
Яхта на водороде Aqua – мечты или реальность?
В феврале минувшего года в масс-медиа промелькнуло сообщение, взволновавшее любителей яхтинга: утверждалось, что Билл Гейтс приобрел суперсовременный корабль, работающий на водороде. Однако чуть позже голландская компания Sinot Yacht Design & Architecture, имеющая прямое отношение к разработке, опровергла эту информацию. Но одновременно один из представителей пресс-службы судостроителей заявил, что фирма «приглашает дальновидного клиента, который проявит интерес» к разработке.
В результате яхта Sinot Aqua получила своеобразную рекламу и вызвала любопытство не только у специалистов. Чем же она так интересна?
Инженеры судостроительной компании из Нидерландов твердо уверены: их проект не является чем-то фантастическим и основан на уже существующих технологиях. На сегодня есть уменьшенные копии, модели «суперяхты» – дело за «малым»: найти спонсора, готового вложить деньги в осуществление проекта.
Aqua – мечта должна выглядеть необычно и эффектно. Фото: YouTube.com
Если таковой найдется, разработчики заявляют, что судно будет спущено на воду уже в 2024 году. Но что получится в результате вложений?
Впервые концепт продемонстрировали широкой публике в Монако на выставке Yacht Show, прошедшей в 2019-м. Роль силового агрегата на судне играет водородная установка, использующая энергию сжиженного газа. Он хранится в паре резервуаров при температуре -253°, каждый из которых вмещает 28 тонн. Газ превращается в энергию посредством топливных элементов, включающих в себя протонообменную мембрану. Говоря проще, энергии хватает на прохождение 3750 морских миль или почти 7 тыс. км. Движителями являются два электрических мотора, развивающие суммарную мощность в 2 МВт.
Также предусмотрена пара вспомогательных установок для подруливания и маневрирования, развивающие по 300 кВт каждая. Емкость аккумулятора, обеспечивающего энергией «инфраструктуру» яхты, составляет 1,5 МВт*ч. Крейсерская скорость судна – 31 км/ч, максимальная – 22 км/ч. Инженерными разработками занималась компания Lateral Naval Architects. Согласно расчетам, судно способно доставить пассажиров без захода в порты для дозаправки из Барселоны в Нью-Йорк за две недели. При этом единственный побочный продукт, вырабатываемый в процессе использования энергетической установки – вода.
3750 миль со скоростью 10-17 узлов без дозаправки. Фото: YouTube.com
Агрегат, работающий на топливных элементах, имеет анодную камеру, куда подводится газ, и катодную – в нее поступает кислород. На электродах – напыление из платины, играющее роль катализатора. Под его действием водород теряет электроны, которые из анодной камеры «идут» в систему энергоснабжения, к которой подключены двигатели. В катодную секцию попадают протоны, где под влиянием катализатора образуется вода.
Специалисты серьезно поработали не только над энергетическими установками, но и общим дизайном яхты. Фото: YouTube.com
Возникает вопрос: где заправляться? На это ответа пока нет: конструкторы считают, что владелец яхты сумеет найти поставщика 56 т жидкого водорода. В противном случае нет смысла покупать такой корабль. Кроме впечатляющих технических данных, яхта обладает и уникальным комфортом, на чем стоит остановиться подробнее.
Длина самой пятипалубной яхты – 112 м. Судно рассчитано на 14 пассажиров и 31 члена экипажа. Везде полноразмерные окна, а высота потолков составляет 2,8-3,8 м. Одна из основных особенностей интерьера – комната владельца Aqua, где он, возвышаясь над конструкцией, сможет наслаждаться видами океана.
«Вершина мира», с которой открывается потрясающая панорама на океан. Фото: YouTube.com
Также предусмотрены:
✅ оздоровительный центр
✅ помещение для гидромассажа
✅ спортзал
✅ студия йоги
✅ каскадный бассейн
✅ спа-салон
✅ кинотеатр, вертолетная площадка и иные «сервисы», обязательные для яхт подобного класса.
Но и это не все! Любители лицезрения технологических процессов имеют возможность увидеть, как водород превращается в энергию. Для этого нужно по специальной лестнице пройти через пять палуб и спуститься в помещение, где расположены шесть резервуаров со сжиженным газом в вакуумной изоляции.
Эта лестница через 5 палуб ведет к «сердцу» яхты – водородному источнику энергии. Фото: YouTube.com
«Фишка» в том, что они прозрачные. Фантастический процесс преобразования энергии можно увидеть через бронированное стекло. На разработку силовой установки, работающей практически без вибраций и шума, инженерам понадобилось почти полгода.
На сегодня Aqua существует в виде концепта. Однако дотошная общественность уже произвела расчеты и назвала сумму в 644 млн. долларов.
Идейный вдохновитель проекта Сандер Сайнот. Фото: YouTube.com
Однако цифры не очень впечатляют. Например, Eclipse длиной в 162 м, которой владеет (или владел) Роман Абрамович, оценивалась в 1,2 млрд. «зеленых». Яхта Baia 100 Supreme неизвестного бизнесмена из Малайзии стоит 4,85 млрд. в американской валюте. При отделке было использовано 100 кг драгметаллов, включая платину и золото.
Внутри Aqua все стандартно роскошно. Фото: YouTube.com
Однако все эти суда на обычном, а не водородном топливе. И куда приятнее тратить большие деньги, сознавая, что ты поддерживаешь экологическую чистоту планеты.
Наиболее весомые успехи достигнуты в автомобилестроении. Даже первые опытные образцы машин показали достаточно высокий КПД, равный 57 %. Для сравнения: у обычного ДВС он не превышает 35 %. Сегодня на дорогах можно встретить реальные авто, заправляющиеся водородом: например, BMW 750i Hydrogen, Honda FSX Hyndai (линейка авто Tucson, из которых продано 140 штук), Audi (H-tron Quattro) и много других.
BMW Hydrogen 7 Series разъезжала по Германии еще в 2006 году. Фото: YouTube.com
Также существуют мотоциклы, скутере, погрузчики, тракторы, работающие на данном виде топлива. Практически все крупные производители ведут разработки в этом направлении, чтобы успеть «застолбить» свою нишу на перспективном рынке. Основное препятствие – высокая стоимость топлива, отсутствие инфраструктуры, квалифицированного обслуживающего персонала. Однако водород используется не только в автомобильном транспорте. В 2016 году компания Alstom из ФРГ построила первый поезд Coranda iLint, работающий на нетрадиционном виде горючего. К его приобретению проявили интерес Норвегия и Дания.
Испытания водородного поезда Alstom Coradia iLint. Фото: YouTube.com
В авиации самолеты на легком газе испытывались еще в 80-е годы минувшего века. Сегодня этот вид горючего используется для разработки «беспилотников», включая квадрокоптеры.
Самолет на водородном топливе поднимается в воздух. Фото: YouTube.com
В судостроении чаще всего этот газ предполагается использовать для создания двигателей подводных лодок. Наибольшую активность в этом направлении проявляют Испания, ФРГ, среди заказчиков – Израиль, Италия и иные страны. Что касается надводных судов, то одно из первых – катамаран Energy Observer. В 2019 он побывал в Санкт-Петербурге. Но это не совсем «чисто водородный» корабль. Газ здесь нужен «на крайний случай», когда не хватает энергии солнца и ветра. Водород «делают» прямо из океанической воды и хранят в емкостях под давлением.
Energy Observer уже плавает, частично используя водород. Фото: YouTube.com
Речь идет о топливном элементе, вырабатывающего из газа электричество (см. выше), которое приводит в движение пару моторов. Они и помогают двигаться катамарану при отсутствии солнца и ветра со средней скоростью в 5 узлов. Примерно такая же схема работает и на прототипе Aqua, только в будущем предполагается все это увеличить в масштабе. Как видим, ничего фантастического у проекта нет: все это уже используется, хотя и не на «полную катушку». Однако это катамаран, работающий на смешанных видах энергии, а о яхтах на водородном топливе до сих пор ничего не было слышно. И не исключено, что Aqua будет первой в мире.
64-летний Билл Гейтс – один из богатейших людей планеты, состояние которого оценивается не менее, чем в 118 млрд. долларов.
В результате яхта Sinot Aqua получила своеобразную рекламу и вызвала любопытство не только у специалистов. Чем же она так интересна?
Идеи и реальность
Инженеры судостроительной компании из Нидерландов твердо уверены: их проект не является чем-то фантастическим и основан на уже существующих технологиях. На сегодня есть уменьшенные копии, модели «суперяхты» – дело за «малым»: найти спонсора, готового вложить деньги в осуществление проекта.

Если таковой найдется, разработчики заявляют, что судно будет спущено на воду уже в 2024 году. Но что получится в результате вложений?
Конструкция
Впервые концепт продемонстрировали широкой публике в Монако на выставке Yacht Show, прошедшей в 2019-м. Роль силового агрегата на судне играет водородная установка, использующая энергию сжиженного газа. Он хранится в паре резервуаров при температуре -253°, каждый из которых вмещает 28 тонн. Газ превращается в энергию посредством топливных элементов, включающих в себя протонообменную мембрану. Говоря проще, энергии хватает на прохождение 3750 морских миль или почти 7 тыс. км. Движителями являются два электрических мотора, развивающие суммарную мощность в 2 МВт.
Также предусмотрена пара вспомогательных установок для подруливания и маневрирования, развивающие по 300 кВт каждая. Емкость аккумулятора, обеспечивающего энергией «инфраструктуру» яхты, составляет 1,5 МВт*ч. Крейсерская скорость судна – 31 км/ч, максимальная – 22 км/ч. Инженерными разработками занималась компания Lateral Naval Architects. Согласно расчетам, судно способно доставить пассажиров без захода в порты для дозаправки из Барселоны в Нью-Йорк за две недели. При этом единственный побочный продукт, вырабатываемый в процессе использования энергетической установки – вода.

Агрегат, работающий на топливных элементах, имеет анодную камеру, куда подводится газ, и катодную – в нее поступает кислород. На электродах – напыление из платины, играющее роль катализатора. Под его действием водород теряет электроны, которые из анодной камеры «идут» в систему энергоснабжения, к которой подключены двигатели. В катодную секцию попадают протоны, где под влиянием катализатора образуется вода.

Возникает вопрос: где заправляться? На это ответа пока нет: конструкторы считают, что владелец яхты сумеет найти поставщика 56 т жидкого водорода. В противном случае нет смысла покупать такой корабль. Кроме впечатляющих технических данных, яхта обладает и уникальным комфортом, на чем стоит остановиться подробнее.
Обстановка и дизайн
Длина самой пятипалубной яхты – 112 м. Судно рассчитано на 14 пассажиров и 31 члена экипажа. Везде полноразмерные окна, а высота потолков составляет 2,8-3,8 м. Одна из основных особенностей интерьера – комната владельца Aqua, где он, возвышаясь над конструкцией, сможет наслаждаться видами океана.

Также предусмотрены:
✅ оздоровительный центр
✅ помещение для гидромассажа
✅ спортзал
✅ студия йоги
✅ каскадный бассейн
✅ спа-салон
✅ кинотеатр, вертолетная площадка и иные «сервисы», обязательные для яхт подобного класса.
Но и это не все! Любители лицезрения технологических процессов имеют возможность увидеть, как водород превращается в энергию. Для этого нужно по специальной лестнице пройти через пять палуб и спуститься в помещение, где расположены шесть резервуаров со сжиженным газом в вакуумной изоляции.

«Фишка» в том, что они прозрачные. Фантастический процесс преобразования энергии можно увидеть через бронированное стекло. На разработку силовой установки, работающей практически без вибраций и шума, инженерам понадобилось почти полгода.
Сколько стоит
На сегодня Aqua существует в виде концепта. Однако дотошная общественность уже произвела расчеты и назвала сумму в 644 млн. долларов.

Однако цифры не очень впечатляют. Например, Eclipse длиной в 162 м, которой владеет (или владел) Роман Абрамович, оценивалась в 1,2 млрд. «зеленых». Яхта Baia 100 Supreme неизвестного бизнесмена из Малайзии стоит 4,85 млрд. в американской валюте. При отделке было использовано 100 кг драгметаллов, включая платину и золото.

Однако все эти суда на обычном, а не водородном топливе. И куда приятнее тратить большие деньги, сознавая, что ты поддерживаешь экологическую чистоту планеты.
Где применяются водородные двигатели сегодня
Наиболее весомые успехи достигнуты в автомобилестроении. Даже первые опытные образцы машин показали достаточно высокий КПД, равный 57 %. Для сравнения: у обычного ДВС он не превышает 35 %. Сегодня на дорогах можно встретить реальные авто, заправляющиеся водородом: например, BMW 750i Hydrogen, Honda FSX Hyndai (линейка авто Tucson, из которых продано 140 штук), Audi (H-tron Quattro) и много других.

Также существуют мотоциклы, скутере, погрузчики, тракторы, работающие на данном виде топлива. Практически все крупные производители ведут разработки в этом направлении, чтобы успеть «застолбить» свою нишу на перспективном рынке. Основное препятствие – высокая стоимость топлива, отсутствие инфраструктуры, квалифицированного обслуживающего персонала. Однако водород используется не только в автомобильном транспорте. В 2016 году компания Alstom из ФРГ построила первый поезд Coranda iLint, работающий на нетрадиционном виде горючего. К его приобретению проявили интерес Норвегия и Дания.

В авиации самолеты на легком газе испытывались еще в 80-е годы минувшего века. Сегодня этот вид горючего используется для разработки «беспилотников», включая квадрокоптеры.

В судостроении чаще всего этот газ предполагается использовать для создания двигателей подводных лодок. Наибольшую активность в этом направлении проявляют Испания, ФРГ, среди заказчиков – Израиль, Италия и иные страны. Что касается надводных судов, то одно из первых – катамаран Energy Observer. В 2019 он побывал в Санкт-Петербурге. Но это не совсем «чисто водородный» корабль. Газ здесь нужен «на крайний случай», когда не хватает энергии солнца и ветра. Водород «делают» прямо из океанической воды и хранят в емкостях под давлением.

Речь идет о топливном элементе, вырабатывающего из газа электричество (см. выше), которое приводит в движение пару моторов. Они и помогают двигаться катамарану при отсутствии солнца и ветра со средней скоростью в 5 узлов. Примерно такая же схема работает и на прототипе Aqua, только в будущем предполагается все это увеличить в масштабе. Как видим, ничего фантастического у проекта нет: все это уже используется, хотя и не на «полную катушку». Однако это катамаран, работающий на смешанных видах энергии, а о яхтах на водородном топливе до сих пор ничего не было слышно. И не исключено, что Aqua будет первой в мире.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....