Этот автомобиль разработал конструктор гоночных болидов Фрэнк Кертис (Kurtis Kraft), для миллионера Джоэла Торна. Даже сегодня «The Californian» смотрится причудливо и странно, но в сороковые выглядел так, будто бы реактивный истребитель совершил аварийную посадку на бульвар Сансет, оторвав при этом крылья, и продолжил движение без них!
Концепция «Дивана»
Гэри Дэвис настолько впечатлился «The Californian», что захотел немедленно его купить. Но миллионера Торна деньги не интересовали, и он отказался продавать эксклюзив! По слухам, в попытках заполучить вожделенный автомобиль, Гэри Дэвис подстроил аварию, после которой и купил «The Californian» за 50 долларов, у утратившего интерес к «битой тачке» миллионера. Именно «Калифорниец» стал прототипом «Дивана».
Davis Divan и сейчас выглядит крайне необычно. Фото: Youtube.com
Теперь, когда у Дэвиса появился прототип, ему пришлось нанять инженеров для копирования «Калифорнийца» и постройки собственного прототипа. Главным инженером стал Питер Вестбург, до этого работавший в компании Douglas Aircraft Co. в Санта-Монике. К сборке прототипа приступили в подвале магазина Дэвиса, причем сперва в масштабе четверть от реального. «Хромированные» бамперы изготовили из полированного алюминия, а руль, сиденья и лобовое стекло добавили с помощью фотомонтажа, уже после того, как модель была сфотографирована.
По форме кузова Divan напоминает утюг. Фото: Youtube.com
Фотографии Davis Divan опубликовали в журнале «Hollywood Citizen News», при этом в статье Дэвис утверждал, что готов производить по 50 автомобилей в день, по цене в 995 долларов! На эту «наживку» клюнули в Bendix – поставщике автомобильных компонентов: представитель семейства Бендиксов специально прилетел из Нью-Джерси, чтобы воочию увидеть презентацию Дэвиса. Ради возможности произвести впечатление на инвестора, Дэвис арендовал офис у культового промышленного дизайнера Рэймонд Лоуи. Роскошная обстановка и моделька «Дивана» сработали – Бендикс заглотил наживку, а Гэри получил чек на 2500 долларов! Уже через неделю Davis Motorcar Co. официально начала деятельность.
Благодаря полученным деньгам, Дэвис арендовал авиационный ангар в Ван-Найс – районе Лос Анджелеса, где и приступил к производству автомобилей. По словам главного инженера Питера Вестбурга, рабочим и поставщикам Дэвис предложил такую схему: «двойная оплата если проект будет реализован, и ничего, в случае провала».
Прогресс послевоенного автомобилестроения
Davis Divan – один из множества странных автомобилей, появившихся вскоре после Второй мировой. Война оказалась не только, без какого либо преувеличения, трагедией вселенского масштаба для миллионов людей, но также стала локомотивом инноваций и стремительного технического прогресса. Руководила этим процессом многочисленная армия военных инженеров, многие из которых, после прекращения боевых действий переквалифицировались на работу над гражданскими проектами.
Убирающиеся фары – редкость для начала пятидесятых. Фото: Youtube.com
Одной из областей, в которую во время Войны вкладывались значительные инвестиции и проводились масштабные исследования, стала аэродинамика. Полученные авиацией уроки позже были применены в автомобильной промышленности, в первую очередь с целью уменьшения лобового сопротивления, а значит увеличения топливной экономии и максималки автомобиля. Обтекаемость, трехточечное шасси «от самолета» и авиационные инженеры стали «визитной карточкой» Davis Motorcar Co.
«Как вы яхту назовете, так она и поплывет»
Полноразмерный прототип «Дивана» представили в отеле Ambassador, в Лос-Анджелесе, при поддержке бывшего репортера Los Angeles Herald-Express Джека Адамса, а также голливудской актрисы Клео Мур. По словам Питера Вестбурга, «на вечеринке в честь презентации Дэвис позаботился о том, чтобы к закускам было много бесплатных напитков». Кроме этого, Дэвис нанял четырех стюардесс American Airlines, чтобы те сидели бок о бок на переднем (и единственном!) сиденье «Дивана» в качестве демонстрации факта, что Davis Divan в действительности может вместить четырех человек!
Для четверых Divan маловат! Но в планах Дэвиса были 7-местная двухрядная модификация, и даже пикап! Фото: Youtube.com
Зрители пришли в восторг от футуристического вида Divan, его космического дизайна, убирающихся фар, встроенных гидравлических домкратов, топливной экономичности и максималки. И от напитков. После столь блестящей презентации, Davis Divan, без преувеличения, казался автомобилем будущего! Но еще больший восторг вызвала озвученная цена автомобиля – 995 долларов.
Справочно: одна тысяча долларов в 1950 года эквивалентна 11,929.63 доллара сегодня.
Работа, проделанная Дэвисом по рекламе и медийному продвижению Davis Divan, стала мастер-классом для будущих маркетологов по автомобильному пиару! Гэри удалось разместить информацию об автомобиле во множестве крупных журналов, включая Business Week, Life и Parade.
Техника и технологии «Дивана»
Davis Divan разрабатывался как революция в автопроме, как автомобиль, вобравший в элементы конструкции из авиации, таких как обтекаемый аэродинамический корпус и платформа, основанная на трехколесном шасси самолета.
Передняя точка «шасси» Davis Divan. Фото: Youtube.com
Первый серийный «Диван» оснащался 63-сильным 2,7-литровым четырехцилиндровым двигателем Continental, работающим в паре с трехступенчатой механической коробкой передач Borg-Warner.
✅ Длина автомобиля Davis Divan составляла 4660 мм.
✅ Ширина – 1829 мм, что оказалось достаточно для размещения четырех пассажиров
✅ Колесная база – 2781 миллиметров – необычно много для трехколесного автомобиля
✅ Высота машины достигала полутора метров
✅ Снаряженная масса – 1100 килограмм, без учета съемной жесткой крыши
Кузов автомобиля в форме утюга состоял из 11 панелей изготовленных из алюминия и цинка. Davis Divan комплектовался дисковыми тормозами и «открывающимися» фарами. В качестве «последнего гвоздя в крышку гроба» традиционных автомобилей, Divan оснащался встроенными домкратами, что облегчало замену шин.
Гэри Дэвис – Илон Маск пятидесятых
Организация серийного производства автомобилей – трудная и кропотливая работа, можно сказать – подвиг! Подобные попытки привели к краху немалое количество молодых автопроизводителей, на ум приходят такие примеры, как: Tucker, Bricklin или DeLorean. Среди них затесался и Дэвис, со своим «Диваном».
Величайшим талантом Глена Гордона «Гарри» Дэвиса было понимание важности шоу, вау-эффекта и связей с общественностью. Эти качества Гэри приобрел за время работы в продажах подержанных автомобилей. Во время рекламного автопробега «от побережья до побережья» в поддержку Davis Divan, Дэвис продал 350 франшиз и получил в общей сложности 1,2 миллиона долларов США, что эквивалентно 17,3 млн долларов США в 2022 году! И хотя у Гэри были самые лучшие намерения в отношении «Дивана», способы достижения цели зачастую бывали несколько сомнительными.
Davis Divan «завис» на домкратах. Фото: Youtube.com
Во время автопробега Дэвис пообещал, что товарные машины «появятся в течение 90 дней». Боб Хауэллс – директор по производству, делал все возможное, чтобы уложиться в эти сроки. Он заказал пресс для штамповки кузовных панелей и две газовые печи для обжига. Но когда Дэвис узнал об этом, то пришел в ярость! После чего уволил Хауэллса, потому как «потратил 45 000 долларов из денег компании… на производство»! И ведь нельзя сказать что у компании на тот момент не было денег – сам Дэвис перед этим купил себе поместье в Бенедикт-Каньоне, недалеко от Беверли-Хиллз за 30 000 долларов и платил себе зарплату 1000 долларов в месяц.
Срок поставок автомобилей будущего «за тысячу долларов» отодвигался все дальше, перспективы появления машин в продаже выглядели туманными. И люди разочаровались в Дэвисе! В конце концов терпение инвесторов и рабочих Davis Motorcar Co. закончилось, и они подали в суд. Не сумев заплатить долги, Гэри Дэвис был признан виновным в мошенничестве и краже, после чего он приговорен к двум годам колонии поселения. Дэвис до самой смерти утверждал что невиновен, и широко распространено мнение что уж если Гэри и был в чем-то виноват, так совершенно точно не в злом умысле, а в отсутствии опыта организации производства автомобилей.
Davis и Tesla: полет сквозь время
Дэвис получил срок из-за недовольства инвесторов и отсутствия доходов после двух лет инвестиций в «автомобиль будущего из Калифорнии». В 2021 году, акции другого футуристического калифорнийского автопроизводителя – Tesla, достигнут невиданных высот, несмотря на то, что на протяжении 15 лет Маск не получал прибыли и никогда не укладывался в обещанные сроки производства! Но вместо того, чтобы от лица недовольных инвесторов преследовать Илона Маска в судебном порядке, штат Калифорния субсидировал компанию. «О времена, о нравы!»
Возможно, попади Divan в полноценное производство привычный нам автомобильный мир выглядел бы иначе! Фото: Youtube.com
Хотел ли Гэри Дэвис изменить автомобильный мир, являясь прототипом Илона Маска, или на самом деле оказался мошенником – мы не узнаем никогда. Но то, что Гэри мог изменить представление людей о том, каким должен быть автомобиль – не подлежит сомнению.