Volkswagen Beetle – самый массовый долгожитель в классе городских автомобилей
Кажется, этот автомобиль сроднил абсолютно разные поколения эпохи XX века. Спроектированный по приказу «того самого» рейхсканцлера Германии, ставший символом «детей цветов» и появившийся на обложке прощального альбома «Битлз». Наверное, вы уже догадались, что это – знаменитый «Фольксваген-Жук».
Хотя, конечно, с самого начала он имел несколько другое название. Ведь он родился в фашистской Германии и должен был стать новым «народным автомобилем», олицетворявшим достижения национал-социалистического правления в стране. Основательно укрепившись во власти, гитлеровская партия смогла добиться заметных социальных и хозяйственных результатов. Первые успехи вскружили голову фашистам, и они решили показать всему миру превосходство «арийской расы». Это прекрасно продемонстрировала Берлинская Олимпиада 1936 года и хорошее выступление немецкой хоккейной дружины на мировых первенствах.
Уже имевшиеся в стране автомобильные компании не сумели взять осуществление грандиозных гитлеровских планов на себя. А, может быть, понимали, что в случае провала, им придется несладко. Так или иначе, но переговоры с ними не принесли никаких результатов. Кажется, новый автомобиль требовал свежих мощностей.
Автомобилестроительная компания Volkswagen была создана специально (что прекрасно отражено в названии) для выпуска массового автомобиля. Также ставилась задача, надежности и простоты в производстве и эксплуатации. В качестве конструктора «немецкой мечты» руководство страны выбрало легендарного Фердинанда Порше. К 1938 году команда подготовила прототип и представила его широкой публике. Казалось, новой идее, которая выступила законодателем моды на городские автомобили, должен сопутствовать неизменный успех.
Однако, политическая ситуация в Европе временно отложила его реализацию. Позади был аншлюс Австрии и расчленение Чехословакии. Впереди – нападение Германии на Польшу и Вторая мировая война. Хотя серийное производство успели начать, но очень скоро стране, вступившей в войну сразу на нескольких направлениях, стало не до удовлетворения насущных нужд своих граждан. Вся немецкая промышленность встала на военные рельсы, а выпуск гражданской техники пришлось почти полностью свернуть.
Всем было понятно, что крупносерийное производство «автомобиля для простых немцев» отложилось до мирных времен. Интересно, что идейный вдохновитель проекта Адольф Гитлер так и не увидел его реализацию и более чем успешную историю, растянувшуюся на много десятилетий. Кажется он и его соратники, вдохновленные примером Генри Форда, очень хотели «заткнуть за пояс» амбициозного американца. И это удалось! Правда, не при их правлении и жизни, а уже в совсем другой стране.
История так распорядилась, что после окончания войны в 1945 году, Käfer превратился в Beetle. Все дело в том, что союзники по антифашистской коалиции разделили сферы влияния. Новый завод попал под британскую юрисдикцию. Соответственно англичане не преминули использовать его мощности для сборки различных моделей. Конечно и идея «народного автомобиля» была запущена в реализацию. Именуемый теперь уже Volkswagen Beetle, он стал массовым не только в отдельно взятой стране или континенте, а по всему миру.
Основную роль в этом сыграл британский майор Иван Херст. Именно он вместо того, чтобы просто выполнить поручение наладить здесь ремонтные мастерские, пошел намного дальше. Херст прекрасно видел и перспективные мощности завода, и огромный дефицит гражданской техники в послевоенной Германии. Военная администрация одобрила инициативу и предоставила заказ на 20 тысяч автомобилей, которым предстояло стать олицетворением целой эпохи.
В послевоенный период появились такие автомобили нового класса как Citroen 2CV или Fiat 500. Однако именно Volkswagen Beetle был не только первым, но также самым долгоживущим и наиболее массовым городским автомобилем. Удивительно, но его история перешагнула 80-летний период!
Завод, который обеспечивал работой всю округу, был запущен в конце 1945 года. Вначале, из-за дефицита комплектующих, энергии и материалов, он работал нестабильно. За 4 года проблемы удалось полностью устранить. Поэтому ко времени перехода предприятия в немецкое юридическое поле, Volkswagen работал исправно. Правда выпускал только одну модель – Beetle.
Уже в те времена предприятие приводили в качестве примера немецкого экономического чуда. И все это благодаря изумительной популярности маленького автомобиля. Очень скоро она вышла за пределы Германии. Например, в 50-е годы каждый третий «Жук» оправлялся на экспорт. Во многих странах поняли, что экономичный, надежный и удобный автомобиль – идеальный транспорт для тяжелых послевоенных времен. Особенно, в бедных странах и территориях с плохим качеством дорог. Впрочем, не только для них.
В 1949 году началась история Volkswagen Beetle на североамериканском континенте. Уже через несколько лет он считался самой популярной иномаркой в Штатах. А одна его конструктивная особенность и вовсе создала из «Жука» кумира для представителей субкультуры. Его скромный вид и непритязательные характеристики сделали автомобиль одним из олицетворений зарождающейся философии хиппи. Модель, не претендовавшая на роскошь и подчеркнутое классовое превосходство, уверенно заняла свое место в массовой культуре Америки 60-х.
Безумная популярность автомобиля была очень быстро подхвачена коммерческими структурами. Студия Disney использовала его образ для создания мультяшного персонажа по имени Герби. Такой же автомобиль белого цвета стал одним из элементов лицевой стороны битловского альбома Abbey Road. Были и другие гораздо более скромные использования нового нарицательного имени.
Кстати, популярное название Beetle впервые было упомянуто в печати журналом «Autosport». Это произошло в далеком 1958 году. Спустя 9 лет компания Volkswagen стала использовать этот бренд на официальном уровне. Еще одним подтверждением «народности» автомобиля служит тот факт, что за много десятилетий выпуска он претерпел лишь небольшие изменения конструкции. Основные моменты оставались неизменными:
✅ оппозитный мотор с воздушным охлаждением
✅ заднее его расположение
✅ 2-дверный кузов (фастбэк или кабриолет)
Всем казалось, что можно спокойно почивать на лаврах, производя всего лишь одну сверхпопулярную модель. Не надо было особо вкладываться в модернизацию или проектирование новых модификаций. Такой подход, в результате, сыграл злую шутку с производителями. Ведь ничего не вечно в этом ненадежном и переменчивом мире.
Первый послевоенный всемирный кризис середины 60-х обнажил проблему, и без того лежавшую на поверхности: производство, строящееся вокруг одной модели, не сможет долго выдерживать конкуренцию. В 1967 году продажи двух версий Volkswagen Beetle упали почти на треть.
Предпринятая в следующем году модернизация незначительно выровняла ситуацию, но вывод напрашивался сам собой: устаревшая модель больше не способна выдерживать конкуренцию с более современными марками автомобилей. Да и времена поменялись. Движение хиппи прошло свою наивысшую точку, а послевоенная нищета уступила место желаю иметь все больше комфорта. В том числе, и за рулем собственного автомобиля. В таких условиях для скромного «Жука» не нашлось места, и его история должна была завершиться.
1 июля 1974 года немецкая история Volkswagen Beetle пришла к своему концу. Но она продолжилась еще почти 40 лет в мексиканском Пуэбла-де-Сарагоса. В наши дни производители дважды пытались реинкарнировать популярную модель: с 1998 по 2003 и с 2011 по 2019-й. В результате были выпущены сотни тысяч экземпляров новых автомобилей. Но, это очень далеко от общего количества, которое за восемь десятилетий превысило 21,5 млн. штук. Расставание с легендарным «Жуком» произошло в 2019 году, когда появилась прощальная версия автомобиля под названием Beetle Final Edition.
Хотя, конечно, с самого начала он имел несколько другое название. Ведь он родился в фашистской Германии и должен был стать новым «народным автомобилем», олицетворявшим достижения национал-социалистического правления в стране. Основательно укрепившись во власти, гитлеровская партия смогла добиться заметных социальных и хозяйственных результатов. Первые успехи вскружили голову фашистам, и они решили показать всему миру превосходство «арийской расы». Это прекрасно продемонстрировала Берлинская Олимпиада 1936 года и хорошее выступление немецкой хоккейной дружины на мировых первенствах.
Апогеем мог стать новый проект под названием Volkswagen Käfer. Дословно это означало «народный автомобиль». Его усиленные разработки велись во второй половине 30-х годов.
Уже имевшиеся в стране автомобильные компании не сумели взять осуществление грандиозных гитлеровских планов на себя. А, может быть, понимали, что в случае провала, им придется несладко. Так или иначе, но переговоры с ними не принесли никаких результатов. Кажется, новый автомобиль требовал свежих мощностей.
Volkswagen Käfer, в развитии которого помешала война
Автомобилестроительная компания Volkswagen была создана специально (что прекрасно отражено в названии) для выпуска массового автомобиля. Также ставилась задача, надежности и простоты в производстве и эксплуатации. В качестве конструктора «немецкой мечты» руководство страны выбрало легендарного Фердинанда Порше. К 1938 году команда подготовила прототип и представила его широкой публике. Казалось, новой идее, которая выступила законодателем моды на городские автомобили, должен сопутствовать неизменный успех.
«Жук», который и десятилетия спустя выглядит просто, но достойно. Фото: youtube.com
Однако, политическая ситуация в Европе временно отложила его реализацию. Позади был аншлюс Австрии и расчленение Чехословакии. Впереди – нападение Германии на Польшу и Вторая мировая война. Хотя серийное производство успели начать, но очень скоро стране, вступившей в войну сразу на нескольких направлениях, стало не до удовлетворения насущных нужд своих граждан. Вся немецкая промышленность встала на военные рельсы, а выпуск гражданской техники пришлось почти полностью свернуть.
Всем было понятно, что крупносерийное производство «автомобиля для простых немцев» отложилось до мирных времен. Интересно, что идейный вдохновитель проекта Адольф Гитлер так и не увидел его реализацию и более чем успешную историю, растянувшуюся на много десятилетий. Кажется он и его соратники, вдохновленные примером Генри Форда, очень хотели «заткнуть за пояс» амбициозного американца. И это удалось! Правда, не при их правлении и жизни, а уже в совсем другой стране.
Первый представитель класса городских автомобилей в Европе
История так распорядилась, что после окончания войны в 1945 году, Käfer превратился в Beetle. Все дело в том, что союзники по антифашистской коалиции разделили сферы влияния. Новый завод попал под британскую юрисдикцию. Соответственно англичане не преминули использовать его мощности для сборки различных моделей. Конечно и идея «народного автомобиля» была запущена в реализацию. Именуемый теперь уже Volkswagen Beetle, он стал массовым не только в отдельно взятой стране или континенте, а по всему миру.
Вот что видел тот, кто сел за руль «Жука». Фото: youtube.com
Основную роль в этом сыграл британский майор Иван Херст. Именно он вместо того, чтобы просто выполнить поручение наладить здесь ремонтные мастерские, пошел намного дальше. Херст прекрасно видел и перспективные мощности завода, и огромный дефицит гражданской техники в послевоенной Германии. Военная администрация одобрила инициативу и предоставила заказ на 20 тысяч автомобилей, которым предстояло стать олицетворением целой эпохи.
В послевоенный период появились такие автомобили нового класса как Citroen 2CV или Fiat 500. Однако именно Volkswagen Beetle был не только первым, но также самым долгоживущим и наиболее массовым городским автомобилем. Удивительно, но его история перешагнула 80-летний период!
Завод, который обеспечивал работой всю округу, был запущен в конце 1945 года. Вначале, из-за дефицита комплектующих, энергии и материалов, он работал нестабильно. За 4 года проблемы удалось полностью устранить. Поэтому ко времени перехода предприятия в немецкое юридическое поле, Volkswagen работал исправно. Правда выпускал только одну модель – Beetle.
Всемирная слава скромного Volkswagen Beetle
Уже в те времена предприятие приводили в качестве примера немецкого экономического чуда. И все это благодаря изумительной популярности маленького автомобиля. Очень скоро она вышла за пределы Германии. Например, в 50-е годы каждый третий «Жук» оправлялся на экспорт. Во многих странах поняли, что экономичный, надежный и удобный автомобиль – идеальный транспорт для тяжелых послевоенных времен. Особенно, в бедных странах и территориях с плохим качеством дорог. Впрочем, не только для них.
Volkswagen Beetle со своей «родней». Фото: youtube.com
В 1949 году началась история Volkswagen Beetle на североамериканском континенте. Уже через несколько лет он считался самой популярной иномаркой в Штатах. А одна его конструктивная особенность и вовсе создала из «Жука» кумира для представителей субкультуры. Его скромный вид и непритязательные характеристики сделали автомобиль одним из олицетворений зарождающейся философии хиппи. Модель, не претендовавшая на роскошь и подчеркнутое классовое превосходство, уверенно заняла свое место в массовой культуре Америки 60-х.
Безумная популярность автомобиля была очень быстро подхвачена коммерческими структурами. Студия Disney использовала его образ для создания мультяшного персонажа по имени Герби. Такой же автомобиль белого цвета стал одним из элементов лицевой стороны битловского альбома Abbey Road. Были и другие гораздо более скромные использования нового нарицательного имени.
Форма задних фар, введенная Beetle. Фото: youtube.com
Кстати, популярное название Beetle впервые было упомянуто в печати журналом «Autosport». Это произошло в далеком 1958 году. Спустя 9 лет компания Volkswagen стала использовать этот бренд на официальном уровне. Еще одним подтверждением «народности» автомобиля служит тот факт, что за много десятилетий выпуска он претерпел лишь небольшие изменения конструкции. Основные моменты оставались неизменными:
✅ оппозитный мотор с воздушным охлаждением
✅ заднее его расположение
✅ 2-дверный кузов (фастбэк или кабриолет)
Всем казалось, что можно спокойно почивать на лаврах, производя всего лишь одну сверхпопулярную модель. Не надо было особо вкладываться в модернизацию или проектирование новых модификаций. Такой подход, в результате, сыграл злую шутку с производителями. Ведь ничего не вечно в этом ненадежном и переменчивом мире.
Снижение популярности и «мексиканский след»
Первый послевоенный всемирный кризис середины 60-х обнажил проблему, и без того лежавшую на поверхности: производство, строящееся вокруг одной модели, не сможет долго выдерживать конкуренцию. В 1967 году продажи двух версий Volkswagen Beetle упали почти на треть.
Современная версия «Жука». Фото: youtube.com
Предпринятая в следующем году модернизация незначительно выровняла ситуацию, но вывод напрашивался сам собой: устаревшая модель больше не способна выдерживать конкуренцию с более современными марками автомобилей. Да и времена поменялись. Движение хиппи прошло свою наивысшую точку, а послевоенная нищета уступила место желаю иметь все больше комфорта. В том числе, и за рулем собственного автомобиля. В таких условиях для скромного «Жука» не нашлось места, и его история должна была завершиться.
1 июля 1974 года немецкая история Volkswagen Beetle пришла к своему концу. Но она продолжилась еще почти 40 лет в мексиканском Пуэбла-де-Сарагоса. В наши дни производители дважды пытались реинкарнировать популярную модель: с 1998 по 2003 и с 2011 по 2019-й. В результате были выпущены сотни тысяч экземпляров новых автомобилей. Но, это очень далеко от общего количества, которое за восемь десятилетий превысило 21,5 млн. штук. Расставание с легендарным «Жуком» произошло в 2019 году, когда появилась прощальная версия автомобиля под названием Beetle Final Edition.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...