Прицеп «Скиф» – советский ответ кемперам
Лето – традиционное время для отдыха и путешествий. Подобные «развлечения» нравятся многим, только далеко не каждый готов выложить круглую сумму за билеты и отели. Поэтому, как и в прошлом, популярностью пользуется отдых «дикарем» на автомобиле. Самая проблемная часть поездки – остановка на ночлег и сам сон. В машине это делать крайне неудобно, а кемпинги дороги. Конечно, можно купить тяжеленный автодом и таскать его за собой, если опять-таки у вас завалялось в кармане несколько лишних тысяч долларов. В СССР такая проблема решалась просто: был налажен выпуск прицепа «Скиф», который сразу же стал «безумно» популярным и в дальнейшем получил несколько модификаций. Что это за штука и почему он так понравился советским автолюбителям?
О том, что летом в гостиницах СССР табличка «Мест нет» практически постоянно висела в окне или стояла, как сейчас говорят, на «ресепшн», помнят многие, кто жил в той стране. С кемпингами дело обстояло еще хуже – их количество настолько было мизерным, что и говорить о попытках купить там свободное место не стоит.
К тому же часть туристов предпочитали «сливаться» с природой, считая ночевку в гостинице «скучным делом». И вот, как тогда писали газеты, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», завод «Искра» (Пермь) с 1973 года начал выпускать прицеп «Скиф».
Вроде бы удивить такой штукой даже в то время было нельзя. «Фишка» новинки заключалась в том, что внутри находилась палатка с двумя окнами, элементы ее интерьера и все необходимое для быстрой установки «жилища». Причем все умещалось в легком прицепе длиной 2,9 м массой 230 кг (позднее она увеличилась до 260-ти кг). Конструкция имела одну ось с колесиками от мотоколяски и серьезным клиренсом в 24-26 мм. Ходовая часть состояла из рычажно-пружинной подвески с гидравлическими амортизаторами. Наибольшая скорость ограничена 90 км/ч. К машине «кемпинг» цеплялся через стандартное шаровое ТСУ (тягово-сцепное устройство). Тогда оно продавалось по цене 22 руб., что было эквивалентно 6-ти бутылкам водки.
Такие характеристики означали, что прицеп можно цеплять за любой советский автомобиль: от «Запорожца» до «Волги». Например, в инструкции к «Жигулям» (ВАЗ-2101) указывалось: максимальная масса транспортируемого – до 300 кг. Дорожный просвет позволял свободно колесить по пересеченной местности, выбирая наиболее живописное место для стоянки. А малая масса не мешала при маневрировании в узких городских закоулках просто повернуть прицеп вручную, чтобы перецепить его и выехать из тесного проулка.
Развернув содержимое прицепа, закрытого плоской крышкой, можно было получить палатку на готовом твердом основании с внушительной площадью 6 кв. м. Трое взрослых могли свободно ночевать. И не только: для организации «перекуса» предусматривался складной стол и такие же стулья. Не забыли и о москитных сетках.
Но это только первый, «базовый» вариант «Скифа». В продажу он поступил в 70-х и его первая цена хоть и «кусалась», но была вполне терпимой – 800 руб. К примеру, цветной телевизор в то время стоил 680-730 руб.
Это следующая версия палатки на колесах. Тогда существовала, хоть и слабенькая, но действовавшая «обратная связь» производителя с покупателем. Завод собирал отзывы о своей продукции, вносил в конструкцию улучшения. В модели «Скиф-М1» палатку стали делать из более прочной и устойчивой к влаге ткани. Первые конструкции протекали, если дождь превращался в ливень.
Также вполне прилично оборудовали спальные места на четверых путешественников. Пол даже застелили паласом. Правда цена модифицированной версии подскочила до 1250 руб., что примерно равнялось трети от стоимости нового «Запорожца».
Наиболее «продвинутая» модель прицепа-дачи включала в себя дополнительную палатку, которая после установки превращалась в «веранду», пристегиваемую к основному «жилью». Общая площадь увеличилась до 14 кв. м! Ночевать можно было уже путешественникам из двух машин, если везти с собой раскладушки. Также в комплект стали входить алюминиевые стойки. Плюс, «бонусы» – маленькая лесенка, чтобы удобнее забираться внутрь, и противооткатные башмаки, подставляемые под колеса на стоянке. Время, затрачиваемое на установку кемпинга, даже самым неумелым туристом, не превышало 15 минут. У прицепа есть и еще одно достоинство: в гараже при длительном хранении его можно поставить вертикально на специально предназначенный для этого буфер заднего борта. Достоинств у советского автодома хватает, а что насчет недостатков, если «Скиф», например, купить сегодня? Минусы:
✅ малая скорость передвижения – 90 км/ч это предел (греются подшипники)
✅ небольшая грузоподъемность, если сравнивать с современными конструкциями
✅ найти колеса от мотоколяски к прицепу очень сложно, но если обратиться к мастерам, вам переделают подвеску под автомобильные шины
Редко можно найти экземпляр с палаткой в приличном состоянии. Поэтому стоимость новой (а шить ее придется строго по размерам старой) нужно сразу вкладывать в сумму расходов.
Прицеп давно уже не выпускается (последняя партия вышла в 1993-м году), но на дорогах встречается до сих пор. В основном это «вершина советского автокемпинга», модель М2. Многие экземпляры сохранились достаточно хорошо. Тем более, что «кемпинг» выпускался всего 20 лет. Вспомните: на улицах полно хорошо сохранившихся авто на ходу, чей возраст гораздо больше. К тому же прицеп наверняка не используется круглый год. Есть любители, которые не только их восстанавливают, но и «осовременивают», используя для отделки более качественные материалы и добавляя что-то свое.
Например, даже старый прицеп вполне можно оборудовать мини-газовой плитой с маленьким тороидальным баллоном, походным холодильником. Впрочем, если автовладелец «с руками», из советского «Скифа» можно сделать очень даже приличный дом на колесах.
В первую очередь, наличие документов (встречаются нерастаможенные (!) экземпляры) и техническое состояние. Это работоспособность подвески, включая амортизаторы, электрики. Найти фонари, «стопы», «поворотники» несложно: подходят от УАЗ-469 и стоят копейки. Проводку можно восстановить самостоятельно, что для мало-мальски сведущего в этом деле человека не проблема.
Иное дело – комплектующие. Если палатка рваная, придется сшить новую, что обойдется в 15-20 тыс. руб. Проверьте наличие трубок (алюминий тоже корродирует) для сборки каркаса. В идеале попросите хозяина собрать дом на колесах.
Что касается стоимости, все зависит от состояния прицепа и наличия документов. Цена начинается от 30 тыс. руб. Однако за прилично сохранившиеся экземпляры поздних годов выпуска (1990-1993-й) запрашивают от 70 до 175 тыс. рублей. При покупке обращайте внимание на наличие документов: зачастую низкая цена прицепа обуславливается их отсутствием.
Обреченный на популярность
О том, что летом в гостиницах СССР табличка «Мест нет» практически постоянно висела в окне или стояла, как сейчас говорят, на «ресепшн», помнят многие, кто жил в той стране. С кемпингами дело обстояло еще хуже – их количество настолько было мизерным, что и говорить о попытках купить там свободное место не стоит.
Мечта своетского автотуриста, купить которую можно было только «по блату». Фото: YouTube.com
К тому же часть туристов предпочитали «сливаться» с природой, считая ночевку в гостинице «скучным делом». И вот, как тогда писали газеты, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», завод «Искра» (Пермь) с 1973 года начал выпускать прицеп «Скиф».
Конструкция
Вроде бы удивить такой штукой даже в то время было нельзя. «Фишка» новинки заключалась в том, что внутри находилась палатка с двумя окнами, элементы ее интерьера и все необходимое для быстрой установки «жилища». Причем все умещалось в легком прицепе длиной 2,9 м массой 230 кг (позднее она увеличилась до 260-ти кг). Конструкция имела одну ось с колесиками от мотоколяски и серьезным клиренсом в 24-26 мм. Ходовая часть состояла из рычажно-пружинной подвески с гидравлическими амортизаторами. Наибольшая скорость ограничена 90 км/ч. К машине «кемпинг» цеплялся через стандартное шаровое ТСУ (тягово-сцепное устройство). Тогда оно продавалось по цене 22 руб., что было эквивалентно 6-ти бутылкам водки.
Сцепное устройство – обычный шар. Фото: YouTube.com
Перегружать прицеп свыше килограммов, указанных в паспорте, крайне не рекомендуется, т. к. «автодом» оборудован довольно слабенькими колесами, которые при повышенной нагрузке не выдерживают давления.
Такие характеристики означали, что прицеп можно цеплять за любой советский автомобиль: от «Запорожца» до «Волги». Например, в инструкции к «Жигулям» (ВАЗ-2101) указывалось: максимальная масса транспортируемого – до 300 кг. Дорожный просвет позволял свободно колесить по пересеченной местности, выбирая наиболее живописное место для стоянки. А малая масса не мешала при маневрировании в узких городских закоулках просто повернуть прицеп вручную, чтобы перецепить его и выехать из тесного проулка.
Крышка прицепа превращается в пол палатки. Фото: YouTube.com
Развернув содержимое прицепа, закрытого плоской крышкой, можно было получить палатку на готовом твердом основании с внушительной площадью 6 кв. м. Трое взрослых могли свободно ночевать. И не только: для организации «перекуса» предусматривался складной стол и такие же стулья. Не забыли и о москитных сетках.
Спальня в развернутом доме на колесах. Фото: YouTube.com
Но это только первый, «базовый» вариант «Скифа». В продажу он поступил в 70-х и его первая цена хоть и «кусалась», но была вполне терпимой – 800 руб. К примеру, цветной телевизор в то время стоил 680-730 руб.
Президент РФ задекларировал у себя наличие автоприцепа «Скиф».
Модель М1
Это следующая версия палатки на колесах. Тогда существовала, хоть и слабенькая, но действовавшая «обратная связь» производителя с покупателем. Завод собирал отзывы о своей продукции, вносил в конструкцию улучшения. В модели «Скиф-М1» палатку стали делать из более прочной и устойчивой к влаге ткани. Первые конструкции протекали, если дождь превращался в ливень.
Для удобства входа прицеп стали комплектовать лесенкой. Фото: YouTube.com
Также вполне прилично оборудовали спальные места на четверых путешественников. Пол даже застелили паласом. Правда цена модифицированной версии подскочила до 1250 руб., что примерно равнялось трети от стоимости нового «Запорожца».
«Скиф-М2»
Наиболее «продвинутая» модель прицепа-дачи включала в себя дополнительную палатку, которая после установки превращалась в «веранду», пристегиваемую к основному «жилью». Общая площадь увеличилась до 14 кв. м! Ночевать можно было уже путешественникам из двух машин, если везти с собой раскладушки. Также в комплект стали входить алюминиевые стойки. Плюс, «бонусы» – маленькая лесенка, чтобы удобнее забираться внутрь, и противооткатные башмаки, подставляемые под колеса на стоянке. Время, затрачиваемое на установку кемпинга, даже самым неумелым туристом, не превышало 15 минут. У прицепа есть и еще одно достоинство: в гараже при длительном хранении его можно поставить вертикально на специально предназначенный для этого буфер заднего борта. Достоинств у советского автодома хватает, а что насчет недостатков, если «Скиф», например, купить сегодня? Минусы:
✅ малая скорость передвижения – 90 км/ч это предел (греются подшипники)
✅ небольшая грузоподъемность, если сравнивать с современными конструкциями
✅ найти колеса от мотоколяски к прицепу очень сложно, но если обратиться к мастерам, вам переделают подвеску под автомобильные шины
Редко можно найти экземпляр с палаткой в приличном состоянии. Поэтому стоимость новой (а шить ее придется строго по размерам старой) нужно сразу вкладывать в сумму расходов.
Что со «Скифом» сегодня
Прицеп давно уже не выпускается (последняя партия вышла в 1993-м году), но на дорогах встречается до сих пор. В основном это «вершина советского автокемпинга», модель М2. Многие экземпляры сохранились достаточно хорошо. Тем более, что «кемпинг» выпускался всего 20 лет. Вспомните: на улицах полно хорошо сохранившихся авто на ходу, чей возраст гораздо больше. К тому же прицеп наверняка не используется круглый год. Есть любители, которые не только их восстанавливают, но и «осовременивают», используя для отделки более качественные материалы и добавляя что-то свое.
Общий интерьер «Скиф-М2» сегодня. Фото: YouTube.com
Например, даже старый прицеп вполне можно оборудовать мини-газовой плитой с маленьким тороидальным баллоном, походным холодильником. Впрочем, если автовладелец «с руками», из советского «Скифа» можно сделать очень даже приличный дом на колесах.
Что учитывать при покупке автоприцепа
В первую очередь, наличие документов (встречаются нерастаможенные (!) экземпляры) и техническое состояние. Это работоспособность подвески, включая амортизаторы, электрики. Найти фонари, «стопы», «поворотники» несложно: подходят от УАЗ-469 и стоят копейки. Проводку можно восстановить самостоятельно, что для мало-мальски сведущего в этом деле человека не проблема.
Задние фонари – от «буханки». Фото: YouTube.com
Иное дело – комплектующие. Если палатка рваная, придется сшить новую, что обойдется в 15-20 тыс. руб. Проверьте наличие трубок (алюминий тоже корродирует) для сборки каркаса. В идеале попросите хозяина собрать дом на колесах.
Цены
Что касается стоимости, все зависит от состояния прицепа и наличия документов. Цена начинается от 30 тыс. руб. Однако за прилично сохранившиеся экземпляры поздних годов выпуска (1990-1993-й) запрашивают от 70 до 175 тыс. рублей. При покупке обращайте внимание на наличие документов: зачастую низкая цена прицепа обуславливается их отсутствием.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....