
Самые надежные в мире зубчатые железные дороги
Я уверен, что среди нас нет тех, кто хотя бы однажды не воспользовался рельсовым транспортом. Неважно, что это было: пассажирский поезд, обычная электричка или трамвай. Главный принцип оставался неизменным – металлические колесные пары движутся по двум рельсам, уложенным на шпалы.
Но есть ли исключения из этого правила? Да, это могут быть поезда на воздушной подушке или специальные составы для преодоления крутых и затяжных подъемов. В последнем случае, кроме обычных рельс, посередине установлена дополнительная зубчатая рейка. Соответственно, у состава есть специальный зацеп для сохранения контакта с ней.
Однако, благодаря нехитрой конструкции, состав вполне уверенно справляется с ним. И это далеко не единственный пример поезда с «зубами». Подобных дорог в одной только Германии целых четыре. Сегодня мы вместе совершим экскурс в историю создания этих необычных рельсовых конструкций.
Калаврита – небольшой административный центр в северном Пелопоннесе. Главными его достопримечательностями является огромное количество различных монастырей и красивая лесистая местность, перемежающаяся с природными ключами. Местный климат является очень полезным для человеческого организма, поэтому многие туристы приезжают сюда не только посмотреть на окружающую красоту, но и немного поправить здоровье.
Один из девяти калавритских туннелей. Фото: youtube.com
Вот только на пути этих планов встает неровная гористая местность и отсутствие удобных коммуникаций с окружающим миром. Во второй половине XIX века это можно было сделать только на тележке, запряженной лошадью или ослом. Такое путешествие было очень долгим и изнурительным. К концу столетия созрел план провести сюда узкоколейную нить железнодорожного сообщения. Однако местный ландшафт не позволял использовать здесь обычные локомотивные составы. Инженеры порекомендовали провести сюда зубчатую дорогу.
Зубчатое колесо двигателя во время движения по ровной местности остается в поднятом положении. Но как только ландшафт приобретает крутой рисунок, механизм приводится в действие и сцепляется со специальной зубчатой рейкой. Интересно, что это устройство используется не только во время подъемов, но и на крутых спусках. Ведь в этом случае тоже существует опасность, что обычной тормозной системы поезда может оказаться недостаточно. Тогда огромный и тяжелый состав, подгоняемый ускорением свободного падения, устремится вниз с огромной скоростью. И тогда катастрофы не избежать.
На протяжении всей дороги существуют 3 участка с показателем уклона 1 метр на 7 метров дороги. На подъезде к одному из них машинист останавливает состав и производит контакт колеса с дополнительной рейкой для обеспечения лучшего сцепления и безопасности движения. Дальше состав продвигается с фиксированной скоростью.
Такой вид открывается из греческого поезда с «зубами». Фото: youtube.com
Строительство маршрута продолжалось 5 лет и было завершено в 1896 году. Дополнительной сложности работам, проводимым итальянской строительной компанией, добавила необходимость бурения девяти тоннелей. В итоге 23-километровая железная дорога отняла уйму времени, средств и человеческого труда.
Те, кому приходилось проехать на этом необычном поезде, испытали незабываемые чувства. Многие сходятся во мнении, что затяжной крутой спуск выглядит гораздо страшнее, чем такой же подъем. Тем не менее, конструкция очень надежная, а ее устойчивость гораздо выше, чем у обычного состава. Да и какая красота открывается вокруг!
Подобные конструкции есть и в других странах Европы и всего мира. Хотя Венгрия не такая горная страна, как Швейцария, здесь имеется своя «зубчатка». В местной столице городе Будапешт существует участок с неровной местностью. Поэтому еще в 1873 году было выдано разрешение властей на строительство «зубчатой» дороги. Меньше чем через год совершили пробную поездку, а с 25 июня 1874 года началось регулярное движение городских трамваев.
Будапештский трамвай на одной из своих остановок. Фото: youtube.com
Вначале линия была небольшой, но работала исправно и пользовалась популярностью у местных жителей. Ее успешная эксплуатация побудила муниципалитет поднять вопрос об увеличении протяженности железнодорожных путей. Так, спустя 16 лет после начала движения, зубчатая дорога достигла района Сеченьи. Это оказалось очень кстати, ведь не прошло и двух десятков лет, как здесь открылся самый большой в Европе банный комплекс. С того момента, проехав несколько километров на трамвае с «зубами», любой мадьяр мог насладиться мытьем в термальных водах. Так сказать, два удовольствия одновременно.
Так общая протяженность путей достигла 3,7 км. С середины 1929 года трамваи были переведены на электрическую тягу, а интервал их движения составил не более 15 минут. 1973 год принес сразу несколько перемен:
✅ полную реконструкцию системы
✅ установку зубчатого зацепления от Strub
✅ замену трамвайного парка
Сегодня трамвайная дорога входит в городскую систему общественного транспорта. Многие гости Будапешта с удовольствием рады проехаться на трамвае с такой долгой историей и необычной конструкцией.
Zahnradbahn Stuttgart ведет свою историю с 23 августа 1884 года. В этот день было открыто движение по участку, который местные жители нежно называют Zacke («шипованная»). Всего в огромной Германии есть только четыре подобных дороги, но штутгартская – единственная, входящая во внутригородскую транспортную систему.
Электрифицированный маршрут протяженностью 2,2 км соединяет два городских района – Мариенплац и Альплац. Он проходит параллельно Альте Вайнштайге, который долгие годы считался основным в Штутгарте. На всем его протяжении перепад высот составляет 205 метров, а максимальный уклон – 17,5 %. Проезжая остановку Pfaffenweg, можно полюбоваться видом на городской центр Штутгарта.
Транспортировка велосипедов по-немецки. Фото: youtube.com
С 1902 по 1904 годы проходил процесс электрификации дороги. На то время паровым сообщением пользовались только во время воскресных экскурсий. В 1980 году прошла глубокая реконструкция дорожного покрытия и коммуникаций. Через 2 года появились современные вагоны ZT4 и приспособления для транспортировки велосипедов. Так в Штутгарте подготовились к празднованию 100-летия Zahnradbahn Stuttgart.
Сегодня дорога является одним из городских туристических маршрутов. Она интегрирована в систему Stuttgarter Straßenbahnen AG под индексом «линия 10». В 2002 году система пережила очередную реконструкцию, в течение который были отремонтированы следующие элементы:
✅ терминал
✅ мост
✅ площадь Мариенплац
Когда речь заходит о безопасности внушающей страх конструкции, то ответ успокаивает даже скептиков. К примеру, на упомянутой ранее греческой дороге за более чем 100-летнюю эксплуатацию произошла всего лишь одна незначительная авария. Похожей статистикой могут похвастаться и в Штутгарте, и в Будапеште, и в других местах расположения зубчатых дорог.
Такая надежная конструкция нашла свое применение во многих странах мира. Конечно, больше всего зубчатых механизмов расположено в горных районах Швейцарии. А вот самая популярная и старая дорога находится на южноамериканском континенте, в бразильском Корковаду.
Зубчатые дороги нашли свое применение во многих странах. Фото: youtube.com
На территории России нет зубчатых дорог в их классическом понимании. А вот ее принцип нашел свое применение в разных комплексах. Одним из первых можно назвать существовавший в довоенное время Нижегородский фуникулер. В современной истории это питерский комплекс защитных сооружений от наводнения и судоподъемник Красноярской ГЭС.
Но есть ли исключения из этого правила? Да, это могут быть поезда на воздушной подушке или специальные составы для преодоления крутых и затяжных подъемов. В последнем случае, кроме обычных рельс, посередине установлена дополнительная зубчатая рейка. Соответственно, у состава есть специальный зацеп для сохранения контакта с ней.
Наличие у состава зубчатого колеса не только делает его максимально устойчивым, но и позволяет преодолевать немыслимо крутые подъемы. Например, швейцарская Pilatusbahn имеет самый большой уклон в мире – 48 %.
Однако, благодаря нехитрой конструкции, состав вполне уверенно справляется с ним. И это далеко не единственный пример поезда с «зубами». Подобных дорог в одной только Германии целых четыре. Сегодня мы вместе совершим экскурс в историю создания этих необычных рельсовых конструкций.
От Калавриты до Диакоптона – по зубчатой дороге
Калаврита – небольшой административный центр в северном Пелопоннесе. Главными его достопримечательностями является огромное количество различных монастырей и красивая лесистая местность, перемежающаяся с природными ключами. Местный климат является очень полезным для человеческого организма, поэтому многие туристы приезжают сюда не только посмотреть на окружающую красоту, но и немного поправить здоровье.

Вот только на пути этих планов встает неровная гористая местность и отсутствие удобных коммуникаций с окружающим миром. Во второй половине XIX века это можно было сделать только на тележке, запряженной лошадью или ослом. Такое путешествие было очень долгим и изнурительным. К концу столетия созрел план провести сюда узкоколейную нить железнодорожного сообщения. Однако местный ландшафт не позволял использовать здесь обычные локомотивные составы. Инженеры порекомендовали провести сюда зубчатую дорогу.
Зубчатое колесо двигателя во время движения по ровной местности остается в поднятом положении. Но как только ландшафт приобретает крутой рисунок, механизм приводится в действие и сцепляется со специальной зубчатой рейкой. Интересно, что это устройство используется не только во время подъемов, но и на крутых спусках. Ведь в этом случае тоже существует опасность, что обычной тормозной системы поезда может оказаться недостаточно. Тогда огромный и тяжелый состав, подгоняемый ускорением свободного падения, устремится вниз с огромной скоростью. И тогда катастрофы не избежать.
На протяжении всей дороги существуют 3 участка с показателем уклона 1 метр на 7 метров дороги. На подъезде к одному из них машинист останавливает состав и производит контакт колеса с дополнительной рейкой для обеспечения лучшего сцепления и безопасности движения. Дальше состав продвигается с фиксированной скоростью.

Строительство маршрута продолжалось 5 лет и было завершено в 1896 году. Дополнительной сложности работам, проводимым итальянской строительной компанией, добавила необходимость бурения девяти тоннелей. В итоге 23-километровая железная дорога отняла уйму времени, средств и человеческого труда.
Те, кому приходилось проехать на этом необычном поезде, испытали незабываемые чувства. Многие сходятся во мнении, что затяжной крутой спуск выглядит гораздо страшнее, чем такой же подъем. Тем не менее, конструкция очень надежная, а ее устойчивость гораздо выше, чем у обычного состава. Да и какая красота открывается вокруг!
Зубчатый будапештский трамвай
Подобные конструкции есть и в других странах Европы и всего мира. Хотя Венгрия не такая горная страна, как Швейцария, здесь имеется своя «зубчатка». В местной столице городе Будапешт существует участок с неровной местностью. Поэтому еще в 1873 году было выдано разрешение властей на строительство «зубчатой» дороги. Меньше чем через год совершили пробную поездку, а с 25 июня 1874 года началось регулярное движение городских трамваев.

Вначале линия была небольшой, но работала исправно и пользовалась популярностью у местных жителей. Ее успешная эксплуатация побудила муниципалитет поднять вопрос об увеличении протяженности железнодорожных путей. Так, спустя 16 лет после начала движения, зубчатая дорога достигла района Сеченьи. Это оказалось очень кстати, ведь не прошло и двух десятков лет, как здесь открылся самый большой в Европе банный комплекс. С того момента, проехав несколько километров на трамвае с «зубами», любой мадьяр мог насладиться мытьем в термальных водах. Так сказать, два удовольствия одновременно.
Так общая протяженность путей достигла 3,7 км. С середины 1929 года трамваи были переведены на электрическую тягу, а интервал их движения составил не более 15 минут. 1973 год принес сразу несколько перемен:
✅ полную реконструкцию системы
✅ установку зубчатого зацепления от Strub
✅ замену трамвайного парка
Сегодня трамвайная дорога входит в городскую систему общественного транспорта. Многие гости Будапешта с удовольствием рады проехаться на трамвае с такой долгой историей и необычной конструкцией.
Штутгартская дорога – единственная зубчатая городская в стране
Zahnradbahn Stuttgart ведет свою историю с 23 августа 1884 года. В этот день было открыто движение по участку, который местные жители нежно называют Zacke («шипованная»). Всего в огромной Германии есть только четыре подобных дороги, но штутгартская – единственная, входящая во внутригородскую транспортную систему.
Электрифицированный маршрут протяженностью 2,2 км соединяет два городских района – Мариенплац и Альплац. Он проходит параллельно Альте Вайнштайге, который долгие годы считался основным в Штутгарте. На всем его протяжении перепад высот составляет 205 метров, а максимальный уклон – 17,5 %. Проезжая остановку Pfaffenweg, можно полюбоваться видом на городской центр Штутгарта.

С 1902 по 1904 годы проходил процесс электрификации дороги. На то время паровым сообщением пользовались только во время воскресных экскурсий. В 1980 году прошла глубокая реконструкция дорожного покрытия и коммуникаций. Через 2 года появились современные вагоны ZT4 и приспособления для транспортировки велосипедов. Так в Штутгарте подготовились к празднованию 100-летия Zahnradbahn Stuttgart.
Сегодня дорога является одним из городских туристических маршрутов. Она интегрирована в систему Stuttgarter Straßenbahnen AG под индексом «линия 10». В 2002 году система пережила очередную реконструкцию, в течение который были отремонтированы следующие элементы:
✅ терминал
✅ мост
✅ площадь Мариенплац
Когда речь заходит о безопасности внушающей страх конструкции, то ответ успокаивает даже скептиков. К примеру, на упомянутой ранее греческой дороге за более чем 100-летнюю эксплуатацию произошла всего лишь одна незначительная авария. Похожей статистикой могут похвастаться и в Штутгарте, и в Будапеште, и в других местах расположения зубчатых дорог.
Принципы зубчатых дорог, применяемые в нашей стране
Такая надежная конструкция нашла свое применение во многих странах мира. Конечно, больше всего зубчатых механизмов расположено в горных районах Швейцарии. А вот самая популярная и старая дорога находится на южноамериканском континенте, в бразильском Корковаду.

На территории России нет зубчатых дорог в их классическом понимании. А вот ее принцип нашел свое применение в разных комплексах. Одним из первых можно назвать существовавший в довоенное время Нижегородский фуникулер. В современной истории это питерский комплекс защитных сооружений от наводнения и судоподъемник Красноярской ГЭС.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....