Иж Планета-Спорт – любимый мотоцикл Брежнева
Советские мотоциклы не блистали разнообразием, но каждый мог подобрать модель по вкусу. Были дешевые байки вроде «Минска» или «Восхода». Тем, кому нужен помощник по хозяйству в деревне, рекомендовали тяжелый оппозит – Урал или Днепр.
Существовали модели промежуточные – это Иж. Они встречались с колясками или «одиночки». Ну и Явы в СССР поставляли в огромных количествах вместе с CZ, но это уже не отечественные мотоциклы. Чешские байки были быстрее, чем советские.
В 1973 году появился Иж Планета-Спорт – мотоцикл, ставший иконой. Хотя выпуск модели прекратился в 1984, до 1991 года это был лучший байк в СССР.
Стильный байк изготавливался с оглядкой на японские модели начала 1970-х годов. Многие говорят, что стоил Иж Планета-Спорт дороже Явы.
Да, по отношению к мотоциклам первых лет выпуска это правда. Но потом «сверху» пришел приказ, чтобы цену снизили до 1000 рублей с 1050. Дескать, не может отечественный байк стоить дороже зарубежной Явы.
Стоимость уменьшилась, но и мотоциклы стали хуже – отказались от ряда японских узлов и раздельной системы смазки.
Ходили слухи, что Иж Планета-Спорт разрабатывался для продажи за рубеж в первую очередь. Да, такие задумки были, вот только экспорт оказался в разы меньше, чем планировалось.
Но мотоцикл покупали в разных странах, даже за рубежами «соцлагеря»:
Основное достоинство байка заключалось в скоростных и динамических характеристиках при низкой цене.
Главная легенда связанная с «Псом» (так называли мотоцикл) – это участие в его производстве главы партии. Правда это или нет – неизвестно, документальных свидетельств не сохранилось.
Появление Иж Планеты-Спорт не понравилось советским гражданам. Дескать, людям не нужен скоростной мотоцикл, это уклон в сторону стиляг и тунеядцев. Жалобу получил товарищ Суслов и производство байка чуть было не прекратилось.
Легенда сомнительная:
Но версия такая имеет место быть, не будем от нее отказываться.
Внешность Иж Планеты-Спорт нравится не всем, но для первой половины 1970-х это было нечто! Стильный вид модели копирует японские байки типа Kawasaki A1 Samurai, Suzuki T250 Super Six и Yamaha 350R5.
Стиляги и прочая «золотая молодежь» на советские мотоциклы смотрела свысока, предпочитая JAWA, но они внезапно поняли, что появился байк лучше. Иж Планета-Спорт выглядел современнее, был быстрее, и обгонял чешские мотоциклы на трассе.
Ну а надписи на английском языке на ряде деталей и агрегатов – это шик! Японский карбюратор и пульты, зарубежная оптика, раздельная система смазки, иностранная электроника!
Отличия ранних экземпляров от поздних:
В общем, типичный байк из Страны Восходящего Солнца конца 1960-х годов! Ничего удивительного, что во все времена ценились именно первые модификации Иж Планета-Спорт.
Конечно, современные мотоциклы мощнее, но Иж Планета-Спорт отличается по характеру от «Планет», «Юпитеров» и JAWA разных моделей.
Завести байк сложнее, чем чешский байк и Иж Юпитер. Зато те, кто имел одноцилиндровую «Планету», узнают норовистый кикстартер. Если холодно, то «Пес» может не завестись с первого раза, да и ногу нужно быстро убирать, а то рычаг пинается, как норовистый ослик!
Разгоняется мотоцикл до 100 км/ч за 11 секунд, но ощущения непередаваемые. Из-за дорожной посадки, легкого веса и отсутствия ветровика ехать страшновато.
Сразу становится понятно, почему на этой модели в СССР так часто разбивались – дороги плохие были, из экипировки только шлем, молодые седоки, желание впечатлить девушек... Да, на заднее колесо Иж Планету-Спорт поднять просто, для многих это происходило неожиданно.
Зато управляется «Пес» как велосипед, по крайней мере для того, кто ездил до этого на мощных дорожниках, не говоря про спортбайки.
Как любой мотоцикл с одним цилиндром, Иж Планета-Спорт может доставать в длительных поездках по трассе вибрацией на скорости выше 110 км/ч. Но философия этого байка в другом – это пижон, который в свое время должен удивлять динамикой, так оно и было.
Но сравнивать с современной техникой Иж не стоит – тут и коробка работает нечетко, и тормоза слабые. Зато при звуках двухтактного двигателя опытный мотоциклист как бы возвращается в юность, где не было японских байков. Поэтому 11 секунд до 100 км/ч и воспринимаются, наверное, как 2-3 на современной модели.
Зато не перестаешь удивляться, каким универсальным получился Иж Планета-Спорт. Вроде он спортивный для своего времени был, но передвигаться на мотоцикле в сельской местности можно без проблем и в удовольствие.
Не эндуро, конечно, но и не китайский дорожник. У «Пса» на кочках ничего не гремит и не отваливается. Чувствуется какая-то основательность и крепость конструкции во всем. Хотя, мотоциклы Ява ломались реже – это факт.
Но JAWA – скорее для путешественников, а Иж Планета-Спорт – для рокеров, хулиганов, бунтарей и стиляг!
Многие до сих пор не понимают, почему такой качественный и современный для тех годов мотоцикл сняли с производства в 1984 г. Примитивные «Планеты» и «Юпитеры» при этом собирали до 2008 года!
Легенд по этому поводу ходит много:
На самом деле, все гораздо проще – виновата экономическая составляющая. Мотоцикл был убыточным в производстве. Цену повышать не разрешали, иностранные комплектующие стоили дорого.
Кроме того, сборка все годы велась вручную – конвейера под Иж Планета-Спорт так и не построили, а такой труд всегда дороже. Вполне возможно, что мотоцикл покупали бы и по 1200-1300 рублей, но в СССР нельзя было так просто повысить стоимость на что-то дорогостоящее.
При этом «Пса» выпускали 11 лет, несмотря на убыточность.
Купить Иж Планета-Спорт можно и сейчас, но найти вариант в хорошем состоянии сложно. Как-никак, самые «свежие» мотоциклы 1984 года выпуска. Просят за байк от 40 000 рублей и до 350 000.
Брать «Пса» можно только в качестве мотоцикла выходного дня, ежедневно эксплуатировать его не стоит, слишком дорого это обойдется!
Существовали модели промежуточные – это Иж. Они встречались с колясками или «одиночки». Ну и Явы в СССР поставляли в огромных количествах вместе с CZ, но это уже не отечественные мотоциклы. Чешские байки были быстрее, чем советские.
В 1973 году появился Иж Планета-Спорт – мотоцикл, ставший иконой. Хотя выпуск модели прекратился в 1984, до 1991 года это был лучший байк в СССР.
Правда и легенды о «Псе»
Стильный байк изготавливался с оглядкой на японские модели начала 1970-х годов. Многие говорят, что стоил Иж Планета-Спорт дороже Явы.
Да, по отношению к мотоциклам первых лет выпуска это правда. Но потом «сверху» пришел приказ, чтобы цену снизили до 1000 рублей с 1050. Дескать, не может отечественный байк стоить дороже зарубежной Явы.
Восстановить байк до такого состояния сложно. Фото: Youtube.com
Стоимость уменьшилась, но и мотоциклы стали хуже – отказались от ряда японских узлов и раздельной системы смазки.
Ходили слухи, что Иж Планета-Спорт разрабатывался для продажи за рубеж в первую очередь. Да, такие задумки были, вот только экспорт оказался в разы меньше, чем планировалось.
Но мотоцикл покупали в разных странах, даже за рубежами «соцлагеря»:
- ? США
- ? Англии
- ? Германии
- ? Нидерландах
- ? Франции
- ? Финляндии
Основное достоинство байка заключалось в скоростных и динамических характеристиках при низкой цене.
Кстати, надежность Иж Планета-Спорт первых модификаций была колоссальная для советской техники – 60 000 км пробега.
Главная легенда связанная с «Псом» (так называли мотоцикл) – это участие в его производстве главы партии. Правда это или нет – неизвестно, документальных свидетельств не сохранилось.
Конвейер ручной сборки. Фото: Youtube.com
Появление Иж Планеты-Спорт не понравилось советским гражданам. Дескать, людям не нужен скоростной мотоцикл, это уклон в сторону стиляг и тунеядцев. Жалобу получил товарищ Суслов и производство байка чуть было не прекратилось.
Но на Ижевский завод приехал глава партии Леонид Ильич Брежнев и прокатился на «Псе». Байк привел в восторг Генерального секретаря ЦК КПСС, после чего судьба решилась – выпускаем!
Легенда сомнительная:
- ? Брежневу было более 65 лет, какой из него мотоциклист?
- ? Байк изначально планировался на экспорт – стране нужна валюта
- ? Жалоба звучит нелепо
Но версия такая имеет место быть, не будем от нее отказываться.
Внешний вид мотоцикла
Внешность Иж Планеты-Спорт нравится не всем, но для первой половины 1970-х это было нечто! Стильный вид модели копирует японские байки типа Kawasaki A1 Samurai, Suzuki T250 Super Six и Yamaha 350R5.
Двигатель модели первых лет выпуска. Фото: Youtube.com
Стиляги и прочая «золотая молодежь» на советские мотоциклы смотрела свысока, предпочитая JAWA, но они внезапно поняли, что появился байк лучше. Иж Планета-Спорт выглядел современнее, был быстрее, и обгонял чешские мотоциклы на трассе.
Ну а надписи на английском языке на ряде деталей и агрегатов – это шик! Японский карбюратор и пульты, зарубежная оптика, раздельная система смазки, иностранная электроника!
А если вспомнить про мощность в 32 л. с. становится понятно, что JAWA до советского мотоцикла далеко.
Отличия ранних экземпляров от поздних:
- ? Японский карбюратор
- ? Заграничная оптика
- ? Раздельная система смазки
- ? Резиновые подушки двигателя
В общем, типичный байк из Страны Восходящего Солнца конца 1960-х годов! Ничего удивительного, что во все времена ценились именно первые модификации Иж Планета-Спорт.
Как он проявит себя сейчас?
Конечно, современные мотоциклы мощнее, но Иж Планета-Спорт отличается по характеру от «Планет», «Юпитеров» и JAWA разных моделей.
Завести байк сложнее, чем чешский байк и Иж Юпитер. Зато те, кто имел одноцилиндровую «Планету», узнают норовистый кикстартер. Если холодно, то «Пес» может не завестись с первого раза, да и ногу нужно быстро убирать, а то рычаг пинается, как норовистый ослик!
Некоторые переделывают мотоцикл в кроссовый. Фото: Youtube.com
Двигатель советской разработки, он взят от кроссовых модификаций, поэтому имеет взрывной характер. В сочетании с японским карбюратором это и дало те самые 32 л. с. Максимальная скорость точно такая же, как на спидометре – 140 км/ч.
Разгоняется мотоцикл до 100 км/ч за 11 секунд, но ощущения непередаваемые. Из-за дорожной посадки, легкого веса и отсутствия ветровика ехать страшновато.
Сразу становится понятно, почему на этой модели в СССР так часто разбивались – дороги плохие были, из экипировки только шлем, молодые седоки, желание впечатлить девушек... Да, на заднее колесо Иж Планету-Спорт поднять просто, для многих это происходило неожиданно.
Зато управляется «Пес» как велосипед, по крайней мере для того, кто ездил до этого на мощных дорожниках, не говоря про спортбайки.
Как любой мотоцикл с одним цилиндром, Иж Планета-Спорт может доставать в длительных поездках по трассе вибрацией на скорости выше 110 км/ч. Но философия этого байка в другом – это пижон, который в свое время должен удивлять динамикой, так оно и было.
Сколько на спидометре, столько мотоцикл и едет. Фото: Youtube.com
Но сравнивать с современной техникой Иж не стоит – тут и коробка работает нечетко, и тормоза слабые. Зато при звуках двухтактного двигателя опытный мотоциклист как бы возвращается в юность, где не было японских байков. Поэтому 11 секунд до 100 км/ч и воспринимаются, наверное, как 2-3 на современной модели.
Зато не перестаешь удивляться, каким универсальным получился Иж Планета-Спорт. Вроде он спортивный для своего времени был, но передвигаться на мотоцикле в сельской местности можно без проблем и в удовольствие.
Не эндуро, конечно, но и не китайский дорожник. У «Пса» на кочках ничего не гремит и не отваливается. Чувствуется какая-то основательность и крепость конструкции во всем. Хотя, мотоциклы Ява ломались реже – это факт.
Но JAWA – скорее для путешественников, а Иж Планета-Спорт – для рокеров, хулиганов, бунтарей и стиляг!
Почему байк сняли с производства в 1984 году?
Многие до сих пор не понимают, почему такой качественный и современный для тех годов мотоцикл сняли с производства в 1984 г. Примитивные «Планеты» и «Юпитеры» при этом собирали до 2008 года!
Иногда и так заводить приходилось. Фото: Youtube.com
Легенд по этому поводу ходит много:
- ? Спрос упал, мотоцикл не покупали
- ? Слишком травмоопасный был байк для своих владельцев и их пассажиров
- ? Это негласная команда от ГАИ, дескать, они не могли догнать эту модель
На самом деле, все гораздо проще – виновата экономическая составляющая. Мотоцикл был убыточным в производстве. Цену повышать не разрешали, иностранные комплектующие стоили дорого.
Кроме того, сборка все годы велась вручную – конвейера под Иж Планета-Спорт так и не построили, а такой труд всегда дороже. Вполне возможно, что мотоцикл покупали бы и по 1200-1300 рублей, но в СССР нельзя было так просто повысить стоимость на что-то дорогостоящее.
При этом «Пса» выпускали 11 лет, несмотря на убыточность.
Купить Иж Планета-Спорт можно и сейчас, но найти вариант в хорошем состоянии сложно. Как-никак, самые «свежие» мотоциклы 1984 года выпуска. Просят за байк от 40 000 рублей и до 350 000.
Некоторые мотоциклы этой модели вполне работоспособные. Фото: Youtube.com
Брать «Пса» можно только в качестве мотоцикла выходного дня, ежедневно эксплуатировать его не стоит, слишком дорого это обойдется!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....