Как работает тормозная жидкость в системе
При нажатии на педаль начинает перемещаться поршень в главном цилиндре. Это заставляет тормозную жидкость (ТЖ) двигаться по шлангам, трубкам к колесам. Здесь она попадает в рабочие цилиндры и воздействует на расположенные в них поршни. Они прижимают колодки к поверхности барабанов или дисков. Возникающее трение заставляет колеса вращаться медленнее, вплоть до остановки.
В гидросистеме используется свойство жидкости не сжиматься и сохранять объем постоянным. Казалось бы, теоретически можно использовать что угодно: воду, масло или спирт. Но в реальности к ТЖ предъявляются конкретные требования:
При работе тормозных колодок происходит сильный нагрев деталей, и поэтому используемая жидкость должна иметь высокую точку кипения
Когда машина не двигается, ТЖ не греется, но при отрицательных температурах не допускается ее замерзание (как у воды) или потеря текучести (как у масла)
ТЖ не может быть агрессивной в химическом смысле: иначе она разъест все резиновые уплотнения
Современная тормозная жидкость – смесь основных веществ и множества присадок, обеспечивающих работоспособность системы в самых различных условиях.
Зачем менять ТЖ
Главная проблема заключается в ее гигроскопичности. Тормозная жидкость впитывает в себя влагу извне через малейшие зазоры между цилиндрами и поршнями, вентиляционные отверстия расширительного бачка. Когда ее количество превысит 3%, эффективность начнет падать. Второй момент – попадание в систему воздуха. Он может превращаться в пар, когда жидкость будет нагреваться. Как только ТЖ закипит, ее объем увеличится, все лишнее уйдет в расширительный бачок. После остывания пар превратится в воду и «разбавит» «тормозуху». Как результат – коррозия металлических деталей системы.
Составы на основе масла и спирта
Первое обладает химической нейтральностью (не разъедает резиновые запчасти) и хорошо смазывает трущиеся поверхности деталей. Спирт «отвечает» за сопротивляемость низкой температуре. В общем продукт не гигроскопичен и в системе может находится 10 лет и более без замены. Но есть серьезный минус – температура кипения, превышающая такой же показатель у воды на 10-15 С°. Лет 70 назад этого вполне хватило бы. Но сегодня другие скорости и мощности: тормоза современных авто греются быстрее и сильнее, поэтому применять в них подобные составы опасно. Из «классических» представителей масляно-спиртовых смесей стоит упомянуть БСК, выпускаемую и поныне. Ее все еще используют в раритетных машинах и автобусах.
Гликолевые составы
На сегодня самый распространенный вариант ТЖ. Он был разработан специально для увеличения температуры кипения. В основе – полиэтиленгликоль плюс полиэфиры борной кислоты. Такое «химическое» решение позволило увеличить температуру кипения до 190-260 С °. Составы не густеют в мороз и обладают неплохими смазывающими свойствами.
Но и недостатков хватает, и главный из них – ядовитость. Гликоль запросто может разъесть краску на кузове. Поэтому для тормозной системы изготавливают резиновые уплотнения из особо стойкого к химической среде материала. И вторая «болячка» - высокая гигроскопичность гликолевых составов. Именно поэтому современные ТЖ на их основе нужно менять раз в 3-5 лет. Стоит рассмотреть некоторые типы жидкостей, выпускаемые сегодня.
«Нева» и «Томь»
Оба продукта «родом» еще из СССР, но производятся до сих пор, хотя и в небольших количествах. Первая ТЖ выпускается Нижегородским объединением «ТОСОЛ-Синтез» и представляет собой смесь гликолей с присадками. Сфера использования неширока: транспорт, не развивающий больших скоростей, у которого тормоза греются слабо. Характеристики:
- ? температура кипения нового состава -195 С°
- ? к концу срока службы -138 С°
- ? эксплуатационный ресурс - 2 года (если влаги в объеме не менее 3,5 %)
«Томь» - улучшенный вариант «Невы», в который введены термостабилизаторы. Т. е. новая жидкость закипает при +220 С°, к концу срока службы (ориентировочно 2 года) – при +155 С °. Состав полностью соответствует международному стандарту DOT 3. «Томь» ядовита, у нее светло-желтый цвет.
«Роса»
Сначала уместно упомянуть о том, что такое DOT. Это департамент транспорта из США (Department of Transport), разработавший стандарты для ТЖ, которые были приняты во всем мире. После аббревиатуры идет цифра, показывающая «поколение» продукта. Первое и второе сегодня практически не используются, только третье (редко) четвертое и пятое.
«Роса» производится на базе борсодержащего полиэфира, плюс присадки против коррозии и окисления. В продаже можно встретить два вида: «Роса 3» (соответствует стандарту DOT 3) и «Роса 4» (DOT 4). Сегодня наиболее востребован последний вариант, пригодный для применения в автомобилях, оборудованных ABS, ESP. Характеристики «Роса 4»:
- ? температура кипения свежей жидкости - 260 С°
- ? в конце срока службы - 165 С°
- ? эксплуатационный ресурс - 3 года
DOT 3 не годится для использования в автомобилях с системами ABS, ESP.
DOT 4
Усовершенствованные современные составы, включающие антизадирные добавки. Предельные характеристики:
- ? точка кипения новой ТЖ - 260 С°
- ? к концу срока службы - 180 С°
- ? эксплуатационный ресурс - до 3-х лет
Жидкость может использоваться на большинстве современных машин, включая спорткары с мощными силовыми установками и габаритными тормозными дисками.

ROSDOT 4, 0,91 л. Цена 430 руб. Фото: ЯндексМаркет
Силиконовые составы
Изготавливаются на базе кремниевых органических соединений. Эти жидкости совершенно не впитывают влагу, вязкость не меняется в зависимости от температуры, рабочий диапазон которой составляет от -100 С° до +350 С° ! Но есть «ложка дегтя»; состав обладает плохой смазывающей способностью. Его нельзя применять в автомобилях с ABS, где клапаны модуля быстро выйдут из строя. Поэтому сфера применения DOT 5 специфична: частично гоночные авто, в которых нет систем безопасности на электронике и на первое место выходит борьба с перегревом тормозов. Силиконовые составы практически не имеют конечного срока службы.
Но не путайте ТЖ DOT 5.1 с вышеописанной жидкостью! Это гликолевый состав, используемый наряду с ДОТ 4. Его характеристики улучшены: температура кипения для нового состава +230 С°, к концу службы +180 С°. Чтобы покупатель не запутался, на упаковках воспроизводят специальные обозначения. Для DOT 5 - Silicon Based Brake Fluids или сокращенно SBBF, DOT 5 - non silicon based brake fluids (NSBBF), т. е. без силикона.
Самостоятельная замена тормозной жидкости
Совсем необязательно для проведения этой операции ехать в автосервис. Все можно сделать самому, если есть помощник:
- ? Откройте крышку бачка с ТЖ, вставьте воронку и долейте жидкости. Это делается для того, чтобы в процессе прокачки состав не вышел
- ? полностью и воздух не попал в систему
- ? Приготовьте прозрачный шланг (подойдет от капельницы) и стаканчик, тормозной ключ
- ? Поставьте авто на домкрат и снимите колесо. Порядок прокачки: заднее правое, левое, переднее правое, потом левое

Откручивание штуцера для прокачки. Фото: YouTube com
На суппорте найдите штуцер для прокачки и наденьте на него шланг, второй конец которого опустите в стакан. Попросите помощника сесть в салон. После того, как вы отвернете штуцер, надо активно нажимать на педаль тормоза несколько раз, оставив ее в нажатом положении. Из трубки будет выходить жидкость с пузырьками воздуха. Операцию повторяйте до тех пор, пока их не станет. Процедуру нужно провести с каждым колесом. При этом не допускайте падения уровня ТЖ в бачке ниже минимума.
Выводы
Подбирайте тормозную жидкость в соответствии с маркой вашего автомобиля и стилем вождения. Лучший вариант в плане цена/качество – гликолевые составы. И не допустимо смешивать ТЖ, сделанные на разной основе.