Самые надежные в мире зубчатые железные дороги
3 412

Самые надежные в мире зубчатые железные дороги

Я уверен, что среди нас нет тех, кто хотя бы однажды не воспользовался рельсовым транспортом. Неважно, что это было: пассажирский поезд, обычная электричка или трамвай. Главный принцип оставался неизменным – металлические колесные пары движутся по двум рельсам, уложенным на шпалы.


Но есть ли исключения из этого правила? Да, это могут быть поезда на воздушной подушке или специальные составы для преодоления крутых и затяжных подъемов. В последнем случае, кроме обычных рельс, посередине установлена дополнительная зубчатая рейка. Соответственно, у состава есть специальный зацеп для сохранения контакта с ней.

Наличие у состава зубчатого колеса не только делает его максимально устойчивым, но и позволяет преодолевать немыслимо крутые подъемы. Например, швейцарская Pilatusbahn имеет самый большой уклон в мире – 48 %.


Однако, благодаря нехитрой конструкции, состав вполне уверенно справляется с ним. И это далеко не единственный пример поезда с «зубами». Подобных дорог в одной только Германии целых четыре. Сегодня мы вместе совершим экскурс в историю создания этих необычных рельсовых конструкций.

От Калавриты до Диакоптона – по зубчатой дороге


Калаврита – небольшой административный центр в северном Пелопоннесе. Главными его достопримечательностями является огромное количество различных монастырей и красивая лесистая местность, перемежающаяся с природными ключами. Местный климат является очень полезным для человеческого организма, поэтому многие туристы приезжают сюда не только посмотреть на окружающую красоту, но и немного поправить здоровье.

Самые надежные в мире зубчатые железные дорогиОдин из девяти калавритских туннелей. Фото: youtube.com

Вот только на пути этих планов встает неровная гористая местность и отсутствие удобных коммуникаций с окружающим миром. Во второй половине XIX века это можно было сделать только на тележке, запряженной лошадью или ослом. Такое путешествие было очень долгим и изнурительным. К концу столетия созрел план провести сюда узкоколейную нить железнодорожного сообщения. Однако местный ландшафт не позволял использовать здесь обычные локомотивные составы. Инженеры порекомендовали провести сюда зубчатую дорогу.

Зубчатое колесо двигателя во время движения по ровной местности остается в поднятом положении. Но как только ландшафт приобретает крутой рисунок, механизм приводится в действие и сцепляется со специальной зубчатой рейкой. Интересно, что это устройство используется не только во время подъемов, но и на крутых спусках. Ведь в этом случае тоже существует опасность, что обычной тормозной системы поезда может оказаться недостаточно. Тогда огромный и тяжелый состав, подгоняемый ускорением свободного падения, устремится вниз с огромной скоростью. И тогда катастрофы не избежать.

На протяжении всей дороги существуют 3 участка с показателем уклона 1 метр на 7 метров дороги. На подъезде к одному из них машинист останавливает состав и производит контакт колеса с дополнительной рейкой для обеспечения лучшего сцепления и безопасности движения. Дальше состав продвигается с фиксированной скоростью.

Такой вид открывается из греческого поезда с «зубами». Фото: youtube.com

Строительство маршрута продолжалось 5 лет и было завершено в 1896 году. Дополнительной сложности работам, проводимым итальянской строительной компанией, добавила необходимость бурения девяти тоннелей. В итоге 23-километровая железная дорога отняла уйму времени, средств и человеческого труда.

Те, кому приходилось проехать на этом необычном поезде, испытали незабываемые чувства. Многие сходятся во мнении, что затяжной крутой спуск выглядит гораздо страшнее, чем такой же подъем. Тем не менее, конструкция очень надежная, а ее устойчивость гораздо выше, чем у обычного состава. Да и какая красота открывается вокруг!

Зубчатый будапештский трамвай


Подобные конструкции есть и в других странах Европы и всего мира. Хотя Венгрия не такая горная страна, как Швейцария, здесь имеется своя «зубчатка». В местной столице городе Будапешт существует участок с неровной местностью. Поэтому еще в 1873 году было выдано разрешение властей на строительство «зубчатой» дороги. Меньше чем через год совершили пробную поездку, а с 25 июня 1874 года началось регулярное движение городских трамваев.

Будапештский трамвай на одной из своих остановок. Фото: youtube.com

Вначале линия была небольшой, но работала исправно и пользовалась популярностью у местных жителей. Ее успешная эксплуатация побудила муниципалитет поднять вопрос об увеличении протяженности железнодорожных путей. Так, спустя 16 лет после начала движения, зубчатая дорога достигла района Сеченьи. Это оказалось очень кстати, ведь не прошло и двух десятков лет, как здесь открылся самый большой в Европе банный комплекс. С того момента, проехав несколько километров на трамвае с «зубами», любой мадьяр мог насладиться мытьем в термальных водах. Так сказать, два удовольствия одновременно.

Так общая протяженность путей достигла 3,7 км. С середины 1929 года трамваи были переведены на электрическую тягу, а интервал их движения составил не более 15 минут. 1973 год принес сразу несколько перемен:

✅ полную реконструкцию системы
✅ установку зубчатого зацепления от Strub
✅ замену трамвайного парка

Сегодня трамвайная дорога входит в городскую систему общественного транспорта. Многие гости Будапешта с удовольствием рады проехаться на трамвае с такой долгой историей и необычной конструкцией.

Штутгартская дорога – единственная зубчатая городская в стране


Zahnradbahn Stuttgart ведет свою историю с 23 августа 1884 года. В этот день было открыто движение по участку, который местные жители нежно называют Zacke («шипованная»). Всего в огромной Германии есть только четыре подобных дороги, но штутгартская – единственная, входящая во внутригородскую транспортную систему.

Электрифицированный маршрут протяженностью 2,2 км соединяет два городских района – Мариенплац и Альплац. Он проходит параллельно Альте Вайнштайге, который долгие годы считался основным в Штутгарте. На всем его протяжении перепад высот составляет 205 метров, а максимальный уклон – 17,5 %. Проезжая остановку Pfaffenweg, можно полюбоваться видом на городской центр Штутгарта.

Транспортировка велосипедов по-немецки. Фото: youtube.com

С 1902 по 1904 годы проходил процесс электрификации дороги. На то время паровым сообщением пользовались только во время воскресных экскурсий. В 1980 году прошла глубокая реконструкция дорожного покрытия и коммуникаций. Через 2 года появились современные вагоны ZT4 и приспособления для транспортировки велосипедов. Так в Штутгарте подготовились к празднованию 100-летия Zahnradbahn Stuttgart.

Сегодня дорога является одним из городских туристических маршрутов. Она интегрирована в систему Stuttgarter Straßenbahnen AG под индексом «линия 10». В 2002 году система пережила очередную реконструкцию, в течение который были отремонтированы следующие элементы:

✅ терминал
✅ мост
✅ площадь Мариенплац

Когда речь заходит о безопасности внушающей страх конструкции, то ответ успокаивает даже скептиков. К примеру, на упомянутой ранее греческой дороге за более чем 100-летнюю эксплуатацию произошла всего лишь одна незначительная авария. Похожей статистикой могут похвастаться и в Штутгарте, и в Будапеште, и в других местах расположения зубчатых дорог.

Принципы зубчатых дорог, применяемые в нашей стране


Такая надежная конструкция нашла свое применение во многих странах мира. Конечно, больше всего зубчатых механизмов расположено в горных районах Швейцарии. А вот самая популярная и старая дорога находится на южноамериканском континенте, в бразильском Корковаду.

Зубчатые дороги нашли свое применение во многих странах. Фото: youtube.com

На территории России нет зубчатых дорог в их классическом понимании. А вот ее принцип нашел свое применение в разных комплексах. Одним из первых можно назвать существовавший в довоенное время Нижегородский фуникулер. В современной истории это питерский комплекс защитных сооружений от наводнения и судоподъемник Красноярской ГЭС.
Приходилось ли вам ездить на поезде с «зубами»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....