Обреченный на популярность
О том, что летом в гостиницах СССР табличка «Мест нет» практически постоянно висела в окне или стояла, как сейчас говорят, на «ресепшн», помнят многие, кто жил в той стране. С кемпингами дело обстояло еще хуже – их количество настолько было мизерным, что и говорить о попытках купить там свободное место не стоит.

К тому же часть туристов предпочитали «сливаться» с природой, считая ночевку в гостинице «скучным делом». И вот, как тогда писали газеты, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», завод «Искра» (Пермь) с 1973 года начал выпускать прицеп «Скиф».
Конструкция
Вроде бы удивить такой штукой даже в то время было нельзя. «Фишка» новинки заключалась в том, что внутри находилась палатка с двумя окнами, элементы ее интерьера и все необходимое для быстрой установки «жилища». Причем все умещалось в легком прицепе длиной 2,9 м массой 230 кг (позднее она увеличилась до 260-ти кг). Конструкция имела одну ось с колесиками от мотоколяски и серьезным клиренсом в 24-26 мм. Ходовая часть состояла из рычажно-пружинной подвески с гидравлическими амортизаторами. Наибольшая скорость ограничена 90 км/ч. К машине «кемпинг» цеплялся через стандартное шаровое ТСУ (тягово-сцепное устройство). Тогда оно продавалось по цене 22 руб., что было эквивалентно 6-ти бутылкам водки.

Перегружать прицеп свыше килограммов, указанных в паспорте, крайне не рекомендуется, т. к. «автодом» оборудован довольно слабенькими колесами, которые при повышенной нагрузке не выдерживают давления.
Такие характеристики означали, что прицеп можно цеплять за любой советский автомобиль: от «Запорожца» до «Волги». Например, в инструкции к «Жигулям» (ВАЗ-2101) указывалось: максимальная масса транспортируемого – до 300 кг. Дорожный просвет позволял свободно колесить по пересеченной местности, выбирая наиболее живописное место для стоянки. А малая масса не мешала при маневрировании в узких городских закоулках просто повернуть прицеп вручную, чтобы перецепить его и выехать из тесного проулка.

Развернув содержимое прицепа, закрытого плоской крышкой, можно было получить палатку на готовом твердом основании с внушительной площадью 6 кв. м. Трое взрослых могли свободно ночевать. И не только: для организации «перекуса» предусматривался складной стол и такие же стулья. Не забыли и о москитных сетках.

Но это только первый, «базовый» вариант «Скифа». В продажу он поступил в 70-х и его первая цена хоть и «кусалась», но была вполне терпимой – 800 руб. К примеру, цветной телевизор в то время стоил 680-730 руб.
Президент РФ задекларировал у себя наличие автоприцепа «Скиф».
Модель М1
Это следующая версия палатки на колесах. Тогда существовала, хоть и слабенькая, но действовавшая «обратная связь» производителя с покупателем. Завод собирал отзывы о своей продукции, вносил в конструкцию улучшения. В модели «Скиф-М1» палатку стали делать из более прочной и устойчивой к влаге ткани. Первые конструкции протекали, если дождь превращался в ливень.

Также вполне прилично оборудовали спальные места на четверых путешественников. Пол даже застелили паласом. Правда цена модифицированной версии подскочила до 1250 руб., что примерно равнялось трети от стоимости нового «Запорожца».
«Скиф-М2»
Наиболее «продвинутая» модель прицепа-дачи включала в себя дополнительную палатку, которая после установки превращалась в «веранду», пристегиваемую к основному «жилью». Общая площадь увеличилась до 14 кв. м! Ночевать можно было уже путешественникам из двух машин, если везти с собой раскладушки. Также в комплект стали входить алюминиевые стойки. Плюс, «бонусы» – маленькая лесенка, чтобы удобнее забираться внутрь, и противооткатные башмаки, подставляемые под колеса на стоянке. Время, затрачиваемое на установку кемпинга, даже самым неумелым туристом, не превышало 15 минут. У прицепа есть и еще одно достоинство: в гараже при длительном хранении его можно поставить вертикально на специально предназначенный для этого буфер заднего борта. Достоинств у советского автодома хватает, а что насчет недостатков, если «Скиф», например, купить сегодня? Минусы:
✅ малая скорость передвижения – 90 км/ч это предел (греются подшипники)
✅ небольшая грузоподъемность, если сравнивать с современными конструкциями
✅ найти колеса от мотоколяски к прицепу очень сложно, но если обратиться к мастерам, вам переделают подвеску под автомобильные шины
Редко можно найти экземпляр с палаткой в приличном состоянии. Поэтому стоимость новой (а шить ее придется строго по размерам старой) нужно сразу вкладывать в сумму расходов.
Что со «Скифом» сегодня
Прицеп давно уже не выпускается (последняя партия вышла в 1993-м году), но на дорогах встречается до сих пор. В основном это «вершина советского автокемпинга», модель М2. Многие экземпляры сохранились достаточно хорошо. Тем более, что «кемпинг» выпускался всего 20 лет. Вспомните: на улицах полно хорошо сохранившихся авто на ходу, чей возраст гораздо больше. К тому же прицеп наверняка не используется круглый год. Есть любители, которые не только их восстанавливают, но и «осовременивают», используя для отделки более качественные материалы и добавляя что-то свое.

Например, даже старый прицеп вполне можно оборудовать мини-газовой плитой с маленьким тороидальным баллоном, походным холодильником. Впрочем, если автовладелец «с руками», из советского «Скифа» можно сделать очень даже приличный дом на колесах.
Что учитывать при покупке автоприцепа
В первую очередь, наличие документов (встречаются нерастаможенные (!) экземпляры) и техническое состояние. Это работоспособность подвески, включая амортизаторы, электрики. Найти фонари, «стопы», «поворотники» несложно: подходят от УАЗ-469 и стоят копейки. Проводку можно восстановить самостоятельно, что для мало-мальски сведущего в этом деле человека не проблема.

Иное дело – комплектующие. Если палатка рваная, придется сшить новую, что обойдется в 15-20 тыс. руб. Проверьте наличие трубок (алюминий тоже корродирует) для сборки каркаса. В идеале попросите хозяина собрать дом на колесах.
Цены
Что касается стоимости, все зависит от состояния прицепа и наличия документов. Цена начинается от 30 тыс. руб. Однако за прилично сохранившиеся экземпляры поздних годов выпуска (1990-1993-й) запрашивают от 70 до 175 тыс. рублей. При покупке обращайте внимание на наличие документов: зачастую низкая цена прицепа обуславливается их отсутствием.