Реставрация колесных дисков – стоит ли делать своими руками?
Если не брать в расчет «штамповку», в которую «обувают» базовую версию авто на конвейере, колесные диски – удовольствие дорогое. Однако со временем приходится менять и их. Ресурс изделий может серьезно сократиться, если влететь в какую-нибудь яму или наехать на препятствие. Но не обязательно повреждение будет серьезным. Например, колеса после регулярной езды по дорогам, политых реагентами, приобретают непривлекательный внешний вид. И с этим тоже надо что-то делать. Перед автовладельцем встает дилемма: заняться ремонтом дисков или покупать новые. Не стоит торопиться делать заказ или бежать в магазин. Сначала нужно определить, подлежит ли диск ремонту и, если да, во сколько это обойдется.
Здесь все достаточно просто. Если вмятины совсем небольшие, их можно выправить и самостоятельно с помощью тяжелого молотка. Для устранения более серьезных деформаций стоит обратиться в автомастерскую: неисправность ликвидируют на специальном прокаточном станке, предварительно сняв покрышку. На последнем этапе обязательна балансировка.
Если диск выглядит непрезентабельно, его нужно покрасить. Это можно сделать самостоятельно, с помощью аэрозольных баллончиков, продаваемых в любом автомагазине. Выбирать рекомендуется те, что специально предназначены для покраски дисков. Но есть важный нюанс: качество работы очень сильно зависит от подготовки. Необходимо удалить всю ржавчину, до чистого металла. При сильной коррозии используйте пескоструйку.
При отсутствии аппарата придется обратиться на СТО, где очистка обойдется:
✅ R13-14 (одна штука) – 550 руб.
✅ R15-R19 – 740 руб.
✅ R20 и больше – от 860 руб.
Для их изготовления применяют алюминий и магний. Точнее сказать, не сами металлы, а их сплавы. При этом их точный «рецепт» каждый производитель держит в строгом секрете. Поэтому прочностные и другие характеристики у изделий разных брендов отличаются. Сначала жидкий металл заливают в формы под давлением, затем еще не остывшую заготовку прокатывают (технология носит название «Flow Forming»). На конечном этапе диск обрабатывают механическим путем.
Здесь о самостоятельных попытках исправить положение лучше забыть, если, конечно, у вас случайно в гараже не завалялся прокаточный станок. Все работы проводятся в специализированной автомастерской. К тому же на первом этапе необходимо понять серьезность проблемы, пути ее решения. Небольшие дефекты устраняются на станке. После правки проводится балансировка.
Но что делать, если деформация серьезная? Например, диск имеет большие вмятины или появились трещины. Кстати, последние могут быть микроскопическими и заметить их можно только после тщательной промывки изделия. В хорошем сервисе это обязательно сделают. Стоимость правки зависит от степени повреждений и начинается от 500 руб.
В этом случае стоит обратиться к рекомендациям EUWA – Европейской Ассоциации производителей дисков. Там четко указано, что ремонт при помощи «нагревания, сваривания или удаления металла, его наплавки, запрещен». Причина такого «вердикта» очевидна: повышение температуры сплава приведет к нарушению его структуры, возникновению внутренних напряжений.
А если «очень хочется»? Точнее, напрочь отсутствует желание (возможность) приобретать новый комплект дисков? К тому же зачастую купить одно точно такое же по дизайну изделие, учитывая их огромное разнообразие, просто нереально.
И теоретически, и практически с помощью аргонной сварки исправляется любое повреждение. Учитывая состав сплава изделия, для этого применяют кремниевую или магниевую проволоку. Более того: можно приварить недостающий кусок, наплавить его или прогреть большую вмятину и выправить диск на «горячую». Вопрос совсем не в этом: после проведения подобных работ никто не даст вам гарантию, что в один прекрасный момент при наезде на бордюр или попадании в «ямку», колесо не развалится. А если это произойдет на скорости, последствия будут совсем печальными.
Тем не менее, многие «экономисты» такие работы со своими дисками проводят. И, если посмотреть в Сети, рекламы на подобную тему достаточно много: значит, услуга пользуется спросом. А сварщику – по «барабану», лишь бы деньги платили. Существуют и свои расценки: 1 см шва в среднем стоит 200 рублей, плюс обработка сваренного места – еще примерно 300 руб.
Есть два варианта. Первый подразумевает изменение внешнего вида дисков с помощью порошковых составов, наносимых на «горячую». Такая покраска очень прочная, защищает изделие от механического воздействия. Но воспользоваться данной технологией в домашних условиях вряд ли получится: нужно спецоборудование. А как проходит процесс?
Порошковая покраска включает в себя подготовку диска. Кстати, он необходима и при использовании обычных аэрозольных баллончиков. Изделие нужно, отмыть, отчистить, удалить ржавчину (желательно химическим путем), а потом обработать пескоструйкой, обезжирить. Если нет дефектов в виде трещин, сколов и т. п., тогда проводится:
✅ дегазация – т. к. алюминий пористый, в его полостях остается воздух, который удаляется при нагревании диска до 210° в печи
✅ обезжиривание – нужно для удаления масляных пятен и увеличения адгезии
✅ грунтование – подразумевает нанесение состава (при необходимости два слоя поочередно) на изделие, разогретое до 60-70°
✅ полимеризация – процесс «впитывания» грунтовки, который проводят в печи при температуре 180° в течение десяти минут
И только потом на диск наносится порошковая краска. Для этого используется электростатический пистолет. Наносить состав нужно равномерно и тщательно: пропуски даже в 1 мм не допускаются, т. к. такие «пятна» будут ржаветь.
Затем диск отправляют в печь, разогретую до 200° и держат там 10-15 мин.
Это такой же процесс, что и покраска, который придаст изделию блеск, т. к. порошковый составы в своем большинстве матовые. Лак наносится с наружной стороны. Однако есть и более радикальный способ придания диску блеска.
Сразу стоит сказать, что услуга эта очень дорогая: обработка 4-х колес диаметром до 16 дюймов обойдется примерно в 52 тыс. руб. (включая устранение мелких дефектов и покрытие лаком). Мастерские, занимающиеся зеркальной полировкой, обычно предоставляют гарантию на полгода.
Менее дорогой вариант придания диску «суперблеска» – хромирование. Например, обработка одного изделия диаметром от 13 до 15 дюймов обойдется в 3500 руб. Однако сюда стоит приплюсовать еще и удаление старой краски – 500-1500 руб., если вы не сделали это самостоятельно. За четыре колеса придется выложить, максимум, 20 тыс. руб.
Однако зеркальная полировка продержится дольше, но все в обоих случаях зависит от качества используемого оборудования, опыта и умения мастера. И еще: чем толще хром, тем долговечнее покрытие, но за каждый дополнительный микрометр придется доплачивать.
Их можно назвать «идеальными»: они пластичные, как штамповка и легкие, как литые изделия. К минусам можно отнести разве что некоторую ограниченность в выборе дизайна и большую стоимость. Ремонтируются такие диски так же, как штампованные.
Они очевидны: качественно сделать самостоятельную реставрацию колесного диска, включая даже такую «безобидную» процедуру, как покраска, в гаражных условиях не получится. Поэтому стоит рассчитать: что выгоднее – профессиональный ремонт или покупка нового изделия.
«Штамповка»
Здесь все достаточно просто. Если вмятины совсем небольшие, их можно выправить и самостоятельно с помощью тяжелого молотка. Для устранения более серьезных деформаций стоит обратиться в автомастерскую: неисправность ликвидируют на специальном прокаточном станке, предварительно сняв покрышку. На последнем этапе обязательна балансировка.
Легкие деформации штампованного диска можно выправить самостоятельно. Фото: YouTube.com
Если диск выглядит непрезентабельно, его нужно покрасить. Это можно сделать самостоятельно, с помощью аэрозольных баллончиков, продаваемых в любом автомагазине. Выбирать рекомендуется те, что специально предназначены для покраски дисков. Но есть важный нюанс: качество работы очень сильно зависит от подготовки. Необходимо удалить всю ржавчину, до чистого металла. При сильной коррозии используйте пескоструйку.
Аппарат, материал и специальный костюм для пескоструйной обработки. Фото: YouTube.com
При отсутствии аппарата придется обратиться на СТО, где очистка обойдется:
✅ R13-14 (одна штука) – 550 руб.
✅ R15-R19 – 740 руб.
✅ R20 и больше – от 860 руб.
Если ржавчина уже въелась в изделие в виде мелких ямок, лучше не тратить время и деньги, а купить новый диск. Чтобы отдалить процесс коррозии, используйте декоративные колпаки (лучше сплошные).
Легкосплавные (литые) диски
Для их изготовления применяют алюминий и магний. Точнее сказать, не сами металлы, а их сплавы. При этом их точный «рецепт» каждый производитель держит в строгом секрете. Поэтому прочностные и другие характеристики у изделий разных брендов отличаются. Сначала жидкий металл заливают в формы под давлением, затем еще не остывшую заготовку прокатывают (технология носит название «Flow Forming»). На конечном этапе диск обрабатывают механическим путем.
Правка
Здесь о самостоятельных попытках исправить положение лучше забыть, если, конечно, у вас случайно в гараже не завалялся прокаточный станок. Все работы проводятся в специализированной автомастерской. К тому же на первом этапе необходимо понять серьезность проблемы, пути ее решения. Небольшие дефекты устраняются на станке. После правки проводится балансировка.
Один из способов правки небольших дефектов литого диска. Фото: YouTube.com
Но что делать, если деформация серьезная? Например, диск имеет большие вмятины или появились трещины. Кстати, последние могут быть микроскопическими и заметить их можно только после тщательной промывки изделия. В хорошем сервисе это обязательно сделают. Стоимость правки зависит от степени повреждений и начинается от 500 руб.
Нагрев и сварка
В этом случае стоит обратиться к рекомендациям EUWA – Европейской Ассоциации производителей дисков. Там четко указано, что ремонт при помощи «нагревания, сваривания или удаления металла, его наплавки, запрещен». Причина такого «вердикта» очевидна: повышение температуры сплава приведет к нарушению его структуры, возникновению внутренних напряжений.
Сильный нагрев литого диска EUWA не рекомендуется. Фото: YouTube.com
А если «очень хочется»? Точнее, напрочь отсутствует желание (возможность) приобретать новый комплект дисков? К тому же зачастую купить одно точно такое же по дизайну изделие, учитывая их огромное разнообразие, просто нереально.
И теоретически, и практически с помощью аргонной сварки исправляется любое повреждение. Учитывая состав сплава изделия, для этого применяют кремниевую или магниевую проволоку. Более того: можно приварить недостающий кусок, наплавить его или прогреть большую вмятину и выправить диск на «горячую». Вопрос совсем не в этом: после проведения подобных работ никто не даст вам гарантию, что в один прекрасный момент при наезде на бордюр или попадании в «ямку», колесо не развалится. А если это произойдет на скорости, последствия будут совсем печальными.
Сварка литого диска аргоном – дорогое удовольствие. Фото: YouTube.com
Тем не менее, многие «экономисты» такие работы со своими дисками проводят. И, если посмотреть в Сети, рекламы на подобную тему достаточно много: значит, услуга пользуется спросом. А сварщику – по «барабану», лишь бы деньги платили. Существуют и свои расценки: 1 см шва в среднем стоит 200 рублей, плюс обработка сваренного места – еще примерно 300 руб.
Покраска
Есть два варианта. Первый подразумевает изменение внешнего вида дисков с помощью порошковых составов, наносимых на «горячую». Такая покраска очень прочная, защищает изделие от механического воздействия. Но воспользоваться данной технологией в домашних условиях вряд ли получится: нужно спецоборудование. А как проходит процесс?
Порошковая покраска включает в себя подготовку диска. Кстати, он необходима и при использовании обычных аэрозольных баллончиков. Изделие нужно, отмыть, отчистить, удалить ржавчину (желательно химическим путем), а потом обработать пескоструйкой, обезжирить. Если нет дефектов в виде трещин, сколов и т. п., тогда проводится:
✅ дегазация – т. к. алюминий пористый, в его полостях остается воздух, который удаляется при нагревании диска до 210° в печи
✅ обезжиривание – нужно для удаления масляных пятен и увеличения адгезии
✅ грунтование – подразумевает нанесение состава (при необходимости два слоя поочередно) на изделие, разогретое до 60-70°
✅ полимеризация – процесс «впитывания» грунтовки, который проводят в печи при температуре 180° в течение десяти минут
И только потом на диск наносится порошковая краска. Для этого используется электростатический пистолет. Наносить состав нужно равномерно и тщательно: пропуски даже в 1 мм не допускаются, т. к. такие «пятна» будут ржаветь.
В печь диск помещают 4 раза: после дегазации, грунтовки, покраски и лакировки. Фото: YouTube.com
Затем диск отправляют в печь, разогретую до 200° и держат там 10-15 мин.
Лакирование
Это такой же процесс, что и покраска, который придаст изделию блеск, т. к. порошковый составы в своем большинстве матовые. Лак наносится с наружной стороны. Однако есть и более радикальный способ придания диску блеска.
Зеркальная полировка
Сразу стоит сказать, что услуга эта очень дорогая: обработка 4-х колес диаметром до 16 дюймов обойдется примерно в 52 тыс. руб. (включая устранение мелких дефектов и покрытие лаком). Мастерские, занимающиеся зеркальной полировкой, обычно предоставляют гарантию на полгода.
После зеркальной полировки диск выглядит «круто». Фото: YouTube.com
Менее дорогой вариант придания диску «суперблеска» – хромирование. Например, обработка одного изделия диаметром от 13 до 15 дюймов обойдется в 3500 руб. Однако сюда стоит приплюсовать еще и удаление старой краски – 500-1500 руб., если вы не сделали это самостоятельно. За четыре колеса придется выложить, максимум, 20 тыс. руб.
Хромирование – тоже неплохо. Фото: YouTube.com
Однако зеркальная полировка продержится дольше, но все в обоих случаях зависит от качества используемого оборудования, опыта и умения мастера. И еще: чем толще хром, тем долговечнее покрытие, но за каждый дополнительный микрометр придется доплачивать.
Кованые диски
Их можно назвать «идеальными»: они пластичные, как штамповка и легкие, как литые изделия. К минусам можно отнести разве что некоторую ограниченность в выборе дизайна и большую стоимость. Ремонтируются такие диски так же, как штампованные.
Выводы
Они очевидны: качественно сделать самостоятельную реставрацию колесного диска, включая даже такую «безобидную» процедуру, как покраска, в гаражных условиях не получится. Поэтому стоит рассчитать: что выгоднее – профессиональный ремонт или покупка нового изделия.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...