все ожидаемые характеристики судна подтвердились. Но не совсем: ресурс АИ-14РФ не превышал 140 ч, хотя было заявлено 500 ч, что заказчика не удовлетворило. Технические данные Ан-14:
✅ размах крыльев – 22 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 2,6 т (3,45 т)
✅ силовой агрегат – пара двигателей по 300 л. с. (были более мощные версии)
✅ полезный груз – до 720 кг либо 9 пассажиров
✅ скорость – до 210 км/ч
✅ дальность – 470 км
✅ наибольшая высота – 5 км
✅ экипаж – один пилот
Тогда в следующем году разработчики решились на необычное испытание, которое могло послужить и хорошей рекламой. Летчику дали задание совершить посадку в 68 населенных пунктах, на расстоянии не более 300 м от ближайшей околицы. При этом у пилота совершенно не было информации о наличии пригодных посадок. На борт взяли журналистов. Испытание прошло успешно и было выполнено всего за три рейса. В ноябре 1961-го самолет подвергли государственной проверке. Комиссия рекомендовала КБ:
✅ усилить энерговооруженность судна
✅ оснастить двигатели реверсивными винтами
✅ рассмотреть возможность установки лыж для эксплуатации зимой и на воде
«Добро» на серийное производство дали, но при условии устранения отмеченных недостатков. АН-14 многократно дорабатывался: удлинили крыло, переработали носовую часть, поставили трехлопастные винты.
У серийного варианта АН-14 двигатели имели улучшенную конструкцию винтов. Фото: YouTube.com
Но на все нужно время и масштабное производство «Пчелки» стартовало только в 1965-м. Изначально был намек на успех, и конструкторы предложили несколько модификаций самолета:
✅ АН-14А – «базовый» серийный вариант, производился до 1970 года
✅ Ан-14Б – проект с отсутствием подкосов крыльев
✅ Ан-14В – нереализованная версия с моторами ТГД-350 и 4-лопастными винтами
✅ Ан-14Л – разрабатываемая модель с двигателями «Астазу» (Франция)
✅ АН-14М – по сути прототип Ан-28, существовал в единственном экземпляре, с силовыми агрегатами ТВД-850
✅ Ан-14Ш – действующая лаборатория для испытания воздушной подушки вместо шасси, сконструирован на основе базового аппарата в 1980-м, летал с 1983-го
✅ Ан-714 – реальная версия вышерассмотренной модели, первый полет состоялся в 1970-м
✅ «Чайка» – проект (1963 год) сельскохозяйственного судна
Самолет Ан-28 разрабатывали с учетом опыта, накопленного при создании Ан-14. Правда, "двадцать восьмой" тоже особенного успеха не имел.
Ан-28 выруливает на взлет. Фото: YouTube.com
О первых успехах серийного АН-14А говорит курьезный случай (о котором рассказал Киржнер Ю.М., являвшийся главным инженером-испытателем КБ Антонова). По его словам, «Пчелку» показывали на выставке «Авиаэкспорта» в Москве представителям заграничной прессы. К советским летчикам подошел бизнесмен из Нидерландов, владевший скромной авиакомпанией, и заявил, что …забирает самолет. Оказалось: голландец оплатил покупку АН-14 и никак не может его получить. Сотрудник «Авиаэкспорта» запаниковал, выдав отговорку о некомплекте «Пчелки» – отсутствии ЗиП. Иностранец ответил, что «герр Антонов производит хорошие самолеты, а инструменты у вас плохие и вы можете раздать их в ближайшем колхозе». Вот такая была прямота!
Почему «Пчелка» не заменила Ан-2
Первая причина – слишком много прошло времени. К моменту запуска Ан-14 в серию уже появились и доказали свою «нужность» народному хозяйству вертолеты. Один только Ми-2 чего стоил! Вторая причина крылась в недоработанности двигателей, хотя сам самолет имел множество удачных конструкторских решений. Но факты – упрямая вещь: Ан-14 не мог даже догнать Ан-2, например, по грузоподъемности.
Энтузиасты из СибНИА имени С.А. Чаплыгина восстановили один из сохранившихся экземпляров Ан-14 (съемки – июнь 2022 года). Фото: YouTube.com
На первом этапе самолет успешно поставляли на Кубу, в ГДР, СФРЮ, НРБ, Монголию и даже Африку – Гвинею и Конго. Постепенно у заказчиков, как и конструкторов, интерес к этой машине упал. Даже выпускавшийся позже Ан-28 не снискал славы, хотя бы отдаленной, как у того же Ан-2. «Пчелку» пытались делать в Польше на заводе PZL, однако нагрянувшие 90-е нарушили все связи с российскими производителями. Последний «отголосок» Ан-14 – польский An-28RM, использовавшийся, как патрульная и поисково-спасательная машина.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....