Зачем и когда менять тормозную жидкость, и как это сделать правильно
Исправные тормоза – залог безопасной и уверенной езды. Сегодня в легковых автомобилях устанавливают только гидравлические системы, где энергия от нажатия на педаль передается на колеса с помощью специальной жидкости. От ее состояния зависит эффективность торможения, и, по большому счету, безопасность водителя и пассажиров.
При нажатии на педаль начинает перемещаться поршень в главном цилиндре. Это заставляет тормозную жидкость (ТЖ) двигаться по шлангам, трубкам к колесам. Здесь она попадает в рабочие цилиндры и воздействует на расположенные в них поршни. Они прижимают колодки к поверхности барабанов или дисков. Возникающее трение заставляет колеса вращаться медленнее, вплоть до остановки.
В гидросистеме используется свойство жидкости не сжиматься и сохранять объем постоянным. Казалось бы, теоретически можно использовать что угодно: воду, масло или спирт. Но в реальности к ТЖ предъявляются конкретные требования:
При работе тормозных колодок происходит сильный нагрев деталей, и поэтому используемая жидкость должна иметь высокую точку кипения
Когда машина не двигается, ТЖ не греется, но при отрицательных температурах не допускается ее замерзание (как у воды) или потеря текучести (как у масла)
ТЖ не может быть агрессивной в химическом смысле: иначе она разъест все резиновые уплотнения
Современная тормозная жидкость – смесь основных веществ и множества присадок, обеспечивающих работоспособность системы в самых различных условиях.
Главная проблема заключается в ее гигроскопичности. Тормозная жидкость впитывает в себя влагу извне через малейшие зазоры между цилиндрами и поршнями, вентиляционные отверстия расширительного бачка. Когда ее количество превысит 3%, эффективность начнет падать. Второй момент – попадание в систему воздуха. Он может превращаться в пар, когда жидкость будет нагреваться. Как только ТЖ закипит, ее объем увеличится, все лишнее уйдет в расширительный бачок. После остывания пар превратится в воду и «разбавит» «тормозуху». Как результат – коррозия металлических деталей системы.
Первое обладает химической нейтральностью (не разъедает резиновые запчасти) и хорошо смазывает трущиеся поверхности деталей. Спирт «отвечает» за сопротивляемость низкой температуре. В общем продукт не гигроскопичен и в системе может находится 10 лет и более без замены. Но есть серьезный минус – температура кипения, превышающая такой же показатель у воды на 10-15 С°. Лет 70 назад этого вполне хватило бы. Но сегодня другие скорости и мощности: тормоза современных авто греются быстрее и сильнее, поэтому применять в них подобные составы опасно. Из «классических» представителей масляно-спиртовых смесей стоит упомянуть БСК, выпускаемую и поныне. Ее все еще используют в раритетных машинах и автобусах.
На сегодня самый распространенный вариант ТЖ. Он был разработан специально для увеличения температуры кипения. В основе – полиэтиленгликоль плюс полиэфиры борной кислоты. Такое «химическое» решение позволило увеличить температуру кипения до 190-260 С °. Составы не густеют в мороз и обладают неплохими смазывающими свойствами.
Но и недостатков хватает, и главный из них – ядовитость. Гликоль запросто может разъесть краску на кузове. Поэтому для тормозной системы изготавливают резиновые уплотнения из особо стойкого к химической среде материала. И вторая «болячка» - высокая гигроскопичность гликолевых составов. Именно поэтому современные ТЖ на их основе нужно менять раз в 3-5 лет. Стоит рассмотреть некоторые типы жидкостей, выпускаемые сегодня.
Оба продукта «родом» еще из СССР, но производятся до сих пор, хотя и в небольших количествах. Первая ТЖ выпускается Нижегородским объединением «ТОСОЛ-Синтез» и представляет собой смесь гликолей с присадками. Сфера использования неширока: транспорт, не развивающий больших скоростей, у которого тормоза греются слабо. Характеристики:
«Томь» - улучшенный вариант «Невы», в который введены термостабилизаторы. Т. е. новая жидкость закипает при +220 С°, к концу срока службы (ориентировочно 2 года) – при +155 С °. Состав полностью соответствует международному стандарту DOT 3. «Томь» ядовита, у нее светло-желтый цвет.
Сначала уместно упомянуть о том, что такое DOT. Это департамент транспорта из США (Department of Transport), разработавший стандарты для ТЖ, которые были приняты во всем мире. После аббревиатуры идет цифра, показывающая «поколение» продукта. Первое и второе сегодня практически не используются, только третье (редко) четвертое и пятое.
«Роса» производится на базе борсодержащего полиэфира, плюс присадки против коррозии и окисления. В продаже можно встретить два вида: «Роса 3» (соответствует стандарту DOT 3) и «Роса 4» (DOT 4). Сегодня наиболее востребован последний вариант, пригодный для применения в автомобилях, оборудованных ABS, ESP. Характеристики «Роса 4»:
Усовершенствованные современные составы, включающие антизадирные добавки. Предельные характеристики:
ROSDOT 4, 0,91 л. Цена 430 руб. Фото: ЯндексМаркет
Изготавливаются на базе кремниевых органических соединений. Эти жидкости совершенно не впитывают влагу, вязкость не меняется в зависимости от температуры, рабочий диапазон которой составляет от -100 С° до +350 С° ! Но есть «ложка дегтя»; состав обладает плохой смазывающей способностью. Его нельзя применять в автомобилях с ABS, где клапаны модуля быстро выйдут из строя. Поэтому сфера применения DOT 5 специфична: частично гоночные авто, в которых нет систем безопасности на электронике и на первое место выходит борьба с перегревом тормозов. Силиконовые составы практически не имеют конечного срока службы.
Но не путайте ТЖ DOT 5.1 с вышеописанной жидкостью! Это гликолевый состав, используемый наряду с ДОТ 4. Его характеристики улучшены: температура кипения для нового состава +230 С°, к концу службы +180 С°. Чтобы покупатель не запутался, на упаковках воспроизводят специальные обозначения. Для DOT 5 - Silicon Based Brake Fluids или сокращенно SBBF, DOT 5 - non silicon based brake fluids (NSBBF), т. е. без силикона.
Совсем необязательно для проведения этой операции ехать в автосервис. Все можно сделать самому, если есть помощник:
Откручивание штуцера для прокачки. Фото: YouTube com
На суппорте найдите штуцер для прокачки и наденьте на него шланг, второй конец которого опустите в стакан. Попросите помощника сесть в салон. После того, как вы отвернете штуцер, надо активно нажимать на педаль тормоза несколько раз, оставив ее в нажатом положении. Из трубки будет выходить жидкость с пузырьками воздуха. Операцию повторяйте до тех пор, пока их не станет. Процедуру нужно провести с каждым колесом. При этом не допускайте падения уровня ТЖ в бачке ниже минимума.
Подбирайте тормозную жидкость в соответствии с маркой вашего автомобиля и стилем вождения. Лучший вариант в плане цена/качество – гликолевые составы. И не допустимо смешивать ТЖ, сделанные на разной основе.
Как работает тормозная жидкость в системе
При нажатии на педаль начинает перемещаться поршень в главном цилиндре. Это заставляет тормозную жидкость (ТЖ) двигаться по шлангам, трубкам к колесам. Здесь она попадает в рабочие цилиндры и воздействует на расположенные в них поршни. Они прижимают колодки к поверхности барабанов или дисков. Возникающее трение заставляет колеса вращаться медленнее, вплоть до остановки.
В гидросистеме используется свойство жидкости не сжиматься и сохранять объем постоянным. Казалось бы, теоретически можно использовать что угодно: воду, масло или спирт. Но в реальности к ТЖ предъявляются конкретные требования:
При работе тормозных колодок происходит сильный нагрев деталей, и поэтому используемая жидкость должна иметь высокую точку кипения
Когда машина не двигается, ТЖ не греется, но при отрицательных температурах не допускается ее замерзание (как у воды) или потеря текучести (как у масла)
ТЖ не может быть агрессивной в химическом смысле: иначе она разъест все резиновые уплотнения
Современная тормозная жидкость – смесь основных веществ и множества присадок, обеспечивающих работоспособность системы в самых различных условиях.
Зачем менять ТЖ
Главная проблема заключается в ее гигроскопичности. Тормозная жидкость впитывает в себя влагу извне через малейшие зазоры между цилиндрами и поршнями, вентиляционные отверстия расширительного бачка. Когда ее количество превысит 3%, эффективность начнет падать. Второй момент – попадание в систему воздуха. Он может превращаться в пар, когда жидкость будет нагреваться. Как только ТЖ закипит, ее объем увеличится, все лишнее уйдет в расширительный бачок. После остывания пар превратится в воду и «разбавит» «тормозуху». Как результат – коррозия металлических деталей системы.
Составы на основе масла и спирта
Первое обладает химической нейтральностью (не разъедает резиновые запчасти) и хорошо смазывает трущиеся поверхности деталей. Спирт «отвечает» за сопротивляемость низкой температуре. В общем продукт не гигроскопичен и в системе может находится 10 лет и более без замены. Но есть серьезный минус – температура кипения, превышающая такой же показатель у воды на 10-15 С°. Лет 70 назад этого вполне хватило бы. Но сегодня другие скорости и мощности: тормоза современных авто греются быстрее и сильнее, поэтому применять в них подобные составы опасно. Из «классических» представителей масляно-спиртовых смесей стоит упомянуть БСК, выпускаемую и поныне. Ее все еще используют в раритетных машинах и автобусах.
Гликолевые составы
На сегодня самый распространенный вариант ТЖ. Он был разработан специально для увеличения температуры кипения. В основе – полиэтиленгликоль плюс полиэфиры борной кислоты. Такое «химическое» решение позволило увеличить температуру кипения до 190-260 С °. Составы не густеют в мороз и обладают неплохими смазывающими свойствами.
Но и недостатков хватает, и главный из них – ядовитость. Гликоль запросто может разъесть краску на кузове. Поэтому для тормозной системы изготавливают резиновые уплотнения из особо стойкого к химической среде материала. И вторая «болячка» - высокая гигроскопичность гликолевых составов. Именно поэтому современные ТЖ на их основе нужно менять раз в 3-5 лет. Стоит рассмотреть некоторые типы жидкостей, выпускаемые сегодня.
«Нева» и «Томь»
Оба продукта «родом» еще из СССР, но производятся до сих пор, хотя и в небольших количествах. Первая ТЖ выпускается Нижегородским объединением «ТОСОЛ-Синтез» и представляет собой смесь гликолей с присадками. Сфера использования неширока: транспорт, не развивающий больших скоростей, у которого тормоза греются слабо. Характеристики:
- ? температура кипения нового состава -195 С°
- ? к концу срока службы -138 С°
- ? эксплуатационный ресурс - 2 года (если влаги в объеме не менее 3,5 %)
«Томь» - улучшенный вариант «Невы», в который введены термостабилизаторы. Т. е. новая жидкость закипает при +220 С°, к концу срока службы (ориентировочно 2 года) – при +155 С °. Состав полностью соответствует международному стандарту DOT 3. «Томь» ядовита, у нее светло-желтый цвет.
«Роса»
Сначала уместно упомянуть о том, что такое DOT. Это департамент транспорта из США (Department of Transport), разработавший стандарты для ТЖ, которые были приняты во всем мире. После аббревиатуры идет цифра, показывающая «поколение» продукта. Первое и второе сегодня практически не используются, только третье (редко) четвертое и пятое.
«Роса» производится на базе борсодержащего полиэфира, плюс присадки против коррозии и окисления. В продаже можно встретить два вида: «Роса 3» (соответствует стандарту DOT 3) и «Роса 4» (DOT 4). Сегодня наиболее востребован последний вариант, пригодный для применения в автомобилях, оборудованных ABS, ESP. Характеристики «Роса 4»:
- ? температура кипения свежей жидкости - 260 С°
- ? в конце срока службы - 165 С°
- ? эксплуатационный ресурс - 3 года
DOT 3 не годится для использования в автомобилях с системами ABS, ESP.
DOT 4
Усовершенствованные современные составы, включающие антизадирные добавки. Предельные характеристики:
- ? точка кипения новой ТЖ - 260 С°
- ? к концу срока службы - 180 С°
- ? эксплуатационный ресурс - до 3-х лет
Жидкость может использоваться на большинстве современных машин, включая спорткары с мощными силовыми установками и габаритными тормозными дисками.
ROSDOT 4, 0,91 л. Цена 430 руб. Фото: ЯндексМаркет
Силиконовые составы
Изготавливаются на базе кремниевых органических соединений. Эти жидкости совершенно не впитывают влагу, вязкость не меняется в зависимости от температуры, рабочий диапазон которой составляет от -100 С° до +350 С° ! Но есть «ложка дегтя»; состав обладает плохой смазывающей способностью. Его нельзя применять в автомобилях с ABS, где клапаны модуля быстро выйдут из строя. Поэтому сфера применения DOT 5 специфична: частично гоночные авто, в которых нет систем безопасности на электронике и на первое место выходит борьба с перегревом тормозов. Силиконовые составы практически не имеют конечного срока службы.
Но не путайте ТЖ DOT 5.1 с вышеописанной жидкостью! Это гликолевый состав, используемый наряду с ДОТ 4. Его характеристики улучшены: температура кипения для нового состава +230 С°, к концу службы +180 С°. Чтобы покупатель не запутался, на упаковках воспроизводят специальные обозначения. Для DOT 5 - Silicon Based Brake Fluids или сокращенно SBBF, DOT 5 - non silicon based brake fluids (NSBBF), т. е. без силикона.
Самостоятельная замена тормозной жидкости
Совсем необязательно для проведения этой операции ехать в автосервис. Все можно сделать самому, если есть помощник:
- ? Откройте крышку бачка с ТЖ, вставьте воронку и долейте жидкости. Это делается для того, чтобы в процессе прокачки состав не вышел
- ? полностью и воздух не попал в систему
- ? Приготовьте прозрачный шланг (подойдет от капельницы) и стаканчик, тормозной ключ
- ? Поставьте авто на домкрат и снимите колесо. Порядок прокачки: заднее правое, левое, переднее правое, потом левое
Откручивание штуцера для прокачки. Фото: YouTube com
На суппорте найдите штуцер для прокачки и наденьте на него шланг, второй конец которого опустите в стакан. Попросите помощника сесть в салон. После того, как вы отвернете штуцер, надо активно нажимать на педаль тормоза несколько раз, оставив ее в нажатом положении. Из трубки будет выходить жидкость с пузырьками воздуха. Операцию повторяйте до тех пор, пока их не станет. Процедуру нужно провести с каждым колесом. При этом не допускайте падения уровня ТЖ в бачке ниже минимума.
Выводы
Подбирайте тормозную жидкость в соответствии с маркой вашего автомобиля и стилем вождения. Лучший вариант в плане цена/качество – гликолевые составы. И не допустимо смешивать ТЖ, сделанные на разной основе.
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....