Иж Планета-Спорт – любимый мотоцикл Брежнева
Советские мотоциклы не блистали разнообразием, но каждый мог подобрать модель по вкусу. Были дешевые байки вроде «Минска» или «Восхода». Тем, кому нужен помощник по хозяйству в деревне, рекомендовали тяжелый оппозит – Урал или Днепр.
Существовали модели промежуточные – это Иж. Они встречались с колясками или «одиночки». Ну и Явы в СССР поставляли в огромных количествах вместе с CZ, но это уже не отечественные мотоциклы. Чешские байки были быстрее, чем советские.
В 1973 году появился Иж Планета-Спорт – мотоцикл, ставший иконой. Хотя выпуск модели прекратился в 1984, до 1991 года это был лучший байк в СССР.
Стильный байк изготавливался с оглядкой на японские модели начала 1970-х годов. Многие говорят, что стоил Иж Планета-Спорт дороже Явы.
Да, по отношению к мотоциклам первых лет выпуска это правда. Но потом «сверху» пришел приказ, чтобы цену снизили до 1000 рублей с 1050. Дескать, не может отечественный байк стоить дороже зарубежной Явы.
Стоимость уменьшилась, но и мотоциклы стали хуже – отказались от ряда японских узлов и раздельной системы смазки.
Ходили слухи, что Иж Планета-Спорт разрабатывался для продажи за рубеж в первую очередь. Да, такие задумки были, вот только экспорт оказался в разы меньше, чем планировалось.
Но мотоцикл покупали в разных странах, даже за рубежами «соцлагеря»:
Основное достоинство байка заключалось в скоростных и динамических характеристиках при низкой цене.
Главная легенда связанная с «Псом» (так называли мотоцикл) – это участие в его производстве главы партии. Правда это или нет – неизвестно, документальных свидетельств не сохранилось.
Появление Иж Планеты-Спорт не понравилось советским гражданам. Дескать, людям не нужен скоростной мотоцикл, это уклон в сторону стиляг и тунеядцев. Жалобу получил товарищ Суслов и производство байка чуть было не прекратилось.
Легенда сомнительная:
Но версия такая имеет место быть, не будем от нее отказываться.
Внешность Иж Планеты-Спорт нравится не всем, но для первой половины 1970-х это было нечто! Стильный вид модели копирует японские байки типа Kawasaki A1 Samurai, Suzuki T250 Super Six и Yamaha 350R5.
Стиляги и прочая «золотая молодежь» на советские мотоциклы смотрела свысока, предпочитая JAWA, но они внезапно поняли, что появился байк лучше. Иж Планета-Спорт выглядел современнее, был быстрее, и обгонял чешские мотоциклы на трассе.
Ну а надписи на английском языке на ряде деталей и агрегатов – это шик! Японский карбюратор и пульты, зарубежная оптика, раздельная система смазки, иностранная электроника!
Отличия ранних экземпляров от поздних:
В общем, типичный байк из Страны Восходящего Солнца конца 1960-х годов! Ничего удивительного, что во все времена ценились именно первые модификации Иж Планета-Спорт.
Конечно, современные мотоциклы мощнее, но Иж Планета-Спорт отличается по характеру от «Планет», «Юпитеров» и JAWA разных моделей.
Завести байк сложнее, чем чешский байк и Иж Юпитер. Зато те, кто имел одноцилиндровую «Планету», узнают норовистый кикстартер. Если холодно, то «Пес» может не завестись с первого раза, да и ногу нужно быстро убирать, а то рычаг пинается, как норовистый ослик!
Разгоняется мотоцикл до 100 км/ч за 11 секунд, но ощущения непередаваемые. Из-за дорожной посадки, легкого веса и отсутствия ветровика ехать страшновато.
Сразу становится понятно, почему на этой модели в СССР так часто разбивались – дороги плохие были, из экипировки только шлем, молодые седоки, желание впечатлить девушек... Да, на заднее колесо Иж Планету-Спорт поднять просто, для многих это происходило неожиданно.
Зато управляется «Пес» как велосипед, по крайней мере для того, кто ездил до этого на мощных дорожниках, не говоря про спортбайки.
Как любой мотоцикл с одним цилиндром, Иж Планета-Спорт может доставать в длительных поездках по трассе вибрацией на скорости выше 110 км/ч. Но философия этого байка в другом – это пижон, который в свое время должен удивлять динамикой, так оно и было.
Но сравнивать с современной техникой Иж не стоит – тут и коробка работает нечетко, и тормоза слабые. Зато при звуках двухтактного двигателя опытный мотоциклист как бы возвращается в юность, где не было японских байков. Поэтому 11 секунд до 100 км/ч и воспринимаются, наверное, как 2-3 на современной модели.
Зато не перестаешь удивляться, каким универсальным получился Иж Планета-Спорт. Вроде он спортивный для своего времени был, но передвигаться на мотоцикле в сельской местности можно без проблем и в удовольствие.
Не эндуро, конечно, но и не китайский дорожник. У «Пса» на кочках ничего не гремит и не отваливается. Чувствуется какая-то основательность и крепость конструкции во всем. Хотя, мотоциклы Ява ломались реже – это факт.
Но JAWA – скорее для путешественников, а Иж Планета-Спорт – для рокеров, хулиганов, бунтарей и стиляг!
Многие до сих пор не понимают, почему такой качественный и современный для тех годов мотоцикл сняли с производства в 1984 г. Примитивные «Планеты» и «Юпитеры» при этом собирали до 2008 года!
Легенд по этому поводу ходит много:
На самом деле, все гораздо проще – виновата экономическая составляющая. Мотоцикл был убыточным в производстве. Цену повышать не разрешали, иностранные комплектующие стоили дорого.
Кроме того, сборка все годы велась вручную – конвейера под Иж Планета-Спорт так и не построили, а такой труд всегда дороже. Вполне возможно, что мотоцикл покупали бы и по 1200-1300 рублей, но в СССР нельзя было так просто повысить стоимость на что-то дорогостоящее.
При этом «Пса» выпускали 11 лет, несмотря на убыточность.
Купить Иж Планета-Спорт можно и сейчас, но найти вариант в хорошем состоянии сложно. Как-никак, самые «свежие» мотоциклы 1984 года выпуска. Просят за байк от 40 000 рублей и до 350 000.
Брать «Пса» можно только в качестве мотоцикла выходного дня, ежедневно эксплуатировать его не стоит, слишком дорого это обойдется!
Существовали модели промежуточные – это Иж. Они встречались с колясками или «одиночки». Ну и Явы в СССР поставляли в огромных количествах вместе с CZ, но это уже не отечественные мотоциклы. Чешские байки были быстрее, чем советские.
В 1973 году появился Иж Планета-Спорт – мотоцикл, ставший иконой. Хотя выпуск модели прекратился в 1984, до 1991 года это был лучший байк в СССР.
Правда и легенды о «Псе»
Стильный байк изготавливался с оглядкой на японские модели начала 1970-х годов. Многие говорят, что стоил Иж Планета-Спорт дороже Явы.
Да, по отношению к мотоциклам первых лет выпуска это правда. Но потом «сверху» пришел приказ, чтобы цену снизили до 1000 рублей с 1050. Дескать, не может отечественный байк стоить дороже зарубежной Явы.
Восстановить байк до такого состояния сложно. Фото: Youtube.com
Стоимость уменьшилась, но и мотоциклы стали хуже – отказались от ряда японских узлов и раздельной системы смазки.
Ходили слухи, что Иж Планета-Спорт разрабатывался для продажи за рубеж в первую очередь. Да, такие задумки были, вот только экспорт оказался в разы меньше, чем планировалось.
Но мотоцикл покупали в разных странах, даже за рубежами «соцлагеря»:
- ? США
- ? Англии
- ? Германии
- ? Нидерландах
- ? Франции
- ? Финляндии
Основное достоинство байка заключалось в скоростных и динамических характеристиках при низкой цене.
Кстати, надежность Иж Планета-Спорт первых модификаций была колоссальная для советской техники – 60 000 км пробега.
Главная легенда связанная с «Псом» (так называли мотоцикл) – это участие в его производстве главы партии. Правда это или нет – неизвестно, документальных свидетельств не сохранилось.
Конвейер ручной сборки. Фото: Youtube.com
Появление Иж Планеты-Спорт не понравилось советским гражданам. Дескать, людям не нужен скоростной мотоцикл, это уклон в сторону стиляг и тунеядцев. Жалобу получил товарищ Суслов и производство байка чуть было не прекратилось.
Но на Ижевский завод приехал глава партии Леонид Ильич Брежнев и прокатился на «Псе». Байк привел в восторг Генерального секретаря ЦК КПСС, после чего судьба решилась – выпускаем!
Легенда сомнительная:
- ? Брежневу было более 65 лет, какой из него мотоциклист?
- ? Байк изначально планировался на экспорт – стране нужна валюта
- ? Жалоба звучит нелепо
Но версия такая имеет место быть, не будем от нее отказываться.
Внешний вид мотоцикла
Внешность Иж Планеты-Спорт нравится не всем, но для первой половины 1970-х это было нечто! Стильный вид модели копирует японские байки типа Kawasaki A1 Samurai, Suzuki T250 Super Six и Yamaha 350R5.
Двигатель модели первых лет выпуска. Фото: Youtube.com
Стиляги и прочая «золотая молодежь» на советские мотоциклы смотрела свысока, предпочитая JAWA, но они внезапно поняли, что появился байк лучше. Иж Планета-Спорт выглядел современнее, был быстрее, и обгонял чешские мотоциклы на трассе.
Ну а надписи на английском языке на ряде деталей и агрегатов – это шик! Японский карбюратор и пульты, зарубежная оптика, раздельная система смазки, иностранная электроника!
А если вспомнить про мощность в 32 л. с. становится понятно, что JAWA до советского мотоцикла далеко.
Отличия ранних экземпляров от поздних:
- ? Японский карбюратор
- ? Заграничная оптика
- ? Раздельная система смазки
- ? Резиновые подушки двигателя
В общем, типичный байк из Страны Восходящего Солнца конца 1960-х годов! Ничего удивительного, что во все времена ценились именно первые модификации Иж Планета-Спорт.
Как он проявит себя сейчас?
Конечно, современные мотоциклы мощнее, но Иж Планета-Спорт отличается по характеру от «Планет», «Юпитеров» и JAWA разных моделей.
Завести байк сложнее, чем чешский байк и Иж Юпитер. Зато те, кто имел одноцилиндровую «Планету», узнают норовистый кикстартер. Если холодно, то «Пес» может не завестись с первого раза, да и ногу нужно быстро убирать, а то рычаг пинается, как норовистый ослик!
Некоторые переделывают мотоцикл в кроссовый. Фото: Youtube.com
Двигатель советской разработки, он взят от кроссовых модификаций, поэтому имеет взрывной характер. В сочетании с японским карбюратором это и дало те самые 32 л. с. Максимальная скорость точно такая же, как на спидометре – 140 км/ч.
Разгоняется мотоцикл до 100 км/ч за 11 секунд, но ощущения непередаваемые. Из-за дорожной посадки, легкого веса и отсутствия ветровика ехать страшновато.
Сразу становится понятно, почему на этой модели в СССР так часто разбивались – дороги плохие были, из экипировки только шлем, молодые седоки, желание впечатлить девушек... Да, на заднее колесо Иж Планету-Спорт поднять просто, для многих это происходило неожиданно.
Зато управляется «Пес» как велосипед, по крайней мере для того, кто ездил до этого на мощных дорожниках, не говоря про спортбайки.
Как любой мотоцикл с одним цилиндром, Иж Планета-Спорт может доставать в длительных поездках по трассе вибрацией на скорости выше 110 км/ч. Но философия этого байка в другом – это пижон, который в свое время должен удивлять динамикой, так оно и было.
Сколько на спидометре, столько мотоцикл и едет. Фото: Youtube.com
Но сравнивать с современной техникой Иж не стоит – тут и коробка работает нечетко, и тормоза слабые. Зато при звуках двухтактного двигателя опытный мотоциклист как бы возвращается в юность, где не было японских байков. Поэтому 11 секунд до 100 км/ч и воспринимаются, наверное, как 2-3 на современной модели.
Зато не перестаешь удивляться, каким универсальным получился Иж Планета-Спорт. Вроде он спортивный для своего времени был, но передвигаться на мотоцикле в сельской местности можно без проблем и в удовольствие.
Не эндуро, конечно, но и не китайский дорожник. У «Пса» на кочках ничего не гремит и не отваливается. Чувствуется какая-то основательность и крепость конструкции во всем. Хотя, мотоциклы Ява ломались реже – это факт.
Но JAWA – скорее для путешественников, а Иж Планета-Спорт – для рокеров, хулиганов, бунтарей и стиляг!
Почему байк сняли с производства в 1984 году?
Многие до сих пор не понимают, почему такой качественный и современный для тех годов мотоцикл сняли с производства в 1984 г. Примитивные «Планеты» и «Юпитеры» при этом собирали до 2008 года!
Иногда и так заводить приходилось. Фото: Youtube.com
Легенд по этому поводу ходит много:
- ? Спрос упал, мотоцикл не покупали
- ? Слишком травмоопасный был байк для своих владельцев и их пассажиров
- ? Это негласная команда от ГАИ, дескать, они не могли догнать эту модель
На самом деле, все гораздо проще – виновата экономическая составляющая. Мотоцикл был убыточным в производстве. Цену повышать не разрешали, иностранные комплектующие стоили дорого.
Кроме того, сборка все годы велась вручную – конвейера под Иж Планета-Спорт так и не построили, а такой труд всегда дороже. Вполне возможно, что мотоцикл покупали бы и по 1200-1300 рублей, но в СССР нельзя было так просто повысить стоимость на что-то дорогостоящее.
При этом «Пса» выпускали 11 лет, несмотря на убыточность.
Купить Иж Планета-Спорт можно и сейчас, но найти вариант в хорошем состоянии сложно. Как-никак, самые «свежие» мотоциклы 1984 года выпуска. Просят за байк от 40 000 рублей и до 350 000.
Некоторые мотоциклы этой модели вполне работоспособные. Фото: Youtube.com
Брать «Пса» можно только в качестве мотоцикла выходного дня, ежедневно эксплуатировать его не стоит, слишком дорого это обойдется!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....