Самые надежные в мире зубчатые железные дороги
Я уверен, что среди нас нет тех, кто хотя бы однажды не воспользовался рельсовым транспортом. Неважно, что это было: пассажирский поезд, обычная электричка или трамвай. Главный принцип оставался неизменным – металлические колесные пары движутся по двум рельсам, уложенным на шпалы.
Но есть ли исключения из этого правила? Да, это могут быть поезда на воздушной подушке или специальные составы для преодоления крутых и затяжных подъемов. В последнем случае, кроме обычных рельс, посередине установлена дополнительная зубчатая рейка. Соответственно, у состава есть специальный зацеп для сохранения контакта с ней.
Однако, благодаря нехитрой конструкции, состав вполне уверенно справляется с ним. И это далеко не единственный пример поезда с «зубами». Подобных дорог в одной только Германии целых четыре. Сегодня мы вместе совершим экскурс в историю создания этих необычных рельсовых конструкций.
Калаврита – небольшой административный центр в северном Пелопоннесе. Главными его достопримечательностями является огромное количество различных монастырей и красивая лесистая местность, перемежающаяся с природными ключами. Местный климат является очень полезным для человеческого организма, поэтому многие туристы приезжают сюда не только посмотреть на окружающую красоту, но и немного поправить здоровье.
Вот только на пути этих планов встает неровная гористая местность и отсутствие удобных коммуникаций с окружающим миром. Во второй половине XIX века это можно было сделать только на тележке, запряженной лошадью или ослом. Такое путешествие было очень долгим и изнурительным. К концу столетия созрел план провести сюда узкоколейную нить железнодорожного сообщения. Однако местный ландшафт не позволял использовать здесь обычные локомотивные составы. Инженеры порекомендовали провести сюда зубчатую дорогу.
Зубчатое колесо двигателя во время движения по ровной местности остается в поднятом положении. Но как только ландшафт приобретает крутой рисунок, механизм приводится в действие и сцепляется со специальной зубчатой рейкой. Интересно, что это устройство используется не только во время подъемов, но и на крутых спусках. Ведь в этом случае тоже существует опасность, что обычной тормозной системы поезда может оказаться недостаточно. Тогда огромный и тяжелый состав, подгоняемый ускорением свободного падения, устремится вниз с огромной скоростью. И тогда катастрофы не избежать.
На протяжении всей дороги существуют 3 участка с показателем уклона 1 метр на 7 метров дороги. На подъезде к одному из них машинист останавливает состав и производит контакт колеса с дополнительной рейкой для обеспечения лучшего сцепления и безопасности движения. Дальше состав продвигается с фиксированной скоростью.
Строительство маршрута продолжалось 5 лет и было завершено в 1896 году. Дополнительной сложности работам, проводимым итальянской строительной компанией, добавила необходимость бурения девяти тоннелей. В итоге 23-километровая железная дорога отняла уйму времени, средств и человеческого труда.
Те, кому приходилось проехать на этом необычном поезде, испытали незабываемые чувства. Многие сходятся во мнении, что затяжной крутой спуск выглядит гораздо страшнее, чем такой же подъем. Тем не менее, конструкция очень надежная, а ее устойчивость гораздо выше, чем у обычного состава. Да и какая красота открывается вокруг!
Подобные конструкции есть и в других странах Европы и всего мира. Хотя Венгрия не такая горная страна, как Швейцария, здесь имеется своя «зубчатка». В местной столице городе Будапешт существует участок с неровной местностью. Поэтому еще в 1873 году было выдано разрешение властей на строительство «зубчатой» дороги. Меньше чем через год совершили пробную поездку, а с 25 июня 1874 года началось регулярное движение городских трамваев.
Вначале линия была небольшой, но работала исправно и пользовалась популярностью у местных жителей. Ее успешная эксплуатация побудила муниципалитет поднять вопрос об увеличении протяженности железнодорожных путей. Так, спустя 16 лет после начала движения, зубчатая дорога достигла района Сеченьи. Это оказалось очень кстати, ведь не прошло и двух десятков лет, как здесь открылся самый большой в Европе банный комплекс. С того момента, проехав несколько километров на трамвае с «зубами», любой мадьяр мог насладиться мытьем в термальных водах. Так сказать, два удовольствия одновременно.
Так общая протяженность путей достигла 3,7 км. С середины 1929 года трамваи были переведены на электрическую тягу, а интервал их движения составил не более 15 минут. 1973 год принес сразу несколько перемен:
✅ полную реконструкцию системы
✅ установку зубчатого зацепления от Strub
✅ замену трамвайного парка
Сегодня трамвайная дорога входит в городскую систему общественного транспорта. Многие гости Будапешта с удовольствием рады проехаться на трамвае с такой долгой историей и необычной конструкцией.
Zahnradbahn Stuttgart ведет свою историю с 23 августа 1884 года. В этот день было открыто движение по участку, который местные жители нежно называют Zacke («шипованная»). Всего в огромной Германии есть только четыре подобных дороги, но штутгартская – единственная, входящая во внутригородскую транспортную систему.
Электрифицированный маршрут протяженностью 2,2 км соединяет два городских района – Мариенплац и Альплац. Он проходит параллельно Альте Вайнштайге, который долгие годы считался основным в Штутгарте. На всем его протяжении перепад высот составляет 205 метров, а максимальный уклон – 17,5 %. Проезжая остановку Pfaffenweg, можно полюбоваться видом на городской центр Штутгарта.
С 1902 по 1904 годы проходил процесс электрификации дороги. На то время паровым сообщением пользовались только во время воскресных экскурсий. В 1980 году прошла глубокая реконструкция дорожного покрытия и коммуникаций. Через 2 года появились современные вагоны ZT4 и приспособления для транспортировки велосипедов. Так в Штутгарте подготовились к празднованию 100-летия Zahnradbahn Stuttgart.
Сегодня дорога является одним из городских туристических маршрутов. Она интегрирована в систему Stuttgarter Straßenbahnen AG под индексом «линия 10». В 2002 году система пережила очередную реконструкцию, в течение который были отремонтированы следующие элементы:
✅ терминал
✅ мост
✅ площадь Мариенплац
Когда речь заходит о безопасности внушающей страх конструкции, то ответ успокаивает даже скептиков. К примеру, на упомянутой ранее греческой дороге за более чем 100-летнюю эксплуатацию произошла всего лишь одна незначительная авария. Похожей статистикой могут похвастаться и в Штутгарте, и в Будапеште, и в других местах расположения зубчатых дорог.
Такая надежная конструкция нашла свое применение во многих странах мира. Конечно, больше всего зубчатых механизмов расположено в горных районах Швейцарии. А вот самая популярная и старая дорога находится на южноамериканском континенте, в бразильском Корковаду.
На территории России нет зубчатых дорог в их классическом понимании. А вот ее принцип нашел свое применение в разных комплексах. Одним из первых можно назвать существовавший в довоенное время Нижегородский фуникулер. В современной истории это питерский комплекс защитных сооружений от наводнения и судоподъемник Красноярской ГЭС.
Но есть ли исключения из этого правила? Да, это могут быть поезда на воздушной подушке или специальные составы для преодоления крутых и затяжных подъемов. В последнем случае, кроме обычных рельс, посередине установлена дополнительная зубчатая рейка. Соответственно, у состава есть специальный зацеп для сохранения контакта с ней.
Наличие у состава зубчатого колеса не только делает его максимально устойчивым, но и позволяет преодолевать немыслимо крутые подъемы. Например, швейцарская Pilatusbahn имеет самый большой уклон в мире – 48 %.
Однако, благодаря нехитрой конструкции, состав вполне уверенно справляется с ним. И это далеко не единственный пример поезда с «зубами». Подобных дорог в одной только Германии целых четыре. Сегодня мы вместе совершим экскурс в историю создания этих необычных рельсовых конструкций.
От Калавриты до Диакоптона – по зубчатой дороге
Калаврита – небольшой административный центр в северном Пелопоннесе. Главными его достопримечательностями является огромное количество различных монастырей и красивая лесистая местность, перемежающаяся с природными ключами. Местный климат является очень полезным для человеческого организма, поэтому многие туристы приезжают сюда не только посмотреть на окружающую красоту, но и немного поправить здоровье.
Один из девяти калавритских туннелей. Фото: youtube.com
Вот только на пути этих планов встает неровная гористая местность и отсутствие удобных коммуникаций с окружающим миром. Во второй половине XIX века это можно было сделать только на тележке, запряженной лошадью или ослом. Такое путешествие было очень долгим и изнурительным. К концу столетия созрел план провести сюда узкоколейную нить железнодорожного сообщения. Однако местный ландшафт не позволял использовать здесь обычные локомотивные составы. Инженеры порекомендовали провести сюда зубчатую дорогу.
Зубчатое колесо двигателя во время движения по ровной местности остается в поднятом положении. Но как только ландшафт приобретает крутой рисунок, механизм приводится в действие и сцепляется со специальной зубчатой рейкой. Интересно, что это устройство используется не только во время подъемов, но и на крутых спусках. Ведь в этом случае тоже существует опасность, что обычной тормозной системы поезда может оказаться недостаточно. Тогда огромный и тяжелый состав, подгоняемый ускорением свободного падения, устремится вниз с огромной скоростью. И тогда катастрофы не избежать.
На протяжении всей дороги существуют 3 участка с показателем уклона 1 метр на 7 метров дороги. На подъезде к одному из них машинист останавливает состав и производит контакт колеса с дополнительной рейкой для обеспечения лучшего сцепления и безопасности движения. Дальше состав продвигается с фиксированной скоростью.
Такой вид открывается из греческого поезда с «зубами». Фото: youtube.com
Строительство маршрута продолжалось 5 лет и было завершено в 1896 году. Дополнительной сложности работам, проводимым итальянской строительной компанией, добавила необходимость бурения девяти тоннелей. В итоге 23-километровая железная дорога отняла уйму времени, средств и человеческого труда.
Те, кому приходилось проехать на этом необычном поезде, испытали незабываемые чувства. Многие сходятся во мнении, что затяжной крутой спуск выглядит гораздо страшнее, чем такой же подъем. Тем не менее, конструкция очень надежная, а ее устойчивость гораздо выше, чем у обычного состава. Да и какая красота открывается вокруг!
Зубчатый будапештский трамвай
Подобные конструкции есть и в других странах Европы и всего мира. Хотя Венгрия не такая горная страна, как Швейцария, здесь имеется своя «зубчатка». В местной столице городе Будапешт существует участок с неровной местностью. Поэтому еще в 1873 году было выдано разрешение властей на строительство «зубчатой» дороги. Меньше чем через год совершили пробную поездку, а с 25 июня 1874 года началось регулярное движение городских трамваев.
Будапештский трамвай на одной из своих остановок. Фото: youtube.com
Вначале линия была небольшой, но работала исправно и пользовалась популярностью у местных жителей. Ее успешная эксплуатация побудила муниципалитет поднять вопрос об увеличении протяженности железнодорожных путей. Так, спустя 16 лет после начала движения, зубчатая дорога достигла района Сеченьи. Это оказалось очень кстати, ведь не прошло и двух десятков лет, как здесь открылся самый большой в Европе банный комплекс. С того момента, проехав несколько километров на трамвае с «зубами», любой мадьяр мог насладиться мытьем в термальных водах. Так сказать, два удовольствия одновременно.
Так общая протяженность путей достигла 3,7 км. С середины 1929 года трамваи были переведены на электрическую тягу, а интервал их движения составил не более 15 минут. 1973 год принес сразу несколько перемен:
✅ полную реконструкцию системы
✅ установку зубчатого зацепления от Strub
✅ замену трамвайного парка
Сегодня трамвайная дорога входит в городскую систему общественного транспорта. Многие гости Будапешта с удовольствием рады проехаться на трамвае с такой долгой историей и необычной конструкцией.
Штутгартская дорога – единственная зубчатая городская в стране
Zahnradbahn Stuttgart ведет свою историю с 23 августа 1884 года. В этот день было открыто движение по участку, который местные жители нежно называют Zacke («шипованная»). Всего в огромной Германии есть только четыре подобных дороги, но штутгартская – единственная, входящая во внутригородскую транспортную систему.
Электрифицированный маршрут протяженностью 2,2 км соединяет два городских района – Мариенплац и Альплац. Он проходит параллельно Альте Вайнштайге, который долгие годы считался основным в Штутгарте. На всем его протяжении перепад высот составляет 205 метров, а максимальный уклон – 17,5 %. Проезжая остановку Pfaffenweg, можно полюбоваться видом на городской центр Штутгарта.
Транспортировка велосипедов по-немецки. Фото: youtube.com
С 1902 по 1904 годы проходил процесс электрификации дороги. На то время паровым сообщением пользовались только во время воскресных экскурсий. В 1980 году прошла глубокая реконструкция дорожного покрытия и коммуникаций. Через 2 года появились современные вагоны ZT4 и приспособления для транспортировки велосипедов. Так в Штутгарте подготовились к празднованию 100-летия Zahnradbahn Stuttgart.
Сегодня дорога является одним из городских туристических маршрутов. Она интегрирована в систему Stuttgarter Straßenbahnen AG под индексом «линия 10». В 2002 году система пережила очередную реконструкцию, в течение который были отремонтированы следующие элементы:
✅ терминал
✅ мост
✅ площадь Мариенплац
Когда речь заходит о безопасности внушающей страх конструкции, то ответ успокаивает даже скептиков. К примеру, на упомянутой ранее греческой дороге за более чем 100-летнюю эксплуатацию произошла всего лишь одна незначительная авария. Похожей статистикой могут похвастаться и в Штутгарте, и в Будапеште, и в других местах расположения зубчатых дорог.
Принципы зубчатых дорог, применяемые в нашей стране
Такая надежная конструкция нашла свое применение во многих странах мира. Конечно, больше всего зубчатых механизмов расположено в горных районах Швейцарии. А вот самая популярная и старая дорога находится на южноамериканском континенте, в бразильском Корковаду.
Зубчатые дороги нашли свое применение во многих странах. Фото: youtube.com
На территории России нет зубчатых дорог в их классическом понимании. А вот ее принцип нашел свое применение в разных комплексах. Одним из первых можно назвать существовавший в довоенное время Нижегородский фуникулер. В современной истории это питерский комплекс защитных сооружений от наводнения и судоподъемник Красноярской ГЭС.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...