Прицеп «Скиф» – советский ответ кемперам
Лето – традиционное время для отдыха и путешествий. Подобные «развлечения» нравятся многим, только далеко не каждый готов выложить круглую сумму за билеты и отели. Поэтому, как и в прошлом, популярностью пользуется отдых «дикарем» на автомобиле. Самая проблемная часть поездки – остановка на ночлег и сам сон. В машине это делать крайне неудобно, а кемпинги дороги. Конечно, можно купить тяжеленный автодом и таскать его за собой, если опять-таки у вас завалялось в кармане несколько лишних тысяч долларов. В СССР такая проблема решалась просто: был налажен выпуск прицепа «Скиф», который сразу же стал «безумно» популярным и в дальнейшем получил несколько модификаций. Что это за штука и почему он так понравился советским автолюбителям?
О том, что летом в гостиницах СССР табличка «Мест нет» практически постоянно висела в окне или стояла, как сейчас говорят, на «ресепшн», помнят многие, кто жил в той стране. С кемпингами дело обстояло еще хуже – их количество настолько было мизерным, что и говорить о попытках купить там свободное место не стоит.
К тому же часть туристов предпочитали «сливаться» с природой, считая ночевку в гостинице «скучным делом». И вот, как тогда писали газеты, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», завод «Искра» (Пермь) с 1973 года начал выпускать прицеп «Скиф».
Вроде бы удивить такой штукой даже в то время было нельзя. «Фишка» новинки заключалась в том, что внутри находилась палатка с двумя окнами, элементы ее интерьера и все необходимое для быстрой установки «жилища». Причем все умещалось в легком прицепе длиной 2,9 м массой 230 кг (позднее она увеличилась до 260-ти кг). Конструкция имела одну ось с колесиками от мотоколяски и серьезным клиренсом в 24-26 мм. Ходовая часть состояла из рычажно-пружинной подвески с гидравлическими амортизаторами. Наибольшая скорость ограничена 90 км/ч. К машине «кемпинг» цеплялся через стандартное шаровое ТСУ (тягово-сцепное устройство). Тогда оно продавалось по цене 22 руб., что было эквивалентно 6-ти бутылкам водки.
Такие характеристики означали, что прицеп можно цеплять за любой советский автомобиль: от «Запорожца» до «Волги». Например, в инструкции к «Жигулям» (ВАЗ-2101) указывалось: максимальная масса транспортируемого – до 300 кг. Дорожный просвет позволял свободно колесить по пересеченной местности, выбирая наиболее живописное место для стоянки. А малая масса не мешала при маневрировании в узких городских закоулках просто повернуть прицеп вручную, чтобы перецепить его и выехать из тесного проулка.
Развернув содержимое прицепа, закрытого плоской крышкой, можно было получить палатку на готовом твердом основании с внушительной площадью 6 кв. м. Трое взрослых могли свободно ночевать. И не только: для организации «перекуса» предусматривался складной стол и такие же стулья. Не забыли и о москитных сетках.
Но это только первый, «базовый» вариант «Скифа». В продажу он поступил в 70-х и его первая цена хоть и «кусалась», но была вполне терпимой – 800 руб. К примеру, цветной телевизор в то время стоил 680-730 руб.
Это следующая версия палатки на колесах. Тогда существовала, хоть и слабенькая, но действовавшая «обратная связь» производителя с покупателем. Завод собирал отзывы о своей продукции, вносил в конструкцию улучшения. В модели «Скиф-М1» палатку стали делать из более прочной и устойчивой к влаге ткани. Первые конструкции протекали, если дождь превращался в ливень.
Также вполне прилично оборудовали спальные места на четверых путешественников. Пол даже застелили паласом. Правда цена модифицированной версии подскочила до 1250 руб., что примерно равнялось трети от стоимости нового «Запорожца».
Наиболее «продвинутая» модель прицепа-дачи включала в себя дополнительную палатку, которая после установки превращалась в «веранду», пристегиваемую к основному «жилью». Общая площадь увеличилась до 14 кв. м! Ночевать можно было уже путешественникам из двух машин, если везти с собой раскладушки. Также в комплект стали входить алюминиевые стойки. Плюс, «бонусы» – маленькая лесенка, чтобы удобнее забираться внутрь, и противооткатные башмаки, подставляемые под колеса на стоянке. Время, затрачиваемое на установку кемпинга, даже самым неумелым туристом, не превышало 15 минут. У прицепа есть и еще одно достоинство: в гараже при длительном хранении его можно поставить вертикально на специально предназначенный для этого буфер заднего борта. Достоинств у советского автодома хватает, а что насчет недостатков, если «Скиф», например, купить сегодня? Минусы:
✅ малая скорость передвижения – 90 км/ч это предел (греются подшипники)
✅ небольшая грузоподъемность, если сравнивать с современными конструкциями
✅ найти колеса от мотоколяски к прицепу очень сложно, но если обратиться к мастерам, вам переделают подвеску под автомобильные шины
Редко можно найти экземпляр с палаткой в приличном состоянии. Поэтому стоимость новой (а шить ее придется строго по размерам старой) нужно сразу вкладывать в сумму расходов.
Прицеп давно уже не выпускается (последняя партия вышла в 1993-м году), но на дорогах встречается до сих пор. В основном это «вершина советского автокемпинга», модель М2. Многие экземпляры сохранились достаточно хорошо. Тем более, что «кемпинг» выпускался всего 20 лет. Вспомните: на улицах полно хорошо сохранившихся авто на ходу, чей возраст гораздо больше. К тому же прицеп наверняка не используется круглый год. Есть любители, которые не только их восстанавливают, но и «осовременивают», используя для отделки более качественные материалы и добавляя что-то свое.
Например, даже старый прицеп вполне можно оборудовать мини-газовой плитой с маленьким тороидальным баллоном, походным холодильником. Впрочем, если автовладелец «с руками», из советского «Скифа» можно сделать очень даже приличный дом на колесах.
В первую очередь, наличие документов (встречаются нерастаможенные (!) экземпляры) и техническое состояние. Это работоспособность подвески, включая амортизаторы, электрики. Найти фонари, «стопы», «поворотники» несложно: подходят от УАЗ-469 и стоят копейки. Проводку можно восстановить самостоятельно, что для мало-мальски сведущего в этом деле человека не проблема.
Иное дело – комплектующие. Если палатка рваная, придется сшить новую, что обойдется в 15-20 тыс. руб. Проверьте наличие трубок (алюминий тоже корродирует) для сборки каркаса. В идеале попросите хозяина собрать дом на колесах.
Что касается стоимости, все зависит от состояния прицепа и наличия документов. Цена начинается от 30 тыс. руб. Однако за прилично сохранившиеся экземпляры поздних годов выпуска (1990-1993-й) запрашивают от 70 до 175 тыс. рублей. При покупке обращайте внимание на наличие документов: зачастую низкая цена прицепа обуславливается их отсутствием.
Обреченный на популярность
О том, что летом в гостиницах СССР табличка «Мест нет» практически постоянно висела в окне или стояла, как сейчас говорят, на «ресепшн», помнят многие, кто жил в той стране. С кемпингами дело обстояло еще хуже – их количество настолько было мизерным, что и говорить о попытках купить там свободное место не стоит.
Мечта своетского автотуриста, купить которую можно было только «по блату». Фото: YouTube.com
К тому же часть туристов предпочитали «сливаться» с природой, считая ночевку в гостинице «скучным делом». И вот, как тогда писали газеты, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», завод «Искра» (Пермь) с 1973 года начал выпускать прицеп «Скиф».
Конструкция
Вроде бы удивить такой штукой даже в то время было нельзя. «Фишка» новинки заключалась в том, что внутри находилась палатка с двумя окнами, элементы ее интерьера и все необходимое для быстрой установки «жилища». Причем все умещалось в легком прицепе длиной 2,9 м массой 230 кг (позднее она увеличилась до 260-ти кг). Конструкция имела одну ось с колесиками от мотоколяски и серьезным клиренсом в 24-26 мм. Ходовая часть состояла из рычажно-пружинной подвески с гидравлическими амортизаторами. Наибольшая скорость ограничена 90 км/ч. К машине «кемпинг» цеплялся через стандартное шаровое ТСУ (тягово-сцепное устройство). Тогда оно продавалось по цене 22 руб., что было эквивалентно 6-ти бутылкам водки.
Сцепное устройство – обычный шар. Фото: YouTube.com
Перегружать прицеп свыше килограммов, указанных в паспорте, крайне не рекомендуется, т. к. «автодом» оборудован довольно слабенькими колесами, которые при повышенной нагрузке не выдерживают давления.
Такие характеристики означали, что прицеп можно цеплять за любой советский автомобиль: от «Запорожца» до «Волги». Например, в инструкции к «Жигулям» (ВАЗ-2101) указывалось: максимальная масса транспортируемого – до 300 кг. Дорожный просвет позволял свободно колесить по пересеченной местности, выбирая наиболее живописное место для стоянки. А малая масса не мешала при маневрировании в узких городских закоулках просто повернуть прицеп вручную, чтобы перецепить его и выехать из тесного проулка.
Крышка прицепа превращается в пол палатки. Фото: YouTube.com
Развернув содержимое прицепа, закрытого плоской крышкой, можно было получить палатку на готовом твердом основании с внушительной площадью 6 кв. м. Трое взрослых могли свободно ночевать. И не только: для организации «перекуса» предусматривался складной стол и такие же стулья. Не забыли и о москитных сетках.
Спальня в развернутом доме на колесах. Фото: YouTube.com
Но это только первый, «базовый» вариант «Скифа». В продажу он поступил в 70-х и его первая цена хоть и «кусалась», но была вполне терпимой – 800 руб. К примеру, цветной телевизор в то время стоил 680-730 руб.
Президент РФ задекларировал у себя наличие автоприцепа «Скиф».
Модель М1
Это следующая версия палатки на колесах. Тогда существовала, хоть и слабенькая, но действовавшая «обратная связь» производителя с покупателем. Завод собирал отзывы о своей продукции, вносил в конструкцию улучшения. В модели «Скиф-М1» палатку стали делать из более прочной и устойчивой к влаге ткани. Первые конструкции протекали, если дождь превращался в ливень.
Для удобства входа прицеп стали комплектовать лесенкой. Фото: YouTube.com
Также вполне прилично оборудовали спальные места на четверых путешественников. Пол даже застелили паласом. Правда цена модифицированной версии подскочила до 1250 руб., что примерно равнялось трети от стоимости нового «Запорожца».
«Скиф-М2»
Наиболее «продвинутая» модель прицепа-дачи включала в себя дополнительную палатку, которая после установки превращалась в «веранду», пристегиваемую к основному «жилью». Общая площадь увеличилась до 14 кв. м! Ночевать можно было уже путешественникам из двух машин, если везти с собой раскладушки. Также в комплект стали входить алюминиевые стойки. Плюс, «бонусы» – маленькая лесенка, чтобы удобнее забираться внутрь, и противооткатные башмаки, подставляемые под колеса на стоянке. Время, затрачиваемое на установку кемпинга, даже самым неумелым туристом, не превышало 15 минут. У прицепа есть и еще одно достоинство: в гараже при длительном хранении его можно поставить вертикально на специально предназначенный для этого буфер заднего борта. Достоинств у советского автодома хватает, а что насчет недостатков, если «Скиф», например, купить сегодня? Минусы:
✅ малая скорость передвижения – 90 км/ч это предел (греются подшипники)
✅ небольшая грузоподъемность, если сравнивать с современными конструкциями
✅ найти колеса от мотоколяски к прицепу очень сложно, но если обратиться к мастерам, вам переделают подвеску под автомобильные шины
Редко можно найти экземпляр с палаткой в приличном состоянии. Поэтому стоимость новой (а шить ее придется строго по размерам старой) нужно сразу вкладывать в сумму расходов.
Что со «Скифом» сегодня
Прицеп давно уже не выпускается (последняя партия вышла в 1993-м году), но на дорогах встречается до сих пор. В основном это «вершина советского автокемпинга», модель М2. Многие экземпляры сохранились достаточно хорошо. Тем более, что «кемпинг» выпускался всего 20 лет. Вспомните: на улицах полно хорошо сохранившихся авто на ходу, чей возраст гораздо больше. К тому же прицеп наверняка не используется круглый год. Есть любители, которые не только их восстанавливают, но и «осовременивают», используя для отделки более качественные материалы и добавляя что-то свое.
Общий интерьер «Скиф-М2» сегодня. Фото: YouTube.com
Например, даже старый прицеп вполне можно оборудовать мини-газовой плитой с маленьким тороидальным баллоном, походным холодильником. Впрочем, если автовладелец «с руками», из советского «Скифа» можно сделать очень даже приличный дом на колесах.
Что учитывать при покупке автоприцепа
В первую очередь, наличие документов (встречаются нерастаможенные (!) экземпляры) и техническое состояние. Это работоспособность подвески, включая амортизаторы, электрики. Найти фонари, «стопы», «поворотники» несложно: подходят от УАЗ-469 и стоят копейки. Проводку можно восстановить самостоятельно, что для мало-мальски сведущего в этом деле человека не проблема.
Задние фонари – от «буханки». Фото: YouTube.com
Иное дело – комплектующие. Если палатка рваная, придется сшить новую, что обойдется в 15-20 тыс. руб. Проверьте наличие трубок (алюминий тоже корродирует) для сборки каркаса. В идеале попросите хозяина собрать дом на колесах.
Цены
Что касается стоимости, все зависит от состояния прицепа и наличия документов. Цена начинается от 30 тыс. руб. Однако за прилично сохранившиеся экземпляры поздних годов выпуска (1990-1993-й) запрашивают от 70 до 175 тыс. рублей. При покупке обращайте внимание на наличие документов: зачастую низкая цена прицепа обуславливается их отсутствием.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....