
Замкнутое крыло как основа конструкции кольцеплана
Если обратиться к Викисловарю, то там мы найдем следующее определение: самолет вертикального взлета с крылом в виде кольца. Да, сегодня мы расскажем о такой необычной авиационной технике как кольцеплан. Наверное, мало кому знакомо такое название, не говоря уже о самой конструкции.
Все дело в том, что долгие десятилетия все попытки создания летательных аппаратов с замкнутым контуром крыла неизменно заканчивались неудачей. Однако, по прошествию времени, появлялись новые проекты с учетом прежних ошибок.
«Блерио-III», так и не увидевший небо. Фото: youtube.com
Фактически все началось 17 декабря 1903 года, когда в воздух поднялась летательная конструкция братьев Райт. Конечно, она была с привычной сегодня, так сказать, классической конструкцией крыла. Тем не менее именно этот факт успешного взлета подвиг инженерную мысль на изобретение самолетов с различными конфигурациями крыльев.
Уже на заре XX века изобретателям хотелось затмить успех «Флайер-1». Вот только для этого надо было придумать что-то свое, более оригинальное и перспективное. Так Луи Блерио всего 3 года спустя после триумфа братьев Райт, представил образец самолета «Блерио-III».
В своих инженерных экспериментах Луи применил любимый русский принцип – «метод тыка». Взяв за основу обычный биплан, конструктор просто соединил окончания крыльев, образовав кольцо. Такой же метод он использовал и для хвостового оперения. Получившийся в результате аппарат был назван гидропланом, потому что предполагался его взлет с водной поверхности. Желаемое не стало действительным, было лишь несколько случаев буксировки «Блерио-III» способом, напоминающем запуск воздушного змея. Со временем просчеты Блерио были четко обозначены:
✅ грузное хвостовое оперение
✅ ошибки в расчете контура крыла
✅ неверное распределение массы
Несмотря на отрицательный опыт, история кольцепланов стартовала и в будущие десятилетия к такой конструкции инженеры обращались еще не раз. Ведь аэродинамика у этого необычного самолета сильно отличается от его классических коллег. Вот только извлечь из этого пользу получилось далеко не сразу.
Еще одним французом, попытавшимся создать свой кольцеплан, стал М. Живодан. Прошло 3 года со времени неудачной попытки Блерио, и его земляк попытался исправить ситуацию. Аэроплан, который был спроектирован на фабрике Velmorel, вызвал настоящий ажиотаж в СМИ того времени. Писали и о новом веке в воздухоплавании, и о перспективе кольцеобразных фигур, выполнявших роль крыльев летательного аппарата. Все с нетерпением ждали, когда лайнер с 2,4-метровым пропеллером и 40-сильным двигателем сможеТ оторваться от земли. Но – не дождались. То ли 80-киллограмовый двигатель был слишком слаб, то ли вновь проявились конструктивные помарки.
На следующий год эстафету подхватили американцы. Амбициозным жителям свободной страны казалось, что уж у них-то все получится как надо. Местный конструктор со звучным именем Уильям Пирс Гэри надеялся оставить его в истории как имя первого успешного испытателя кольцеплана. Увы, созданный им Gary-Plane с крыльями 8-метрового диаметра, каждый раз при попытке взлета, заваливался вперед. Отрицательный опыт отбил у конструкторов желание создавать аппараты такого типа. Но, пришло новое поколение и попытки создания действующих кольцепланов возобновились.
Советский технический прорыв 30-х просто не мог оставить в стороне воздухоплавание. Ведь это были времена Чкалова, Водопьянова и Леваневского! Обычные советские самолеты с отважными летчиками «первого государства рабочих и крестьян» совершали немыслимые перелеты. Хотелось, чтобы наша страна была передовой и в других направлениях. Поэтому решили: что оказалось не по зубам империалистам, смогут осилить наши ребята.
Французская марка с изображение кольцеплана Живодана. Фото: youtube.com
Примерно под таким лозунгом была подготовлена дипломная работа будущего инженера Суханова. То, что было написано для защиты в МАИ в 1936 году на бумаге, через шесть лет воплотилось в реальный проект. Именно тогда и появилось название, которое и сегодня используется в русском языке для летательных аппаратов подобного типа. Преимущество созданной конструкции состояло в том, что подъемная сила кольце-крыла давала самолету следующие возможности:
✅ взлет под углом 43 градуса
✅ всего несколько метров для отрыва от земли
✅ высокая маневренность
✅ исключение сваливания в штопор
Все ждали успешной постройки истребителя короткого взлета. Созданная в 1942 году действующая модель прошла испытания. Однако тяжелое военное время поставило крест на дальнейшем развитии проекта.
Противоположная страна военного конфликта также не сидела сложа руки. Когда боевые действия уже переместились с территории нашей страны в Европу, немецкий авиаконструктор Эрнст Хейнкель представил свою разработку. Lerche (или просто «Жаворонок»), появившийся в 1944 году, был перспективным истребителем-перехватчиком. Его приводили в движение пара мощных Daimler-Benz 605D. К каждому из них были прикреплены пропеллеры, размещенные прямо в крыльях. Особой его изюминкой стала возможность вертикального взлета и посадки.
Изображение из дипломной работы Суханова. Фото: youtube.com
Думаю, вы сами понимаете, что на реальное воплощение проекта в жизнь фашистам элементарно не хватило времени. Тем более, что конструктор попытался параллельно разработать еще и вторую версию летательного аппарата. Так, по различным причинам, ни один проект кольцеплана за первые четыре десятилетия истории так и не был полноценно воплощен в жизнь. После окончания войны желание создать устройство с замкнутым контуром крыла получило второе дыхание.
В 1959 году французы, которые номинально считались одними из победителей во Второй мировой войне, решили вновь «потянуть одеяло на себя». Вспомнив о том, что именно их страна стояла у истоков создания кольцеплана, компания SNECMA выпустила «Летающую звезду». Это был беспилотный самолет, находящийся внутри конструкции, напоминающей бочку. Две сотни испытаний показали кажущуюся надежность аппарата.
Поэтому следующим стал пилотируемый C-450 Coleoptere. 8-метровая конструкция успешно совершила взлет. А вот во время перехода к горизонтальному полету, создалась аварийная ситуация. Самолет резко потерял высоту и упал на землю, едва не став могилой для находившегося внутри пилота. Проект быстренько свернули.
Специальное крепление крыла у кольцеплана Нарушевича. Фото: youtube.com
Дальнейшая история показала, что для успешной эксплуатации кольцепланов не хватало технических возможностей. Первым это доказал авиамоделист Эммануэль Филлон. Создав в середине 80-х действующую модель по проекту своего земляка Живодана, он добился положительных результатов. Она могла летать, значит Живодан просто не смог правильно подобрать соответствие массы аппарата и мощности двигателя. Или, банально, в то время не было нужных технических возможностей.
Первый действительно успешный проект восходит уже к нашим временам. В конце 80-х для советского хозяйства понадобилось сконструировать маневренный самолет, не боящийся боковых ветров. В качестве перспективной конструкции авиатехник Аркадий Нарушевич выбрал кольцеплан. Причиной стали его расчеты, показавшие, что именно кольцевая конструкция крыла наиболее эффективно противостоит сильному боковому ветру. Правда, самые оптимальные показатели остались за овальными формами крыла.
EW-555AO – экспонат музея в Беларуси. Фото: youtube.com
Задуманное не удалось осуществить из-за распада СССР. Как ни странно, но к идее вернулись вновь 10 лет спустя, в 1997 году. Делали модель из того, что было под руками: шасси от Ми-1, приборная панель от Ан-2. А овальную конструкцию закрепили непосредственно на фюзеляж. Первые испытания прошли на «ура», показав прекрасный коэффициент отношения полезной нагрузки к снаряженной массе аппарата – 0,45. Так спустя почти 100 лет было доказано: кольцеплан может летать и показывать хорошие аэродинамические результаты.
В последние годы кольцеплан Нарушевича находился на хранении в Барановичах. В конце 2015 года в Боровой провели его реконструкцию и покраску. Там же был нанесен номер – EW-555AO. С 9 июня 2016 года аппарат стал экспонатом музея.
Все дело в том, что долгие десятилетия все попытки создания летательных аппаратов с замкнутым контуром крыла неизменно заканчивались неудачей. Однако, по прошествию времени, появлялись новые проекты с учетом прежних ошибок.

Фактически все началось 17 декабря 1903 года, когда в воздух поднялась летательная конструкция братьев Райт. Конечно, она была с привычной сегодня, так сказать, классической конструкцией крыла. Тем не менее именно этот факт успешного взлета подвиг инженерную мысль на изобретение самолетов с различными конфигурациями крыльев.
Замкнутое крыло как более эффективное решение
Уже на заре XX века изобретателям хотелось затмить успех «Флайер-1». Вот только для этого надо было придумать что-то свое, более оригинальное и перспективное. Так Луи Блерио всего 3 года спустя после триумфа братьев Райт, представил образец самолета «Блерио-III».
Так впервые в мире появился проект летательного устройства с применением конструкции замкнутого крыла. Правда, в небо он ни разу так и не поднялся.
В своих инженерных экспериментах Луи применил любимый русский принцип – «метод тыка». Взяв за основу обычный биплан, конструктор просто соединил окончания крыльев, образовав кольцо. Такой же метод он использовал и для хвостового оперения. Получившийся в результате аппарат был назван гидропланом, потому что предполагался его взлет с водной поверхности. Желаемое не стало действительным, было лишь несколько случаев буксировки «Блерио-III» способом, напоминающем запуск воздушного змея. Со временем просчеты Блерио были четко обозначены:
✅ грузное хвостовое оперение
✅ ошибки в расчете контура крыла
✅ неверное распределение массы
Несмотря на отрицательный опыт, история кольцепланов стартовала и в будущие десятилетия к такой конструкции инженеры обращались еще не раз. Ведь аэродинамика у этого необычного самолета сильно отличается от его классических коллег. Вот только извлечь из этого пользу получилось далеко не сразу.
Еще одним французом, попытавшимся создать свой кольцеплан, стал М. Живодан. Прошло 3 года со времени неудачной попытки Блерио, и его земляк попытался исправить ситуацию. Аэроплан, который был спроектирован на фабрике Velmorel, вызвал настоящий ажиотаж в СМИ того времени. Писали и о новом веке в воздухоплавании, и о перспективе кольцеобразных фигур, выполнявших роль крыльев летательного аппарата. Все с нетерпением ждали, когда лайнер с 2,4-метровым пропеллером и 40-сильным двигателем сможеТ оторваться от земли. Но – не дождались. То ли 80-киллограмовый двигатель был слишком слаб, то ли вновь проявились конструктивные помарки.
На следующий год эстафету подхватили американцы. Амбициозным жителям свободной страны казалось, что уж у них-то все получится как надо. Местный конструктор со звучным именем Уильям Пирс Гэри надеялся оставить его в истории как имя первого успешного испытателя кольцеплана. Увы, созданный им Gary-Plane с крыльями 8-метрового диаметра, каждый раз при попытке взлета, заваливался вперед. Отрицательный опыт отбил у конструкторов желание создавать аппараты такого типа. Но, пришло новое поколение и попытки создания действующих кольцепланов возобновились.
Модели предвоенного и послевоенного периода
Советский технический прорыв 30-х просто не мог оставить в стороне воздухоплавание. Ведь это были времена Чкалова, Водопьянова и Леваневского! Обычные советские самолеты с отважными летчиками «первого государства рабочих и крестьян» совершали немыслимые перелеты. Хотелось, чтобы наша страна была передовой и в других направлениях. Поэтому решили: что оказалось не по зубам империалистам, смогут осилить наши ребята.

Примерно под таким лозунгом была подготовлена дипломная работа будущего инженера Суханова. То, что было написано для защиты в МАИ в 1936 году на бумаге, через шесть лет воплотилось в реальный проект. Именно тогда и появилось название, которое и сегодня используется в русском языке для летательных аппаратов подобного типа. Преимущество созданной конструкции состояло в том, что подъемная сила кольце-крыла давала самолету следующие возможности:
✅ взлет под углом 43 градуса
✅ всего несколько метров для отрыва от земли
✅ высокая маневренность
✅ исключение сваливания в штопор
Все ждали успешной постройки истребителя короткого взлета. Созданная в 1942 году действующая модель прошла испытания. Однако тяжелое военное время поставило крест на дальнейшем развитии проекта.
Противоположная страна военного конфликта также не сидела сложа руки. Когда боевые действия уже переместились с территории нашей страны в Европу, немецкий авиаконструктор Эрнст Хейнкель представил свою разработку. Lerche (или просто «Жаворонок»), появившийся в 1944 году, был перспективным истребителем-перехватчиком. Его приводили в движение пара мощных Daimler-Benz 605D. К каждому из них были прикреплены пропеллеры, размещенные прямо в крыльях. Особой его изюминкой стала возможность вертикального взлета и посадки.

Думаю, вы сами понимаете, что на реальное воплощение проекта в жизнь фашистам элементарно не хватило времени. Тем более, что конструктор попытался параллельно разработать еще и вторую версию летательного аппарата. Так, по различным причинам, ни один проект кольцеплана за первые четыре десятилетия истории так и не был полноценно воплощен в жизнь. После окончания войны желание создать устройство с замкнутым контуром крыла получило второе дыхание.
Наконец, успешный проект – кольцеплан Нарушевича
В 1959 году французы, которые номинально считались одними из победителей во Второй мировой войне, решили вновь «потянуть одеяло на себя». Вспомнив о том, что именно их страна стояла у истоков создания кольцеплана, компания SNECMA выпустила «Летающую звезду». Это был беспилотный самолет, находящийся внутри конструкции, напоминающей бочку. Две сотни испытаний показали кажущуюся надежность аппарата.
Поэтому следующим стал пилотируемый C-450 Coleoptere. 8-метровая конструкция успешно совершила взлет. А вот во время перехода к горизонтальному полету, создалась аварийная ситуация. Самолет резко потерял высоту и упал на землю, едва не став могилой для находившегося внутри пилота. Проект быстренько свернули.

Дальнейшая история показала, что для успешной эксплуатации кольцепланов не хватало технических возможностей. Первым это доказал авиамоделист Эммануэль Филлон. Создав в середине 80-х действующую модель по проекту своего земляка Живодана, он добился положительных результатов. Она могла летать, значит Живодан просто не смог правильно подобрать соответствие массы аппарата и мощности двигателя. Или, банально, в то время не было нужных технических возможностей.
Первый действительно успешный проект восходит уже к нашим временам. В конце 80-х для советского хозяйства понадобилось сконструировать маневренный самолет, не боящийся боковых ветров. В качестве перспективной конструкции авиатехник Аркадий Нарушевич выбрал кольцеплан. Причиной стали его расчеты, показавшие, что именно кольцевая конструкция крыла наиболее эффективно противостоит сильному боковому ветру. Правда, самые оптимальные показатели остались за овальными формами крыла.

Задуманное не удалось осуществить из-за распада СССР. Как ни странно, но к идее вернулись вновь 10 лет спустя, в 1997 году. Делали модель из того, что было под руками: шасси от Ми-1, приборная панель от Ан-2. А овальную конструкцию закрепили непосредственно на фюзеляж. Первые испытания прошли на «ура», показав прекрасный коэффициент отношения полезной нагрузки к снаряженной массе аппарата – 0,45. Так спустя почти 100 лет было доказано: кольцеплан может летать и показывать хорошие аэродинамические результаты.
В последние годы кольцеплан Нарушевича находился на хранении в Барановичах. В конце 2015 года в Боровой провели его реконструкцию и покраску. Там же был нанесен номер – EW-555AO. С 9 июня 2016 года аппарат стал экспонатом музея.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....