Яхта на водороде Aqua – мечты или реальность?
В феврале минувшего года в масс-медиа промелькнуло сообщение, взволновавшее любителей яхтинга: утверждалось, что Билл Гейтс приобрел суперсовременный корабль, работающий на водороде. Однако чуть позже голландская компания Sinot Yacht Design & Architecture, имеющая прямое отношение к разработке, опровергла эту информацию. Но одновременно один из представителей пресс-службы судостроителей заявил, что фирма «приглашает дальновидного клиента, который проявит интерес» к разработке.
В результате яхта Sinot Aqua получила своеобразную рекламу и вызвала любопытство не только у специалистов. Чем же она так интересна?
Инженеры судостроительной компании из Нидерландов твердо уверены: их проект не является чем-то фантастическим и основан на уже существующих технологиях. На сегодня есть уменьшенные копии, модели «суперяхты» – дело за «малым»: найти спонсора, готового вложить деньги в осуществление проекта.
Если таковой найдется, разработчики заявляют, что судно будет спущено на воду уже в 2024 году. Но что получится в результате вложений?
Впервые концепт продемонстрировали широкой публике в Монако на выставке Yacht Show, прошедшей в 2019-м. Роль силового агрегата на судне играет водородная установка, использующая энергию сжиженного газа. Он хранится в паре резервуаров при температуре -253°, каждый из которых вмещает 28 тонн. Газ превращается в энергию посредством топливных элементов, включающих в себя протонообменную мембрану. Говоря проще, энергии хватает на прохождение 3750 морских миль или почти 7 тыс. км. Движителями являются два электрических мотора, развивающие суммарную мощность в 2 МВт.
Также предусмотрена пара вспомогательных установок для подруливания и маневрирования, развивающие по 300 кВт каждая. Емкость аккумулятора, обеспечивающего энергией «инфраструктуру» яхты, составляет 1,5 МВт*ч. Крейсерская скорость судна – 31 км/ч, максимальная – 22 км/ч. Инженерными разработками занималась компания Lateral Naval Architects. Согласно расчетам, судно способно доставить пассажиров без захода в порты для дозаправки из Барселоны в Нью-Йорк за две недели. При этом единственный побочный продукт, вырабатываемый в процессе использования энергетической установки – вода.
Агрегат, работающий на топливных элементах, имеет анодную камеру, куда подводится газ, и катодную – в нее поступает кислород. На электродах – напыление из платины, играющее роль катализатора. Под его действием водород теряет электроны, которые из анодной камеры «идут» в систему энергоснабжения, к которой подключены двигатели. В катодную секцию попадают протоны, где под влиянием катализатора образуется вода.
Возникает вопрос: где заправляться? На это ответа пока нет: конструкторы считают, что владелец яхты сумеет найти поставщика 56 т жидкого водорода. В противном случае нет смысла покупать такой корабль. Кроме впечатляющих технических данных, яхта обладает и уникальным комфортом, на чем стоит остановиться подробнее.
Длина самой пятипалубной яхты – 112 м. Судно рассчитано на 14 пассажиров и 31 члена экипажа. Везде полноразмерные окна, а высота потолков составляет 2,8-3,8 м. Одна из основных особенностей интерьера – комната владельца Aqua, где он, возвышаясь над конструкцией, сможет наслаждаться видами океана.
Также предусмотрены:
✅ оздоровительный центр
✅ помещение для гидромассажа
✅ спортзал
✅ студия йоги
✅ каскадный бассейн
✅ спа-салон
✅ кинотеатр, вертолетная площадка и иные «сервисы», обязательные для яхт подобного класса.
Но и это не все! Любители лицезрения технологических процессов имеют возможность увидеть, как водород превращается в энергию. Для этого нужно по специальной лестнице пройти через пять палуб и спуститься в помещение, где расположены шесть резервуаров со сжиженным газом в вакуумной изоляции.
«Фишка» в том, что они прозрачные. Фантастический процесс преобразования энергии можно увидеть через бронированное стекло. На разработку силовой установки, работающей практически без вибраций и шума, инженерам понадобилось почти полгода.
На сегодня Aqua существует в виде концепта. Однако дотошная общественность уже произвела расчеты и назвала сумму в 644 млн. долларов.
Однако цифры не очень впечатляют. Например, Eclipse длиной в 162 м, которой владеет (или владел) Роман Абрамович, оценивалась в 1,2 млрд. «зеленых». Яхта Baia 100 Supreme неизвестного бизнесмена из Малайзии стоит 4,85 млрд. в американской валюте. При отделке было использовано 100 кг драгметаллов, включая платину и золото.
Однако все эти суда на обычном, а не водородном топливе. И куда приятнее тратить большие деньги, сознавая, что ты поддерживаешь экологическую чистоту планеты.
Наиболее весомые успехи достигнуты в автомобилестроении. Даже первые опытные образцы машин показали достаточно высокий КПД, равный 57 %. Для сравнения: у обычного ДВС он не превышает 35 %. Сегодня на дорогах можно встретить реальные авто, заправляющиеся водородом: например, BMW 750i Hydrogen, Honda FSX Hyndai (линейка авто Tucson, из которых продано 140 штук), Audi (H-tron Quattro) и много других.
Также существуют мотоциклы, скутере, погрузчики, тракторы, работающие на данном виде топлива. Практически все крупные производители ведут разработки в этом направлении, чтобы успеть «застолбить» свою нишу на перспективном рынке. Основное препятствие – высокая стоимость топлива, отсутствие инфраструктуры, квалифицированного обслуживающего персонала. Однако водород используется не только в автомобильном транспорте. В 2016 году компания Alstom из ФРГ построила первый поезд Coranda iLint, работающий на нетрадиционном виде горючего. К его приобретению проявили интерес Норвегия и Дания.
В авиации самолеты на легком газе испытывались еще в 80-е годы минувшего века. Сегодня этот вид горючего используется для разработки «беспилотников», включая квадрокоптеры.
В судостроении чаще всего этот газ предполагается использовать для создания двигателей подводных лодок. Наибольшую активность в этом направлении проявляют Испания, ФРГ, среди заказчиков – Израиль, Италия и иные страны. Что касается надводных судов, то одно из первых – катамаран Energy Observer. В 2019 он побывал в Санкт-Петербурге. Но это не совсем «чисто водородный» корабль. Газ здесь нужен «на крайний случай», когда не хватает энергии солнца и ветра. Водород «делают» прямо из океанической воды и хранят в емкостях под давлением.
Речь идет о топливном элементе, вырабатывающего из газа электричество (см. выше), которое приводит в движение пару моторов. Они и помогают двигаться катамарану при отсутствии солнца и ветра со средней скоростью в 5 узлов. Примерно такая же схема работает и на прототипе Aqua, только в будущем предполагается все это увеличить в масштабе. Как видим, ничего фантастического у проекта нет: все это уже используется, хотя и не на «полную катушку». Однако это катамаран, работающий на смешанных видах энергии, а о яхтах на водородном топливе до сих пор ничего не было слышно. И не исключено, что Aqua будет первой в мире.
64-летний Билл Гейтс – один из богатейших людей планеты, состояние которого оценивается не менее, чем в 118 млрд. долларов.
В результате яхта Sinot Aqua получила своеобразную рекламу и вызвала любопытство не только у специалистов. Чем же она так интересна?
Идеи и реальность
Инженеры судостроительной компании из Нидерландов твердо уверены: их проект не является чем-то фантастическим и основан на уже существующих технологиях. На сегодня есть уменьшенные копии, модели «суперяхты» – дело за «малым»: найти спонсора, готового вложить деньги в осуществление проекта.
Aqua – мечта должна выглядеть необычно и эффектно. Фото: YouTube.com
Если таковой найдется, разработчики заявляют, что судно будет спущено на воду уже в 2024 году. Но что получится в результате вложений?
Конструкция
Впервые концепт продемонстрировали широкой публике в Монако на выставке Yacht Show, прошедшей в 2019-м. Роль силового агрегата на судне играет водородная установка, использующая энергию сжиженного газа. Он хранится в паре резервуаров при температуре -253°, каждый из которых вмещает 28 тонн. Газ превращается в энергию посредством топливных элементов, включающих в себя протонообменную мембрану. Говоря проще, энергии хватает на прохождение 3750 морских миль или почти 7 тыс. км. Движителями являются два электрических мотора, развивающие суммарную мощность в 2 МВт.
Также предусмотрена пара вспомогательных установок для подруливания и маневрирования, развивающие по 300 кВт каждая. Емкость аккумулятора, обеспечивающего энергией «инфраструктуру» яхты, составляет 1,5 МВт*ч. Крейсерская скорость судна – 31 км/ч, максимальная – 22 км/ч. Инженерными разработками занималась компания Lateral Naval Architects. Согласно расчетам, судно способно доставить пассажиров без захода в порты для дозаправки из Барселоны в Нью-Йорк за две недели. При этом единственный побочный продукт, вырабатываемый в процессе использования энергетической установки – вода.
3750 миль со скоростью 10-17 узлов без дозаправки. Фото: YouTube.com
Агрегат, работающий на топливных элементах, имеет анодную камеру, куда подводится газ, и катодную – в нее поступает кислород. На электродах – напыление из платины, играющее роль катализатора. Под его действием водород теряет электроны, которые из анодной камеры «идут» в систему энергоснабжения, к которой подключены двигатели. В катодную секцию попадают протоны, где под влиянием катализатора образуется вода.
Специалисты серьезно поработали не только над энергетическими установками, но и общим дизайном яхты. Фото: YouTube.com
Возникает вопрос: где заправляться? На это ответа пока нет: конструкторы считают, что владелец яхты сумеет найти поставщика 56 т жидкого водорода. В противном случае нет смысла покупать такой корабль. Кроме впечатляющих технических данных, яхта обладает и уникальным комфортом, на чем стоит остановиться подробнее.
Обстановка и дизайн
Длина самой пятипалубной яхты – 112 м. Судно рассчитано на 14 пассажиров и 31 члена экипажа. Везде полноразмерные окна, а высота потолков составляет 2,8-3,8 м. Одна из основных особенностей интерьера – комната владельца Aqua, где он, возвышаясь над конструкцией, сможет наслаждаться видами океана.
«Вершина мира», с которой открывается потрясающая панорама на океан. Фото: YouTube.com
Также предусмотрены:
✅ оздоровительный центр
✅ помещение для гидромассажа
✅ спортзал
✅ студия йоги
✅ каскадный бассейн
✅ спа-салон
✅ кинотеатр, вертолетная площадка и иные «сервисы», обязательные для яхт подобного класса.
Но и это не все! Любители лицезрения технологических процессов имеют возможность увидеть, как водород превращается в энергию. Для этого нужно по специальной лестнице пройти через пять палуб и спуститься в помещение, где расположены шесть резервуаров со сжиженным газом в вакуумной изоляции.
Эта лестница через 5 палуб ведет к «сердцу» яхты – водородному источнику энергии. Фото: YouTube.com
«Фишка» в том, что они прозрачные. Фантастический процесс преобразования энергии можно увидеть через бронированное стекло. На разработку силовой установки, работающей практически без вибраций и шума, инженерам понадобилось почти полгода.
Сколько стоит
На сегодня Aqua существует в виде концепта. Однако дотошная общественность уже произвела расчеты и назвала сумму в 644 млн. долларов.
Идейный вдохновитель проекта Сандер Сайнот. Фото: YouTube.com
Однако цифры не очень впечатляют. Например, Eclipse длиной в 162 м, которой владеет (или владел) Роман Абрамович, оценивалась в 1,2 млрд. «зеленых». Яхта Baia 100 Supreme неизвестного бизнесмена из Малайзии стоит 4,85 млрд. в американской валюте. При отделке было использовано 100 кг драгметаллов, включая платину и золото.
Внутри Aqua все стандартно роскошно. Фото: YouTube.com
Однако все эти суда на обычном, а не водородном топливе. И куда приятнее тратить большие деньги, сознавая, что ты поддерживаешь экологическую чистоту планеты.
Где применяются водородные двигатели сегодня
Наиболее весомые успехи достигнуты в автомобилестроении. Даже первые опытные образцы машин показали достаточно высокий КПД, равный 57 %. Для сравнения: у обычного ДВС он не превышает 35 %. Сегодня на дорогах можно встретить реальные авто, заправляющиеся водородом: например, BMW 750i Hydrogen, Honda FSX Hyndai (линейка авто Tucson, из которых продано 140 штук), Audi (H-tron Quattro) и много других.
BMW Hydrogen 7 Series разъезжала по Германии еще в 2006 году. Фото: YouTube.com
Также существуют мотоциклы, скутере, погрузчики, тракторы, работающие на данном виде топлива. Практически все крупные производители ведут разработки в этом направлении, чтобы успеть «застолбить» свою нишу на перспективном рынке. Основное препятствие – высокая стоимость топлива, отсутствие инфраструктуры, квалифицированного обслуживающего персонала. Однако водород используется не только в автомобильном транспорте. В 2016 году компания Alstom из ФРГ построила первый поезд Coranda iLint, работающий на нетрадиционном виде горючего. К его приобретению проявили интерес Норвегия и Дания.
Испытания водородного поезда Alstom Coradia iLint. Фото: YouTube.com
В авиации самолеты на легком газе испытывались еще в 80-е годы минувшего века. Сегодня этот вид горючего используется для разработки «беспилотников», включая квадрокоптеры.
Самолет на водородном топливе поднимается в воздух. Фото: YouTube.com
В судостроении чаще всего этот газ предполагается использовать для создания двигателей подводных лодок. Наибольшую активность в этом направлении проявляют Испания, ФРГ, среди заказчиков – Израиль, Италия и иные страны. Что касается надводных судов, то одно из первых – катамаран Energy Observer. В 2019 он побывал в Санкт-Петербурге. Но это не совсем «чисто водородный» корабль. Газ здесь нужен «на крайний случай», когда не хватает энергии солнца и ветра. Водород «делают» прямо из океанической воды и хранят в емкостях под давлением.
Energy Observer уже плавает, частично используя водород. Фото: YouTube.com
Речь идет о топливном элементе, вырабатывающего из газа электричество (см. выше), которое приводит в движение пару моторов. Они и помогают двигаться катамарану при отсутствии солнца и ветра со средней скоростью в 5 узлов. Примерно такая же схема работает и на прототипе Aqua, только в будущем предполагается все это увеличить в масштабе. Как видим, ничего фантастического у проекта нет: все это уже используется, хотя и не на «полную катушку». Однако это катамаран, работающий на смешанных видах энергии, а о яхтах на водородном топливе до сих пор ничего не было слышно. И не исключено, что Aqua будет первой в мире.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....