Прицеп «Скиф» – советский ответ кемперам
21 938

Прицеп «Скиф» – советский ответ кемперам

Лето – традиционное время для отдыха и путешествий. Подобные «развлечения» нравятся многим, только далеко не каждый готов выложить круглую сумму за билеты и отели. Поэтому, как и в прошлом, популярностью пользуется отдых «дикарем» на автомобиле. Самая проблемная часть поездки – остановка на ночлег и сам сон. В машине это делать крайне неудобно, а кемпинги дороги. Конечно, можно купить тяжеленный автодом и таскать его за собой, если опять-таки у вас завалялось в кармане несколько лишних тысяч долларов. В СССР такая проблема решалась просто: был налажен выпуск прицепа «Скиф», который сразу же стал «безумно» популярным и в дальнейшем получил несколько модификаций. Что это за штука и почему он так понравился советским автолюбителям?


Обреченный на популярность


О том, что летом в гостиницах СССР табличка «Мест нет» практически постоянно висела в окне или стояла, как сейчас говорят, на «ресепшн», помнят многие, кто жил в той стране. С кемпингами дело обстояло еще хуже – их количество настолько было мизерным, что и говорить о попытках купить там свободное место не стоит.

Прицеп «Скиф» – советский ответ кемперамМечта своетского автотуриста, купить которую можно было только «по блату». Фото: YouTube.com

К тому же часть туристов предпочитали «сливаться» с природой, считая ночевку в гостинице «скучным делом». И вот, как тогда писали газеты, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», завод «Искра» (Пермь) с 1973 года начал выпускать прицеп «Скиф».

Конструкция


Вроде бы удивить такой штукой даже в то время было нельзя. «Фишка» новинки заключалась в том, что внутри находилась палатка с двумя окнами, элементы ее интерьера и все необходимое для быстрой установки «жилища». Причем все умещалось в легком прицепе длиной 2,9 м массой 230 кг (позднее она увеличилась до 260-ти кг). Конструкция имела одну ось с колесиками от мотоколяски и серьезным клиренсом в 24-26 мм. Ходовая часть состояла из рычажно-пружинной подвески с гидравлическими амортизаторами. Наибольшая скорость ограничена 90 км/ч. К машине «кемпинг» цеплялся через стандартное шаровое ТСУ (тягово-сцепное устройство). Тогда оно продавалось по цене 22 руб., что было эквивалентно 6-ти бутылкам водки.

Сцепное устройство – обычный шар. Фото: YouTube.com

Перегружать прицеп свыше килограммов, указанных в паспорте, крайне не рекомендуется, т. к. «автодом» оборудован довольно слабенькими колесами, которые при повышенной нагрузке не выдерживают давления.


Такие характеристики означали, что прицеп можно цеплять за любой советский автомобиль: от «Запорожца» до «Волги». Например, в инструкции к «Жигулям» (ВАЗ-2101) указывалось: максимальная масса транспортируемого – до 300 кг. Дорожный просвет позволял свободно колесить по пересеченной местности, выбирая наиболее живописное место для стоянки. А малая масса не мешала при маневрировании в узких городских закоулках просто повернуть прицеп вручную, чтобы перецепить его и выехать из тесного проулка.

Крышка прицепа превращается в пол палатки. Фото: YouTube.com

Развернув содержимое прицепа, закрытого плоской крышкой, можно было получить палатку на готовом твердом основании с внушительной площадью 6 кв. м. Трое взрослых могли свободно ночевать. И не только: для организации «перекуса» предусматривался складной стол и такие же стулья. Не забыли и о москитных сетках.

Спальня в развернутом доме на колесах. Фото: YouTube.com

Но это только первый, «базовый» вариант «Скифа». В продажу он поступил в 70-х и его первая цена хоть и «кусалась», но была вполне терпимой – 800 руб. К примеру, цветной телевизор в то время стоил 680-730 руб.

Президент РФ задекларировал у себя наличие автоприцепа «Скиф».


Модель М1


Это следующая версия палатки на колесах. Тогда существовала, хоть и слабенькая, но действовавшая «обратная связь» производителя с покупателем. Завод собирал отзывы о своей продукции, вносил в конструкцию улучшения. В модели «Скиф-М1» палатку стали делать из более прочной и устойчивой к влаге ткани. Первые конструкции протекали, если дождь превращался в ливень.

Для удобства входа прицеп стали комплектовать лесенкой. Фото: YouTube.com

Также вполне прилично оборудовали спальные места на четверых путешественников. Пол даже застелили паласом. Правда цена модифицированной версии подскочила до 1250 руб., что примерно равнялось трети от стоимости нового «Запорожца».

«Скиф-М2»


Наиболее «продвинутая» модель прицепа-дачи включала в себя дополнительную палатку, которая после установки превращалась в «веранду», пристегиваемую к основному «жилью». Общая площадь увеличилась до 14 кв. м! Ночевать можно было уже путешественникам из двух машин, если везти с собой раскладушки. Также в комплект стали входить алюминиевые стойки. Плюс, «бонусы» – маленькая лесенка, чтобы удобнее забираться внутрь, и противооткатные башмаки, подставляемые под колеса на стоянке. Время, затрачиваемое на установку кемпинга, даже самым неумелым туристом, не превышало 15 минут. У прицепа есть и еще одно достоинство: в гараже при длительном хранении его можно поставить вертикально на специально предназначенный для этого буфер заднего борта. Достоинств у советского автодома хватает, а что насчет недостатков, если «Скиф», например, купить сегодня? Минусы:

✅ малая скорость передвижения – 90 км/ч это предел (греются подшипники)
✅ небольшая грузоподъемность, если сравнивать с современными конструкциями
✅ найти колеса от мотоколяски к прицепу очень сложно, но если обратиться к мастерам, вам переделают подвеску под автомобильные шины

Редко можно найти экземпляр с палаткой в приличном состоянии. Поэтому стоимость новой (а шить ее придется строго по размерам старой) нужно сразу вкладывать в сумму расходов.

Что со «Скифом» сегодня


Прицеп давно уже не выпускается (последняя партия вышла в 1993-м году), но на дорогах встречается до сих пор. В основном это «вершина советского автокемпинга», модель М2. Многие экземпляры сохранились достаточно хорошо. Тем более, что «кемпинг» выпускался всего 20 лет. Вспомните: на улицах полно хорошо сохранившихся авто на ходу, чей возраст гораздо больше. К тому же прицеп наверняка не используется круглый год. Есть любители, которые не только их восстанавливают, но и «осовременивают», используя для отделки более качественные материалы и добавляя что-то свое.

Общий интерьер «Скиф-М2» сегодня. Фото: YouTube.com

Например, даже старый прицеп вполне можно оборудовать мини-газовой плитой с маленьким тороидальным баллоном, походным холодильником. Впрочем, если автовладелец «с руками», из советского «Скифа» можно сделать очень даже приличный дом на колесах.

Что учитывать при покупке автоприцепа


В первую очередь, наличие документов (встречаются нерастаможенные (!) экземпляры) и техническое состояние. Это работоспособность подвески, включая амортизаторы, электрики. Найти фонари, «стопы», «поворотники» несложно: подходят от УАЗ-469 и стоят копейки. Проводку можно восстановить самостоятельно, что для мало-мальски сведущего в этом деле человека не проблема.

Задние фонари – от «буханки». Фото: YouTube.com

Иное дело – комплектующие. Если палатка рваная, придется сшить новую, что обойдется в 15-20 тыс. руб. Проверьте наличие трубок (алюминий тоже корродирует) для сборки каркаса. В идеале попросите хозяина собрать дом на колесах.

Цены


Что касается стоимости, все зависит от состояния прицепа и наличия документов. Цена начинается от 30 тыс. руб. Однако за прилично сохранившиеся экземпляры поздних годов выпуска (1990-1993-й) запрашивают от 70 до 175 тыс. рублей. При покупке обращайте внимание на наличие документов: зачастую низкая цена прицепа обуславливается их отсутствием.
А вы что думаете о советском «Скифе»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....