
Volkswagen Beetle – самый массовый долгожитель в классе городских автомобилей
Кажется, этот автомобиль сроднил абсолютно разные поколения эпохи XX века. Спроектированный по приказу «того самого» рейхсканцлера Германии, ставший символом «детей цветов» и появившийся на обложке прощального альбома «Битлз». Наверное, вы уже догадались, что это – знаменитый «Фольксваген-Жук».
Хотя, конечно, с самого начала он имел несколько другое название. Ведь он родился в фашистской Германии и должен был стать новым «народным автомобилем», олицетворявшим достижения национал-социалистического правления в стране. Основательно укрепившись во власти, гитлеровская партия смогла добиться заметных социальных и хозяйственных результатов. Первые успехи вскружили голову фашистам, и они решили показать всему миру превосходство «арийской расы». Это прекрасно продемонстрировала Берлинская Олимпиада 1936 года и хорошее выступление немецкой хоккейной дружины на мировых первенствах.
Уже имевшиеся в стране автомобильные компании не сумели взять осуществление грандиозных гитлеровских планов на себя. А, может быть, понимали, что в случае провала, им придется несладко. Так или иначе, но переговоры с ними не принесли никаких результатов. Кажется, новый автомобиль требовал свежих мощностей.
Автомобилестроительная компания Volkswagen была создана специально (что прекрасно отражено в названии) для выпуска массового автомобиля. Также ставилась задача, надежности и простоты в производстве и эксплуатации. В качестве конструктора «немецкой мечты» руководство страны выбрало легендарного Фердинанда Порше. К 1938 году команда подготовила прототип и представила его широкой публике. Казалось, новой идее, которая выступила законодателем моды на городские автомобили, должен сопутствовать неизменный успех.
«Жук», который и десятилетия спустя выглядит просто, но достойно. Фото: youtube.com
Однако, политическая ситуация в Европе временно отложила его реализацию. Позади был аншлюс Австрии и расчленение Чехословакии. Впереди – нападение Германии на Польшу и Вторая мировая война. Хотя серийное производство успели начать, но очень скоро стране, вступившей в войну сразу на нескольких направлениях, стало не до удовлетворения насущных нужд своих граждан. Вся немецкая промышленность встала на военные рельсы, а выпуск гражданской техники пришлось почти полностью свернуть.
Всем было понятно, что крупносерийное производство «автомобиля для простых немцев» отложилось до мирных времен. Интересно, что идейный вдохновитель проекта Адольф Гитлер так и не увидел его реализацию и более чем успешную историю, растянувшуюся на много десятилетий. Кажется он и его соратники, вдохновленные примером Генри Форда, очень хотели «заткнуть за пояс» амбициозного американца. И это удалось! Правда, не при их правлении и жизни, а уже в совсем другой стране.
История так распорядилась, что после окончания войны в 1945 году, Käfer превратился в Beetle. Все дело в том, что союзники по антифашистской коалиции разделили сферы влияния. Новый завод попал под британскую юрисдикцию. Соответственно англичане не преминули использовать его мощности для сборки различных моделей. Конечно и идея «народного автомобиля» была запущена в реализацию. Именуемый теперь уже Volkswagen Beetle, он стал массовым не только в отдельно взятой стране или континенте, а по всему миру.
Вот что видел тот, кто сел за руль «Жука». Фото: youtube.com
Основную роль в этом сыграл британский майор Иван Херст. Именно он вместо того, чтобы просто выполнить поручение наладить здесь ремонтные мастерские, пошел намного дальше. Херст прекрасно видел и перспективные мощности завода, и огромный дефицит гражданской техники в послевоенной Германии. Военная администрация одобрила инициативу и предоставила заказ на 20 тысяч автомобилей, которым предстояло стать олицетворением целой эпохи.
В послевоенный период появились такие автомобили нового класса как Citroen 2CV или Fiat 500. Однако именно Volkswagen Beetle был не только первым, но также самым долгоживущим и наиболее массовым городским автомобилем. Удивительно, но его история перешагнула 80-летний период!
Завод, который обеспечивал работой всю округу, был запущен в конце 1945 года. Вначале, из-за дефицита комплектующих, энергии и материалов, он работал нестабильно. За 4 года проблемы удалось полностью устранить. Поэтому ко времени перехода предприятия в немецкое юридическое поле, Volkswagen работал исправно. Правда выпускал только одну модель – Beetle.
Уже в те времена предприятие приводили в качестве примера немецкого экономического чуда. И все это благодаря изумительной популярности маленького автомобиля. Очень скоро она вышла за пределы Германии. Например, в 50-е годы каждый третий «Жук» оправлялся на экспорт. Во многих странах поняли, что экономичный, надежный и удобный автомобиль – идеальный транспорт для тяжелых послевоенных времен. Особенно, в бедных странах и территориях с плохим качеством дорог. Впрочем, не только для них.
Volkswagen Beetle со своей «родней». Фото: youtube.com
В 1949 году началась история Volkswagen Beetle на североамериканском континенте. Уже через несколько лет он считался самой популярной иномаркой в Штатах. А одна его конструктивная особенность и вовсе создала из «Жука» кумира для представителей субкультуры. Его скромный вид и непритязательные характеристики сделали автомобиль одним из олицетворений зарождающейся философии хиппи. Модель, не претендовавшая на роскошь и подчеркнутое классовое превосходство, уверенно заняла свое место в массовой культуре Америки 60-х.
Безумная популярность автомобиля была очень быстро подхвачена коммерческими структурами. Студия Disney использовала его образ для создания мультяшного персонажа по имени Герби. Такой же автомобиль белого цвета стал одним из элементов лицевой стороны битловского альбома Abbey Road. Были и другие гораздо более скромные использования нового нарицательного имени.
Форма задних фар, введенная Beetle. Фото: youtube.com
Кстати, популярное название Beetle впервые было упомянуто в печати журналом «Autosport». Это произошло в далеком 1958 году. Спустя 9 лет компания Volkswagen стала использовать этот бренд на официальном уровне. Еще одним подтверждением «народности» автомобиля служит тот факт, что за много десятилетий выпуска он претерпел лишь небольшие изменения конструкции. Основные моменты оставались неизменными:
✅ оппозитный мотор с воздушным охлаждением
✅ заднее его расположение
✅ 2-дверный кузов (фастбэк или кабриолет)
Всем казалось, что можно спокойно почивать на лаврах, производя всего лишь одну сверхпопулярную модель. Не надо было особо вкладываться в модернизацию или проектирование новых модификаций. Такой подход, в результате, сыграл злую шутку с производителями. Ведь ничего не вечно в этом ненадежном и переменчивом мире.
Первый послевоенный всемирный кризис середины 60-х обнажил проблему, и без того лежавшую на поверхности: производство, строящееся вокруг одной модели, не сможет долго выдерживать конкуренцию. В 1967 году продажи двух версий Volkswagen Beetle упали почти на треть.
Современная версия «Жука». Фото: youtube.com
Предпринятая в следующем году модернизация незначительно выровняла ситуацию, но вывод напрашивался сам собой: устаревшая модель больше не способна выдерживать конкуренцию с более современными марками автомобилей. Да и времена поменялись. Движение хиппи прошло свою наивысшую точку, а послевоенная нищета уступила место желаю иметь все больше комфорта. В том числе, и за рулем собственного автомобиля. В таких условиях для скромного «Жука» не нашлось места, и его история должна была завершиться.
1 июля 1974 года немецкая история Volkswagen Beetle пришла к своему концу. Но она продолжилась еще почти 40 лет в мексиканском Пуэбла-де-Сарагоса. В наши дни производители дважды пытались реинкарнировать популярную модель: с 1998 по 2003 и с 2011 по 2019-й. В результате были выпущены сотни тысяч экземпляров новых автомобилей. Но, это очень далеко от общего количества, которое за восемь десятилетий превысило 21,5 млн. штук. Расставание с легендарным «Жуком» произошло в 2019 году, когда появилась прощальная версия автомобиля под названием Beetle Final Edition.
Хотя, конечно, с самого начала он имел несколько другое название. Ведь он родился в фашистской Германии и должен был стать новым «народным автомобилем», олицетворявшим достижения национал-социалистического правления в стране. Основательно укрепившись во власти, гитлеровская партия смогла добиться заметных социальных и хозяйственных результатов. Первые успехи вскружили голову фашистам, и они решили показать всему миру превосходство «арийской расы». Это прекрасно продемонстрировала Берлинская Олимпиада 1936 года и хорошее выступление немецкой хоккейной дружины на мировых первенствах.
Апогеем мог стать новый проект под названием Volkswagen Käfer. Дословно это означало «народный автомобиль». Его усиленные разработки велись во второй половине 30-х годов.
Уже имевшиеся в стране автомобильные компании не сумели взять осуществление грандиозных гитлеровских планов на себя. А, может быть, понимали, что в случае провала, им придется несладко. Так или иначе, но переговоры с ними не принесли никаких результатов. Кажется, новый автомобиль требовал свежих мощностей.
Volkswagen Käfer, в развитии которого помешала война
Автомобилестроительная компания Volkswagen была создана специально (что прекрасно отражено в названии) для выпуска массового автомобиля. Также ставилась задача, надежности и простоты в производстве и эксплуатации. В качестве конструктора «немецкой мечты» руководство страны выбрало легендарного Фердинанда Порше. К 1938 году команда подготовила прототип и представила его широкой публике. Казалось, новой идее, которая выступила законодателем моды на городские автомобили, должен сопутствовать неизменный успех.

Однако, политическая ситуация в Европе временно отложила его реализацию. Позади был аншлюс Австрии и расчленение Чехословакии. Впереди – нападение Германии на Польшу и Вторая мировая война. Хотя серийное производство успели начать, но очень скоро стране, вступившей в войну сразу на нескольких направлениях, стало не до удовлетворения насущных нужд своих граждан. Вся немецкая промышленность встала на военные рельсы, а выпуск гражданской техники пришлось почти полностью свернуть.
Всем было понятно, что крупносерийное производство «автомобиля для простых немцев» отложилось до мирных времен. Интересно, что идейный вдохновитель проекта Адольф Гитлер так и не увидел его реализацию и более чем успешную историю, растянувшуюся на много десятилетий. Кажется он и его соратники, вдохновленные примером Генри Форда, очень хотели «заткнуть за пояс» амбициозного американца. И это удалось! Правда, не при их правлении и жизни, а уже в совсем другой стране.
Первый представитель класса городских автомобилей в Европе
История так распорядилась, что после окончания войны в 1945 году, Käfer превратился в Beetle. Все дело в том, что союзники по антифашистской коалиции разделили сферы влияния. Новый завод попал под британскую юрисдикцию. Соответственно англичане не преминули использовать его мощности для сборки различных моделей. Конечно и идея «народного автомобиля» была запущена в реализацию. Именуемый теперь уже Volkswagen Beetle, он стал массовым не только в отдельно взятой стране или континенте, а по всему миру.

Основную роль в этом сыграл британский майор Иван Херст. Именно он вместо того, чтобы просто выполнить поручение наладить здесь ремонтные мастерские, пошел намного дальше. Херст прекрасно видел и перспективные мощности завода, и огромный дефицит гражданской техники в послевоенной Германии. Военная администрация одобрила инициативу и предоставила заказ на 20 тысяч автомобилей, которым предстояло стать олицетворением целой эпохи.
В послевоенный период появились такие автомобили нового класса как Citroen 2CV или Fiat 500. Однако именно Volkswagen Beetle был не только первым, но также самым долгоживущим и наиболее массовым городским автомобилем. Удивительно, но его история перешагнула 80-летний период!
Завод, который обеспечивал работой всю округу, был запущен в конце 1945 года. Вначале, из-за дефицита комплектующих, энергии и материалов, он работал нестабильно. За 4 года проблемы удалось полностью устранить. Поэтому ко времени перехода предприятия в немецкое юридическое поле, Volkswagen работал исправно. Правда выпускал только одну модель – Beetle.
Всемирная слава скромного Volkswagen Beetle
Уже в те времена предприятие приводили в качестве примера немецкого экономического чуда. И все это благодаря изумительной популярности маленького автомобиля. Очень скоро она вышла за пределы Германии. Например, в 50-е годы каждый третий «Жук» оправлялся на экспорт. Во многих странах поняли, что экономичный, надежный и удобный автомобиль – идеальный транспорт для тяжелых послевоенных времен. Особенно, в бедных странах и территориях с плохим качеством дорог. Впрочем, не только для них.

В 1949 году началась история Volkswagen Beetle на североамериканском континенте. Уже через несколько лет он считался самой популярной иномаркой в Штатах. А одна его конструктивная особенность и вовсе создала из «Жука» кумира для представителей субкультуры. Его скромный вид и непритязательные характеристики сделали автомобиль одним из олицетворений зарождающейся философии хиппи. Модель, не претендовавшая на роскошь и подчеркнутое классовое превосходство, уверенно заняла свое место в массовой культуре Америки 60-х.
Безумная популярность автомобиля была очень быстро подхвачена коммерческими структурами. Студия Disney использовала его образ для создания мультяшного персонажа по имени Герби. Такой же автомобиль белого цвета стал одним из элементов лицевой стороны битловского альбома Abbey Road. Были и другие гораздо более скромные использования нового нарицательного имени.

Кстати, популярное название Beetle впервые было упомянуто в печати журналом «Autosport». Это произошло в далеком 1958 году. Спустя 9 лет компания Volkswagen стала использовать этот бренд на официальном уровне. Еще одним подтверждением «народности» автомобиля служит тот факт, что за много десятилетий выпуска он претерпел лишь небольшие изменения конструкции. Основные моменты оставались неизменными:
✅ оппозитный мотор с воздушным охлаждением
✅ заднее его расположение
✅ 2-дверный кузов (фастбэк или кабриолет)
Всем казалось, что можно спокойно почивать на лаврах, производя всего лишь одну сверхпопулярную модель. Не надо было особо вкладываться в модернизацию или проектирование новых модификаций. Такой подход, в результате, сыграл злую шутку с производителями. Ведь ничего не вечно в этом ненадежном и переменчивом мире.
Снижение популярности и «мексиканский след»
Первый послевоенный всемирный кризис середины 60-х обнажил проблему, и без того лежавшую на поверхности: производство, строящееся вокруг одной модели, не сможет долго выдерживать конкуренцию. В 1967 году продажи двух версий Volkswagen Beetle упали почти на треть.

Предпринятая в следующем году модернизация незначительно выровняла ситуацию, но вывод напрашивался сам собой: устаревшая модель больше не способна выдерживать конкуренцию с более современными марками автомобилей. Да и времена поменялись. Движение хиппи прошло свою наивысшую точку, а послевоенная нищета уступила место желаю иметь все больше комфорта. В том числе, и за рулем собственного автомобиля. В таких условиях для скромного «Жука» не нашлось места, и его история должна была завершиться.
1 июля 1974 года немецкая история Volkswagen Beetle пришла к своему концу. Но она продолжилась еще почти 40 лет в мексиканском Пуэбла-де-Сарагоса. В наши дни производители дважды пытались реинкарнировать популярную модель: с 1998 по 2003 и с 2011 по 2019-й. В результате были выпущены сотни тысяч экземпляров новых автомобилей. Но, это очень далеко от общего количества, которое за восемь десятилетий превысило 21,5 млн. штук. Расставание с легендарным «Жуком» произошло в 2019 году, когда появилась прощальная версия автомобиля под названием Beetle Final Edition.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....