Мы давно привыкли, что кабриолеты – это исключительно иномарки. Но в СССР и России выпускались свои автомобили в этом кузове, некоторые до сих пор делают, пускай и в единичных экземплярах.
Кабриолеты до 1945 года
Советская автомобильная промышленность зародилась практически с нуля. Машин при царской власти в крупных городах хватало, почти все они были зарубежные.
Но был в стране единственный производитель – фирма Руссо-Балт. Большинство автомобилей этой марки являлись разновидностью кабриолетов – фаэтоны. После прихода «красных» к власти предприятие национализировали. Через несколько лет его переименовали в Первый государственный бронетанковый завод.

Легковые автомобили были нужны Партии, в 1922 году появился первый советский кабриолет Промбронь С24/40. Это модель являлась укороченной копией Руссо-Балта. Точно неизвестно, сколько было выпущено машин, но по разным данным – от 40 до 62. В это число вошли 22 экземпляра сделанные на БТАЗ-2 после сворачивания производства на Первом государственном бронетанковом заводе.
Второй советский кабриолет появился в 1927 году. Это НАМИ-1 – полностью отечественная разработка, исключая хребтовую раму, заимствованную от Tatra. По факту, это был гибрид автомобиля и мотоцикла с маломощным двухтактным двигателем воздушного охлаждения.
Выпускали фаэтоны-кабриолеты от НАМИ с 1927 по 1932 годы, за это время было выпущено от 200 до 500 экземпляров.
Кстати, автомобили с открытым типом кузова делали скорее по привычке и из-за упрощения процесса. Кроме того, машины в то время рассматривались как роскошь, прогулочное транспортное средство, поэтому обзор предполагался круговой и расширенный.
Но когда выпуск советских автомобилей стал серийным, а произошло это в 1932 году, пришло понимание, что открытый кузов – это не очень хорошо.
ГАЗ-А, который делали с 1932 по 1936 годы, был выпущен в количестве 42 000 экземпляров. Уже в 1933 стало понятно, что Советский Союз имеет четкую смену пор года, и зима на кабриолете – это сомнительное удовольствие. Совнарком выпустил постановление, согласно которому Горьковский автомобильный завод был обязан делать легковые машины с закрытым типом кузова.

Это не исключало выпуск кабриолетов-фаэтонов, но уклон в сторону «нормальных» моделей был очевиден.
Новые легковые автомобили, такие как ГАЗ-6, ЗиС-101 были закрытыми. Но вместе с тем не спешили отказываться от работы над кабриолетами – на шасси ГАЗ-М-1 разрабатывали фаэтон, который так и не стал серийным.
Но ближе к началу Великой Отечественной войны советская автопромышленность все же выпустила несколько кабриолетов:
- ? ЗиС-102 в количестве 20-30 экземпляров
- ? КИМ-10-51, который так и не стал даже мелкосерийным, помешала война
Во время военных действий Советскому Союзу было не до разработки кабриолетов, поэтому до 1946 года такие модели не выпускались.
Кабриолеты для простого народа
С появлением послевоенных легковых автомобилей, таких как «Победа» и Москвич-400, встал и вопрос с кабриолетами. Вот только новые машины имели несущий кузов, так что сделать из них открытую модель было сложно.

Вариант «просто обрезать» на заводах не рассматривался – это же потеря силовой структуры кузова! Но все равно, от кабриолетов не отказались, так что «Победа» и Москвич-400 выпускались и открытого типа.
Модификации назывались:
- ? ГАЗ-М-20Б – таких авто было выпущено около 14 000 единиц
- ? Москвич-400-420А – собрано около 18 000
Это нетипичные кабриолеты – у них оставались рамки крыши и дверей, так что силовой каркас кузова был частично сохранен.
Только для партийной элиты!
После 1954 года кабриолеты были признаны буржуазными предрассудками, автомобилями для капиталистов, которые не нужны простым советским гражданам.

Самым первым партийным кабриолетом можно назвать ЗиС-110В – их выпустили всего 3 штуки. Более популярным стал фаэтон ЗиС-110Б, но и таких автомобилей было немного. Так как правительственные лимузины ЗиС-110 были рамные, проблем с переделкой их в открытые версии не существовало.
Машины собирали с 1949 по 1957 годы. Часто их использовали в городах-курортах, пару автомобилей даже эксплуатировали в такси.
Лимузины ЗиМ/ГАЗ-12 выпускались только в закрытом кузове. Кабриолеты делать пытались, было даже несколько опытных машин, но в серию они не пошли.
ГАЗ-13 Чайка в кузове кабриолет выпускался мелкосерийно, но этих машин было около 20 штук. Они известны под индексом ГАЗ-13Б. Собирали авто с 1959 по 1981 годы.
Следующая «Чайка» - это ГАЗ-14. В кузове кабриолет модификация называлась ГАЗ-14-05, их было сделано до 10 экземпляров. Этот автомобиль был исключительно парадным. В какие годы делали открытые модели, неизвестно, но «Чайка» в этом кузове выпускалась с 1977 по 1988 г.

Потом кабриолеты стали марки ЗиЛ – они были еще больше, роскошнее и недоступнее.
Первым таким авто ЗиЛ стала модель 111В – их выпустили около 45 штук с 1960 по 1962 годы.
После обновления лимузинов 111-ой серии, кабриолеты стали называться ЗиЛ-111Д. Произошло это в 1963 году. Таких автомобилей выпустили всего 8 экземпляров.
Следующие обновление открытых авто случилось на базе ЗиЛ-117 в 1971 году. Эти автомобили отличались двухдверным кузовом.
Последним советским кабриолетом стала модель ЗиЛ-41044 созданная на базе лимузина 4104. Сделанный в трех экземплярах, автомобиль имел тумбу для выступлений.
Кабриолеты из 90-х годов
После развала Советского Союза тема кабриолета для простого человека вновь стала актуальной. Хотя российские автомобильные гиганты вовсе не стремились выпускать такие модели.
Горьковский завод отказался от открытого кузова, а потом решил покончить с легковыми машинами. А вот с АвтоВАЗом все не так однозначно. Кабриолеты выпускались на шасси ВАЗ-2108 и ВАЗ-2121 Нива, но делалось это или не в России, или частными компаниями.

Перечислять все модификации нет смысла, только на базе «Восьмерки» их было не менее 12, и около 10 на шасси «Нивы». Но самую популярную модель все же стоит отметить, тем более, что в продаже ее найти сейчас можно.
Это Lada Samara Fun – даже не кабриолет, а ландо. Автомобиль необычный, универсальным его точно не назовешь.
Современный кабриолет
Сейчас в России выпускается роскошная модель Aurus Senat Cabriolet. Автомобиль доступен любому желающему, но цена обсуждается в индивидуальном порядке. Сколько просят за модель неизвестно, но эта сумма будет точно выше чем 24 000 000 рублей.
Так что в России кабриолеты выпускаются до сих пор, и эта модель с V8 4,4 литра и мощностью 598 л. с. Кстати, коробка передач тут 9-АКПП от отечественного производителя.
Кабриолетов в России продается много, но это модели от зарубежных брендов. Ценовая категория – начиная от 120 000 рублей за старый Форд Эскорт, заканчивая тем же Феррари и Aurus Senat Cabriolet.

Иметь кабриолет престижно, но на роль единственного транспортного средства этот автомобиль однозначно не подходит.