Зачем и когда менять тормозную жидкость, и как это сделать правильно
Исправные тормоза – залог безопасной и уверенной езды. Сегодня в легковых автомобилях устанавливают только гидравлические системы, где энергия от нажатия на педаль передается на колеса с помощью специальной жидкости. От ее состояния зависит эффективность торможения, и, по большому счету, безопасность водителя и пассажиров.
При нажатии на педаль начинает перемещаться поршень в главном цилиндре. Это заставляет тормозную жидкость (ТЖ) двигаться по шлангам, трубкам к колесам. Здесь она попадает в рабочие цилиндры и воздействует на расположенные в них поршни. Они прижимают колодки к поверхности барабанов или дисков. Возникающее трение заставляет колеса вращаться медленнее, вплоть до остановки.
В гидросистеме используется свойство жидкости не сжиматься и сохранять объем постоянным. Казалось бы, теоретически можно использовать что угодно: воду, масло или спирт. Но в реальности к ТЖ предъявляются конкретные требования:
При работе тормозных колодок происходит сильный нагрев деталей, и поэтому используемая жидкость должна иметь высокую точку кипения
Когда машина не двигается, ТЖ не греется, но при отрицательных температурах не допускается ее замерзание (как у воды) или потеря текучести (как у масла)
ТЖ не может быть агрессивной в химическом смысле: иначе она разъест все резиновые уплотнения
Современная тормозная жидкость – смесь основных веществ и множества присадок, обеспечивающих работоспособность системы в самых различных условиях.
Главная проблема заключается в ее гигроскопичности. Тормозная жидкость впитывает в себя влагу извне через малейшие зазоры между цилиндрами и поршнями, вентиляционные отверстия расширительного бачка. Когда ее количество превысит 3%, эффективность начнет падать. Второй момент – попадание в систему воздуха. Он может превращаться в пар, когда жидкость будет нагреваться. Как только ТЖ закипит, ее объем увеличится, все лишнее уйдет в расширительный бачок. После остывания пар превратится в воду и «разбавит» «тормозуху». Как результат – коррозия металлических деталей системы.
Первое обладает химической нейтральностью (не разъедает резиновые запчасти) и хорошо смазывает трущиеся поверхности деталей. Спирт «отвечает» за сопротивляемость низкой температуре. В общем продукт не гигроскопичен и в системе может находится 10 лет и более без замены. Но есть серьезный минус – температура кипения, превышающая такой же показатель у воды на 10-15 С°. Лет 70 назад этого вполне хватило бы. Но сегодня другие скорости и мощности: тормоза современных авто греются быстрее и сильнее, поэтому применять в них подобные составы опасно. Из «классических» представителей масляно-спиртовых смесей стоит упомянуть БСК, выпускаемую и поныне. Ее все еще используют в раритетных машинах и автобусах.
На сегодня самый распространенный вариант ТЖ. Он был разработан специально для увеличения температуры кипения. В основе – полиэтиленгликоль плюс полиэфиры борной кислоты. Такое «химическое» решение позволило увеличить температуру кипения до 190-260 С °. Составы не густеют в мороз и обладают неплохими смазывающими свойствами.
Но и недостатков хватает, и главный из них – ядовитость. Гликоль запросто может разъесть краску на кузове. Поэтому для тормозной системы изготавливают резиновые уплотнения из особо стойкого к химической среде материала. И вторая «болячка» - высокая гигроскопичность гликолевых составов. Именно поэтому современные ТЖ на их основе нужно менять раз в 3-5 лет. Стоит рассмотреть некоторые типы жидкостей, выпускаемые сегодня.
Оба продукта «родом» еще из СССР, но производятся до сих пор, хотя и в небольших количествах. Первая ТЖ выпускается Нижегородским объединением «ТОСОЛ-Синтез» и представляет собой смесь гликолей с присадками. Сфера использования неширока: транспорт, не развивающий больших скоростей, у которого тормоза греются слабо. Характеристики:
«Томь» - улучшенный вариант «Невы», в который введены термостабилизаторы. Т. е. новая жидкость закипает при +220 С°, к концу срока службы (ориентировочно 2 года) – при +155 С °. Состав полностью соответствует международному стандарту DOT 3. «Томь» ядовита, у нее светло-желтый цвет.
Сначала уместно упомянуть о том, что такое DOT. Это департамент транспорта из США (Department of Transport), разработавший стандарты для ТЖ, которые были приняты во всем мире. После аббревиатуры идет цифра, показывающая «поколение» продукта. Первое и второе сегодня практически не используются, только третье (редко) четвертое и пятое.
«Роса» производится на базе борсодержащего полиэфира, плюс присадки против коррозии и окисления. В продаже можно встретить два вида: «Роса 3» (соответствует стандарту DOT 3) и «Роса 4» (DOT 4). Сегодня наиболее востребован последний вариант, пригодный для применения в автомобилях, оборудованных ABS, ESP. Характеристики «Роса 4»:
Усовершенствованные современные составы, включающие антизадирные добавки. Предельные характеристики:
ROSDOT 4, 0,91 л. Цена 430 руб. Фото: ЯндексМаркет
Изготавливаются на базе кремниевых органических соединений. Эти жидкости совершенно не впитывают влагу, вязкость не меняется в зависимости от температуры, рабочий диапазон которой составляет от -100 С° до +350 С° ! Но есть «ложка дегтя»; состав обладает плохой смазывающей способностью. Его нельзя применять в автомобилях с ABS, где клапаны модуля быстро выйдут из строя. Поэтому сфера применения DOT 5 специфична: частично гоночные авто, в которых нет систем безопасности на электронике и на первое место выходит борьба с перегревом тормозов. Силиконовые составы практически не имеют конечного срока службы.
Но не путайте ТЖ DOT 5.1 с вышеописанной жидкостью! Это гликолевый состав, используемый наряду с ДОТ 4. Его характеристики улучшены: температура кипения для нового состава +230 С°, к концу службы +180 С°. Чтобы покупатель не запутался, на упаковках воспроизводят специальные обозначения. Для DOT 5 - Silicon Based Brake Fluids или сокращенно SBBF, DOT 5 - non silicon based brake fluids (NSBBF), т. е. без силикона.
Совсем необязательно для проведения этой операции ехать в автосервис. Все можно сделать самому, если есть помощник:
Откручивание штуцера для прокачки. Фото: YouTube com
На суппорте найдите штуцер для прокачки и наденьте на него шланг, второй конец которого опустите в стакан. Попросите помощника сесть в салон. После того, как вы отвернете штуцер, надо активно нажимать на педаль тормоза несколько раз, оставив ее в нажатом положении. Из трубки будет выходить жидкость с пузырьками воздуха. Операцию повторяйте до тех пор, пока их не станет. Процедуру нужно провести с каждым колесом. При этом не допускайте падения уровня ТЖ в бачке ниже минимума.
Подбирайте тормозную жидкость в соответствии с маркой вашего автомобиля и стилем вождения. Лучший вариант в плане цена/качество – гликолевые составы. И не допустимо смешивать ТЖ, сделанные на разной основе.
Как работает тормозная жидкость в системе
При нажатии на педаль начинает перемещаться поршень в главном цилиндре. Это заставляет тормозную жидкость (ТЖ) двигаться по шлангам, трубкам к колесам. Здесь она попадает в рабочие цилиндры и воздействует на расположенные в них поршни. Они прижимают колодки к поверхности барабанов или дисков. Возникающее трение заставляет колеса вращаться медленнее, вплоть до остановки.
В гидросистеме используется свойство жидкости не сжиматься и сохранять объем постоянным. Казалось бы, теоретически можно использовать что угодно: воду, масло или спирт. Но в реальности к ТЖ предъявляются конкретные требования:
При работе тормозных колодок происходит сильный нагрев деталей, и поэтому используемая жидкость должна иметь высокую точку кипения
Когда машина не двигается, ТЖ не греется, но при отрицательных температурах не допускается ее замерзание (как у воды) или потеря текучести (как у масла)
ТЖ не может быть агрессивной в химическом смысле: иначе она разъест все резиновые уплотнения
Современная тормозная жидкость – смесь основных веществ и множества присадок, обеспечивающих работоспособность системы в самых различных условиях.
Зачем менять ТЖ
Главная проблема заключается в ее гигроскопичности. Тормозная жидкость впитывает в себя влагу извне через малейшие зазоры между цилиндрами и поршнями, вентиляционные отверстия расширительного бачка. Когда ее количество превысит 3%, эффективность начнет падать. Второй момент – попадание в систему воздуха. Он может превращаться в пар, когда жидкость будет нагреваться. Как только ТЖ закипит, ее объем увеличится, все лишнее уйдет в расширительный бачок. После остывания пар превратится в воду и «разбавит» «тормозуху». Как результат – коррозия металлических деталей системы.
Составы на основе масла и спирта
Первое обладает химической нейтральностью (не разъедает резиновые запчасти) и хорошо смазывает трущиеся поверхности деталей. Спирт «отвечает» за сопротивляемость низкой температуре. В общем продукт не гигроскопичен и в системе может находится 10 лет и более без замены. Но есть серьезный минус – температура кипения, превышающая такой же показатель у воды на 10-15 С°. Лет 70 назад этого вполне хватило бы. Но сегодня другие скорости и мощности: тормоза современных авто греются быстрее и сильнее, поэтому применять в них подобные составы опасно. Из «классических» представителей масляно-спиртовых смесей стоит упомянуть БСК, выпускаемую и поныне. Ее все еще используют в раритетных машинах и автобусах.
Гликолевые составы
На сегодня самый распространенный вариант ТЖ. Он был разработан специально для увеличения температуры кипения. В основе – полиэтиленгликоль плюс полиэфиры борной кислоты. Такое «химическое» решение позволило увеличить температуру кипения до 190-260 С °. Составы не густеют в мороз и обладают неплохими смазывающими свойствами.
Но и недостатков хватает, и главный из них – ядовитость. Гликоль запросто может разъесть краску на кузове. Поэтому для тормозной системы изготавливают резиновые уплотнения из особо стойкого к химической среде материала. И вторая «болячка» - высокая гигроскопичность гликолевых составов. Именно поэтому современные ТЖ на их основе нужно менять раз в 3-5 лет. Стоит рассмотреть некоторые типы жидкостей, выпускаемые сегодня.
«Нева» и «Томь»
Оба продукта «родом» еще из СССР, но производятся до сих пор, хотя и в небольших количествах. Первая ТЖ выпускается Нижегородским объединением «ТОСОЛ-Синтез» и представляет собой смесь гликолей с присадками. Сфера использования неширока: транспорт, не развивающий больших скоростей, у которого тормоза греются слабо. Характеристики:
- ? температура кипения нового состава -195 С°
- ? к концу срока службы -138 С°
- ? эксплуатационный ресурс - 2 года (если влаги в объеме не менее 3,5 %)
«Томь» - улучшенный вариант «Невы», в который введены термостабилизаторы. Т. е. новая жидкость закипает при +220 С°, к концу срока службы (ориентировочно 2 года) – при +155 С °. Состав полностью соответствует международному стандарту DOT 3. «Томь» ядовита, у нее светло-желтый цвет.
«Роса»
Сначала уместно упомянуть о том, что такое DOT. Это департамент транспорта из США (Department of Transport), разработавший стандарты для ТЖ, которые были приняты во всем мире. После аббревиатуры идет цифра, показывающая «поколение» продукта. Первое и второе сегодня практически не используются, только третье (редко) четвертое и пятое.
«Роса» производится на базе борсодержащего полиэфира, плюс присадки против коррозии и окисления. В продаже можно встретить два вида: «Роса 3» (соответствует стандарту DOT 3) и «Роса 4» (DOT 4). Сегодня наиболее востребован последний вариант, пригодный для применения в автомобилях, оборудованных ABS, ESP. Характеристики «Роса 4»:
- ? температура кипения свежей жидкости - 260 С°
- ? в конце срока службы - 165 С°
- ? эксплуатационный ресурс - 3 года
DOT 3 не годится для использования в автомобилях с системами ABS, ESP.
DOT 4
Усовершенствованные современные составы, включающие антизадирные добавки. Предельные характеристики:
- ? точка кипения новой ТЖ - 260 С°
- ? к концу срока службы - 180 С°
- ? эксплуатационный ресурс - до 3-х лет
Жидкость может использоваться на большинстве современных машин, включая спорткары с мощными силовыми установками и габаритными тормозными дисками.
ROSDOT 4, 0,91 л. Цена 430 руб. Фото: ЯндексМаркет
Силиконовые составы
Изготавливаются на базе кремниевых органических соединений. Эти жидкости совершенно не впитывают влагу, вязкость не меняется в зависимости от температуры, рабочий диапазон которой составляет от -100 С° до +350 С° ! Но есть «ложка дегтя»; состав обладает плохой смазывающей способностью. Его нельзя применять в автомобилях с ABS, где клапаны модуля быстро выйдут из строя. Поэтому сфера применения DOT 5 специфична: частично гоночные авто, в которых нет систем безопасности на электронике и на первое место выходит борьба с перегревом тормозов. Силиконовые составы практически не имеют конечного срока службы.
Но не путайте ТЖ DOT 5.1 с вышеописанной жидкостью! Это гликолевый состав, используемый наряду с ДОТ 4. Его характеристики улучшены: температура кипения для нового состава +230 С°, к концу службы +180 С°. Чтобы покупатель не запутался, на упаковках воспроизводят специальные обозначения. Для DOT 5 - Silicon Based Brake Fluids или сокращенно SBBF, DOT 5 - non silicon based brake fluids (NSBBF), т. е. без силикона.
Самостоятельная замена тормозной жидкости
Совсем необязательно для проведения этой операции ехать в автосервис. Все можно сделать самому, если есть помощник:
- ? Откройте крышку бачка с ТЖ, вставьте воронку и долейте жидкости. Это делается для того, чтобы в процессе прокачки состав не вышел
- ? полностью и воздух не попал в систему
- ? Приготовьте прозрачный шланг (подойдет от капельницы) и стаканчик, тормозной ключ
- ? Поставьте авто на домкрат и снимите колесо. Порядок прокачки: заднее правое, левое, переднее правое, потом левое
Откручивание штуцера для прокачки. Фото: YouTube com
На суппорте найдите штуцер для прокачки и наденьте на него шланг, второй конец которого опустите в стакан. Попросите помощника сесть в салон. После того, как вы отвернете штуцер, надо активно нажимать на педаль тормоза несколько раз, оставив ее в нажатом положении. Из трубки будет выходить жидкость с пузырьками воздуха. Операцию повторяйте до тех пор, пока их не станет. Процедуру нужно провести с каждым колесом. При этом не допускайте падения уровня ТЖ в бачке ниже минимума.
Выводы
Подбирайте тормозную жидкость в соответствии с маркой вашего автомобиля и стилем вождения. Лучший вариант в плане цена/качество – гликолевые составы. И не допустимо смешивать ТЖ, сделанные на разной основе.
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...