Jaguar R5: последний прыжок
В 1997 году сэр Джеки Стюарт, трехкратный чемпион мира Формулы-1, при поддержке концерна Ford Motor Company решил выставить в «Королеве автоспорта» собственную команду. «Конюшню» назвали Stewart. Машины из Милтон Кинса ехали довольно быстро, и уже в Монако Рубенс Баррикелло принес сэру Джеки Стюарту первый подиум, а в 1999 году команда Stewart отпраздновала первую победу – Джонни Херберту удалось финишировать первым на Гран-при Европы!
Разумеется, топ менеджерам Ford хотелось самим «порулить» гоночной командой, тем более что еще в 1998 году американская компания выкупила фабрику Cosworth. Так и случилось: в конце 1999 года было официально объявлено о покупке Ford команды Stewart, и переименовании ее в Jaguar Racing. На тот момент Jaguar не просто входил в состав Ford, но также являлся частью престижной Premier Automotive Group, куда входили такие марки как: Aston Martin, Lincoln, Land-Rover и Volvo. Команду Формулы-1 возглавил непосредственно президент PAG – Вольфганг Райцле. Первый гоночный автомобиль Jaguar R1, разработали на основе существующего Stewart-Ford и 25 января 2000 года представили в Лондоне на Lord's Cricket Ground.
В качестве гонщика пригласили звезду первой величины: вице-чемпиона мира, ирландца Эдди Ирвайна. Но по результативности, к сожалению, заводская команда Ford и близко не соответствовала результатам Stewart. Стало очевидно, что для руководства командой Формулы-1 нужен профессионал, поэтому Jaguar Racing возглавил Бобби Рэйхолл – трехкратный чемпион «Индикара», и совладелец команды Rahal-Hogan. Но Бобби не дали времени и возможностей «развернутся»: руководство Ford постоянно вмешивалось в принятие важных решений!
По этой причине Эдриан Ньюи отказался переходить в Jaguar. В конечном итоге Бобби пришлось уйти, и команду единолично возглавил Ники Лауда, правда тоже не надолго. Перед началом сезона 2003 года австрийца, и еще 70 человек персонала, уволили, в целях борьбы с высокими расходами. Странно, но это помогло команде! В 2003 году Jaguar, возглавляемый Джоном Хоганом, впервые в своей короткой истории поднялся на седьмое место в «Кубке Конструкторов».
Jaguar R5 должен был продолжить восходящую тенденцию, заданную R4. В руководстве «конюшни» и конструкторском штабе не было никаких перетасовок, характерных для последних нескольких сезонов. А аэродинамический отдел, с 2003 года возглавляемый Беном Агатангелоу, и вовсе разросся вдвое, по сравнению с тем, чем команда располагала в 2002 году. Для разработки болида 2004 года Jaguar Racing интенсивно использовала арендованную на 123 года аэродинамическую трубу в Бистере, плюс еще одну трубу команда приобрела в Бедфорде.
Впервые за последние сезоны, болид Jaguar представлял собой эволюционное развитие предшественника, вопреки радикальной «стратегии чистого листа» прошлых лет. Разработка Jaguar R5 завершилась в середине декабря 2003 года, но на трассу машину не выводили до середины января, что дало команде дополнительный месяц на стендовые испытания и доработку болида.
– Бен Агатангелоу (руководитель отдела аэродинамики)
Ford инвестировал значительные средства в создание гоночного симулятора и уделил большое внимание эргономике водителя в автомобиле. Глава отдела автомобильных исследований Крис Хаммонд заявил, что программа по улучшению эргономики под названием «Jack», помогла максимально адаптировать кокпит под пилота:
В 2003 году в команду пришел молодой и перспективный австралиец Марк Уэббер, став одним из откровений сезона. Его профессионализм, зрелость и ослепительная скорость в квалификациях заставляли людей сравнивать его с Михаэлем Шумахером, а феноменальная трудоспособность завоевала сердце команды Jaguar Racing.
Товарищем по команде Марка стал юный австриец Кристиан Клин. Дебютант Формулы-1, сразу же привлек внимание экспертов благодаря легкости, с которой адаптировался к болиду Формулы-1. Хотя в перспективе ожидания от Кристиана высоки, первоначальные требования Jaguar Racing заключались в том, чтобы Клин адаптировался в команде и обеспечивал обратную связь между болидом и инженерами.
Но по факту оказалось что блеснуть на Jaguar R5 не смог бы даже Михаэль Шумахер. Несмотря на две блестящие квалификации Уэббера (второе и третье место за весь сезон) английский болид оказался полностью беспомощным на гоночной дистанции, в лучшем случае позволяя бороться в середине пелотона: ни разу, на протяжении всего сезона, пилоты Jaguar не смогли финишировать выше шестого места. Совсем не таких результатов ждал Ford от заводской команды!
Зеленая ливрея «British Racing Green» болидов Jaguar в Монако была частично перекрашена в красный, для рекламы фильма «Двенадцать друзей Оушена». Также на кончике носа двух «Ягуаров» был закреплен бриллиант, диаметром около одного сантиметра, от израильского ювелирного дома Steinmetz.
Бриллиант, однако, не принес удачи гонщикам: Уэббер сошел с трассы на одиннадцатом круге, а гонка Клина и вовсе завершилась на первом круге, из-за аварии в шпильке. Лобовой удар о защитные барьеры повредил носовую часть болида и антикрыло, которые и сами-то по себе стоили целое состояние. Но это – цветочки! Когда Jaguar вернули в боксы, выяснилось, что драгоценный камень «потерялся»! Бриллиант так и не нашли, несмотря на отчаянные поиски. Впрочем, спустя 17 лет выяснилось что «потеря бриллианта» оказалась пиар ходом: Марк Уэббер рассказал, что на носовых обтекателях Jaguar R5 приклеивали «простые стекляшки»!
Как и в случае с шасси, двигатель Cosworth CR-6 стал развитием прошлогоднего агрегата, а значит сохранил конфигурацию с углом развала блока цилиндров 90-градусов. Но в 2004 году в Формуле-1 вступили в силу изменения моторного регламента: теперь можно было использовать только один двигатель на протяжении всего Гран-при.
✅ Тип: Ford Cosworth CR6 90º V10
✅ Рабочий объем: 2998 см3
✅ Производительность: 900 лошадей, при 18 000 об/мин.
✅ Блок управления двигателем: Pi Research
✅ Топливо: Castrol Racing Fuel
То есть, если раньше моторы Формулы-1 работали по 450-500 километров, но теперь должны «пробегать» как минимум 800! В Cosworth проделали впечатляющую работу, чтобы добиться наилучших мощностных характеристик, при одновременном увеличении ресурса.
– Марк Гиллан (руководитель отдела двигателей)
За пять сезонов Jaguar Racing провела в Формуле-1 85 Гран-при, и набрала 49 очков, при этом в Кубке Конструкторов команда Милтон Кинса ни разу не сумела подняться выше седьмого места.
За все эти годы, лишь дважды пилотам «Ягуара» удалось заехать на подиум, и оба раза это удалось эксцентричному плейбою Эдди Ирвайну. После столь неудачных выступлений, и на фоне кризиса, Ford решили продать команду производителю энергетических напитков Red Bull GmbH.
Марк Филдс, исполнительный вице-президент Ford of Europe и генеральный директор PAG.
С середины девяностых Red Bull спонсировали команды и гонщиков Формулы-1, и в конечном итоге Дитрих Матешиц решился купить собственную «конюшню». Через некоторое время Матешиц уволил Пернелла и Питчфорта (бывших руководителей Jaguar Racing) и поручил руководство командой Кристиану Хорнеру – бывшему боссу Arden International, команды, выступавшей в Формуле-3000.
В том, что касается Jaguar R5, то за весь сезон Марк Уэббер набрал семь, а Кристиан Клин – три очка. В результате команда Jaguar заняла седьмое место в Кубке Конструкторов 2004 года – в своем последнем Чемпионате мира, завоевав 10 очков.
Разумеется, топ менеджерам Ford хотелось самим «порулить» гоночной командой, тем более что еще в 1998 году американская компания выкупила фабрику Cosworth. Так и случилось: в конце 1999 года было официально объявлено о покупке Ford команды Stewart, и переименовании ее в Jaguar Racing. На тот момент Jaguar не просто входил в состав Ford, но также являлся частью престижной Premier Automotive Group, куда входили такие марки как: Aston Martin, Lincoln, Land-Rover и Volvo. Команду Формулы-1 возглавил непосредственно президент PAG – Вольфганг Райцле. Первый гоночный автомобиль Jaguar R1, разработали на основе существующего Stewart-Ford и 25 января 2000 года представили в Лондоне на Lord's Cricket Ground.
Jaguar R1: начало
В качестве гонщика пригласили звезду первой величины: вице-чемпиона мира, ирландца Эдди Ирвайна. Но по результативности, к сожалению, заводская команда Ford и близко не соответствовала результатам Stewart. Стало очевидно, что для руководства командой Формулы-1 нужен профессионал, поэтому Jaguar Racing возглавил Бобби Рэйхолл – трехкратный чемпион «Индикара», и совладелец команды Rahal-Hogan. Но Бобби не дали времени и возможностей «развернутся»: руководство Ford постоянно вмешивалось в принятие важных решений!
Jaguar R1 – первый болид британской марки в Формуле-1. Фото: Youtube.com
По этой причине Эдриан Ньюи отказался переходить в Jaguar. В конечном итоге Бобби пришлось уйти, и команду единолично возглавил Ники Лауда, правда тоже не надолго. Перед началом сезона 2003 года австрийца, и еще 70 человек персонала, уволили, в целях борьбы с высокими расходами. Странно, но это помогло команде! В 2003 году Jaguar, возглавляемый Джоном Хоганом, впервые в своей короткой истории поднялся на седьмое место в «Кубке Конструкторов».
2004-й год: момент истины
Jaguar R5 должен был продолжить восходящую тенденцию, заданную R4. В руководстве «конюшни» и конструкторском штабе не было никаких перетасовок, характерных для последних нескольких сезонов. А аэродинамический отдел, с 2003 года возглавляемый Беном Агатангелоу, и вовсе разросся вдвое, по сравнению с тем, чем команда располагала в 2002 году. Для разработки болида 2004 года Jaguar Racing интенсивно использовала арендованную на 123 года аэродинамическую трубу в Бистере, плюс еще одну трубу команда приобрела в Бедфорде.
Кокпит Jaguar R5. Фото: Youtube.com
Впервые за последние сезоны, болид Jaguar представлял собой эволюционное развитие предшественника, вопреки радикальной «стратегии чистого листа» прошлых лет. Разработка Jaguar R5 завершилась в середине декабря 2003 года, но на трассу машину не выводили до середины января, что дало команде дополнительный месяц на стендовые испытания и доработку болида.
Мы многому научились в прошлом году, работая без авралов и с низким уровнем стресса. Теперь, когда мы добились стабильности во всех отделах, мы получили возможность сделать новый R5 лучше прошлогоднего R4 по всем статьям. Впервые у нас есть машина, которой мы доверяем и хорошо понимаем.
– Бен Агатангелоу (руководитель отдела аэродинамики)
Ford инвестировал значительные средства в создание гоночного симулятора и уделил большое внимание эргономике водителя в автомобиле. Глава отдела автомобильных исследований Крис Хаммонд заявил, что программа по улучшению эргономики под названием «Jack», помогла максимально адаптировать кокпит под пилота:
Jaguar Cars использует «Jack» для проектирования салонов автомобилей, которые подходят людям любой комплекции и роста. Мы решили, что можем использовать «Jack» для улучшения эргономики болида Формулы-1. Например, пользовательский интерфейс между рулем и пилотом не соответствовал нашим стандартам, поэтому мы смоделировали Марка Уэббера и Кристиана Клина на компьютере и использовали эти данные для разработки нового руля. Эксперты по эргономике также помогли нам расположить кнопки таким образом, чтобы гонщики интуитивно их нажимали.
Пилоты
В 2003 году в команду пришел молодой и перспективный австралиец Марк Уэббер, став одним из откровений сезона. Его профессионализм, зрелость и ослепительная скорость в квалификациях заставляли людей сравнивать его с Михаэлем Шумахером, а феноменальная трудоспособность завоевала сердце команды Jaguar Racing.
Марк (слева) удачно вписался в состав команды Jaguar. Фото: Youtube.com
Товарищем по команде Марка стал юный австриец Кристиан Клин. Дебютант Формулы-1, сразу же привлек внимание экспертов благодаря легкости, с которой адаптировался к болиду Формулы-1. Хотя в перспективе ожидания от Кристиана высоки, первоначальные требования Jaguar Racing заключались в том, чтобы Клин адаптировался в команде и обеспечивал обратную связь между болидом и инженерами.
Но по факту оказалось что блеснуть на Jaguar R5 не смог бы даже Михаэль Шумахер. Несмотря на две блестящие квалификации Уэббера (второе и третье место за весь сезон) английский болид оказался полностью беспомощным на гоночной дистанции, в лучшем случае позволяя бороться в середине пелотона: ни разу, на протяжении всего сезона, пилоты Jaguar не смогли финишировать выше шестого места. Совсем не таких результатов ждал Ford от заводской команды!
Монако и бриллианты
Зеленая ливрея «British Racing Green» болидов Jaguar в Монако была частично перекрашена в красный, для рекламы фильма «Двенадцать друзей Оушена». Также на кончике носа двух «Ягуаров» был закреплен бриллиант, диаметром около одного сантиметра, от израильского ювелирного дома Steinmetz.
Не смотря на жесты маршалов, Клин припарковал «бриллиантовый» Jaguar в отбойник. Фото: Youtube.com
Бриллиант, однако, не принес удачи гонщикам: Уэббер сошел с трассы на одиннадцатом круге, а гонка Клина и вовсе завершилась на первом круге, из-за аварии в шпильке. Лобовой удар о защитные барьеры повредил носовую часть болида и антикрыло, которые и сами-то по себе стоили целое состояние. Но это – цветочки! Когда Jaguar вернули в боксы, выяснилось, что драгоценный камень «потерялся»! Бриллиант так и не нашли, несмотря на отчаянные поиски. Впрочем, спустя 17 лет выяснилось что «потеря бриллианта» оказалась пиар ходом: Марк Уэббер рассказал, что на носовых обтекателях Jaguar R5 приклеивали «простые стекляшки»!
Двигатель
Как и в случае с шасси, двигатель Cosworth CR-6 стал развитием прошлогоднего агрегата, а значит сохранил конфигурацию с углом развала блока цилиндров 90-градусов. Но в 2004 году в Формуле-1 вступили в силу изменения моторного регламента: теперь можно было использовать только один двигатель на протяжении всего Гран-при.
✅ Тип: Ford Cosworth CR6 90º V10
✅ Рабочий объем: 2998 см3
✅ Производительность: 900 лошадей, при 18 000 об/мин.
✅ Блок управления двигателем: Pi Research
✅ Топливо: Castrol Racing Fuel
То есть, если раньше моторы Формулы-1 работали по 450-500 километров, но теперь должны «пробегать» как минимум 800! В Cosworth проделали впечатляющую работу, чтобы добиться наилучших мощностных характеристик, при одновременном увеличении ресурса.
– Марк Гиллан (руководитель отдела двигателей)
За пять сезонов Jaguar Racing провела в Формуле-1 85 Гран-при, и набрала 49 очков, при этом в Кубке Конструкторов команда Милтон Кинса ни разу не сумела подняться выше седьмого места.
Jaguar в бэнкинге Индианаполиса. Фото: Youtube.com
За все эти годы, лишь дважды пилотам «Ягуара» удалось заехать на подиум, и оба раза это удалось эксцентричному плейбою Эдди Ирвайну. После столь неудачных выступлений, и на фоне кризиса, Ford решили продать команду производителю энергетических напитков Red Bull GmbH.
Решение покинуть Формулу-1, после более чем 35 лет в спорте, было трудным. Теперь мы сосредоточим наши усилия на улучшении результатов Jaguar Cars и Premier Automotive Group.
Марк Филдс, исполнительный вице-президент Ford of Europe и генеральный директор PAG.
С середины девяностых Red Bull спонсировали команды и гонщиков Формулы-1, и в конечном итоге Дитрих Матешиц решился купить собственную «конюшню». Через некоторое время Матешиц уволил Пернелла и Питчфорта (бывших руководителей Jaguar Racing) и поручил руководство командой Кристиану Хорнеру – бывшему боссу Arden International, команды, выступавшей в Формуле-3000.
Jaguar R5 стал «лебединой песней» для британской конюшни. Фото: Youtube.com
В том, что касается Jaguar R5, то за весь сезон Марк Уэббер набрал семь, а Кристиан Клин – три очка. В результате команда Jaguar заняла седьмое место в Кубке Конструкторов 2004 года – в своем последнем Чемпионате мира, завоевав 10 очков.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....