Ан-14 – «пчелка», которая так и не принесла «меда»
34 287

Ан-14 – «пчелка», которая так и не принесла «меда»

Советское гражданское авиастроение, начавшее особенно бурно развиваться в послевоенные годы, всегда стремилось к идеалу. И даже запуск в серию в предыдущем десятилетии такого на редкость удачного летательного аппарата, как АН-2, не остановило конструкторов в попытках создать нечто лучшее. Успех «кукурузника» только воодушевил КБ Антонова. При этом сам его глава лично взялся за разработку усовершенствованной модели, призванной заменить «Аннушку». Однако она летает до сих пор, а про ее «сменщика» Ан-14, получившего прозвище «Пчелка», почти ничего не известно.


Предыстория и «партизанский самолет»


Подобный летательный аппарат был задуман Антоновым еще до начала Великой Отечественной. В Германии, тогдашнем союзнике, даже закупили Fi-156. Война перечеркнула все планы, а в 1947 году появился Ан-2. Изначально он не очень-то понравился из-за большого лобового сопротивления биплана, которое не давало увеличить скорость. Новую машину Антонов начал разрабатывать по собственной инициативе. Опираясь на опыт минувшей войны, конструктор предложил военным «партизанский самолет», способный взлетать и садиться с минимально подготовленных площадок.

Генеральный конструктор мечтал оснастить народное хозяйство неприхотливой воздушной техникой, отличающейся надежностью и простотой управления. Он хотел сделать самолет, способный взлетать и садиться в поле, с лужайки около сельского дома, что решило бы «вечную» проблему плохих дорог в огромной стране. Имевшиеся на то время в СССР вертолеты были, мягко говоря, далеки от совершенства.


Антонов, как сейчас пишут, «попал в тренд»: в 1956-м ему выдали госзадание на разработку такого воздушного судна (аппарат нужно было представить к концу текущего года), включая его санитарную и сельскохозяйственную версии. Последние нужно было предъявить для госиспытаний к 1959-му.

Первый взлет и классификация по НАТО


Ан-14 поднялся в небо в марте 1957-го, т. е. раньше на полгода, чем было «приказано». Сначала выпустили три прототипа, а всего произвели 340 единиц техники. Сразу же после испытаний по стране поползли слухи, что новым судном смогут управлять даже трактористы и водители грузовиков.

Ан-14 – «пчелка», которая так и не принесла «меда»Экипаж Ан-14 состоял из одного летчика. Фото: YouTube.com

По внешнему виду самолет действительно напоминал трудолюбивое насекомое: длинные крылья, короткое «тело», сдвоенные рули. Настоящая пчела! А вот НАТО отнеслось почему-то к скромному по размерам советскому аппарату более серьезно и нарекло его Clod – «Глыбой».

Уникальные особенности машины


Если сравнивать с АН-2, «Пчелка» взлетала с полосы протяженностью 50-100 м (а то и меньше), в зависимости от силы и направления ветра. У «кукурузника» дистанция в два раза длиннее. Ан-14 свободно разворачивался на площадке диаметром 25 м. Большим плюсом является наличие у «Пчелки» пары двигателей. При выходе одного мотора из строя, оставшийся уверенно удерживал самолет в горизонтальном положении и даже был способен набирать высоту. Маневренность Ан-14 тоже была неплохой.

Опытный летчик на «Пчелке» совершал «прыжок в небо»: машина на старте с выпущенными подкрылками удерживалась только тормозами. Когда их отпускали, на скорости в 70 км/ч летчик «брал ручку на себя». При встречном сильно ветре самолет буквально подпрыгивал, взмывая на 25 м вверх.


Сложности предсерийных моделей


После успешного испытания первого прототипа приступили к разработке второго, а затем и третьего, учитывая обнаруженные недостатки. Предсерийный образец оснастили другими двигателями – АИ-14РФ с улучшенными винтами. Переработали оперение: стабилизатор выполнили в форме латинской V, килевые шайбы стали крупнее. Все это делалось с целью получения самолетом минимальных повреждений в случае жесткой посадки.

Внутренняя начинка самолета могла изменяться в зависимости от предпочтений заказчика. Фото: YouTube.com

В 1960-м заказчику (Минобороны) передали отчет о продвижении проекта. В этом же году испытали третий прототип: все ожидаемые характеристики судна подтвердились. Но не совсем: ресурс АИ-14РФ не превышал 140 ч, хотя было заявлено 500 ч, что заказчика не удовлетворило. Технические данные Ан-14:

✅ размах крыльев – 22 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 2,6 т (3,45 т)
✅ силовой агрегат – пара двигателей по 300 л. с. (были более мощные версии)
✅ полезный груз – до 720 кг либо 9 пассажиров
✅ скорость – до 210 км/ч
✅ дальность – 470 км
✅ наибольшая высота – 5 км
✅ экипаж – один пилот

Тогда в следующем году разработчики решились на необычное испытание, которое могло послужить и хорошей рекламой. Летчику дали задание совершить посадку в 68 населенных пунктах, на расстоянии не более 300 м от ближайшей околицы. При этом у пилота совершенно не было информации о наличии пригодных посадок. На борт взяли журналистов. Испытание прошло успешно и было выполнено всего за три рейса. В ноябре 1961-го самолет подвергли государственной проверке. Комиссия рекомендовала КБ:

✅ усилить энерговооруженность судна
✅ оснастить двигатели реверсивными винтами
✅ рассмотреть возможность установки лыж для эксплуатации зимой и на воде

«Добро» на серийное производство дали, но при условии устранения отмеченных недостатков. АН-14 многократно дорабатывался: удлинили крыло, переработали носовую часть, поставили трехлопастные винты.

У серийного варианта АН-14 двигатели имели улучшенную конструкцию винтов. Фото: YouTube.com

Но на все нужно время и масштабное производство «Пчелки» стартовало только в 1965-м. Изначально был намек на успех, и конструкторы предложили несколько модификаций самолета:

✅ АН-14А – «базовый» серийный вариант, производился до 1970 года
✅ Ан-14Б – проект с отсутствием подкосов крыльев
✅ Ан-14В – нереализованная версия с моторами ТГД-350 и 4-лопастными винтами
✅ Ан-14Л – разрабатываемая модель с двигателями «Астазу» (Франция)
✅ АН-14М – по сути прототип Ан-28, существовал в единственном экземпляре, с силовыми агрегатами ТВД-850
✅ Ан-14Ш – действующая лаборатория для испытания воздушной подушки вместо шасси, сконструирован на основе базового аппарата в 1980-м, летал с 1983-го
✅ Ан-714 – реальная версия вышерассмотренной модели, первый полет состоялся в 1970-м
✅ «Чайка» – проект (1963 год) сельскохозяйственного судна

Самолет Ан-28 разрабатывали с учетом опыта, накопленного при создании Ан-14. Правда, "двадцать восьмой" тоже особенного успеха не имел.

Ан-28 выруливает на взлет. Фото: YouTube.com

О первых успехах серийного АН-14А говорит курьезный случай (о котором рассказал Киржнер Ю.М., являвшийся главным инженером-испытателем КБ Антонова). По его словам, «Пчелку» показывали на выставке «Авиаэкспорта» в Москве представителям заграничной прессы. К советским летчикам подошел бизнесмен из Нидерландов, владевший скромной авиакомпанией, и заявил, что …забирает самолет. Оказалось: голландец оплатил покупку АН-14 и никак не может его получить. Сотрудник «Авиаэкспорта» запаниковал, выдав отговорку о некомплекте «Пчелки» – отсутствии ЗиП. Иностранец ответил, что «герр Антонов производит хорошие самолеты, а инструменты у вас плохие и вы можете раздать их в ближайшем колхозе». Вот такая была прямота!

Почему «Пчелка» не заменила Ан-2


Первая причина – слишком много прошло времени. К моменту запуска Ан-14 в серию уже появились и доказали свою «нужность» народному хозяйству вертолеты. Один только Ми-2 чего стоил! Вторая причина крылась в недоработанности двигателей, хотя сам самолет имел множество удачных конструкторских решений. Но факты – упрямая вещь: Ан-14 не мог даже догнать Ан-2, например, по грузоподъемности.

Энтузиасты из СибНИА имени С.А. Чаплыгина восстановили один из сохранившихся экземпляров Ан-14 (съемки – июнь 2022 года). Фото: YouTube.com

На первом этапе самолет успешно поставляли на Кубу, в ГДР, СФРЮ, НРБ, Монголию и даже Африку – Гвинею и Конго. Постепенно у заказчиков, как и конструкторов, интерес к этой машине упал. Даже выпускавшийся позже Ан-28 не снискал славы, хотя бы отдаленной, как у того же Ан-2. «Пчелку» пытались делать в Польше на заводе PZL, однако нагрянувшие 90-е нарушили все связи с российскими производителями. Последний «отголосок» Ан-14 – польский An-28RM, использовавшийся, как патрульная и поисково-спасательная машина.
А вы что думаете об Ан-14?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....